Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (84), 2022
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
(Из материалов Третьего Казанского международного конгресса евразийской интеграции — 2022)
Бондарь Е. Г.
ассистент кафедры международного предпринимательства
Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения


Проблемы и перспективы энергетического сотрудничества стран Евразийского экономического союза
Автором рассмотрены вопросы энергетического сотрудничества между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз). Проанализирована нормативно-правовая база ЕАЭС в сфере энергетического сотрудничества. Особое внимание уделено функционированию общего энергетического рынка ЕАЭС. Рассмотрены отдельные результаты работ современных исследователей, содержащие преимущества и риски энергетического сотрудничества в рамках общего энергетического рынка для каждой из стран-участниц ЕАЭС. Установлены мероприятия, планируемые к проведению в целях создания общего энергетического рынка
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, интеграция, общий энергетический рынок, энергоресурсы, декарбонизация
УДК 330.15, 339.924, 339.56   Стр: 15 - 18

Надежность функционирования топливно-энергетического комплекса (ТЭК) влияет на экономическое развитие и темпы роста отдельного региона, страны, интеграционных объединений, мировой экономики в целом. Развитие ТЭК осуществляется под влиянием различных обстоятельств. В настоящее время его развитие сопряжено с экологическими проблемами, решение которых предполагает сокращение выбросов парниковых газов, образующихся в связи с добычей и использованием ископаемых видов топлива, также энергетическая отрасль находится под воздействием накладываемых против России санкций со стороны ряда зарубежных государств (преимущественно США и страны Европейского союза) и ответных мер реагирования со стороны России. Принимая во внимание, что Россия состоит в ЕАЭС, членство в котором предполагает выполнение определенных договоренностей, в том числе в энергетической сфере, представляется актуальным исследование вопроса энергетического сотрудничества между странами-участницами ЕАЭС в условиях внешнеполитической и внешнеэкономической напряженности.
Создание ЕАЭС юридически закреплено в Договоре о ЕАЭС, заключенном в г. Астане в 2014 году (Договор о ЕАЭС), где сформулированы основные цели его учреждения, среди которых «создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения» [1]. Значимыми в достижении поставленных целей задачами являются: энергетическое сотрудничество между странами; эффективное использование имеющегося энергетического потенциала каждой из участниц ЕАЭС; обеспечение товарами ТЭК; проведение скоординированной энергетической политики. Особое место отведено созданию общего энергетического рынка ЕАЭС (ОЭР), функционирование которого запланировано с 2025 года и направлено на содействие «устойчивому развитию экономик и энергетической безопасности государств-членов ЕАЭС» [1–9]. Данный рынок сможет занять место рядом с иными крупнейшими энергетическими рынками мира, учитывая его долю в общемировом объеме добычи энергоресурсов (15% — нефть, 17% — природный газ) [10, 11].
Страны ЕАЭС имеют разный ресурсный потенциал, лидером по обеспеченности энергоресурсами ископаемого происхождения является Россия, что позволяет ей удовлетворять внутренние потребности в товарах ТЭК, а также осуществлять поставки данного вида продукции как в страны дальнего зарубежья, так и страны ЕАЭС (табл. 1).

Таблица 1
Продажа товаров ТЭК из России в страны ЕАЭС в 2021 году
ЭнергоресурсыАрменияБеларусьКазахстанКыргызстан
каменный уголь, тонн13 000,981083838,381018095,031187,65
нефть сырая, тонн15621838,67492,38
нефтепродукты, тонн367357,3472293,78728174,621369695,10
природный газ, тыс. куб. м2449230,0019779974, 849271791,36
сжиженный природный газ, куб. м124,8529417,92
электроэнергия, 1000 КВТ*Ч497994,3721855069,787
Источник: составлено автором по данным [12]

На основании данных, представленных в табл. 1, а также иных официальных источников информации каждое из рассматриваемых государств так или иначе участвует в купле-продаже ископаемых энергоресурсов в рамках ЕАЭС. Таким образом, несмотря на то, что ОЭР в настоящее время не создан, взаимодействие в энергетической сфере между странами ЕАЭС осуществляется, данное взаимодействие основано на двусторонних межправительственных соглашениях между странами. При этом взаимная торговля энергоресурсами направлена на удовлетворение внутренних потребностей государства-члена ЕАЭС, реэкспорт энергоресурсов не предполагается.
В связи с уже реализуемым между странами ЕАЭС сотрудничеством в энергетической сфере возникает вопрос о целесообразности принятия дополнительных мер, предусмотренных правовыми актами ЕАЭС, направленных на создание условий для обеспечения функционирования ОЭР (табл.2) с учетом различий национальных энергетических рынков [10, 11, 13] (табл. 3).

Таблица 2
Основные мероприятия 2022–2025 гг., направленные на создание ОЭР
ПериодМероприятие
до 1 июля 2022 г.установление правил:
– о доступе к услугам по межгосударственной передаче электрической энергии (мощности);
– определения и распределения пропускной способности межгосударственных сечений;
– взаимной торговли электрической энергией
до 01 октября 2022 г.– определение субъектов, обеспечивающих централизованную торговлю электрической энергией по срочным контрактам
до 1 июля 2023 г.– принятие правил информационного обмена
2023 г.– разработка правил торговли нефтью и нефтепродуктами;
– разработка правил проведения биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами;
– принятие международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов
до 1 января 2025 г.– вступление в силу международного договора о формировании общего рынка газа;
– обеспечение свободных поставок газа, приобретенного по прямым договорам или на биржевых торгах;
– поддержание рыночных цен, обеспечивающих коммерческую рентабельность продажи газа на общем рынке газа;
– принятие согласованного решения о переходе к равнодоходным ценам на газ
до 1 января 2026 г.– принятие положения о развитии межгосударственных энергетических сетей
Источник: составлено автором по данным [1–9]

Таблица 3
Основные особенности энергетических рынков стран ЕАЭС
СтранаНациональные особенности энергетического рынка
Армения– необеспеченность ископаемыми видами энергоресурсов, развитие возобновляемой энергетики;
– передача электроэнергии от продавца (генерирующие компании) к покупателю (распределительная компания «Электрические сети Армении»);
– регулирование цен на электроэнергию государственной компанией (Комиссия по регулированию общественных услуг)
Беларусь– преобладание импортного газа;
– вертикально-интегрированная государственная монополия;
– вопросы, связанные с генерацией, передачей и сбытом электроэнергии, отнесены к полномочиям государственно-производственного объединения «Белэнерго»;
– государственное регулирование тарифов
Казахстан– значительные запасы ископаемых видов топлива на территории страны;
– оптовый (доминирующий) и розничный рынки, рынок электроэнергии, мощности, системных и вспомогательных услуг.
– государство устанавливает предельные цены на производство, тарифы на передачу, распределение электроэнергии, плату за проведение торгов
Кыргызстан– необеспеченность ископаемыми видами энергоресурсов, гидроэлектростанции и две угольные теплоэлектростанции — основа электрогенерации;
– генерирующие, сетевые и сбытовые компании объединены в государственную «Национальную энергетическую холдинговую компанию»;
– тарифы регулируются государством
Россия– значительные запасы ископаемых видов топлива на территории страны;
– оптовый и розничный рынки, оптовый рынок электроэнергии и мощности;
– преобладание объектов генерации, работающих на газе;
– свободное ценообразование при производстве и сбыте энергетической продукции, регулирование тарифов для населения
Источник: составлено автором по данным: [13–15]

Согласно информации официальных представителей Евразийской экономической комиссии, дополнительное создание ОЭР приведёт к таким положительным результатам, как [14, 15]: рыночное ценообразование на энергоресурсы; благоприятные условия для инвестирования в энергетику; недискриминационный доступ к системам транспортировки энергоресурсов; оптимизация строительства объектов тепло-электроэнергетики; развитие атомной энергетики на территории ЕАЭС (Россия и Казахстан являются мировыми лидерами по запасам и добыче урана); совместное развитие энергетической отрасли, в том числе посредством диверсификации источников энергии, развитие возобновляемых источников энергии, технологий накопления, цифровизации энергосистем, преобразования отходов; снижение объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; обеспечение национальной энергетической безопасности каждой страны-участницы ЕАЭС; формирование коллективной энергетической безопасности, совместное использование энергетического потенциала ЕАЭС.
Страны-участницы тех или иных интеграционных объединений, в том числе ЕАЭС (табл. 3), имеют различный [10,11,16]: ресурсный потенциал; структуру топливно-энергетического баланса; уровень развития энергетической инфраструктуры; организационные модели внутренних энергетических рынков; объем потребления энергии. Указанные факторы следует учитывать при планировании и реализации мероприятий в сфере энергетики. Соответствующее подтверждение имеющегося энергетического неравенства стран ЕАЭС получено по результатам проведенного анализа научной литературы, посвящённой вопросам интеграции стран ЕАЭС в ОЭР. Примеры отдельных положений из современных работ представлены ниже.
1. В рамках работы по созданию ОЭР отмечаются разногласия Армении и Беларуси с другими странами ЕАЭС в вопросах ценообразования и тарифного регулирования, в частности указанные страны являются сторонниками единых тарифов на газ, тогда как другие участники ЕАЭС полагают целесообразным установление рыночных цен на данный энергоресурс. Функционирование ОЭР для Армении рассматривается как возможность «прорыва энергетической блокады» и доступа на российский рынок электроэнергии. При этом создание общего электроэнергетического рынка для Армении целесообразно только при условии формирования общего рынка газа (такой подход также актуален и для Беларуси), что обусловлено отсутствием добычи природного газа на территории страны и, соответственно, влиянием данного обстоятельства на производство более дорогой электроэнергии (по сравнению с ценой в России и Казахстане), получаемой на объектах, работающих на основе газа. Вхождение дополнительных субъектов-производителей электроэнергии на территорию Армении увеличивает для страны риск замещения отечественной электроэнергии на импортную в силу ее более низкой цены, что неблагоприятно, поскольку страна располагает «избыточными генерирующими мощностями», данное обстоятельство важно принимать во внимание при принятии управленческих решений [17].
2. Договор об ЕАЭС не содержит положений относительно развития «зеленой энергетики». Не содействуют развитию «зеленой энергетике» в рамках ЕАЭС «различные национальные приоритеты в энергетике», «высокий уровень монополизации па рынках традиционных ресурсов», регулирование только национальным законодательством таких вопросов, как внедрение и государственная поддержка объектов, работающих на основе возобновляемых источников энергии [18].
3. В условиях формирования ОЭР странам-участницам ЕАЭС необходимо тщательно прорабатывать вопрос энергетической безопасности с учетом своих национальных интересов, в том числе: учитывая «различия энергетических стратегий стран-экспортеров и импортеров»; странам Союза, национальные экономики которых не столь чувствительны к мировым изменениям в топливно-энергетической сфере, необходимо оценивать влияние возможных рисков, связанных с участием в «наднациональных интеграционных объединениях» [19].
4. Развитие энергетических рынков стран-участниц Союза сопряжено с такими проблемными вопросами, как износ основных фондов, недостаточное обеспечение высоко квалицированными кадрами [15].
5. Российские компании усматривают определенные риски, связанные с возможным импортом электроэнергии с территории стран-Союза, в частности, это может повлечь сокращение спроса на энергоресурсы (в том числе природный газ, уголь), участвующие в производстве электроэнергии [20].
6. Энергетические ресурсы органического происхождения в Кыргызстане практически отсутствуют, что обусловливает их импорт в том числе с территории Казахстана, зачастую на невыгодных для страны условиях [21]. В связи с этим, обозначенный в мае 2022 года в рамках Евразийского экономического форума проект, предполагающий поставку электроэнергии в Кыргызстан из России транзитом через Казахстан, рассматривают как пример эффективного сотрудничества в рамках интеграционного объединения [22].
7. Анализ научных работ отдельных исследователей показывает наличие энергетического неравенства стран ЕАЭС, преимущества, недостатки, а также риски функционирования ОЭР (в том числе для каждой из участниц общего рынка), которые важно оценивать, как на этапе создания ОЭР, так и в последующие периоды его работы [10, 11].
Таким образом, можно сделать следующие выводы: в рамках функционирования ЕАЭС предполагается создание ОЭР, направленного на обеспечение устойчивого развития экономик стран ЕАЭС, национальной и коллективной энергетической безопасности; созданию ОЭР предшествует предварительная работа, предполагающая издание наднациональной и национальной нормативно-правовой базы, выработку совместных решений по ключевым вопросам в сфере энергетики, в рамках данной работы необходимо учитывать национальные интересы каждого из государств, в том числе принимая во внимание физико-географическое положение, минерально-сырьевую базу, зависимость экономики от продукции топливно-энергетического комплекса и др.; взаимное сотрудничество, в том числе в энергетической сфере, оценивается официальными лицами стран-участниц ЕАЭС как эффективное, несмотря на сложные геополитические условия [22, 23].


Статья поступила в редакцию 30.06.2022.

Список использованных источников:
1. Договор о Евразийском экономическом союзе URL.: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=xweoE7TCrIZm3cGE&cacheid=C485CC7054ACDECD73E23247B764B4D1&mode=splus&rnd=769vGQ&base=LAW&n=415670#rcfoE7Tv6L2fAjXB (дата обращения: 25.05.2022).
2. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 31.05.2016 № 7 «О Концепции формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза». URL.: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=yf5OpA&base=LAW&n=318020&dst=100013&field=134#GE1kE7TI46YKpjsj (дата обращения: 25.05.2022).
3. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 31.05.2016 № 8 «О Концепции формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза». URL.: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=yf5OpA&base=LAW&n=318021&dst=100013&field=134#pWrkE7TI0G91cKJO (дата обращения: 25.05.2022).
4. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 06.12.2018 № 18 «О формировании общего рынка газа Евразийского экономического союза». URL.: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= LAW&n=313083#51YqE7T72CfYUwQ9 (дата обращения: 25.05.2022).
5. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 06.12.2018 № 23 «О формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза». URL.: https://www.consultant.ru/cons/cgi /online.cgi?req=doc&base=LAW&n=313084#4LH3R7T6S7v8mmTB1 (дата обращения: 25.05.2022).
6. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 № 12 «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года». URL.: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=375194#kS7gE7TQZXzWBXBE1 (дата обращения: 25.05.2022).
7. Протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (в части формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза) (Подписан в г. Нур-Султане 29.05.2019). URL.: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=325812#tv1mE7TS4suZbhLq (дата обращения: 25.05.2022).
8. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 08.05.2015 № 12 «О Концепции формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза». URL.: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=yf5OpA&base=LAW&n=318053&dst=100013&field=134#sMqiE7TiAwUSxb2G (дата обращения: 25.05.2022).
9. Решение Высшего совета ЕАЭС от 20.12.2019 № 31 «О плане мероприятий, направленных на формирование общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза». URL.: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=342926#bIBER7TWWK1O2Lmj2 (дата обращения: 25.05.2022).
10. Ученые оценили энергетическое неравенство стран Евразийского экономического союза. URL.: https://iq.hse.ru/news/488970459.html (дата обращения: 29.05.2022).
11. V.Bianco, L.Proskuryakova, A.Starodubtseva. Energy inequality in the Eurasian Economic Union. URL.: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S1364032121004445 (дата обращения: 29.05.2022).
12. Анализ данных. URL: http://stat.customs.gov.ru/analysis. (дата обращения: 24.05.2022).
13. Информационный блок. URL.: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/ energetikaiinfr/energ/Pages/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA-D1%81%D1%82 %D1%80%D0%B0% D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0.aspx (дата обращения: 30.05.2022).
14. Чем выгоден странам ЕАЭС общий рынок энергоресурсов. Министр по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Темирбек Асанбеков. URL: https://eec.eaeunion.org/news/speech/chem-vygoden-stranam-eaes-obschiy-rynok-energoresursov-ob-etom-v-intervyu-quot-rossiyskoy-gazete-quot-ministr-po-energetike-i-infrastrukture-eek-temirbek-asanbekov/ (дата обращения: 31.05.2022).
15. Сопилко Н.Ю. Энергетическая интеграция государств Евразийского экономического союза // Вопросы региональной экономики. — 2019. — № 1(38). — С. 146–152.
16. Обзор энергетики стран БРИКС 2020. URL: https://brics-russia2020.ru/images/114/89/1148936.pdf. (дата обращения: 25.05.2022).
17. Маркаров А.А. Интеграция Армении в общий электроэнергетический рынок ЕАЭС: риски и возможности / А.А. Маркаров, В.С. Давтян // Геоэкономика энергетики. — 2021. — Т. 14. — № 2. — С. 124–138.
18. Цедрик А.В. Общий энергетический рынок стран ЕАЭС: анализ, риски и барьеры на пути к интеграции, рекомендации // Тенденции экономического развития в XXI веке: Материалы II Международной научной конференции, Минск, 28 февраля 2020 года / Редколлегия: А.А. Королёва (гл. ред.) [и др.]. — Минск: Белорусский государственный университет, 2020. — С. 108–111.
19. Кришталь Д. С. Обеспечение энергетической безопасности Республики Беларусь в условиях формирования общего рынка энергоресурсов международных организаций региональной интеграции // Теоретико-прикладные перспективы правового обеспечения развития экономики: Материалы международного научно-практического круглого стола. — Минск: Белорусский государственный университет, 2021. — С. 136–142.
20. Борисова Ю.М. Будущий общий рынок электроэнергии в странах ЕАЭС: проблемы и перспективы // Проблемы постсоветского пространства. — 2019. — Т. 6. — № 1. — С. 43–52.
21. Икрамов С.Т. Энергетическая политика Центральноазиатских стран // Теории и проблемы политических исследований. — 2018. — Т. 7. — № 5A. — С. 73–80.
22. Страны ЕАЭС обсуждают проект энергокоридора из России через Казахстан в Киргизию. URL: https://tass.ru/ekonomika/14732619?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com (дата обращения: 31.05.2022).
23. Наш союз показал свою эффективность. Президент Казахстана выступил на Евразийском экономическом форуме. URL: https://profile.ru/politics/nash-sojuz-pokazal-svoju-effektivnost-1090341/ (дата обращения: 31.05.2022).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия