Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (85), 2023
ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Соболев С. А.
аспирант кафедры регионального и муниципального управления
факультета государственного управления
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Янь Мин Цзе
аспирант Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (Москва)

Регулирование инновационных процессов в экономике России
Проблема достижения устойчивого роста экономики России требует активизации инновационных процессов, переориентации с текущего управления и регулирования на долгосрочное стратегическое планирование. В статье исследуется организационно-экономический механизм государственного регулирования инновационных процессов, рассматривается опыт зарубежных стран, предлагаются меры структурной политики, направленные на повышение эффективности управления инновационным климатом в экономике России.
Ключевые слова: инновационные процессы, инновационный механизм, инвестиционный процесс, стратегическое планирование
УДК 338.22; ББК 65.050   Стр: 15 - 18

Глобализация экономики, сопровождающаяся усилением внутренней региональной, межрегиональной, межгосударственной конкуренции, требует новых форм взаимодействия между участниками инновационного процесса. Инновации создают специфический инновационный климат вследствие проявления синергетического эффекта совокупности экономических, социальных, политических, рыночных, информационных факторов, влияющих на интенсификацию инновационного развития национальных экономик. Инновационный механизм обеспечивает инновационные процессы на всех уровнях экономической системы, от эффективности которого зависит сложность перехода отечественной экономики к устойчивому инновационному развитию, а его институциональная структура и процессы регулирования способны как повысить эффективность этого механизма, так и снизить их.
Как свидетельствует отечественная практика, разработка стратегий развития отдельных видов и сфер деятельности не обеспечивает их сбалансированности по ресурсам, времени, приоритетам. Следовательно, необходимо разработать комплексный механизм обеспечения системы управления инновационным климатом в экономике России.
Вопросы государственного регулирования инновационного климата России и поиск путей его совершенствования в разное время изучали ученые-экономисты, среди которых: Ю.О. Бакрунов, Е.Ю. Васильева [1], С.М. Бухонова, Ю.А. Дорошенко, Е.В. [2] А.Ф. Евстафьева, М.И. Сычев [3], Е.В. Кизиль [4], Н.Г. Кириллов [5], А.С. Сазонова, Л.Б. Филиппова [6], М.В. Трофимов [7], А.С. Шпак, С.А. Беляков [8] и др.
В России проблемы интенсификации инновационных процессов неоднократно становились предметом научных поисков, которые в основном касались исследования макроэкономических факторов инновационного климата, разработки инструментов привлечения инвестиций, анализа отдельных аспектов инновационных процессов на общегосударственном уровне.
Анализ многочисленных источников по данной проблематике свидетельствует о том, что ряд вопросов, связанных с формированием механизма государственного регулирования инновационного климата экономики России остается нерешенным и требует дальнейшего исследования.
Кроме того, несмотря на значительное количество исследований, научных работ и публикаций отечественных и зарубежных ученых по проблемам создания нормативной базы, задача реализации системного подхода к управлению инновационным климатом в регионах России остается актуальной, и требует дальнейшей практической оценки.
В этой связи целью авторов статьи стала разработка отдельных направлений, инструментов и методов в сфере регулирования инновационных процессов в России, что потребовало решение следующих задач:
1) проведения группировки инструментов и методов регулирования инновационного климата в России; 2) создания «дерева целей» стратегического развития России; 3) уточнения содержания организационно-экономического механизма государственного регулирования инновационного климата.
В управлении инновационным климатом в экономике России значительную роль играет государство, инновационная политика которого представляет собой «...комплекс экономических, организационно-правовых и других мер, направленных на привлечение, распределение и перераспределение финансовых ресурсов для обеспечения технико-технологической и организационной базы производства с целью получения конкурентоспособной продукции» [9].
Для эффективного функционирования инновационной политики и комплексного механизма управления инновационным климатом разработаны Программы и Стратегии [10, 11, 12] инновационного и научно-технологического развития для осуществления новаторских процессов в экономике России, определяющих и влияющих на формирование инновационного климата регионов и государства в целом.
Механизм обеспечения управления инновационным климатом в экономике России включает экономические, организационно-правовые и социальные меры государства по формированию среды для его стратегического развития при условии государственной финансовой поддержки, которая реализуется в процессе формирования правового, финансового и научного содействия развитию экономики. В свою очередь, организационно-экономический механизм государственного регулирования инновационного климата представляет собой совокупность принципов, форм и методов с соответствующими институциональными структурами, выполняющими функции, адекватные современному состоянию экономики России по активизации инновационного потенциала с целью обеспечения устойчивого экономического роста.
В частности, механизм регулирования инновационного климата в России включает три основных сектора: финансовый, инвестиционный и организационно-правовой (рис. 1)
Рис. 1. Инструменты и методы регулирования инновационного климата в России
Источник: разработано авторами

Однако в реализации программ развития инновационного потенциала экономики России инвестиции играют основную роль. В свою очередь, механизм обеспечения управления инвестиционным процессом в экономике России включает экономические, организационно-правовые и социальные меры государства по формированию среды для стратегического развития инновационного климата при условии государственной финансовой поддержки, которая реализуется в процессе формирования правового, финансового и научного содействия развитию экономики.
Процесс государственного регулирования инновационного климата обеспечивает наличие ряда факторов, включающих в себя факторы рыночного механизма, макроэкономические, экологические, финансовые и политические условия, условия мотивации, нормативно — правовые, социальные и этнографические, а также условия информационного обеспечения и государственного стимулирования. Несмотря на то, что приоритеты государства, инвестора и объекта инвестирования не совпадают с причинами, обусловленными разницей в подходах собственников финансовых ресурсов и владельцев объектов инвестирования к ожидаемому эффекту, главной задачей на государственном уровне управления инновационным климатом в России является сближение указанных приоритетов-ресурсов с национальной концепцией развития.
Важным элементом совершенствования управления инновационным климатом является разработка и проведение долгосрочной инвестиционной стратегии, которая должна включать три неотъемлемые составляющие, первая из которых базируется на реализации инновационных разработок, охватывающих также проведение фундаментальных и прикладных исследований. Вторая составляющая — это государственное управление инновационной деятельностью и усовершенствование научно-технологического и инновационного обеспечения развития отечественной экономики. Третья составляющая стратегии определяет источники финансирования инноваций, то есть инвестиционную компоненту, которая включает в себя собственные и привлеченные инвестиционные средства, обеспечивающие модернизацию и структурную перестройку производственного потенциала, эффективное освоение научно-технических разработок, утверждение на этой основе России как высокотехнологичного и конкурентоспособного государства.
На основании вышеизложенного, определим стратегические цели РФ, создав «дерево целей» развития инновационного климата страны в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе (рис. 2).
Рис. 2. Дерево стратегических целей развития инновационного климата России
Источник: составлено авторами

Необходимо также отметить важнейшие экономические связи, определяющие организационно-экономическую концепцию управления инновационным климатом в экономике России, включающей набор составляющих по формированию инвестиционно-инновационной направленности народного хозяйства, инфраструктуры инвестиционного рынка, перечень субъектов и объектов инвестирования, направлений и инструментов активизации инвестиционных процессов.
Программы стратегического развития экономики России должны основываться на ресурсном и трудовом потенциалах и обеспечить устойчивое, высокотехнологичное развитие регионов страны.
Опыт зарубежных государств, среди которых Китай, Корея, Венгрия и ряд других, позволил выделить ключевые направления программ стратегического развития и их имплементации в России, среди которых:
1) акценты на факторах финансового потенциала, в частности, достижение политической и правовой стабильности;
2) инвестирование на основе программно-целевой ориентации, стратегического взаимодействия научного и промышленного секторов;
3) обеспечение достаточного уровня финансовой безопасности;
4) стимулирование инновационной модели развития;
5) содействие развитию инфраструктуры, партнерства государственного и частного секторов;
6) создание специализированных институтов по стимулированию привлечения инвестиций и оптимального использования потенциальных финансовых возможностей.
Переход к действующей государственной политике инновационного развития экономики России является одной из первоочередных задач государственного управления инновационной стратегией, воплощение которой должно осуществляться на системной и последовательной основе.
Все участники инновационного процесса должны быть заинтересованы в сочетании их интересов и усилий в создании и применении новых знаний и технологий с целью выхода на внутренний и внешние рынки с высокотехнологичной продукцией.
Для обеспечения эффективного инновационного развития экономики целесообразно на постоянной основе:
1) продвигать и внедрять на практике минимальные арендные ставки для представителей малых инновационных форм бизнеса;
2) устанавливать квоты для малых инновационных предприятий при формировании государственных заказов на инновационную продукцию;
3) создавать управляемую инновационную модель развития государства путем утверждения региональных приоритетов, на основе которых необходимо на мезоуровне вырабатывать стратегические программы развития, объединяющие собственные научные разработки, собственное кадровое сопровождение, отечественный производственный сектор и бизнес.
Таким образом, проблема достижения устойчивого роста экономики России требует активизации инновационно-инвестиционных процессов, переориентации с текущего управления и регулирования на долгосрочное стратегическое планирование. На сегодняшний день важное значение приобретает создание организационно-экономического механизма государственного регулирования инновационного климата, способствующего обеспечению интеграции России в современную глобальную мировую экономическую систему как технологически развитого государства с соответствующим уровнем развития инновационной политики и четко сложившимися стратегическими целями.
Реализацию организационно-экономического механизма государственного регулирования инновационного климата необходимо проводить параллельно с учетом использования принципов и методов регулирования инвестиционных процессов экономики России.


Список использованных источников:
1. Бакрунов Ю.О., Васильева Е.Ю., Верстина Н.Г., Глазкова В.В., Каракозова И.В., Кулаков К.Ю., Цуверкалова О.Ф. Инновации в современных условиях: теоретические вопросы и практика реализации: монография. — Москва: ГУУ, 2022. — 142 с.
2. Бухонова С.М., Дорошенко Ю.А. Методика оценки инновационной активности организации // Инновационное предпринимательство. — 2005. — №1 (34).
3. Евстафьева А.Х., Сычев М.И. Инновационный потенциал региона и механизмы его роста (на примере республики Татарстан) // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. — 2012. — № 1 (19).
4. Кизиль Е.В. Оценка инновационной составляющей потенциала развития региона // Вопросы инновационной экономики. — 2020. — №1.
5. Кириллов Н.Г., Кириллов Н.Н. Состояние и тенденции развития внутреннего рынка трансфера технологий и интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. — 2020. — № 5/22.
6. Сазонова А.С., Филиппова Л.Б., Филиппов Р.А. Оценка инновационного потенциала региона //Вестник воронежского государственного университета инженерных технологий. — 2017. — № 2(72).
7. Трофимов М.В. К вопросу о понятиях «инновационная среда» и «инновационный климат» в современной экономической науке. // Baikal Research Journal. — 2011. — № 6.
8. Шпак А.С., Беляков С.А. Зарубежный опыт государственного управления исследованиями и разработками // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2019. — № 9.
9. Джавадова С.А., Молчанова Л.А. Инновационные технологии в основе устойчивого развития отечественного агропромышленного комплекса // Журнал прикладных исследований. — 2021. — №2.
10. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.» // URL: СПС Гарант.
11. Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 (ред. от 15.03.2021) «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // URL: СПС Гарант
12. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // URL: СПС Гарант
13. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 7 / В.Л. Абашкин, Г.И. Абдрахманова, С.В. Бредихин и др.; под ред. Л.М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2021.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия