Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (84), 2022
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Киселёв А. С.
профессор кафедры экономики и управления предприятием
Московского государственного технологического университета «СТАНКИН», эксперт ЮНЕСКО,
доктор экономических наук


О роли инженерной экономики в современной подготовке инженерного корпуса Российской Федерации
В статье раскрыта роль инженерной экономики, которая включает в себя формулирование, расчет и оценку ожидаемых экономических результатов альтернатив, предназначенных для достижения определенной цели.
Ключевые слова: инженерная экономика, инженерные решения, расчёт и оценка ожидаемых экономических результатов
ББК У21(2)24я73   Стр: 209 - 210

Для оценки роли инженерной экономики в современной подготовке инженеров страны отметим, что инженерная экономика связана с использованием и применением экономических принципов при анализе инженерных решений. Как дисциплина, она ориентирована на отрасль экономики, известную как микроэкономика. Она нацелена на изучения отдельных лиц и фирм при принятии решений относительно распределения ограниченных ресурсов. Эта дисциплина фокусируется на процессе принятия решений, его контексте и окружающей среде проекта. Инженерная экономика объединяет экономическую теорию с инженерной практикой. Она тесно связана с другими дисциплинами, такими как статистика, математика и учет затрат, и опирается на логическую структуру экономики.
По оценкам Доктора Карла Шервуда (получил высшее образование в начале 1980-х годов со степенью инженера и дослужился до должности заместителя директора. В общей сложности он 20 лет работал инженером-конструктором, участвуя в известных проектах по всей Австралии. Сегодня он директор по преподаванию и обучению в Школе экономики Университета Квинсленда), в западной системе инженерного образования все инженерные дисциплины используют инженерную экономику. Большинство инженерных факультетов университетов и колледжей требуют изучения курса инженерной экономики или включают экономический анализ в другие инженерные курсы. Инженерная экономика является обязательным разделом экзамена по основам инженерии, который требуется инженерам, желающим получить профессиональную лицензию.
Его коллеги, профессора западных университетов, в своих лекциях подчёркивают, что инженерное дело — это профессия, в которой знания в области математических и естественных наук, полученные в результате обучения и практики, применяются для разработки способов экономичного использования различных материалов и сил природы на благо человечества.
Инженерная экономика, как они полагают, — это применение экономических принципов и расчетов к инженерным проектам. Это важно для всех областей техники, потому что каким бы технически обоснованным ни был инженерный проект, он потерпит неудачу, если будет экономически невыполним. Инженерно-экономический анализ часто применяется к различным возможным вариантам инженерного проекта, чтобы выбрать оптимальный вариант, принимая во внимание как техническую, так и экономическую целесообразность.
По их мнению, многие основные экономические принципы могут использоваться в инженерно-экономическом анализе в зависимости от области их применения. Временная стоимость денег является одним из таких принципов с широким применением. Этот принцип используется для расчета будущей стоимости чего-либо с учетом текущей стоимости или текущей стоимости с учетом будущей стоимости при заданной процентной ставке. Например, временная стоимость денег может использоваться для расчета стоимости проекта после его фактического завершения; также могут быть рассчитаны ежегодные инвестиции или изъятия. Диаграмма движения денежных средств часто используется для расчета временной стоимости денег.
Считается, что для государственных инженерных проектов часто используется метод, называемый анализом выгод/затрат. Этот метод преобразует все выгоды и затраты проекта в денежные значения, а затем делит общие выгоды на общие затраты. По общему правилу проект считается приемлемым, если это соотношение больше единицы.
Кроме того, констатируется, что инженерная экономика часто используется для снижения затрат и повышения производительности в производственных условиях. Она важна для инженеров при планировании, проектировании, расчете рентабельности продукта и стоимости денег во времени. Все это необходимо учитывать перед производством.
В частности, в машиностроении часто используется метод, называемый анализом безубыточности. Он используется для определения процентной мощности производственной операции, при которой затраты равны доходам. Компания может использовать этот метод для определения минимальной суммы, которую она должна производить в месяц, чтобы получить прибыль.
Подчёркивается, что инженеры также могут использовать экономику для расчета амортизации стоимости. Например, они могут рассчитать стоимость инструмента, который компания рассматривает для приобретения. Методы расчета амортизации включают учетную стоимость, линейную амортизацию и систему ускоренного возмещения затрат.
Иными словами, западная инженерная школа учит тому, что Инженерная экономика является предметом жизненной важности для инженеров, поскольку этот предмет помогает понять необходимость знания экономики для того, чтобы быть эффективным менеджером и лицом, принимающим решения на основе инженерно-экономических данных любого проекта.
Считается, что по мере того, как проектирование и производственный процесс становятся все более сложными, инженер принимает решения, которые требуют денег больше, чем когда-либо прежде. Компетентный и успешный инженер в настоящее время должен лучше понимать принципы экономики, поскольку Инженерная экономика занимается систематической оценкой выгод и издержек проектов, связанных с инженерным проектированием и анализом ситуации. Она дает количественную оценку выгод и затрат, связанных с инженерными проектами, чтобы определить, сэкономят ли они достаточно денег, чтобы оправдать свои капитальные вложения. Инженерная экономика требует применения принципов инженерного проектирования и анализа для предоставления товаров и услуг, которые удовлетворят потребителя по доступной цене.
Для принятия инженером решения используются следующие этапные процедуры.
1. Признание, определение и оценка проблемы, требующей инженерного решения.
2. Поиск потенциальных альтернатив.
3. Применение базового подхода к денежным потокам для реализации проекта
4. Решение должно служить долгосрочным интересам организации.
5. Анализ экономических аспектов инженерной проблемы.
При этом учитываются следующие особенности инженерной экономики.
1. Инженерная экономика тесно связана с традиционной микроэкономикой.
2. Инженерная экономика посвящена решению проблем и принятию решений на операционном уровне.
3. Инженерная экономика может привести к частичной оптимизации условий, в которых решение удовлетворяет тактическим целям за счет стратегической эффективности.
4. Инженерная экономика полезна для определения альтернативных вариантов использования ограниченных ресурсов и выбора предпочтительного курса действий.
5. Инженерная экономика носит прагматичный характер, снимает сложные абстрактные вопросы экономической теории.
6. Инженерная экономика в основном использует совокупность экономических понятий и принципов.
7. Инженерная экономика объединяет экономическую теорию с инженерной практикой.
Журнал Engineering Economics освещает эти вопросы подготовки инженеров. Тематика этого журнала охватывает исследования, в которых рассматриваются вызванные инновациями изменения в деловой, общественной и финансовой сферах, способствующие качественной трансформации экономики. Издание призвано пролить свет на предысторию, процессы и результаты продолжающихся преобразований, чтобы мобилизовать управленческие и политические усилия для формирования преобразующего потенциала технологических и других инноваций в направлении совершенствования устойчивой экономики.
Журнал представляет исследования из различных дисциплин, таких как управление технологиями и операциями, экономика и менеджмент промышленности, информационные системы, потребительский маркетинг, государственное управление, финансы и экономика, при условии, что «созидательное разрушение» проявляется в форме изменений и динамики, обусловленных инновациями. По самой своей природе технологические, в первую очередь цифровые инновации, в последнее время являются наиболее показательной и заметной формой новизны. Некоторые статьи журнала, в частности, Рикардо Хаусманн (директор Центра международного развития и профессор практики экономического развития Гарвардской школы государственного управления им. Кеннеди) и Хосе Домингес (профессор строительной инженерии Инженерной школы Севильского университета), напрямую касаются развития образования в области инженерной экономики. Они констатируют, что в экономике широко признано, что технологии являются ключевым двигателем экономического роста стран, регионов и городов. Технический прогресс позволяет более эффективно производить больше товаров и услуг лучшего качества, от чего зависит процветание стран. Однако механизмы, с помощью которых технология разрабатывается, внедряется и используется в производстве, сложны. Их более подробный анализ может позволить сделать новые выводы, которые могут оказать важное влияние на многие области, включая научную политику, исследования и разработки, промышленную политику. Фактически, сама концепция технологии, а также индивидуальные и социальные способности людей, необходимые для ее развития, теперь могут быть изучены на гораздо более детальном уровне и способствовать новому витку развития высшего образования, созданию рабочих мест и экономическому росту.
Сравнительно недавний сдвиг в сторону открытых инноваций привел к увеличению потоков новых знаний, а также иным видам сотрудничества между учебными заведениями, исследовательскими организациями и бизнесом. Ведущие корпоративные инвесторы во всем мире возглавляют разработку многих новых технологий. Это видно из изучения технологических областей, в которых эти компании активизировали свою изобретательскую деятельность в последние годы, и вклада ведущих инвесторов в НИОКР в общее развитие этих областей, в особенности в сфере двигателестроения, больших данных, искусственного интеллекта, трехмерной печати и информационных и коммуникационных технологий.
Вместе с тем, необходимо помнить, что двумя основными составляющими развития новых технологий являются кодифицированные знания в форме теорий, структур, научных работ, патентов, рецептов, протоколов, процедур и руководств по эксплуатации, а также ноу-хау, которые приобретаются посредством обучения. Кодифицируемый компонент науки и техники оформляется соответственно в виде научных публикаций и патентов, которые группируются по категориям. Научные публикации, патенты, отрасли промышленности, профессии и продукты являются показателями научных знаний, технологического развития, результатов экономической деятельности и человеческих навыков.
По экспертным оценкам, экономика инженерно-инновационных решений является важной частью устойчивого развития предприятий. Особо отмечается, что инновации помогают компаниям избежать стагнации и способствуют экономическому росту, а управление ими — это, прежде всего, структурирование конкретного инновационного процесса с формированием эффективного результата. Управление инновациями заключается в использовании средств и методов для создания ценности и воплощения идей в жизнь. Это важно для предотвращения системной стагнации в организациях и может помочь сосредоточить внимание на корпоративной устойчивости.
Особо подчёркивается, что Сборник Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН является сегодня незаменимым инструментом для подготовки, прежде всего инженерного корпуса. Различные концепции, лежащие в основе этой амбициозной программы, способствуют необходимости четкого видения инженерами важности партнерских отношений с участием многих заинтересованных сторон. При этом акцент делается на подотчетность и измерения, а также признание того, что экологические, социальные и экономические цели взаимосвязаны и вместе стремятся обеспечивать движение по пути к прогрессу, который во многом обеспечивается инженерными специалистами и различными видами инфраструктуры — научной, инновационной, цифровой, финансовой, транспортной и предпринимательской.
Некоторые примеры инженерно-экономических проблем варьируются от анализа стоимости до экономических исследований. Каждый из них актуален в разных ситуациях и чаще всего используется инженерами или руководителями проектов.


Статья поступила в редакцию 14.09.2022.

Список использованных источников:
1. Ньюнан Д.Г., Лавель Дж.П., Эшенбах Т.Г. Инженерно-экономический анализ. 10-е изд — Нью-Йорк: Oxford University Press, 2009.
2. Парк С.С. Современная инженерная экономика. 5-е изд. — Бостон, Массачусетс: Pearson Education, 2011. Глава 1.
3. Дхармарадж Э. Инженерная экономика. — Мумбаи, Индиана: Издательство Himalaya, 2009. Электронная библиотека ProQuest. Дата обращения: 09.11.2016.
4. Моррис В. Томас. Инженерная экономика: анализ управленческих решений. — Иллинойс: Р.Д. Ирвин, 1960.
5. Инженерная экономика / Салливан, Бонтаделли и Уикс. — Нью-Йорк: Прентис-Холл, 2000.
6. ДеГармо, Э. Пол. Инженерная экономика. — Нью-Йорк: Macmillan Publishing Co., Inc., 1973. — С. 209–210.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия