| | Проблемы современной экономики, N 4 (84), 2022 | | ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ | | Ракинцев Д. С. инженер 1-й категории,
аспирант кафедры экономики природопользования экономического факультета
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
| |
| | В данном исследовании представлен анализ текущей ситуации на основных рынках торговли квотами на выброс CO2, а также, перспективы их развития. Проанализированы аспекты, влияющие на темпы создания и структуру будущего рынка углеродного регулирования в России. Такие факторы, как огромная скорость роста и структура мирового углеродного рынка, необходимость выполнения ратифицированного Парижского соглашения, принятие Евросоюзом проекта по трансграничному углеродному регулированию (ТУР) и антироссийских санкций, а также активного формирования рынков углеродных разрешений в других крупных странах оказывают существенное влияние на модель будущего рынка торговли углеродными квотами в Российской Федерации. | Ключевые слова: углеродные рынки, трансграничное углеродное регулирование (ТУР), Парижское соглашение, изменение климата, нетто нулевые технологии | УДК 330.15; ББК 65.59 Стр: 183 - 185 | Введение. В настоящее время, одним из немногих финансовых инструментов борьбы с изменением климата, который уже действует в экономической системе является механизм торговли квотами на выбросы CO2. Данный механизм был разработан в рамках Киотского протокола (1997), который является дополнением к Рамочной конвенции ООН по изменению климата (РККИ ООН, 1992). Одна квота на выброс соответствует одной метрической тонне углекислого газа и имеет несколько названий, таких как: углеродные кредиты, киотские единицы и сертифицированные единицы сокращения выбросов (ССВ).
Киотский протокол базируется на доминирующей в современном мировом сообществе точке зрения, которая гласит, что антропогенный фактор в форме выбросов парниковых газов в атмосферу, в особенности CO2, является особо опасным для повышения температуры атмосферы. Данные опасения статистически подтверждаются данными Росгидромета, согласно которым, начиная с середины 1970-х годов средняя температура приземного воздуха на территории России повышается со средней скоростью 0,43°С за каждые десять лет. Данный показатель в 2,5 раза выше темпа глобального повышения температуры, а в полярной климатической зоне — в 4 раза [1]. Также ООН связывает рост количества таких стихийных бедствий, как пожары, наводнения и засухи, с негативным антропогенным влиянием на климат. Пожары в сибирских лесах, в западной Европе и США, наводнения в Сочи, Китае и Японии, которые уже произошли летом 2022 года являются подтверждением данной гипотезы.
Исходя из сказанного выше, изучение текущих мировых тенденций по экономическому регулированию климата является актуальным, так как человечество уже сталкивается с последствиями своего негативного влияния на биосферу. При сохранении текущей модели фронтальной экономики все страны, включая Россию, будут все чаще и чаще сталкиваться с природными катастрофами, несущими огромные человеческие, экономические и экологические потери.
В 2015 году 197 стран, включая Россию, приняли Парижское соглашение, которое стало очередным дополнением к РККИ ООН. Парижское соглашение предусматривает принятие на себя обязательств по сокращению выбросов парниковых газов с целью уменьшения темпов повышения температуры атмосферы в текущем столетии до 2°С и поиске средств для ограничения данного показателя до 1,5°С. Следовательно, руководство РФ, а также правительства других стран принимают гипотезу о негативном антропогенном влиянии на климат.
Во-вторых, анализ современной структуры рынков торговли квотами на выбросы углекислого газа актуален для многих крупных представителей российского бизнеса, так как текущие углеродные рынки уже влияют на их политику. О данном факте можно судить по обязательной публичной отчетности по устойчивому развитию таких крупных международных компаний, как, например, Росатом [2], Газпром [3] и Лукойл [4]. Помимо того, существует множество факторов, которые окажут еще более сильное влияние на функционирование российского бизнеса в ближайшей перспективе, которые также будут рассмотрены в данной работе.
В данном исследовании выделим и рассмотрим основные факторы, влияющие на формирование политики по регулированию климата в Российской Федерации, а также влияния рынков торговли разрешениями на выбросы CO2 на российский бизнес, проведя анализ текущих трендов на мировых углеродных рынках.
Анализ ситуации на современных рынках торговли квотами на выбросы углекислого газа. Первым в истории и наиболее крупным, на данный момент, рынком торговли разрешениями на выбросы углекислого газа является Система торговли квотами ЕС (СТВ ЕС или ETS EU), которая уже прошла 3 фазы развития. Первая фаза развития СТВ ЕС ознаменовалась началом торгов углеродными квотами в 2005 году, начиная с цены приблизительно 20 евро за углеродную единицу. Однако, к концу 2007 года цена упала до 1 евро и Еврокомиссией было принято решение постоянного снижения количества разрешений на выбросы с 2008 года, что стало началом второго этапа функционирования рынка и вызвало восстановление цены на квоты до первоначальных значений. С 2013 года идёт третья фаза развития ETS EU. В начале каждого года Еврокомиссией выпускаются квоты на выбросы CO2 и выставляются на свободный аукцион между компаниями. Количество выпуска разрешений зависит от результата прошлогодних торгов и определяется, исходя из количества квот, которые не были куплены на рынке. Возможны три варианта регуляции: отсутствие вмешательства; уменьшение количества ССВ (максимум до 75%); выпуск до 100 млн тонн резервных единиц. Таким образом функционирует механизм стабилизации рынка [5, 6].
Помимо Системы торговли квотами ЕС, рынки покупки и продажи квот на выброс парниковых газов функционируют в Великобритании (UK ETS), Северной Америке (WCI и RGGI), Новой Зеландии (NZ ETS) и Южной Корее (SK ETS). Также, в 2021 году, начал свою работу рынок торговли квотами на выброс парниковых газов в Китае (China National ETS), что является очень важным событием, так как Китай является крупнейшим загрязнителем планеты углекислым газом, его доля в глобальных выбросах составляла 30,7% [7]. Аналитики выделили главные риски у развития ETS Китая: операционные проблемы; трудности с мониторингом и отчетностью; непрозрачность фундаментальных данных; нехватка специалистов по торговле квотами на выбросы углерода. Тем не менее, несмотря на это, аналитики все равно предрекают рост китайского рынка в 2022–2023 году [8].
Однако, согласно отчету Refinitiv Carbon Market Year in Review [8], европейский рынок квот является абсолютно доминирующим. Доля проданных разрешений на выброс CO2 на ETS EU, на 2021 год, составляла приблизительно 90% от мирового углеродного рынка — 673 млрд евро из 760 млрд евро (рис. 1). | | | Рис. 1. Объём торговли квот на выброс углекислого газа на углеродных рынках, млрд евро (Источник: Refinitiv Carbon Market Year in Review, 2021 [8]) | Также, отмечается, что годовой рост мировых продаж углеродных квот в промежуток с 2020 по 2021 гг. составил феноменальные 164% и превысил данный показатель за предыдущий период более чем в 8 раз. Исходя из структуры углеродного рынка, в первую очередь, на такой колоссальный рост повлияли факторы, связанные с экономикой Евросоюза.
Первым фактором стал процесс восстановления экономики ЕС и всей мировой экономики от кризиса, связанного с COVID-19 в 2021 году, который сопровождался активизацией промышленного сектора. Более активное функционирование промышленных предприятий всегда ведёт к увеличению выбросов, следовательно, и к повышению спроса на углеродные квоты. В июле 2022 года, наблюдается еще большая тенденция роста цен на углеродные кредиты. По сравнению с июлем 2021 года, цена на выброс одной метрической тонны CO2 выросла на 60% на фоне энергетического кризиса в ЕС, спровоцированного антироссийскими санкциями.
Во-вторых, на рост углеродного рынка влияет политика Европейского Союза по климатическому регулированию в рамках Парижского соглашения (2015), которое было ратифицировано ЕС в 2016 году [9]. Согласно отчета «Устойчивое развитие в Европейском союзе» (2022), страны ЕС уже снизили эмиссию парниковых газов на 31% по сравнению с 1990 годом и собираются уменьшить данный показатель до 55% к 2030 году, что, безусловно, повлияет на рост цен на углеродные единицы [10].
В-третьих, весомое влияние на повышение цены углеродных разрешений уже оказывает проект ЕС по трансграничному углеродному регулированию (ТУР), опубликованный в 2021 году [11], в рамках Зелёного пакта для Европы (EU Green Deal). Целью данной политики заявлено недопущение переноса производств в страны с менее строгой климатической политикой, так называемых «утечек углерода». В ходе первого переходного этапа ТУР, импортёры стали, железа, алюминия, цемента, удобрений и электроэнергии в страны ЕС с 1 января 2023 года по 31 декабря 2025 года будут должны предоставлять ежеквартальную отчетность по выбросам парниковых газов. Помимо того, рассматривается расширение перечисленного выше списка товаров с включением органических химических веществ, водорода и полимеров, а также сокращение переходного этапа до 2024 года [12]. С 2026 года планируется второй этап ТУР, где предусматриваются приобретение сертификатов на ввозимые категории продукции в зависимости от углеродоемкости производства [5].
Формирование углеродного рынка в Российской Федерации. Фактор введения ТУР имел особенное значение для ускорения создания рынка торговли квот на выброс парниковых газов в России, так как до введения санкций объем импорта российской продукции из списка проекта составлял порядка 9 млрд долл. Для недопущения двойного налогообложения российского бизнеса при торговле с ЕС, специальные группы Минэкономразвития, Администрации Президента, Банка России и МИД активизировали усилия по созданию юридических актов в сфере углеродного регулирования.
Однако, ограничение экспорта трёх категорий товаров из перечня ТУР, а именно, удобрений, сталелитейной продукции и цемента из России уменьшают товарооборот с ЕС примерно в 3 раза — до 3 млрд евро, согласно ценам 2021 года. Данное обстоятельство, по заявлению представителя бизнес-омбудсмена по вопросам экоэнергетики и климатического законодательства РФ Михаила Казанцева [5], значительно меняет условия выполнения обязательств Россией Парижских соглашений, ратифицированных в 2019 году [13], а также существенно влияет на условия формирования и развития рынка торговли углеродными квотами в РФ.
Дело в том, что, согласно Парижскому соглашению, возможно осуществление борьбы с выбросом парниковых газов с помощью, так называемых, нетто-нулевых технологий. Нетто-нулевые технологии предусматривают косвенные инструменты уменьшения загрязнения, например, инвестиции в технологии захвата углекислого газа из атмосферы или создание углеродных офсетов, например, лесных насаждений, территорий, восстановленных от эрозии, карбоновых полигонов. Система торговли квотами ЕС предусматривает только прямые инструменты борьбы с эмиссией углекислого газа, так как на общеевропейской бирже торгуются квоты только на прямые выбросы CO2. Следовательно, для того, чтобы избежать дополнительного налогообложения в рамках ТУР была бы необходима тесная интеграция будущего рынка торговли углеродными квотами в РФ, что могло бы существенно снизить потенциал природных пространств России по поглощению парниковых газов. При снижении товарооборота продукции с ЕС из списка ТУР, существуют наибольшие перспективы включения нетто-нулевых технологий в формирующийся российский углеродный рынок.
Также, появляются новые возможности более близкой интеграции с ETS Китая и формирующимися углеродными рынками других стран, являющимися экономическими партнёрами России. Например, другими членами активно расширяющегося БРИКС, такими как Индия, Бразилия и Южная Африка.
Выводы. Проанализировав состояние функционирующих рынков по торговле квотами на выброс углекислого газа, можно сделать следующие выводы:
1. Мировой рынок в последние годы имеет устойчивые тенденции высокого роста. Рост углеродных рынков в период с 2020 по 2021 год составил 164%, а с 2019 по 2020 год — 20%.
2. Общеевропейский рынок торговли квотами (ETS EU) в 2021 г. составлял приблизительно 90% от мирового углеродного рынка — 673 млрд евро из 760 млрд евро.
3. На рост ETS EU в 2021–2022 гг. главным образом повлияли следующие факторы: восстановление промышленности от мирового кризиса, связанного с COVID-19; энергетический кризис на фоне ограничения торговли с РФ; проведение политики по регуляции климата в рамках Парижского соглашения; принятие Евросоюзом проекта по трансграничному углеродному регулированию (ТУР).
4. В настоящее время идёт формирование большого числа рынков по торговле разрешений на выбросы углекислого газа во многих крупных странах, таких, например, как Китай, Индия и Бразилия.
Исходя из результатов анализа мирового рынка торговли квот на выброс CO2, можно сделать вывод, что на формирование рынка углеродного регулирования в России, в настоящее время, наибольшее влияние оказывает принятый Евросоюзом проект по трансграничному углеродному регулированию (ТУР), торговые санкции ЕС, а также формирующиеся рынки крупных государств, являющихся экономическими партнёрами России. |
| |
|
|