Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (85), 2023
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Бургонов О. В.
профессор кафедры экономики таможенного дела
Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова
филиала Российской таможенной академии,
доктор экономических наук

Голубецкая Н. П.
профессор кафедры менеджмента и государственного муниципального управления
Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики,
доктор экономических наук

Чиркова Т. В.
доцент кафедры менеджмента государственного и муниципального управления
Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики,
кандидат экономических наук


Теоретические и практические подходы к реализации принципов ESG в менеджменте российских компаний
В статье показаны проблемы и перспективы воздействия внедрения технических стандартов и регламентов ESG (экологическое, социальное и государственное управление). Представлена концептуальная схема государственного регулирования деятельности российских компаний на принципах ESG. Доказана необходимость смены парадигмы управления в сторону организационных изменений и переориентации объемов финансовых потоков из сегментов, оказывающих значительную нагрузку на природно-ресурсный комплекс, имеющих углеводородные последствия, к компаниям-лидерам в циркулярной экономике.
Ключевые слова: стратегический менеджмент, устойчивое развитие, управление предприятием, региональная экономика, глобальные вызовы
УДК 338.2; ББК 65   Стр: 39 - 42

Современный менеджмент ориентирован на государственное административное стимулирование внедрения технических стандартов и регламентов ESG. На правительственном уровне разрабатываются и внедряются соответствующие директивы, которые обязывают банковские структурные подразделения, российские хозяйствующие субъекты провести трансформацию менеджмента, ориентируясь на критерии концепции устойчивого развития на всех уровнях развития региональных социально-экономических систем. На практике требования к показателям отчетности компаний стали шире в контексте ограничений ESG [1, с. 86]. Для российской национальной модели экономики наметилась положительная динамика в соблюдении ограничений ESG в банковских структурах, страховом секторе, при осуществлении деятельности в рамках биржевых и фондовых рынков, поскольку инвестиционные потоки направляются в поддержку «зеленых» технологических проектов.
В настоящий момент для глобальной экономической системы характерно наличие цифровой коммуникационной инфраструктуры, создание условий для превращения инновационной сферы в фактор повышения эффективности общественного воспроизводства, расширение сфер применения роботов и искусственного интеллекта при реализации стратегической цели перехода на замкнутые циклы в производстве, потреблении, распределении и обмене [2, с. 20]. «Зеленая» экономика является трендом поступательного развития региональных социально-экономических систем с учетом стратегии нейтрализации глобального изменения климата в долгосрочной перспективе, в частности, создаются условия для последовательной модернизации топливно-энергетической сферы с использованием возобновляемых источников энергии, интеллектуальных коммуникационных сетей, позволяющих снизить углеводородную нагрузку [3].
Н.В. Пахомова, К.К. Рихтер [4], М.А. Ветрова [5] обосновали методические подходы к использованию интегральных критериев для оценки степени соответствия хозяйствующих субъектов стратегии циркулярного функционирования. В теоретическом и практическом плане объемы включенных в замкнутую цепочку продукции и отходов в расчете к объемам выпушенных товаров и услуг могут быть показателями комплексной оценки уровня замкнутости воспроизводства общественных ценностей. В исследованиях Рязановой О.Е., Кузнецовой Д.С., Б.Н. Порфирьева рассматриваются стратегические сценарии оптимизации государственных управленческих воздействий на принципах циркулярной экономики, которые модернизируются на цифровых платформах в долгосрочной перспективе [6; 7].
В условиях глобальной структурной трансформации для российской национальной модели экономики созданы условия для развития инновационных бизнес — структур в переработке, утилизации производственных и коммунальных отходов в цепочке преобразования их в источник энергии или органические удобрения; при расширении сегментов ремануфактуринга в оборонно-промышленном комплексе, автомобилестроении, авиационном производстве и т.д.
В теоретическом аспекте концептуальные подходы к реализации принципов ESG требуют корректировки линейной модели социально-экономического развития в направлениях нормативно-правового администрирования, ориентированных на сценарии трансформации административного, управленческого и надзорного аппарата функционирования хозяйствующих субъектов в соответствии с глобальной стратегией устойчивого развития [8, с. 11]. Концептуальная модель циркулярной экономики в регионах-лидерах реализуется с учетом реформирования и институциональной корректировки государственной системы управления, обеспечивающей снижение нагрузки на окружающую среду и повышение качества жизни населения, являющихся идеологией концепции устойчивого развития (рис. 1).
Рис. 1. Концептуальная модель государственного регулирования деятельности российских компаний на принципах ESG
Источник: обобщено авторами.

Государственное администрирование должно быть направлено на стимулирование хозяйствующих субъектов, деятельность которых соответствует принципам циркулярной экономики. В современных условиях реформирование менеджмента российских компаний связано с соблюдением экологических требований; развитием глобальной цифровой инфраструктуры; переходом к инновационным формам сфер утилизации и обращения с отходами [9]; модернизацией замкнутых циклов производственных цепочек; экологической направленности проектной деятельности; снижением энергоемкости и ресурсоемкости технологических цепочек, распределения и обмена; диверсификацией направлений инновационных преобразований.
Концептуальные подходы ESG требуют корректировки нормативно-правового регулирования, поскольку в долгосрочном сценарии предполагается трансформировать административный, управленческий и надзорный аппарат функционирования хозяйствующих субъектов в соответствии с глобальной стратегией устойчивого развития. Структурная перестройка мировой экономики требует адаптации государственного законодательства к глобальным вызовам, связанным с переориентацией инвестирования в экологические системообразующие компании, проектный менеджмент которых предполагает стимулирование замкнутых циклов производственной деятельности и снижения нагрузки на природно-ресурсный комплекс. В настоящий момент менеджмент кредитно-финансовой системы диверсифицировал сегменты регулирования в направлении верификации проектной деятельности, инвестирование в которую предполагает соблюдение экологических ограничений и страхование рисков от чрезвычайных ситуаций, имеющих негативные последствия для окружающей среды [10]. Реформирование банковских услуг требует модифицировать регламенты административных функций российских хозяйствующих субъектов.
Менеджмент российских компаний в контексте стратегической цели ESG ориентирован на изменения бизнес — процессов в соответствии с приоритетами государственной программы устойчивого социально-экономического развития. В 2022 г. «Глобальный альянс устойчивых инвестиций» оценивает объем инвестиционных вложений в мероприятия ESG на уровне 40 трлн долларов, с последующим увеличением к 2025 году в 1,3 раза [11]. В США ежегодное адресное инвестирование компаний-лидеров ESG выросло за два года в 1,4 раза, достигнув 17 трлн долларов в 2020 [12, с. 103]. В 2021 г. Япония реализовала инновационный проект по запуску мощного по техническим возможностям компьютера Fugaku с возможностью обработки 442 квадриллионов баз данных в секунду [13]. Ежегодно в стране реализуются проекты в форме государственно-частного партнерства, направленные на создание бизнес — проектов циркулярной экономики [14]. В областях Фудзисава, Касива-Но-Ха, Айзувакамацу на базе единого сетевого взаимодействия разработана цифровая платформа системы смарт-технологий для муниципальных образований в энергетике, промышленности, здравоохранении, образовании и т.д. Инновационные технологические цепочки позволили трансформировать менеджмент и сократить потребление ресурсов на четверть энергетических хабов, применяющих энергосберегающие литиевые аккумуляторы, солнечные панели, аварийные газовые генераторы. В России компания М. Видео-Эльдорадо стала спонсором благотворительного фонда по восстановлению природного ландшафта, они сокращают объемы отходов, реализуют проекты по их утилизации, превращая их во вторичное сырье для замкнутых технологических цепочек [15].
В Европейском союзе наблюдается рост объемов инвестиций в проектный менеджмент, целевой задачей которого является реформирование всех сегментов на принципах ESG. Заключено Европейское «зелёное» соглашение, направленное на обновление цифровой инфраструктуры в соответствии с концепцией циркулярной экономики по переходу к возобновляемой энергии. Для реализации стратегической цели разработан «Механизм Справедливого Перехода», включающий:
– Фонд Справедливого Перехода объемом 30–50 млрд евро;
– специальную схему привлечения частных инвестиций в InvestEU до 45 млрд евро;
– кредитную линию по трансформации государственного сектора в объеме 25–30 млрд евро [16, с.10].
Администрирование европейских стран, регулирующее защиту персональных данных на цифровых платформах, предполагает обеспечение безопасности информационно — аналитической базы для корпоративных структур и населения при осуществлении контрольных функций по переходу к замкнутому циклу воспроизводства во всех сферах. Нормативно-правое регулирование использования искусственного интеллекта и робототехники требует модернизировать образовательную сферу, в рамках который планируется осуществить переход к высококачественному, инклюзивному и доступному всем группам граждан уровню знаний и компетенций циркулярной экономики. В цифровой экосистеме модернизируются системы налогообложения, рынок труда и занятости населения в ходе реформирования национальной модели социально-экономического развития.
Сценарий развития цифровой инфраструктуры должен предполагать последовательное осуществление целевых задач циркулярной экономики, поэтому необходимы масштабные структурные изменения менеджмента в сфере производства, потребления, обмена, распределения в контексте перехода к замкнутым цепочкам на рынках сырья и материалов [17]. Планируемые мероприятия в первую очередь должны обеспечить замкнутый цикл воспроизводственного процесса повторного потребления, переработки бытовых и производственных отходов как инновационная модель трансформации региональных социально-экономических систем (рис. 2).
Рис. 2. Принципы ESG менеджмента и целевые задачи циркулярной экономики
Источник: обобщено авторами.

В целях устойчивого развития хозяйствующих субъектов необходимо использовать цифровую инфраструктуру для оптимизации управленческих воздействий [18, с.220]. При этом критериями оценки эффективности являются целевые показатели экономического, инновационного, социального и экологического блоков концептуальной модели замкнутого цикла регионального социально-экономического развития, учитывающие тенденции районирования и сегментирования технологических лидеров с целью оптимизации системы администрирования на всех уровнях.
Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2021 г. № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе “зеленого”) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации» выделена проектная деятельность компаний. Она должна быть направлена в «зеленые» технологические цепочки, адаптивные варианты создания ценностей за счет снижение ресурсоемкости в замкнутых циклах воспроизводства [19]. Современный менеджмент предполагает создание условий для административного стимулирования внедрения технических стандартов и регламентов ESG. В большинстве стран, в том числе в России, на правительственном уровне разрабатываются и внедряются соответствующие директивы, которые обязывают банковские структурные подразделения, хозяйствующие субъекты к проведению модернизации менеджмента, ориентируясь на критерии устойчивого развития. В настоящий момент показателей отчетности хозяйствующих субъектов РФ недостаточно оценки менеджмента по параметрам ESG.
Наметилась положительная динамика в соблюдении ограничений ESG в банковских структурах, страховом секторе, при осуществлении деятельности в рамках биржевых и фондовых рынков, поскольку инвестиционные потоки в первую очередь направляются в поддержку «зеленых» технологических проектов. Проведенный комплексный анализ деятельности хозяйствующих субъектов Северо-Западного региона позволил спрогнозировать переориентацию финансовых потоков из сегментов, оказывающих значительную нагрузку на природно-ресурсный комплекс и имеющих углеводородные последствия, к компаниям-лидерам в циркулярной экономике.
Анализ листинга ценных бумаг, включенных в Сектор устойчивого развития Московской биржи по состоянию на ноябрь 2022 года позволил выявить тенденции в распределении средств по направлениям ESG. Основной объем привлеченных средств направляется в создание «зеленой» экономики (рис. 3). Следует отметить важную специфику данного сектора: основной объем заимствований (более 80%) приходится на правительство Москвы, ПАО «Сбербанк России», Государственную корпорацию развития «ВЭБ.РФ».
Рис. 3. Распределение заемных средств по секторам ESG на Московской бирже, ноябрь 2022 (млрд руб.)
Рассчитано авторами по [20].

Центральный банк России планирует разработать требования по использованию «зеленых» ипотек, экологических облигаций и кредитных инструментов, стимулирующих реализацию ESG-программы. В современном менеджменте экологические и социальные параметры проектного менеджмента становятся обязательным условием поддержки конкурентных преимуществ российских компаний.
В настоящий момент по требованиям банков необходимо совершенствовать комплексную рейтинговую оценку инвестиционного потенциала хозяйствующих субъектов по параметрам ESG. Снижение углеводородной нагрузки осуществляется поэтапно в рамках зеленого проектного менеджмента с учетом ESG — инструментов финансового рынка, при этом политика ответственного инвестирования направлена на реализацию программы устойчивого развития. Например, инвестиционную поддержку от банков получили заводы индустриального парка Калужской области при реализации проектов использования солнечных батарей, умных систем оповещения на складах и офисах, по очистке и рекуперации водоснабжения, технологических цепочек снижения углеводородных выбросов.
На данном этапе структурных преобразований российского менеджмента необходимо обосновать нормативно-правовой регламент по стимулированию инвестиционной активности и преференциям при реализации экологических проектов во всех сегментах, в частности, в сфере обращения с отходами, топливно-энергетическом комплексе, строительстве, транспортной инфраструктуре, секторе высоких технологий и т.д. Современный менеджмент должен учитывать принципы ESG при разработке дорожной карты модернизации деятельности российских компаний в условиях глобальных вызовов.


Список использованных источников:
1. Курочкина А.Ю. Анализ метрики показателей целей устойчивого развития в деятельности отечественных предприятий // Проблемы современной экономики. — 2022. — №2 (82). — С. 85–86.
2. Бургонов О.В., Голубецкая Н.П., Михайлов Е.В. Приоритетные направления цифровой трансформации менеджмента // Журнал правовых и экономических исследований. — 2021. — № 4. — С. 20–26.
3. Замятина М.Ф., Тишков С.В. ESG-факторы в стратегиях компаний и регионов России и их роль в региональном инновационном развитии // Вопросы инновационной экономики. — 2022. Т.12. — №1. — С. 501–518.
4. Рихтер К.К., Пахомова Н.В. ESG-стратегии как бизнес-ориентированная интерпретация целей устойчивого развития ООН 2030 // Материалы международных научных конференций: Международный экономический симпозиум — 2022. — Санкт-Петербург: Издательство ООО «Скифия-принт», 2022. — С. 187–191.
5. Ветрова М.А. Развитие циркулярной экономики для нивелирования угроз цифровой трансформации в контексте достижения целей устойчивого развития // В книге: Технологические тренды и наукоемкая экономика: бизнес, отрасли, регионы: Коллективная монография /Под ред. О.Н. Кораблевой [и др.]. — Санкт-Петербург, 2021. — С. 474–488.
6. Рязанова О.Е., Кузнецова Д.С. Циркулярная экономика как механизм преодоления экономического кризиса 2020 // Теоретическая экономика. — 2021. — №5(77). — С. 99–102.
7. Порфирьев Б.Н. Декарбонизация versus адаптация экономики к климатическим изменениям в стратегии устойчивого развития // Проблемы прогнозирования. — 2022. — №4 (193). — С. 45–54.
8. Реализация ESG-принципов в стратегии устойчивого развития экономики России: монография / Н.Г. Вовченко и др.; под. ред. Е.Н. Макаренко, С.В. Бердникова. — Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс Рост. гос. экон. ун-та (РИНХ), 2022. — 508 с.
9. Бездудная А.Г., Кадырова О.В., Трейман М.Г. Управление отходами — новые механизмы и пути решения: отечественный и зарубежный опыт // Проблемы современной экономики. — 2022. — №1(81). — С. 199–204.
10. Сухачева В.В., Бичурин О.М. Учет тенденций и рисков ESG-инвестирования при управлении портфелем финансовых активов // Экономика и управление. — 2022. Т.28. — №1. — С. 86–91.
11. Кириллова Ю. ESG-стратегия: модный тренд или работающий инструмент? Мнения экспертов и участников рынка [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://journal.ecostandardgroup.ru/esg/test/esg-strategiya-modnyy-trend-ili-rabotayushchiy-instrument-mneniya-ekspertov-i-uchastnikov-rynka/
12. Чувычкина И.А. ESG-Инвестирование: мировой и российский опыт // Экономические и социальные проблемы России. — 2022. — №1. — С. 95–110.
13. Самый мощный суперкомпьютер в мире запускается в эксплуатацию [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://news.myseldon.com/ru/news/index/246961638
14. Дмитриева Д.М. Государственно-частное партнерство в Японии: правовая характеристика // COLLOQUIUM-JOURNAL. — 2019. — №20–7 (48). — С. 43–45.
15. М.Видео-Эльдорадо и фонд «Красивые дети в красивом мире» профинансируют цифровизацию оценки поглощения углерода российскими лесами [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/m-video-eldorado-i-fond-krasivye-deti-v-krasivom-mire-profinansiruyut-tsifrovizatsiyu-otsenki-pogloshch/
16. Европейская программа экономического восстановления. — М.: НИУ ВШЭ, 2020 — 17с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://issek.hse.ru/data/2020/07/10/1595832061/European%20programme.pdf
17. Калашникова М.А. Проблематика и принципы ESG трансформации в России // Сборник статей Международной научно-практической конференции Экономика и политика современной России: Актуальные вопросы, достижения и инновации. — Пенза, 2022. — С. 20–26.
18. Газизуллин Н.Ф. Актуальные вопросы управления в условиях цифровой экономики // Проблемы современной экономики. — 2021. — №4 (80). — С. 220.
19. Постановление Правительства РФ от 21.09.2021 г. № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/3hAvrl8rMjp19BApLG2cchmt35YBPH8z.pdf
20. Московская биржа. Сектор устойчивого развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.moex.com/s3019

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия