| | Проблемы современной экономики, N 4 (88), 2023 | | СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА | | Стуглев А. А. Председатель правления, директор Фонда Росконгресс (г. Москва),
соискатель кафедры мировой экономики и международных экономических отношений
Санкт-Петербургского государственного экономического университета
| |
| | Нефинансовые институты развития, публикации о которых встречаются реже, чем о их финансовых аналогах, играют весьма значительную роль в вопросах изменения социально-экономической и политической (включая внешнюю политику) жизни России. Рассмотрены некоторые вопросы их классификации с учетом генетического родства с некоммерческими/негосударственными организациями. Ранее предложенное автором общее определение понятия «нефинансовый институт развития» конкретизировано для случая нефинансового института развития федерального уровня. В качестве примера деятельности и такового института в России вкратце представлена практика деятельности Фонда Росконгресс. | Ключевые слова: некоммерческая организация (НКО), нефинансовый институт развития, Фонд Росконгресс | УДК 327.821 Стр: 44 - 49 | Представленное в Интернете определение миссии российского Фонда Росконгресс (2007) как социально ориентированного нефинансового института развития, крупнейшего организатора общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры [https://roscongress.org/about/] могло бы считаться вполне достаточным для определения любого или, по крайней мере, прототипа подобного института развития. Однако на практике деятельность Фонда Росконгресс выходит далеко за рамки отрасли конгрессно-выставочной деятельности [25], в целом соответствующей в зарубежных терминах отрасли MICE (Meetings, Incentive Travels, Conventions and Exhibitions) [35, 37, 40], которую весьма часто сводят [39] к различным формам проявления туризма (рекреационный, лечебно-оздоровительный, познавательный, деловой, спортивный, этнический, религиозный, транзитный,☺ образовательный) [5]. Хотелось бы привести еще один вариант раскрытия этого акронима MICE применительно к термину «MICE Tourism» [36]: 1) менеджмент встреч (Meetings Management), 2) мотивационные программы, или интенсив-туризм (Incentive Programmes) [1], 3) планирование, или проведение, конференций (Conference Planning), 4) управление выставками (Exhibition Management). Нетрудно заметить, что все эти четыре подотрасли MICЕ имеют непосредственное отношению к менеджменту знаний, реализуемому на разных уровнях, с разными участниками, в разных масштабах, с применением от традиционных до самых современных высоких технологий [34].
На 2023 г. вклад отрасли туризма в ВВП РФ оценивается в 4%, но потенциал и перспективы роста этой экономически, культурно и политически важной отрасли, как было отмечено на ПМЭФ-2023 [21] далеко не реализованы. В то же время, несмотря на такое многообразие форм туризма (где основными классификационными параметрами служат факт перемещения потребителя, природа и цель потребления или создания, как правило, нематериальных ценностей), и огромный вклад этой отрасли в валовый продукт мировой экономики (2 285 трлн долл., что составляет примерно 2,7% от суммарного ВВП стран мира — 2023), (подсчитано по [38]) и столь показательное прогнозируемое восстановление после вызванного COVID19 провала глобального рынка туризма в 2020 г. (рост с 2020 по 2023 — 73,4%), (подсчитано по [38]), свести деятельность такого нефинансового института развития как Фонд Росконгресс только к этой важной и вкратце представленной выше отрасли, было бы неверно.
Достаточно рассмотреть для примера многомерную тематическую зону «Пространство доверия» [12], представляющую множество разнообразных реализованных (проектируемых) социальных, инновационных, молодежных, культурных, некоммерческих и других проектов, чтобы убедиться в том, что совокупность действий институтов развития далеко выходит даже за пределы отмечаемой обширной сферы планируемых изменений [8]: диспетчеризация финансовых средств для обеспечения развития перспективных отраслей экономики; разработка и реализация инфраструктурных и социальных проектов. Особое место в деятельности нефинансовых институтов развития занимает не тот тип диффузии инноваций, который представлен в виде трансфера инноваций [27] (в т.ч. организация рынка интеллектуальной собственности [9]), а как спилловер инноваций, или полезного знания [14]. Следует отметить, что нефинансовые институты развития как раз и представляют такую площадку, на которой активно проявляется такой спилловер-эффект. Как результат, отмечено [8], что формирование в России действенной и эффективной системы институтов развития, стимулирующих инновационные процессы и развитие инфраструктуры, будет способствовать обеспечению устойчивого экономического роста и диверсификации экономики страны. Как бы в подтверждение этой самооценке деятельности Фонда Росконгресс можно привести положения одного индийского профессионального блога «MICE HOSPITALITY» [41], где отрасль «MICE» представлена как «маяк инноваций и экономического процветания». В сжатой форме преимущества, которые предоставляет эта отрасль развитию человечества представлены в табл. 1.
Таблица 1
Общественные и индивидуальные блага, получаемые за счет развития отрасли MICEТип блага | Описание блага |
---|
Возможности сетевизации [16] | Мероприятия/события класса MICE — идеальное место для сетевизации людей (ученых, политиков, общественных деятелей и иных публичных персон) с общими или близкими интересами/знаниями, где создаются возможности для закладывания основы профессиональных отношений, которые часто приводят к прибыльному сотрудничеству и партнерству, а также возникновение новых перспективных идей как результат спилловера знания [19]. | Обмен знаниями [11] | Конференции и выставки оказываются той площадкой, где предоставляют участникам возможность доступа к новейшей информации, новым тенденциям и передовому опыту, что обогащает их профессиональный опыт. | Стимулирование роста бизнеса | Мероприятия MICE — возможность продвинуть свои товары/услуги, найти новых клиентов и даже заключить сделки на месте. | Мотивация сотрудников | Поощрительные для работников (в т. ч. зарубежные) поездки («оплачиваемый фирмой псевдотуризм») — мощный инструмент мотивации сотрудников, вырабатывающий у сотрудников чувство принадлежности, признательности и лояльности, что в итоге приводит к повышению производительности и удовлетворенности работой. | MICE туризм | Различные типы собраний, таких как заседания совета директоров, собрания команд или ежегодные общие собрания. Эти встречи могут варьироваться от небольших встреч узкого круга менеджеров/ученых до крупномасштабных корпоративных мероприятий. MICE-туризм играет важную роль в развитии туристического сектора региона. Во внешней среде этот тип туризма привлекает постоянный поток посетителей, принося пользу местным отелям, ресторанам и различным другим предприятиям поблизости. | Спилловер знания | Мероприятия MICE часто приводят к обмену знаниями и опытом, выходящим за рамки их основных целей. Участники приносят идеи в свои организации, способствуя инновациям и росту. | Экономическое влияние | Экономическое влияние MICE распространяется на принимающие города и регионы. Они создают возможности трудоустройства, стимулируют местный бизнес и приносят доход за счет проживания, питания и транспортных услуг. | Культурный обмен | В мероприятиях MICE часто участвуют участники из разных слоев общества и культур. Этот культурный обмен способствует взаимопониманию и сотрудничеству в глобальном масштабе. | Личностный рост | Посетители и участники MICE-мероприятий часто переживают личностный рост и развитие, будь то за счет новых навыков, расширения кругозора или повышения уверенности в себе. | Источник: разработка автора с использованием указанных в таблице источников и отдельных обобщенных материалов из [41]
Особо хотелось бы отметить роль конгрессно-выставочной отрасли (MICE) как некоторого «мегахаба знаний», важнейшая функция которого как перераспределение, или диспетчеризация знаний дополняется процессом создания новых знаний не непосредственно в момент реализации тех или иных событий класса MICE, но позднее, как экстерналии конгрессно-выставочной деятельности, где важную роль играет спилловер знаний [6], часто представляемый как спилловер инноваций [18], одним из креативных видов которого представляется такой источник радикальных инноваций как междисциплинарный спилловер (interdisciplinary spillover). Хотя он и представляет собой намного более длительный процесс взаимопроникновения и кроссфертилизации полезного знания, чем дисциплинарный спилловер, то есть переток знания в пределах одной научной дисциплины [41]. Исключительно общественно важные виды деятельности, освещенные в табл.1, показывают, что оператор (организатор) конгрессно-выставочной деятельности (MICE) ни коей мере не может рассматриваться как организация, целью которой является извлечение прибыли, поэтому эта деятельность обычно осуществляется некоммерческими организациями, среди которых можно выделить нефинансовые институты развития регионального и федерального уровней.
К вопросу о классификации институтов развития. Несмотря на все возрастающую роль институтов развития в жизни общества, не так много работ, посвященных классификации этого социально-экономического и политического феномена. В одной из относительно недавних (2018) работ [28], где представлены достаточно обоснованные предложения по уточнению российского законодательства в области регламентации деятельности институтов развития, обнаруживается, на наш взгляд, недостаточно проработанный вариант классификации институтов развития [28, с. 959] с классификационным критерием «направленность услуг», предоставляемых институтом (табл. 1). Автор воздерживается от критики данной классификации хотя бы потому, что принять можно лишь первую и третью строку сверху. Вообще публикация подобной классификации в 2018 г. (sic!) предполагает, что не были в достаточной мере проанализированы релевантные работы предшественников.
Более десяти лет назад вышла статья [4], где была представлена классификация основных институтов развития, где, при некоторой «однобокости» наименований и, на наш взгляд, неконвенциональном терминировании собственно институтов развития (например, «институт правового регулирования экономических процессов» — судя по нулевому Google-отклику — нераспространенный авторский термин) и вероятно вызванной фокусировкой статьи на инновационной деятельности, на верхнем уровне классификации институты развития вполне разумно делились на формальные и неформальные, а первые — на финансовые и нефинансовые. Есть также предложение [10, с. 61] территориально-административного многоуровневого подхода к классификационной характеристике институтов развития, в рамках которого они подразделяются на 1) федеральные (например, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, АО «Российский экспортный центр»); 2) федерально-региональные (например, Региональные государственно-частные венчурные фонды, «Корпорация развития» Уральского федерального округа); 3) региональные (например, Агентства инвестиционного развития, Региональные центры субконтрактации); 4) муниципальные (например, Ижевский городской Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, Ульяновский центр развития предпринимательства).
Таблица 2
Основные виды институтов развитияИнституты развития | Направленность услуг |
---|
Венчурные фонды, гарантийные фонды,
государственно-частные партнерства, фонды прямых инвестиций | Финансовые | Ассоциации, союзы, советы | Координационные | Бизнес-инкубаторы, промышленные парки, технопарки | Бизнес-услуги, развитие инфраструктуры | Агентства | Продвижение товаров | Образовательные институты | Информационно-образовательные | Центры | Экспертно-аналитические | Источник: [28, с. 959]
Существует и трёхуровневый аналог [32], где исключен муниципальный уровень, что, на наш взгляд, неверно, так как, города исторически всегда являлись и остаются центрами развития. Вообще отмечается [3], что собственно термин «институт развития» трактуется в России довольно широко, что оставляет поле для дальнейших исследований. К тому же ознакомление с документом «Исследование эффективности российских и международных институтов развития: сравнительный анализ мандатов и системы оценки», представленной Научно-исследовательским финансовым институтом Минфина России (2016) [17] приводит к неутешительному выводу, что их деятельность пока еще нескоординирована и с трудом поддается оценке, поэтому в сфере изучения этих важнейших для дальнейшего развития общества институтов еще очень много «белых пятен».
Представляет несомненный интерес подход к этому вопросу В.М. Саклакова [24], который не ограничился одним критерием, а, выполнив анализ существующих подходов к анализу деятельности институтов и организаций развития, предложил принципы классификации институтов развития [15, 24]. Традиционно, эта классификация начинается с характеристики инструментария влияния института на ход развития — финансовый или нефинансовый. На следующем уровне выделяются [терминологически не копируем стереотипно указанный источник, а лишь передаем суть принципов — авт.] «институциональные функции», определяющие целевое назначение деятельности: 1) финансового института: региональное развитие, поддержка перспективной инновационной деятельности и социально-значимых форм бизнеса и 2) нефинансового института: снижение транзакционных издержек (в том числе, международных), диффузия инновационных инноваций, консалтинговое развитие бизнес-моделей. Для интересующих нас нефинансовых институтов предлагается четыре группы [15, с. 63–64] следующего уровня классификации, где критерием служит основная функция института. В первую группу относят институты, основной функцией которых является снижение транзакционных издержек в глобальном и межнациональном масштабе, что осуществляется за счет совершенствования инфраструктуры как международных, так и внутринациональных финансовых, материальных и знаниевых обменов (где большую роль играет организация MICE-событий). Ко второй принадлежат институты, выполняющие функцию развития человеческого капитала, которая реализуется через процессы базового и профильного развития человеческого капитала (школы, профессиональные учреждения дополнительного образования, средние специальные учебные заведения, высшие учебные заведения, центры подготовки кадров высшей классификации). В третью входят институты, реализующие функцию трансфера технологий [хотелось бы добавить и спилловера (табл. 1), назвав эту совокупность механизмов распространения полезного знания диффузией инноваций [2] — авт.], осуществляемую через процессы государственного заказа, выполнения НИОКР и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности НИИ и вузов. К четвертой группе относятся нефинансовые институты разных форм [13], которые способствуют развитию бизнес-систем (консалтинговая и аналитическая поддержка, а также привлечение инвестиций). При заметной недоработанности этой классификации, представляется, что ее принципы могли бы послужить хорошим подспорьем для дальнейшей работы в этом направлении. А классификация такого рода особенно необходима для нефинансовых институтов развития, где контроль за деятельностью великого множества форм этих институтов требует, в первую очередь, их четкой классификации, чтобы создавать базу сравнения при контроле.
Фонд Росконгресс как нефинансовый институт развития федерального уровня. При помощи концептуально-семантического анализа [31] многокомпонентного термина «нефинансовый институт развития» в работах разных авторов оказалось возможным [26] предложить следующее определение. Нефинансовый институт развития федерального уровня представляет собой автономную некоммерческую организацию, деятельность которой имеет своей целью прямо или косвенно способствовать достижению приоритетных (с точки зрения национальной политики социально-экономического развития) общественно значимых целей, финансирование деятельности которого может осуществляться комбинированным способом (государственный бюджет, добровольные взносы юридических и физических лиц, а также результаты собственной коммерческой деятельности, не противоречащей уставным целям и задачам данного института развития), имеющую право вступать в предусмотренные национальным гражданским правом деловые отношения с юридическими и физическими лицами, если результаты таковых отношений могут способствовать достижению вышеозначенных целей. Судя по практике функционирования и зафиксированными в печати и Интернете миссией организации Фонд Росконгресс, особенностями ее юридической формы, отношениями с другими организациями, осуществленными, проводимыми и проектируемыми направлениями деятельности, соответствующими приоритетам национальной социально-экономической политики России, укрупненной структурой финансирования, именно Фонд Росконгресс представляет собой многопрофильный нефинансовый институт развития федерального уровня. Подтвердим это утверждение информацией, собранной в табл. 3 и 4.
В начале заметим, что несмотря на то, что Фонд Росконгресс широко представлен в информационном пространстве Интернета [551 000 Google-откликов на запрос «Росконгресс» в ноябре 2023 г.], и именуется как нефинансовый институт развития [https://roscongress.org/], все же приведём следующую аргументацию в защиту этого утверждения. Во-первых, формально, по официальному свидетельству аудита (2022) [https://www.audit-it.ru/contragent/1077799005426_fond-roskongress], статус организации Фонд Росконгресс — некоммерческая унитарная организация, которая никак не подпадает под определение финансовой организации, поскольку не имеет лицензии на оказание каких-либо услуг финансового характера. Кроме того, еще в 1993 г. только занимающиеся микрокредитованием НКО были включены в сектор финансовых корпораций [22, с. 16], тогда как все прочие НКО представляют собой нефинансовые организации. Во-вторых, как указано в миссии Фонда Росконгресс, и чему свидетельство широкодоступная информация о событиях/мероприятиях, проводимых под управлением (при участии) Фонда Росконгресс, деятельность этого фонда направлена на развитие приоритетных изменений в социально-экономической жизни России, соответствующих «развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России» [https://roscongress.org/about/]. Некоторые материалы в поддержку этого тезиса приводятся в табл. 3. Наконец, подтверждению многопрофильности Фонда Росконгресс, как нефинансового института развития, служат материалы табл. 4.
Таблица 3
Таксономия функций национальных нефинансовых институтов развития, соотнесенная с деятельностью Фонда РосконгрессФункция | Реализуемый процесс | События/мероприятия
под управлением (при участии)
Фонда Росконгресс* |
---|
Повышение умной силы страны и, следовательно, улучшение ее репутации (имиджа) | Брендинг страны на основе холистического экосистемного подхода | Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) — 2022. | [ГА]
Продвижение и проверка новых идей по совершенствованию развития государства | Внутренняя политика: обеспечение компетентности и справедливости управления гражданами страны. | «Больше не Дальний Восток. Как центры управления регионами объединяют Россию» — Восточный экономический форум — 2021 | Внешняя политика: повышение уровня доверия граждан к власти в сфере решений по поддержанию безопасности страны и сохранению мира. | Снижение транзакционных издержек в национальном и глобальном масштабе | Рационализация национальной экономики и обоснованное включение в глобальные цепочки создания ценности; | Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» | [ГА]
Продвижение российского въездного туризма наряду с развитием внутреннего туризма, потенциал которых взаимосвязан, поскольку приток финансовых ресурсов в туристическую отрасль обеспечивают оба вида туризма. | Развитие экспортного потенциала России, а также внутристранового (внутреннего) туризма не только за счет финансирования и совершенствования инфраструктуры, но и с помощью современных технологий, напрямую взаимодействуя с гражданами через инновационные финансовые решения | «Туризм и индустрия гостеприимства»: новые инвестиционные и технологические возможности для отрасли — ПМЭФ 2022 | Алтайский экологический форум «Нить природы» — 2022 | [ГА]
Ознакомление зарубежной аудитории с ценными российскими национальными брендами с целью повышения доли инновационных высокотехнологичных товаров/услуг в структуре российского экспорта. | Наряду с традиционным конгрессно-выставочным продвижением высококачественных российских национальных брендов осуществляется разработка и многосторонняя реализация проекта «Сделано в России», где такая маркировка имеет шансы сыграть роль «квазибренда» [29], повышающего воспринимаемую потребителем ценность экспортных товаров/услуг. | «Экспортный потенциал Дальнего Востока. Как удовлетворить растущий спрос АТР» — Восточный экономический форум — 2017 | Виртуальный экспортный центр: цифровая платформа развития международной торговли — ПМЭФ 2021 | [ГА]
Развитие национального человеческого капитала (НЧК). | Базовое и профессионально-ориентированное инвестирование в человеческий капитал | Ориентированные на развитие НЧК экосистемы Фонда Росконгресс | Семь крупнейших мероприятий c мая 2021 по май 2023 | [ГА]
Поддержка и пропаганда как традиционной, так и вновь создаваемой культуры страны с сохранением и укреплением ее национальных культурных кодов [20]. | Социально ответственное представление и потребление культурного наследия страны внутри страны и за рубежом, а также создание новых культурных артефактов. | Социальная платформа Фонда Росконгресс — Фонд Инносоциум на VIII Восточном экономическом форуме | Развитие целенаправленной, входящих и исходящих потоков диффузии инноваций. | Разработка и осуществление входящих и исходящих операций трансфера и спилловера инноваций | Питч-сессия стартапов: новые точки роста для бизнеса и власти — ПМЭФ 2018 | Поддержка развития бизнес-единиц/систем за счет целенаправленного менеджмента знания | Анализ и оказание услуг по созданию и развитию инновационных бизнес-единиц (экосистем) | Площадка «Территория инноваций» на Восточном экономическом форуме-2022 | Продвижение идеологии и технологии устойчивого развития | Организация международных и национальных площадок для обмена опытом устойчивого развития | Международный арктический форум «Арктика — территория диалога» — 2022 | Пространство доверия Фонда Росконгресс (начиная с ПМЭФ-2019) | [ГА]
Повышение результативности и снижение рисков инвестиционной деятельности | Интеграция потенциальных инвесторов и инициаторов проектов на основе систематизации информации и экспертной работы | Инвестиционный портал регионов России Фонда Росконгресс (начиная с 2020) | [ГА]
Социально-ответственное коммутирование инвестиционных потоков (процессы импакт-инвестирования) | Организация международных и национальных площадок для стимулирования и направления потоков социально-ответственного, или импакт-инвестирования. | Российский инвестиционный форум (начиная с 2017) | Модель привлечения инвестиций: фокус на ESG — ПМЭФ-2021 | Многомерное продвижение концепции устойчивого развития | Организация конгрессно--выставочных мероприятий в контексте концепции устойчивого развития | X Невский международный экологический конгресс | Евразийский экономический форум, сессия «Евразия регионов» (Москва — 2023) | Примечания: [ГА] — функции нефинансового института, соответствующие модели «Гексагон Анхольта», используемой для сравнительной оценки брендов стран [30]
Источник: * — разработано автором на основе следующих работ: [7, 15, 23, 25, 30] и корпоративных материалов Фонда Росконгресс, представленных в Интернете и дающих представление об отдельных, произвольно выбранных примерах деятельности Фонда Росконгресс как нефинансового института развития. Более подробная и перманентно обновляемая информация может быть получена на платформе «О Фонде Росконгресс» [https://roscongress.org/about/]; вкладки: «Проекты фонда», «Инициативы фонда», «Компетенции», «Сотрудничество»
Таблица 4
Сведения об основном и дополнительных видах деятельности Фонда РосконгрессОсновной вид деятельности | Деятельность по организации конференций и выставок | Дополнительные виды деятельности | Издательство | Издание книг, брошюр, рекламных буклетов и аналогичных изданий, включая издание словарей и энциклопедий, в том числе для слепых, в печатном виде | Издание книг, брошюр, рекламных буклетов и аналогичных изданий, включая издание словарей и энциклопедий на электронных носителях | Современные информационно-коммуникационные технологии | Деятельность по управлению компьютерным оборудованием | Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая | Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность | Деятельность информационных служб прочая, не включенная в другие группировки | Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом | Маркетинг | Деятельность в сфере связей с общественностью | Деятельность рекламных агентств | Исследование конъюнктуры рынка | Деятельность по изучению общественного мнения | Научно-технические услуги | Деятельность профессиональная, научная и техническая прочая, не включенная в другие группировки | Деятельность по разработке информационных и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием средств защиты информации | Прочие бизнес-услуги | Услуги по бронированию прочие и сопутствующая деятельность | Деятельность центров обработки телефонных вызовов | Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки | Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки | Спорт | Деятельность спортивных клубов | Деятельность в области спорта прочая | Деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки | Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки | Источник: составлено автором на основе официального документа «Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц» за № ЮЭ9965–23–122253291 от 04.09.2023, содержащая сведения о юридическом лице ФОНД «РОСКОНГРЕСС» [https://xn----7sbfbqq4deedd2d1bu.xn--p1ai/vipiska-egrul/1077799005426.pdf]
Заключение. Практика становления и деятельности нефинансовых институтов развития в России опередила процесс концептуализации этого феномена, играющего в настоящее время важнейшую роль в совершенствовании социально-экономического развития страны и укреплении ее международной конкурентоспособности. Предлагаемое здесь определение понятия «нефинансовый институт развития» для такового института федерального уровня основано на ранее выполненном автором концептуально-семантическом исследовании (подробности которого здесь не приводятся) ряда релевантных данному вопросу работ. На основании фактологических данных и официальных регистрационных документов, характеризующих деятельность Фонда Росконгресс, показано, что он действительно представляет собой многопрофильный нефинансовый институт развития федерального уровня как в правовом аспекте, так и по содержанию практической деятельности, соответствуя декларативно заявленной миссии Фонда Росконгресс. Предпринятая попытка концептуализации нефинансового института развития в современных условиях, позволяет сделать вывод о возможности и необходимости рассматривать Фонд Росконгресс как гибкий инструмент государственной экономической и культурной, внутренней и внешней политики. Однако последнее утверждение, хотя и соответствует материалам данной статья, но, на наш взгляд, требует проведения дополнительного исследования. |
| |
|
|