Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (87), 2023
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
Икрамов М. А.
профессор кафедры маркетинга
Ташкентского государственного экономического университета,
доктор экономических наук

Гиёсидинов Б. Б.
старший преподаватель кафедры транспортной экономики
Ташкентского государственного транспортного университета


Вопросы маркетинговых исследований в сфере общественного транспорта
В статье проанализированы существующие проблемы и барьеры, с которыми сталкивается общественной транспорт в крупных городах. Это такие вопросы, как заторы в городе, ухудшения экологической обстановки, повышение культуры обслуживания, снижение аварийности и др. Показано, что удовлетворение требований населения, организаций во многом зависит от удобств и преимуществ, создаваемых общественным транспортом в совокупности с научным обеспечением маргетинговых исследований..
Ключевые слова: Республика Узбекистан, Ташкент, общественный транспорт, маркетинговые исследования, окружающая среда
УДК 656.13   Стр: 151 - 153

Введение. По мере роста городского населения и экономики страны спрос на услуги общественного транспорта увеличивается день ото дня. Каждый вопрос, связанный с повседневной жизнью населения, находится под постоянным вниманием государства. В частности, в связи с растущим спросом, развивается система общественного транспорта.
За последние годы город Ташкент укрупнился. Увеличилось количество постоянных и временных жителей, туристов, студентов. Если раньше общественным транспортом в городе пользовались 800–900 тысяч пассажиров, то сейчас эта цифра превысила 1 миллион 300 тысяч. Поэтому возникли такие проблемы, как нехватка и долгое время ожидания автобусов[1].
В целях развития услуг городского общественного транспорта, повышения эффективности деятельности транспортных предприятий были приняты специальные указы и постановления Президента Республики Узбекистан. Среди них нужно отметить следующие: постановления Президента Республики Узбекистан, от 06.03.2019 г. № ПП-4230 “О мерах по кардинальному совершенствованию системы грузовых и пассажирских перевозок” [2], от 07.05.2021 г. № ПП-5108 “О мерах по дальнейшему упрощению регулирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом” [3], от 02.02.2022 г. № ПП-111 «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию системы общественного транспорта города Ташкента» [4], от 16.02.2023 г. №  ПП-59 “О мерах по реформированию системы общественного транспорта” [5], от 01.02.2019 г. № УП-5647 “О мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления в сфере транспорта” [6] и постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан, от 06.12.2021 г. №  738 “О мерах по электронной организации открытых торгов на пассажирских маршрутах автомобильного транспорта» [7], от 08.10.2021 г. №  630 «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности общественного транспорта в регионах» [8], от 16.09.2022 г. №  507 “Об утверждении административного регламента оказания государственных услуг по выдаче льготных транспортных карт, дающих право бесплатного проезда отдельным категориям граждан в городском пассажирском транспорте» [9].
Отметим ряд работ отечественных и зарубежных авторов, исследования которых посвящены разработке стратегии развития городского общественного транспорта на основе маркетингового анализа. Так, среди отечественных ученых: Ирисбекова М.Н. исследовала оптимизацию рынка транспортных услуг на основе принципов маркетинга [10]; Абдуллаев Б.И. – улучшение качественных показателей транспортного обслуживания на городских автобусных маршрутах [11]; Каххоров А.Ж. – совершенствование инновационной маркетинговой деятельности на автомобильном транспорте системы Узбекистана [12], Бердиерова Т.А. – совершенствование использования маркетинговых исследований в деятельности общественного транспорта [13].
Из зарубежных ученых выделим: Карелина Н.В., который исследовал формирование комплекса маркетинга городских пассажирских перевозок на основе инновационного подхода [14]; Цыбульского А.И., который в своих исследованиях анализировал регулирование деятельности городского пассажирского транспорта как социально-экономической системы [15]; Мартыновой Д.А., исследовавшей в своей диссертации особенности регулирования качества обслуживания населения автобусным транспортом в регионе [16]; Нестеренко Д.Х., изучавшего методы увеличения частных перевозок городских пассажиров и базовой структуры транспортной сети [17]; Рахматуллиной А.Р., которая исследовала методы повышения качества общественного транспорта и такие вопросы, как определение транспортных потоков [18]. Однако в указанных работах недостаточно уделено внимания маркетинговым исследованиям в сфере общественного транспорта, связанных с удовлетворением потребностей населения, учетом экологических проблем, а также повышением привлекательности общественного транспорта.
Основной социально-экономической целью развития общественного транспорта является удовлетворение растущих потребностей городов на рынке услуг в качестве и объеме транспортных услуг. Услуги общественного транспорта постоянно регулируются государством и для повышения их качества должны разрабатываться различные меры, дорожные карты и стратегии. Транспорт, наряду с другими отраслями инфраструктуры, является важным средством достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей, обеспечивает основные условия жизни общества. Транспорт – это не только отрасль, перемещающая товары и людей, но, прежде всего, межотраслевая система, меняющая условия жизни и управления. Начатые реформы в этой сфере существенно изменят условия работы транспорта и характер спроса на транспортные услуги. Стратегической целью функционирования и развития транспортной системы в Республике Узбекистан является обеспечение экономического роста за счет услуг транспорта и повышения качества жизни нынешнего и будущих поколений населения, определение других важных национальных интересов страны. В табл. 1 нами приведены основные показатели перевозки пассажиров по видам транспорта общественного пользования по Республике Узбекистан.
Как видно по данным табл.1, тенденция прироста перевозки пассажиров общественным транспортом имеет по всем видам транспорта. Только в троллейбусных перевозках показатель остался неизменным. Это связано с тем, что в г.Ташкенте перевозки троллейбусами и трамваями приостановлены, а перевозки метрополитеном резко увеличились. Так как в аномальные морозные дни большинство населения пользовалось именно этим видом транспорта. То же самое, можно сказать и про автомобильные перевозки.

Таблица 1
Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования, тыс.чел.
 20182019202020212022
Всего539,4564,3255,9380,9754,9
В том числе:     
железнодорожный22,122,96,27,99,0
автомобильный440,7454,5208,5265,4601,7
трамвайный4,43,81,22,32,9
троллейбусный0,50,70,30,50,5
метрополитен69,179,238,8101,8136,7
воздушный2,63,20,93,04,1
Источник: совтавлено авторами по статданным Республики Узбекистан

Общественный транспорт является важнейшим элементом транспортной системы, обеспечивающим ежедневные перевозки двух третей населения города. Общественный пассажирский транспорт обеспечивает более 85% деловых и внутренних поездок населения в городских и пригородных сообщениях и является важной частью городской инфраструктуры [19]. Однако, как показывают исследования, более 80% загрязнения воздуха в городе происходит вследствие работы автомобильного транспорта. Город Ташкент входит в пятерку самых загрязенных столиц мира [20].
Выбросы автомобилей являются одним из процессов, которые приводят к возникновению сегодняшних глобальных проблем, таких как загрязнение окружающей среды, глобальное потепление, респираторные заболевания. В результате сжигания различных видов топлива выделяются различные выбросы продуктов сгорания. Такие отходы оказывают большое влияние на здоровье человека и окружающую среду. Основными факторами, вызывающими возникновение подобных ситуаций в городах, являются большое количество личных автомобилей и недостаточно качественное обслуживание общественного транспорта. Увеличение количества личных автомобилей вызывает пробки в городе и увеличение расхода топлива автомобилей, стоящих в пробке, что приводит к увеличению выхлопных газов, выбрасываемых автомобилями. Недоверие к общественному транспорту, непунктуальность, частые пробки и другие подобные причины приводят к повышенному спросу на личные автомобили.
На сайте Всемирного экономического форума общественного транспорта, по результатам анализа 2022 года, были объявлены города с наиболее развитым общественным транспортом в мире. В ходе исследования были изучены транспортные системы 60 крупных городов мира. При этом учитывались такие критерии, как наличие общественного транспорта, остановок, станций, а также железнодорожной инфраструктуры для городских трамваев. Согласно этим исследованиям, лучшая сеть общественного транспорта в мире находится в Гонконге с показателем 77% из 100. Стокгольм занял второе место, а Цюрих – третье. В конце рейтинга расположились Эр-Рияд (57-е место), Найроби (59-е место) и Джидда (60-е место) [21].
Проведенные исследования показали, что ведущими странами в эффективной организации работы общественного транспорта, помимо вышеуказанных городов, являются также некоторые столичные города, опыт которых можно использовать при организации деятельности общественного транспорта в г. Ташкенте (рис.1). Следует отметить тот факт, что по республике Узбекистан только в г. Ташкенте осталось государственное участие и собственность в общественном транспорте, которое в лице Акционерного общества «Тошшахартрансхизмат» организует деятельность общественного транспорта в городе, реализует поставленные задачи правительством по удовлетворению потребностей населения и повышения культуры обслуживания.
Рис.1. Топ-10 городов с развитым общественным транспортом в 2022 году

В настоящее время, как показывают проведенные нами маркетинговые исследования, важным считаем разработку государственных программ развития городской пассажирской автотранспортной системы по опыту ведущих стран мира, направленных на решение следующих проблем:
• повышение привлекательности общественного транспорта за счет увеличения маршрутной сети;
• ограничение доступа автомобильного транспорта в центральной части города;
• повышение степени регулирования пассажиропотоков;
• приобретение беспроводных троллейбусов;
• строительство подземного и подвесного метро, легких видов рельсового транспорта;
• строительство системы транспортных эстакад и другие;
• снижение влияния автотранспорта на экологическое состояние города и другие;
• оптимизация организации движения наземного пассажирского транспорта по городским проспектам и улицам.
Важнейшими мероприятиями для повышения привлекательности общественного транспорта в современных условиях считаются:
• обеспечение взаимосвязей между микрорайонами города, используя пассажирский автомобильный транспорт;
• разработка рациональной маршрутной сети и оптимального распределения автобусов в них, а также размещение промежуточных и конечных остановок;
• создание условий и удобств инвалидам, людям с ограниченными способностями для пользования пассажирским автотранспортом, а также обеспечение преимущества пользования пассажирским автотранспортом за счет светофорного регулирования и выделения отдельных полос движения;
• разработка и внедрение системы единого автоматизированного управления движением городского пассажирского транспорта и другие.
Для выбора пассажирами общественного транспорта следует обеспечить удобство перемещения на нем по сравнению с частным транспортом. Это требует совершенствования тарифной политики, разработки и реализации, организационных мер, создания полос движения исключительно для городского пассажирского автомобильного транспорта.
Важным считаем создание системы парковок по городской территории, крупных остановок, введение мер экономического стимулирования совершения передвижения в городской центр, а также учет наполняемости салонов, разработку рационального расписания движения транспортных средств на маршрутах.
В современных условиях основной особенностью рынка услуг городского пассажирского автотранспорта является сложность оценки фактических потребностей в оказываемых видах услугах. Это, прежде всего, связано с тем, что данный рынок находится на стадии становления и в его структуре не наблюдаются требуемые связи между субъектами системы оказания транспортного обслуживания.
В целом, практика показывает, что те пассажирские АТП, которые проводят комплексное стратегическое управление, используя передовые методы и экономико-математическое моделирование (ЭММ), работают более эффективно и получают прибыль выше по сравнению с другими предприятиями транспортной отрасли.
Таким образом, можно прийти к выводу, что при оптимальной организации пассажирских перевозок на основе маркетинговых исследований эффективно решаются задачи по оказанию услуг на рынке городского пассажирского автомобильного транспорта Республики Узбекистан.
Выводы и предложения. Для дальнейшего развития городского общественного транспорта, увеличения числа его пользователей и предоставления качественных услуг, исходя из проведенных исследований, необходимо провести следующие мероприятия:
• Увеличение количества современных (использующих экологически чистую продукцию) автобусов, курсирующих по городу;
• Введение трамвая в городе;
• Сокращение пробок в общественном транспорте;
• Постоянная стандартизация времени движения общественного транспорта (время, затрачиваемое на то, чтобы добраться из точки «а» в точку «б», всегда должно быть одинаковым);
• Необходимо внедрить новые платежные системы;
• Внедрение системы запрета стоянки автомобилей на обочинах дорог;
• Проведение маркетинговых исследований среди населения города для изучения пожеланий населения и соответствующей разработки стратегии развития общественного транспорта;
• Следует сделать акцент на важности кампаний в средствах массовой информации о преимуществах общественного транспорта и степени вреда, который частные автомобили наносят городскому населению.


Список использованных источников:
1. www.uza.uz
2. Постановление Президента Республики Узбекистан, от 06.03.2019 г. № ПП-4230 “О мерах по кардинальному совершенствованию системы грузовых и пассажирских перевозок” //https://lex.uz/docs/4229771
3. Постановление Президента Республики Узбекистан, от 07.05.2021 г. № ПП-5108 “О мерах по дальнейшему упрощению регулирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом” //https://lex.uz/docs/5422738
4. Постановление Президента Республики Узбекистан, от 02.02.2022 г. № ПП-111 «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию системы общественного транспорта города Ташкента» // https://lex.uz/ru/docs/5847481
5. Постановление Президента Республики Узбекистан, от 16.02.2023 г. № ПП-59 “О мерах по реформированию системы общественного транспорта” // https://lex.uz/ru/docs/6386214
6. Постановление Президента Республики Узбекистан, от 01.02.2019 г. № УП-5647 “О мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления в сфере транспорта” // https://lex.uz/docs/4194115
7. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан, от 06.12.2021 г. № 738 “О мерах по электронной организации открытых торгов на пассажирских маршрутах автомобильного транспорта» // https://lex.uz/docs/5760672
8. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан, от 08.10.2021 г. № 630 «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности общественного транспорта в регионах» // https://lex.uz/ru/docs/5672566
9. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан, от 16.09.2022 г. № 507 “Об утверждении административного регламента оказания государственных услуг по выдаче льготных транспортных карт, дающих право бесплатного проезда отдельным категориям граждан в городском пассажирском транспорте» https://lex.uz/uz/docs/6198346/
10. Ирисбекова М.Н. Оптимизация рынка транспортных услуг на основе принципов маркетинга: Диссертация DSc /ТАДИ, 2017.
11. Абдуллаев Б.И. Улучшение качественных показателей транспортного обслуживания на городских автобусных маршрутах: Диссертация PhD /ТАДИ, 2019.
12. Каххоров А.Ж. Совершенствование инновационной маркетинговой деятельности на автомобильном транспорте системы Узбекистана: Диссертация PhD /ТГЭУ, 2018.
13. Бердиеров Т.А., Соверщенствование использования маркетинговых исследований в общественном транспорте: Диссертация PhD /ТГЭУ, 2021.
14. Карелин Н.В. Формирование комплекса маркетинга городских пассажирских перевозок на основе инновационного подхода: Диссертация канд. экон. наук, - Оренбург, 2020.
15. Цыбульскии А.И., Регулирование деятельности городского пассажирского транспорта как социально-экономической системы: Диссертация канд. экон. Наук. – Москва, 2002.
16. Мартынов Д.А. Регулирование качества обслуживания населения автобусным транспортом в регионе: Диссертация канд. экон. наук. – Москва, 2013.
17. Настеренко Д.Х., Методика повышения привлекательности городских пассажирских автомобильных перевозок на основе управления структурой транспортных потоков: Дисс…. канд. экон. наук. – Оренбург, 2021.
18. Рахматулина А.Р. Методические положения повышения качества услуг городского общественного транспорта: дисс…. канд. экон. наук. – Самара, 2014.
19. www.stat.uz
20. www.kun.uz
21. www.hongkonglife.ru

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2023
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия