Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (84), 2022
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Назаров А. Г.
Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан,
кандидат политических наук


Особенности применения форсайт-технологий в стратегическом планировании промышленных предприятий
В статье представлено описание форсайтной методологии применительно к организации и проведению стратегического планирования в управлении развитием промышленных предприятий. Дана характеристика форсайт-процесса и форсайтных инструментов, которые могут быть использованы для исследования перспектив и направлений развития промышленных предприятий на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Ключевые слова: форсайт-технологии, стратегическое планирование, промышленные предприятия
УДК 338.24.01   Стр: 88 - 91

Промышленные предприятия играют огромную роль в формировании национального ВВП и в обеспечении устойчиво повышательной динамики роста национальной экономики. По итогам 2021 года валовая добавленная стоимость, созданная в российском секторе промышленности (обрабатывающие производства), показала прирост сразу на 31% относительно 2020 года, но среднегодовой темп роста этого показателя в промышленности меньше, чем в целом по экономике (10,6% против 14,1%), рис. 1.
Рис. 1. Динамика создания валовой добавленной стоимости (ВДС) в РФ [1]

Низкие среднегодовые темпы роста ВДС промышленности (обрабатывающие производства) в текущих ценах обусловлены падением деловой активности в секторе в 2016 году, а также в 2020 году. Но вместе с тем следует отметить, что доля обрабатывающих производств существенно выше в валовой добавленной стоимости, созданной в российской экономике, чем аналогичная доля по добывающему сектору (рис.2). Кроме того, следует обратить внимание на то, что в период с 2011 по 2021 гг. включительно доля обрабатывающих производств в валовой добавленной стоимости (расчет в текущих ценах) увеличилась почти на 3%, т.е. с 13,3% в 2011 году до 16,1% в 2021 году. Очевидно, что промышленность в целом, и в частности обрабатывающие производства, играют значимую роль в социально-экономическом развитии Российской Федерации.
Рис. 2. Доля добывающей и обрабатывающей промышленности в ВДС РФ [1]

Однако, если мы обратим внимание на динамику, то увидим, что если в 2017 году доля быстрорастущих промышленных предприятий в сфере обрабатывающих производств составляла 17% от всех быстрорастущих предприятий (оценка роста дана по обороту) в российской экономике, то уже в 2021 году этот показатель несколько снизился — до 16,4% (рис. 3).
Рис. 3. Показатели предпринимательской активности в промышленности (обрабатывающие производства) [2]

Но если в 2017 году в промышленности (обрабатывающие производства) доля угасающих предприятий составляла 11,5% от общей численности всех угасающих предприятий в российской экономике, то уже в 2021 году удельный вес таких предприятий увеличился почти в 2,5 раза. Иными словами, почти треть от угасающих предприятий в российской экономике локализованы в промышленном секторе, а это может означать, что потенциал роста и развития российских промышленных предприятий вероятно является исчерпанным. Безусловно, столь стремительное увеличение доли угасающих промышленных предприятий связано с влиянием эпидемии COVID-19, когда в результате локдаунов многие хозяйствующие субъекты были вынуждены снизить свою деловую активность, а некоторые — полностью прекратить свою экономическую деятельность в результате форс-мажорных обстоятельств. Вероятно, можно было увидеть рост деловой активности в промышленном секторе в 2022 году, но теперь это вряд ли будет возможным из-за геополитических обстоятельств.
Однако и российские, и зарубежные научные исследования показывают, что оптимальная адаптация к форс-мажорным обстоятельствам и предвидение смены трендов, что позволяет проводить проактивную политику управления промышленным предприятием, напрямую зависят от того, насколько прогрессивные управленческие технологии вовлечены в систему стратегического планирования [3, 4, 5]. И одной из таких прогрессивных управленческих технологий является технология форсайта (от англ.: foresight — предвидение).
Форсайтные технологии, появившиеся относительно недавно в арсенале методов, средств и инструментов стратегического планирования в управлении деятельностью промышленных предприятий, первоначально были предназначены для решения задач макроэкономического прогнозирования и исследования будущего больших социально-экономических систем. В частности, впервые методология форсайт-технологий была использована в 1950-х годах в США для определения глобальных технологических трендов. В 1970-х методология форсайт-технологий использовалась для разработки долгосрочных программ научно-технологического развития Японии.
Но уже начиная с 90-х годов прошлого века, форсайт-технологии используются в стратегическом планировании и в стратегическом управлении крупными корпорациями, включая промышленные предприятия, которые осуществляют высокотехнологичные виды экономической деятельности. Согласно определению, которое было дано термину «форсайт», адаптированного для макроэкономического и микроэкономического уровня, в 2003 году, под этим стоит понимать: «... процесс, включающий в себя интенсивные повторяющиеся этапы открытого размышления налаживания связей (между акторами), консультаций и дискуссий, ведущих к уточнению и совместной выработке будущего видения (относительно объекта исследования) и общей ответственности за стратегии» [6].
Кроме этого форсайт, как форма коллективной работы над стратегиями и планами развития корпораций, компаний, предприятий, организаций, предполагает создание общего пространства для открытых организационных, финансовых, производственных, маркетинговых и иных инноваций, а также для инкубации (выращивания) идей для будущих стратегических решений и планов [3] в рамках управления развитием хозяйствующих субъектов, включая современные промышленные предприятия. Процесс форсайта, как стратегического поиска, исследования и выбора направлений развития промышленного предприятия, включает пять основных фаз (рис. 4).
Рис. 4. Основные фазы форсайт-процесса в стратегическом планировании промышленных предприятий [3, 7, 8]

Как видно из рис. 4, стратегический поиск начинается с предвидения, т.е. определения тех конъюнктурных и безальтернативных технологических и иных трендов, в контексте которых будет осуществляться экономическая деятельность и происходить развитие промышленного предприятия. Предвидение — это фаза, которая позволяет создать перечень ключевых направлений, по которым будет работать команда форсайта, создаваемая во второй фазе.
Команда форсайта должна состоять из аналитико-прогностического ядра и исполнителей. В аналитико-прогностическое ядро следует включать: учёных, исследователей, инженеров и разработчиков, а также администраторов, которые будут осуществлять координацию внутри аналитико-прогностического ядра, между этим ядром и исполнителями. При этом координация взаимодействий должна быть чётко структурированной во избежание дублирования функций, задач, а также во избежание излишней бюрократической нагрузки на всю команду или отдельных её членов. Поэтому следует выделить:
1) главные исследовательские сектора, в которых будет осуществляться генерация идей в третьей фазе;
2) тематическое и предметное наполнение каждого исследовательского сектора;
3) методологию, с помощью которой будут осуществляться исследования и проводиться их экспертиза, а также отбор данных и информации для генерации идей.
Соответственно, в третьей фазе форсайт-процесса команда осуществляет генерацию научно-технологических, инновационных и иных идей, которые должны будут трансформироваться в стратегию развития промышленного предприятия и в стратегические планы по осуществлению тех или иных видов экономической деятельности. Для того, чтобы генерация идей была успешной команда должна иметь доступ к большому массиву данных, первичной, вторичной информации, что предполагает обеспечение команды форсайта современными интеллектуально-цифровыми поисковыми технологиями.
Стратегия развития и стратегический план деятельности промышленного предприятия, предложенный командой форсайта, подлежит первоначально системному осмыслению, возможно с привлечением акционеров, собственников, заинтересованных сторон и представителей групп влияния. Только после этого происходит переход к четвертой фазе, которая предполагает принятие и реализацию стратегии развития, а также стратегического плана осуществления экономических видов деятельности промышленным предприятием. После чего команда форсайта может быть полностью упразднена или временно распущена.
Реализация стратегического плана деятельности промышленного предприятия предполагает мониторинг достижения целевых ориентиров, установленных в стратегии, а также сбор, анализ, обобщение и структурирование данных относительно эффективности и результативности реализации стратегического плана. Полученные данные и информация передаются на пятую фазу, где происходит возобновление форсайт-процесса, но уже с новыми исходными данными и новым их осмыслением в контексте трансформации внешних технологических и иных конъюнктурных и безальтернативных трендов.
Для каждого из пяти фаз форсайт-процесса стратегического планирования в управлении развитием промышленного предприятия свойственны определённые исследовательские инструменты, методы стратегического поиска и способы стратегически ориентированных разработок (рис. 5).
Рис. 5. Основные методы, способы и инструменты, применяемые в форсайт-процессе стратегического планирования промышленных предприятий [7, 8]

В фазе предвидения форсайт-процесса обычно осуществляется сканирование внутренней среды на предмет проблем, ограничивающих развитие промышленного предприятия, а также на предмет готовности сотрудников предприятия к изменениям, включая его руководство. Сканирование внешней среды и горизонтов стратегического планирования осуществляется в контексте выявленных внутрисредовых проблем, а также в контексте тех возможностей, которые имеются или могут быть открыты во внешней среде. Это позволяет в явном формализованном виде или в неявном виде определить будущие исследовательские поля, направления и их внутреннюю тематику, по которым будет работать команда форсайта и на основе которых будут формулироваться цели стратегии и разрабатываться стратегические планы.
Команда форсайта обычно формируется с использованием экспертных панелей, которые, как правило, уже существуют во внутренней и во внешней среде промышленного предприятия. Но кроме экспертов (учёные, исследователи, разработчики, инженеры, т.д.) в команду форсайта следует включить представителей заинтересованных сторон, а также представителей групп влияния. Это повысит релевантность и обеспечит необходимую полноту аналитической и прогностической компоненты информационной базы, на основе которой команда форсайта будет осуществлять генерацию идей.
В свою очередь генерация идей командой форсайта осуществляется с использованием:
1) структурирования информационной базы, для чего проводится анализ данных, синтез вероятных проблем и возможных решений в контексте выделенных исследовательских полей и их внутреннего тематического содержания. После чего целесообразно провести слияние знаний по исследовательским полям и осуществить предварительные тематические прогнозы;
2) стратегического целеполагания, для чего осуществляется мозговой штурм, используется бенчмаркинг, а также проводится статистическое и математическое моделирование по целям стратегии развития промышленного предприятия с учётом выбранного горизонта стратегического планирования его деятельности;
3) проектирования будущего промышленного предприятия, для чего осуществляется сценарный анализ (как правило в парадигме «внутренний потенциал и внешние возможности»), для каждого сценарного варианта могут быть разработаны укрупненные сценарные планы, практическая применимость которых исследуется и с помощью моделирования, и с помощью симуляции в играх.
На основе вышеперечисленных трёх пунктов команда форсайта формулирует базовый и, по крайней мере, один альтернативный вариант стратегии развития и стратегического плана деятельности промышленного предприятия на определённую перспективу. В стратегии и стратегическом плане устанавливаются целевые ориентиры или индикаторы, которые будут характеризовать эффективность реализации стратегии и результаты воплощения на практике стратегического плана деятельности промышленного предприятия.
После этого используется инструментарий имплементации стратегии развития и стратегических планов деятельности промышленного предприятия посредством издания локальных (корпоративных) нормативных актов и ознакомления с ними всех сотрудников этого предприятия. В свою очередь мониторинг, контроль и оценка реализации стратегии развития и исполнения стратегических планов может использовать инструменты сплошного, выборочного или иного наблюдения и анализа достижения целевых ориентиров промышленного предприятия. Отклонения как в положительную, так и в отрицательную сторону следует включать в информационную базу, которая формируется в целях возобновления форсайт-процесса стратегического планирования в управлении развитием промышленного предприятия.
Следует отдельно упомянуть и об ограничениях использования форсайт-технологий в стратегическом планировании и управлении развитием промышленных предприятий:
– во-первых, это неготовность акционеров, инвесторов, руководителей, сотрудников предприятия, а также заинтересованных сторон к изменениям, которые последуют за внедрением форсайтных технологий в практику стратегического планирования и управления;
– во-вторых, это невозможность применять форсайтные технологии в полном объёме в стратегическом планировании и управлении развитием малых и средних промышленных предприятий, в том числе и по причине высоких трансакционных издержек форсайта;
– в-третьих, это наличие высокой неопределенности в российской экономике, которая возникла на фоне COVID-19 и в 2022 году на фоне геополитических трансформаций, в результате чего до 2021 года существовал большой разброс между уровнем предпринимательской уверенности в двух ключевых секторах промышленности: добывающем и обрабатывающем (рис. 6).
Рис. 6. Динамика Индекса предпринимательской уверенности в российском промышленном секторе [9]

Очевидно, что Индекс предпринимательской уверенности по обрабатывающим производствам все последние десять лет находился в отрицательной зоне. Напротив, индекс предпринимательской уверенности по добывающим производствам в некоторые годы имел положительное значение, а в 2018 году положительное значение предпринимательской уверенности в сфере промышленной добычи сопровождалось очередным падением предпринимательской уверенности в обрабатывающей сфере.
Этот критически значимый момент необходимо принимать во внимание при разработке стратегических планов промышленных предприятий, поскольку российская обрабатывающая промышленность характеризуется высокой энергоемкостью, а ожидаемый спад в сфере добычи полезных ископаемых заставляет акцентировать внимание на замещении топливных энергетических ресурсов возобновляемыми энергетическими ресурсами.
Таким образом, можно резюмировать, что форсайтные технологии — это прогрессивный и одновременно сбалансированный подход к разработке стратегических планов деятельности и одновременно стратегий развития современных промышленных предприятий.


Статья поступила в редакцию 28.09.2022.

Список использованных источников:
1. Росстат. Национальные счета (2022). URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts (дата обращения 15.09.2022).
2. Росстат. Институциональные преобразования в экономике (2022). URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/instituteconomics# (дата обращения 15.09.2022).
3. Popper R. Foresight methodology // The handbook of technology foresight. — 2008. — С. 44–88.
4. Тронина И.А., Семенихина А.В., Морозова О.И. Инструменты стратегического управления инновационными процессами в промышленности: современные региональные вызовы // Друкеровский вестник. — 2019. — №. 3. — С. 304–318.
5. Харламова Т.Л., Зирченко Л.А. Управление развитием предпринимательских структур в условиях нестабильности и рисков // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3 Экономические, Гуманитарные и Общественные науки. — 2018. — № 3. — С. 37–41.
6. Harper C.J. The Internationalization of Science and Technology Policy: Malta Case Study // Innovation Policies in Europe and the US. The New Agenda» Ashgate Publishers. — 2003.
7. Miles I.C. Appraisal of alternative methods and procedures for producing Regional Foresight // European Commission’s DG Research Funded STRATA-ETAN Expert Group Action. — 2002.
8. Малиновская О.В., Скобелева И.П. Форсайт как технология стратегического планирования и управления // Дайджест-финансы. — 2014. — №. 4. — С. 44–55.
9. Росстат. Предпринимательство. Промышленное производство (2022). URL: https://rosstat.gov.ru/enterprise_industrial (дата обращения 15.09.2022).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия