| | Проблемы современной экономики, N 4 (88), 2023 | | ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА | | Борисова В. В. профессор кафедры логистики и управления цепями поставок
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук Лю Нань аспирант кафедры логистики и управления цепями поставок
Санкт-Петербургского государственного экономического университета
| |
| | В статье рассматривается необходимость перевода информационной системы государственных закупок на новую единую национальную платформу «ГосТех». Показано, что главная движущая сила позитивных трансформаций в логистической системе государственных закупок — это инновации, высокие технологии и научный потенциал. | Ключевые слова: логистика, государственные закупки, цифровые сервисы, синергия сервисов, единая национальная цифровая платформа | УДК 338.49; ББК 65.04 Стр: 91 - 93 | Государственные закупки — один из базовых секторов экономики большинства стран мира. Сфера государственных закупок и уровень её развития существенным образом влияют на социально-экономическое развитие государства, поскольку воздействуют на отраслевые, региональные рынки, реализуют функции: воспроизводственную, ценовую, социальную и инновационную.
Статистические данные свидетельствуют о положительной динамике российского рынка государственных закупок. Так, в первом квартале 2023 года число активных поставщиков, участвующих в выполнении государственных заказов увеличилось на 15 %, «а доля закупок государственных компаний у предприятий малого и среднего бизнеса возросла на 63%» [1].
За первое полугодие 2023 года объём государственных закупок в России составил 5,4 трлн руб. против 5 трлн руб. за аналогичный период 2022 года; а по количеству — 1,2 млн заказов против 1,0 млн При этом в закупках государственных компаний также зафиксирован рост 860 тыс. договоров на 6,3 трлн руб. против 796 тыс. на 5,5 трлн руб. [2]. Среди регионов страны наибольшие объёмы государственных закупок осуществлялись: «в Москве (490 млрд руб.); Санкт-Петербурге (189 млрд руб.); Московской области (122 млрд руб.); Ярославской области (78 млрд руб.); Ростовской области (69 млрд руб.)» [1].
По направлениям хозяйственной деятельности значительные объёмы государственных закупок на общую сумму 3,53 трлн руб. зарегистрированы в следующих сферах деятельности: строительные работы (1,1 трлн руб.); обрабатывающее производство (657 млрд руб.); транспортные и складские услуги (108 млрд руб.); научные и инженерно-технические работы (68 млрд руб.); администрирование (59 млрд руб.) [1].
Изменение геополитической ситуации и условий функционирования российской экономики отразились на регулировании сферы государственных закупок и формировании логистических систем товародвижения. Сложившаяся ситуация потребовала разработки новой модели информационно-коммуникационного взаимодействия участников рынка государственных закупок и перевода информационной платформы на российское программное обеспечение. Поиск дополнительных резервов повышения эффективности закупок для государственных нужд сопровождается внедрением безопасных логистических цепей поставок.
Оперативные меры поддержки участников рынка государственных закупок со стороны Правительства РФ стали важным фактором сохранения стабильности и работоспособности российских предприятий [3; 4]. На преодоление и нивелирование масштабов распространения кризисных воздействий был направлен инструментарий логистики.
«Логистика государственных закупок — относительно новое и самостоятельное направление в теории управления материальными, информационными, финансовыми и сервисными потоками» [5, с. 97]. Использование логистической концепции в сфере государственных закупок позволяет обеспечить их эффективность за счёт принципов системности, комплексности, интегрированности процессов и оптимизации суммарных издержек товародвижения [5; 6; 7].
Особенность системы государственных закупок определена следующими специфическими чертами: во-первых, это строго регламентированный вид деятельности, отклонение от порядка которого влечет применение мер государственного принуждения как в отношении заказчика, так и в отношении всех участников закупок (поставщиков). Влияние на структуру логистического процесса здесь ограничено действующими правовыми рамками.
Во-вторых, осуществление государственных закупок характеризуется специфической временной последовательностью, объединёнными в определенные этапы закупок: планирование государственных закупок, в рамках которого определяются контуры логистического механизма; конкурсные процедуры, направленные на выбор оптимального с точки зрения требований заказчика поставщика; заключение и исполнение контракта; контроль исполнения контракта; новый цикл закупок. Эти процедуры формируют полный логистический цикл государственных закупок.
Кроме того, осуществление государственных закупок характеризуется количественной разумностью и обоснованностью, что влияет на параметры логистической подсистемы сферы закупок. Логистическую систему государственных закупок определим как сложную систему, объединяющую взаимосвязанными и взаимозависимыми экономическими потоками всю совокупность элементов-звеньев (объекты инфраструктуры, участников закупок) единой целевой установкой [8].
Выделим ряд приоритетов, просматривающихся на современном этапе в логистике государственных закупок.
Ключевую роль в логистике государственных закупок обретает цифровизация и электронный формат взаимодействия участников торгов. В 2023 году сохраняется рост закупок в форме электронных открытых конкурсов (35%). В стоимостном выражении объёмы государственных закупок в электронном формате увеличились на 67% [1]. Современные высокотехнологичные сервисы и программное обеспечение электронных торговых площадок создают условия для оперативного проведения открытых аукционов, использования электронной цифровой подписи, электронного документооборота [4]. «Сокращается период и повышается прозрачность цикла закупки; оптимизируется порядок проведения предварительного квалификационного отбора и оценки поставщиков; расширяется географический доступ участия в торгах; рационализируются трансакционные расходы и минимизируются риски невыполнения контракта» [9, с. 142].
Инструменты формализации бизнес-процессов позволяют оперативно (в режиме онлайн), мониторить полный цикл государственных закупок. Для обзора и визуализации процессов разрабатываются карты/диаграммы SIPOC. С их помощью осуществляется улучшение процессов. «Диаграмма SIPOC проверяет соответствие входов процесса выходам предшествующего, а выходов-входам следующего процесса в цепочке, где: S — Supplier (поставщик); I — Input (вход); P — Process (процесс / шаг процесса); O — Output (выход); C — Customer (заказчик, клиент)» [10].
В условиях противодействия санкционной политике Запада в России реализуется переход действующей государственной информационной системы на новую Единую цифровую платформу Российской Федерации «ГосТех» (ЕЦП «ГосТех»).
Очевидна целесообразность перевода на новую платформу «ГосТех» и информационной системы государственных закупок.
Уже создано технологическое ядро платформы, базирующееся на отечественных программных продуктах. Целый ряд функций платформы существенно расширен, подключены новые сервисы для работы с данными (резервирование, средства миграции и восстановления данных). Создан программно-аппаратный комплекс для обработки и хранения данных в высоконагруженных системах для крупных государственных и коммерческих информационных систем. Создан Единый реестр российской радиоэлектронной продукции и совершенствуется реестр отечественных программных продуктов.
В рамках действия платформы сервис определён как «программное обеспечение, реализующее дополнительные функциональные потребности, предназначенное для функционирования в отдельном процессе и взаимодействующее с другими сервисами и сторонними приложениями с использованием стандартизированных интерфейсов. Сервисы могут быть написаны на разных языках программирования и использовать разные технологии хранения данных» [10].
До конца 2023 года к платформе «ГосТех» планируется подключение виртуального консультанта пользователей. Разворачиваются сотни витрин данных для работы социально значимых сервисов; за счёт включения сторонних сервисов создаются условия для осуществления «закупки с виртуальной полки».
«С 1 января 2024 года все региональные государственные информационные системы будут создаваться или дорабатываться на национальной платформе «ГосТех» (Указ Президента РФ от 31 марта 2023 № 231). Более десяти регионов уже готовы размещать свои системы и сервисы на данной платформе» [10]. У пользователей платформы создаётся возможность масштабировать свои технологические решения на федеральный уровень, и в перспективе сделать эти решения доступными для большого количества потенциальных партнёров. Данная возможность реализуется с помощью внедрения доменной модели управления сервисами. Быстрая и непрерывная интеграция возможностей доменов оптимизирует эффекты, благодаря междоменной синергии и множественным формам интеграции.
«Многодоменная модель поддерживается такими возможностями, как уменьшенные визуальные и электромагнитные сигнатуры, резервные каналы связи, защищённые от помех», множество сетей поддержки, надёжные каналы поддержки манёвра и гибкости, сенсорное управление, бенчмаркинг. Разработаны методические рекомендации по проектированию и оптимизации бизнес-процессов государственных функций, услуг, сервисов, подлежащих реализации на платформе «ГосТех» [10].
«Доменная модель управления государственными ИТ-сервисами реализует переход на унифицированное управление ИТ-сервисами в рамках одной функциональной области — домена. Кроссдоменный подход к организации рабочего процесса, в котором необходимо участие нескольких доменов (ведомств, входящих в различные домены)» [10].
Вектор развития модели включает «функциональную и ИТ-архитектуру домена, которые спроектированы в соответствии с клиентоцентричным подходом, требованиями и правилами архитектурных стандартов; включает разработанные клиентские пути, описание клиентов, а также ценности, предоставляемые доменом» [10].
Автоматизацию клиентских маршрутов поддерживает целевой портфель сервисов домена (набор клиентоцентричных сервисов), которые реализуют возможность переиспользуемости участниками сервисов. Общий (переиспользуемый участниками) сервис предназначен для интеграции программного обеспечения. Дополнительные функциональные потребности участников платформы реализуются в связке с другими приложениями и сервисами на основе стандартизированных интерфейсов. Объединяемые на платформе сервисы, несмотря на различия в их программировании и технологиях хранения данных, могут быть переиспользованы другими доменами. За счёт возможности доступа к внешним активам реализуется междоменный манёвр и синергия.
Работа одновременно в нескольких доменах и аддитивное использование преимуществ разных сервисов «повышает эффективность и компенсирует уязвимость другой, обеспечивая превосходство в некоторой комбинации областей, включая свободу действий, необходимую для достижения цели. Метод постановки целей включает ряд критериев, обозначенных в формате SMART, где S — Specific (конкретная); M — Measurable (измеримая); A — Achievable (достижимая); R- Relevant (значимая); T — Time-bound (ограниченная по времени)» [10].
Взаимодействие логистики, инноваций и участников рынка государственных закупок в рамках цифровой платформы требует решения следующих задач:
– перевод информационной подсистемы определения публичных потребностей государственных закупок, связанной с бюджетной подсистемой на российское программное обеспечение;
– обеспечение интерактивных функций информационной подсистемы, в том числе выражающихся в возможности оперативного внесения изменений в сформированные сведения о публичных потребностях в инновационной продукции и их структуре;
– включение в информационную подсистему элементов, концентрирующих в себе сводные потребности хозяйства страны в инновационной продукции;
– включение в информационную подсистему компонентов, в которых сгруппированы перечни инновационной продукции, необходимой хозяйственной системе страны;
– определение количественных параметров потребности всех публичных органов в инновационной продукции (натуральное выражение объёмов потребности, стоимостное выражение объёмов потребности в инновационной продукции);
– определение количественных параметров в инновационной продукции в разбивке по приоритетным для экономики государства отраслям и сферам деятельности;
– определение количественных параметров в инновационной продукции в разбивке по группам государственных заказчиков;
– определение количественных параметров в инновационной продукции (по типам инновационной продукции) [11].
Таким образом, на фоне геополитических реалий и роста турбулентности хозяйственных связей логистика государственных закупок нуждается в условиях для устойчивого развития. Главная движущая сила позитивных трансформационных изменений в логистике государственных закупок — это инновации, высокие технологии и научный потенциал [12]. Чем мощнее инновационный потенциал страны и чем эффективнее национальная система государственных закупок, которая внедряет эти инновации, тем выше технологический суверенитет страны и статус страны на международной арене. |
| |
|
|