Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (88), 2023
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Лукашевич М. Л.
доцент кафедры мировой экономики и международных экономических отношений
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук


Инженерно-экономическое образование: между прошлым и будущим
В статье рассматриваются вопросы истории и содержания инженерно-экономического образования в СССР, когда были открыты инженерно-экономические институты с отраслевыми факультетами, где готовили специалистов для работы на уровне цеха, заводов, комбинатов, электростанций, стройплощадок. Показано, что подготовка таких специалистов требовала знания реальных производственных процессов. Отмечается, что такой опыт в значительной степени был заимствован из инженерно-экономического образования в Германии, где подготовка инженеров-экономистов велась в основном в специализированных практико-ориентированных вузах. Рассматриваются проблемы и пути развития инженерно-экономического образования в России.
Ключевые слова: инженерно-экономическое образование, индустриализация, цифровизация, кооперация, университеты
УДК 338.242   Стр: 169 - 171

Подготовка инженеров-экономистов началась в СССР в тридцатых годах как ответ на потребности индустриализации. Массовое строительство заводов с использованием зарубежных технологий требовало специалистов, разбирающихся в технологических процессах, организации производства, нормировании и организации труда, калькулировании затрат и технико-экономическом планировании на уровне цеха и завода.
Для подготовки соответствующих специалистов были открыты инженерно-экономические институты с отраслевыми факультетами машиностроения, энергетики, строительства, химической промышленности.
Ключевыми факторами подготовки специалистов выступали отраслевая специализация и уровень будущей работы выпускников: цеха, заводы, комбинаты, электростанции, стройплощадки. Подготовка требовала знания реальных производственных процессов. Поэтому студенты обязательно проходили в соответствующих подразделениях предприятий производственные практики трех видов: технологическую, организационную и технико-экономическую. Конечно, экономика в те времена была плановая и о рыночном спросе, свободном ценообразовании и маркетинге речи не могло и быть.
Нынешняя ситуация, в которой находится Россия, в чем-то схожа с тридцатыми годами. Мы говорим об «Индустриализации 4.0» и технологической независимости в условиях ухода многих западных компаний, построивших в стране эффективные производства, и санкционном давлении со стороны экономически развитых государств, выражающемся в закрытии рынков снабжения и сбыта, ограничении доступа на российский рынок современных технологий, материалов и комплектующих. В этих условиях вновь требуются специалисты, способные перехватить управление производствами и развивать обрабатывающую промышленность на инновационной рыночной основе. Такие специалисты должны обладать знанием отраслевых технологий и бизнес-процессов, уметь разрабатывать и внедрять мероприятия по снижению издержек, реинжинирингу, организации новых производств, повышению производительности труда, цифровизации и роботизации. Разработка цифровых двойников предприятий, управление жизненным циклом продуктов требует дополнительно знаний в области информационных технологий: CAD/CAM, PLM и ERP-систем, маркетинга и электронной коммерции. Представляется, что такими комплексными междисциплинарными знаниями и компетенциями должен обладать современный инженер-экономист. Не случайно эксперты называют ее одной из самых востребованных сегодня профессий [6]. К сожалению, универсальный экономист-менеджер в ситуации отсутствия знаний специфики отраслевых технологий и рынков такими компетенциями не обладает. Это вынуждает компании организовывать собственную подготовку нужных специалистов в корпоративных университетах или доучивать их в бизнес-школах.
Инженерно-экономическое образование пришло в СССР из Германии, где подготовка инженеров-экономистов (Wirtschaftsingenieurwesen) велась в основном в специализированных практикоориентированных вузах (Fachhochschulen. FHH), реорганизованных в рамках Болонской системы в университеты прикладных наук.
Инженерно-экономическое образование в Германии построено по модульному принципу и совмещает знания естественных наук, права, экономики, инженерных наук. Все они связаны между собой в процессе обучения, и позже изучаются более глубоко в рамках выбранного студентом направления.
В большинстве университетов, помимо базовых обязательных модулей, студент выбирает один технический или экономический обязательный модуль по выбору, позволяющий ему специализироваться в каком-либо направлении. Специализация может быть, как в экономическом, так и в инженерном направлении и зависит от комбинаций выбранных «обязательных предметов на выбор».
Например, в Рейнско-Вестфальском техническом университете Ахена бакалаврская базовая подготовка включает обязательный экономический модуль с такими дисциплинами: введение в экономику предприятия; количественные методы; методы принятия решений; управление персоналом; сбыт и снабжение; производство и логистика; инвестирование и финансирование; управленческий и бухгалтерский учет; макро- и микроэкономику; введение в эмпирические экономические исследования; частное право. Естественно-математический модуль включает: математические дисциплины, химию, программирование, статистику, физику. Далее в рамках отраслевой специализации, студент может выбрать, например, модуль инженерно-экономического образования по направлению «Электрическое и энергетическое оборудование», включающий такие дисциплины: электротехнику, информатику, теорию систем, системы электроснабжения. К числу обязательных дисциплин по выбору по этому направлению относятся: планирование и производство систем электрификации; силовая электроника; компоненты и электрооборудование; приборы и оборудование среднего и высокого напряжения. В дальнейшем по этому направлению студент готовит бакалаврскую работу, содержащую результаты теоретического исследования или практического эксперимента и показывающую, что кандидат способен самостоятельно в установленный срок с использованием научных методов решить проблему в области электротехники.
Обязательным условием обучения является прохождение производственной практики (12-16 недель), состоящей из технических и экономических видов деятельности на заводах или промышленных предприятиях по направлению специализации [7].
По завершении обучения по инженерно-экономической специальности по программе специалитета присуждается квалификация дипломированный инженер-экономист. Если во время обучения в разделе инженерное дело было выбрано не техническое направление, то присуждаемая квалификация будет звучать по-другому, например, инженер-программист или инженер-маркетолог.
По окончании бакалавриата, студенты получают квалификацию бакалавр бизнеса и инжиниринга (Bachelor of Business and Engineering).
Магистерские инженерно-экономические программы завершаются присуждением звания Master of Business and Engineering (MBE), Master of Business Engineering (MBE) Master of Business Administration & Engineering (MBA&E) [8].
Большую роль в подготовке кадров на этапе индустриализации сыграл образованный в 1930-е гг. Ленинградский инженерно-экономический институт (ЛИЭИ им. П. Тольятти). Его изначальной задачей было удовлетворение конкретного спроса на линейных руководителей, организаторов производства (мастеров, начальников участков, цехов, предприятий) и функциональных специалистов уровня предприятия (экономистов, нормировщиков, технологов). Свою задачу на том этапе ЛИЭИ выполнил, сформировав устойчивые компетенции в подготовке инженеров-экономистов.
Учебный планы подготовки инженеров-экономистов для машиностроительных предприятий в семидесятые годы прошлого столетия включал как общеобразовательные дисциплины: физику, химию, высшую математику, статистику, математическое программирование, так и инженерные: техническую механику, электротехнику, черчение, детали машин, материаловедение и технологию металлов, теорию машин и механизмов, резание металлов, технологии машиностроения и автоматизации производства. Блок организационно-экономических дисциплин включал: организацию труда и техническое нормирование, управление производством, народнохозяйственное и отраслевое планирование, экономику и организацию машиностроительного производства, внутризаводское технико-экономическое и оперативно-производственное планирование, технико-экономический анализ хозяйственной деятельности и другие. Получало развитие и преподавание информационных технологий: ЭВМ, АСУП, алгоритмический язык и программирование. Важную роль в подготовке специалистов играло и курсовое проектирование. Каждый блок дисциплин включал курсовой проект; по деталям машин (проектирование редуктора), по технологии металлов, по технологиям машиностроения (проектирование процесса обработки), по экономике машиностроительной промышленности (расчеты техпромфинплана), по организации машиностроительного производства (проектирование цеха), по внутризаводскому планированию. Особую роль играли производственные технологические и технико-экономические практики на машиностроительных предприятиях, в ходе которых студенты изучали процессы реального производства. Обучение заканчивалось разработкой в ходе преддипломной практики на предприятии и защитой дипломного проекта, темой которого являлось решение конкретной реальной производственной проблемы предприятия; выявления резервов снижения себестоимости, повышение уровня загрузки оборудования, роста прибыли и других.
Связь с реальным производством осуществлялась и через отраслевые научно-исследовательские лаборатории, к работе в которых привлекались преподаватели, аспиранты и студенты. Органичное соединение теории и практики позволили создать и развить научные школы, ставшие лидерами в своих областях знаний. Так проф. К.Ф. Пузыня создал школу управления НИОКР, проф. Г.А. Краюхин — оценки экономической эффективности, проф. Д.И. Эпштейн — нормирования и организации труда; проф. К.С. Татевосов и проф. Ю.А. Львов — оперативного планирования производства.
Созданная в те годы организационная и материальная инфраструктура вуза в форме учебно-научно-производственных комплексов позволила обеспечить непрерывный и качественный процесс подготовки кадров, как для отраслей народного хозяйства, так и вузовских преподавателей. Через «горнило» научных лабораторий прежде, чем стать преподавателями, проходили аспиранты и младшие научные сотрудники лабораторий.
Постепенно с устареванием оборудования сокращалась инженерная составляющая образования, а в начале 90-х годов вместе с падением промышленности и отсутствием финансирования были закрыты все отраслевые лаборатории. В результате реорганизации ЛИЭИ сначала в академию, а затем в университет, была потеряна его инженерно-экономическая специализация. Из вуза ушли в бизнес и новые частные институты средневозрастные и молодые преподаватели. Прикладная хоздоговорная наука «переехала» из вуза в консалтинговые фирмы, созданные зачатую бывшими преподавателями.
Необходимость и успешность инженеров-экономистов в рыночной экономике продолжает демонстрировать Германия, костяк промышленности которой составляют средние высокотехнологичные предприятия, называемые часто «скрытыми чемпионами» и являющиеся лидерами во многих глобальных рыночных нишах. Для таких компаний выпускник университета с общими знаниями по экономике и менеджменту и отсутствием практических отраслевых навыков слишком дорог, а инженер-экономист — в самый раз.
Представляется, что российской промышленностью в условиях импортозамещения специальность инженера-экономиста также востребована. В настоящее время инженерно-экономическое образование пытаются восстановить в рамках программы «Инженерная экономика», пионерами в преподавании которой выступили МГТУ им. Баумана и другие технические вузы, располагающие соответствующей инженерно-технологической базой. В СПбГЭУ также открыто обучение бакалавров по инженерной экономике в рамках направления подготовки 38.03.01 «Экономика» под названием «Инженерная экономика в отраслях», 38.03.02 «Менеджмент» под названием «Организация и управление на предприятиях ОПК (по отраслям)» и «Производственный менеджмент». Однако анализ изучаемых в инженерной экономике дисциплин показывает практически полное отсутствие технических предметов.
Из определений инженерной экономики следует, что эта дисциплина предназначена в большей мере для инженеров, а не для экономистов, «Кратко концепция инженерной экономики заключается в логическом и количественном учете основных условий развития производства и конкурентоспособности создаваемой продукции. При этом конкурентоспособность продукции является товарной основой обеспечения конкурентоспособности предприятия и страны». «Инженерная экономика рассматривается в двух аспектах: как новое, экономически ориентированное направление научно-технической деятельности и как новая дисциплина, основанная на принципах не только дисциплин организационно-экономического цикла, но и на принципах инженерной деятельности технологического развития производства» [3].
Инженерная экономика — это применение экономических принципов и расчетов к инженерным проектам. Это важно для всех областей машиностроения, потому что, независимо от того, насколько технически обоснованным является инженерный проект, он потерпит неудачу, если это не будет экономически целесообразно. Инженерно-экономический анализ часто применяется к различным возможным проектам для инженерного проекта, чтобы выбрать оптимальный проект, принимая во внимание как техническую, так и экономическую осуществимость [1].
«Для оценки роли инженерной экономики в современной подготовке инженеров страны отметим, что инженерная экономика связана с использованием и применением экономических принципов при анализе инженерных решений. Как дисциплина, она ориентирована на отрасль экономики, известную как микроэкономика. Она нацелена на изучения отдельных лиц и фирм при принятии решений относительно распределения ограниченных ресурсов. Эта дисциплина фокусируется на процессе принятия решений, его контексте и окружающей среде проекта. Инженерная экономика объединяет экономическую теорию с инженерной практикой» [2]. Из этих определений следует, что инженерная экономика направлена именно на экономическое обоснование инженерных решений.
Профессиональный стандарт «Инженер-экономист машиностроительной организации», наоборот, ставит основной целью этого вида профессиональной деятельности «Информационно-аналитическое сопровождение управленческих решений, направленных на эффективное использование ресурсов и достижение целевых показателей деятельности организации». Инженер-экономист должен выполнять следующие трудовые функции: проводить расчеты нормативных и фактических технико-экономических показателей на основе данных первичного управленческого учета; формировать цены и затраты на продукцию, работы и услуги; разрабатывать тематические разделы текущих планов и бюджетов; проводить технико-экономический и финансовый анализ деятельности; разрабатывать прогнозы и планы экономического развития, организационно-методическое обеспечение планово-экономической деятельности, организовывать деятельность по экономическому обоснованию целевых показателей развития; контролировать выполнение показателей экономической деятельности и оперативно управлять персоналом подразделения, осуществляющего планово-экономическую деятельность [5].
Для успешного выполнения этих функций инженер-экономист должен хорошо представлять технико-экономический потенциал и отраслевые особенности объекта управления, его внешние связи и внутренние бизнес-процессы. А это требует в процессе обучения постоянной практикоориентированности и тесной кооперации всех участников.
Опять же интересен в этом плане опыт Германии. Например, в Глобальном институте Штайнбайс Тюбингена (Steinbas Global Institute Tuebingen, SGIT) успешно функционирует образовательная программа проектно-компетентностного обучения магистров по направлению «Глобальный технологический менеджмент». Основная идея такого обучения состоит в том, что получивший степень бакалавра по инженерным направлениям, после приобретения опыта работы на предприятии может получить без отрыва от производства степень магистра по менеджменту. Программа подготовки предполагает изучение кроме обычных курсов по экономике, праву и менеджменту таких дисциплин, как прикладные технологии, технологии будущего в ключевых отраслях, глобальное управление технологическими проектами, международный технологический маркетинг, передачу технологий. Также студент в течение всего периода обучения разрабатывает реальный проект. Практическую направленность программы обучения обеспечивает выполнение студентом семи трансфертных и четырех проектных работ по сквозному инновационному проекту. В трансфертных работах студенты показывают умение применять знания, полученные в различных курсах, в проекте. В проектных работах студенты должны структурировать информацию о причинах, начале и развитии проекта, показать результаты применения приобретенных знаний и рассчитать эффект, получаемый компанией от проекта на каждом этапе его реализации. Результаты трансфертных и проектных работ сводятся в магистерской диссертации [4].
Реформировать систему инженерно-экономического образования нужно, не вернувшись к советской модели (это невозможно), а синтезируя все лучшее из советской и западной моделей с учетом актуальных целевых требований народного хозяйства и на кооперационной основе.
Поскольку инженер-экономист интегрирует инженерные и экономические знания, то его подготовка требует баланса и соответствующего потенциала. Полноценная подготовка инженеров-экономистов в нашем университете возможна лишь при условии внутривузовского взаимодействия заинтересованных кафедр и в кооперация с техническими вузами и предприятиями в части инженерной подготовки и практик. Кстати, в старом ЛИЭИ некоторые дисциплины читались преподавателями из технических вузов, на их же базе проводились лабораторные работы и практические занятия.
В рамках магистерской подготовки университет может давать прикладные экономические знания студентам, уже имеющим бакалаврское образование по инженерным специальностям. Важно, чтобы учебные группы были одного уровня подготовки.
С организационно-правовой точки зрения, кооперация в подготовке бакалавров и специалистов может иметь форму совместного межвузовского консорциума или совместного корпоративного университета с крупными предприятиями–заказчиками. Такая организационная форма создала бы условия для тесной интеграции образования, науки и производства.


Список использованных источников:
1. Инженерная экономика Определения [Электронный ресурс] Режим доступа: https://jworgru.blogspot.com/2018/12/blog-post_90.html (дата обращения 39.09.2023)
2. Кисилев А.С О роли инженерной экономики в современной подготовке инженерного корпуса Российской Федерации // Проблемы современной экономики. — 2022. — № 4 (84). — С. 209–210.
3. Кочетов В.В. и др. Инженерная экономика: Учебник / В.В. Кочетов, A.A. Колобов, И.Н. Омельченко; Под ред. A.A. Колобова, А.И. Орлова. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. — 668 с.
4. Лукашевич М.Л. Использование зарубежного опыта образовательных инноваций Трансформация непрерывного образования: теория и практика развития магистерского образования в условиях экономики знания. Монография. Часть 2 / Под. ред. И.А. Максимцева, А.Н. Петрова, Л.В. Хоревой. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. — 227 с. 64-69.
5. Профстандарт: 28.011 Инженер-экономист машиностроительной организации [Электронный ресурс] Режим доступа: https://classinform.ru/profstandarty/28.011-inzhener-ekonomist-mashinostroitelnoi-organizatcii.html?ysclid=lnesfr0v5l366593042 (дата обращения 27.07.2023)
6. Самая востребованная профессия: почему инженеров-экономистов сразу берут на работу [Электронный ресурс] Режим доступа: https://businessman.ru/post/samaya-vostrebovannaya-professiya-pochemu-injenerov-ekonomistov-srazu-berut-na-rabotu.html?ysclid=ln0k56lkac766307539 (дата обращения 20.09.2023).
7. Ordnung zur Änderung der Prüfungsordnung für den Bachelorstudiengang Wirtschaftsingenieurwesen (Business Administration and Engineering) der Rheinisch-Westfälischen Technischen Hochschule Aachen vom 30.01.2012
8. Wirtschaftsingenieurwesen [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.ingenieurwesen-studieren.de/studiengaenge/wirtschaftsingenieurwesen/ (дата обращения 17.09.2023)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия