Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (86), 2023
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Гурин В. Г.
аспирант Института управления и экономики
Высшей школы технологии и энергетики
Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна

Трейман М. Г.
доцент кафедры менеджмента и инноваций факультета управления
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук


Перспективы регионального развития нефтегазового комплекса России
В статье рассмотрена актуальность проблемы регионального развития нефтегазового комплекса с учетом глобальных изменений произошедших в 2022 году в России и в мире, которые имеют непосредственное влияние на экономику регионов и страны в целом. Результатом исследования является комплекс мер, позволяющих усилить развитие нефтегазового комплекса на региональном уровне.
Ключевые слова: нефтегазовый комплекс, энергетические ресурсы, магистральные газопроводы, месторождения нефти и газа, региональное развитие
УДК 338.2; ББК У040   Стр: 156 - 158

Нефтегазовый комплекс является одним из ключевых секторов экономики России и имеет большой потенциал для регионального развития. Данный сектор экономики обеспечивает значительную долю валового внутреннего продукта (ВВП) и экспортных доходов страны, в том числе существенный приток денежных средств поступает государству в виде налога на добычу полезных ископаемых — НДПИ. Крупные нефтегазовые компании являются одними из главных источников развития экономики некоторых субъектов России и являются системообразующими. Яркий пример такого субъекта Ямало-Ненецкий автономный округ. В процессе освоения нефтегазоконденсатных месторождений данного автономного округа образовалось большое количество рабочих мест и осуществляется большой объем инвестиций.
Исследование перспектив регионального развития нефтегазового комплекса России показывает, что существуют определенные вызовы и тенденции в данном секторе региональной экономики, которые необходимо учитывать при формировании стратегии развития и модернизации, как нефтегазового комплекса, так и экономики страны в целом.
В современном мире очень тесно взаимодействуют многие факторы и обстоятельства: рыночная среда (конкуренция и связанное с ней ценообразование на продукты производства и услуги), государство (и как прямой участник, и как активный регулятор), финансовые рынки (фондовый рынок и доступ к рынкам капитала являются одним из мощнейших факторов, обеспечивающих «признание» новых неконвенциальных источников углеводородов и получение ими «права гражданства»), институты современного общества (такие как некоммерческие партнерства и профессиональные организации и союзы) и др. [1].
На международные экономические отношения все больше влияние оказывают факторы, представляющие угрозу для экономической безопасности [2].
В 2022 году нефтегазовый комплекс России столкнулся с новыми вызовами, которые необходимо преодолеть для устойчивого развития сектора. В первую очередь, это введенные санкции против России, в связи с чем произошло сокращение экспортных доходов и переориентации рынка. Другим вызовом является общая тенденция на снижение потребления газа Европейскими странами в связи с изменением климата и переходом на возобновляемые источники энергии.
Сокращение экспорта и, как следствие, сокращение добычи ископаемых ресурсов приведет к сокращению экспортных доходов России и уменьшения поступлений НДПИ. В перспективе это может повлиять на объем инвестиций в развитие нефтегазового комплекса, а также полностью изменить текущую экономическую политику в отношении нефтегазового комплекса.
Кроме того, важным вызовом можно назвать устаревшую промышленную инфраструктуру и необходимость ее модернизации. Причина этому в том, что многие объекты нефтегазовой промышленности в России были построены в 60–80-х годах 20-го века и требуют значительных инвестиций в модернизацию и обновление производственного комплекса. Основная проблема использования устаревшей инфраструктуры — это низкий коэффициент полезного действия (КПД) и высокое потребление энергетических ресурсов, требуемое для работы промышленного оборудования.
Решение данных вызовов основывается на необходимости разработки стратегии, направленной на устойчивое развитие нефтегазового комплекса, которая должна включать в себя: переориентацию высвобожденных мощностей и излишков нефти и газа на азиатский рынок, увеличение производства сжиженного природного газа — СПГ, использование передовых и инновационных технологий, применение современного оборудования, а также экономию и рациональное использование энергетических ресурсов для снижения себестоимости производимого продукта.
Стратегия развития отрасли должна учитывать влияние сильных и слабых сторон внутреннего состояния производства, а также изменение цен на нефтепродукты. Сильные стороны являются базой для развития конкурентоспособного рынка нефтепродуктов. Слабые стороны — это направления устранения негативных тенденций и диспропорций в процессе добычи нефти и производства нефтепродуктов [3].
При разработке стратегии, направленной на устойчивое развитие нефтегазового комплекса России необходимо учитывать данные по добыче нефти и газа в других странах.
Российская Федерация в сложившейся системе международного разделения труда является одним из крупнейших экспортеров топливно-энергетического сырья. По разным оценкам, на территории страны находятся от 5,4 до 12% разведанных мировых запасов нефти и от 25 до 30% запасов газа [4].
В последние годы общемировая тенденция идет на увеличение добычи нефти и газа. По данным British Petroleum, лидирующими странами по добыче нефти являются: США, Россия, Саудовская Аравия, Канада, Ирак, Китай, Иран, ОАЭ, Бразилия, Кувейт. По данным Организации стран-экспортёров нефти — ОПЕК, лидирующими странами по добыче природного газа являются: США, Россия, Иран, Катар, Китай, Канада, Австралия, Саудовская Аравия, Норвегия и Алжир.
Информация по объемам добычи нефти и газа в мире за период 2020–2022 гг. представлены на рисунках 1 и 2. Показатели объемов добычи нефти и газа в России за данный период указаны на основании официальных заявлений Министерства энергетики Российской Федерации. Показатели объема добычи газа и нефти в других странах за 2020–2021 гг. представлены в соответствии с данными ОПЕК и British Petroleum.
Рис. 1. Показатели уровня добычи нефти в мире, млн т
Рис. 2. Показатели уровня добычи газа в мире, млрд м3

В соответствии с представленными в диаграммах данными, можно выделить общие тенденции по росту и падению объемов добычи нефти и газа.
По объемам добычи нефти США показывают стабильный уровень добычи нефти, в отличии от большинства других стран, где объем добычи за 2020–2021 гг. падает. Такое падение объемов добычи может быть обусловлено проходящей в данные годы пандемией коронавируса COVID-19. При этом, такие страны как Канада, Иран и Кувейт нарастили объем добычи нефти за данный период. Россия, после падения уровня добычи в 2021 г., показывает небольшой рост добычи нефти в 2022 г. — до 535 млн тонн, исходя из данных, представленных Министерством энергетики Российской Федерации.
Объемы добычи газа в мире показывают уверенный рост. Россия единственная страна, объем добычи газа в которой упал по сравнению с 2021 г. и составил 672 млрд куб. м3, это обусловлено введенными санкциями и уменьшением объема экспорта газа в Европу.
Развитие регионального нефтегазового комплекса России напрямую зависит от работы крупных нефтегазовых компаний, таких как: ПАО «Газпром», ПАО «НК «РОСНЕФТЬ», ПАО «Татнефть», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «НОВАТЭК». Данные компании осуществляют разведку месторождений углеводородов, их добычу, транспортировку и переработку, а также их реализацию в России и за рубежом.
Данные компании ведут свою деятельность практически во всех регионах России. Несмотря на то, что месторождения нефти и газа сосредоточены в определенных районах России, работа данных компаний влияет не только на экономику конкретного региона, но и на экономику страны в целом.
Одним из первых шагов к развитию нефтегазового комплекса России на региональном уровне является определение потенциальных ресурсов нефти и газа в конкретных регионах. При этом необходимо учитывать следующие важные факторы: отдаленность региона от областных и региональных центров, наличие развитой дорожной и энергетической инфраструктуры, природно-климатические характеристики. В данном случае при расчете рентабельности обустройства и эксплуатации рассматриваемого месторождения нужно учитывать необходимость строительства подъездных автодорог, организацию средств доставки грузов и персонала, строительство объектов энергоснабжения, организацию транспортировки добытых ресурсов.
Одним из ярких примеров комплексного подхода к обустройству месторождения является добыча углеводородов на полуострове Ямал. Для этого была построена целая транспортная инфраструктура, включающая в себя: морские порты Харасавэй и Сабетта, аэропорты Бованенково и Сабетта, сеть автомобильных дорог и железная дорога Обская — Бованенково — Карская. Электроснабжение промышленных объектов производится с использованием промышленных газогенераторов, топливом для которых служит добываемый на месторождениях природный газ.
Основными регионами России по добыче газа являются: Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), Астраханская область, Иркутская область, Республика Саха, Красноярский край, Оренбургская область, Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО), Сахалинская область.
Основными регионами России по добыче нефти являются: Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Татарстан, Оренбургская область, Сахалинская область, Республика Башкортостан, Красноярский край, Самарская область. Эти регионы имеют огромные запасы нефти и газа, которые можно добыть и использовать для развития местной экономики.
Отдельно можно выделить необходимость освоения Арктического шельфа, который является одним из основных перспективных источников прироста запасов углеводородов России в средней и долгосрочной перспективе. Начальные суммарные ресурсы (НСР) нефти акваторий распределены следующим образом: Печорское море — 25%, Баренцево море — 8%, Карское море — 34%, море Лаптевых — 12%, Восточно-Сибирское море — 13%, Чукотское море — 8% [5].
Морские арктические акватории, содержащие огромные ресурсы углеводородного сырья, выступают как стратегический резерв мировой энергетической системы и основа национальной безопасности России [6].
Дальнейшее развитие нефтегазового комплекса в регионах будет связано с развитием инфраструктуры в данных регионах. Это включает строительство нефтепроводов, газопроводов, терминалов для перевозки нефти и газа, а также нефтехимических заводов для переработки нефти. Развитие инфраструктуры будет способствовать росту производства нефти и газа в регионах и созданию новых рабочих мест.
Одним из перспективных направлений развития нефтегазового комплекса является развитие и строительство новой промышленной инфраструктуры СПГ в России. Основная сложность в осуществлении данного направления — отсутствие отечественной технологии по сжижению газа. В связи с тем, что против топливо-энергетического комплекса России были введены санкции, доступ к зарубежным технологиям по сжижению газа стал затруднен.
На данный момент, основными существующими и перспективными СПГ проектами России являются: «Сахалин-2», проекты «Ямал СПГ», «Арктик СПГ — 2», проект «Газпрома» и «РусГаздобычи» в порту Усть-Луга, СПГ-завод в рамках проекта «Сахалин-1», третья очередь «Сахалина-2», «Арктик СПГ — 3», «Обский СПГ» [7].
Отличительная особенность СПГ — это возможность его транспортировки танкерами-газовозами (СПГ-танкерами). В данном случае рынок сбыта СПГ не привязывается к магистральным газопроводам, и доставка сжиженного газа может осуществляться практически по всему миру.
Исходя из ожесточающихся экологических требований, а также для экономии энергетических ресурсов, существует тенденция и практическое применение СПГ в качестве топлива для СПГ-танкеров. Основоположником использования сниженного газа в качестве топлива для кораблей, является Норвегия. Основным преимуществом данного решения является: снижение вредных выбросов в атмосферу по сравнению с дизельным топливом, возможность заправки кораблей непосредственно на СПГ терминалах, что позволит снизить расходы на закупку и транспортировку дизельного топлива для кораблей. Строительство и развитие инфраструктуры для производства СПГ сможет оказать положительное влияние на региональную экономику России.
С целью снижения себестоимости производимого или транспортируемого сырья следует держать курс на энергосбережение и рациональное использование энергетических ресурсов.
Энергосбережение может производится как на проектируемых объектах, так и на существующих. На данный момент, большинство проектируемых и строящихся промышленных объектов, таких как: нефтехимические заводы, устройства комплексной подготовки газа, компрессорные станции, магистральные трубопроводы, СПГ заводы и терминалы и т.п., уже на стадии проектирования получают самые современные и инновационные технологии, в части энергосбережения.
К таким техническим решениям относится: использование современного промышленного оборудования с высоким КПД, использование энергосберегающего оборудования и освещения, минимизация и сокращение используемого оборудования.
Одним из примеров реализации такого решения, является использование светодиодных осветительных приборов, отсутствие централизованного освещения на некоторых небольших промышленных объектах и замена их на переносные осветительные приборы, использование современных автоматизированных систем для контроля за освещением, использование промышленного оборудования с низким энергопотреблением и т.д.
Особенно актуальным является использование добываемых энергетических ресурсов в качестве топлива для работы промышленного оборудования и агрегатов. Примером является использование природного газа для работы газовых турбин на компрессорных станциях, для осуществления прокачки природного газа по магистральным газопроводам.
Для достижения поставленных целей в условиях прогнозируемых изменений мировой экономики и экономики Российской Федерации потребуется ускоренный переход к более эффективной, гибкой и устойчивой энергетике, способной адекватно ответить на вызовы и угрозы в своей сфере и преодолеть имеющиеся проблемы [8].
В заключение хочется отметить, что развитие нефтегазового комплекса на региональном уровне должно взаимодействовать с местными сообществами. Важно учитывать мнение и интересы населения и обеспечивать социальную ответственность компаний, занятых в добыче и переработке нефти и газа. Это может быть достигнуто путем создания рабочих мест, участия в местных проектах и инициативах, а также путем инвестирования в развитие образования и здравоохранения в регионах, где осуществляют свою деятельность нефтегазовые компании.
Главным аспектом развития нефтегазового комплекса на региональном уровне является экологическая безопасность и обеспечение минимизации воздействия на окружающую среду.
На предприятиях добычи, хранения, транспортировки, раздачи и переработки нефти, газа и нефтепродуктов обычно имеют место безвозвратные потери, обусловленные утечками, разливами, прорывами и авариями, а также другими источниками, что приводит к загрязнению окружающей среды [9].
Неблагоприятная окружающая среда является причиной ухудшения здоровья и повышения смертности населения, особенно той его части, которая проживает в промышленных центрах и вблизи производственных объектов [10].
Важно отметить, что развитие нефтегазового комплекса на региональном уровне должно быть частью общей стратегии развития экономики России. Для достижения этой цели необходимо производить координацию действий между правительством, компаниями и местными сообществами.
Нефтегазовый комплекс России имеет большой потенциал для регионального развития. Однако, для его реализации необходимо учитывать различные факторы, такие как: использование современных технологий и оборудования; строительство, как новых промышленных объектов, так и осуществление реконструкции старых; экономия и рациональное использование энергетических ресурсов; обеспечение экологической безопасности; социальная ответственность и осуществление координации действий. Правильное развитие нефтегазового комплекса на региональном уровне может стать важным фактором развития экономики России в целом.


Список использованных источников:
1. Нефтегазовый сектор России: трудный путь к многообразию / Ю.К. Шафраник, В.А. Крюков. — М.: 2016. — 272 с.
2. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208
3. Статистическое исследование развития нефтяного комплекса Российской Федерации. монография / Т.С. Трофимчук. — Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2016. — 172 с.
4. Стратегические приоритеты развития нефтедобывающего комплекса при освоении маргинальных месторождений: монография / А.А. Ильинский, С. Тан. — Апатиты: ФИЦ КНЦ РАН. — 2019. — 132 с.
5. Нефтегазовый комплекс России. Часть 1. Нефтяная промышленность: долгосрочные тенденции и современное состояние / Л.В. Эдер, И.В. Филимонова, В.Ю. Немов, И.В. Проворная, М.В. Мишенин, А.В. Комарова и др.; под ред. А.Э. Конторовича. — Новосибирск: ИНГГ СО РАН, 2017. — 72 с.
6. Стратегическое управление нефтегазовым комплексом в Арктике: монография / А.М. Фадеев, А.Е. Череповицын, Ф.Д. Ларичкин. — Апатиты: КНЦ РАН. — 2019. — 289 с.
7. Нефтегазовый комплекс: современное состояние, проблемы и перспективы развития: монография / Под ред. профессора А.Ф. Андреева. — М.: Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, 2020. — 455 с.
8. Правительство Российской Федерации, распоряжение от 9 июня 2020 г. № 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года»
9. Аэрокосмический мониторинг объектов нефтегазового комплекса / Под ред. В.Г. Бондура. — М.: Научный мир, 2012. — 558 с.
10. Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. № 176.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия