Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (84), 2022
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
(Из материалов Третьего Казанского международного конгресса евразийской интеграции — 2022)
Хмелева Г. А.
зав. кафедрой мировой экономики
Самарского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, профессор

Курникова М. В.
доцент кафедры региональной экономики и управления
Самарского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук

Чиркунова Е. К.
доцент кафедры региональной экономики и управления
Самарского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук


Гибкое управление трансграничным сотрудничеством России и Казахстана
В статье обоснована необходимость отказа от традиционного административного вертикального управления, предложен гибкий проблемно-ориентированный подход для развития трансграничного сотрудничества России и Казахстана, охватывающий три важнейших направления: политический, экономический и социокультурный контексты. Высокая гибкость и проблемно-ориентированный подход обеспечиваются за счет предоставления проектного финансирования широкому кругу участников при котором бизнес, вузы, местные сообщества имеют возможность разработать и реализовать совместные проекты, позволяющие внести вклад в решение важных для приграничных регионов проблем
Ключевые слова: гибкое управление, приграничные регионы, трансграничное сотрудничество, Россия, Казахстан, Евразийское сотрудничество, приграничное сотрудничество
УДК 339.9; 332.1   Стр: 29 - 31

Трансграничные регионы находятся на переднем рубеже страны и в высокой степени подвержены внешнему экономическому, политическому влиянию.
В открытой экономике любые изменения по другую сторону границы неизбежно сказываются на потоках трудовых, материальных, человеческих, инвестиционных ресурсов между соседними регионами. Некоторые изменения оказывают стимулирующее воздействие на активность трансграничного сотрудничества, оказывая положительное влияние на взаимный товарооборот и социально-экономическое развитие соседних регионов. Другие, наоборот, приводят к ослаблению взаимных связей, усиливая барьерную функцию границы. Укреплению совместных связей, повышению заинтересованности в двустороннем сотрудничестве способствует деятельность по решению общих проблем [1]. Поэтому гибкое управление трансграничным сотрудничеством, направленное на решение общих проблем, имеет важное значение для науки и практики.
В процессе реализации трансграничного сотрудничества большую роль играют интеграционные процессы [2], в которых, на наш взгляд, следует различать истинную и политическую интеграцию: если истинная интеграция осуществляется на уровне бизнеса, социально-экономического, культурного и туристского взаимодействия, то политическая интеграция определяется наличием специально созданных институтов властными структурами на уровне государства или отдельных территорий.
При этом, развитие трансграничного сотрудничества за счет синергетического эффекта от «низовой» (истинной) и политической интеграции может быть реализовано путем внедрения моделей гибкого управления, позволяющего учитывать тенденции, условия и текущие потребности соседних территорий, образующих политический, экономический и социально-культурный контекст.
Политический контекст образован состоянием взаимных политических отношений. Если политические лидеры высказывают дружественный настрой и взаимную заинтересованность, то это создает благоприятные условия для взаимного сотрудничества.
Экономический контекст образован участием стран в общих торгово-экономических союзах. Если соседние страны не являются участниками торговых союзов, барьерная функция границы сильнее, поскольку существуют сложности в перемещении людей и товаров. Участие в экономических союзах, наоборот, способствует установлению благоприятных торговых режимов (низкие или нулевые пошлины на товары, безвизовый въезд, упрощенный порядок оформления документов на экспортно-импортные операции, общее техническое регулирование продукции) [3,4].
Социокультурный контекст образован состоянием социальной и культурной среды, в которой осуществляется трансграничное сотрудничество. Социокультурная среда образована комплексом ценностей, норм, правил, которые приняты в обществе и используются для коммуникаций. Немаловажным аспектом социокультурной среды является общность исторического развития, опыт взаимного сотрудничества. Если страны имеют положительный опыт взаимного сотрудничества, это создает хороший фундамент для дальнейшего развития отношений.
В исследованиях трансграничного сотрудничества широкое распространение получила модель Paasi (1999) как аналитическая структура «мы здесь», «вы там», позволяющая конструировать внутри и межрегиональную идентичность в связи с социальными различиями, сформировать понимание текущего социокультурного контекста [5].
В научной литературе отмечено, что на снятие ментальных барьеров границ положительно влияют такие факторы, как: наличие эффективных административных органов управления трансграничными передвижениями, физическая и функциональная взаимодополняемость между территориями и отсутствие культурных и политических противоречий [6].
Отсутствуют убедительные доказательства того, что на социально-экономическое развитие приграничного региона оказывает длина границы. Исследования, в которых авторы пытались найти связь между длиной границы и объемом приграничной торговли по большей части оказались безуспешными [7]. И сегодня можно считать доказанным, что не длина границы, но уникальная система отношений, сложившихся вокруг границы, может быть нагружена либо конфликтом, либо быть свободной от конфликтов, демонстрировать открытость и доверие. Движущей силой для построения, свободной от конфликтов, дружественной среды может являться только совместная системная работа над решением общих проблем [8].
Текущий фреймворк для построения гибкой модели управления развитием приграничного сотрудничества России и Казахстана демонстрирует сильные управленческие предпосылки. Так, действует Договор о Евразийском экономическом союзе, осуществляется унификация законодательства по широкому кругу вопросов: от стандартизации продукции до единых правил торговли. Все более активно в построение международного сотрудничества вовлекаются регионы, по крайней мере на территории России.
Однако, на наш взгляд, можно констатировать серьезный пробел в сотрудничестве на уровне «низовой» интеграции. Об этом, свидетельствуют, например, результаты нашего предыдущего социологического исследования, проведенного в 2021 году [9]. В опросе приняли участие более 100 человек из 12 российских регионов, граничащих с Казахстаном, а также Западно-Казахстанской области. Основным выводом этого исследования в контексте настоящей статьи считаем вывод о том, что созданные «сверху вниз» институты евразийской интеграции не в полной мере востребованы при установлении контактов на «низовом» уровне, к которому мы относим население и бизнес приграничных территорий. Так, к примеру, более 70% опрошенных слышали о Договоре о Евразийском экономическом союзе, но не знакомились с его содержанием. В контексте приграничного сотрудничества этот факт вызывает тревогу, так как 85% опрошенных нами респондентов — это предприниматели, госслужащие, НКО. Этот Договор не вызвал интереса, поскольку никак пока не влияет на их жизнь и работу.
Невысокая значимость институтов и тенденций в развитии приграничного сотрудничества для населения и бизнеса может быть продемонстрирована и структурой ответов на вопрос о динамике сотрудничества с Казахстаном за последние 10 лет (рис. 1). Так, 54,7% опрошенных характеризуют эту динамику с явной неуверенностью (ответы: «ситуация стала лучше / хуже, но не уверен(а)»), а 21% респондентов вовсе не знают, как оценить прогресс в российско-казахстанских отношениях. И только около 19% опрошенных увидели явный прогресс в сотрудничестве России и Казахстана. Однако, внушает оптимизм тот факт, что 67% респондентов считают важным развивать сотрудничество с Казахстаном.
Рис. 1 Распределение ответов на вопрос «Выберите наиболее подходящее выражение относительно приграничного сотрудничества с Казахстаном за последние 10 лет», %

Тем не менее, результаты опроса показали, что 75% респондентов имели опыт приграничного сотрудничества, большинство оценивают его положительно и готовы продолжить сотрудничество. Несмотря на этот положительный факт, исследование показало, что Россия и Казахстан, имея общие границы и долгую совместную историю, тем не менее отдаляются друг от друга в установлении истинной, «низовой» интеграции.
В этой связи актуальным вопросом науки и практики становится поиск моделей управления развитием трансграничного сотрудничества, учитывающих необходимость сочетания вертикально-интегрированных структур с поддержкой установления контактов на «низовом» уровне взаимодействия между двумя странами.
На наш взгляд, существенным недостатком современной организации трансграничного сотрудничества является ее сугубо вертикальная система управления. Применяются традиционные управленческие подходы: подписывается соглашение, разрабатывается план совместных действий. Далее органы власти, ответственные за его реализацию, проводят организационную работу и отслеживают выполнение этого плана. По нашему мнению, в этом алгоритме отсутствует важнейший механизм — мотивация и стимулирование заинтересованных сторон, прежде всего местных сообществ, что лишает трансграничное сотрудничество гибкости.
Тем не менее, внедрение гибкого проблемно-ориентированного подхода в реализации трансграничного сотрудничества обусловлено рядом предпосылок. Во-первых, общий контур построения ЕАЭС можно считать сформированным. Во-вторых, стремительно меняющаяся геополитическая ситуация подталкивает к укреплению сотрудничества с нашими ближайшими соседями и, прежде всего с Казахстаном. В этой связи считаем, что в рамках ЕАЭС необходимо разработать программу трансграничного сотрудничества, пилотом которой мог бы выступить Казахстан. Необходимо, чтобы программа была направлена на получение явных выгод для населения граничащих регионов и способствовала повышению уровня и качества жизни в них. Целью такой программы может быть повышение уровня и качества жизни населения приграничных регионов на основе трансграничного сотрудничества. Программа должна быть реализована на принципах равноправного и взаимовыгодного сотрудничества, уважения, суверенитета, а также поддерживать обмен и передачу опыта, реализацию инновационных подходов, взаимодействие между органами власти, бизнесом и населением. Финансирование такой программы должно осуществляться на паритетной основе, оператором финансирования выступает Евразийский банк развития (ЕАБР).
Хотя программа должна быть построена вокруг общей сквозной цели, описанной выше, в ней целесообразно определить приоритеты, согласующиеся с целями и приоритетами ЕАЭС, ключевыми стратегиями и планами стран-участниц. Это означает, что бенефициары могут сотрудничать по любым темам, имеющим общее значение, в соответствии с их региональными потребностями, если это входит в сферу политики евразийской интеграции. Так, в качестве корреспондирующих приоритетов могут выступать: развитие транспортной инфраструктуры и логистики, инновации для жизни и бизнеса, ESG-цели.
Взаимодействие участников программы может осуществляться на цифровой платформе. Это может быть либо отдельный сайт, либо раздел официального сайта Евразийского экономического союза. Для участия в программе заявитель подает заявку в форме проекта по установленной форме. Участниками могут выступить малые, средние, крупные коммерческие предприятия, некоммерческие организации, образовательные учреждения.
Поскольку программа имеет сквозной характер, управление программой имеет вертикальную структуру. Ответственными организациями должны выступать национальные, региональные и местные органы власти, а также организации в системе управления и координации деятельности ЕАЭС. Каждый регион-участник определяет область экономики, культуры, экологии, которые необходимо улучшить посредством сотрудничества. Для того, чтобы формально закрепить заинтересованность и ответственность органов власти, они должны быть привлечены в качестве партнеров программы. Архитектура целей и приоритетов предлагаемой программы трансграничного сотрудничества России и Казахстана представлена на рис.2.
Рис. 2. Архитектура целей и приоритетов программы трансграничного сотрудничества России и Казахстана

Общую проблематику для конкретных совместных проектов можно найти в приоритетных направлениях сотрудничества Самарской области Российской Федерации и Западно-Казахстанской области Республики Казахстан. В рамках совместного соглашения о сотрудничестве к ним отнесены следующие:
– реализация совместных инвестиционных проектов и разных форм кооперации в базовых отраслях промышленности, в т.ч. аграрной и топливно-энергетической сфере;
– развитие приграничной торговли и предпринимательства;
– развитие транспорта, связи и строительства;
– обеспечение рационального использования всего спектра природных ресурсов и принятие мер по охране окружающей среды;
– регулирование миграционных процессов и рынка труда;
– развитие научного и гуманитарного сотрудничества.
Одним из основных направлений приграничного взаимодействия Западно-Казахстанской и Самарской областей являются транспортно-логистические перевозки. Так, Самарская область занимает весьма выгодное географическое положение, располагаясь на пересечении важнейших транспортных международных коридоров «Запад-Восток» и «Север-Юг».
Транспортный узел региона является одним из наиболее крупных в России, обладающих существенным потенциалом в части логистики и направления грузопотоков между главными макроэкономическими полюсами –Азиатско-Тихоокеанского региона и странами Европейского Союза.
Самарский транспортный узел в общей структуре транспортно-логистической системы Российской Федерации представлен всеми возможными видами транспорта, исключение составляет только морской транспорт, при этом, имеет возможность обслуживать не только российские, но и международные грузопотоки как из, так и в Казахстан, Юго-Восточную и Среднюю Азию, Китай и Европу.
Еще одним перспективным направлением трансграничного сотрудничества является туризм, включая медицинский туризм. Самарская область имеет здесь высокий потенциал.
Важнейшим преимуществом предложенной программы является вовлечение заинтересованных сторон — представителей бизнеса, местных сообществ на принципах самоорганизации. Основная работа по трансграничному сотрудничеству должна быть смещена на низовой уровень, чтобы способствовать вовлечению местных сообществ в работу по решению совместных проблем.
Преимущество предложенной программы трансграничного сотрудничества на основе гибкого проблемно-ориентированного подхода заключается в том, что будет создана основа для совместной работы проектных команд — представителей бизнеса, местных сообществ для решения важных проблем регионов, городов, поселков. Как известно, ничего так не сближает, как совместная работа [10]. Местные органы власти и формально и реально выступают партнерами проектов. Еще одним важным преимуществом предложений является использование цифровой платформы, так как это позволяет установить бесшовное взаимодействие между всеми заинтересованными сторонами: государство, бизнес, местное сообщество.


Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и РЯИК № 21-510-23002.

Статья поступила в редакцию 30.06.2022.

Список использованных источников:
1. Вардомский Л.Б. Тенденции и перспективы регионализации постсоветского пространства // Вестник университета. — 2010. — № 3–2. — С. 256–264.
2. Федоренко Р.В., Зайчикова Н.А., Тойменцева И.А., Хмелева Г.А. Моделирование процессов интеграции отдельных регионов в систему мирохозяйственных связей. Казань, 2022. — 112 c.
3. Бабаджанов Р.М., Алимов А.Л., Джалилов Д.Р. Социально-экономические проблемы развития регионов Таджикистана за годы независимости. — Душанбе, 2022. — 275 с. ISBN: 978–99985–8392–4
4. Вардомский Л.Б. Интеграционная миссия постсоветского пространства // Мир перемен. — 2022. — № 1. — С. 115–128.
5. Paasi, A. Territories, Boundaries, and Consciousness: The Changing Geographies of the Finnish-Russian Border. Chichester: John Wiley & Sons, 1996. — 376 p. ISBN: 978–0–471–96119–2
6. Hardi, T. Cities, regions and transborder mobility along and across the border. Discuss. Pap. 2010, 82, 5–27.
7. Курникова М.В. Концептуальные основы трансграничного управления // Экономика и предпринимательство. — 2022. — № 2 (139). — С. 745–749.
8. Khmeleva, G.A. Platform Approach—The Future of Cross-Border Cooperation in the Digital Era. In Digital Technologies in the New Socio-Economic Reality, Lecture Notes in Networks and Systems; Ashmarina, S.I., Mantulenko, V.V., Eds.; Springer: Cham, Switzerland, 2022; Volume 304, pp. 189–196.
9. Хмелева Г.А., Курникова М.В., Влезкова В.И. Cовременное состояние приграничного сотрудничества России и Казахстана: пора познакомиться поближе. В сборнике: Перспективы социально-экономического развития приграничных регионов. материалы VII международной научно-практической конференции. Федеральный исследовательский центр «Карельский научный центр Российской академии наук»; Институт экономики Карельского научного центра РАН. — Москва, 2021. — С. 134–139.
10. Еремина И.А., Полянин А.В. Инструментарий определения специализации проектной деятельности региона в производственной сфере // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. — 2022. — Т.10. — № 1(56). — С. 34–56.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия