| | Проблемы современной экономики, N 4 (88), 2023 | | ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ | | Заединов А. В. аспирант экономического факультета,
инженер-исследователь биологического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета, Пахомова Н. В. профессор кафедры экономической теории и истории экономической мысли экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук,
член-корреспондент РАЕН, заслуженный работник высшей школы РФ
| |
| | К числу приоритетных способов решения двуединой задачи обеспечения энергобезопасности и декарбонизации страны относится энергосбережение и повышение энергоэффективности. Однако реализуемые в России на протяжении двух последних десятилетий в этом направлении усилия не принесли требуемых результатов, что предполагает обновление используемых для этого методов и инструментов. В данном контексте авторы, базируясь на идеях поведенческой экономики, анализируют пути формирования проэкологичного поведения населения, ориентированного на энергосбережение и сокращение углеродного следа, который обладает, как свидетельствует передовой зарубежный опыт, значительным потенциалом в анализируемой области. Отличительными особенностями предлагаемых мер является минимизация издержек при высокой результативности, что достигается без принуждения и ограничения свободы выбора потребителей. услуг. В статье сформулирован ряд базовых принципов разработки комплексной стратегии формирования проэкологичного поведения населения, а также предложен конкретный инструментарий взаимодействия с потребителями, потенциально подталкивающий их к энергосбережению. В триаду главных действующих лиц предлагаемых мер, наряду с домашними хозяйствами, входят энергоснабжающие и управляющие компании, имеющие непосредственный контакт с потребителями, а также государство, призванное придать этому процессу комплексный централизованный характер, в частности, путем принятия соответствующих стандартов предоставления информации. | Ключевые слова: энергопереход, энергосбережение, декарбонизация, поведенческая экономика, проэкологичное поведение, практика «подталкивания» | УДК 330.88; 330.16; 338.46; ББК 65.2/4, 65.28 Стр: 187 - 192 | Введение. Потребление энергоресурсов относится к числу ключевых факторов, воздействующих на углеродоемкость национальной экономики, как и на величину углеродного следа потребителей и компаний. На значение повышения эффективности энергетического сектора, как главного эмитента парниковых газов (ПГ), было обращено внимание в решениях Парижской конференции по климату 2015 года [1]. Та же проблема активно обсуждалась и на 8-й Глобальной конференции по энергоэффективности, прошедшей летом 2023 года в Версале (Франция), по результатам которой было принято заявление о поддержке цели удвоить к концу десятилетия средний глобальный показатель повышения энергоэффективности [2]. Для России это направление относится к числу приоритетных, в том числе, ввиду существенного вклада энергетики в общий объем выбросов ПГ, который в последние 30 лет стабильно приближается к 80% [3].
Для достижения требуемых показателей по повышению энергоэффективности и снижению углеродоемкости национальной экономики необходимо продолжить радикальное преобразование энергетического сектора при одновременной реализации энергоперехода. Важно учитывать и определенное уточнение подхода к сути современного энергетического перехода, на что акцентируют внимание ряд ведущих экспертов, указывающих на необходимость придания энергопереходу, как и климатической политике в целом, более прагматичного и реалистичного характера. Речь идет о сокращении выбросов ПГ, а не просто о замене одного энергоносителя другим. Залогом успешного и поступательно реализуемого энергоперехода является обеспечение энергетической безопасности, экономической доступности и устойчивости [4].
Такому подходу в целом соответствуют принятые в России и находящиеся на стадии согласования официальные документы. Так, согласно Стратегии социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, принятой Распоряжением Правительства РФ от 29.10.2021 г. № 3052-р. (далее СНУР РФ 2050), а также проекту Операционного плана по реализации этой Стратегии [5], в российской энергетике ключевыми направлениями преобразований должны стать: сокращение удельного расхода топлива при выработке и потерь при передаче тепловой и электрической энергии, а также сокращение доли угольной, а после 2030 года и газовой, генерации с ростом генерации на основе атомной энергии, гидроэнергии и прочих ВИЭ. При отсутствии утвержденного Операционного плана реализации СНУР РФ 2050 аналитические центры предлагают различные сценарии декарбонизации России и оценивают необходимые инвестиции. Так, согласно оценкам экспертов из ЦЭНЭФ XXI, ВТБ Капитал и Сбербанка, полная или частичная декарбонизация к середине века может обойтись в 56,5 — 481 трлн руб., при этом на всю энергетическую отрасль, включая нефтегазовый сектор и транспорт, придется от 43 до 263 трлн руб. [6].
Проанализируем отдельно, с точки зрения экономической эффективности, мероприятия по энергосбережению в электроэнергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ). Минэкономразвития РФ в своем докладе приводит примеры лучших практик в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, реализуемые в настоящее время российскими компаниями [7]. Так, проекты в электроэнергетике, заключающиеся преимущественно в техническом перевооружении и реконструкции объектов генерации и передачи энергии, окупаются в среднем за 3–5 лет при затратах на реализацию в размере от сотен тысяч до сотен миллионов рублей. Проекты в области солнечной энергетики, а также интеллектуального учета энергии, окупаются за 7–10 лет и обходятся в сотни тысяч — триллионы рублей. В секторе теплоснабжения также имеются примеры коммерчески целесообразных проектов по энергосбережению, однако, согласно данным Росстата, общие затраты теплоснабжающих организаций на энергосберегающие мероприятия в 2021 году достигли 25,94 млрд рублей, а экономия, полученная от этих мероприятий, составила только 3,26 млрд рублей, что почти в 8 раз меньше затрат [8]. Причем приблизительно такое же соотношение сохраняется на протяжении многих лет, и характерно также для других организаций ЖКХ. Наряду с этим, в России все еще отсутствует работающий механизм извлечения прибыли от реализации углеродных единиц, в том числе полученных от энергосберегающих мероприятий, в силу чего при оценке экономического эффекта данных мер пока не учитывается потенциальная статья дохода [9].
Российские власти еще с конца 2000-х гг. взяли курс на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, однако динамика показателей сокращения потерь при генерации и передаче энергии, а также удельного расхода топлива, была недостаточной для достижения поставленных целей. Более того, в последние годы хотя и наблюдалась положительная, но все еще весьма слабая динамика показателей энергоэффективности в электроэнергетике, а в теплоснабжении она была и остается отрицательной [7]. Теплоснабжение в России в целом характеризуется устойчивой стагнацией и убыточностью [10].
С учетом данных обстоятельств, обратимся к выработанному в рамках поведенческой экономики подходу, который отличается низкой капиталоемкостью, и, при правильной организации и целенаправленных усилиях, способен принести весомые результаты как в энергосбережении, так и в снижении выбросов ПГ. Согласно данным Международного энергетического агентства, изменение в поведении и эффективности материалов способны обеспечить около 8% общемирового сокращения выбросов ПГ с учетом достижения углеродной нейтральности к середине столетия [11]. В настоящее время поведенческие методы широко распространены, правительства более 150 стран используют их в том или ином виде для воздействия на поведение потребителей и их выбор [12]. В ряде стран подобные методы включены в государственные программы и стратегии. Так, например, в Плане действий по борьбе с изменениями климата Германии и в Долгосрочной стратегии в рамках Парижского соглашения Японии, содержатся специальные разделы, посвященные взаимодействию с потребительской стороной или стороной спроса (demand-side), как и поведенческому воздействию на нее [13, 14].
В научной литературе, включая, прежде всего зарубежную, принципы и методы формирования проэкологичного поведения активно изучаются, на практике неоднократно подтверждалась и их эффективность, в том числе в области энергосбережения. По оценкам исследований на примере развитых стран, реализация конкретных поведенческих инструментов может привести к сокращению энергопотребления домохозяйствами на 2–4%, а в отдельных случаях и до 10% [15, 16, 17]. Все это определяет и целесообразность использования для обеспечения устойчивого низкоуглеродного развития методов взаимодействия с потребителями в части повышения их информированности и формирования проэкологичного поведения, в том числе в области энергосбережения.
Целью статьи является обоснование актуальных для российских потребителей принципов и инструментов формирования проэкологичного поведения, способствующего энергосбережению. Объектом исследования и применения данных инструментов выступает коммунально-бытовой сегмент потребителей энергоресурсов, или население страны. Согласно данным Росстата, на долю населения в России приходится около 1/6 потребления электрической и более 1/3 тепловой энергии [18]. Таким образом, данный сегмент занимает значительное место в энергобалансе страны и должен приниматься во внимание при разработке и реализации энергетической и климатической политики.
Для достижения заявленной цели в статье последовательно решались следующие задачи: выполнен обзор существующих поведенческих теорий и практик, направленных на формирование проэкологичного поведения и энергосбережения у потребителей; дана оценка потенциала энергосбережения и сокращения выбросов ПГ за счет поведенческого воздействия на потребителей в России; на данной основе сформулированы базовые принципы разработки стратегии и методов формирования проэкологичного поведения; предложен конкретный инструмент поведенческого воздействия, способствующего энергосбережению и сохранению окружающей среды в России.
Поведенческие теории и практики формирования проэкологичного потребления. Поведенческая экономика основывается на предположении, что человек принимает решение под воздействием различного рода факторов (внешних и внутренних), таких как личностные качества, когнитивные искажения, социальное давление, стереотипы и многие другие. В результате этого воздействия поведение человека, в том числе как экономического агента, является не вполне рациональным. За десятилетия исследований в области психологии, социологии и поведенческой экономики ученым удалось не только выявить факторы, определяющие процесс принятия решений и поведение людей, но и разработать способы воздействия с учетом выявленных факторов на потребителей, в том числе для формирования проэкологичного поведения.
Представим краткий обзор проводимых специалистами исследований, включая эмпирические, и полученных результатов. В работе [19] выполнен обзор основных теорий, посвященных выявлению значимых условий, способствующих повышению озабоченности населения экологическими вопросами и соответствующему изменению в их поведении, направленном на сохранение окружающей среды. На этой основе был сделан вывод, что возможность формирования проэкологичного поведения определяется комплексом факторов, таких как: личностные черты (альтруистические и экологические ценности), уровень экологической осведомленности, наличие мотивации и стимулов, эвристическая доступность, то есть скорость извлечения из памяти предыдущего опыта проэкологичного поведения и связанных с ним эмоций, а также восприимчивость к проблемам изменения климата, которая, в свою очередь, зависит от географической или временной близости человека к какому-либо неординарному климатическому явлению. Отдельные эмпирические исследования показывают, что, несмотря на высокий уровень осведомленности, люди могут отказаться от проэкологичных действий, например по сортировке отходов или переходу на более энергоэффективные технологии, из-за недостаточности стимулов, отсутствия понятной и доступной инфраструктуры, а также если эти действия нарушают их привычный образ жизни (статус-кво) [19, 20, 21].
Исследования особенностей человеческого поведения, в том числе проэкологичного, как вытекает и из данного краткого обзора, не ограничиваются теорией. В 2017 году премию имени А. Нобеля по экономике получил Ричард Талер за его вклад в изучение поведенческой экономики. Причем особой ценностью обладает не столько вклад этого исследователя в развитие теории поведенческой экономики, сколько применение результатов его исследований на практике. Принимая во внимание особенности человеческого поведения, обусловленные ограниченной рациональностью при принятии решений и наличием когнитивных искажений, Р. Талер с соавторами разработали концепцию «подталкивания» (nudging). Ее суть заключается в создании таких условий выбора, которые способствовали бы принятию человеком оптимальных для него решений, даже если изначально он не был склонен или способен их принимать [22, 23, 24]. Что касается искажений, то этот термин означает систематические ошибки в мышлении или шаблонные отклонения, предсказуемо возникающие в одних и тех же обстоятельствах [25]. Концепцию подталкивания принято считать методологией прикладной поведенческой экономики, на основе которой были разработаны конкретные предложения и меры общественной и частной политики, позволившие с минимальными затратами получить существенные социально-экономические результаты и значительно улучшить жизнь людей.
К числу наиболее распространенных методов подталкивания относятся: (а) информационные методы, использующие те или иные когнитивные искажения и особенности восприятия информации, и (б) так называемая «архитектура выбора», подразумевающая изменение (создание) определенных условий принятия решения, подталкивающих людей к оптимальному для них выбору. Ключевыми общими чертами и преимуществами методов поведенческого подталкивания является то, что они, во-первых, используют знания об особенностях экономического поведения людей, которые, с одной стороны, реагируют на стимулы, но в то же время подвержены поведенческим искажениям и сдвигам; во-вторых, приносят очевидную и существенную общественную пользу и повышают благосостояние людей; в-третьих, не требуют значительных затрат; в-четвертых, не ориентированы на механизмы прямого принуждения, то есть являются инструментами мягкой силы, что позволяет избежать нарушения принципа свободы выбора индивида [24].
Поведенческие методы широко применяются, прежде всего, в развитых странах для решения различных социально-экономических задач. Такая распространенность позволяет на основе имеющихся примеров с достаточной достоверностью оценить возможные эффекты от использования различных вариантов подталкивания, в частности, к энергосбережению:
– более осторожные оценки показывают, что за счет различного рода подталкивания можно добиться в среднем снижения энергопотребления на 2–4% [15];
– наглядное предоставление обратной связи об энергопотреблении в режиме реального времени, например, с помощью умного дисплея позволяет повысить энергосбережение в среднем на 2,9% [16], в отдельных случаях, например в США, такие технологии позволяли добиться сокращения энергопотребления на 6–7% [17];
– сочетание мер по установке тарифов на разное время потребления, использованию умных счетчиков с дисплеями, а также по предоставлению подробных отчетов с советами по энергосбережению в Ирландии привело к экономии энергии в среднем на 3,2% и к сокращению потребления в пиковые периоды на 11,3% [16];
– в более северных странах, таких как Финляндия, где распространено электроотопление, эксперименты показывают, что ежемесячное информирование домохозяйств об их энергопотреблении и влиянии на окружающую среду в сочетании с полезными советами по энергосбережению позволяют сократить потребление энергии на 10% в зимнее время года, однако прекращение информирования нивелировало полученный эффект, и энергопотребление вернулось почти на прежний уровень в течение пары месяцев [26].
В российской энергетической политике вопросам смещения потребительского поведения в сторону энергосбережения и экологической ответственности не уделяется должного внимания, и в действующих нормативно-правовых актах подобные положения отсутствуют. При этом вследствие богатства страны природными ресурсами и относительной ценовой доступности коммунальных услуг ввиду жесткого тарифного регулирования возникновение проэкологичного поведения и осознанного сокращения энергопотребления лишь под воздействием стандартных рыночных сигналов маловероятно. Поэтому следует поддержать первые шаги подключения регулятора в этом направлении. Так, в Стратегическом направлении в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса (принято Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2021 г. № 3924-р) заявлены два проекта: проект «Активный потребитель» направлен на развитие микрогенерации и создание целевого рынка управления спросом, а проект «Цифровой ассистент «Моя энергетика» — на повышение качества обслуживания потребителей и создание единого окна для коммуникации всех поставщиков ресурсов и ЖКУ с потребителями. Реализация данных проектов может привести к формированию некоторой основы взаимодействия с потребителями. Однако о планах использования этой основы в целях формирования проэкологичного поведения пока не было упоминаний.
На основании зарубежного опыта внедрения инструментов подталкивания в энергосбережении и полученных результатов, можно дать оценочный прогноз потенциала подобных мероприятий в России. Согласно Балансу энергоресурсов за 2021 год, в России из 391,1 млн т.у.т. потребленной электроэнергии (без учета потерь) 60,6 млн т.у.т., или 15,5%, было отпущено населению, аналогично из 191,7 млн т.у.т. потребленной тепловой энергии 68,4 млн т.у.т., или 35,7%, также ушло населению [18]. Исходя из соотношения, что 1 т.у.т. в энергобалансе России эквивалентно около 2,6 т СО2 выбросов ПГ, можно с определенным приближением оценить, что предоставление населению электрической и тепловой энергии в 2020 году обеспечило эмиссию 157,6 СО2 и 177,84 СО2 ПГ, соответственно, или суммарно 335,44 млн т СО2, что составляет более 22,3% от общего числа выбросов [3, 7].
На основании представленных выше результатов зарубежного опыта предположим, что применение методов подталкивания в России может привести к сокращению потребления населением энергоресурсов на 3–10%, то есть на 3,87–12,9 млн т.у.т. Это приведет к снижению эмиссии ПГ на 10,06–33,54 млн т СО2. Согласно целевому сценарию СНУР РФ 2050, к 2050 году объем выбросов ПГ в России (без учета поглощения) должен снизиться на 289 млн т СО2. В таком случае, подталкивание к энергосбережению может обеспечить порядка 3,5–11,6% от этого сокращения. В денежном выражении с учетом принятой в России стоимости 1 тонны СО2 (углеродной единицы) на бирже в размере 1 тыс. рублей, экономический эффект от подталкивания к энергосбережению может составить от 10,06 до 33,54 млрд рублей [27]. Если учесть, что некоторые методы подталкивания применимы также к производителям и промышленным потребителям, то потенциальный эффект от использования таких инструментов может быть еще больше. Однако, именно в бытовом сегменте поведенческие методы обладают наибольшим потенциалом ввиду слабости ценовых сигналов из-за жесткого тарифного регулирования. Вместе с тем, точные оценки невозможны без проведения соответствующих детальных исследований по каждому инструменту и по каждой целевой группе потребителей.
Поведенческие интервенции являются сложным процессом, эффективная реализация которого требует привлечения ряда специалистов по социологии, психологии, экономике и юриспруденции для сегментирования и изучения особенностей населения, проведения экспериментов с фокус-группами, разработки конкретных инструментов и их встраивания в функционирующие в стране экономическую и нормативно-правовую системы. Поэтому наиболее целесообразным является разработка комплексной национальной стратегии формирования проэкологичного поведения при ее тесной взаимосвязи с уже существующими и актуальными отраслевыми стратегиями, например, энергетической, а также с принятой Стратегией социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года.
Обобщив основные положения проанализированных теорий, а также имеющийся опыт применения поведенческого подталкивания на практике, сформулируем ряд базовых принципов, которыми следует руководствоваться при разработке соответствующей комплексной стратегии формирования проэкологичного поведения:
• необходимость обеспечения экологической осведомленности и принятия важности этой проблематики среди населения на разных этапах становления личности (детское воспитание, образование, корпоративная деятельность);
• надежность и доверительность источников, используемых для информирования населения, полнота и адекватность ее отражения в различных доступных для понимания формах;
• регулярность и постоянство обратной связи (предпочтительно в реальном времени) и получения полезных советов, опционально включение соревновательного аспекта путем предоставления возможности сравнивать свои «успехи» в энергосбережении с другими;
• персонификация содержания информационных сообщений, каналов предоставления информации, а также используемых инструментов подталкивания (по возрастной группе, полу, уровню образования и т.д.) для обеспечения наиболее эффективного восприятия, а также возникновения личной заинтересованности и проэкологичных ассоциаций;
• целесообразность формирования проэкологичных норм на уровне сообществ, благодаря чему каждый индивид будет принят и поддержан как минимум на уровне ближайшего окружения;
• использование принципа «от простого к сложному» при формировании проэкологичного поведения;
• целесообразность сосредоточения на одной группе проэкологичных практик вместо множества различных, например, энергосбережение или раздельный сбор мусора;
• избегание использования трудоемких, вызывающих дискомфорт нарушающих привычный образ жизни вариантов проэкологичного поведения;
• учет того, что ограничение выбора, навязывание или обязывание являются менее эффективными по сравнению с добровольной постановкой целей, взятием обязательств и вознаграждением;
• обозначение четкой связи проэкологичного поведения с индивидуальными и общественными ценностями и благополучием, а также персональной близости к экологическим рискам.
Сформулированные принципы целесообразно иметь в виду при разработке локальных инструментов подталкивания к проэкологичному поведению в отдельных отраслях, регионах, или соответствующих корпоративных стратегий на предприятиях.
Подчеркнем, что предпосылкой результативности подобных мер является ответственное отношение властей, особенно местных, к решению поставленной задачи. Это подтверждают усилия по внедрению раздельного сбора твердых коммунальных отходов в рамках реформы обращения с отходами в России, для которой характерен существенный разброс достигаемых результатов по регионам и муниципалитетам, включая и отнюдь не малочисленные примеры игнорирования ее задач на местах. Исследования показывают, что в данном случае самым действенным фактором, способным повысить готовность граждан к проэкологичному поведению, является наличие в непосредственной близости к дому специализированных контейнеров [19, 20, 28]. В то же время в России только 15% людей имеют эту возможность для сортировки бытовых отходов [29]. При этом, несмотря на достаточную осведомленность правовыми нормами о раздельном сборе ТКО, примерно каждый второй из опрошенных агентством Magram Market Research не сортирует свои бытовые отходы, потому что считает это бессмысленным [30]. Сомнение в том, что их усилия по раздельному сбору мусора приведут к его дальнейшей эффективной переработке, является главной причиной отказа россиян от этих действий. Таким образом, к числу решающих предпосылок формирования проэкологичного поведения российских граждан является проактивная позиция властей, которые должны: (1) обеспечить формирование удобной инфраструктуры, чтобы проэкологичные действия не были трудоемкими и не нарушали привычный образ жизни, и (2) гарантировать, что результат этих действий будет в дальнейшем использован в соответствии с заявленной целью, например, для реальной переработки рассортированных отходов.
Поскольку поведенческие интервенции наиболее эффективны при их внедрении в ходе реализации комплексной стратегии, что может занять длительное время, важно принимать во внимание этапность этого процесса. Ермолаева Ю.В. предложила следующую разумную пошаговую схему внедрения проэкологичных стимулов, норм, мотиваций и ценностей: (1) определение желаемого поведения и сопоставление с преобладающим на данный момент поведением внутри исследуемой группы, а также расчет вероятности изменения поведения; (2) определение факторов, потенциально препятствующих (поведенческие, когнитивные и социальные барьеры) и способствующих формированию целевого поведения; (3) разработка программы, нивелирующей выявленные барьеры и усиливающей восприятие потенциальных выгод будущего, формирующей дополнительные преимущества от проэкологичного поведения; (4) пилотные испытания и доработка программы; (5) реализация программы, сбор обратной связи, оценка результативности и эффективности, а также, при необходимости, доработка программы [20]. Наряду с этим в данную программу должна быть интегрирована установка на достижение целевых показателей, корреспондирующих с целями устойчивого низкоуглеродного развития и национальными интересами, представленными в соответствующих стратегиях.
Подталкивание к энергосбережению с помощью квитанций за жилищно-коммунальные услуги. На основе результатов приведенного анализа, обобщения зарубежного опыта, а также предыдущих авторских исследований состояния российской энергетической отрасли, можно предположить, что к числу наиболее целесообразных каналов реализации поведенческого воздействия относится взаимодействие с потребителями в процессе уведомления об оплате коммунальных услуг. В настоящее время этот процесс в России реализован преимущественно двумя способами: (1) получение по почте квитанции от энергоснабжающей, сбытовой или управляющей компании (далее — информирующая организация) на бумажном носителе или (2) получение уведомления в личном кабинете в мобильном приложении или на веб-странице.
Ввиду отсутствия доступа к личным кабинетам достаточного числа информирующих организаций, остановимся подробнее на бумажных квитанциях. Напомним, что регулярное предоставление развернутой обратной связи об энергопотреблении, советы по энергосбережению и дополнительные сведения о воздействии потребления энергии на окружающую среду являются наиболее эффективным методом подталкивания, согласно приведенным ранее примерам.
Исследование проводилось авторами на образцах квитанций за ЖКУ от 14 различных информирующих организаций из 8 различных населенных пунктов. При этом была изучена в первую очередь оборотная (внешняя) сторона платежных документов, так как ее оформление остается на усмотрение компании, а на внутренней стороне должны быть отражены все формальные сведения и информация об объеме и стоимости оказанных услуг. Анализ данных квитанций в контексте учета выработанных в рамках концепции подталкивания рекомендаций показывает следующее.
Большинство (11 из 14) компаний помимо основной информации о потреблении и начислениях размещает на своих квитанциях сведения о различных электронных ресурсах для осуществления оплаты предоставленных услуг и передачи показаний, побуждая к сокращению использования бумаги. При этом только 2 компании в качестве стимулирования перехода на электронные квитанции проводят акции с розыгрышем ценных призов, информация о которых указана на платежном документе, и только 1 компания (ООО «ТНС энерго Великий Новгород») привлекает внимание к экологическим проблемам и проводит акцию по высадке деревьев за каждые 500 подключенных электронных квитанций.
Разберем в качестве примера перехода на цифровое взаимодействие с потребителем создание в Санкт-Петербурге Единого информационно-расчетного центра, который посредством веб-сайта и мобильного приложения должен упростить взаимодействие пользователей со структурой ЖКХ, в том числе осуществление платежей, а также повышает осведомленность потребителей, благодаря информационным постам в социальных сетях и на официальном сайте [31]. Однако в данном случае также отсутствует намерение информирования и тем более подталкивания потребителей в части энергосбережения и заботы об ОС. Кроме того, в сети Интернет преобладают скорее негативные отзывы пользователей о качестве и удобстве взаимодействия с веб-интерфейсом, а зарубежная практика показывает, что дискомфорт при работе с онлайн-платформой препятствует ее использованию и нивелирует потенциальный полезный эффект от размещенной на ней информации [26].
Информирующие организации также склонны размещать напоминания о необходимости своевременной оплаты коммунальных услуг и негативных последствиях в случае задолженности, часто в угрожающем тоне, что с точки зрения поведенческого подталкивания редко является эффективным. Некоторые компании также размещают рекламу государственных сервисов, никак не связанную с энергопотреблением, например, по трудоустройству или напоминание о необходимости уплаты налогов, или регистрации собственности. Среди изученных авторами квитанций 14 информирующих организаций только одна (АО «АтомЭнергоСбыт) размещает на платежном документе хотя бы какую-то информацию, или ссылку на нее, на тему устойчивого развития, сокращения углеродного следа, а также советы по энергосбережению. На внешней стороне данного документа среди прочей информации размещено упоминание о размере углеродного следа от производства 1 кВт*ч электроэнергии, а также QR-код со ссылкой на собственный электронный ресурс [32]. На этом ресурсе любой желающий может с помощью «зеленого» калькулятора рассчитать уровень выбросов СО2 от потребленной им электроэнергии и получить полезные практические советы по энергосбережению и сокращению своего углеродного следа, а также ознакомиться с общей информацией об устойчивом развитии, углеродном следе и политике АО «АтомЭнергоСбыт» в этом отношении. Однако, с точки зрения восприятия, общий дизайн даже такого относительно продвинутого платежного документа все еще требует доработок.
Отметим, что в рассмотренной выборке удачное дизайнерское оформление, призванное привлекать внимание, в том числе к экологическим проблемам, содержащее иллюстрации и лаконичные сообщения, упрощающие восприятие, скорее характерно для квитанций энергоснабжающих компаний. Напротив, сбытовые и управляющие компании в отдельных случаях (4 из 14 квитанций) оставляли оборотную сторону платежного документа пустой, игнорируя возможность использовать половину этого информационного носителя для подталкивания потребителей к какой-либо форме общественно полезного поведения.
На основании данного выборочного анализа можно заключить, что российский жилищно-коммунальный сектор существенно отстает от зарубежных лидеров в использовании современных технологий повышения осведомленности потребителей по вопросам эффективного и экологически ответственного энергопотребления и энергосбережения. Информирующие организации в большинстве случаев размещают дополнительную информацию на оборотной стороне платежного документа, по всей вероятности, в маркетинговых целях. Однако данная информация, за редким исключением, не относится к энергосбережению и сокращению выбросов парниковых газов, а способ ее предоставления (дизайн) не является привлекательным и затрудняет восприятие. В отдельных случаях оборотная сторона квитанции не задействована вовсе, оставаясь пустой, либо содержит иллюстрации, лишенные смысловой нагрузки. В то же время, зарубежный опыт показывает, что сочетание инструментов предоставления детализированной сравнительной информации с методиками подталкивания может привести к заметному сокращению потребления энергии в домохозяйствах за достаточно короткий срок и при минимальных издержках.
В связи с этим, целесообразно обратить внимание на содержание и оформление платежных документов с целью реализации через них поведенческого воздействия на потребителей. Информирующим организациям следует использовать как минимум внешнюю сторону квитанций для размещения сведений и иллюстраций, привлекающих внимание потребителей к экологическим проблемам, побуждающих их к принятию активных действий по сокращению личного негативного воздействия на окружающую среду, а также содержащих полезные советы по эффективной реализации этих действий и потенциальную выгоду от их осуществления. В нашем случае речь идет, в первую очередь, о комплексе мер по снижению энергопотребления. Тогда в качестве привлекающей внимание может быть информация о серьезном негативном воздействии энергетического сектора на окружающую среду посредством выбросов ПГ. Полезными будут советы по энергосбережению, например, по переходу на менее энергозатратные осветительные приборы, своевременное отключение освещения, регулирование отопления, установка энергосберегающих окон и так далее. Дополнительной, а в некоторых случаях и главной, ценностью (полезным эффектном) от таких мероприятий для домохозяйств будет снижение расходов на ЖКУ, а также сокращение индивидуального углеродного следа, то есть внесение личного вклада в сохранение окружающей среды и избежание неблагоприятных климатических изменений.
В случае цифрового взаимодействия с потребителями платежный документ не имеет обратной стороны. Тогда имеет смысл применить авторские предложения к оформлению самого личного кабинета на сайте или в мобильном приложении и соответствующих электронных уведомлений. Целесообразной мерой также служит размещение информации, способствующей энергосбережению и формированию проэкологичного поведения, но в более развернутом виде, на электронном ресурсе, по примеру АО «АтомЭнергоСбыт». При этом переход на такие ресурсы не будет затруднен для потребителей, так как ссылку на него можно разместить либо в личном кабинете пользователя на уже существующей платформе информирующей организации, либо на платежном документе в виде QR-кода.
Выводы и рекомендации. В работе обоснованы общие принципы стратегии формирования проэкологичного поведения среди населения на примере энергосбережения в энергетике и в ЖКХ, а также предложен один из конкретных инструментов ее реализации на примере модернизация информационной составляющей квитанций за жилищно-коммунальные услуги. Главными действующими лицами в этом процессе, помимо самих домохозяйств, должны стать энергоснабжающие и сбытовые компании, обладающие достаточной информацией и каналом связи с потребителями, а также государство, заинтересованное в обеспечении национальной энергобезопасности и достижении целей устойчивого низкоуглеродного развития.
Целесообразность применения поведенческих инструментов для подталкивания населения к проэкологичному поведению определяется, прежде всего, их экономичностью и высоким энергосберегающим потенциалом, который для России ориентировочно оценивается в десятки миллиардов рублей. Наряду с этим, рассмотренные инструменты обладают значительным потенциалом и в области декарбонизации национальной экономики, измеряемым в несколько десятков миллионов тонн СО2. Вместе с тем, практическая имплементация указанных инструментов осложняется ввиду убыточности многих теплоснабжающих компаний, которые не располагают средствами, необходимыми для проведения простейших подготовительных операций. При этом, потенциальный эффект от внедрения инструментов подталкивания населения к энергосбережению, выражаемый в сокращении выбросов ПГ и декарбонизации экономики, при отсутствии развитого рынка углеродных единиц, имеет характеристики общественного и даже глобального блага, входя в систему общенациональных интересов государства.
В этих условиях перед государством стоит задача придать процессу формирования проэкологичного поведения у всего населения комплексный централизованный характер при одновременной поддержке и содействии энергоснабжающим, сбытовым и управляющим компаниям. К числу первоочередных мер относится разработка национального стандарта предоставления информации, релевантной задаче перехода на траекторию устойчивого, энергоэффективного низкоуглеродного развития. Подобный стандарт должен быть гибким, чтобы оставлять информирующим организациям свободу, в том числе для поиска наиболее эффективных вариантов оформления платежных документов и веб-страниц.
Методы поведенческой экономики являются в определенных аспектах универсальными, поэтому обоснованные в статье предложения могут быть полезны не только для энергоснабжения и теплоэнергетики, но и для других областей, например, для дополнительной информационной и поведенческой поддержки реформы обращения с твердыми коммунальными отходами. |
| |
|
|