Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (88), 2023
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Салимьянова И. Г.
профессор кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук

Трейман М. Г.
доцент кафедры менеджмента и инноваций факультета управления
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук


Особенности экологического сотрудничества на инновационной основе стран в рамках евразийской интеграции
В исследовании определены инновационные направления в области экологического сотрудничества между странами ЕАЭС, к основным из них можно отнести: добычу и использование природных ресурсов странах-участницах, развитие климатических проектов и решение вопросов глобального потепления на уровне взаимодействия ЕАЭС, развитие водородной энергетики, сохранение и защиту почвенных покровов. Развитие данных сфер позволит существенно снизить негативное влиянием хозяйственной деятельности и решить экологические проблемы на национальном уровне.
Ключевые слова: ЕАЭС, экологизация, международное сотрудничество, инновационные проекты, управление природопользованием, парниковый эффект, «зеленая» экономика
УДК 330.15   Стр: 31 - 33

В настоящее время экологические проблемы стоят достаточно остро для Российской Федерации и касаются многих хозяйственных сфер деятельности. В данный перечень можно включить сельское хозяйство, горнодобывающую отрасль и добычу природных ресурсов, а также негативное воздействие на окружающую природную среду от производственной и непроизводственной деятельности [7]. Евразийская интеграция дает возможность странам объединить усилия в борьбе с глобальными экологическими проблемами и снизить воздействие стран на окружающую природную среду. Как известно, к странам, объединенным в ЕАЭС, относятся: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения, Кыргызская Республика. Их общая площадь составляет 14% от общемировой поверхности суши. Совместное экологическое сотрудничество позволит странам Евразии внедрять принципы устойчивого экологического развития на своей территории и станет мировой повесткой на ближайшее десятилетие.
Создание нормативно-правовой базы и единых экологических стандартов позволит укрепить принципы евразийской интеграции и наладить международное сотрудничество. Необходимо разработать систему инструментов, позволяющих контролировать параметры загрязнения атмосферного воздуха, водной среды, а также загрязнения почвенных покровов и загрязнение территорий стран в связи с загрязнением и захламлением почв. Существенное загрязнение окружающей среды оказывает промышленная деятельность всех видов, которая относится к экологически опасной. Поэтому одним из важных инновационных направлений развития является внедрение «зеленых» технологий и внедрение системы ресурсосбережения на всех уровнях управления.
Цели устойчивого развития стран, установленные ООН, по большей степени затрагивают экологические проблемы и их достижение позволит существенно снизить нагрузку на окружающую природную среду. Экологическое партнерство в рамках евразийской интеграции позволит повлиять на общемировую экологическую ситуацию и создать эффективные механизмы управления охраной окружающей природной средой. Для регламентации сотрудничества в сфере охраны окружающей среды необходимо разработать свод законов и других нормативно-правовых документов, направленных на взаимодействие стран в области совместного управления природоохранной деятельностью [5].
Данные подходы важны, так как многие экологические проблемы являются трансграничными, то есть, например, загрязнение воздуха перемещается в соседние страны и оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду. Например, в 2010 году была создана Казахстанско-Российская комиссия по совместному использованию трансграничных объектов, которая выделяет цели водопользования и определяет предельные объемы водопользования для существующих водных объектов.
Страны ЕАЭС обозначили планы по созданию концепции и принципов «зеленой» экономики и приняли их как стратегическое направление совместного развития.
Таким образом, евразийская интеграция позволяет развивать такое инновационное направление как экологическая безопасность стран и экологическое сотрудничество по вопросам рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды. Вопросам развития «зеленых» технологий уделяется особое внимание, так как данное направление позволяет достичь целей устойчивого развития, разработанных ООН.
«Зеленая» политика ЕАЭС направлена на [1], [12]:
1. Регулирование выбросов парниковых газов на территории стран и декарбонизацию;
2. Применение «зеленых» технологий в логистической деятельности;
3. Развитие принципов альтернативной и экологичной энергетики;
4. Развитие инвестиционной и финансовой деятельности в экологической сфере;
5. Рациональное использование природно-ресурсного потенциала территории;
Добыча и использование природного потенциала страны. Природно-ресурсный потенциал — одна из важных экономических составляющих территориального развития любой страны и рациональная добыча ресурса на основе новейших технологий, а затем использование их в производственной деятельности позволит странам ЕАЭС эффективно развивать экологическую составляющую (рис. 1).
Рис. 1. Доля ЕАЭС в общемировом объеме добычи, млн тонн

Таким образом, страны ЕАЭ занимают лидирующие позиции по добычи нефти и природного газа, которые являются важной составляющей для обеспечения суверенитета экономики каждой страны. Рассмотрим особенности производства экологически опасной продукции (рис. 2).
Рис. 2. Доля ЕАЭС в общемировом объеме производства, млн тонн

В данном случае направление касается не только снижения негативного воздействия отрасли на природную среду, но также изменения сырьевого фактора: использование в качестве сырья для изготовления стали металлолома. Использование металлолома позволяет существенно сократить объемы образования парниковых газов: с 2,2 тонн до 0,3 тонн при выплавке 1 тонны стали. В ближайшие годы будет налажено сырьевое обеспечение стран ЕАЭС для черной и цветной металлургии. В 2021 году был принят план мероприятий для достижения поставленных целей [4], [6].
Наиболее важной проблемой для мирового сообщества является проблема парникового эффекта, рассмотренная далее.
Страны ЕАЭС и климатическая повестка. Страны ЕАЭС планируют снижать углеродный след за счет совместного сотрудничества в этой области. Все страны — участницы союза заключили Парижское соглашение по изменению климата и взяли на себя обязательства по достижению углеродной нейтральности (рис. 3).
Рис. 3. Выбросы парниковых газов по странам ЕАЭС, млн тонн

Беларусь занимается развитием направления «зеленого» градостроительства, в котором учувствует малый и средний бизнес, а также комитеты и общественные институты. В рамках данного направления был создан инновационный проект «зеленые» города, направленный на внедрение экологичных схем строительства, которые позволят снизить выбросы парниковых газов [9].
Также 53 белорусских города подписали соглашение и взяли обязательство по снижению объемов парниковых газов на 30% к 2050 году. Прежде всего, к основным мероприятиям по достижению нулевых выбросов СО2 относятся технологии модернизации зданий, применение схем «зеленых» закупок и энергоэффективных схем теплоснабжения в строящихся домах [2].
Для Армении достаточно сложно внедрять в свою экономическую деятельность климатическую политику, так как страна имеет экстремально теплый климат и даже при снижении выбросов глобальное потепление на территории страны не остановить. Так за последние 5 лет температура воздуха в Армении повысилась на 1,3°С, тогда как по миру в среднем на 1°С. Снижение выбросов парниковых газов будет осуществляться за счет перехода атомной энергетики на новые, менее экологически опасные технологии, которые к 2050 году позволят снизить объемы парниковых газов более чем на 40% [10].
Кыргызстан также планирует внедрять экологические инновационные проекты, в частности, проекты, связанные с изменением климата, при этом инвестирование в данные проекты на уровне страны составит 1,23 млн долларов до 2030 года. Для привлечения инвестиций в климатические проекты была создана информационная база, которая обеспечит прозрачность данных и возможно позволит создать аналитические отчеты для оценки результатов внедрения климатических проектов [11], [13].
Экологическая повестка предполагает сотрудничество на национальном уровне, что позволит расширять и развивать совместные инструменты природопользования по странам. В частности, таким инструментом может быть Центр оборота углеродных единиц. С 2020 года квоты (углеродные единицы) поднялись в цене на 30%, что привлекло на данный рынок новых игроков.
Использование водорода в различных целях, в том числе энергетических. В настоящее время Парижское соглашение по углеродной нейтральности подписало 136 стран, большая часть из них планирует достичь данного показателя к 2050 году. Российская Федерация и Китай планируют достичь нулевых выбросов в 2060 году. Водородная энергетика — одно из направлений перехода к углеродной нейтральности. Инновационные водородные технологии планируется применять в энергетике и в транспортных (грузовых и пассажироперевозках) перевозках. Использование водорода в технологических процессах имеет ряд отрицательных аспектов: отсутствие необходимой инфраструктуры для выработки и использования водорода, взрывоопасность водорода, отсутствие принципов экологической безопасности.
В марте 2022 года достигнута договоренность о продлении нулевых ставок для ввоза автомобилей с электрическими двигателями в рамках установленных на страну квот. В Белоруссии и Российской Федерации реализуются проекты по производству электромобилей, их реализацией занимаются такие марки как МАЗ, ГАЗ, КАМАЗ и ЛиАЗ.
Развитие экологически чистого транспорта в странах ЕАЭС поддерживается планом, который включает [3], [8]:
– финансирование экологических инноваций, связанных с внедрением экологически чистого транспорта;
– производство технологических компонентов электротранспорта и финансирование данной деятельности в промышленных масштабах;
– установление минимальной доли электротранспорта в таксопарках и каршеринговых сервисах;
– организация инфраструктуры для зарядки электромобилей.
Сохранение плодородия почвенных покровов. Из-за климатических изменений и загрязнения окружающей среды зачастую нарушаются почвенные покровы, что связано с неуклонным ростом антропогенной нагрузки. Евразийский экономический союз разрабатывает программу по сохранению почвенных покровов и их качества. Разработаны мероприятия по восстановлению и сохранению продуктивности и плодородия почв. Отдельно осуществляется развитие цифровых инструментов, позволяющих регулировать деятельность агропромышленного комплекса.
Таким образом, объединение усилий в области сотрудничества стран в сфере экологизации производства, повышения экологической безопасности продукции, добычи полезных ископаемых, организации климатических проектов и создания системы управления природопользованием в странах ЕАЭС позволит существенно улучшить общемировую экологическую ситуацию.


Список использованных источников:
1. Альбеков А.У., Матишов Г.Г. Зеленая экономика. Модернизация социально-экономической системы Юга России: [монография] / Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). — Ростов-на-Дону: РГЭУ (РИНХ), 2017. — 275 с.
2. Ануфриев В.П., Гудим Ю.В., Каминов А.А. Устойчивое развитие. Энергоэффективность. Зеленая экономика: монография. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 200 с.
3. Альхимович И. Н., Амирова Н. Р., Бурденко Е. В. Зеленая экономика в парадигме устойчивого развития: монография. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 247 с.
4. Зомонова Э.М. Стратегия перехода к «зеленой» экономике: опыт и методы измерения: аналитический обзор / Федеральное гос. бюджетное учреждение науки Гос. публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской акад. наук. — Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2015. — 283 с.
5. Липина С.А., Кудряшова Е.В., Агапова Е.В. Зелёная экономика: управление развитием. Стратегия и тактика: монография. — Архангельск: САФУ, 2022. — 263 с.
6. Порфирьев Б.Н. «Зеленая» экономика: реалии, перспективы и пределы роста. — Москва: Московский Центр Карнеги, 2013. — 31 с.
7. Салимьянова И.Г., Трейман М.Г. Экологические инновации — императив развития промышленных предприятий // Инновации. — 2017. — № 07(225), 2017. — С. 75–80.
8. Трубилин А.И., Гайдук В.И., Комлацкий Г.В., Секерин В.Д. «Зеленая экономика» региона: проблемы и перспективы развития: монография / Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина. — Краснодар: КубГАУ, 2019. — 137 с.
9. Фюкс Р. Зеленая революция: экономический рост без ущерба для экологии. — Москва: АНФ, 2016. — 328 с.
10. Яшалова Н.Н. «Зелёная» экономика: региональный аспект / Ин-т менеджмента и информ. технологий (фил.) ФГБОУ ВПО «С.-Петерб. гос. политехн. ун-т» в г. Череповце. — Санкт-Петербург: Изд-во Политехнического университета, 2014. — 207 с.
11. Bevir M., Rhodes R.A.W., Weller P. Traditions of Governance: Interpreting the Changing Role of the Public Sector //Public Administration. 2003. Vol. 81, № 1. Priorities of integration in terms of ecology // Izvestia Newspaper. November 01, 2013. URL: http://www.evrazes.com/i/data/item7627-1.pdf (application date 10.04.2023).
12. Harrison J. Configuring the new “regional world”: on being caught between territory and networks. Department of Geography Loughborough University Loughborough Leicestershire United Kingdom. P.2. URL: Model Ecological Code of the CIS’s member states. URL: http://evrazes.com/docs/view/3 (application date 14.03.2023).
13. Vasilieva N.A., Lagutina M.L. A global Eurasian region: an experience of theoretical judgement of social and political integration / N.A. Vasilieva, M.L. Lagutina. — SPb: Politechnical University Press, 2012, p. 37.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия