Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (84), 2022
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
(Из материалов Третьего Казанского международного конгресса евразийской интеграции — 2022)
Вартанова М. Л.
ведущий научный сотрудник Отдела исследования социально-демографических процессов в ЕАЭС
Института демографических исследований социологического центра РАН (г. Москва),
кандидат экономических наук


Влияние глобальных факторов на продовольственную безопасность России в контексте экономического сотрудничества стран ЕАЭС
Вопросам развития взаимной торговли и продовольственной безопасности между странами Евразийского экономического союза стало уделяться более пристальное внимание, как в связи с началом санкционных войн и последующим курсом России на импортозамещение, так и в период пандемии коронавируса, когда между многими странами стали рушиться привычные экономические связи. И в этих сложных условиях воздействия экстремальных факторов особое значение приобретает умелая организация обеспечения продовольственной безопасности страны
Ключевые слова: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), глобальная нестабильность, интеграция, продовольственная безопасность, риски и угрозы, экономическое сотрудничество
УДК 338   Стр: 44 - 46

Продовольственная безопасность России определяется как состояние экономики страны, при котором обеспечивается ее продовольственная независимость, гарантируется доступность населения к пищевым продуктам и качественной питьевой воде в соответствии с физиологическими нормами питания. При этом необходимо исходить и из того, что население и специфика его продовольственного обеспечения в условиях распространения пандемии представляют собой неоднородную структуру и существует целый ряд факторов, влияющих на продовольственную безопасность и здоровье граждан.
Проблемам продовольственной безопасности стало уделяться более пристальное внимание также в связи с началом санкционных войн и последующим курсом нашей страны на импортозамещение. И здесь важно подчеркнуть значимость проблемы не только в производственном, но и в общественном отношении, поскольку сельское хозяйство, как отрасль национального хозяйства, изначально начинало развиваться в жизненном пространстве цивилизационного института. Основным документом стратегического планирования, в котором «отражены официальные взгляды на цели, задачи и основные направления государственной социально-экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации» является Указ Президента РФ № 20 от 21 января 2020 года «Доктрина продовольственной безопасности» [8]. Особое значение в условиях пандемии в условиях глобальной нестабильности приобретает механизм обеспечения продовольственной безопасности населения России:
– мониторинг мер по обеспечению россиян продуктами питания и предметами первой необходимости, противовирусными и лекарственными средствами;
– анализ тенденций, влияющих на управление товарными запасами страны; экономическая целесообразность применения мер по поддержке социально незащищенных слоев населения;
– контроль за реализацией мер государственного регулирования.
Поскольку глобальная пандемия нарушает доступность рабочей силы к производству и цепочке поставок продовольствия, можно выделить ряд следующих факторов, которые оказывают влияние на ситуацию с продовольствием:
– специфика и масштабы распространения пандемии в ряде стран;
– зависимость от импорта сельскохозяйственной продукции;
– сбой поставки продовольственных товаров;
– рост цен и экономическая нестабильность;
– отсутствие возможностей социально незащищенных слов населения по приобретению товаров первой необходимости;
– качество потребляемой населением продукции.
Решение поставленных задач невозможно без поддержки государства, включающей комплекс мер, от создания благоприятного инвестиционного климата и финансовой поддержки сельхозпроизводителя до защиты внутреннего рынка от проникновения сельхозпродукции из третьих стран по демпинговым ценам. В стремлении защитить продовольственную безопасность, некоторые страны могут прибегнуть к торговым ограничениям или агрессивным запасам, которые могут привести к подорожанию цен на ряд сельскохозяйственных культур. Так, среднее значение Индекса продовольственных цен ФАО (ИПЦФ) только в июле 2020 года составило 94,2 пункта, что на 1,1 пункта (1,2 процента) выше уровня июня 2020 года. Рост данного Индекса продовольственных цен ФАО с 1961 по 2020 годы продолжается, в результате чего его июльское значение оказалось почти на 1 пункт (1 процент) выше, чем в соответствующий период прошлого года.
Всемирная продовольственная программа считает, что 300 млн человек в мире страдают от голода, и эти оценки постоянно корректируются в сторону увеличения. Горькая весть такова, что человечеству грозит сильный голод со времен Второй мировой войны с миллионами погибших. Засуха, кризис, вызванный пандемией коронавируса, а также ряд других факторов грозят усугубить ситуацию с голодом во всем мире. В докладе Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН отмечается, что, по меньшей мере, около 135 миллионов человек оказались в ситуации острого продовольственного кризиса. Согласно Всемирному докладу ФАО о продовольственных кризисах (GRFC) за 2020 год, в 2019 году число людей в состоянии острого кризиса продовольствия и источников существования или хуже, в соответствии с терминами, используемыми в Классификации фаз продовольственной безопасности (IPC), достигло 135 миллионов в 55 проанализированных странах и территориях. Отмечается, что около 183 миллионов человек в 47 странах находятся в ситуации умеренной или пограничной продовольственной небезопасности (2 фаза) под угрозой перехода в 3-ю или более высокую фазу, если им придется столкнуться с дополнительными потрясениями или стрессогенными факторами. Наихудшие продовольственные кризисы с 2019 года наблюдаются в Йемене, Демократической Республике Конго, Афганистане, Венесуэле, Эфиопии, Южном Судане, Сирийской Арабской Республике, Судане, Северной Нигерии и Гаити.
Продовольственная безопасность стран Евразийского экономического союза определяется как состояние экономики стран ЕАЭС, при котором обеспечивается их продовольственная независимость и самодостаточность, гарантируется экономическая доступность населения к пищевым продуктам и качественной питьевой воде в соответствии с требуемыми физиологическими нормами питания.
История с распространением коронавируса обнажила механизмы борьбы, которую постоянно ведут власти как внутри стран, так и на международной арене. Ограничения экспорта социально значимых продуктов является в значительной степени вербальной интервенцией. Подавляющая доля экспорта российской продукции АПК — это сырьевые товары с минимальным уровнем переработки: зерно, выловленная рыба, масличные и растительные масла в цистернах наливом, то есть Россия практически не экспортирует готовые продукты питания, тем более социально значимых групп. Из всех готовых продуктов питания в достаточном объеме экспортируются только кондитерские изделия, но это не продукция первой необходимости.
Риски России в числе государств-участников Евразийского экономического союза в контексте общемировых рисков могут быть сведены к следующим:
– нарушение логистических цепочек;
– снижение и сокращение гуманитарных акций;
– обнищание населения в странах-импортерах;
– ограничительные меры экспорта в РФ;
– снижение маржи из-за снижения внешних цен (тренд на снижение цены в долларах, укрепление национальной валюты);
– нарушение миграции трудовых ресурсов.
В течение всего 2020–2021 гг. страны ЕАЭС стремились сохранить стимулирующую бюджетную политику для поддержки и достижения устойчивого восстановления экономик. Так, государствами — членами были разработаны пакеты мер поддержки экономики. Были предоставлены значительные кредитные и налоговые льготы, снижена административная нагрузка и упрощены административные процедуры на граждан и субъекты хозяйствования, снижена регуляторная и надзорная нагрузка на банки и не кредитные финансовые организации. Была оказана целевая помощь населению как посредством назначения прямых выплат наиболее уязвимым категориям граждан, а также семьям, так и сохранения занятости.
В настоящее время практически во всех государствах — членах Евразийского экономического союза отмечался опережающий рост цен на продовольственные товары. Исключение составляет Республика Беларусь, в которой наибольший рост цен зафиксирован на тарифы на платные услуги населению. Оценка существующей системы мониторинга с 2015 по 2020 годы позволила показать, что минимальное повышение потребительских цен на продовольственные товары и платные услуги населению наблюдались в Республике Армения, на непродовольственные товары — в Кыргызской Республике [1, с. 33–74]. Также ускорился рост цен в секторе услуг, за исключением России (табл.1).

Таблица 1
Индекс потребительских цен (в процентах)
 201520162017201820192020
 Декабрь к декабрю предыдущего года
ЕАЭС114,1105,7103,1104,3103,3105,4
Армения103,798,9102,6101,8100,7103,7
Беларусь113,5110,6104,6105,6104,7107,4
Казахстан106,6108,5107,1105,3105,4107,5
Кыргызстан106,5103,7103,2100,5103,1109,7
Россия115,5105,4102,5104,3103,0104,9
 К предыдущему году
ЕАЭС114,1104,1103,1104,4103,3103,9
Армения103,798,6101,0102,5101,4101,2
Беларусь113,5111,8106,0104,9105,6105,5
Казахстан106,6114,6107,4106,0105,3106,8
Кыргызстан106,5100,4103,2101,5101,1106,3
Россия115,5107,1103,7102,9104,5103,4
Источник: Евразийский экономический союз в цифрах: краткий статистический сборник // Евразийская экономическая комиссия. — Москва, 2021. С. 33 [3].

Суммарный объем внешней торговли товарами государств — членов Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) с третьими странами с 2015 по 2020 годы составил 622,8 млрд долл. США, в том числе экспорт товаров — 364,4 млрд долл., импорт — 258,4 млрд долл. По сравнению с 2019 годом объем внешнеторгового оборота уменьшился на 110,3 млрд долл., экспорт — на 94,9 млрд долл., импорт — на 15,4 млрд долл. Объемы внешней торговли товарами государств — членов ЕАЭС с третьими странами с 2015 года по декабрь 2020 года представлены в табл. 2.

Таблица 2
Объемы внешней торговли с третьими странами
 201520162017201820192020
Миллиардов долларов США
ЕАЭС
Оборот579,3509,4634,1753,8733,1622,8
экспорт373,8308,3386,9490,7459,3364,4
импорт205,5201,1247,2263,1273,8258,4
сальдо168,3107,2139,7227,6185,5106,0
Армения
Оборот3,43,64,55,35,74,8
экспорт1,21,41,71,71,91,9
импорт2,22,22,83,53,82,9
сальдо-1,0-0,8-1,1-1,8-1,9-1,0
Беларусь
Оборот28,824,430,135,135,631,1
экспорт15,712,215,619,918,415,0
импорт13,112,214,515,717,216,1
сальдо2,60,01,14,21,2-1,1
Казахстан
Оборот60,248,360,374,674,865,3
экспорт40,832,843,255,151,441,4
импорт19,415,517,119,623,423,9
сальдо21,417,326,135,528,017,5
Кыргызстан
Оборот3,13,53,84,34,23,2
экспорт1,11,1,21,21,31,4
импорт2,02,42,63,12,91.8
сальдо-0,9-1,3-1,4-1,9-1,6-0,4
Россия
Оборот483,8429,6535,4634,0612,8518,4
экспорт315,0260,8325,2412,8386,3304,7
импорт168,8168,8210,2221,2226,5213,7
сальдо146,292,0115,0191,6159,891,0
Источник: Евразийский экономический союз в цифрах: краткий статистический сборник //Евразийская экономическая комиссия. М., 2017. — 204 с. [6].
Евразийский экономический союз в цифрах: краткий статистический сборник //Евразийская экономическая комиссия. М., 2018. — 206 с. [5].
Евразийский экономический союз в цифрах: краткий статистический сборник //Евразийская экономическая комиссия. М., 2020. С. 146 [4].
Евразийский экономический союз в цифрах: краткий статистический сборник //Евразийская экономическая комиссия. М., 2021. С.145 [3].

Продовольственная безопасность зависит от способности коллективного планирования и реагирования на нестабильность. Согласно предварительному прогнозу ЕЭК, увеличение стоимостных объемов торговли составит в ближайшей перспективе 19%. Основным фактором ее роста в среднесрочном периоде выступает оживление внутренней экономической активности. Возникшие риски и угрозы в условиях глобальной нестабильности предполагает естественную организационную связь экономики и политики, необходимость уяснения того, как эти экономические процессы детерминируют то, что происходит в политике и реагируют на изменения в ней.
Существующие угрозы и риски побуждают государства Евразийского экономического союза объединять усилия для принятия мер, позволяющих, с одной стороны, насытить рынок продуктами питания, а с другой — защитить его от некачественной продукции [9]. В сложившихся условиях, представляющих риски продовольственной безопасности стран ЕАЭС, представляется целесообразным усилить контроль в области продовольственного обеспечения каждого из государств ЕАЭС.
Объединение усилий государств Евразийского экономического союза [7] может придать больше возможностей для создания и внедрения новых технологий глубокой и комплексной переработки продовольственного сырья, совершенствования методов выращивания, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции, обеспечивающих ее безопасность для жизни и здоровья, в том числе будущих поколений.
Экономическая целесообразность дальнейшего развития интеграции очевидна [2, с. 128–138]. Только в условиях интеграции открываются новые возможности реализации совместных глобальных инвестиционных проектов, снимаются барьеры во взаимной торговле на основе расширения направлений поддержки развития внешнеэкономической деятельности, появляются дополнительные стимулы продвигать промышленную кооперацию, поддерживать создание высокотехнологичных производств, обеспечивать преимущественное развитие инновационных секторов экономики.


Список использованных источников:
1. Вартанова М.Л. Национальные приоритеты и перспективы развития Евразийской экономической интеграции // Экономика и право: монография / Гл. ред. Э.В. Фомин. — Чебоксары: ИД «Среда», 2021. — С. 33–74.
2. Вартанова М.Л. Экономическая целесообразность интеграции стран ЕАЭС //Вторые декабрьские социально-политические чтения «Как живешь, Россия?». Российское социальное государство и гражданское общество в 2020 году: реализация национальных проектов в условиях постпандемической реальности. — М., 2020. — С. 128–138.
3. Евразийский экономический союз в цифрах: краткий статистический сборник; Евразийская экономическая комиссия. — М., 2021. — С. 33; 145–146; 149.
4. Евразийский экономический союз в цифрах: краткий статистический сборник; Евразийская экономическая комиссия. — М., 2020. — С. 146.
5. Евразийский экономический союз в цифрах: краткий статистический сборник; Евразийская экономическая комиссия. — М., 2018. — 206 с.
6. Евразийский экономический союз в цифрах: краткий статистический сборник // Евразийская экономическая комиссия. — М., 2017. — 204 с.
7. Осадчая Г.И., Вартанова М.Л. Пути реализации политики импортозамещения в рамках со странами ЕАЭС // Естественно-гуманитарные исследования. — 2018. — № 21 (3). С. 114–120.
8. Указ Президента РФ № 20 от 21 января 2020 года «Доктрина продовольственной безопасности».
9. Vartanova Marina Lvovna. Food supply of the population in the conditions of the global response to the COVID-19 pandemic // Revista Inclusiones. ISSN 0719–4706 Vol. 7 — Número especial — Octubre/Diciembre, 2020. P. 122–134.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия