| | Проблемы современной экономики, N 4 (88), 2023 | | ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ | | Салимьянова И. Г. профессор кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук Трейман М. Г. доцент кафедры менеджмента и инноваций факультета управления
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук
| |
| | В исследовании определены инновационные направления в области экологического сотрудничества между странами ЕАЭС, к основным из них можно отнести: добычу и использование природных ресурсов странах-участницах, развитие климатических проектов и решение вопросов глобального потепления на уровне взаимодействия ЕАЭС, развитие водородной энергетики, сохранение и защиту почвенных покровов. Развитие данных сфер позволит существенно снизить негативное влиянием хозяйственной деятельности и решить экологические проблемы на национальном уровне. | Ключевые слова: ЕАЭС, экологизация, международное сотрудничество, инновационные проекты, управление природопользованием, парниковый эффект, «зеленая» экономика | УДК 330.15 Стр: 31 - 33 | В настоящее время экологические проблемы стоят достаточно остро для Российской Федерации и касаются многих хозяйственных сфер деятельности. В данный перечень можно включить сельское хозяйство, горнодобывающую отрасль и добычу природных ресурсов, а также негативное воздействие на окружающую природную среду от производственной и непроизводственной деятельности [7]. Евразийская интеграция дает возможность странам объединить усилия в борьбе с глобальными экологическими проблемами и снизить воздействие стран на окружающую природную среду. Как известно, к странам, объединенным в ЕАЭС, относятся: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения, Кыргызская Республика. Их общая площадь составляет 14% от общемировой поверхности суши. Совместное экологическое сотрудничество позволит странам Евразии внедрять принципы устойчивого экологического развития на своей территории и станет мировой повесткой на ближайшее десятилетие.
Создание нормативно-правовой базы и единых экологических стандартов позволит укрепить принципы евразийской интеграции и наладить международное сотрудничество. Необходимо разработать систему инструментов, позволяющих контролировать параметры загрязнения атмосферного воздуха, водной среды, а также загрязнения почвенных покровов и загрязнение территорий стран в связи с загрязнением и захламлением почв. Существенное загрязнение окружающей среды оказывает промышленная деятельность всех видов, которая относится к экологически опасной. Поэтому одним из важных инновационных направлений развития является внедрение «зеленых» технологий и внедрение системы ресурсосбережения на всех уровнях управления.
Цели устойчивого развития стран, установленные ООН, по большей степени затрагивают экологические проблемы и их достижение позволит существенно снизить нагрузку на окружающую природную среду. Экологическое партнерство в рамках евразийской интеграции позволит повлиять на общемировую экологическую ситуацию и создать эффективные механизмы управления охраной окружающей природной средой. Для регламентации сотрудничества в сфере охраны окружающей среды необходимо разработать свод законов и других нормативно-правовых документов, направленных на взаимодействие стран в области совместного управления природоохранной деятельностью [5].
Данные подходы важны, так как многие экологические проблемы являются трансграничными, то есть, например, загрязнение воздуха перемещается в соседние страны и оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду. Например, в 2010 году была создана Казахстанско-Российская комиссия по совместному использованию трансграничных объектов, которая выделяет цели водопользования и определяет предельные объемы водопользования для существующих водных объектов.
Страны ЕАЭС обозначили планы по созданию концепции и принципов «зеленой» экономики и приняли их как стратегическое направление совместного развития.
Таким образом, евразийская интеграция позволяет развивать такое инновационное направление как экологическая безопасность стран и экологическое сотрудничество по вопросам рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды. Вопросам развития «зеленых» технологий уделяется особое внимание, так как данное направление позволяет достичь целей устойчивого развития, разработанных ООН.
«Зеленая» политика ЕАЭС направлена на [1], [12]:
1. Регулирование выбросов парниковых газов на территории стран и декарбонизацию;
2. Применение «зеленых» технологий в логистической деятельности;
3. Развитие принципов альтернативной и экологичной энергетики;
4. Развитие инвестиционной и финансовой деятельности в экологической сфере;
5. Рациональное использование природно-ресурсного потенциала территории;
Добыча и использование природного потенциала страны. Природно-ресурсный потенциал — одна из важных экономических составляющих территориального развития любой страны и рациональная добыча ресурса на основе новейших технологий, а затем использование их в производственной деятельности позволит странам ЕАЭС эффективно развивать экологическую составляющую (рис. 1). | | | Рис. 1. Доля ЕАЭС в общемировом объеме добычи, млн тонн | Таким образом, страны ЕАЭ занимают лидирующие позиции по добычи нефти и природного газа, которые являются важной составляющей для обеспечения суверенитета экономики каждой страны. Рассмотрим особенности производства экологически опасной продукции (рис. 2). | | | Рис. 2. Доля ЕАЭС в общемировом объеме производства, млн тонн | В данном случае направление касается не только снижения негативного воздействия отрасли на природную среду, но также изменения сырьевого фактора: использование в качестве сырья для изготовления стали металлолома. Использование металлолома позволяет существенно сократить объемы образования парниковых газов: с 2,2 тонн до 0,3 тонн при выплавке 1 тонны стали. В ближайшие годы будет налажено сырьевое обеспечение стран ЕАЭС для черной и цветной металлургии. В 2021 году был принят план мероприятий для достижения поставленных целей [4], [6].
Наиболее важной проблемой для мирового сообщества является проблема парникового эффекта, рассмотренная далее.
Страны ЕАЭС и климатическая повестка. Страны ЕАЭС планируют снижать углеродный след за счет совместного сотрудничества в этой области. Все страны — участницы союза заключили Парижское соглашение по изменению климата и взяли на себя обязательства по достижению углеродной нейтральности (рис. 3). | | | Рис. 3. Выбросы парниковых газов по странам ЕАЭС, млн тонн | Беларусь занимается развитием направления «зеленого» градостроительства, в котором учувствует малый и средний бизнес, а также комитеты и общественные институты. В рамках данного направления был создан инновационный проект «зеленые» города, направленный на внедрение экологичных схем строительства, которые позволят снизить выбросы парниковых газов [9].
Также 53 белорусских города подписали соглашение и взяли обязательство по снижению объемов парниковых газов на 30% к 2050 году. Прежде всего, к основным мероприятиям по достижению нулевых выбросов СО2 относятся технологии модернизации зданий, применение схем «зеленых» закупок и энергоэффективных схем теплоснабжения в строящихся домах [2].
Для Армении достаточно сложно внедрять в свою экономическую деятельность климатическую политику, так как страна имеет экстремально теплый климат и даже при снижении выбросов глобальное потепление на территории страны не остановить. Так за последние 5 лет температура воздуха в Армении повысилась на 1,3°С, тогда как по миру в среднем на 1°С. Снижение выбросов парниковых газов будет осуществляться за счет перехода атомной энергетики на новые, менее экологически опасные технологии, которые к 2050 году позволят снизить объемы парниковых газов более чем на 40% [10].
Кыргызстан также планирует внедрять экологические инновационные проекты, в частности, проекты, связанные с изменением климата, при этом инвестирование в данные проекты на уровне страны составит 1,23 млн долларов до 2030 года. Для привлечения инвестиций в климатические проекты была создана информационная база, которая обеспечит прозрачность данных и возможно позволит создать аналитические отчеты для оценки результатов внедрения климатических проектов [11], [13].
Экологическая повестка предполагает сотрудничество на национальном уровне, что позволит расширять и развивать совместные инструменты природопользования по странам. В частности, таким инструментом может быть Центр оборота углеродных единиц. С 2020 года квоты (углеродные единицы) поднялись в цене на 30%, что привлекло на данный рынок новых игроков.
Использование водорода в различных целях, в том числе энергетических. В настоящее время Парижское соглашение по углеродной нейтральности подписало 136 стран, большая часть из них планирует достичь данного показателя к 2050 году. Российская Федерация и Китай планируют достичь нулевых выбросов в 2060 году. Водородная энергетика — одно из направлений перехода к углеродной нейтральности. Инновационные водородные технологии планируется применять в энергетике и в транспортных (грузовых и пассажироперевозках) перевозках. Использование водорода в технологических процессах имеет ряд отрицательных аспектов: отсутствие необходимой инфраструктуры для выработки и использования водорода, взрывоопасность водорода, отсутствие принципов экологической безопасности.
В марте 2022 года достигнута договоренность о продлении нулевых ставок для ввоза автомобилей с электрическими двигателями в рамках установленных на страну квот. В Белоруссии и Российской Федерации реализуются проекты по производству электромобилей, их реализацией занимаются такие марки как МАЗ, ГАЗ, КАМАЗ и ЛиАЗ.
Развитие экологически чистого транспорта в странах ЕАЭС поддерживается планом, который включает [3], [8]:
– финансирование экологических инноваций, связанных с внедрением экологически чистого транспорта;
– производство технологических компонентов электротранспорта и финансирование данной деятельности в промышленных масштабах;
– установление минимальной доли электротранспорта в таксопарках и каршеринговых сервисах;
– организация инфраструктуры для зарядки электромобилей.
Сохранение плодородия почвенных покровов. Из-за климатических изменений и загрязнения окружающей среды зачастую нарушаются почвенные покровы, что связано с неуклонным ростом антропогенной нагрузки. Евразийский экономический союз разрабатывает программу по сохранению почвенных покровов и их качества. Разработаны мероприятия по восстановлению и сохранению продуктивности и плодородия почв. Отдельно осуществляется развитие цифровых инструментов, позволяющих регулировать деятельность агропромышленного комплекса.
Таким образом, объединение усилий в области сотрудничества стран в сфере экологизации производства, повышения экологической безопасности продукции, добычи полезных ископаемых, организации климатических проектов и создания системы управления природопользованием в странах ЕАЭС позволит существенно улучшить общемировую экологическую ситуацию. |
| |
|
|