Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (84), 2022
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
(Из материалов Третьего Казанского международного конгресса евразийской интеграции — 2022)
Хуссамов Р. Р.
доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета
при Правительстве Российской Федерации (г. Москва),
кандидат экономических наук

Гараева А. Р.
магистрант факультета мировой экономики и мировой политики
Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Москва)


Стратегические риски сотрудничества ЕАЭС и Республики Корея в сфере креативной экономики
В статье проводится анализ стратегических рисков и вызовов, которые возникают в процессе сотрудничества между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Республикой Корея (РК) в сфере креативной экономики. Авторы оценили уровень выделенных стратегических рисков сотрудничества и возможные направления их регулирования и снижения. Особое внимание уделяется моделированию межфирменного взаимодействия в сфере креативной экономики рассматриваемых стран
Ключевые слова: креативная экономика, стратегические риски, Российская Федерация, Республика Корея, ЕАЭС, межфирменное взаимодействие
УДК 379.8   Стр: 42 - 43

В настоящее время общественный прогресс характеризуется структурными изменениями в широком ряде вопросов, в частности в понимании роли творческой или креативной деятельности человека. Если в прошлом эксперты в первую очередь рассматривали его как часть механизма сохранения национальной идентичности, то сегодня это наиболее быстрорастущий сектор экономики во многих странах мира. Современные креативные индустрии обеспечивают рабочими местами примерно 2% населения земного шара. По прогнозам аналитического центра G20 Insights, к 2030 году доля креативной экономики в мировом ВВП может составить не менее 10% [2].
Современная креативная экономика генерирует разнообразную инновационную продукцию, которая реализуется на весьма конкурентном мировом рынке. По мнению экспертов, производство инновационной продукции во всем мире сосредоточено в небольшом количестве стран, обладающих необходимыми навыками, знаниями и бизнес-стратегиями, требующимися для того, чтобы извлекать стабильную прибыль от применения новых технологий [1].
Одну из лидирующих позиций в вопросах структуризации и распространения влияния креативной индустрии занимает Республика Корея. На протяжении последних 30 лет маленькое северо-восточное государство активно развивало свой творческий потенциал. Опыт РК является одним из передовых и эффективных на сегодняшний день. В связи с этим многие государства стремятся к сотрудничеству с южнокорейским бизнесом для развития своего потенциала в креативном секторе.
Прежде чем приступить к анализу потенциала и стратегических рисков бизнес-сотрудничества ЕАЭС и Республики Корея в сфере креативной экономики, авторы рассмотрят основные паттерны, которые характерны для сферы деятельности креативного бизнеса РК.
Первый паттерн (образец) — это особая деловая культура южнокорейского бизнеса. Многие эксперты указывают на уникальную деловую культуру большинства корейских фирм, которая также относится и к предприятиям, представляющим креативную индустрию [5]. Это, в первую очередь, относится к феномену «palli palli». Данный феномен означает то, что корейские фирмы быстро и гибко реагируют на возникающие новые технологии и находят актуальные подходы к управлению инновационными процессами в целом. При этом менеджмент корейских креативных компаний активно стимулирует разработку новых продуктов с целью сокращения времени их выхода на рынок. Стоит отметить, что повышение скорости реакции на рыночные изменения и изменения в предпочтениях потребителей является ключевым принципом корейских бизнес-стратегий.
Второй паттерн — это повсеместная и широкая государственная протекция развития национальной креативной индустрии. Это проявляется не только в формировании долгосрочной стратегии развития креативной сферы РК, но и в различных формах прямой и косвенной финансовой поддержки.
Например, проект государственного финансирования от 2022 года, направленный на инклюзивную поддержку только тех южнокорейских компаний индустрии, которые в своей деятельности активно прибегают к использованию технологий искусственного интеллекта. При этом оценивается не только умение создавать продукт в новых условиях, но и умение обучать других участников креативной индустрии. Программа рассчитана на единовременную выплату суммы до 400 тыс. долларов США. Таким образом, правительство прямо поддерживает процесс передачи рыночных знаний от более успешных компаний к менее успешным компаниям. Другими словами, при помощи государства формируются организационные основы экономики знаний в формате межфирменных отношений. Это позволяет построить не только доверительные взаимоотношения компаний креативной индустрии с правительством, но и особые, доверительные межфирменные взаимоотношения внутри неё [3].
Третий паттерн — это важная роль малого и среднего бизнеса в развитии креативной экономики РК. Эмпирические данные говорят о том, что скорость и оперативность принятия бизнес-решений являются жизненно важными для малого и среднего бизнеса (МСП) креативной экономики, поскольку им часто не хватает доминирующего положения на рынке, эффекта масштаба и узнаваемости торговых брендов, которыми в полной мере обладают многие крупные фирмы [5]. Более того, корейский МСП играют ключевую роль в корейской экономике в качестве основных поставщиков для крупных корейских конгломератов. В связи с этим их важность в креативной сфере является более очевидной для РК по сравнению с другими странами, исходя из такого критерия, как «соотношение количества предприятий к общей численности работников».
Итак, быстрое принятие решений по проектированию и производству новых товаров, тесные межфирменные связи между крупными корейскими конгломератами и малым и средним бизнесом, существенные инвестиции, агрессивная маркетинговая политика корейских конгломератов, а также всемерная поддержка со стороны государства в совокупности стали трамплином для быстрого роста креативной экономики Кореи.
Далее постараемся при помощи стратегического анализа определить наиболее существенные, т.е. стратегические риски сотрудничества компаний ЕАЭС и компаний Республики Корея в сфере креативной экономики.
Основными элементами стратегического анализа бизнеса, характеризующего его содержание являются такие, как: 1) анализ целей и ценностей фирмы; 2) анализ ресурсов и способностей фирмы; 3) анализ организационной структуры и системы управления фирмы; 4) анализ влияния внешней среды на достижение стратегических целей бизнеса.
По нашему мнению, в качестве стратегических рисков сотрудничества компаний ЕАЭС и Республики Корея в сфере креативной экономики можно выделить следующие.
Первый риск — это отсутствие доверия между компаниями стран ЕАЭС и Республики Корея в условиях новой геополитической реальности. Такое доверие необходимо для формирования долгосрочного взаимовыгодного межфирменного сотрудничества. Современное состояние международных экономических и политических отношений в мире в целом, и в частности международные отношения между Республикой Корея и странами ЕАЭС характеризуются сложным, нестабильным характером.
По мнению авторов прикладной модели KST, важными элементами становления и формирования межфирменных отношений являются: 1) знания; 2) структура и 3) доверие [4]. Данная модель предполагает наличие трех механизмов развития управления межфирменными взаимоотношениями:
1) механизм управления знаниями;
2) механизм координации;
3) механизм формирования доверия или долгосрочной уверенности и убежденности в надежности партнеров по межфирменному взаимодействию.
С целью снижения данного риска необходимо формирование постоянно действующей ассоциации, которая будет объединять компании креативной индустрии РК и стран ЕАЭС.
Второй риск связан с высокой вероятностью установления корейской монополии в случае совместных действий в сфере креативной экономики, поскольку компании РК ранее активно скупали иностранные компании креативной экономики и устанавливали своё влияние на них. Например, такой кейс был заметен в Японии. Более того, уровень и скорость развития инновационных процессов в Республике Корея и странах ЕАЭС значительно отличаются друг от друга.
В качестве аргумента в защиту актуальности второго стратегического риска приведем таблицу 1, в которой представлены рейтинги стран ЕАЭС и Республики Корея в глобальном инновационном индексе за последние 2016–2021 годы, который рассчитывает Всемирная организация интеллектуальной собственности.
Данный риск можно нивелировать путем организации совместных научных исследований, в т.ч. в области креативной экономики. При этом ведущая роль в таком сотрудничестве может быть отведена вузам стран ЕАЭС и Республики Корея.

Таблица 1
Рейтинги стран ЕАЭС и Республики Корея в глобальном инновационном индексе
 201620172018201920202021
Армения605968646169
Беларусь798886726462
Казахстан757874797779
Киргизстанн.д.9594909498
Российская Федерация434546464745
Среднее по ЕАЭС64,257373,670,268,670,6
Республика Корея11111211105
Источник: составлено авторами на основании данных Всемирной организации интеллектуальной собственности [6]

Третий риск — это возможные трудности и проблемы в продвижении совместной продукции или масштабирования совместного бизнеса за пределами своих национальных рынков, т.е. на другие локальные и региональные рынки. Данный риск относится к группе маркетинговых рисков и может быть снижен за счет создания совместных креативных проектов, в которых рыночная власть участников таких проектов должна быть заранее оговорена и зафиксирована в юридических документах.
В заключение следует отметить, что потенциал сотрудничества между компаниями стран ЕАЭС и Республики Корея в сфере креативной экономики достаточно высок. Однако, в таком сотрудничестве можно выделить существенные риски, описанные выше.
По нашему мнению, будущее межфирменных взаимоотношений стран ЕАЭС и Республики Корея в креативной экономике определяется следующими важными факторами: 1) поддержка со стороны государственных органов власти и управления со стороны каждой страны; 2) формирование эффективных коммуникаций между компаниями креативной экономики стран ЕАЭС и Республики Корея; 3) растущая объективная неопределенность в сфере международных экономических отношений в современных условиях; 4) наличие взаимной выгоды от выстраивания межфирменных взаимоотношений стран ЕАЭС и Республики Корея в креативной экономике. Со стороны южнокорейского креативного бизнеса — это расширение присутствия на локальных национальных рынках стран ЕАЭС. Со стороны бизнеса стран ЕАЭС — это адаптация высококонкурентных моделей южнокорейского креативного бизнеса, прошедших апробацию на мировых рынках, под собственные бизнес-стратегии. Также, в перспективе, возможен выход на национальный рынок Республики Корея.


Статья поступила в редакцию 30.06.2022.

Список использованных источников:
1. Akhmadi, S. and Tsakalerou, M.Shades of innovation: is there an East-West cultural divide in the European Union? // International Journal of Innovation Science, Vol. ahead-of-print No. ahead-of-print, 2022. URL:https://doi.org/10.1108/IJIS-01–2022–0019 (дата обращения: 30.05.2021)
2. Buchoud N., Eryuce O., Gebetsberger C., Newbigin J., Avogadro E., Damuri Y., Frei-Oldenburg A., Henderson M., Khor N., Larasati T. & Myasnikov I. Policy Area Global Cooperation for SDGs Financing. Creative Economy 2030: Inclusive and resilient Creative Economy for sustainable development and recovery // G20 Insights.2021. URL: https://www.g20-insights.org/policy_briefs/creative-economy-2030-inclusive-and-resilient-creative-economy-for-sustainable-development-and-recovery/ (дата обращения: 30.05.2021).
3. Korea Creative Content Agency (KOCCA). Recruitment of Active Educational Institutions for AI Content Creator Education Project 2022, 2022. URL: https://www.kocca.kr/cop/pims/view.do?intcNo=122D00042009&menuNo=200828&recptSt=#none (дата обращения: 30.05.2021). (In Korean).
4. Knop L. & Olko S. Crises in the Cluster Life-cycle //Knowledge as Business Opportunity: Proceedings of the Management, Knowledge and Learning International Conference 2011, International School for Social and Business Studies, Celje, Slovenia, 2011. URL: http://www.issbs.si/press/ISBN/978–961–92486–3–8/papers/ML11–39.pdf (дата обращения: 30.05.2021)
5. Shin H., Lee J., Kim D. & Rhim H. Strategic Agility of Korean small and Medium Enterprises and Its Influence on Operational and Firm Performance // International Journal of Production Economics, 2015, 168, 181–196. https://doi.org/10.1016/j.ijpe.2015.06.015 (дата обращения: 30.05.2021) (In English).
6. World Intellectual Property Organization (WIPO). Resources. Intellectual Property Statistics, 2021. URL: https://www.wipo.int/members/en/ (дата обращения: 30.05.2021).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия