Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (84), 2022
ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ
Карпова С. В.
зав. экспериментальной лабораторией нейротехнологии в управлении,
профессор департамента логистики и маркетинга
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва),
доктор экономических наук, профессор


Концептуальные основы организации эффективного взаимодействия органов государственной власти, коммерческих и некоммерческих организаций
В статье рассмотрены вопросы развития теории ответственного потребления при системной поддержке государства различных групп населения. Раскрыто практическое развитие теории ответственного потребления со стороны коммерческих организаций. Для рационального комбинирования инструментов развития этой теории выделены отдельные принципы. Формирование ESG-рейтинга российских коммерческих организаций в рамках осуществления государственных социальных программ поддержки различных групп населения в области ответственного потребления должно базироваться на трех основных параметрах: экологических, социальных, управленческих.
Ключевые слова: ответственное потребление, государственные социальные проекты и программы, коммерческие и некоммерческие организации, группы населения, маркировка, ESG-рейтинг
УДК 658.71; ББК 65.41   Стр: 173 - 176

В современных условиях развития российской экономики достаточно актуальной проблемой в рамках ответственного потребления выступает максимизация операционной прибыли коммерческих организаций с учетом стремления к рациональному использованию имеющихся природных и человеческих ресурсов. Следует учесть и тот факт, что соблюдение текущих экологических стандартов подразумевает наличие многообразных подходов, специфичных для каждой страны1 [1, 2].
Тема исследования является достаточно актуальной и важной в связи с изменениями потребительских стандартов и практик среди большинства членов общества. Последствия человеческого «сверхпотребления» приводят к возникновению серьезных проблем социально-экономического и социально-политического характера, к истощению природных ресурсов.
Цель данной статьи состоит в разработке эффективного взаимодействия органов государственной власти, коммерческих и некоммерческих организаций в системе ответственного потребления при реализации государственных социальных проектов и программ поддержки различных групп населения. Предпосылками возникновения концепции ответственного потребительского поведения были экологические движения, социальные движения «добровольной простоты», возникшие еще в 1960-х гг. В табл. 1 представлен анализ определений концепции ответственного потребительского поведения.

Таблица 1
Теоретические подходы к понятию ответственного потребления
АвторОпределение
Srinivas H.«...потребление товаров и услуг, которое оказывает минимальное воздействие на окружающую среду, является социально справедливым и экономически жизнеспособным, удовлетворяя при этом основные потребности и людей во всем мире. Устойчивое потребление охватывает все сектора и страны, от отдельных лиц до правительств и многонациональных конгломератов» [3]
Программа ООН по защите окружающей среды«...эффективное использование ресурсов и расширение тем самым ресурсной базы для удовлетворения потребностей человека» [4]
Gro Harlem Brundtland«...удовлетворение потребностей настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [5]
Дали Г.«...использование возобновляемых ресурсов не должно превышать скорости их регенерации; скорость изъятия невозобновляемых ресурсов не должна превышать темпов производства их возобновляемых заменителей; интенсивность выброса загрязняющих веществ не должна превышать ассимиляционной емкости экосистем» [6]
Колот А.М.«...ответственный потребитель предпочитает ту продукцию, изготовление и потребление которой наносит минимальный вред окружающей среде, не угрожает его здоровью и членам семьи. В потреблении товаров и услуг руководствуется не информацией, навязанной маркетингом, а личными, взвешенными потребностями» [7]
Paek H.J.,
Nelson M.R.
«...благотворное влияние на общество и окружающую среду, минимизация опасных последствий использования ресурсов» [8]
Источник: Составлено автором по [3, 4, 5, 6, 7, 8].

Анализ теоретических подходов позволил выделить объекты, на которые направлена реализация принципов ответственного потребления: государство (органы государственной власти), бизнес (бизнес-сообщества, организации-производители) и общество (общественные институты, человек-потребитель).
Развитие теории ответственного потребления должно быть взаимосвязано с одним из основополагающих его проявлений для коммерческих организаций во взаимодействии с гражданским населением, которое приобрело название корпоративной социальной ответственности (КСО). При этом КСО — ключевое направление воспроизводства и предполагает, что организация добровольно берет на себя дополнительные обязательства перед обществом. Организация должна не только платить налоги, выпускать качественную и безопасную продукцию, но и дополнительно вкладывать в своих работников, окружающую среду, территорию присутствия [9].
Можно выделить три основных аспекта, на которые направлены принципы ответственного потребления: 1) экологический, 2) социальный и 3) этический (рис.1). В практическом развитии теории ответственного потребления заинтересован реальный сектор национальной экономики, а именно бизнес, коммерческие организации, которые постоянно осуществляют изготовление пользующихся спросом продовольственных и непродовольственных товаров. Следовательно, на сегодняшний момент практическое развитие теории ответственного потребления со стороны коммерческих организаций должно быть направлено на решение имеющихся актуальных проблем различных групп населения, таких как:
• проблема социальной безопасности;
• обеспечение достойных условий труда и реальной заработной платы;
• соблюдение принципов экологической безопасности;
• минимизация применения вредных для гражданского населения и природной среды сырья и материалов;
• отсутствие дискриминации среди различных групп населения;
• обеспечение прав сотрудников коммерческих структур.
Рис. 1. Теоретические ас пекты формирования ответственного потребительского поведения

Источник: Составлено автором.
В соответствии с имеющейся российской практикой можно отметить, что теория ответственного потребления может приобрести практическое развитие под влиянием функционирования ассоциаций коммерческих организаций, некоммерческих организаций (НКО) и некоммерческих партнерств (НП), которые активно стали появляться в России в конце XX — нач. XXI вв. Среди наиболее значимой в области маркетинга в России можно выделить НП «Гильдия Маркетологов».
Возникновение подобных ассоциаций и некоммерческих организаций способствует трансформации потребительского поведения и возникновению теории ответственного потребления, а также повышению интенсивности ее институционализации. Тем не менее, в современных условиях ассоциации и некоммерческие организации хотя и играют важную роль во влиянии на ответственное потребление, но принципы социально ответственного потребления уже длительное время остаются неизменными.
Следовательно, для развития теории ответственного потребления нужна активизация деятельности ассоциаций коммерческих организаций и некоммерческих организаций, в рамках которых при взаимодействии с органами государственной власти можно ввести специальную маркировку на продовольственные и непродовольственные товары, изготовленные с учетом теории ответственного потребления. Такая маркировка должна быть на упаковке товаров, например, в форме изображения (рис. 2), что даст возможность ускорения заботы о различных группах населения и изменений в устоявшихся привычках российского общества через ответственное потребление.
Рис. 2. Изображение маркировки, которую возможно ввести на товары, изготовленные с учетом теории ответственного потребления.

Источник: Составлено автором по [10].
В современных российских условиях практическое развитие теории ответственного потребления не приобрело достаточного масштаба, поскольку отсутствуют достаточно эффективные государственные социальные программы, обладающие национальной значимостью.
Проблема взаимодействия бизнеса, государства и отдельных групп населения весьма актуальна и существует уже длительное время. При этом она выступает одним из барьеров создания результативного механизма воздействия государства на бизнес и различные группы населения на формирование направлений ответственного потребления. Таким образом, основополагающую роль в комплексном процессе трансформации потребительского поведения и формировании ответственного потребления могут сыграть органы государственной власти. Исходя из этого, можно утверждать, что коммерческие организации и отдельные группы населения при реализации принципов теории ответственного потребления будут придерживаться нормативных требований, принятых органами государственной власти.
Кроме того, коммерческие организации и гражданское население с институциональной точки зрения являются по отношению друг к другу разнородными участниками развития ответственного потребления, поэтому необходимо формирование комплексного института (общественную организацию), который объединит интересы трех сторон: бизнеса (коммерческих организаций), органов государственной власти и гражданского населения (отдельных групп населения).
В соответствии со степенью развитости отечественных институциональных образований, а также с уровнем доверия гражданского населения и коммерческих организаций к государственным социальным программам нужно систематизировать инструменты развития теории ответственного потребления:
1. Инструменты развития теории ответственного потребления, влияющие на социально ориентированное потребление товаров, а также обеспечивающие производство таких товаров:
• инициация процесса ответственного потребления;
• поддержка инициатив коммерческих организаций;
• сертификация и верификация товаров, процесса их изготовления коммерческими организациями;
• реализация социально ориентированных инвестиций в ответственное потребление.
2. Инструменты развития теории ответственного потребления, способствующие активизации гражданского населения посредством действий органов государственной власти:
• информирование гражданского населения об этапах развития теории ответственного потребления на местах продаж;
• реализация публикаций о развитии теории ответственного потребления;
• введение маркировки на товары, изготовленные с учетом принципов ответственного потребления;
• реализация онлайн- и оффлайн-рассылок с информацией о развитии ответственного потребления (SMS-рассылка, рассылка по электронной почте, в социальных сетях и т.п.).
Приведенные выше инструменты развития теории ответственного потребления можно рационально комбинировать между собой, что может способствовать увеличению результативности механизма управления ответственным потреблением в рамках участия органов государственной власти и гражданского населения. Для того чтобы рационально комбинировать инструменты развития теории ответственного потребления, нужно придерживаться следующих принципов:
1. Минимизация транзакционных затрат, в том числе с учетом отсутствия посредников между коммерческими организациями и различными группами гражданского населения. В данном случае действия органов государственной власти могут быть через поддержку инициатив коммерческих организаций в сертификации и верификации товаров, в процессе изготовления товаров, во введении маркировки на товары, изготовленные с учетом ответственного потребления, в создании публикаций о развитии и трансформации теории ответственного потребления.
2. Устойчивость получения результата в рамках практической реализации теории ответственного потребления, эффективная структуризация гражданского населения на отдельные группы. Этот принцип дает возможность активизировать ответственное потребление гражданского населения, поскольку устойчивость получения результата является приоритетом для различных групп населения. Важным направлением является вовлечение в комплексный процесс взаимодействия бизнеса, государства и гражданского населения всех заинтересованных в развитии теории ответственного потребления индивидов.
Таким образом, существует необходимость улучшения взаимодействия бизнеса, государства и гражданского населения с учетом развития теории ответственного потребления. Деятельность коммерческих организаций должна быть направлена на решение актуальных для гражданского населения проблем, связанных с социальной безопасностью, обеспечение достойных условий труда и реальной заработной платы; соблюдением принципов экологической безопасности; минимизацией применения в производстве товаров вредных для населения и окружающей среды сырья и материалов; отсутствием дискриминации среди различных групп населения; обеспечением прав работников коммерческих организаций. При этом инструментами развития теории ответственного потребления должны стать инструменты, влияющие на социально ориентированное потребление и обеспечивающие производство необходимых товаров, а также способствующие активизации гражданского населения, реализация которых базируется на минимизации транзакционных затрат, устойчивости получения результата, эффективной структуризации населения на отдельные группы с учетом ответственного потребления.
Внедрение в государственные социальные программы ESG-рейтинга коммерческих организаций для поддержки различных групп населения.
В современных условиях тренд на ответственное потребление распространился и на область финансовых вложений, осуществляемых российскими коммерческими организациями. В зарубежных странах органы государственной власти для оценки ответственного потребления внедряют ESG-рейтинг коммерческих организаций — аббревиатуру ESG (Environment Social Governance) можно расшифровать как «экология, социальная политика и корпоративное управление». В широком смысле это устойчивое развитие коммерческой деятельности, которое строится на следующих принципах: ответственное отношение к окружающей среде (Environment); высокая социальная ответственность (Social); высокое качество корпоративного управления (Governance) [11].
ESG-рейтинг позволяет ответить на несколько важных вопросов:
1. В какой степени коммерческие организации на сегодняшний момент несут ответственность по отношению к защите окружающей среды и решению вопросов экологии?
2. Каков уровень корпоративной социальной ответственности коммерческих организаций?
3. Насколько высоко качество существующей внутренней системы управления коммерческих организаций?
Несмотря на то, что в зарубежной практике развития теории ответственного потребления ESG-рейтинг коммерческих организаций выступает весьма популярным явлением, в российской действительности ESG-принципы распространены в минимальной степени, как правило, только на уровне отдельных организаций в отдельных отраслях экономики. Формирование ESG-рейтинга российских коммерческих организаций в рамках осуществления государственных социальных программ поддержки различных групп населения в области ответственного потребления должно базироваться на системе следующих параметров:
1. Экологические параметры включают:
• степень ответственности коммерческих организаций по отношению к окружающей среде;
• уровень эффективности мероприятий коммерческих организаций, направленных на уменьшение нагрузки на внешнюю экологическую обстановку (снижение ущерба).
2. Социальные параметры включают:
• степень ответственности коммерческих организаций по отношению к персоналу;
• степень ответственности коммерческих организаций по отношению к поставщикам;
• степень ответственности коммерческих организаций по отношению к деловым партнерам;
• степень ответственности коммерческих организаций по отношению к потребителям.
3. Управленческие параметры включают:
• прозрачность управленческой, финансовой (бухгалтерской) и других видов отчетности;
• уровень средней начисляемой заработной платы в рамках штатного расписания;
• степень здоровья трудового коллектива;
• степень ответственности топ-менеджмента по отношению к акционерам коммерческих организаций (в случае, если оценивается ESG-рейтинг акционерного общества);
• степень практического использования коммерческими организациями антикоррупционных мер.
Таким образом, финансовые вложения современного российского коммерческого сектора стали одной из сфер практической реализации теории ответственного потребления, что выступает причиной включения дополнительного компонента при реализации государственных социальных программ поддержки различных групп населения — ESG-рейтинга, способствующего пониманию степени ответственности коммерческих организаций по отношению к окружающей среде, уровня социальной ответственности коммерческих организаций, степени качества внутренней системы управления в коммерческих организациях. Формирование ESG-рейтинга коммерческих организаций должно строиться на трех основных параметрах: экологических, социальных и управленческих, которые позволят понять, насколько российский бизнес готов трансформироваться под влиянием теории ответственного потребления.


Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета в 2022 году.

Статья поступила в редакцию 27.08.2022 г.

Список использованных источников:
1. Internal Market, Industry, Enterpreneurship and SMEs // Eroupean Commission. — 2019. [Электронный ресурс] URL: https://ec.europa. eu/info/departments/internal-market-industry-entrepreneurship-and-smes_en (дата обращения: 19.03.2022).
2. SDGs — Agenda 2030 // Council of Europe. Congress of the Council of Europe. — 2020. — URL: https://www.coe.int/ ru/web/congress/sdg (дата обращения 23.03.2022).
3. Srinivas H. Sustainability Concepts: Sustainable consumption / Global Development Research Center., 2015. [Электронный ресурс] URL: http://www.gdrc.org/sustdev/concepts/22-s-consume.html (дата обращения: 20.03.2022).
4. UNEP 2009 annual report. — 2009. [Электронный ресурс] URL: https://www.unenvironment.org/resources/annual-report/unep-2009-annual-report (дата обращения: 24.03.2022).
5. Устойчивое развитие: вызовы и возможности: сборник научных статей / Под ред. Е.В. Викторовой. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2020 — 333 с.
6. Основные положения стратегии устойчивого развития России / Под ред. А.М. Шелехова. — М., 2002. — 161 с.
7. Социальная ответственность: теория и практика развития: монография / Под ред. А.М. Колота. — К.: КНЭУ, 2012. — 501 с.
8. Paek H.J., Nelson M.R. To Buy or Not to Buy: Determinants of Socially Responsible Consumer Behavior and Consumer Reactions to Cause-Related and Boycotting. // Journal of Current Issues & Research in Advertising. — 2012. — Vol. 31(2). — P. 75–90.
9. КСО. Подробнее на РБК: https://trends.rbc.ru/trends/social/cmrm/617f98159a 79474f5e6c60b1 (дата обращения: 22.07.2022).
10. Кащеев О.В., Усик С.П., Вингерт А.И. Ответственное потребление как новая парадигма культуры современного общества. // Вестник славянских культур. — 2021. — №61. — С. 127–135.
11. ESG-принципы: что это такое и зачем компаниям их соблюдать. Подробнее на РБК: https://trends.rbc.ru/trends/green/614b224f9a7947699655a435 (дата обращения: 22.08.2022).

Сноски 
1 В 2009 г. ООН принята программа по защите окружающей среды в развивающихся странах. Для развитых стран делается акцент на сокращении использования энергии и материалов, по средствам трансформации потребительского поведения в сторону осознанного, рационального потребления [1]. В 2013 г. странами ЕС принята Повестка до 2030 г. где сформулированы принципы внедрения концепции устойчивого развития [2]. В 2015 г. ООН разработал 17 целей устойчивого развития (ЦУР), принятые 193 странами мира, в т.ч. РФ.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия