Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (83), 2022
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Щербаков В. В.
зав.кафедрой логистики и управления цепями поставок,
директор научно-образовательного центра «Логистика»
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, профессор


Профессиональные требования к подготовке логистов: стратегический форсайт и ситуационное реагирование
Статья освещает научно-обоснованный подход и опыт адаптации университетской системы профессиональной подготовки логистов к особенностям современной ситуации, обусловленной действием экономических санкций в отношении России. Раскрывает идейную связанность стратегического форсайта и ситуационного реагирования в формировании требований к постановке образовательных программ при взаимодействии образования с государством и бизнесом
Ключевые слова: подготовка логистов, университетская система профессиональной подготовки логистов, стратегический форсайт, динамическая преактивная модель логиста, целевая образовательная подготовка, индивидуальная образовательная траектория, инновационная образовательная программа
УДК 33.053.2; ББК 65.050   Стр: 228 - 232

Образовательная подготовка кадров является актуальной задачей развития экономики во все времена — как в периоды устойчивой динамики, так и в периоды кризисности. Ее решение предполагает наличие научно-образовательного потенциала и его адаптацию к конкретным условиям — перспективным (прогнозным) и текущим (ситуационным) при использовании методологии гибкого управления системой образования. Конкретно речь идет об университетской системе профессиональной подготовки логистов. На фоне действия факторов научно-технического прогресса — революция Industrie 4.0 тотального характера, проводящая идею клиентоориентированного развития при использовании ресурса цифровой трансформации, сегодня эта система оказывается под влиянием геоэкономической ситуации — санкционного давления, оказываемого на Россию, причем испытывает его дважды. С одной стороны, как составляющая национальной системы образования она становится выключенной из Болонского процесса, что требует поиска альтернативы при максимальном использовании накопленного за время участия в нем опыта и созданного на его базе научно-образовательного потенциала. А с другой стороны, будучи частью национальной логистической системы, она должна реагировать на ситуацию через содержательную постановку образовательных программ подготовки логистов при использовании инструментов мониторинга в сочетании с форсайт-технологией.
Соответствующие правила Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ) формирует на базе профильной кафедры логистики и управления цепями поставок и этим создает прецедент к развитию ранее выработанных подходов [1; 2, с. 68–142], получивших оценку общественности и официальное признание включением ее научно-педагогической школы в Реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга по направле­нию «Развитие коммерции, логистики и управления цепями поставок в условиях экономической интеграции и информатизации» (распоряжение Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга от 13.12.2013 г. № 99) [3, 4]. Достижением последних лет является создание заделов системы непрерывного межуровневого образования, осуществляющей модель стратегического форсайта — проектирования будущего профессии логиста и программной реализации проекта с участием разработчика. Задача дифференциации образовательных услуг на основе форсайт-технологии с учетом перспективных потребностей бизнеса решается кафедрой при активизации стратегического сотрудничества с ОАО «РЖД» как головной компанией одноименного холдинга. Общий замысел системы иллюстрирует рис. 1.
Рис. 1. Модель стратегического форсайта системы непрерывной межуровневой подготовки логистов для холдинга РЖД [5, с. 293]

В рамках модели стратегического форсайта подготовку логистов целевым назначением для ОАО «РЖД» предполагается осуществлять на основе адаптации разработанной кафедрой принципиальной схемы (рис. 2) — создания динамической преактивной модели логиста с вариантами реализации в системе непрерывной межуровневой образовательной подготовки посредством построения индивидуальных образовательных траекторий профессионального компетентного роста в формате связности образовательных программ СПО, ВПО, ДПО. В идеале индивидуальные образовательные траектории могут стать инструментом личностно-ориентированного образования при осуществлении кадровой политики ОАО «РЖД» в управлении человеческим капиталом и строиться на основе согласования профессиограмм и карьерограмм специалистов и руководителей транспортно-логистического бизнеса.
Рис. 2. Модель образовательной подготовки в системе высшего профессионального образования (принципиальная схема) [2, с. 139]

В деле создания системы непрерывного межуровневого образования получены следующие результаты:
– организован целевой набор на обучение по программе бакалавриата «Логистика и управление цепями поставок» (направление 38.03.02 «Менеджмент») с преференциями ОАО «РЖД» — с 2018–2019 учебного года;
– разработана и осуществляется совместно с кафедрой Маркетинга СПбГЭУ целевая программа магистратуры «Логистические и маркетинговые стратегии клиентоориентированности транснациональной транспортно-логистической компании» с преференциями ОАО «РЖД» и АО «РЖД Логистика» — с 2020–2021 учебного года;
– разработаны и осуществляются программы повышения квалификации специалистов ОАО «РЖД» «Логистика и управление цепями поставок», «Логистика, маркетинг и управление клиентоориентированностью на железнодорожном транспорте» на базе Института ДПО — «Высшая экономическая школа» СПбГЭУ — с 2018 года.
В режиме стратегического мониторинга, направленного на реализацию концепции ESG, — задача дифференциации предложения образовательных услуг актуализирована заданием ОАО «РЖД» на разработку профилей программы бакалавриата с элементами конвергенции знаний, умений и навыков, отвечающих потребностям устойчивого развития транспортно-логистического бизнеса: «логист-технолог», «логист-эколог» и «логист-юрист».
Видение перспектив дальнейшего развития университетской системы непрерывного межуровневого образования по логистике связывается с предстоящей трансформацией действующей в стране системы высшего профессионального образования, ориентированной в целом на Болонский процесс. Сегодня поиск альтернативы ведется на государственном уровне, о чем свидетельствуют официальные заявления Министра науки и высшего образования В.Н. Фалькова [6]. В ожидании общесистемных организационных решений свое участие в трансформационном процессе кафедра логистики и управления цепями поставок проявляет инициативой о развитии сетевого взаимодействия вузов Дальнего востока, Сибири, Урала и Северо-Запада в рамках инновационной образовательной программы «Транссибирский экспресс логистики» и действует в интересах создания единой национальной образовательной среды на основе адаптации принципов Болонского процесса. Заимствованию подлежат, как минимум два принципа: модульное построение образовательной программы и распределенное участие вузов в ее реализации. Осуществление их при постановке, по преимуществу, элективных дисциплин (базовые дисциплины должны быть посвящены каноническим основам логистики в цифровой экономике) предоставит обучающимся возможность уточнять предметно выбор профессии логиста и выстраивать индивидуальные образовательные траектории посредством предусмотренной программой академической мобильности с вариантами решений: мобильность преподавателей и мобильность обучающихся. По замыслу, такой подход в организации стратегического форсайта позволит обеспечить профессиональную занятость выпускников в рамках принципиального выбора логистики как вида экономической деятельности, дифференцированную в разрезе предлагаемых программой специализированных профилей.
В порядке сочетания режима стратегического мониторинга с режимом мониторинга оперативного в системе непрерывного межуровневого образования кафедра логистики и управления цепями поставок сосредоточивает свою активность на вопросах коррекции содержания образовательных программ и их специальных дисциплин, требующих подвижки в структурных модулях, сопряженных, прежде всего, с организацией транспортной логистики.
Ситуация, складывающаяся на рынке транспортно-логистических услуг, свидетельствует о том, что санкции коснулись всех видов транспорта. В наибольшей степени пострадали морские и авиационные перевозки, в отношении которых введены масштабные санкции, нарушившие мультимодальные схемы доставки грузов и логистические цепочки:
– приостановлено бронирование судов (букинг) в направлении России;
– прекращен прием заявок на перевозку грузов ключевыми игроками рынка международной логистики;
– запрещен вход судов с российскими флагами в порты стран Евросоюза, США и др. (в седьмом пакете июля 2022 года санкция дополнена запретом на заходы в морские шлюзы);
– запрещен полет самолетов российских авиакомпаний над территорией Евросоюза, США и др. стран;
– затруднено осуществление валютных операций в расчетах с иностранными контрагентами.
Действием санкций фактически блокировано функционирование российской транспортно-логистической системы — вывод подтверждает мнение главы Минтранса России В.Г. Савельева: «Те санкции, которые наложили сегодня на РФ, практически поломали всю логистику в нашей стране» [7].
Для устранения возникших разрывов в логистических цепочках становится необходимым:
– переориентировать грузопотоки на другие направления, например, на международный транспортный коридор «Север-Юг» с охватом таких стран, как Армения, Азербайджан, Иран, Турция, Индия и др. при создании Национального логистического оператора;
– перераспределить грузопотоки на другие виды транспорта, менее пострадавшие в условиях действия санкций, например, железнодорожный;
– увеличить, по возможности, интенсивность грузопотоков на Восточном полигоне российских железных дорог с ориентацией на страны Юго-Восточной Азии.
Указанные меры ситуационного реагирования приняты в разработку профильными министерствами, однако они не исключают необходимости применения стратегического подхода к решению проблемы устойчивости национальной логистической системы, причины возникновения которой проистекают во многом от недооценки экономических реалий, таких как:
• смена парадигмы управления в динамике движения от индустриального к постиндустриальному, информационному укладу экономики — переход от управления предприятиями к управлению цепями поставок.
В индустриальной экономике основным объектом управления являлось предприятие — имущественный комплекс, располагающий производственными и финансовыми активами и способный преобразовывать производственные ресурсы в товар, нужный рынку. Начиная с последней четверти ХХ века главным хозяйствующим субъектом выступают корпорации, объединяющие несколько предприятий. Как результат в постиндустриальной экономике основным объектом хозяйственного управления становится интегрированная логистическая цепь — первым среди российских ученых это положение доказал профессор Л.С. Бляхман, сделавший вывод о переходе от конкуренции предприятий к конкуренции цепей поставок [8, с. 633–665]. В современном информационном обществе с цифровой экономикой этот вывод обобщен до построения цепочек создания добавленной стоимости (потребительской ценности) с сетевой структурой и экосистемной организацией логистики [9, 10];
• усиление позиционной значимости уникальных хозяйствующих субъектов в сложно конфигурируемых логистических цепочках.
В современной экономике стратифицированного типа [11] банкротство всего лишь 0,035% компаний, уникальность расположения которых в логистических цепочках очень сложно заранее предсказать, может распространиться на операции почти четверти (23%) национальной экономики — вывод сделан группой австрийских и венгерских ученых в Венском научном центре комплексности (CSHV) — коллаборации нескольких австрийских университетов под руководством Стефана Тернера [12]. Центр занимается исследованиями эффекта санкций. Задачей этой работы является вычисление «слабого звена» в национальных экономиках — пула компаний, возможное выключение которых из логистических цепочек резко и непропорционально снизило бы выпуск в остальной экономике. По результатам оценки санкций, введенных против России, предполагается, что в промышленности наиболее пострадавшими секторами окажутся машиностроение и производство электрооборудования;
• правовая неурегулированность логистики в экономике России.
Ситуация, сопряженная с санкционным давлением, обострила проблему отсутствия законодательной базы в сфере логистики, проистекающую от «отсутствия присутствия» логистики как самостоятельного вида экономической деятельности в действующем в РФ Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД).
В порядке сравнения можно привести опыт законодательных решений Республики Беларусь, где логистическая деятельность строится на документах национального уровня — СТБ, имеющих статус государственного стандарта, например:
СТБ 2047–2010 «Логистическая деятельность. Термины и определения» — устанавливает термины и определения основных понятий логистики;
СТБ 2306–2013 «Услуги логистические. Общие требования и процедура сертификации» — устанавливает виды логистических услуг, категории исполнителей логистических услуг, общие требования, предъявляемые к исполнителям логистических услуг;
СТБ 2046–2010 «Транспортно-логистический центр. Требования к техническому оснащению и транспортно-экспедиционному обслуживанию» — устанавливает требования к оснащению транспортно-логистических центров и оказанию транспортно-логистических услуг;
СТБ 2133–2010 «Классификация складской инфраструктуры» — устанавливает основные требования к классификации складской инфраструктуры транспортно-логистических центров Республики Беларусь;
СТБ 2196–2011 «Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Интерактивные электронные технические руководства. Требования к логистической структуре базы данных» — устанавливает требования к логистической структуре баз данных, используемых для разработки сопровождения интерактивных электронных технических руководств (ИТЭР) на промышленные изделия, а также баз данных, входящих в состав ИТЭР;
СТБ 2345–2013 — «Логистическая деятельность. Требования к компетентности персонала исполнителей логистических услуг» — устанавливает требования к профессиональной компетенции, знаниям, навыкам и умениям персонала для операционного, высшего и стратегического менеджмента; и др.
Показателен также опыт организационных решений Китайской Народной Республики, где логистика является приоритетом государственной политики:
– Правительство Китая определило логистику как стратегическую отрасль, выделив ее в отдельную строку пятилетних планов;
– государство направляет огромные инвестиции на развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Известно, например, что в 2005–2010 гг. было выделено более 100 млрд долл. капиталовложений;
– основная часть государственной стратегии по развитию транспортно-логистической отрасли — это создание логистических центров и специальных зон;
– логистическим рынком управляют в основном государственные транспортные холдинги. Жесткое регулирование рынка создает барьеры для вхождения на рынок иностранных компаний.
Отмеченные причинно-следственные зависимости можно рассматривать «сигналами оповещения» о проблеме устойчивости национальной логистической системы (аналогичные тем, которые поступали в период действия пандемийных ограничений и других нештатных событий) с учетом того, что логистика в нашей стране объективно является одним из основных факторов макроэкономической стабильности [13].
Макроэкономическая стабильность рассматривается как результат институционально-регулярного воздействия государства на факторы развития национальной экономики с целью обеспечения экономической безопасности страны. Исходя из этого, на государственном уровне требуется разработка Стратегической программы развития логистики, в рамках которой необходимо предусмотреть следующее:
1. Определение статуса логистики в структуре национальной экономики с выделением ее в самостоятельный вид экономической деятельности в ОКВЭД;
2. Определение статуса логистики в системе профессионального образования с выделением из направления «Менеджмент» (уровни бакалавриата и магистратуры) в самостоятельное направление образовательной подготовки укрупненной группы 38.00.00 — «Экономика и управление»; открытие самостоятельной научной специальности «Логистика» (уровень подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре) в группе научных специальностей 5.2 — «Экономика».
3. Разработка стандартов, в том числе профессиональных и образовательных, по логистике для формирования моделей подготовки логистов и построения бизнес-ориентированных индивидуальных образовательных траекторий с перспективой реализации стратегических приоритетов развития транспортно-логистического бизнеса в условиях новой макроэкономической ситуации регулирования направленности и интенсивности грузопотоков. Увеличение числа бюджетных мест для подготовки логистов на всех уровнях системы высшего профессионального образования.
4. Поддержка сетевых форм организации образования, обеспечивающих потребности региональных, отраслевых и межотраслевых комплексов в соответствии с функционалом логистики в политике импортозамещения и обеспечения экономической безопасности страны.
5. Расширение практики обязательной переподготовки по специализированным программам «Логистика и управление цепями поставок» в системе дополнительного профессионального образования сотрудников, работающих в логистическом секторе экономики и не имеющих базового образования.
Прямая заинтересованность кафедры логистики и управления цепями поставок принять идейное участие в решении проблемы устойчивости национальной системы логистики через образование — содержательную адаптацию программ подготовки высококвалифицированных кадров посредством стратегического форсайта — выразилась доведением сформулированных выше предложений до хозяйственного руководства страны через научно-профессиональное и бизнес-сообщества в рамках мероприятий Казанского международного конгресса Евразийской интеграции — 2022 (9–10 июня 2022 г., г. Казань) и IX Международного форума «ТЕХНОПРОМ-2022» (23–26 августа 2022 г., г. Новосибирск). Представленные к обсуждению, они получили необходимую поддержку и нашли отражение в итоговых документах — адресных резолюциях участников мероприятий.


Статья опубликована в рамках материалов Третьего Казанского международного конгресса евразийской интеграции – 2022.
Поступила в редакцию 30.07.2022

Список использованных источников:
1. Щербаков В.В. Исторический постфактум и прескрептивы кафедры логистики и управления цепями поставок // Известия Санкт-Петербургского государственного экономической университета. — 2020. — № 2 (122).
2. Горбашко Е.А., Щербаков В.В., Онуфриева О.А. Качество образования в реалиях современного мира: вызовы, уроки, тренды, возможности / под ред. Е.А. Горбашко. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2021. — 171 с.
3. Щербаков В.В. Консенсуальный принцип развития научной школы кафедры коммерции и логистики Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов: курс на инновации при сохранении традиций // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 2 (42).
4. Щербаков В.В. Научно-педагогическая школа кафедры: развитие идеологии и организация // Известия Санкт-Петербургского гтсударственного экономической университета. — 2020. — № 2 (122).
5. Щербаков В.В. Образовательный эксперимент по логистике: 20 лет спустя // Логистика: форсайт-исследования, профессия, практика: Материалы II Национальной науч.-образовательной конф. 21 октября 2021. г. Санкт-Петербург / отв. ред. В.В. Щербаков. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ. 2021. — С. 288–295.
6. Новая национальная система высшего образования может заработать в России со следующего года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5492484 (дата обращения 31.08.2022).
7. В Минтрансе заявили о проблемах с логистикой из-за санкций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.interfax.ru/russia/842137 (дата обращения 07.06.2022).
8. Бляхман Л.С. Глобальные, региональные и национальные тенденции развития экономики России в XXI веке: Избранные труды / ред. и сост. И.С. Минко. СПб.: Изд-во С. Петерб. гос. ун-та, 2016. — 672 с.
9. Щербаков В.В., Силкина Г.Ю. Синергия моделей сетевой организации логистики и инфокоммуникаций // Развитие науки и научно-образовательного трансфера логистики / под науч. ред. В.В. Щербакова. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. — С. 25–46.
10. Силкина Г.Ю. Интернет-ресурсы сетецентричной организации производственно-логистических экосистем // РИСК. — 2022. — № 3.
11. Силкина Г.Ю., Шевченко С.Ю, Стратифицированное представление о современной экономике в формировании бизнес-моделей и организации менеджмента // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2021. — № 2 (128).
12. Бутрин Д. Как уничтожать рябью на воде // Коммерсант. — 2022. — № 88. (23 мая).
13. Щербаков В.В. Логистическое обеспечение транзитного потенциала России на основе позиционного лидерства холдинга «РЖД» // Проблемы современной экономики. — 2019. — № 3.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия