Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (85), 2023
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Кошелева Т. Н.
зав. кафедрой социально-экономических дисциплин и сервиса
Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации,
профессор кафедры экономики и управления социально-экономическими системами
Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики,
доктор экономических наук, член-корреспондент МАН ВШ


Некоторые подходы к оценке восприятия цифровых инноваций в сфере сервисного обслуживания на воздушном транспорте
В статье сделана попытка обосновать возможные подходы к оценке восприятия цифровых инноваций в сфере сервисного обслуживания на воздушном транспорте, предложены авторские трактовки понятий «транспортная экосистема», «транспортное обслуживание в формате виртуальной реальности». Сформулирован вариант классификации и критерии классификации степени восприятия цифровых инноваций транспортными и сервисными компаниями. Предложены возможные направления классификации степени восприятия цифровых инноваций транспортными и сервисными компаниями и возможные критерии классификации. Предложена методика оценки, выстроенная с учётом результатов кластерного анализа транспортных и сервисных предприятий по уровню чувствительности к риску недостаточности ресурсов и на основе построения матрицы, позволяющей учесть способность участников формируемой транспортной экосистемы к ресурсному взаимодействию формируемой транспортной экосистемы. Представлены авторские подходы к оценке восприятия цифровых инноваций, обоснована необходимость и возможность их реализации.
Ключевые слова: цифровые инновации, восприятие цифровых инноваций, воздушный транспорт, цифровые инфраструктурные инновации, виртуальное пространство, виртуальное взаимодействие, транспортная экосистема
УДК 338.24; ББК 65.290–2   Стр: 135 - 138

Восприятие цифровых инноваций сотрудниками авиакомпаний, транспортных компаний в целом, а также компаний в сфере сервисного обслуживания на воздушном транспорте в настоящее время становится одной из самых реальных проблем и не только в связи с тем, что не все сотрудники авиакомпаний готовы воспринимать и перестраиваться на новые цифровые приоритеты в рамках модернизации производственной деятельности компании, но и в целях повышения конкурентоспособности и привлекательности своей компании для потенциальных клиентов и контрагентов и партнёров [1, с. 53–64]. В связи с осознанием необходимости продвигать цифровые инновационные инструменты встаёт проблема с разработкой подходов к оценке восприятия этих цифровых инноваций сотрудниками транспортных компаний и авиакомпаний, в частности, а также компаний сервисного обслуживания на воздушном транспорте. В данной статье автор делает попытку рассмотреть возможный вариант классификации и критерии классификации степени восприятия цифровых инноваций транспортными и сервисными компаниями. В результате необходимость формирования подходов к оценке восприятия цифровых инноваций в сфере сервисного обслуживания в транспортной сфере, представляются достаточно актуальными.
Подходы к оценке восприятия цифровых инноваций в процессе формирования новых инфраструктурных элементов транспортных агломераций, позволят более эффективно использовать ресурсы всех участников транспортной экосистемы, учитывая их цифровые возможности [1, с. 407–414; 2, с. 53–64; 5, с. 359–372; 6, с. 97–100]. Под транспортной экосистемой автор предлагает понимать транспортное обслуживание в формате, как в реальном перемещении грузов и пассажиров, так и в формате виртуальной реальности. Под транспортным обслуживанием в формате виртуальной реальности автор предлагает понимать перемещение пассажиров в виртуальной реальности без физического передвижения пассажира, а транспортное обслуживание в направлении перемещения грузов и товаров без их реального перемещения, создавая своеобразные банки обмена и временного пользования товарами и ресурсами по месту нахождения покупателя данного ресурса. В рамках предлагаемой адаптации автор предлагает рассмотреть возможность оценивать уровень готовности восприятия цифровых инфраструктурных инноваций и на этой основе выстраивать более или менее комплексное и тесное кластерное взаимодействие на уровне ресурсного обмена временно свободными и неиспользуемыми видами ресурсов в рамках транспортной региональной агломерации и переход на более высокие уровни восприятия цифровых инфраструктурных инноваций, характеризуемых взаимодействием на уровне транспортной экосистемы с более глубокими интеграционными ресурсными возможностями по обмену временно свободных видов ресурсов [3, с. 1887–1900, 4, с. 99–103; 7, с. 56–59]. Таким образом, автор предлагает рассмотреть возможность применения классификации ступеней восприятия цифровых инноваций транспортными компаниями и сервисными компаниями в транспортной сфере в целях определения уровней интеграционного включения и будущих степеней свободы и цифровых компетенций в рамках потенциального обмена ресурсами, и определения самих ресурсов для обмена в соответствии с уровнями интеграционных возможностей данных компаний в цифровые и виртуальные сети транспортного взаимодействия.
Подходы к оценке восприятия цифровых инноваций в процессе формирования новых инфраструктурных элементов транспортных агломераций могут включать и методику оценки, выстроенную с учётом результатов входного и периодического кластерного анализа транспортных и сервисных предприятий по уровню чувствительности к риску недостаточности ресурсов (кластеризация транспортных и сервисных компаний может проводиться с помощью программного пакета «Statistica», а сам кластерный анализ может осуществляться с использованием метода «k-средних»), и на основе построения матрицы, позволяющей учесть способность участников формируемой транспортной экосистемы к ресурсному взаимодействию трансформирующей уровень устойчивости и чувствительности цифровых компетенций каждого участника формируемой транспортной экосистемы в траекторию, оценивающую динамику изменчивости состояния регионального рынка и способность всей экосистемы в целом и каждого участника в отдельности восстанавливать и сохранять стабильность своей деятельности и достаточность своих ресурсов для поступательного развития в сложных экономических условиях.
Матрица может включать такие направления оценки, как: уровень цифровых коммуникаций компании и потенциалы роста; ресурсные возможности к удалённому цифровому взаимодействию, как на уровне компании в целом, так и на уровне каждого отдельного сотрудника; уровень чувствительности к рискам снижения информационной безопасности в результате увеличения доли цифровых коммуникаций в производственной деятельности [9, с. 1229–1244; 10, с. 713–724; 12, pp. 82–89]. По каждому направлению оценки целесообразно выстраивать матрицу с критериями от самого неустойчивого состояния (неустойчивое и нестабильное состояние; неустойчивое состояние; частично неустойчивое состояние; временно неустойчивое состояние) и до наиболее стабильного состояния транспортной экосистемы в целом и каждой отдельной транспортной или сервисной компании (стабильно устойчивое состояние; частично стабильное устойчивое состояние; временно стабильное устойчивое состояние; частично стабильное неустойчивое состояние; частично стабильное неустойчивое состояние), способных самовосстанавливаться и сохранять устойчивость и при критических показателях экономической системы. Среди рекомендуемых автором критериев можно использовать и промежуточные, такие как: стабильное неустойчивое состояние и временно стабильное неустойчивое состояние.
Для проведения кластерного анализа на основе результатов которого выстраивается матрица, с помощью которой можно учесть способность участников формируемой транспортной экосистемы к ресурсному взаимодействию, целесообразно рассмотреть ряд следующих факторов, каждый из которых отражает один из параметров оценки [8, с. 354–363]. Для отражения параметра достижения заданного уровня цифровых коммуникаций компании и потенциалов роста, целесообразно использовать распознавание цифровых потенциальных возможностей для каждой компании, участника транспортной агломерации и экосистемы в целом с использованием показателей: полное достижение заданного уровня; частичное достижение заданного уровня; неполное достижение заданного уровня; не достижение заданного уровня. Причём, в случае не достижения транспортной или сервисной компании (участника транспортной агломерации), заданного уровня цифровых коммуникаций данная компания может быть временно ограничена в свободном ресурсном взаимодействии до тех пор, пока такая компания не сможет восстановить параметр достижения заданного уровня цифровых коммуникаций до предпоследнего уровня.
Для отражения параметра адаптации ресурсных возможностей, как на уровне компании (участника транспортной агломерации) в целом, так и на уровне каждого отдельного сотрудника в целях реализации удалённого цифрового взаимодействия с использованием показателей:
– полная адаптация и полная ресурсная обеспеченность компании — участника транспортной агломерации;
– частичная адаптация и полная ресурсная обеспеченность компании — участника транспортной агломерации;
– частичная адаптация и не полная ресурсная обеспеченность компании — участника транспортной агломерации;
– временная адаптация и не полная ресурсная обеспеченность компании — участника транспортной агломерации;
– не достаточная адаптация и не полная ресурсная обеспеченность компании — участника транспортной агломерации;
– отсутствие устойчивой адаптации компании и отсутствие ресурсной обеспеченности компании — участника транспортной агломерации.
Причём, в случае отсутствия устойчивой адаптации и ресурсной обеспеченности компании, участника транспортной агломерации — такая компания также может быть временно ограничена в свободном взаимодействии и обмене ресурсными возможностями транспортной экосистемы до тех пор, пока такая транспортная или сервисная компания не сможет восстановить параметр адаптации ресурсных возможностей до предпоследнего уровня.
Для отражения параметра уровня чувствительности к рискам снижения информационной безопасности в результате увеличения доли цифровых коммуникаций в производственной деятельности каждой транспортной или сервисной компании, участника транспортной агломерации, и экосистемы в целом с использованием показателей:
– постоянная передача сигналов о нарушении контуров информационной безопасности системы с периодом проверки в течение каждых 5 минут;
– периодическая передача сигналов о нарушении контуров информационной безопасности системы с периодом проверки в течение каждых 30 минут;
– проверка нарушений контуров информационной безопасности системы с ежедневным периодом проверки;
– проверка нарушений контуров информационной безопасности системы с еженедельным периодом проверки;
– отсутствие проверки нарушений контуров информационной безопасности системы.
Причём, в случае отсутствия проверки нарушений контуров информационной безопасности системы компанией, участника транспортной агломерации — такая компания также может быть временно ограничена в свободном взаимодействии и обмене ресурсными возможностями транспортной экосистемы до тех пор, пока такая транспортная или сервисная компания не сможет восстановить параметр уровня чувствительности к рискам снижения информационной безопасности до предпоследнего уровня.
Для обоснования достоверности проведённого кластерного анализа целесообразно проводить дисперсионный анализ [8, с. 354–363] на основе ряда показателей, среди которых автор предлагает обязательно рассчитывать показатель «уровень значимости», расчёт которого может продемонстрировать уровень достоверности результатов проведённого кластерного анализа.
Автор в рамках одного из подходов к оценке восприятия цифровых инноваций в процессе формирования новых инфраструктурных элементов транспортных агломераций предлагает классифицировать степени восприятия цифровых инноваций транспортными и сервисными компаниями следующим образом [5, с. 359–372; 8, с. 354–363; 11, с. 23–27]:
– полное погружение в виртуальное взаимодействие;
– частичное погружение в виртуальное взаимодействие;
– периодическое погружение в виртуальное взаимодействие;
– сетевое взаимодействие;
– взаимодействие через электронные носители информации.
Полное погружение в виртуальное взаимодействие, по мнению автора, подразумевает ведение делопроизводства, отчётности, взаимодействия между сотрудниками и руководством компании, а также взаимодействие с партнёрами и клиентами в формате виртуального пространства, которое только что создаётся и может функционировать пока только в рамках тестового виртуального пространства. Под виртуальным пространством автор предлагает понимать не только область технических, технологических и социальных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в процессе использования сетевых носителей передачи информации, информационных ресурсов, информационных услуг и средств связи, но и формат постоянного взаимодействия в непрекращающемся и непрерываемом режиме взаимодействия, подразумевающее полное погружение во вновь выстраиваемые модели взаимоотношений и взаимодействий.
Частичное погружение в виртуальное взаимодействие предлагается рассматривать в качестве выполнения части перечисленных выше деловых и производственных функций в виртуальном пространстве, а частично в сетевом формате (на платформах социальных сетей и сетей компаний-партнёров) или с помощью электронных носителей информации. Периодическое погружение в виртуальное взаимодействие может определяться выполнением перечисленных выше деловых и производственных функций в виртуальном пространстве только время от времени с появлением необходимости в таком погружении, а большинство производственных функций выполняется в сетевом формате и с помощью электронных носителей информации.
Сетевое взаимодействие — это выполнение практически всех деловых и производственных функций компании на платформах социальных сетей, сетей компаний-партнёров и с помощью электронных носителей информации. Взаимодействие через электронные носители информации — это выполнение всех деловых и производственных функций компании без использования инструментов виртуального пространства, а осуществление текущей деятельности компании с помощью электронных носителей информации.
В качестве критериев классификации автор предлагает использовать следующие:
– степени восприятия цифровых инноваций транспортными и сервисными компаниями в соответствии с объёмом времени погружённости сотрудников в цифровую среду взаимодействия;
– в соответствии с количеством информации, циркулируемой внутри компании и в рамках взаимодействия со сторонними контрагентами;
– в соответствии с долей времени, затрачиваемого сотрудниками в течение определённого периода времени на реальное и виртуальное взаимодействие между собой и с контрагентами.
Среди других подходов можно назвать подход к формированию транспортной экосистемы, подразумевающей взаимодействие транспортных региональных операторов и сервисных компаний в разных регионах страны, выстраивающих своё взаимодействие либо на кластерной основе, либо на основе транспортного удалённого обслуживания в цифровом формате.
Таким образом, автор предложил авторские трактовки транспортной экосистемы и рассмотрел её как в плоскости реального перемещения грузов и пассажиров, так и в формате виртуальной реальности. Также сформулирован авторский взгляд на понятие транспортного обслуживания в формате виртуальной реальности, где автор предлагает понимать перемещение пассажиров в виртуальной реальности без физического передвижения пассажира, а транспортное обслуживание в направлении перемещения грузов и товаров без их реального перемещения, создавая своеобразные банки обмена и временного пользования товарами и ресурсами по месту нахождения покупателя данного ресурса.
Обоснована возможность и необходимость оценки уровня готовности восприятия цифровых инфраструктурных инноваций и на этой основе предложено выстраивать комплексное и тесное кластерное взаимодействие на уровне ресурсного обмена временно свободными и неиспользуемыми видами ресурсов в рамках транспортной региональной агломерации, а также обоснована необходимость на этой основе формировать предпосылки перехода на более высокие уровни восприятия цифровых инфраструктурных инноваций, характеризуемых взаимодействием на уровне транспортной экосистемы с более глубокими интеграционными ресурсными возможностями.
Предложена возможность применения классификации ступеней восприятия цифровых инноваций транспортными и сервисными компаниями в транспортной сфере в целях определения уровней интеграционного включения и определения будущих степеней свободы и цифровых компетенций в рамках потенциального обмена ресурсами, выявления самих ресурсов для обмена в соответствии с оценкой уровней интеграционных возможностей данных компаний в цифровые и виртуальные сети транспортного взаимодействия.
Обоснована необходимость проведения оценки восприятия цифровых инноваций в сфере сервисного обслуживания на воздушном транспорте. Автор сформулировал и обосновал один из возможных подходов к оценке восприятия цифровых инноваций в сфере сервисного обслуживания на воздушном транспорте на основе классификации степени восприятия цифровых инноваций транспортными и сервисными компаниями в соответствии с предложенными автором уровнями погружения в виртуальное взаимодействие (полным, частичным, периодическим, и двумя уровнями отсутствия погружения в виртуальное пространство — сетевое взаимодействие и использование сотрудниками только электронных носителей информации) и обоснованием критериев предложенной классификации — в соответствии с объёмом времени погружённости сотрудников в цифровую среду взаимодействия; в соответствии с количеством информации, циркулируемой внутри компании и в рамках взаимодействия со сторонними контрагентами; в соответствии с долей времени, затрачиваемого сотрудниками на реальное и виртуальное взаимодействие между собой и с контрагентами.
Также автор предложил рассмотреть возможность реализации подхода к оценке восприятия цифровых инноваций в сфере сервисного обслуживания на воздушном транспорте с использованием транспортной экосистемы на основе взаимодействия транспортных региональных операторов и сервисных компаний в разных регионах страны. Предложена методика оценки, выстроенная с учётом результатов кластерного анализа транспортных и сервисных предприятий по уровню чувствительности к риску недостаточности ресурсов и на основе построения матрицы, позволяющей учесть способность участников формируемой транспортной экосистемы к ресурсному взаимодействию трансформирующей уровень устойчивости и чувствительности цифровых компетенций каждого участника формируемой транспортной экосистемы в траекторию, оценивающую способность всей экосистемы в целом и каждого участника в отдельности восстанавливать и сохранять стабильность своей деятельности в сложных экономических условиях.
Раскрыты направления оценки:
– уровень цифровых коммуникаций компании и потенциалы роста;
– ресурсные возможности к удалённому цифровому взаимодействию как на уровне компании в целом, так и на уровне каждого отдельного сотрудника;
– уровень чувствительности к рискам снижения информационной безопасности в результате увеличения доли цифровых коммуникаций в производственной деятельности.
Предложены критерии по каждому направлению оценки матрицы от самого неустойчивого состояния и до наиболее стабильного состояния транспортной экосистемы в целом и каждой отдельной транспортной или сервисной компании, способных самовосстанавливаться и сохранять устойчивость и при критических показателях экономической системы. Рассмотрены варианты погружения транспортных и сервисных компаний в виртуальное взаимодействие в рамках транспортной экосистемы на разных уровнях восприятия цифровых инфраструктурных инноваций.


Список использованных источников:
1. Бургонов О.В., Круглов Д.В. Цифровая среда предпринимательства: перспективы и вызовы для развития экономических систем // Экономика и управление. — 2020. — Т.26. — № 4(174). — С. 407–414.
2. Грозовская Е.В., Кошелева Т.Н. Механизмы формирования многофункционального транспортного кластера // В сборнике: Актуальные проблемы публичного и частного права в контексте современных процессов реформирования законодательства. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. — Чебоксары, 2021. — С. 53–64.
3. Грозовская Е.В., Кошелева Т.Н. Система ресурсосбережения в деятельности сервисных организаций в транспортной сфере // Экономика, предпринимательство и право. — 2022. — Том 12. — № 7. — с. 1887–1900. — doi: 10.18334/epp.12.7.115080
4. Грозовская Е.В., Бразевич Т.Н., Кошелева Т.Н. Методологические основы разработки концепции управления развитием предпринимательской деятельности на транспорте // Вестник высшей школы «Alma mater». — 2020. — № 1. — С. 99–103.
5. Кошелева Т.Н. Направления формирования механизма сервисного обслуживания в транспортной сфере в рамках регионального кластера // Экономика, предпринимательство и право. — 2022. — Т.12. — № 1. — с. 359–372.
6. Кошелева Т.Н. Направления преодоления кризисных последствий предпринимательскими структурами в процессе инфраструктурного развития // Проблемы современной экономики. — 2021. — № 1(77). — С. 97–100.
7. Ксенофонтова Т.Ю., Кошелева Т.Н. Подходы к стратегическому развитию малых предпринимательских структур в условиях становления цифровой экономики // В сборнике: Проблемы управления производственными и инновационными системами: материалы статей всероссийской научно-практической конференции. 2019. — С. 56–59.
8. Кузнецова М.О. Подходы к управлению инновационными рисками промышленных компаний // Стратегические решения и риск-менеджмент. — 2021. -№ 12(4). — С. 354–363.
9. Митрофанов С.В., Королева Е.А., Кошелева Т.Н. Экономико-правовые аспекты обеспечения безопасного обслуживания в сфере воздушного транспорта // Экономика, предпринимательство и право. — 2022. — Том12. — № 4. — С. 1229–1244. — doi:10.18334/epp.12.4.114462
10. Митрофанов С.В., Кошелева Т.Н. Новые цифровые технологии предпринимательского взаимодействия // Экономика труда. — 2020. — Т.7. — № 8. — с. 713–724.
11. Отверченко Л.Ф., Кошелева Т.Н. Интернет-технологии как одна из форм инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства в транспортной сфере // В сборнике: Векторы развития сервиса в условиях цифровизации экономики: прошлое, настоящее, будущее — 2022. Сборник статей III международной научно-практической конференции / Под ред. Т.Н. Кошелевой, М.Н. Майора, Д.С. Бразевича. — СПб.: ООО «НИЦ АРТ», 2022. — С. 23–27.
12. Тарханова Н.П. Development of customer motivation system in the field of entrepreneurship: travel businessразвитие системы мотивации клиентов в сфере предпринимательства вообще и в туристическом бизнесе в частности /Н.П. Тарханова, В. Стриелковски, Т.Ю. Ксенофонтова, Т.Н. Кошелева // Jour of Adv Research in Dynamical & Control Systems, Vol. 11, 11-Special Issue, 2019 (2019) Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems, 11 (11 Special Issue), pp. 82–89.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2023
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия