Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (87), 2023
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Комилов С. Д.
профессор кафедры экономической теории и мировой экономики
Российско-Таджикского (славянского) университета (г. Душанбе),
доктор экономических наук,
академик Международной академии наук высшей школы

Ахмадов Р. Р.
доцент кафедры государственного и местного управления
Таджикского национального университета (г. Душанбе),
кандидат экономических наук


Инновационое развитие сферы социально значимых услуг в сельской местности Республики Таджикистан
В статье обоснована необходимость инновационного развития сферы социально значимых услуг в сельской местности Республики Таджикистана, а также разработки механизма формирования информационных платформ инновационного развития сферы социально значимых услуг в сельской местности. Уточнены региональные особенности становления системы предоставления социально значимых услуг.
Ключевые слова: Республика Таджикистан, социальная сфера, социально значимые услуги, инновационное развитие, социальные услуги в сельской местности
УДК 338.001.7 (575.3)1   Стр: 173 - 176

Процессы цифровизации развития сферы услуг, как ключевое направление инновационного развития национальной экономики обуславливает внедрение технологических, организационных и информационных новшеств. Наряду с общими особенностями развития сферы услуг, социально значимые услуги являются особыми экономическими благами, как структурообразующая подсистема, обеспечивающая формирование человеческого капитала и основу устойчивого развития экономики. Экономический механизм обеспечения процесса создания и осуществления технологических, организационных и информационных новшеств социально значимых услуг в контексте национальной инновационной системы страны направлен на достижение социально-экономических результатов, гармоничное развитие рынка социальных услуг, активизацию технологического и кадрового потенциала, особенно разработки приемлемых вариантов адаптации инновационного процесса социально-экономического развития, обеспечивающего повышение качества жизни населения сельской местности.
Все это обуславливает востребованность научного исследования особенностей инновационного развития сферы социально значимых услуг в сельской местности на основе систематизации основных направлений и своевременного реагирования на негативные факторы внутренней и внешней среды.
Термин «социально значимый» предполагает, что его употребление связано с необходимостью подчеркнуть ценность любого явления, процесса или объекта для отдельного индивида, группы людей или общества в установленный момент времени, исходя из возможности удовлетворения конкретных потребностей в определенных условиях [4, с.5140]. На наш взгляд, сфера социально значимых услуг является важной составной частью удовлетворения и организации этой сферы в силу значимости, а также специфики ее динамичной трансформации в цифровую среду.
Социально значимые услуги в современной экономической литературе интерпретируются различными научными взглядами, разнообразными методологиями, а также дискутируются в смежных отраслях экономики, особенно когда актуализируется производство и предоставление инновационных видов услуг на конкретной территории. Например, по мнению Третьякова Т.Н., к общественно значимым услугам относятся здравоохранение, социальное обеспечение, образование и культура – по части выполнения ими функций общества по его целостному социальному развитию [15, с.268]. Однако, следует отметить, что в данной трактовке социальное обеспечение населения является функциональной задачей исключительно государственных органов власти и с экономической точки зрения, для инвесторов частного сектора может оказаться не актуальным. Поэтому, на наш взгляд, именно услуги сферы здравоохранения, образования и культуры могут быть фундаментальной основой формирования человеческого потенциала, эффективной базой воспроизводства человеческого капитала, а также привлекательной, как для государственного сектора в обязательной форме, так и для частного сектора в плане экономического взаимодействия с государственным сектором. Кроме того, общественная полезность услуг данных отраслей характеризуется широким спектром услуг для обеспечения гармоничного развития населения, а также способствует формированию экономически активных человеческих ресурсов, с учетом развития инновационных преимуществ.
Общественно полезные услуги направлены на удовлетворение преимущественно личных потребностей более узкой категории населения, но характеризуются большей общественной значимостью. По сути, они представляют собой современное правовое представление «ядра» – т.е. целевых ценностей субъекта деятельности, а, следовательно, являются составным элементом современной сферы социально значимых услуг, соответствующих полному комплекту групп ценностей в социально и экономически развитом обществе [1].
Современные процессы инновационного развития сферы услуг требуют создания новых социально-экономических благ для удовлетворения потребностей населения сельской местности. Для этого необходимо учитывать внедрение инновационных идей, способствующих обеспечению гармоничного развития населения сельской местности на основе инновационного развития медицинских, образовательных услуг и услуг в сфере культуры. Кроме того, в условиях совершенствования рыночных механизмов и ужесточения конкуренции на рынке социальных услуг, на наш взгляд, социально значимые услуги могут выступать не только как деятельность для удовлетворения потребности в социальных услугах отдельных лиц или социальных групп в сельской местности, но и могут заложить основы для саморазвития индивида и гарантировать качество жизни городского населения в виде профессиональной грамотности, здорового образа жизни и культуры трудовой деятельности. Как справедливо отмечается, например, чтобы «вывести российское село на траекторию устойчивого развития и создать условия жизни, качественно равные городским, можно только при решении проблем в рамках жесткой системы координат: цели и задачи - адекватные ресурсы – желаемые результаты» [1, с.877]. Данный подход учитывает, что социально значимые услуги являются основной частью социальной политики государства и тесно связаны с общественными ценностями общества в контексте национальной инновационной системы.
Следует отметить, что вопросы развития сферы социально значимых услуг, таких как сфера образования, здравоохранения и культуры находятся под пристальным вниманием правительства Республики Таджикистан. Особенно Президент Республики Таджикистан, Лидер нации, Эмомали Рахмон уделяет внимание инновационному развитию сферы социально значимых услуг. В 2017 году в своем очередном Послании Маджилиси Оли Республики Таджикистан он отметил, что «Человеческий капитал, как мощный индикатор, способствует развитию инноваций и новых технологий, и поэтому необходимо побуждать молодежь к освоению наук, реализации инновационных проектов, внедрению в производство современных технологий и исследованию цифровых вопросов экономики» [12]. В связи с этим, особый акцент направлен на повышение уровня знания и образованности народа, особенно подростков и молодежи, на здоровье нации как основного национального богатства, а также на развитие культурной сферы, оказывающей глубокое влияние на благополучие духовного мира человека, что формирует мировоззрение и мышление, интеллект и сознание в условиях постепенно меняющейся конъюнктуры мирового и отечественного рынка социально значимых услуг.
Для повышения уровня и улучшения качества жизни сельского населения за последние 20 лет были розданы 52 тыс. гектаров за счет поливных земель 1 миллиону 400 тысячам семей, проживающих в сельской местности, для строительства жилья. На развитие таких сфер, как сфера образования, здравоохранения, социальной защиты и культуры из государственного бюджета было выделено более 97 млрд. сомони. Так, денежные государственные расходы на социально значимые сферы в 2018 году составили 9,1 млрд. сомони, а в 2022 году данный показатель был увеличен до 14,7 млрд. сомони, т.е. рост составил 62%. В 2018-2022 гг. на развитие сферы образования, здравоохранения и культуры было выделено более 37 млрд. сомони, а доля общих инвестиций из государственного бюджета в 2022 г. составила 44% от общего объема государственного бюджета. Также за годы независимости было сдано 3430 современных образовательных учреждения, их количество в 1991 г. составляло 3229.
За годы независимости Республики отреставрировано более 100 историко-культурных объектов. Необходимо подчеркнуть, что в последние годы в «Государственном реестре объектов историко-культурного наследия Республики Таджикистан» было зарегистрировано 3413 единиц памятников истории и культуры, из которых 70,6% - древние, 23,4% - архитектурные и 6% - монументальные. Наряду с проектом «Шелковый путь: коридор Зерафшан-Карокум» еще 9 исторических и культурных местностей Таджикистана были включены в Список наследия ЮНЕСКО [13].
Кроме поэтапного роста объема государственного бюджета, положительной тенденцией является систематическое повышение заработанной платы работников сферы услуг, государственное инвестирование в проекты развития сферы социально значимых услуг. Увеличилось количество государственных стипендиатов, предложены новые льготы и стимулы для развития деятельности ученых. Принят ряд отраслевых программ, а также по указу Президента Республики Таджикистан 2019-2021 гг. были объявлены «Годами развития села, туризма и народных ремесел». Решением Правительства Республики Таджикистан на 2020-2040 гг. объявлены двадцатилетием изучения и развития естественных, точных и математических наук.
Особенность инновационного развития социально значимых услуг в сельской местности заключается в обеспечении эффективности производственной агропромышленной сферы и внедрения различных новшеств, которые позволяют усовершенствовать производственный процесс создания продукции и создание инновационных рабочих мест.
В структуре национальной экономики и региональной социально-экономической политики Республики Таджикистан сельская местность включает в себя не только села, но и охватывает населенные пункты не городского типа. Сельская местность является основой формирования трудовых ресурсов, важным источником производства продукции сельского хозяйства и сырья для перерабатывающих отраслей национальной экономики. Следует отметить, что в нынешних условиях в сельской местности республики проживают 74,3% населения, рост которого в последние 10 лет составляет 4%. Поэтому инновационное развитие сферы социальных услуг в сельской местности определено одним из приоритетных направлений реализуемой Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2030 года.
Особенно в области социально значимых услуг намечается необходимость формирования устойчивых компетенций и инноваций как основное условие обеспечения реального и долгосрочного прогресса, усиливаются меры по внедрению новых высокотехнологических услуг в здравоохранении, а также разрабатываются комплексные меры по повышению культуры населения, развитию сети учреждений и организаций культурных услуг в форме креативного кластера.
Институциональными особенностями инновационного развития сферы социально значимых услуг в сельской местности являются ряд принятых нормативно-правовых актов. К их числу можно отнести следующие:
1. Закон Республики Таджикистан «Об инновационной деятельности» (от 17.04.2012 г., № 822);
2. Закон Республики Таджикистан «О государственно-частном партнерстве» (от 28.12.2012, № 439);
3. Концепция управления местным развитием в Республике Таджикистан на период до 2030 года (Утвержденным указом Президента Республики Таджикистан от 11.07. 2015г., № 522);
4. Национальная стратегия здоровья населения Республики Таджикистан на 2010-2020 годы (Постановление Правительства Республики Таджикистан от 30.06.2010г., № 368);
5. Национальная стратегия развития образования Республики Таджикистан до 2020 года (Постановление Правительства Республики Таджикистан от 30.06.2012г., № 334);
6. Государственная программа охраны историко-культурного наследия на 2021-2025 годы (Постановление Правительства Республики Таджикистан от 01. 05. 2020г. № 253).
Следует отметить, что в настоящее время данные институциональные аспекты действуют по конкретным направлениям развития социально значимых услуг в контексте Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2030 года. Поэтому появляется необходимость разработки цифровой инновационной платформы, координирующей все институциональные аспекты, возрождающие инновационное развитие сферы социально значимых услуг для сельской местности в условиях цифровизации национальной экономики и ужесточения конкуренции.
На наш взгляд, для эффективной реализации основных целей национального развития, роста уровня благосостояния, особенно сельского населения, целесообразно разработать механизм цифровой платформы инновационного развития сферы социально значимых услуг для сельской местности путем взаимодействия науки, производства и органов власти (рис.1).
Рис.1. Координационный механизм цифровой платформы инновационного развития сферы социально значимых услуг в сельской местности.
Составлено авторами

Механизм функционирования цифровой платформы инновационного развития выражается в объединении информационно-коммуникационных технологий в единую инфраструктуру, нацеленную на достижение инновационного развития сферы социально-значимых услуг в сельской местности на долгосрочную перспективу.
Ориентация на инновационное развитие региона, как целостной территориально-экономической системы, предусматривает обязательное выделение в ее рамках производственных, научно-образовательных, финансовых, организационно-управленческих подсистем, которые в совокупности образуют, так называемый, инновационно-сетевой кластер [16, с.105].
Необходимость учета цифровой особенности инновационного развития социально-значимых услуг в сельской местности определяются факторами, которые характеризуются активным использованием цифровых технологий в деятельности социальных учреждений, масштабами их влияния на соблюдение принципов доступности социальных услуг на селе, изменение формы конкуренции на рынке социально значимых услуг и реакции сельчан на цифровую трансформацию социально-значимых услуг.
Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе предоставления социально значимых услуг открывает возможности организации персонифицированного учета населения сельской местности, приобретающих конкретные виды социальных услуг. При таких условиях население сельской местности должно владеть необходимыми навыками в создании и восприятии инноваций.
Дальнейшее инновационное развитие сферы социальных услуг усиливает необходимость создания инновационной платформы формирования потенциала сельских территорий и предпосылок восприимчивости сельской экономики и населения к нововведениям (прежде всего, переходу к цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, созданию систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта т.д.) в рамках модели циркулярной (безотходной) экономики АПК [14,с105].
Инновационное развитие социальной сферы требует разработки определенных стандартов качества и уровня жизни сельского населения. Удовлетворение потребностей сельских жителей в инновационных социальных услугах является важным условием эффективного функционирования агропродовольственной сферы, достижения условий продовольственной безопасности, импортозамещения и развития органического сельскохозяйственного производства. Усиливается необходимость создания единого цифрового пространства для руководящих органов уровня сельской местности, а также составления цифровых карт размещения объектов социальной инфраструктуры.
Сложившиеся тенденции в развитии сферы социально значимых услуг привели к формированию большого разнообразия услуг, ориентированных на нужды конкретного человека и на потребности отдельных социальных групп. Стремление государства предоставить социальные гарантии своим гражданам привели к формированию иерархии, систематизирующей социальные услуги. «Социально значимые» включают в себя общественно полезные услуги, которые могут формировать человеческий капитал, а также способствовать личному саморазвитию человека – это медицинские, образовательные услуги и услуги в сфере культуры.


Список использованных источников:
1. Бондаренко Л.В. Социально-экономические различия между городом и деревней: научные воззрения и отечественная практика // Вестник Российской академии наук. – 2018. – Т. 88. - №10. – С. 867-877.
2. Ганченко Д.Н. Социально значимые услуги как феномен современной экономики // Креативная экономика. - 2021. - Том 15. - № 11. - С- 4318.
3. Государственная программа охрана историко-культурного наследия на 2021-2025 годы. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 01. 05. 2020г. №253. Душанбе, 2021.
4. Епишкин Н.И. Исторический словарь галлицизмов русского языка. – М.: ЭТС, 2010. -5140 с.
5. Закон Республики Таджикистан «Об инновационной деятельности» от 17.04.2012 г., № 822. Национальный центр законодательства при Президенте Республики Таджикистан. Официальный сайт: http://ncz.tj/content/. Дата обращения 18.03.2023.
6. Закон Республики Таджикистан «О государственно-частном партнерстве» от 28.12.2012, №439. Национальный центр законодательства при Президенте Республики Таджикистан. Официальный сайт: http://ncz.tj/content/. Дата обращения 18.03.2023.
7. Концепция цифровой экономики в Республике Таджикистан. Постановления Правительство Республики Таджикистан от 30. декабря 2019г. №642. Душанбе 2019.
8. Комилов С.Дж. Теория инновационного развития. – Душанбе, 2019. - С. 264.
9. Концепция управления местным развитием в Республики Таджикистан на период до 2030 года. Утверждены указом Президента Республики Таджикистан от 11.07. 2015г., №522. Душанбе 2015.
10. Национальное стратегия здоровья населения Республики Таджикистан на 2010-2020 годы. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 30.06.2010г., №368. Душанбе 2010;
11. Национальная стратегия развития образования Республики Таджикистан до 2020 года. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 30.06.2012г., №334. Душанбе 2012.
12. Послание Президента Республики Таджикистан, Лидера нации Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан. Душанбе 2017г. Офф. Сайт Президента Республики Таджикистан http://www.prezident.tj/ru/node/16772. (дата обращения 15.02.2023г.)
13. Послание Президента Республики Таджикистан уважаемого Эмомали Рахмона «Об основных направлениях внутренней и внешней политики республики». Душанбе 2022 г. Офф. Сайт Президента Республики Таджикистан http://www.prezident.tj/ru/node/16772. (дата обращения 11.03.2023.)
14. Советова Н.П. Цифровизация сельских территорий: от теории к практике // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2021. Т.14. - № 2. - С. 105-124.
15. Третьякова Т.Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм». - Москва: Академия, 2008. – С.268.
16. Хаирова Э.А. Формирование инновационной культуры как фактора развития региональной инновационной системы //Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. - 2018. Т.4 (70). - № 1. - С. 105.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия