Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (88), 2023
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Платонова Т. Е.
доцент кафедры экономики и финансов
Одинцовского филиала МГИМО МИД России (Московская обл.),
кандидат экономических наук


Анализ территориальных аспектов и особенностей внутреннего туризма и гостиничного бизнеса России
В статье анализируются основные тенденции и проблемы развития внутреннего туризма и гостиничного бизнеса в России. Приводятся данные о динамике развития услуг гостиниц в постпандемийный период 2022–2023 гг. в разрезе регионов России и обосновываются перспективы дальнейшего развития этой отрасли.
Ключевые слова: туризм, гостиницы, коллективные средства размещения, территориальные системы размещения, цифровизация экономики, workation
УДК 338.467; ББК 65.432.1   Стр: 159 - 161

Туризм, как часть индустрии отдыха и развлечений, вносит важный вклад в мировое хозяйство, являясь важнейшим драйвером развития многих отраслей экономики, таких как транспорт, гостиничное хозяйство, торговля и общественное питание, народные промыслы и т.д. В некоторых странах туризм приносит до 10% ВНП, в нашей стране — эта цифра составляет 2,6–3% [1]. Однако, в 2019–2020 гг. эта отрасль серьезно пострадала от последствий пандемии коронавируса, а в России к отрицательным факторам добавились еще и санкции со стороны недружественных государств. В нашей стране эти факторы привели к перемещению основного спроса на туристические и гостиничные услуги на внутренний рынок, что требует более глубокого изучения динамики этих отраслей в территориальном разрезе.
Развитие туристической и гостиничной отрасли стало служить предметом научных исследований достаточно недавно, с начала 2000-х гг., что было связано с бурным развитием индустрии гостеприимства в этом периоде. Во многих ВУЗах и учреждениях СПО появилась специальность «Гостиничное дело» по различным профилям образования: «Управление гостиничным бизнесом»; «Экономика и управление гостиничным бизнесом»; «Управление в индустрии путешествий»; «Международный гостиничный бизнес» и т.п. В связи с этим появились учебные пособия и другая литература по этим направлениям.
Можно отметить деятельность таких ученых, как Морозова М.А., Лайко М.Ю., Зайцевой Н.А., Чудновского А.Д., Жуковой Н.А. и др. [2–6].
Теоретическим и практическим проблемам особенностей территориального туризма и управлению развитием туризма на региональном уровне посвящены работы М.М. Киреевой [7] А.Ю. Александровой [8], О.В. Евстропьевой, А.В. Бардаш, Д.Г. Будаевой [9], Е.Г. Кропиновой [10].
События на политической арене в мире вносят свои коррективы в развитие всей экономики России, в том числе и туристического сектора. Опережающее развитие внутреннего туризма и гостиничной индустрии на территории Российской Федерации еще больше усилилось в настоящее время. А именно, когда страна весной 2022 года оказалась под жестким влиянием санкций, запретов на визовую поддержку и получила отток крупных иностранных гостиничных операторов из России, несмотря на то, что гостиничные услуги не входят в санкционные списки. Уход с рынка мировых брендов гостиничных сетей повлек за собой вынужденный дебрендинг для владельцев отелей, работающих под вывеской с именем международной сети (исключение бренда из названия продукта и изменение визуальной идентичности). При этом российские гостиницы с уходом их управляющих компаний потеряли весомую часть технологий, важную составляющую привлекательности отеля для потребителя как лояльность к определенному бренду, а также маркетинговую поддержку своего бизнеса.
Проблемы с заграничными поездками, возникшие в период действия ограничений COVID-19 вызвали переориентацию туристической отрасли и гостиничной индустрии на внутренний туризм, открывая новые возможности для различных регионов, кластеров и создавая новые точки роста для бизнеса.
В целях ускорения развития этого вида отдыха на территории нашей страны в 2021 году была принята Государственная программа «Туризм и индустрия гостеприимства». В рамках реализации этого Нацпроекта запланированы инвестиции суммарно 1,009 трлн рублей, в т.ч.: из федерального бюджета —222,2 млрд руб.; из региональных бюджетов — 90 млрд руб.; внебюджетные инвестиции — 698 млрд рублей [2].
Для проведения исследования территориального развития гостиничного бизнеса по федеральным округам РФ после принятия этой программы была составлена табл. 1. Ее данные свидетельствуют об общем росте объема услуг гостиниц, в целом по России, в декабре 2022 года на 2,1%, а в марте 2023 года на 2,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Следует отметить, что в декабре 2022 года прирост индекса физического объема к соответствующему периоду прошлого года имел наибольшее значение: по Северо-Западному федеральному округу (113,1%); Северо-Кавказскому федеральному округу (108,0%); Сибирскому федеральному округу (109,5%). Центральный федеральный округ имел отрицательный прирост (96,7%).

Таблица 1
Данные о динамике объема услуг гостиниц и аналогичных услуг по предоставлению жилья за декабрь 2022 и март 2023 гг. по регионам России
Регионы РоссииФактически,
млн руб.
за декабрь 2022 г.
Темп прироста
физического объема
в % к аналогичному
месяцу прошлого года
Фактически,
млн руб.
за март 2023 г.
Темп прироста
физического объема
в % к аналогичному
месяцу прошлого года
В целом по России24 887,5+2,124 948,0+2,5
Центральный ФО7 827,7-3,37 726,8+26,2
В т.ч. Москва5 020,9+1,14 951,3+48,4
Северо-Западный ФО2 741,9+13,12 453,1+4,3
В т.ч. Санкт-Петербург1 0493+21,11 166,9-0,9
Южный ФО7 187,1+0,57 262,0+15,9
Северо-Кавказский ФО713,1+8,0571,2+12,2
Приволжский ФО2 187,3+2,22 551,1+15,8
В т.ч. Республика Татарстан716,6+13,5953,0+34,3
Уральский ФО1 083,1+1,01 085,2+10,5
Сибирский ФО1740,5+9,51906,4+24,7
В т.ч Иркутская область248,7+20,1348,0+11,9
Дальневосточный ФО1351,7+3,91392,2+9,8
В т.ч. Камчатский край79,2+40,771,7+7,9
Источник: составлено автором по данным Росстата [11]

Результаты марта 2023 года показали сохранение общей тенденции роста объема гостиничных услуг по России (102,5%). Однако лидеры частично поменялись. Первое место по индексу прироста физического объема к соответствующему месяцу прошлого года занял Центральный ФО (126,2%), на втором месте — Сибирский федеральный округ (124,7%).
Если рассмотреть территориальные особенности расширения географии путешествий по России и реализацию положений Государственной программы «Развитие туризма», можно отметить, что: в Приволжском федеральном округе опережающими темпами развивался гостиничный бизнес в Республике Татарстан (134,3% в марте 2023 года); в Сибирском федеральном округе — в Иркутской области (111,9% в марте 2023 года); в Дальневосточном федеральном округе — в Камчатском крае (107,9% в марте 2023 года).
Несмотря на сложные условия, туристический бизнес в России продолжает развиваться, о чем свидетельствуют данные Росстата за последние 2 года. Проанализируем основные показатели деятельности коллективных средств размещения, таких как: число номеров; число мест; число ночевок и расчетные показатели — коэффициент использования номерного фонда и среднее число мест на одну гостиницу.

Таблица 2
Основные показатели деятельности коллективных средств размещения (по полному кругу хозяйствующих субъектов)
Показатели202020222022 г. в %
к 2020 г.
Число гостиниц и аналогичных средств размещения2041021981107,7
Число номеров, тыс.583650111,5
Число мест, тыс.13621593116,7
Численность размещенных лиц, тыс. чел.3831057467150,0
Число ночевок, тыс.121971196855161,5
Коэффициент использования номерного фонда, %24,531,2127,3
Среднее число мест на одну гостиницу6772107,5
Источник: составлено автором по данным Росстата [5]

По результатам анализа показателей табл.2 можно сделать вывод, что общее число гостиниц выросло с 2020 по 2022 год на 7,7%, число мест увеличилось практически на 16,7%, численность размещенных лиц — в 1,5 раза, а число ночевок в этих средствах размещения на 61,5%.
Улучшились и качественные показатели деятельности гостиниц и аналогичных средств размещения: коэффициент использования номерного фонда вырос с 24,5% до 31,2%, а среднее число мест в одной гостинице увеличилось с 67 до 72.
В сфере гостиничного бизнеса России сейчас активно внедряются последние достижения зарубежного опыта, которые будут способствовать повышению качества обслуживания клиентов и росту объемов гостиничных услуг
Глэмпинги — это использование индивидуальных жилых модулей, которые приобрели особое распространение в условиях повышенной эпидемиологической ситуации в мире. Сейчас функционирует более 100 глэмпингов с территорией охвата от Калининграда до Камчатки. Туристский портал Skyscanner включил в двадцатку лучших глэмпингов и пять российских: «Гуляй-город» в Тульской области, «Лес и море» в Московской области, «LeapRus» в Кабардино-Балкарии, «Мишкина Сказка» в Карелии, «Чепош Парк» — Алтай [6].
Workation — это совмещение туристами работы с отдыхом. Набирающий обороты тренд отдыха (в условиях возникших ограничений) — появление на рынке труда нового формата занятости — удаленная (дистанционная) работа. Умные отели появляются и в России — «Hyatt Regency Moscow Petrovsky Park» в Москве, «Smart Welcome» в Санкт-Петербурге и другие [8].
Веган-трипы и гастрономические туры — это популярное направление, включающие посещение веганских заведений города, поездок на фермы или же специальное меню. Лидируют в данном направлении Республика Крым и Краснодарский край, набирают обороты Московская и Астраханская область.
Экотуризм — это важная часть национального проекта «Экология», запущенного в 2018 году. Главное отличие экоотелей от обычных отелей — они используют в меню только натуральные продукты, для отделки номеров — экологичные природные материалы, для получения энергии — солнечные батареи, не используют пластик, занимаются переработкой мусора. Основная часть таких отелей находится в природных зонах, способствует единению с природой и обеспечивает гостям условия, схожие с жизнью на свежем воздухе. «Алтика» в Горном Алтае, «LeapRus Capsule» в Кабардино-Балкарии и другие. Экотуризм — это также путешествия с использованием устойчивого транспорта в природных зонах для сохранения окружающей среды [10]
Велнес-туризм — это путешествие с целью улучшения или поддержания своего здоровья. Большинство заботящихся о себе путешественников предпочитают совмещать оздоровительные процедуры с обычной туристской или деловой активностью. Пример well-being отеля в России на курорте Роза Хутор — «Green Flow». Продукт востребован на рынке, гостиница показывает устойчивый рост числа постоянных клиентов, 30% клиентов возвращается. Это позволит увеличить доход, особенно в периоды межсезонья [11].
Главный тренд российского гостиничного рынка в 2023 г. — рост загородного и регионального предложения. Особенно большое количество девелоперской активности наблюдается на территории Подмосковья. Жители Москвы и Подмосковья привыкли к путешествиям, поэтому в условиях ограниченной доступности зарубежных поездок чаще отдыхают в загородных отелях [12].
Содержание и условия проведения отдыха и досуга людей в современном мире связано с теорией «экономики впечатлений». По мнению Пайна и Гилмора, впервые использовавших этот термин для описания будущей экономики, мы живем во времена новой экономики, основанной на услугах, которая должна предоставлять потребителю все более новые и разнообразные эмоции [16].
В связи со сложной политической обстановкой возникли новые тенденции на рынке туризма РФ: многие граждане, предпочитающие отдых преимущественно за рубежом, стали проводить его в России. В целях ускорения развития этого вида отдыха в 2021 году была принята Государственная программа «Развитие туризма» [2]. В данной программе были выделены территории, которые получили условия для опережающего развития рынка туристических услуг: Большое Золотое кольцо, Байкал, Камчатка, Алтай, Карелия, Республика Татарстан, Калининградская и Курганская область и др.
На сегодняшний день сложности с заграничными поездками также сохраняются, в связи с чем для туристической отрасли и индустрии гостеприимства России сохраняется потенциал дальнейшего развития.
Следует отметить следующие новые тенденции в сфере гостиничного бизнеса, которые будут способствовать повышению качества обслуживания клиентов и росту объемов гостиничных услуг.
Передовыми технологиями работы зарубежных и российских гостиниц являются «зеленый» или экологический маркетинг, который предусматривает инновационные технологии, позволяющие экономить электроэнергию, тепло, воду и другие ресурсы, избегать загрязнения окружающей среды, использовать природные источники (солнце, свет, ветер и т.п.) [15].
Большое значение приобретают и такие направления развития гостиничного и туристического бизнеса, как: глэмпинги (использование индивидуальных жилых модулей); workation (совмещение туризма с отдыхом); гастрономические и веган-туры (с предоставлением специального и местного меню); велнес-туризм (путешествия с целью улучшения и поддержания здоровья); разнообразные туристические и развивающие программы (аквапарки, концерты, фестивали и т.д.); диджитализация и цифровизация гостиничных услуг и пр.
Гостиничный бизнес, как вся туристическая сфера услуг, имеет большой экономический потенциал и является одним из важнейших драйверов роста экономики, повышения благосостояния и качества отдыха российских граждан, формирования благоприятной среды жизни и международного имиджа нашей страны.


Список использованных источников:
1. Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистика URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm
2. Экономика и управление гостиничным предприятием: учебное пособие / Под. ред. М.Ю. Лайко. — Москва: ООО «Издательство КноРус», 2022. — 156 с.
3. Морозов М.А. Экономика организаций сферы туризма / М.А. Морозов, Н.С. Морозова. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва: ООО «Издательство КноРус», 2023. — 304 с.
4. Зайцева Н.А. Практикум по менеджменту туризма. Ситуации и тесты. — 2-e изд., испр. и доп. — Москва: Издательство «Форум», 2019. — 168 с.
5. Чудновский А.Д. Внутренний туризм в России: состояние и перспективы развития: Учебное пособие / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2021. — 180 с.
6. Киреева М.М. Анализ современной системы территориального развития туризма и индустрии гостеприимства // Исследование проблем экономики и финансов. — 2023. — № 1.
7. Александрова А.Ю., Сорокин Д.П. Туристский опорный каркас территории: теоретические основания, методика выделения, практическая значимость (на примере Рязанской области). — Москва, Берлин: ООО «Директ-Медиа», 2022. — 96 с.
8. Евстропьева О.В., Бардаш А.В., Будаева Д.Г. Методологические подходы к туристско-рекреационной дифференциации территорий с особыми условиями использования // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2019. — Т.13, № 1. — С. 7–21.
9. Кропинова Е.Г., Митрофанова А.В. Актуализация подходов к районированию и зонированию туристских территорий для целей пространственного планирования и проектирования туристской деятельности // Географический вестник. — 2022. — № 4(63). — С. 135–137.
10. Министерство экономического развития Российской Федерации Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/turizm/nacionalnyy_proekt_turizm_i_industriya_gostepriimstva/
11. Barkas P., Honeck D., Rubio E. International trade in travel and tourism services: Economic impact and policy responses during the COVID‑19 crisis // WTO Staff Working Paper. No. ERSD‑2020–11.
12. Well-being гостиницы: новое слово в организации отдыха. URL: https://www.frontdesk.ru/article/well-being-gostinicy-novoe-slovo-v-organizacii otdyh
13. Mercade-Mele P., Molina-Gomez J., Garay L. To green or not to green: the influence of green marketing on consumer behaviour in the hotel industry. Sustainability. — 2019; 11(17): 4623. DOI: 10.3390/su11174623
14. United Nations Environment Program. “World Heritage and Tourism in a Changing Climate”. November 2019. https://wedocs.unep.org/rest/bitstreams/11317/retrieve
15. Kasliwal N., Agarwal S. Green marketing initiatives and sustainable issues in hotel industry. Green Business: Concepts, Methodologies, Tools, and Applications. IGI Global. 2019:512–529. DOI: 10.4018/978– 1–5225–7915–1.ch026
16. Pine J., Gilmore H. The experience economy. Harvard Business Press. 2011. 359.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия