Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (83), 2022
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Сергеева А. В.
доцент кафедры экономики предприятия и управления персоналом
Донецкого национального университета экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского,
кандидат экономических наук


Синергетические мейнстримы развития стратегического партнерства предпринимательских структур Донецкой Народной Республики
В статье сформирована авторская трактовка дефиниции «синергия стратегического партнерства». Доказана роль экономического потенциала Донецкой Народной Республики в развитии стратегического партнерства предпринимательских структур в условиях социально-экономических трансформаций. Обоснованы синергетические мейнстримы развития партнерства предпринимательских структур ДНР на основе синхронизации внешних и внутренних предпосылок
Ключевые слова: стратегическое партнерство, синергетические мейнстримы, экономический потенциал, Донбасс
УДК 334.7:338.2; ББК 65.05   Стр: 170 - 176

В условиях изменчивости и неопределенности бизнес-пространства, обусловленных интенсивными процессами глобализации, интеллектуализации и цифровизации бизнеса и общества в целом, одной из траекторий развития предпринимательских структур является переход от прямого противостояния к стратегическому партнерству. На сегодняшний день формы и способы реализации стратегического взаимодействия предпринимательских структур требуют радикальных изменений, связанных с трансформацией традиционных бизнес-моделей, реконструкцией и перепрофилированием бизнес-процессов, а также разработкой и внедрением новых взаимовыгодных форматов долгосрочного сотрудничества, интеграции и кооперирования усилий, ресурсов и компетенций с различными участниками рынка. В связи с этим, возрастающую практическую и научную актуальность в процессе формирования и развития стратегического партнерства предпринимательских структур приобретает определение и оценка результатов (синергии) совместной деятельности, а также обоснование их влияния на дальнейшее развитие партнерских отношений. Актуализация данной проблематики усиливается в условиях трансформационных изменений экономики Донецкой Народной Республики, направленных на активную интеграцию в экономическое пространство Российской Федерации. Конститутивной основой таких изменений является способность республиканских предпринимательских структур к интегрированному развитию на основе стратегического партнерства с различными участниками экономических отношений Российской Федерации, определению и использованию взаимовыгодных форм организации совместной деятельности, способствующих достижению устойчивых конкурентных преимуществ и их укреплению в долгосрочной перспективе.
Значительный вклад в научное исследование вопросов, посвященных определению природы, сущности, источников возникновения и форм проявления синергии в результате стратегического партнерства предпринимательских структур, внесли такие ученые и практики, как: И. Ансофф, М. Портер, Дж. Хамел, К. Прахалад И. Ивашковкая, А.А. Бурдина, Е.М. Гребешкова, В.И. Добросоцкий, Т.И. Ермак, Ю.А. Наумова, О.Л. Некрасова, А.Ю. Никитаева, К.Л. Полупан, О.В. Согачева, Е.С. Степанова, О.Ф. Шахов и др. Однако ряд вопросов в области выявления необходимых и достаточных предпосылок обеспечения эффективного взаимодействия стратегических партнеров и определения его результатов остается открытым.
Целью статьи является обоснование синергетических мейнстримов развития стратегического партнерства предпринимательских структур Донецкой Народной Республики, основанных на взаимовыгодном комбинировании и использовании ресурсов и компетенций партнеров с учетом необходимости обеспечения уникальности вклада и прибыльности каждого из них
Рассматривая стратегическое партнерство как модель экономического поведения предпринимательских структур, предусматривающее создание совместной ценности на основе комбинирования и использования комплементарных ресурсов, компетенций и динамических способностей партнеров, целесообразно отметить, что результатом установления и развития партнерских отношений является получение положительной синергии. В экономических науках синергия раскрывается в «...процессах возрастания эффективности деятельности в результате сочетания, соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет, так называемого, системного эффекта или эффекта эмерджентности» [1–4]. Поэтому в контексте формирования и развития стратегического партнерства синергию автором статьи предлагается рассматривать как прирост (увеличение, превышение) эффективности деятельности предпринимательских структур в результате комбинированного использования комплементарных ресурсов, компетенций и динамических способностей партнеров в форме взаимовыгодного сотрудничества, интеграции и кооперативного взаимодействия, над результатами действия партнеров по отдельности, который позволяет получить дополнительные (синергетические) эффекты.
Основой развития стратегического партнерства предпринимательских структур Донецкой Народной Республики в условиях трансформационных изменений мирового бизнес-пространства, обострения военно-политического конфликта и интеграции республиканской экономики в предпринимательскую среду Российской Федерации, является экономический потенциал Донецкой Народной Республики. Наибольшее значение для развития партнерских отношений республиканских предпринимательских структур имеют такие составляющие экономического потенциала Республики, как сырьевой, промышленный, торговый, экспортный, кадровый и транспортный потенциалы.
Несмотря на негативное влияние последствий военно-политического кризиса и пандемии COVID-19, плодотворная многолетняя работа по восстановлению и развитию экономики Донецкой Народной Республики, а также налаживанию долгосрочного экономического сотрудничества с дружественными государствами, свидетельствуют о положительных тенденциях изменения экономического потенциала ДНР, наглядным представлением которых служат темпы роста показателей экономического развития за 2020–2021 гг. (табл. 1).

Таблица 1
Динамика основных показателей экономического развития Донецкой Народной Республики
№ п/пПоказателиТемпы роста показателей в % к соответствующему периоду предыдущего года
2020 г.1кв. 2021 г.1 полуг. 2021 г.3 кв. 2021 г.9 мес. 2021 г.4 кв. 2021 г.2021 г.
1Объем реализации промышленного производства77,698,9108,6114,4110,4166,8125,5
2Объем реализации продукции добыва-ющей промышленности97,297,5115,598,3
3Объем реализации продукции перераба-тывающей промышленности65,083,3105,5116,5109,3207,7135,7
4Объем вы-полненных строительных работ101,1113,9211,9168,1145,7
5Оборот розничной торговли (с учетом деятельности ФЛП) в сопоставимых ценах123,4112,8110,7110,8110,2
6Объем реализованных услуг населению102,4106,4119,8121,8120,5126,2122,5
7Поставка электроэнергии101,1118,9116,8114,2116,1122,8117,9
8Водоснабжение139,4113,1117,1129,5121,4132,1124,2
Рассчитано автором по источникам [5, 6, 8, 9]

Существенную роль в развитии стратегического партнерства предпринимательских структур Донецкой Народной Республики играет ее промышленный потенциал. Объём реализованной промышленной продукции по итогам 2021 года увеличился на 25,5% по сравнению с прошлым годом. Наибольший вклад в ускорение внесли отрасли перерабатывающей промышленности, доля которой в общем объёме реализованной промышленной продукции увеличилась на 4,2 п.п. и составила 56,1%, а объём реализованной ими продукции вырос на треть (+35,7%). Наибольшими драйверами роста в 2021 г. стали металлургия и машиностроение (в 1,5 раза), деревообработка (+41,6%), производство кокса и продуктов нефтепереработки (+40,7%), резиновых и пластмассовых изделий (+37,6%). Производство мебели выросло в 2,3 раза, фармацевтическое производство — на 14,6%, пищевая промышленность — на 14,3%, химический комплекс — на 5,3% [5–6].
Темпы роста пищевой промышленности Донецкой Народной Республики, которая не является основной отраслью в структуре республиканской экономики (на нее приходится примерно 18% от всего производства товаров в ДНР) за последние годы свидетельствуют об усилении промышленного потенциала Республики, который в будущем откроет новые возможности и горизонты для налаживания долгосрочных партнерских отношений между предпринимательскими структурами, как на внутреннем, так и на внешних рынках. В ДНР производят продукты мукомольно-крупяной промышленности, хлеб, хлебобулочные, мучные изделия, макароны, мясо и мясные продукты, кондитерские изделия, перерабатывают и консервируют рыбу, фрукты и овощи. Также развито производство растительного масла, молочных продуктов, кормов для животных.
Активное развитие демонстрирует агропромышленный комплекс Республики на основе роста объемов производства, экспорта и привлеченных инвестиций. АПК Донецкой Народной Республики формирует мощный сырьевой потенциал для развития стратегического партнерства предпринимательских структур в разных формах (отраслевые соглашения, кластерные объединения, государственно-частное партнерство и др.) и на разных уровнях (отраслевом, республиканском и международном). На сегодняшний день сырьевым потенциалом ДНР выступает продукция животноводства и растениеводства, в частности мясо свиней и птицы, зерно, молоко, яйца, подсолнечник, грецкие орехи, овощи и фрукты. В рамках стратегии развития сельского хозяйства ДНР до 2025 планируется увеличить объемы производства сельхозпродукции на 35%, а экспорт — на 18% по сравнению с 2021 г. [7], что позволит решить две взаимосвязанные задачи: первая — производство сырья в объемах, необходимых для достижения критериев продовольственной безопасности и развития пищевой промышленности ДНР, вторая — увеличение экспорта продукции как дополнительного стимула экономического роста агропромышленного производства и расширения партнерских связей предпринимательских структур разных отраслей. Помимо роста ключевых показателей в задачи стратегии развития сельскохозяйственной отрасли входит обеспечение рационального использования фонда земель, создание условий для развития внутреннего рынка сельхозпродукции и повышения ее конкурентоспособности, привлечение инвестиций, расширение рынка сбыта, техническая модернизация, развитие сельских территорий.
Положительные векторы экономического развития также наблюдаются и на потребительском рынке Донецкой Народной Республики, который формирует торговый потенциал стратегического взаимодействия предпринимательских структур, в частности, в сфере торговли и оказания услуг населению, что отражается на увеличении объемов розничного и оптового товарооборота (рис.1) соответственно на 10,2% и 11,6% в 2021 г., реализованных потребительских услуг населению (табл. 1) на 22,5%, оборота организаций общественного питания на 25,5%, количества объектов розничной торговли (в т.ч. сетевых форматов) на 3,3%, общественного питания и бытового обслуживания населения на 1,1% [8, 9].
Приоритетными направлениями развития потребительского рынка товаров и услуг ДНР являются: максимальное удовлетворение запросов потребителей, предоставление населению выбора доступных, качественных и необходимых товаров, обеспечение возможности для местных производителей реализовывать свою продукцию. Всё это будет способствовать дальнейшему развитию различных форм партнерских отношений в ценностной цепочке «производитель-реализация-конечный потребитель».
Рис. 1. Динамика объемов товарооборота Донецкой Народной Республики
Рассчитано авторами по источникам [8, 9]

Кроме сырьевого, промышленного и торгового потенциала, Донецкая Народная Республика обладает существенным кадровым потенциалом для развития стратегического партнерства предпринимательских структур, который представлен, прежде всего, качественным составом инженеров и конструкторов, металлургов, шахтеров, энергетиков, ученых. Именно человеческий потенциал может стать опорой для перезапуска различных внутренних и внешних процессов в ДНР, расширения экономического и социального взаимодействия предпринимательских структур Республики и других государств.
Положительное влияние на развитие социального партнерства в ДНР на разных уровнях оказало повышение в 2021 г. среднемесячной заработной платы штатных работников во многих сферах предпринимательской деятельности, размер повышения которой в номинальном выражении составил 27%, в реальном выражении — 8,1% (в годовом выражении), а также рост количества трудоустроенных работников на 3,6% [6].
Особо важное значение для развития партнерских отношений предпринимательских структур ДНР имеет развитие внешнеэкономической деятельности, которая также демонстрирует положительные тенденции за последние годы (рис. 2). В 2021 г. наблюдается существенное увеличение экспорта продукции местных производителей при незначительном увеличении импорта товаров, что свидетельствует о положительном торговом балансе и экономическом росте ДНР.
Рис. 2. Основные показатели внешнеэкономической деятельности Донецкой Народной Республики за 2020–2021 гг.
Рассчитано авторами по источникам [6, 9]

Существенный потенциал долгосрочного взаимного сотрудничества на международном уровне составляют внешнеторговые связи ДНР с Российской Федерацией, на долю экспорта в которую приходится более 80% внешнеторгового оборота Республики [9]. Товарная структура республиканского экспорта в Россию представлена следующими группами товаров: продукция машиностроения, металлы и изделия из них, минеральные и химические продукты, каменный уголь, целлюлозно-бумажные изделия, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. Из продуктов питания на сегодняшний день в Россию из ДНР реализуются зерновые культуры, подсолнечное масло сырец, пшеничная мука, шоколадные и мучные кондитерские изделия, соусы и продукты для их приготовления, мороженое и др. Поэтому Российская Федерация выступает основным рынком сбыта широкого ассортимента промышленных и аграрных товаров Республики.
Рассматривая значение Российской Федерации как поставщика продукции и товаров в ДНР, необходимо отметить, что оно также велико, как и республиканский экспорт в Россию, поскольку покрывает более 50% импортных потребностей населения Республики по следующим группам товаров: продовольственные товары, горюче-смазочные материалы, машины, оборудование и транспортные средства, строительные материалы, лекарственные и медицинские изделия, текстильные изделия и обувь, металлы и изделия из них [8, 9].
Мощным прорывом в формировании долгосрочного и плодотворного экономического сотрудничества Донбасса с Российской Федерацией стало признание независимости Донецкой и Луганской Народных Республик 21 февраля 2022 г. и подписание соответствующих договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, а также принятый накануне 15 ноября 2021 г. Указ Президента Российской Федерации № 657 «Об оказании гуманитарной поддержки населению отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» [10, 11]. Согласно данных документов приняты ряд мер по развитию торгово-экономических и научно-технических партнерских отношений, объединению энергетических и транспортных систем, взаимоувязыванию систем связи и телекоммуникаций, допуску на российские рынки товаров из ДНР на равных условиях с товарами российского происхождения в целях осуществления государственных закупок, а также снятию количественных ограничений по экспорту и импорту товаров между Россией и Республикой. Речь идет о продукции металлургии, угле, стальных канатах, холодильном оборудовании, резинотехнических изделиях, цементе, макаронных и кондитерских изделиях, подсолнечном масле, зерновых, соусах, мороженом, замороженных полуфабрикатах (вареники и пельмени), колбасных изделиях, сельскохозяйственной и другой продукции под маркировкой «Сделано в ДНР».
По мнению многих российских экспертов, промышленность Донецкой Народной Республики уже в какой-то степени интегрирована в российскую экономику. Практическим примером реализации новых мер поддержки и развития сотрудничества ДНР и Российской Федерации является начало поставок ООО «Енакиевский мясокомбинат» колбасных изделий в Ростовскую область в начале января 2022 года. Также о намерении воспользоваться новыми возможностями заявили в Южном горно-металлургическом комплексе, объединившем крупнейшие металлургические и коксохимические производства Донбасса: Енакиевский металлургический завод, Макеевский металлургический завод, Макеевкокс, Ясиновский коксохимический завод, Комсомольское рудоуправление в ДНР, Алчевский металлургический комбинат и Стахановский ферросплавный завод в ЛНР. Кроме того, многие предпринимательские структуры Республики, особенно машиностроительные, выполняют заказы российских компаний на специальную технику.
Большое значение для социально-экономического развития ДНР имеют заключенные в конце мая 2022 г. соглашения на основе принципов Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между городами Российской Федерацией и ДНР. Документы предусматривают оказание городам Республики и ее жителям всесторонней помощи для скорейшего восстановления экономики, инфраструктуры, возвращения к мирному укладу жизни, реализацию инфраструктурных проектов на территории городов, направленных на восстановление и развитие коммунальной, инженерной, транспортной и иной инфраструктуры, гуманитарную помощь. Также в соглашениях зафиксирован взаимный интерес сторон к сотрудничеству и реализации совместных проектов и решений в сфере промышленности, АПК, развития предпринимательства, науки и образования, спорта, индустрии туризма, молодежной политики, культуры, добровольчества, охраны здоровья и социальной защиты населения. Указанные мероприятия уже имеют практическую реализацию в части: начала реконструкции коммунальной и транспортной инфраструктуры ДНР, промышленных объектов; восстановления жилого фонда, предоставления гуманитарной и иной помощи населению Республики и освобожденных от ВФУ территорий; формирования и развития совместных образовательных программ высшего образования на принципах сетевого обучения; интеграции государственного республиканского оператора мобильной связи «Феникс» в российское сотовое пространство РФ для облегчения мобильных коммуникаций жителей Республики; интеграции в банковскую систему ДНР одного из крупных банков России ПАО «Промсвязьбанк» с целью предоставления банковских и иных финансовых услуг, в том числе кредитования юридических и физических лиц, открытия и ведения банковских счетов и других услуг на территории Донецкой Народной Республики.
Социально-экономические отношения Донецкой Народной Республики также активно развиваются на основе стратегического партнерства с соседней Луганской Народной Республикой, Республиками Крым, Южная Осетия и Абхазия, которое закреплено соответствующими документами о взаимном долгосрочном сотрудничестве, направленное на решения совместных задач, реализацию совместных проектов и деятельности на принципах получения синергетических эффектов всех участников договоров.
Рассмотренные тенденции и предпосылки развития стратегического партнерства предпринимательских структур ДНР с внешними ключевыми партнерами позволили выделить и обобщить источники синергии в результате их взаимодействия, представленных в табл. 2.

Таблица 2
Источники синергии стратегического партнерства предпринимательских структур Донецкой Народной Республики с внешними ключевыми партнерами
Внешние ключевые партнерыЗаконодательная базаИсточники синергии
Российская Федерация– Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой от 21.02.2022 г.
– Указ Президента РФ от 15.11.2021 г. № 57 «Об оказании гуманитарной поддержки населению отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины»
– Соглашения о сотрудничестве городов РФ и ДНР.
– допуск на российские рынки товаров из ДНР на равных условиях с товарами российского происхождения для обеспечения государственных нужд;
– отмена количественных ограничений экспорта и импорта для товаров, перемещающихся между РФ и ДНР;
– развитие торгово-экономических, научно-технических отношений;
– объединение энергетических и транспортных систем;
– взаимоувязывание систем связи и телекоммуникаций и др.
Луганская Народная Республика– Договоры Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в форме обмена письмами о создании единой таможенной территории и развитии экономической интеграции от 15.09.2021 г.– введение общего таможенного тарифа, режима свободной торговли товарами, единой таможенной политики;
– обеспечение единого порядка регулирования внешнеторговой деятельности;
– унификация законодательства в сфере таможенного регулирования;
– отмена таможенного контроля на внутренних границах ДНР и ЛНР.
Республики Абхазия, Южная Осетия, Крым и другие страны– Указ Главы ДНР № 322 от 29.10.2021 г. «Об урегулировании вопросов открытия и функционирования торговых представительств Донецкой Народной Республики в иностранных государствах»
– Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Южная Осетия и Донецкой Народной Республикой от 11.05.2017 г.
– Соглашения о сотрудничестве между ООО «Центр экономического взаимодействия республик» и предприятиями Донецкой Народной Республики и Республики Крым от 21.04.2017 г.
– обеспечение благоприятных экономических, финансовых и правовых условий для развития предпринимательской деятельности;
– развитие различных форм кооперации предпринимательских структур и прямых экономических связей;
– создание оптимальных условий для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, граждан и рабочей силы;
– расширение и диверсификация экспорта товаров и услуг;
– привлечение инвестиций и передовых технологий в экономику Донецкой Народной Республики
Составлено автором по источникам [10–16]

Законодательной основой развития стратегического партнерства в экономической, таможенной и налоговой областях Донецкой и Луганской Народных Республик стало подписание 15 сентября 2021 г. взаимных договоров в форме обмена письмами о создании единой таможенной территории и развитии экономической интеграции путём создания единого экономического пространства [12].
Большое значение в развитии стратегического взаимодействия Донецкой Народной Республики играет формирование и укрепление долгосрочного сотрудничества с Республикой Крым, которое началось 21 апреля 2017 г. с подписания соглашений о сотрудничестве между ООО «Центр экономического взаимодействия республик» и предпринимательскими структурами Донецка, Луганска и Крыма, а именно: ГП Донецкгормаш» (ДНР), ГП «Шахтерская птицефабрика» (ДНР), ГП «Сталепроволочный канатный завод «Силур» (ДНР), ООО СГ «Профстрой» (ДНР), ГУП «Донбассантрацит» (ЛНР), ООО «Заря» (РК), ООО «Фаворит-Юг» (РК), и ООО «Нижнегорский консервный завод» (РК) [16].
Стратегически важное значение для развития внешних партнерских отношений предпринимательских структур ДНР имеет ее транспортный потенциал, который характеризуется разветвленной транспортной системой в силу географического расположения Республики, что способствует установлению эффективных логистических связей предпринимательских структур ДНР с внешними партнерами.
Эффективное использование экономического потенциала Донецкой Народной Республики отражено в ключевых направлениях и механизмах реализации Программы социально-экономического развития ДНР на 2022–2024 годы [17, 18], которые определяют внутренние предпосылки развития стратегического партнерства предпринимательских структур Республики (рис. 3).
Рис. 3. Внутренние предпосылки развития стратегического партнерства предпринимательских структур Донецкой Народной Республики
Составлено автором по источникам [17, 18]

Синхронизация рассмотренных тенденций развития экономического потенциала Донецкой Народной Республики позволила определить возможные формы стратегического партнерства республиканских предпринимательских структур, а также сформировать синергетические мейнстримы его развития в ключевых сферах экономики (рис. 4).
По мнению автора, эффективная реализация мероприятий по использованию экономического потенциала ДНР позволит развивать стратегическое партнерство предпринимательских структур как на уровне Республики, так и на международном уровне, в таких формах:
– развитие внешних и внутренних взаимных соглашений на горизонтальном и вертикальном уровнях;
– создание совместных предприятий с предпринимательскими структурами РФ и другими стратегическими партнерами;
– создание кластерных объединений предпринимательских структур ДНР на отраслевом и региональном уровнях;
– развитие сетевых предпринимательских структур на внутреннем и внешнем рынках;
– развитие франчайзинга на территории ДНР совместно с предпринимательскими структурами РФ и другими стратегическими партнерами;
– развитие аутсорсинга бизнес-процессов предпринимательских структур;
– участие предпринимательских структур ДНР в цифровых экосистемах РФ;
– развитие крауд-партнерства для реализации инновационных проектов разного уровня;
– развитие государственно-частного партнерства в ДНР.
Перечисленные формы стратегического партнерства на основе объединения и взаимовыгодного использования ресурсов, компетенций, возможностей и усилий партнеров в долгосрочной перспективе будут приносить свои синергетические эффекты для предпринимательских структур.
На основе вышеизложенного, можно констатировать, что существующий экономический потенциал Донецкой Народной Республики и его положительные тенденции развития стимулируют расширение внутренних и внешних хозяйственных связей предпринимательских структур, способствуют трансформации форм стратегического партнерства, изменению бизнес-моделей, реконструкции и перепрофилированию бизнес-процессов, а также социально-экономическому развитию Республики в целом. Кроме того, предложенные синергетические мейнстримы развития стратегического партнерства предпринимательских структур будут способствовать решению ряда ключевых проблем бизнес-климата Республики, таких как: высокая степень рисков предпринимательской деятельности в условиях обострения военно-политического конфликта; небольшая емкость внутреннего рынка ДНР для реализации товаров собственного производства; недостаточный приток инвестиций в экономику ДНР и отсутствие действенных механизмов их привлечения; несовершенство законодательной базы и механизмов государственного регулирования партнерских отношений; разрушение производственных цепочек предпринимательских структур ДНР; наличие ограничений по внедрению и использованию технологических инноваций в сфере установления и развития стратегического партнерства; несовершенство финансового и ИТ-секторов; наличие системы ограничений для формирования и развития полноценных партнерских отношений, связанные с последствиями экономических санкций в отношении РФ.
Рис. 4. Синергетические мейнстримы развития стратегического партнерства предпринимательских структур Донецкой Народной Республики
Авторская разработка


Статья поступила в редакцию 07.06.2022.

Список использованных источников:
1. Бурдина А.А., Соловьева И.В. Анализ видов и форм синергетического эффекта слияния и поглощения предприятий авиационной отрасли // Экономическая теория, анализ, практика. — 2014. — Вып. 1. — С. 84–93.
2. Абдокова Л.З. Синергетический эффект как результат эффективного управления //Фундаментальные исследования. — 2016. — № 10. — С. 581–584.
3. Шлома Д.Н. Синергетический подход в цифровизации отраслей хозяйства // Россия и мировые тенденции развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Омск: Издательство: Омский государственный технический университет, 2021. — С. 442–454.
4. Шахов О.Ф. Эффекты стратегического партнерства государства и бизнеса // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. — 2017. — № 4. — С. 78–82.
5. Промышленность Донецкой Народной Республики за 2021 год [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития ДНР: [офиц. сайт]. URL: https://mer.govdnr.ru/images/phocadownloadpap/news/promyshlennost-2021-god.pdf (дата обращения: 08.03.2022).
6. Социально-экономическое развитие Донецкой Народной Республики за 2021 год [Электронный ресурс] // Правительство Донецкой Народной Республики: [офиц. сайт]. URL: https://pravdnr.ru/news/itogi-soczialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-za-2021-god/ (дата обращения: 05.03.2022).
7. Минагропром представил стратегию развития сельскохозяйственной отрасли до 2025 года Правительство Донецкой Народной Республики: [офиц. сайт]. URL: https://pravdnr.ru/news/minagroprom-predstavil-strategiyu-razvitiya-selskohozyajstvennoj-otrasli-do-2025-goda/ (дата обращения: 05.03.2022).
8. Стельмахова Н.В. Сфера торговли Донецкой Народной Республики: проблемы, направления развития // Вестник Института экономических исследований. — 2021. — № 2(22). — С. 49–57.
9. Об итогах работы внутренней торговли ДНР за 2020 г. [Электронный ресурс] // Министерство промышленности и торговли ДНР: [офиц. сайт]. URL: https://mpt-dnr.ru/news/1630-darjamiroshnik-rasskazala-ob-itogah-rabotyvnutrennei-torgovli-dnr-za-2020-god.html (дата обращения: 18.01.2022).
10. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой от 21.02.2022 г. (ратифицирован Федеральным законом от 22 февраля 2022 года № 15-ФЗ, вступил в силу 25 февраля 2022 года). Доступ из офиц. интернет-портала правовой информации РФ. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202202280001 (дата обращения 03.03.2022).
11. Об оказании гуманитарной поддержки населению отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: указ Президента РФ от 15.11.2021 № 657. Доступ из офиц. интернет-портала правовой информации РФ. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202111150030 (дата обращения 16.12.2021).
12. О создании единой таможенной территории и развитии экономической интеграции: договор в форме обмена письмами. Письмо Главы Донецкой Народной Республики Главе Луганской народной Республике от 15.09.2021. [Электронный ресурс] //Донецкое агентство новостей. URL: https://storage.lug-info.com/6/1/575ea38b-a00a-4926-bbc8–0e308aba7654.pdf (дата обращения 30.09.2021).
13. Об урегулировании вопросов открытия и функционирования торговых представительств Донецкой Народной Республики в иностранных государствах: указ Главы ДНР от 29.10.2021 № 322. Доступ из офиц. сайта Главы ДНР. URL: https://glavadnr.ru/doc/ukazy/Ukaz_N322_29102021.pdf (дата обращения 05.12.2021).
14. ДНР откроет свое первое торговое представительство в Абхазии [Электронный ресурс] // Донецкое агентство новостей. URL: https://dan-news.info/world/dnr-otkroet-svoe-pervoe-torgovoe-predstavitelstvo-v-abhazii/ (дата обращения 05.12.2021).
15. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Южная Осетия и Донецкой Народной Республикой от 11.05.2017 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Южная Осетия. URL: https://mfa.rsogov.org/ru/node/2853 (дата обращения 11.10.2021).
16. Первые 8 предприятий ДНР, ЛНР и Крыма официальные соглашения об экономическом сотрудничестве [Электронный ресурс] // Крымское информационное агентство. URL: https://kianews24.ru/news/pervie-8-predpriyatiy-dnr-lnr-i-krima-of/ (дата обращения 12.10.2021).
17. Декларация по итогам межгосударственной встречи на высшем уровне ДНР и ЛНР 6 сентября 2021 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Главы Донецкой Народной Республики. URL: https://denis-pushilin.ru/news/deklaratsiya-po-itogam-mezhgosudarstvennoj-vstrechi-na-vysshem-urovne-dnr-i-lnr-6-sentyabrya-2021-goda/ (дата обращения 10.10.2021).
18. Модель экономического развития Донецкой Народной Республики: монография / Под науч. ред. С.В. Дрожжиной [и др.]. — Донецк: Издательство ФЛП Кириенко С.Г., 2021. — 411 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия