| | Проблемы современной экономики, N 4 (88), 2023 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Платонова Т. Е. доцент кафедры экономики и финансов
Одинцовского филиала МГИМО МИД России (Московская обл.),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье анализируются основные тенденции и проблемы развития внутреннего туризма и гостиничного бизнеса в России. Приводятся данные о динамике развития услуг гостиниц в постпандемийный период 2022–2023 гг. в разрезе регионов России и обосновываются перспективы дальнейшего развития этой отрасли. | Ключевые слова: туризм, гостиницы, коллективные средства размещения, территориальные системы размещения, цифровизация экономики, workation | УДК 338.467; ББК 65.432.1 Стр: 159 - 161 | Туризм, как часть индустрии отдыха и развлечений, вносит важный вклад в мировое хозяйство, являясь важнейшим драйвером развития многих отраслей экономики, таких как транспорт, гостиничное хозяйство, торговля и общественное питание, народные промыслы и т.д. В некоторых странах туризм приносит до 10% ВНП, в нашей стране — эта цифра составляет 2,6–3% [1]. Однако, в 2019–2020 гг. эта отрасль серьезно пострадала от последствий пандемии коронавируса, а в России к отрицательным факторам добавились еще и санкции со стороны недружественных государств. В нашей стране эти факторы привели к перемещению основного спроса на туристические и гостиничные услуги на внутренний рынок, что требует более глубокого изучения динамики этих отраслей в территориальном разрезе.
Развитие туристической и гостиничной отрасли стало служить предметом научных исследований достаточно недавно, с начала 2000-х гг., что было связано с бурным развитием индустрии гостеприимства в этом периоде. Во многих ВУЗах и учреждениях СПО появилась специальность «Гостиничное дело» по различным профилям образования: «Управление гостиничным бизнесом»; «Экономика и управление гостиничным бизнесом»; «Управление в индустрии путешествий»; «Международный гостиничный бизнес» и т.п. В связи с этим появились учебные пособия и другая литература по этим направлениям.
Можно отметить деятельность таких ученых, как Морозова М.А., Лайко М.Ю., Зайцевой Н.А., Чудновского А.Д., Жуковой Н.А. и др. [2–6].
Теоретическим и практическим проблемам особенностей территориального туризма и управлению развитием туризма на региональном уровне посвящены работы М.М. Киреевой [7] А.Ю. Александровой [8], О.В. Евстропьевой, А.В. Бардаш, Д.Г. Будаевой [9], Е.Г. Кропиновой [10].
События на политической арене в мире вносят свои коррективы в развитие всей экономики России, в том числе и туристического сектора. Опережающее развитие внутреннего туризма и гостиничной индустрии на территории Российской Федерации еще больше усилилось в настоящее время. А именно, когда страна весной 2022 года оказалась под жестким влиянием санкций, запретов на визовую поддержку и получила отток крупных иностранных гостиничных операторов из России, несмотря на то, что гостиничные услуги не входят в санкционные списки. Уход с рынка мировых брендов гостиничных сетей повлек за собой вынужденный дебрендинг для владельцев отелей, работающих под вывеской с именем международной сети (исключение бренда из названия продукта и изменение визуальной идентичности). При этом российские гостиницы с уходом их управляющих компаний потеряли весомую часть технологий, важную составляющую привлекательности отеля для потребителя как лояльность к определенному бренду, а также маркетинговую поддержку своего бизнеса.
Проблемы с заграничными поездками, возникшие в период действия ограничений COVID-19 вызвали переориентацию туристической отрасли и гостиничной индустрии на внутренний туризм, открывая новые возможности для различных регионов, кластеров и создавая новые точки роста для бизнеса.
В целях ускорения развития этого вида отдыха на территории нашей страны в 2021 году была принята Государственная программа «Туризм и индустрия гостеприимства». В рамках реализации этого Нацпроекта запланированы инвестиции суммарно 1,009 трлн рублей, в т.ч.: из федерального бюджета —222,2 млрд руб.; из региональных бюджетов — 90 млрд руб.; внебюджетные инвестиции — 698 млрд рублей [2].
Для проведения исследования территориального развития гостиничного бизнеса по федеральным округам РФ после принятия этой программы была составлена табл. 1. Ее данные свидетельствуют об общем росте объема услуг гостиниц, в целом по России, в декабре 2022 года на 2,1%, а в марте 2023 года на 2,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Следует отметить, что в декабре 2022 года прирост индекса физического объема к соответствующему периоду прошлого года имел наибольшее значение: по Северо-Западному федеральному округу (113,1%); Северо-Кавказскому федеральному округу (108,0%); Сибирскому федеральному округу (109,5%). Центральный федеральный округ имел отрицательный прирост (96,7%).
Таблица 1
Данные о динамике объема услуг гостиниц и аналогичных услуг по предоставлению жилья за декабрь 2022 и март 2023 гг. по регионам РоссииРегионы России | Фактически,
млн руб.
за декабрь 2022 г. | Темп прироста
физического объема
в % к аналогичному
месяцу прошлого года | Фактически,
млн руб.
за март 2023 г. | Темп прироста
физического объема
в % к аналогичному
месяцу прошлого года |
---|
В целом по России | 24 887,5 | +2,1 | 24 948,0 | +2,5 | Центральный ФО | 7 827,7 | -3,3 | 7 726,8 | +26,2 | В т.ч. Москва | 5 020,9 | +1,1 | 4 951,3 | +48,4 | Северо-Западный ФО | 2 741,9 | +13,1 | 2 453,1 | +4,3 | В т.ч. Санкт-Петербург | 1 0493 | +21,1 | 1 166,9 | -0,9 | Южный ФО | 7 187,1 | +0,5 | 7 262,0 | +15,9 | Северо-Кавказский ФО | 713,1 | +8,0 | 571,2 | +12,2 | Приволжский ФО | 2 187,3 | +2,2 | 2 551,1 | +15,8 | В т.ч. Республика Татарстан | 716,6 | +13,5 | 953,0 | +34,3 | Уральский ФО | 1 083,1 | +1,0 | 1 085,2 | +10,5 | Сибирский ФО | 1740,5 | +9,5 | 1906,4 | +24,7 | В т.ч Иркутская область | 248,7 | +20,1 | 348,0 | +11,9 | Дальневосточный ФО | 1351,7 | +3,9 | 1392,2 | +9,8 | В т.ч. Камчатский край | 79,2 | +40,7 | 71,7 | +7,9 | Источник: составлено автором по данным Росстата [11]
Результаты марта 2023 года показали сохранение общей тенденции роста объема гостиничных услуг по России (102,5%). Однако лидеры частично поменялись. Первое место по индексу прироста физического объема к соответствующему месяцу прошлого года занял Центральный ФО (126,2%), на втором месте — Сибирский федеральный округ (124,7%).
Если рассмотреть территориальные особенности расширения географии путешествий по России и реализацию положений Государственной программы «Развитие туризма», можно отметить, что: в Приволжском федеральном округе опережающими темпами развивался гостиничный бизнес в Республике Татарстан (134,3% в марте 2023 года); в Сибирском федеральном округе — в Иркутской области (111,9% в марте 2023 года); в Дальневосточном федеральном округе — в Камчатском крае (107,9% в марте 2023 года).
Несмотря на сложные условия, туристический бизнес в России продолжает развиваться, о чем свидетельствуют данные Росстата за последние 2 года. Проанализируем основные показатели деятельности коллективных средств размещения, таких как: число номеров; число мест; число ночевок и расчетные показатели — коэффициент использования номерного фонда и среднее число мест на одну гостиницу.
Таблица 2
Основные показатели деятельности коллективных средств размещения (по полному кругу хозяйствующих субъектов)Показатели | 2020 | 2022 | 2022 г. в %
к 2020 г. |
---|
Число гостиниц и аналогичных средств размещения | 20410 | 21981 | 107,7 | Число номеров, тыс. | 583 | 650 | 111,5 | Число мест, тыс. | 1362 | 1593 | 116,7 | Численность размещенных лиц, тыс. чел. | 38310 | 57467 | 150,0 | Число ночевок, тыс. | 121971 | 196855 | 161,5 | Коэффициент использования номерного фонда, % | 24,5 | 31,2 | 127,3 | Среднее число мест на одну гостиницу | 67 | 72 | 107,5 | Источник: составлено автором по данным Росстата [5]
По результатам анализа показателей табл.2 можно сделать вывод, что общее число гостиниц выросло с 2020 по 2022 год на 7,7%, число мест увеличилось практически на 16,7%, численность размещенных лиц — в 1,5 раза, а число ночевок в этих средствах размещения на 61,5%.
Улучшились и качественные показатели деятельности гостиниц и аналогичных средств размещения: коэффициент использования номерного фонда вырос с 24,5% до 31,2%, а среднее число мест в одной гостинице увеличилось с 67 до 72.
В сфере гостиничного бизнеса России сейчас активно внедряются последние достижения зарубежного опыта, которые будут способствовать повышению качества обслуживания клиентов и росту объемов гостиничных услуг
Глэмпинги — это использование индивидуальных жилых модулей, которые приобрели особое распространение в условиях повышенной эпидемиологической ситуации в мире. Сейчас функционирует более 100 глэмпингов с территорией охвата от Калининграда до Камчатки. Туристский портал Skyscanner включил в двадцатку лучших глэмпингов и пять российских: «Гуляй-город» в Тульской области, «Лес и море» в Московской области, «LeapRus» в Кабардино-Балкарии, «Мишкина Сказка» в Карелии, «Чепош Парк» — Алтай [6].
Workation — это совмещение туристами работы с отдыхом. Набирающий обороты тренд отдыха (в условиях возникших ограничений) — появление на рынке труда нового формата занятости — удаленная (дистанционная) работа. Умные отели появляются и в России — «Hyatt Regency Moscow Petrovsky Park» в Москве, «Smart Welcome» в Санкт-Петербурге и другие [8].
Веган-трипы и гастрономические туры — это популярное направление, включающие посещение веганских заведений города, поездок на фермы или же специальное меню. Лидируют в данном направлении Республика Крым и Краснодарский край, набирают обороты Московская и Астраханская область.
Экотуризм — это важная часть национального проекта «Экология», запущенного в 2018 году. Главное отличие экоотелей от обычных отелей — они используют в меню только натуральные продукты, для отделки номеров — экологичные природные материалы, для получения энергии — солнечные батареи, не используют пластик, занимаются переработкой мусора. Основная часть таких отелей находится в природных зонах, способствует единению с природой и обеспечивает гостям условия, схожие с жизнью на свежем воздухе. «Алтика» в Горном Алтае, «LeapRus Capsule» в Кабардино-Балкарии и другие. Экотуризм — это также путешествия с использованием устойчивого транспорта в природных зонах для сохранения окружающей среды [10]
Велнес-туризм — это путешествие с целью улучшения или поддержания своего здоровья. Большинство заботящихся о себе путешественников предпочитают совмещать оздоровительные процедуры с обычной туристской или деловой активностью. Пример well-being отеля в России на курорте Роза Хутор — «Green Flow». Продукт востребован на рынке, гостиница показывает устойчивый рост числа постоянных клиентов, 30% клиентов возвращается. Это позволит увеличить доход, особенно в периоды межсезонья [11].
Главный тренд российского гостиничного рынка в 2023 г. — рост загородного и регионального предложения. Особенно большое количество девелоперской активности наблюдается на территории Подмосковья. Жители Москвы и Подмосковья привыкли к путешествиям, поэтому в условиях ограниченной доступности зарубежных поездок чаще отдыхают в загородных отелях [12].
Содержание и условия проведения отдыха и досуга людей в современном мире связано с теорией «экономики впечатлений». По мнению Пайна и Гилмора, впервые использовавших этот термин для описания будущей экономики, мы живем во времена новой экономики, основанной на услугах, которая должна предоставлять потребителю все более новые и разнообразные эмоции [16].
В связи со сложной политической обстановкой возникли новые тенденции на рынке туризма РФ: многие граждане, предпочитающие отдых преимущественно за рубежом, стали проводить его в России. В целях ускорения развития этого вида отдыха в 2021 году была принята Государственная программа «Развитие туризма» [2]. В данной программе были выделены территории, которые получили условия для опережающего развития рынка туристических услуг: Большое Золотое кольцо, Байкал, Камчатка, Алтай, Карелия, Республика Татарстан, Калининградская и Курганская область и др.
На сегодняшний день сложности с заграничными поездками также сохраняются, в связи с чем для туристической отрасли и индустрии гостеприимства России сохраняется потенциал дальнейшего развития.
Следует отметить следующие новые тенденции в сфере гостиничного бизнеса, которые будут способствовать повышению качества обслуживания клиентов и росту объемов гостиничных услуг.
Передовыми технологиями работы зарубежных и российских гостиниц являются «зеленый» или экологический маркетинг, который предусматривает инновационные технологии, позволяющие экономить электроэнергию, тепло, воду и другие ресурсы, избегать загрязнения окружающей среды, использовать природные источники (солнце, свет, ветер и т.п.) [15].
Большое значение приобретают и такие направления развития гостиничного и туристического бизнеса, как: глэмпинги (использование индивидуальных жилых модулей); workation (совмещение туризма с отдыхом); гастрономические и веган-туры (с предоставлением специального и местного меню); велнес-туризм (путешествия с целью улучшения и поддержания здоровья); разнообразные туристические и развивающие программы (аквапарки, концерты, фестивали и т.д.); диджитализация и цифровизация гостиничных услуг и пр.
Гостиничный бизнес, как вся туристическая сфера услуг, имеет большой экономический потенциал и является одним из важнейших драйверов роста экономики, повышения благосостояния и качества отдыха российских граждан, формирования благоприятной среды жизни и международного имиджа нашей страны. |
| |
|
|