Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (84), 2022
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Кучумов А. В.
доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук

Печерица Е. В.
доцент кафедры экономической безопасности
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат социологических наук

Волошинова М. В.
доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук


Проблемы взаимодействия субъектов и объектов управления при внедрении социальных роботов в сфере услуг
В статье рассматриваются возможности внедрения социальных роботов в деятельность предприятий сферы услуг. Целью данного исследования является анализ современной научной литературы, посвященной проблемам понимания намерений и ожиданий пользователей роботизированных технологий в сфере услуг. Сделан вывод о том, что в большинстве современных научных исследований признается, что при использовании социальных роботов в сфере услуг между ними и другими субъектами (пенсионерами, детьми, маломобильными гражданами и т.д.) происходит некое совместное создание потребительской ценности, хотя потенциальный риск совместного уничтожения потребительской ценности в значительной степени игнорируется.
Ключевые слова: сфера услуг, робототехника, социальные роботы, эмоциональный интеллект, эмпатия, компетенции
УДК 316.422.42; ББК 60.54   Стр: 164 - 168

Социальные роботы, то есть специализированные на взаимодействие с человеком, представляют собой полностью или частично автоматизированные технологии, которые вместе с людьми создают ценность благодаря своим социальным функциям, представляют собой быстро растущий элемент сферы услуг, где они выполняют передовые задачи. В настоящее время роботы переместились из промышленных условий (например, заводов и фабрик) в общественные (например, розничную торговлю, гостиничный бизнес и здравоохранение) и частные дома. Современные роботы больше не изолированы в контролируемой среде и должны работать в хаотических, потенциально сложных человеческих взаимодействиях, часто с несколькими заинтересованными сторонами. Социальный робот, подтип роботов, предназначенный для различных интерактивных услуг для человека, который должен обеспечивать превосходный пользовательский опыт, выражая похожее на человека социальное поведение или обслуживание и эмоциональную чувствительность.
Внедрение в практику социальных роботов происходит в связи с попытками обеспечения высокого качества обслуживания клиентов [1,2], но эйфорические прогнозы в отраслевых отчетах [3] противоречат разочарованиям, возникающим в реальной жизни [4].
Использование социальных роботов происходит в различных видах сферы услуг, в том числе в услугах, оказываемых на дому [5], гостеприимстве [6, 7], развлечения [8], здравоохранение [9] и др.
Большинство стран сталкиваются с проблемами, связанными со старением населения [10], и ожидается, что к 2070 году потребительский сегмент людей в возрасте 60 лет и старше увеличится более чем вдвое [11]. Рост в этом сегменте имеет серьезные последствия для здравоохранения, рынка труда и финансовых рынков. Социальные роботы могут помочь решить некоторые проблемы в этих условиях обслуживания, такие как нехватка персонала по уходу за пожилыми людьми, особенно если роботы могут поддерживать и демонстрировать поведение, подобное человеческому, в результате разработки и проектирования сложных систем, которые могут выражать эмоциональную чувствительность и участвовать в обучении на основе искусственного интеллекта (ИИ) [3, 12]. Например, в разрабатываемых сценариях ухода за пожилыми людьми ожидается, что социальные роботы будут взаимодействовать с пациентами, родственниками и опекунами по-человечески, используя определенные сервисные функции, включая обнаружение падений, когнитивные игры, личные чаты и осуществлять мотивацию пожилых людей и маломобильных групп населения. Таким образом, разработка технологий будущего, которые позволят социальным роботам повышать качество жизни потребителей, представляет собой один из приоритетов в развитии робототехники [13].
Изобилие социальных роботов в сфере услуг создает потребность в поиске способов совместного созидания [14], например, путем проведения исследований взаимодействий между субъектами услуг и социальными роботами [15], т.е. разработчики услуг должны понимать намерения и ожидания пользователей роботизированных технологий.
Анализ социального познания может показать, как субъекты сферы услуг воспринимают своих человекоподобных помощников с точки зрения двух всеобъемлющих аспектов, возникающих во время социальных взаимодействий: компетентность (т.е. умение или эффективность) и теплота человеческого общения [16].
Во взаимодействиях между людьми интерпретация психологических состояний других (например, намерений, аффективных состояний, убеждений и потребностей) позволяет людям существовать как социальным агентам [17]. Ментализация или определение психологических состояний других людей для интерпретации и предвосхищения их действий [18] является важнейшим компонентом социальной жизни. Различные элементы и процессы социального взаимодействия (например, речь, мимика, взгляд и положение тела) позволяют людям делать выводы и формируют их социальное познание [19]. Согласно [20], люди понимают механизм объяснения причин поведения другого человека, оценивая способность других ощущать и чувствовать, планировать и действовать. Взаимодействуя друг с другом, люди стремятся определить, является ли другой человек «другом или врагом» (измерение теплоты) и способен ли другой человек действовать в соответствии с его дружественными или враждебными намерениями (измерение компетентности). Способности чувствовать и поступать таким образом являются универсальными измерениями социального познания. Люди обычно приписывают разум другим людям, обнаруживая социальные сигналы, указывающие на способность другого человека воспринимать, чувствовать и намереваться [16].
В настоящее время все больше ученых считают, что разум также может быть приписан компьютерам, гаджетам и роботам [21, 22], особенно если их характеристики вызывают восприятие интенциональности. Еще в 1996 году ученые Ривз и Насс в своем исследовании [23] обнаружили, что люди автоматически относятся к компьютерам как к социальным существам. Более того, передовые технологии, имитирующие внешность и поведение человека, позволяют таким нечеловеческим агентам демонстрировать убедительную смесь компетентности, теплоты и интенциональности.
Повышенное ощущение того, что технологии обладают «собственным разумом», имеет важные последствия для проектирования роботов, указывая на актуальность роботов, демонстрирующих человеческий разум в дополнение к человеческой внешности. Исследования взаимодействия человека и робота также предполагают, что человекоподобные сервисные роботы предлагают потенциально значимый контекст для изучения человеческого социального познания [24, 25, 37]. То есть механизмы социального познания могут активироваться, когда люди сталкиваются с когнитивно и аффективно одаренными социальными роботами, так что они оценивают этих социальных партнеров, несмотря на их статус нечеловеческих акторов, по их теплоте (дружелюбию, доброте и заботе) и компетенции (эффективность, навыки и уверенность) [38].
Первоначально в литературе по робототехнике особое внимание уделялось развитию черт компетентности путем модернизации когнитивных ресурсов роботов и улучшения их функциональных возможностей. В последнее время исследования робототехники все чаще признают важность «теплоты», возникающей в результате в том числе зрительных контактов или общения. Как минимум два сегмента пользователей (дети и пожилые люди) могут иметь более сильную тенденцию к антропоморфизации социальных роботов, что имеет важные последствия для будущих разработок роботов. Поэтому неудивительно, что в описаниях конструкций роботов особое внимание уделяется их применению в здравоохранении и уходе за пожилыми людьми.
В литературе по социальной робототехнике чаще всего встречаются четыре характеристики конструкции роботов.
Воплощение. Основное внимание уделяется физически воплощенным роботам с трехмерными физическими телами, а не виртуальным аватарам или агентам искусственного интеллекта (ИИ), видимым только на экране [26].
Морфология. Физические тела социальных роботов могут принимать различные формы, от машиноподобных до человекоподобных [27]. 20 лет назад ученые [28] предложили четыре типа морфологии роботов, а именно:
антропоморфный (человекоподобный),
зооморфный (животноподобный),
карикатурный (мультяшный)
функциональный (внешний вид, указывающий на основную функциональность робота).
Морфология тесно связана с реализмом. В работе [26] доказано, что чем более человекоподобным является робот (внешний вид, выражения и движения), тем сильнее близость человека-наблюдателя к этому роботу, но до определенного момента, после которого, когда сходство робота с человеком становится слишком большим, люди-наблюдатели ощущают зловещее и сильное отвращение к роботу.
Автономия. Измеряет степень человеческого вмешательства и поддержки, необходимой для правильного функционирования робота. Уровни автономии могут варьироваться от нулевой, например, когда люди дистанционно управляют роботом посредством телеопераций, до полной автономии, когда роботы функционируют без какого-либо прямого участия человека. Автономные роботы должны быть наделены возможностями навигации, восприятия, речи, принятия решений, самообслуживания и ремонта. Но пока такого уровня автономии трудно достичь с помощью современных технологий. Социальные роботы в сфере услуг должны функционировать полностью автономно, чтобы полностью раскрыть потенциал своих аффективных и когнитивных ценностных предложений.
Вспомогательная роль. Относится к назначению и основным задачам сервисного робота. В контексте ухода за пожилыми людьми широкий спектр потенциальных ролей роботов в широком смысле относится к физической, психосоциальной и когнитивной помощи. Роботы, оказывающие физическую помощь, включают реабилитационных роботов и экзоскелеты (устройство, предназначенное для восполнения утраченных функций, увеличения силы мышц человека и расширения амплитуды движений). Например, робот-медведь поднимает и переносит лежачих или физически слабых пациентов [29]. Роботы, предлагающие психосоциальную помощь, в первую очередь удовлетворяют эмоциональные, психологические и социальные потребности пациентов в роли компаньона или общительного партнера, предлагая связь на более эмоциональном уровне. Робот-тюлень-компаньон Паро может помочь облегчить симптомы одиночества и депрессии благодаря своей эмоциональной поддержке [30]. Наконец, роботы, которые обеспечивают когнитивную помощь, напоминают пожилым пациентам о повседневной деятельности, лекарствах и запланированных встречах, а также следят за их общим состоянием здоровья, например, социальный робот Райан заботится о нуждах пожилых людей с деменцией или когнитивными нарушениями [31].
Существующие типологии социальных роботов определяют позиционирование социальных роботов по отношению к человеку.
В табл. 1 представлен обзор существующей литературы по социальным роботам в сфере услуг.
В табл. 1 указано, в каких статьях авторы уделяли внимание социальным познаниям в области эмоционального интеллекта роботов и их компетенциям. Кроме того, в таблице показано, в каких статьях авторы рассматривали внедрение социальных роботов с точки зрения создания ими дополнительной ценности для клиентов и владельцев предприятий сферы услуг, а также с точки зрения создания социальными роботами возможных угроз, как для клиентов, так и для работников.

Таблица 1
Основные вопросы, рассматриваемые в современной научной литературе, посвященной социальным роботам в сфере услуг
Научное исследованиеконцентрация внимания на эмоциональном интеллекте социальных роботовконцентрация внимания на компетенциях социальных роботовценностьугрозы
Зильберман Н.Н. (2013) [39]социальный робот должен быть максимально приближен по своему поведению к человекубытовые роботы не могут быть отнесены к социальным группам роботов–ассистентов, выполняющих узкопрофессиональные функции роботов- компаньонов или роботов-аниматоров  
Fan, A., Wu, L. and Mattila, A.S. (2016) [6]роботы могут обладать человеческими чертами, такими как тепло, в результате антропоморфизма   
Khaksar, S.M.S., Shahmehr, F.S., Khosla, R. and Chu, M.T. (2017) [35]роботы, созданные для эмоционального взаимодействия пожилые люди воспринимают ценность совместного творчества с социальными роботами 
Marinova, D., de Ruyter, K., Huang, M.H., Meuter, M.L. and Challagalla, G. (2017) [36]роботы, которые могут избежать личных колебаний настроения и улучшают социальное взаимодействиеу роботов в перспективе хорошая эпистемология, то есть более точные суждения о внешнем мире и меньше ошибокроботы заменяют или дополняют рядовых сотрудников, чтобы совместно производить добавленную стоимость как для сотрудников, так и для клиентов 
Rafaeli, A., Altman, D., Gremler, D.D., Huang, M.H., Grewal, D., Iyer, B., Parasuraman, A. and de Ruyter, K. (2017) [7]эмоциональные компетенции роботов выше, чем у персонала, например, роботы не реагируют на плохие новостироботы, заменяющие рядовых сотрудников, могут обладать как теплотой, так и компетенциямипоследующие исследования нуждаются в разработке психологических механизмов, которые способствовали бы переносу технологической функциональности на привлекательность для покупателей 
Bolton, R.N., McColl-Kennedy, J.R., Cheung, L., Gallan, A., Orsingher, C., Witell, L. and Zaki, M. (2018), [32]роботы, способные демонстрировать естественные социальные качества, такие как объятия;
роботы не могут демонстрировать эмпатию, но можно сделать отображение эмпатии на дисплее
приведен пример Икеи, где предлагаются роботы для сборки мебели без участия человекароботы рассматриваются как сервисная инновация, которая привносит добавленную стоимость услуги, существует необходимость для интеграции теоретических знаний в сфере психологии, социологии и цифровизациисуществуют противоречия, которые, если их не устранить, могут препятствовать созданию условий, необходимых для совместного создания ценности между роботами и другими участниками сети.
Čaić, M., Odekerken-Schröder, G. and Mahr, D. (2018) [12]роботы могут выполнять функции психологической поддержкироботы помогают с помощью своих компетенцийроботы имеют созидательный потенциал (облегчают работу)роботы имеют деструктивный потенциал (лишают людей работы)
Huang, M.H. and Rust, R.T. (2018) [33]у роботов есть потенциал к обладанию эмоциональным интеллектому роботов есть потенциал к обладанию аналитическим интеллектом  
Keating, B.W., McColl-Kennedy, J.R. and Solnet, D. (2018) [34]у роботов нет эмоционального интеллекта, только искусственные запрограммированные эмоции исследования в сфере сервиса в основном сосредоточены на гуманистическом подходе и практически не уделяют внимания технологиям 
Гасумова С.Е., Портер Л. (2019) [40]робот тюлень, оказывающий успокоительный эффект;
робот-младенец, не умеющий ходить для того, чтобы вызывать умиление;
робот промобот — администратор зала, рассказывающий посетителям про услуги компании
  влияние роботов на рынок труда, невозможность полностью удовлетворить эмоциональные потребности человека работами, кто должен нести ответственность за потенциальный вред, нанесенный роботами
Брындин Е.Г. (2019). [41]если человек известен роботу, то система робота настраивается на речевой словарь собеседника.робот имеет систему распознавания собеседника, речевого ввода информационных потребностей, реализации информационных потребностейробот-гид, робот -администратор отеля, робот-продавец аптек, робот-бармен, робот-охранник 
Источник: составлено авторами на базе [6, 7, 12, 32, 33, 34, 35, 36, 39, 40, 41, 42]

Из данных табл.1 видно, что тематика внедрения социальных роботов в сфере услуг является новой темой в научной литературе, так как первое исследование, по данной теме появилось в 2013 году. С тех пор социальные роботы все чаще появляются в научной литературе, посвященной теме сферы услуг, чтобы проиллюстрировать роль искусственного интеллекта [33] или определить направления исследований [7, 40]. Интересно отметить, что большинство исследований носят концептуальный характер. Относительно мало представленных эмпирических данных, что типично для новой темы. В большинстве статей подчеркивались достижения в области робототехники для использования социальных роботов в качестве рядовых сотрудников, но лишь в нескольких исследованиях явно подчеркивалась необходимость в использовании социальных роботов в уходе за пожилыми и маломобильными людьми [12, 35].
Анализ таблицы показывает, что 7 из 11 исследований касаются роли социальных роботов в создании потребительской ценности или в совместном с людьми создании потребительской ценности. Только в трех исследованиях признается потенциальная угроза от внедрения роботов в сфере услуг.
В работах [7, 32] авторы признали, что необходимы дальнейшие исследования для комплексного теоретического взгляда на то, как совместное создание потребительской ценности происходит внутри и за пределами цифровой, физической и социальной сфер.
Подводя итог, можно утверждать, что проанализированные исследования признали роль аффективных и функциональных способностей робота, не ссылаясь явно на теорию социального познания. Кроме того, обзор литературы показывает, что в большинстве этих исследований признается, что при использовании социальных роботов в сфере услуг между ними и другими субъектами (пенсионерами, детьми, маломобильными гражданами и т.д.) происходит совместное создание потребительской ценности.


Статья поступила в редакцию 15.08.2022 г.

Список использованных источников:
1. Mende, M., Scott, M.L., van Doorn, J., Shanks, I. and Grewal, D. (2017), “Service robots rising: how humanoid robots influence service experiences and food consumption”, Marketing Science Institute Working Paper Series 2017, Report No. 17–125.
2. Van Doorn, J., Mende, M., Noble, S.M., Hulland, J., Ostrom, A.L., Grewal, D. and Petersen, J.A. (2017), “Domo arigato Mr Roboto: emergence of automated social presence in organizational frontlines and customers’ service experiences”, Journal of Service Research, Vol. 20 No. 1, pp. 43–58.
3. KPMG (2016), Social Robots: 2016’s New Breed of Social Robots Is Ready to Enter Your World, KPMG Advisory N.V, Arnhem.
4. Интеллектуальные системы в науке и технике. Искусственный интеллект в решении актуальных социальных и экономических проблем XXI века: сб. ст. по материалам Междунар. конф. «Интеллектуальные системы в науке и технике» и Шестой всерос. науч.-практ. конф. «Искусственный интеллект в решении актуальных социальных и экономических проблем ХХI века», Пермь, 12–18 окт. 2020 г. / Перм. гос. нац. исслед. ун-т [и др.]; ред. Л.Н. Ясницкий. — Электрон. дан. (16,7 Мб). — Пермь: ПГНИУ, 2020. — 654 с.
5. Young, J.E., Hawkins, R., Sharlin, E. and Igarashi, T. (2009), “Toward acceptable domestic robots: applying insights from social psychology”, International Journal of Social Robotics, Vol. 1 No. 1, pp. 95–108.
6. Fan, A., Wu, L. and Mattila, A.S. (2016), “Does anthropomorphism influence customers’ switching intentions in the self-service technology failure context?”, Journal of Services Marketing, Vol. 30 No. 7, pp. 713–723.
7. Rafaeli, A., Altman, D., Gremler, D.D., Huang, M.H., Grewal, D., Iyer, B., Parasuraman, A. and de Ruyter, K. (2017), “The future of frontline research: invited commentaries”, Journal of Service Research, Vol. 20 No. 1, pp. 91–99.
8. Green, T., Hartley, N. and Gillespie, N. (2016), “Service provider’s experiences of service separation: the case of telehealth”, Journal of Service Research, Vol. 19 No. 4, pp. 477–494.
9. Robinson, H., MacDonald, B. and Broadbent, E. (2014), “The role of healthcare robots for older people at home: a review”, International Journal of Social Robotics, Vol. 6 No. 4, pp. 575–591.
10. United Nations (2017), “World population prospects: key findings & advance tables”, available at: https://esa.un.org/unpd/wpp/publications/Files/WPP2017_KeyFindings.pdf (дата обращения 29.10.2022).
11. European Commission (2018), “The 2018 ageing report: underlying assumptions & projections”, available at: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/economy-finance/ip065_en.pdf (дата обращения 29.10.2022).
12. Čaić, M., Odekerken-Schröder, G. and Mahr, D. (2018), “Service robots: value co-creation and co-destruction in elderly care networks”, Journal of Service Management, Vol. 29 No. 2, pp. 178–205.
13. Ransbotham, S., Kiron, D., Gerbert, P. and Reeves, M. (2017), “Reshaping business with artificial intelligence: closing the gap between ambition and action”, MIT Sloan Management Review, available at: http://sloanreview.mit.edu/projects/reshaping-business-with-artificial-intelligence/ (дата обращения 07.11.2022).
14. Marketing Science Institute (2018), “Research priorities 2018–2020”, Marketing Science Institute, Cambridge, available at: www.msi.org/uploads/articles/MSI_RP18–20.pdf (дата обращения 07.11.2022).
15. Grönroos, C. and Gummerus, J. (2014), “The service revolution and its marketing implications: service logic vs service-dominant logic”, Managing Service Quality: An International Journal, Vol. 24 No. 3, pp. 206–229.
16. Meltzoff, A.N. (2007), “Like me’: a foundation for social cognition”, Developmental Science, Vol. 10 No. 1, pp. 126–134.
17. Frith, C.D. and Frith, U. (2007), “Social cognition in humans”, Current Biology, Vol. 17 No. 16, pp. R724-R732.
18. Frith, C.D. and Frith, U. (2012), “Mechanisms of social cognition”, Annual Review of Psychology, Vol. 63, pp. 287–313.
19. Adolphs, R. (1999), “Social cognition and the human brain”, Trends in Cognitive Sciences, Vol. 3 No. 12, pp. 469–479.
20. Gray, H.M., Gray, K. and Wegner, D.M. (2007), “Dimensions of mind perception”, Science (New York, N.Y.), Vol. 315 No. 5812, p. 619.
21. Abubshait, A. and Wiese, E. (2017), “You look human, but act like a machine: agent appearance and behavior modulate different aspects of human–robot interaction”, Frontiers in Psychology, Vol. 8, pp. 1393, doi: 10.3389/fpsyg.2017.01393. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2017.01393/full (дата обращения 07.11.2022).
22. Waytz, A., Heafner, J. and Epley, N. (2014), “The mind in the machine: anthropomorphism increases trust in an autonomous vehicle”, Journal of Experimental Social Psychology, Vol. 52, pp. 113–117.
23. Reeves, B. and Nass, C.I. (1996), The Media Equation: How People Treat Computers, Television, and New Media like Real People and Places, Cambridge university press, New York, NY.
24. Wiese, E., Metta, G. and Wykowska, A. (2017), “Robots as intentional agents: using neuroscientific methods to make robots appear more social”, Frontiers in Psychology, Vol. 8, Article 1663. URL: https://www.researchgate.net/publication/320198276_Robots_As_Intentional_Agents_Using_Neuroscientific_Methods_to_Make_Robots_Appear_More_Social (дата обращения 07.11.2022).
25. Wykowska, A., Chaminade, T. and Cheng, G. (2016), “Embodied artificial agents for understanding human social cognition”, Philosophical Transactions of the Royal Society B, Vol. 371 No. 1693. URL: https://royalsocietypublishing.org/doi/full/10.1098/rstb.2015.0375 (дата обращения 07.11.2022).
26. Paauwe, R.A., Hoorn, J.F., Konijn, E.A. and Keyson, D.V. (2015), “Designing robot embodiments for social interaction: affordances topple realism and aesthetics”, International Journal of Social Robotics, Vol. 7 No. 5, pp. 697–708.
27. Lee, H.R., Šabanović, S. and Stolterman, E. (2016), “How humanlike should a social robot be: a user-centered exploration”, 2016 AAAI Spring Symposium Series. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/How-Humanlike-Should-a-Social-Robot-Be%3A-A-Lee-%C5%A0abanovi%C4%87/e73e96c523c983189e04fdf18ae7f0119f4f8885 (дата обращения 07.11.2022).
28. Fong, T., Nourbakhsh, I. and Dautenhahn, K. (2003), “A survey of socially interactive robots”, Robotics and Autonomous Systems, Vol. 42 Nos 3/4, pp. 143–166.
29. Валагин А.В Японии создан робот-медведь для переноски стариков. URL: https://rg.ru/2015/02/27/robear-site.html (дата обращения 07.11.2022).
30. Знакомьтесь, Паро — робот, разработанный для помощи пожилым людям. URL: https://robogeek.ru/bytovye-roboty/paro-robot-razrabotannyi-dlya-pomoschi-pozhilym-lyudyam# (дата обращения 07.11.2022).
31. Робот с эмоциональным интеллектом поработал сиделкой. URL: https://www.vokrugsveta.ru/articles/robot-s-emocionalnym-intellektom-porabotal-sidelkoi-id717619/?ysclid=la6nt14ku7805490401 (дата обращения 07.11.2022).
32. Bolton, R.N., McColl-Kennedy, J.R., Cheung, L., Gallan, A., Orsingher, C., Witell, L. and Zaki, M. (2018), “Customer experience challenges: bringing together digital, physical and social realms”, Journal of Service Management, Vol. 29 No. 5, pp. 776–808.
33. Huang, M.H. and Rust, R.T. (2018), “Artificial intelligence in service”, Journal of Service Research, Vol. 21 No. 2, pp. 155–172.
34. Keating, B.W., McColl-Kennedy, J.R. and Solnet, D. (2018), “Theorizing beyond the horizon: service research in 2050”, Journal of Service Management, Vol. 29 No. 5, pp. 766–775.
35. Khaksar, S.M.S., Shahmehr, F.S., Khosla, R. and Chu, M.T. (2017) [35], “Dynamic capabilities in aged care service innovation: the role of social assistive technologies and consumer-directed care strategy”, Journal of Services Marketing, Vol. 31 No. 7, pp. 745–759.
36. Marinova, D., de Ruyter, K., Huang, M.H., Meuter, M.L. and Challagalla, G. (2017), “Getting smart: learning from technology-empowered frontline interactions”, Journal of Service Research, Vol. 20 No. 1, pp. 29–42.
37. Singh, J., Brady, M., Arnold, T. and Brown, T. (2017), “The emergent field of organizational frontlines”, Journal of Service Research, Vol. 20 No. 1, pp. 3–11.
38. Wirtz, J., Patterson, P., Kunz, W., Gruber, T., Lu, V.N., Paluch, S. and Martins, A. (2018), “Brave new world: service robots in the frontline”, Journal of Service Management, Vol. 29. No. 5, pp. 907–931.
39. Зильберман Н.Н. Социальные роботы-помощники на производстве // Гуманитарная информатика. — 2013. — № 7. — С. 66–71.
40. Гасумова С.Е., Портер Л. Роботизация социальной сферы. Социология науки и технологий. — 2019. Т.10. — № 1. — С. 79–94.
41. Брындин Е.Г. (2019) Умные когнитивные мобильные социальные роботы для развития регионального сервиса // Россия: Тенденции и перспективы развития: Ежегодник / Институт научной информации по общественным наукам РАН, Отдел научного сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. 2019. — С. 399–407.
42. Čaić, M., Mahr, D. and Oderkerken-Schröder, G. (2019), «Value of social robots in services: social cognition perspective», Journal of Services Marketing, Vol. 33 No. 4, pp. 463–478.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия