Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (84), 2022
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
(Из материалов Третьего Казанского международного конгресса евразийской интеграции — 2022)
Заляев Р. И.
доцент кафедры конфликтологии
Института социально-философских наук и массовых коммуникаций
Казанского (Приволжского) федерального университета,
кандидат политических наук


Эффективная адаптация и интеграция трудовых мигрантов в принимающее общество как фактор создания общего рынка труда стран ЕАЭС и СНГ
Одним из инструментов, способствующих созданию общего интегрированного рынка труда стран ЕАЭС и СНГ, является механизм адаптации и интеграции трудовых мигрантов в принимающее общество. В статье обосновывается, что механизм адаптации и интеграции мигрантов обладает многофункциональным потенциалом. Предлагаются направления деятельности, механизмы для дальнейшего эффективного осуществления процессов адаптации и интеграции трудовых мигрантов в принимающее общество
Ключевые слова: миграция, трудовые мигранты, адаптация и интеграция трудовых мигрантов, социально-экономическая интеграция стран ЕАЭС и СНГ
УДК 316.4.06   Стр: 24 - 26

Трудовые ресурсы являются одним из важнейших условий социально-экономического развития стран ЕАЭС и СНГ. Создание общего рынка труда стран ЕАЭС и СНГ, его эффективное управление и распределение, исходя из задач экономики стран, будет способствовать раскрытию общего потенциала трудовых ресурсов, усилению интеграционных связей и тем самым развитию экономик и более углубленной социально-экономической интеграции стран ЕАЭС и СНГ.
Одним из основных трудовых рынков для граждан стран ЕАЭС и СНГ остается Россия. В России сегодня создана и действует система адаптация и интеграция трудовых мигрантов. Работа по адаптации мигрантов в принимающее общество является одним из важных направлений деятельности миграционной политики России. В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы, утвержденной 31 октября 2018 г. Президентом РФ отмечается, что одной их задач миграционной политики России является «создание условий для адаптации к правовым, социально-экономическим, культурным и иным условиям жизни в Российской Федерации иностранных граждан, испытывающих сложности в адаптации, обусловленные особенностями их культуры и привычного жизненного уклада, а также иными факторами» (п. 21) [1].
Механизм адаптации и интеграции мигрантов обладает многофункциональным потенциалом и может быть использован для решения ряда задач. Например, для получения Россией большего экономического эффекта от миграционных процессов механизм адаптации и интеграции мигрантов может быть направлен на успешную адаптацию трудоспособных, квалифицированных мигрантов в стране. Также механизм адаптации и интеграции мигрантов обладает значительным потенциалом и в деле предотвращения таких опасных для безопасности общества явлений как мигрантофобия, ксенофобия. распространение идеологий экстремизма и терроризма среди мигрантов.
Эффективное использование и интеграция трудовых ресурсов стран ЕАЭС и СНГ требует дальнейшего развития и расширения функций механизма адаптации и интеграции мигрантов. Хотелось бы остановиться более подробно на потенциале применения механизма адаптации и интеграции мигрантов на пути предотвращения распространения идеологий экстремизма и терроризма среди мигрантов, что является, в свою очередь, важнейшим условием политической и социально-экономической стабильности в пространстве стран ЕАЭС и СНГ.
Эксперты больше указывают на опасность проявлений экстремизма и терроризма в России, как и для любого другого принимающего мигрантов государства, со стороны незаконной миграции. Каналы незаконной миграции могут использовать в своих целях международные экстремистские и террористические организации. Директор ФСБ России А.В. Бортников, выступая на одном из совещаний, отметил: «Пройдя в лагерях психологическую обработку и террористическую подготовку и получив боевой опыт в «горячих точках», бандиты, используя незаконную миграцию, расползаются по намеченным регионам. Их цель — создание законспирированных ячеек, вербовка боевиков, подрыв внутренней безопасности и территориальной целостности стран оседания» [2].
Незаконные мигранты, находясь в стране на нелегальном положении, оказываются в уязвимом правовом положении, не имеют возможности законно работать, испытывают экономические и социально-бытовые трудности, что подталкивает их к противоправной деятельности. Зачастую незаконные мигранты пополняют ряды этнической и трансграничной организованной преступности, становятся привлекательным объектом для вербовщиков международных экстремистских и террористических организаций, тем самым создают базу для формирования экстремистских и террористических организаций, что является непосредственной угрозой для национальной безопасности стран ЕАЭС и СНГ.
Незаконная миграция негативно воздействует на рынок труда, порождая на рынке труда избыток рабочей силы, способствует развитию теневой экономики, которая часто использует труд незаконных мигрантов, коррупции, что также может привести к росту социальной напряженности в обществе, обострению межнациональных и межрелигиозных отношений, провоцированию экстремистских настроений и ксенофобии.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации незаконная миграция рассматривается как одна из угроз национальной безопасности России (п. 22) [3]. В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы, утвержденной 31 октября 2018 г. Президентом РФ также подчеркивается, что одной из задач миграционной политики РФ является «дальнейшее развитие механизмов и средств профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации» [1].
Эффективность действия механизмов адаптации и интеграции мигрантов против формирования незаконной миграции обусловлено тем, что их действие направлено на предотвращение и устранение причин, обстоятельств, способствующих нарушению мигрантами миграционного законодательства.
Следует подчеркнуть, что не только незаконная, но и законная миграция в определенных случаях может представлять опасность проявлений идеологий экстремизма и терроризма. Во-первых, прибывающие в Россию на законных основаниях мигранты могут изначально являться сторонниками международных экстремистских и террористических организаций. Во-вторых, мигранты могут попасть под влияние идеологий экстремизма и терроризма уже на территории России. Второму могут способствовать воздействие на мигрантов ряда факторов, среди которых религиозность на фоне скудных, искаженных знаний об основах исламской религии, низкий уровень образования, неустроенность на новом месте, бедственное экономическое положение, недоброжелательное отношение к мигрантам местного населения и т.д. И здесь механизмы социально-экономической и культурной адаптации и интеграции мигрантов выступают действенным средством профилактики этих негативных факторов.
На что надо обратить внимание при разработке механизмов адаптации и интеграции мигрантов в российское общество?
Существуют разные практики к решению миграционных проблем. Например, мультикультурализм как подход к решению вопросов миграции исходит из того, что различные этнические и религиозные сообщества могут жить бок о бок на одной территории, сохраняя свою культуру, и не ставя задачи обязательной взаимной интеграции культур. Однако опыт применения этого подхода к решению миграционных проблем рядом стран Европы показал, что автономные, ничем не связанные между собой культуры, в большей степени подвержены таким негативным в обществе явлениям как непонимание между этническими и религиозными группами, формирование предубеждений к представителям других культур, которые в определенных случаях могут перейти в такие крайние формы нетерпимости как ксенофобия и экстремизм.
Видится, что для предотвращения таких опасных явлений и минимизации негативных последствий миграционных процессов требуется разработка и применение в миграционной политике такой модели взаимодействия мигрантов и принимающего общества, которая могла бы обеспечить высокую степень интеграции и сплочения культур, формирование добрососедских, основанных на взаимоуважении отношений между культурами, с тем, чтобы новые культуры мигрантов могли влиться в сложившуюся веками единую общероссийскую культуру, стать одним целым с ним. При этом речь не идет об ассимиляции культур мигрантов. В такой многонациональной стране как Россия, применение механизмов ассимиляции культур невозможно и не продуктивно.
Принимающее общество должно создавать все условия для сохранения и развития культур мигрантов. В свою очередь, мигранты должны быть заинтересованы и готовы принять и добросовестно исполнять российские законы и многовековые общероссийские традиции и ценности, основанные на взаимоуважении культур. Для этого очень важно, чтобы мигранты были уверены, что они будут обладать одинаковыми с гражданами принимающего общества правами и обязанностями, иметь равный доступ к закону, принятию публичных решений. Общероссийские традиции и ценности должны быть понятны мигрантам и отражать и их мировоззрение. Другими словами, принимающее общество должно стать и обществом для мигрантов.
Какие направления деятельности, механизмы необходимы для эффективного осуществления процессов адаптации и интеграции мигрантов?
Эксперты отмечают, что для эффективного осуществления в России адаптации и интеграции мигрантов требуется применение комплекса мер, включающих правовые, организационные, экономические и другие механизмы [4, с. 6; 5, с. 15].
Что касается правовых мер, то сегодня российское законодательство содержит определенные механизмы по адаптации и интеграции мигрантов. Например, Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» содержит требования о владении мигрантами русского языка, знании истории России, основ российского законодательства (ст. 15.1) [6]. Мигрантам также вверяется в обязанность иметь полис медицинского страхования, что, несомненно, будет являться важным условием для доступа к медицинским услугам (п. 10, ст. 13) [6].
Эксперты также говорят о необходимости дальнейшей работы и по программному обеспечению адаптации и интеграции мигрантов, включающие не только перечень конкретных мероприятий, но и порядок их осуществления, объем необходимых для этого материально-финансовых ресурсов [7, с. 10].
Для успешной адаптации и интеграции мигрантов, для формирования атмосферы толерантного, доброжелательного отношения между мигрантами и принимающим обществом очень важно привлечение государством в этот процесс широкой общественности, СМИ, общественных организаций, организаций науки, образования, гражданского общества и самих мигрантов. В этой связи, можно отметить положительный опыт выделения федеральных грантов, создания механизмов оказания субъектами Российской Федерации финансовой помощи социально ориентированным некоммерческим организациям, которые реализуют собственные проекты, направленные на социальную адаптацию и интеграцию трудовых мигрантов [8].
Для эффективного процесса адаптации и интеграции мигрантов в России органам государственной власти и органам местного самоуправления очень важно активно привлекать в этот процесс национально-культурные организации, диаспоры мигрантов, объединения национально-культурных организаций. Национально-культурные организации диаспор в России имеют большой потенциал для адаптации и интеграции мигрантов в принимающее общество.
Одним из важных направлений деятельности по эффективному процессу адаптации и интеграции мигрантов в России является межгосударственное сотрудничество в рамках стран ЕАЭС и СНГ, выстраивание взаимодействия между органами и ведомствами Российской Федерации и стран доноров мигрантов, в том числе по созданию в этих странах системы домиграционной подготовки потенциальных мигрантов, включающая не только профессиональную подготовку специалистов для России, но и обучение русскому языку, истории России, российским традициям.
Домиграционная работа с потенциальными мигрантами в странах донорах мигрантов позволяет проводить селективный отбор мигрантов с более качественным профессиональным потенциалом, что будет способствовать развитию социально-экономической системы стран ЕАЭС и СНГ.
При разработке программ и механизмов адаптации и интеграции мигрантов в России также следует учитывать положительный опыт по адаптации и интеграции мигрантов в других странах. Например, в перечне мероприятий нового Национального плана интеграции Германии, наряду с мероприятиями федерального правительства и земель, на муниципальном уровне важное место отводится работе по вовлечению «людей с миграционным фоном» [9] в сферу управления и в процесс подготовки и принятия решений. Данный опыт, на наш взгляд, может быть применим в России на муниципальном уровне с целью усиления процесса интеграции мигрантов [10].
Большим потенциалом для эффективного осуществления адаптации и интеграции мигрантов обладает система образования. Например, И.А. Головизнина считает, что «достижение цели интеграции мигрантов должно осуществляться в сфере образования путем решения трех основных задач:
– реализации специальных программ обучения для детей иммигрантов, характеризующихся углубленным изучением русского языка и русской культуры и основ права Российской Федерации;
– реализации среднего специального образования для граждан разных возрастных групп, с параллельным изучением русского языка, русской культуры и основ права Российской Федерации;
– реализации обязательных интеграционных образовательных программ для граждан разных возрастных групп, направленных на изучение русского языка, русской культуры и основ права Российской Федерации» [11].
Например, имеется определенный опыт реализации специальных программ обучения для детей мигрантов. В городе Москва работает сеть одногодичных «Школ русского языка» — базовых центров социально-культурной адаптации мигрантов. Эти школы решают следующие задачи:
– интенсивное обучение государственному (русскому) языку;
– знакомство детей мигрантов с основами русской культуры, историей народов России, основами российского законодательства, что способствует формированию у них российской идентичности;
– социально-психологическая поддержка детей мигрантов с учетом целесообразности работы с семьей в целом;
– информационная работа с родителями детей мигрантов, способствующая их активному участию в работе московских школ [11, с. 29].
На наш взгляд, применение предложенных направлений деятельности, механизмов по адаптации и интеграции мигрантов будет способствовать более мягкому вхождению мигрантов и членов их семей в принимающее общество, эффективной коммуникации, налаживанию толерантных, дружественных, основанных на взаимоуважении отношений между мигрантами и принимающим обществом, мирному сосуществованию различных культур и тем самым дальнейшей, более углубленной социально-экономической и социально-культурной интеграции стран ЕАЭС и СНГ.


Статья поступила в редакцию 30.06.2022.

Список использованных источников:
1. Указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
2. Егоров И. Цель террористов — Европа [Электронный ресурс] // Российская Газета. — 2015. — 29 июля. — Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/2015/07/29/ekstremizm-site.html свободный (дата обращения: 11.05.2020)
3. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
4. Андриченко Л.В. Правовые механизмы социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов в Российской Федерации // Журнал российского права. — 2015. — № 10. — С. 5–18.
5. Мишунина А.А. Принимающее общество и мигранты: правовые практики экономической и социально-культурной адаптации в современных условиях // Российская юстиция. — 2017. — № 9. — С. 13–16.
6. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 27.06.2018) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
7. Андриченко Л.В. Правовые механизмы социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов в Российской Федерации // Журнал российского права. — 2015. — № 10. — С. 13–16.
8. Грант Президента РФ: «Апробация и тиражирование модели комплексного подхода к социальной адаптации и интеграции трудовых мигрантов». Протокол заседания Координационного комитета по проведению конкурсов на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества от 22 ноября 2017 года № 3 [Электронный ресурс] Фонд президентских грантов — Режим доступа: https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/home/documents4 свободный (дата обращения: 11.05.2020);
9. Statistisches Bundesamt (Федеральное статистическое ведомство Германии) [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.destatis.de › Methoden свободный (дата обращения: 11.05.2020)
10. National Action Plan on Integration Abridged press version (Национальный план действий по интеграции. Сокращенная версия для печати) [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.bundesregierung.de/Content/DE/_Anlagen/IB/2012–01–31-nap-kurzfassung-presse-englisch.pdf?__blob=publicationFile свободный (дата обращения: 11.05.2020)
11. Головизнина И.А. Роль образовательной системы в предупреждении преступлений, совершаемых иммигрантами // Миграционное право. — 2011. — № 2. — С. 28–30.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия