Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (84), 2022
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Чуракова И. Ю.
доцент департамента финансов Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики» (г. Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук

Ичкитидзе Ю. Р.
руководитель департамента финансов Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики» (г. Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук

Зорина К. С.
магистрант Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики» (г. Санкт-Петербург)


Показатели устойчивого развития малых предприятий в Санкт-Петербурге
Роль небольших предприятий (МСП) в развитых и развивающихся странах значительна, а их «рождаемость» и «смертность» является важным индикатором делового климата. Большинство отечественных исследований сосредоточено на изучении МСП в целом по стране, однако, в России существует существенное расслоение малого бизнеса по уровням эффективности использования ресурсов. Данная работа сосредоточена на выявлении факторов устойчивого развития малых (и микро) предприятий в Санкт-Петербурге. Этот сектор обладает существенным своеобразием: быстрое изменение показателей объема полученной выручки (например, в среднем доля микро-предприятий в полученной выручке выросла за изучаемый период, с минимальной доли 8% в 2008 г. до максимальной доли 28% в 2021 г.), замещение значительного числа рабочих мест и рентабельность, существенно превышающая аналогичный показатель для крупных и средних компаний. Авторы считают, что одним из самых важных факторов роста данного сектора является существование специальных налоговых режимов.
Ключевые слова: малое предпринимательство, малый и средний бизнес (МСП), региональная экономика, Санкт-Петербург, факторы роста рентабельности МСП
УДК 334.72; ББК 65.290.31   Стр: 98 - 103

Введение. Субъектами предпринимательской деятельности в России являются, в том числе, предприятия малого и среднего бизнеса (МСП). Проблемам малого предпринимательства, его месту и роли в экономике посвящено большое количество исследований как отечественных [1; 2], так и зарубежных авторов [10]. Роль небольших предприятий в развитых и развивающихся странах значительна, а их «рождаемость» и «смертность» является важным индикатором делового климата. Например, в Индии малый бизнес производит 90% единиц промышленной продукции и 40% валовой добавленной стоимости в стране, создавая 6.7 млн. рабочих мест [10]. По данным Росстата, в последние годы 10–20% ВВП России создается предприятиями малого и среднего бизнеса. Развитие этого сектора является важным направлением, так как в определенной степени может стимулировать экономику. В разных странах МСП определяются по-разному с точки зрения капитала, выручки и других показателей (характеристики по российскому законодательству будут рассмотрены ниже), но для всех МСП характерны одни и те же типичные моменты, лежащие в области структуры, собственности и управления, культуры труда, процедур [9]. Процессы и процедуры в МСП обычно характеризуются неформальными и даже неясными правилами и процедурами и низкой степенью стандартизации и формализации. Если говорить о деловой культуре, то она обычно находится под влиянием менеджеров, органична и изменчива [5]. Это позволяет малому бизнесу быстро перемещаться из невыгодных ниш в более прибыльные, но и представляет немалую угрозу выживаемости самих компаний. Малые и средние предприятия имеют решающее значение для большинства развитых и развивающихся экономик. Они представляют собой основной генератор экономической активности и крупнейшую группу работодателей в частном секторе [6]. В то же время все они сталкиваются с растущим давлением, требующим повышения эффективности их деятельности и способности противостоять глобальной конкуренции. Именно поэтому развитие МСП является важным индикатором развития экономики страны.
Большинство отечественных исследований сосредоточено на изучении МСП в целом по стране, однако, в России имеется существенное расслоение малого бизнеса по уровням эффективности использования ресурсов, в первую очередь, капитала и труда [3]. Данное исследование было проведено на основе изучения количественных показателей деятельности МСП в Санкт-Петербурге, а также факторов, характеризующих особенности данного региона.
Целью настоящей работы стало выявление характеристик МСП Санкт-Петербурга, являющихся качественными драйверами увеличения численности МСП в регионе (как косвенная характеристика оживления делового климата). Исследование выполнено с опорой на методы статистического анализа данных официальной статистики (Росстат, Федеральная налоговая служба) и данных альтернативной (бизнес) статистики (СПАРК-Интерфакс), проведенного авторами исследования в формате фокус-группы, современных методов обработки и прогнозирования данных, методов кабинетного анализа научной литературы.

Развитие малого бизнеса в России и г. Санкт-Петербурге. В разных странах действуют различные границы малого предпринимательства, основанные на численности работающих и объеме выручки. Классификация предприятий в России установлена Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (табл. 1).

Таблица 1
Классификация предприятий по размеру выручки и численности работников
ИндикаторМикро- предприятияМалые предприятияСредние предприятия
Средняя численность работниковдо 15 человек включительнодо 100 человек включительноот 100 до 250 человек включительно
Выручка от реализации товаров и услуг за предшествующий год без учета НДС (после 2016 года)*не более 120 млн рублейне более 800 млн рублейне более 2 млрд рублей
Выручка от реализации товаров и услуг за предшествующий год без учета НДС (до 2015 года)не более 60 млн рублейне более 400 млн рублейне более 1 млрд рублей
* Предельные значения полученного дохода были изменены постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016 года № 265
Источник: официальный сайт ФНС.

Рассмотрим некоторые итоги деятельности малых предприятий в регионе за период с 2008 по 2021 гг. по данным отечественной статистики. Структура МСП в разрезе размеров позволит оценить общий тренд и предпочтительность в ведении предприятий. Каждый из существующих размеров (микро, малые и средние) обладает своими преимуществами. Согласно данным, распределение МСП по количеству менялась с течением времени следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Структура МСП по размерам в динамике
Источник: Сборник «Малое и среднее предпринимательство в России», ФНС, 2021.

На протяжении всего анализируемого периода, с 2008 по 2019 гг., по количеству микропредприятия составляли значительную часть от общего числа всех МСП. В среднем их доля составляла 90,2%, минимальная доля была 87,4%, а максимальная 93,4%. Максимальное число пришлось на 2016 год и составило 219 611, минимальное число существующих малых предприятий пришлось на 2010 год (105 848 предприятий). Однако, явные отклонения от общей тенденции, которые наблюдаются в 2010 и 2015 годах могут быть связаны с проведением в те же годы сплошного наблюдения, поэтому данные предоставляются не по фактическим сведениям, а рассчитываются примерно.
Также, согласно данным Росстата, в течение анализируемого периода малые предприятия занимали вторую по величине долю, которая составляла от 6,3% до 12,1%, в среднем микропредприятия по количеству составляли 9,3%. Минимальное значение было достигнуто в 2019 г. - 13193 микропредприятия, а максимальное число в 2017 году. Используемые данные также свидетельствуют об отклонениях от общего тренда в 2010 и в 2015 гг., что, как и в случае микропредприятий, может быть вызвано проведением сплошного исследования в те же годы.
На основе данных, доступных на портале Росстат, была также построена динамика структуры МСП по объему выпускаемой продукции. Показатель включает в себя стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, а также выручка от продажи приобретенных на стороне товаров (без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей). На графике (рис.2) изображена структура предприятий согласно выпускаемому объему, добавлены значения суммарного объема выпускаемой продукции.
Рис. 2. Структура МСП по объему выпускаемой продукции, млрд. руб.
Источник: Сборник «Малое и среднее предпринимательство в России», ФНС, 2021.

При анализе размерной структуры МСП на основе выпускаемого объема продукции были сделаны следующие выводы относительно существующих трендов и показателей.
Во-первых, доля малых предприятий в случае анализа структуры выпускаемой продукции составляет наибольшую долю из всех изучаемых предприятий. Их часть от общего объема составляла в разные года от 19% в 2016 г. до 37% в 2009 г. Однако, в денежном выражении наибольший и наименьший результаты были достигнуты в другие годы, наименьший показатель был в 2009 г., объем продукции, произведенной малыми предприятиями, составил 971 300 млн. руб., наибольший показатель, 2 731 209 млн. руб., был зафиксирован в 2015 г.
Во-вторых, в среднем доля микро-предприятий выросла, за изучаемый период, с минимальной доли 8% в 2008 г. до максимальной доли 28% в 2021 г. В денежном выражении тенденция аналогична. В 2008 году объем составлял 234 500 млн. руб., в 2021 г. 3 368 960 млн. руб.
На графике (рис. 3) представлена суммарная численность сотрудников, которые заняты в МСП разных размеров. Лидерами по числу занятых в разные годы являлись малые и микропредприятия. Однако, в последние изучаемые годы - с 2016 г. малые предприятия имеют положительный тренд, с каждым годом число занятых в малых предприятиях возрастает, за 5 лет рост составил 23%. Микропредприятия, наоборот, имеют явный нисходящий тренд, с 2015 г. количество занятых в таких предприятиях сокращается с каждым годом, общее сокращение составляет 21%.
Рис. 3. Динамика среднесписочной численности сотрудников МСП
Источник: Сборник «Малое и среднее предпринимательство в России», ФНС, 2021.

Среднее значение заработной платы сотрудников малого бизнеса по всем отраслям в 2019 г. составляло 37 240 руб., оно увеличилось на 40% с 2017 г. Более того, работники микропредприятий имели наименьшую среднемесячную начисленную заработную плату.
В 2019 г. наибольшая среднемесячная зарплата была начислена работникам компаний, занимающимся обеспечением электрической энергией (50 358 руб.). Наименьшая среднемесячная зарплата была начислена в отрасли сельского и лесного хозяйства (28 070 руб.). В 2017 г. наблюдался резкий рост показателя в микропредриятиях, занимающихся добычей полезных ископаемых (62 838 руб.) и водоснабжением (54 012 руб.), в последующие годы значения были снижены.
Данные СПАРК по среднесписочной численности показывают, что в 2021 г. на микропредприятиях в среднем было занято по 31 человеку, на малых 58 и на средних — 142 человека (табл.1). При анализе общей численности сотрудников стоит отметить, что наибольшее число занятых всё же на малых предприятиях, наименьшее в средних предприятиях, что объясняется их немногочисленностью.

Таблица 2
Среднесписочная, средняя и суммарная численность работников в разрезе размеров компаний
Показатель2021, Среднесписочная численность работников
Крупные
предприятия
Средние
предприятия
Малые
предприятия
Микро-
предприятия
Число предприятий7181 1555 4155 681
Среднее значение в расчете на 1 предприятие4081425831
Итого292 984163 509312 565178 155

В разрезе видов деятельности малый бизнес (малые предприятия) лидируют по численности сотрудников в услугах и производстве, в строительстве и торговле их чуть меньше, чем сотрудников крупных предприятий (табл. 3). Микропредприятия занимают важное место по числу сотрудников в сфере услуг.

Таблица 3
Суммарная численность работников в разрезе видов деятельности
Виды деятельности2021, Численность сотрудников, чел.
Крупные
предприятия
Средние
предприятия
Малые
предприятия
Микро-
предприятия
Услуги110 52654 407140 81998 304
Логистика, транспорт13 33510 9446 3082 823
Геологоразведка2 173 638195
Производство69 25253 29785 92433 543
Строительство32 22016 50633 01327 468
Сельское, лесное, рыбное хозяйство  416341
Торговля65 47828 35545 44715 481
Итого292 984163 509312 565178 155

Таким образом, говоря о российской экономике и роли в ней малого бизнеса, можно сделать следующие выводы:
1. появление новых небольших предприятий, которые впоследствии могут развиться в серьезный бизнес, в перспективе означает оздоровление предпринимательского климата, однако в России за период с 2008 по 2019 гг. средний темп прироста составил 12.6% в год, а темп прироста по сравнению с 2016 г. (максимальная в этот период численность) составил - 20% в год от численности малых предприятий. Высокая волатильность показателя говорит о том, что малые предприятия быстро реагируют на изменения внешней среды, а регуляторных механизмов, поддерживающих нужный уровень деловой активности МСП не имеется;
2. сотрудники МСП замещают большое количество рабочих мест в 2019 г. Оно составило 753 тыс. человек. Здесь следует заметить, что с этого же года началось сокращение среднесписочной численности микропредприятий и рост численности сотрудников малых предприятий;
3. малый бизнес реализует также социальную функцию, она проявляется в их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность, давать возможность людям, имеющим задатки предпринимателя, реализовать себя в самых разных отраслях и областях деятельности. Зачастую будущих владельцев небольших компаний привлекает возможность сочетать работу и хобби, работу и воспитание детей, поддержать семейные традиции или застраховать себя от возможного увольнения, особенно в ситуации повышения границ пенсионного возраста;
4. формируется среда для развития малого бизнеса. По данным Глобального мониторинга предпринимательства, в 2020 г. Россия поднялась на несколько пунктов вверх в рейтинге оценки возможностей для создания бизнеса, заняв 43 строчку из 50 стран-участниц, что может быть связано с ростом сектора МСП в течение нескольких предыдущих периодов, но требует проведения отдельных детальных исследований [8].

Рентабельность и деловая активности МСП как фактор устойчивого развития
В последнее время утверждается, что процесс целенаправленного стимулирования роста МСП положительно влияет на благосостояние страны в целом, создавая новые рабочие места и богатство в целом. Кроме того, такой рост ведет к дальнейшему постоянному развитию и совершенствованию [7]. И в мире теоретиков, и в мире практиков МСП рассматриваются как движущая сила бизнес-среды. Несмотря на свои иногда недостаточные размеры, вместе взятые МСП оказывают огромное влияние на соответствующие отрасли. Так как базовым показателем, характеризующим результативность деятельности бизнеса, является рентабельность, то оценим различия между средними показателями рентабельности МСП и других участников рынка.
По данным СПАРК по уровню валовой рентабельности компании (отношение прибыли к выручке) по размеру надежно отличаются друг от друга, опираясь как на результаты дисперсионного анализа, так и на непараметрический тест Краскала-Уоллиса (табл.4). По результатам апостериорного теста статистически нет различий в средних и медианах по рентабельности между средними и крупными компаниями, все остальные группы надежно отличаются друг от друга.
Самым высоким показателем рентабельности отличаются микропредприятия (но у них и самый большой разброс этого показателя), немного ниже показатель средней рентабельности у малых предприятий, но в целом у малых и микропредприятий рентабельность значительно превышает аналогичную характеристику для средних и крупных предприятий.

Таблица 4
Средние показатели рентабельности в разрезе размеров компаний
Размер компанииСредняя величина показателя рентабельностиСтандартное отклонениеЧисло компаний
Крупные предприятия0.1800.156716
Малые предприятия0.2500.2393179
Микропредприятия0.3030.6821941
Средние предприятия0.1990.1661098
ТестЗначение тестаp-значение 
F-test (ANOVA)24.15***0.0000 
Тест Краскала-
Уоллиса
23,9***0.0000 
Источник: расчеты авторов по СПАРК ИНТЕРФАКС (https://spark-interfax.ru/) дата обращения 22/07/2022.

Отчасти причина различий показателей рентабельности лежит в плоскости налоговых режимов, а не только размеров предприятий (табл.5). Показатели рентабельности выше для предприятий на УСН, а это в основном малые и микро-предприятия. Между видом налогового режима и размером предприятия наблюдается значительная ассоциация (Хи-квадрат равен 905.6415, Pr = 0.000). Таким образом, можно сказать, что действующая практика налогообложения малого бизнеса обеспечивает условия для его развития и повышения уровня рентабельности.

Таблица 5
Средние показатели рентабельности в разрезе налоговых режимов
Налоговый режимСредняя величина показателя рентабельностиСтандартное отклонениеЧисло компаний
Общий0.2270.4085851
ЕНВД0.2280.341145
ЕСХН0.1110.5253
УСН, ЕНВД0.2640.418149
УСН0.4250.349786
ТестЗначение тестаp-значение 
F-test (ANOVA)42.68***0.0000 
Тест Краскала-Уоллиса216,0***0.0000 
Источник: расчеты авторов по СПАРК ИНТЕРФАКС (https://spark-interfax.ru/) дата обращения 22/07/2022.

Для оценки показателей среднемесячной номинальной начисленной заработной платы Росстат дает следующие разрезы: по полному кругу организаций (данные есть начиная с 2000 г.), по организациям без малого предпринимательства (данные с 2012 г.), по малым, микро и средним предприятиям (данные Петростата есть только с 2017 по 2019 гг.). На Витрине статистических данных имеются данные по зарплате малых предприятий (без микро) с 2008 г. Именно они и были использованы для реконструкции исторической динамики зарплат на малых и микропредприятиях. Видна общая закономерность: чем меньше размер предприятия, тем меньше уровень выплачиваемых зарплат. Однако в 2019–2020 гг. наметилась тенденция к конвергенции зарплат на малых и микропредприятиях и зарплат по полному кругу организаций.
Видно, что, с одной стороны, есть взаимосвязь налоговых режимов и величины рентабельности компаний, в частности, относящихся к микропредприятиям и к малым предприятиям. Есть взаимосвязь между размером компании и ее рентабельностью. С другой стороны, сами предприниматели отмечают [4], что воспользоваться в полной мере этими возможностями трудно. Представители бизнеса отмечают, что существует слишком большое количество документов и разъяснений к ним по налоговым режимам и льготам, требуется значительное время, затрачиваемое на регулярной основе на мониторинг изменений и адаптацию к ним. В связи с этим многие микропредприятия и многие малые предприятия передают бухгалтерию на аутсорсинг (например, в обслуживающий банк) и даже не имеют быстрого доступа к собственной отчетности, что затрудняет процесс принятия решений и роста рентабельности.
Введение самозанятости также должно было упростить МСП процесс поиска специалиста для выполнения работ, но сложность трактовок законодательства в сфере взаимодействия МСП с самозанятыми и большое число проверок, связанных с договорными отношениями с самозанятыми значительно сокращают возможность использования новых форм занятости в деятельности МСП.
Снижают рентабельность и большое количество запросов на предоставление документов из контролирующих органов, зачастую дублирование пакета документов для одного и того же органа, но в связи с разными запросами, высокая трудоемкость сбора и предоставления бумажных документов, заверенных подписями и печатями вынуждает руководителей и собственников МСП собирать документы, теряя время, которое могло быть потрачено на принятие решений и развитие бизнес-среды.
Заключение. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; идет насыщение рынка товарами и услугами; создаются дополнительные рабочие места; расширяется потребительский сектор; лучше используются местные сырьевые ресурсы. Поэтому развитие малых предприятий — это основа экономики любой развитой в экономическом отношении страны. По уровню развития малого предпринимательства можно судить о способности государства приспосабливаться к быстро изменяющейся экономической ситуации.
Однако, мы видим, что показатели развития МСП в России и, в частности, в Санкт-Петербурге, не такие обнадеживающие, какими они могли бы быть. Основная проблема — это восприятие бизнеса как быстрой возможности обогатиться за счет использования экономической или политической коньюнктуры. К сожалению, у нас практически отсутствуют традиции семейного дела, передаваемого из поколения в поколение, которые так характерны для европейских стран. Для российских предпринимателей, относящихся к МСП характерна краткосрочная нацеленность на быстрый результат, ведь неизвестно, какие законы и изменения к ним будут приняты завтра, а также потребительский характер использования результата: прибыль тратится на себя, а бизнес подпитывается с помощью бесконечной череды кредитов. Молодые предприниматели часто не хотят развиваться, не видят перспектив ввиду отсутствия ясной политики государства и субъектов РФ в этой области. Кроме того, законы о поддержке предпринимательства номинально имеются, но большинство предпринимателей даже не знают о них, а власть ориентируется на крупные компании, определяющие тренды на рынке, с которыми проще договариваться, чем со множеством конкурирующих мелких компаний; производство укрупняется, монополизация растет. Для малого бизнеса просто не остается места, особенно в период потрясений и кризисов.
Эксперты данного научного проекта отмечают, что разрабатываемые планы по поддержке малого бизнеса ориентированы абстрактно на весь данный сектор. При этом совершенно не учитываются ни сферы экономической деятельности, ни социально-организационные различия в среде малых и микропредприятий. Многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены в первую очередь своими проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.
Меж тем, имеются потенциальные возможности для увеличения доходов от малых и микропредприятий на уровне региона Санкт-Петербурга, так как рентабельность данных компаний существенно превосходит аналогичный показатель для крупных и средних компаний, одним из факторов этого различия авторы видят использование льготных налоговых режимов для данных компаний. Данная практика, несомненно, должна быть продолжена и поддержана снижением количества отчетов, требуемых от МСП, упрощения налогового законодательства в части трактовки законов и изменений к ним, а также реальная, а не номинальная помощь бизнесу в части доступа к финансовым ресурсам, закупочной и патентной системам.
Европейская ассоциация института политики МСП (http://www.e-sme.eu/en/) предложила программу развития и возрождения предпринимательства как чистого бизнеса, исторически способного производить товары и услуги без отходов или с использованием переработки. Их предложение «Сначала думай о малом» направлено на смещение фокуса регуляторов в сторону МСП, чтобы глобальная экономика смогла достичь чистого нуля к 2050 году. Чтобы добиться этой цели, малые и средние предприятия, которые являются основой любой экономики, должны получить поддержку на своем собственном пути к Net Zero. Санкт-Петербург может и должен стремиться к тому, чтобы развивать деловую среду бизнеса, поддерживая тех, кто стремится не к сиюминутному заработку, одноразовой прибыли, а тех, кто готов вкладывать силы и ресурсы в сотрудничество с природой, городской средой и людьми, в которых видит не «ресурс» или «среднестатистического потребителя», а полноценного партнера в сфере создания комфортной жизни для каждого.


Статья поступила в редакцию 01.10.2022 г.

Список использованных источников:
1. Аношина Ю.Ф. Особенности применения специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства в России // Russian Journal of Management. Том 7. — 2019. — №2. — С. 21–25. https://doi.org/10.29039/article_5d4846be6331b5.96258406
2. Ермакова Д.Ф. Предпринимательские риски: есть ли лишние деньги у малого и среднего бизнеса? // Управление корпоративными финансами. — 2013. — №4. — с. 234–237.
3. Серова Л.С., Чуракова И.Ю. Роль микропредприятий в инновационном развитии регионов РФ // Инновации. — 2017. — №4 (222). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-mikropredpriyatiy-v-innovatsionnom-razvitii-regionov-rf (дата обращения: 20.10.2022).
4. Отчет 1 этапа научно-исследовательских работ по теме: «Выявление факторов, определяющих рост реальных доходов населения, занятости и его влияние на увеличение доходов бюджета Санкт-Петербурга», Санкт-Петербург, 2022.
5. Ates, A., Garengo, P., Cocca, P. and Bititci, U. (2013), “The development of SME managerial practice for effective performance management”, Journal of Small Business and Enterprise Development, Vol. 20 No. 1, pp. 28–54.
6. Carey P.J., (2015) «External accountants’ business advice and SME performance», Pacific Accounting Review, Vol. 27 Issue: 2, pp.166–188
7. Carter, S. J.-E. (2006). Enterprise and small business: Principles, practice and policy. Harlow, England: Pearson Education.
8. Global Enterpreneurship monitoring, 2020. https://www.gemconsortium.org/economy-profiles/russia (Дата обращения 10.10.2022)
9. Larsson C., Syberfeldt A., Säfsten K., (2017) «How to visualize performance measures in a manufacturing SME», Measuring Business Excellence, Vol. 21 Issue: 4, pp.337–350
10. Manikandan (2021) Performance Indicators and Trends of Small and Medium Enterprises of Economic Development in India, Zien Journal of Social Sciences and Humanities Zien Journal of Social Sciences and Humanities. Volume 1 Issue 1, p. 104–110.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия