Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (84), 2022
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Багиев Г. Л.
профессор кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РФ

Коноплева М. А.
магистрант кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Инновационная привлекательность российского рынка ювелирной продукции
В статье раскрывается содержание инновационной стратегии формирования и развития привлекательности российского рынка ювелирной продукции. Отмечается, что на предприятиях должна проводиться системная аналитическая работа, затрагивающая не только технологию изготавливаемой продукции, но и характеристики бизнес-окружения, рабочие места, состояние рынка сбыта, каналы распределения и маркетинговую политику. Руководители предприятий, используя эту информацию и Форсайт-технологии, смогут превентивно управлять жизненным циклом инновационной продукции.
Ключевые слова: инновации, ювелирный рынок, ювелирная продукция, жизненный цикл инновации
УДК 339.138; ББК 3973.233   Стр: 204 - 205

Современная политическая обстановка на мировой арене вынуждает предприятия бороться за свое место на рынке. Это связано, в первую очередь, с введением санкций, инфляцией и прекращением сотрудничества с отдельными зарубежными компаниями, которые раньше или реализовывали свою продукцию на российском рынке, или представали в качестве поставщиков для российских производителей. Однако превентивная организация внутренней политики Правительства России смогла обеспечить принятие мер по становлению российской промышленности «на ноги» и заключению деловых контрактов с другими странами. В таких внешних условиях возрастает роль маркетинга и инструментария инновационного менеджмента в деятельности компаний.
Главная проблема, которую решает инновационная деятельность предприятия, состоит в том, что все существующее имеет свойство устаревать, в следствие чего необходимо систематически отсеивать то, что стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты, так как даже негативный опыт является точкой роста. Поэтому на предприятиях должна проводиться всеобъемлющая аналитическая работа, затрагивающая не только изготавливаемую продукцию, но и технологии, рабочие места, рынок сбыта, каналы распределения и маркетинговую политику. На основе этой информации руководители организаций, применяя в том числе Форсайт-технологии, должны предвидеть, через сколько времени их продукция станет морально устаревшей, а не ждать, когда за них это сделают конкуренты. Это как раз и подталкивает предприятия к разработке инноваций. Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационной идее, как осознание того, что производимый продукт уже в ближайшем будущем окажется устаревшим.
Период времени от зарождения идеи, создания и распространения инновации на рынке и до ее использования и устаревания принято называть жизненным циклом инновации. Относительно термина «Инновация», учитывая определения различных авторов, например, Б. Твисса, Ф. Никсона, Б. Санто, О.А. Володиной и др., авторы данной статьи полагают, что инновацию можно рассматривать как предлагаемый к внедрению и использованию реально-виртуально материализованный результат новой потребительской ценности, созданной благодаря взаимодействию и синергии совокупной комбинации производственных факторов в виде нового продукта или услуги, способа их производства, нового метода маркетинга и/или инжиниринга, нового метода рационализации и ресурсосбережения в бизнесе, с учетом его окружения, обеспечивающего получение экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта [1–2].
Если инновация внедрена на рынке или в производственном процессе, то можно считать ее осуществленной. Но этот факт не должен приостанавливать инновационную деятельность предприятия, потому что, как только инновация попадает на рынок, она становится общеизвестной и общедоступной, а, следовательно, через некоторое время такой же продукт выпустят и конкуренты. То есть инновационная деятельность должна быть непрекращающимся процессом, чтобы компания имела возможность устоять на уже занятой позиции в ужесточенной конкурентной борьбе, особенно в условиях неопределенности сложившейся действительности.
Немногие российские компании были готовы перейти к импортозамещению, когда такая необходимость появилась, и это в первую очередь связано с тем, что они не были готовы потерять опору в виде зарубежных поставщиков и партнеров, а также не видели нужды вкладывать ресурсы в изучение инновационного рынка и точек роста.
Рассмотрим внедрение инноваций на примере российского и регионального рынков ювелирной продукции.
Ювелирная продукция — термин, включающий в себя не только личные украшения, но и изделия для сервировки стола и украшения интерьера, а также монеты, медали, ордена и памятные знаки. В настоящей статье будет проведено исследование рынка только личных украшений.
Существуют определенные критерии, по которым то или иное украшение можно отнести к разряду ювелирных.
1) Изготовление из драгоценных материалов.
Главный признак — высокая ценность сырья. Из наиболее распространенных драгоценных металлов для изготовления ювелирных украшений допускаются только золото, серебро, платина и палладий. Также имеет значение камень-вставка, если он присутствует. Драгоценными камнями считаются алмаз, гранат, жемчуг, корунд, хризолит, берилл.
2) Художественная обработка и уникальная композиция элементов.
Именно благодаря художественной обработке вещи приобретают большую притягательность. Красивые вещи ценны не только из-за того, что для их изготовления использованы дорогие материалы и в них инкрустированы самоцветы. Еще одно достоинство — долговечность.
3) Наличие клейма.
На внутренней поверхности настоящего ювелирного украшения обязательно можно найти 2 оттиска — именник (указывает на мастера или фирму) и пробу (она обозначает, сколько граммов чистого драгоценного металла содержится в килограмме сплава).
Ювелирные украшения должны полностью соответствовать трем обозначенным выше критериям. Все личные украшения можно классифицировать по локации расположения на теле (таблица 1).
Точной статистики по количеству приобретаемых украшений не существует, так как, хотя ювелирные компании и ведут внутреннюю отчетность, она не обнародуется. Однако в 2019 году компанией Яндекс было проведено исследование под названием «Больше золота: как ищут украшения в Яндексе», результаты которого показали, что наибольший интерес пользователи проявляют к кольцам (38%), серьгам (22%) и браслетам (20%).

Таблица 1
Места расположения ювелирных изделий
Где располагаетсяНаименование
ГоловаСерьги, диадема, пирсинг
ШеяЦепь, бусы, колье, ожерелье, кулон, микродермала, подвеска
РукиКольцо, браслет, шарм, часы
НогиБраслет, шарм

Российская ювелирная промышленность смогла «пережить» период пандемии COVID-19 и уже в 2021 года превысила свой уровень в сравнении с показателем 2019 года на 22,6% [3]. На этот счет существует несколько мнений: Гильдия ювелиров России считает, что это связано с увеличением доли продаж в премиум-сегменте; аналитический центр SOKOLOV — что это временное явление, связанное в первую очередь с влиянием ограничений, введенных с появлением пандемии COVID-19, на покупательское поведение. Деньги, которые люди хотели потратить на туризм, пришлось перераспределять на покупку украшений внутри страны [4]. В начале 2022 года, спровоцированный кризисом повышенный спрос на ювелирные изделия, к середине апреля настоящего года снизил темпы роста, хотя некоторые потребители, вопреки рекомендациям экспертов, все еще задумываются о том, чтобы вкладывать денежные средства в покупку ювелирных изделий. Инвестиционная привлекательность ювелирной продукции стремится к нулю, потому что зачастую, хотя производство и отечественное, но материалы и дизайн-проекты украшений — зарубежные, а наценка в цене металла превышает 100%.
По данным агентства INFOLine, в первом полугодии 2022 года объем российского рынка ювелирных изделий составил 152 млрд рублей, что на 17,1% больше аналогичного показателя 2021 года. По данным агентства M.A. Research, в первом полугодии 2022 г. розничные продажи ювелирных изделий выросли на 10,3% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г., но этот рост обусловлен лишь повышением розничной стоимости ювелирных украшений.
Для сопоставления, в Санкт-Петербурге розничные продажи ювелирных изделий в первом полугодии 2022 года в стоимостном выражении выросли лишь на 2,4%. Нехарактерные для всей страны тенденции прослеживаются также и в продажах золотых и серебряных украшений, доля которых сократилась, также, как и средний чек ювелирных магазинов. Эксперты отмечают, что, хотя в целом по стране продажи обручальных колец выросли на 17,5%, в Санкт-Петербурге такой динамики не наблюдается, но зато в 2 раза больше приобретают золотые ювелирные часы и в 3 раза — брендовые часы [5].
Если в 2021 г. российский рынок ювелирной продукции увеличился после пандемии, что не в последнюю очередь связано с развитием онлайн-продаж ювелирных украшений, то в 2022 г. ожидается сокращение спроса на фоне изменения потребительского поведения и рост исключительно за счет увеличения розничных цен. В Санкт-Петербурге, в свою очередь, в связи с уже сложившимися за первое полугодие тенденциями, ожидается совсем небольшое повышение спроса (примерно на 2%).
Один из пакетов санкций, введенных Евросоюзом против России, включает в себя запрет на поставки в Россию предметов роскоши, это касается в том числе ввоза в страну ювелирных изделий известных люксовых марок вроде Cartier или Tiffany. Для российских производителей, которые раньше не могли конкурировать с украшениями премиальных брендов, хотя и не уступали им по качеству, это верный шанс открыть для себя сегмент премиум-украшений. Например, руководители сети «585*Золотой» в скором времени планируют внедрять на рынок Санкт-Петербурга новый торговый формат — сеть «585*Diamonds».
Тем не менее, ввиду экономического кризиса, пристальное внимание следует обратить и на средне-ценовой сегмент, который, по прогнозам экспертов, вырастет в объеме до конца 2022 года. На рынке уже несколько лет существует повышенный интерес к украшениям, сочетающим в себе драгоценные металлы и материалы, которые раньше в ювелирном деле не использовались. Например, ювелирная керамика выглядит эстетически привлекательной для многих потребителей, а синтезированные камни превратили ювелирное украшение из предмета роскоши во вполне доступную покупку для миллионов.
Для того, чтобы выжить в сложившихся условиях, ювелирным компаниям необходимо обращаться к методам, подчеркивающим их уникальное торговое предложение на рынке, и выделиться среди оказавшихся в такой же ситуации конкурентов. Способов генерировать инновационные идеи существует достаточно много, например, мозговой штурм, составление ментальных карт, метод синектики, техника квоты идей, метод Уолта Диснея или бенчмаркинг. Главное — при генерировании инновационных идей основываться на существующих на рынке тенденциях и трендах, анализировать потребительское поведение и заглядывать в будущее, используя форсайт-техники.
Для рынка ювелирной продукции, если рассматривать ювелирное украшение как коммерческую инновацию, рассчитанную на рыночный успех, в большей степени применим маркетинговый подход к построению жизненного цикла инновации.
Как и в других подходах, для маркетингового подхода характерны такие этапы как:
1) генерация идей;
2) фильтрация идей;
3) проверка продукта;
4) разработка продукта;
5) вывод на рынок.
Но рассматриваемый подход называется маркетинговым, так как наряду со стандартными жизненными фазами инновации присутствуют и маркетинговые этапы жизненного цикла.
После генерации идей необходимо провести полноценный маркетинговый анализ, который включает в исследование рынка, поиск кадров, финансов и инновационной идеи. Чуть ранее разработки продукта следует проводить маркетинг продукта, иначе — инновационного решения, чтобы оценить реализуемость, окупаемость и экономическую эффективность инновации. Следующим после вывода на рынок этапом будет маркетинг рынка. Цель внедрения инновации на рынок — получение прибыли, а для выполнения этой цели разработанный инновационный продукт нуждается в продвижении на рынок. И последним этапов в маркетинговом подходе будет оценка результатов, корректировка рыночной стратегии и поддержка сбыта, и этот этап должен продолжаться вплоть до того момента, когда инновация перестанет быть инновацией.
Всё отмеченное подводит еще к одной из проблем эффективного внедрения инновационных продуктов на рынок. Так, очень немногие российские компании рационально используют рекламные инструменты и средства продвижения продукции после ее дебюта на рынке, что приводит к ее быстрому угасанию или перехвату конкурентами. А это актуализирует необходимость проведения исследований средств рекламы и эффективности их использования.


Статья поступила в редакцию 10.09.2022.

Список использованных источников:
1. Багиев Г.Л. Форсайт-технологии маркетинга / Г.Л. Багиев, А.А. Длигач, Ю.Н. Соловьева; под науч. ред. Г.Л. Багиева — СПб.: Астерион, 2016. — С. 400.
2. Володина О.А. «Инновационный менеджмент: учеб. пособие» / О.А. Володина, Е.Ю. Фаддеева, А.А. Неретин. — М.: МАДИ. — 2019. — С. 12–13.
3. Колпакова А. Анализ ювелирного рынка и трендов 2021 года [Электронный ресурс] // Маркетинг аналитического центра компании SOKOLOV. — 17.11.2021. — URL: https://uvelir.info/articles/analiz-yuvelirnogo-ryinka-i-trendov-2021-goda/ Дата обращения: 18.11.2022
4. Спрос на ювелирные изделия в премиум-сегменте вырос [Электронный ресурс]: Гильдия ювелиров России. — 05.02.2022. — URL: https://agjr.ru/press-center/news/2022/spros-na-yuvelirnye-izdeliya-v-nizhnem-cenov om-segmente-sokratilsya. Дата обращения: 18.11.2022.
5. Зайцева Д. Не золотые горы: ювелирный рынок переживает смену спроса и исход малого бизнеса [Электронный ресурс] // Сетевое издание «DP.RU». — 09.10.2022. — URL: https://www.dp.ru/a/2022/11/18/Moskve_ne_dostalos Дата обращения: 18.11.2022.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия