Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (83), 2022
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Пешко С. И.
аспирант Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики

Проблемы и перспективы развития корпораций индустрии ритейла в условиях повышенных финансовых рисков
В статье выявлены тенденции и закономерности развития индустрии ритейла в Российской Федерации. Дана характеристика этапам развития ритейла. Выделены ключевые проблемы индустрии ритейла в условиях повышенных финансовых рисков, возникших вследствие пандемии и обострения геополитической обстановки. Предложены инструменты и меры государственной поддержки экономики РФ и, в частности, индустрии ритейла
Ключевые слова: финансовые риски, индустрия ритейла, экономическая нестабильность, финансовые рынки, слияние и поглощение
УДК 336.64; ББК 65.291.9   Стр: 148 - 151

Развитие ритейла в РФ наиболее ярко проявляется на примере FMCG-ритейла и связано с тем, что на данном рынке наблюдается наименьшая конкуренция в связи с проявляющимся эффектом масштаба. Можно выделить следующие этапы развития ритейла в России.
Зарождение ритейла. Зарождение ритейла в РФ началось в период трансформационного перехода экономики от плановой к рыночной. В 1990–1998 гг. появилось большинство торговых сетей, функционирующих, в том числе, в настоящее время. Среди них Лента, Перекресток, Л’Этуаль, Рив Гош, Спортмастер, М.Видео, Азбука Вкуса и другие. Основным форматом магазинов были супермаркеты, позволяющие формировать большой ассортимент и располагающиеся относительно недалеко от дома. В большинстве своем, торговые сети были направлены на удовлетворение спроса среднего класса и выше, что являлось ключевой сложностью масштабирования.
Развитие дискаунтеров. Начиная с 1998 года, под воздействием экономического кризиса и снижения платежеспособности россиян, огромный толчок в развитии ритейла получили дискаунтеры и торговые сети, способные удовлетворить спрос людей с доходом ниже среднего. Были открыты Пятерочка, Дикси, Копейка, О’кей, Патэрсон.
Появление иностранных сетей. В 2000–2006 гг. на российский рынок пришли международные сети, среди которых Metro Cash&Carry, IKEA, Auchan, Globus. В период появления международных торговых сетей складывается благоприятная конъюнктура рынка, что свидетельствует о наличии большого потенциала. Следует отметить, что приход конкурентов не стал непреодолимым препятствием для развития российских компаний. Отечественные компании стали привлекать дополнительное заемное финансирование, что стало дополнительным источником их развития. С этого периода начинается активное развитие рынка ритейла в РФ, сопровождаемое ужесточением конкуренции.
Ужесточение конкуренции, в свою очередь, вызывает необходимость активного вложения финансовых ресурсов в рекламу и PR, ориентированное на недопущение падения выручки в периоды спада рыночной активности и, как следствие, недопущение неприемлемого снижения показателей прибыльности и рентабельности.
Консолидация торговых сетей. В период после 2006 года в связи с бурным ростом экономики РФ и, в частности, ростом торговых сетей, был запущен процесс консолидации через слияния и поглощения. Консолидационный процесс продолжается и по настоящее время. Крупнейшими сделками слияния и поглощения последних лет были: слияние торговых сетей «Красное и Белое», «Бристоль» и «Дикси» в 2019 году [1], а также дальнейшее выделение и поглощение торговой сети «Дикси» компанией ПАО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит») в 2021 году [2]. В более ранние периоды можно выделить следующие сделки: консолидация X5 Retail Group через покупку сетей «Перекресток» в 2006, «Карусель» в 2008, «Патерсон» в 2009, «Копейка» в 2010, супермаркеты «О’кей» в 2011, «Полушка» в 2018 [3]. Также среди крупных консолидаций в непродовольственном ритейле можно наблюдать поглощение аптечной сети «Радуга-Первая помощь-Ладушка» группой компаний «Эркафарм» в 2017 году [4], слияние «М.Видео» и «Эльдорадо» в 2018 году [5], поглощение бренда «К-Раута» сетью магазинов «Леруа Мерлен» в 2018 году [6].
Слияния и поглощения сопровождаются синергетическим эффектом повышения суммарной рыночной стоимости корпораций ритейла вследствие организационной и финансовой синергии [7]. Вследствие экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19 и геополитическим обострением международной обстановки можно ожидать дальнейших сделок слияния и поглощений в среднесрочной перспективе.
Развитие интернет-торговли берет свое начало в 1998 году с основания Ozon. В последствии были открыты такие площадки как Wildberries в 2004 году, Avito в 2007 году, Lamoda в 2011 году и прочие. Можно выделить следующие тенденции, способствующие развитию интернет-торговли: высокое проникновение интернет-доступа; цифровизация и смена поколений; рост использования банковских карт; удобство оформления заказа из интернет-магазинов с минимальными временными затратами; низкая стоимость доставки, зачастую доставка осуществляется за счет продавца.
Основными игроками на рынке интернет-ритейла являются маркетплейсы. Причем развитие маркетплейсов может возникать не только в ходе естественной бизнес-модели компании, но и при формировании экосистемы крупной компании другой отрасли, например Сбер и Яндекс. В большинстве случаев, маркетплейсы, кроме выполнения функции ритейлера, начинают предоставлять доступ к своим логистическим ресурсам сторонним магазинам, формируя дополнительный денежный поток от логистической деятельности, который позволяет развивать логистическую инфраструктуру. Таким образом, ключевым аспектом дальнейшего развития интернет-торговли является расширение и укрепление логистической инфраструктуры, а также развитие ИТ-систем для ее обслуживания.
В 2020 году пандемия COVID-19 оказала положительное влияние на интернет-торговлю, что стимулировало прирост продаж в интернет-торговле на 67% (год к году), в то время как весь оборот ритейла снизился на 3% от базы 2019 года [8].
Возвращение популярности магазинов формата «у дома». В связи с активным развитием интернет-торговли, популярность гипермаркетов и супермаркетов падает, так как все больше крупных заказов выполняются онлайн, что связано, в первую очередь, с удобством оформления заказа и экономией времени. Формат «у дома» предполагает небольшой магазин с площадью от 50 кв. м. до 500 кв. м. и ассортиментом от 0.6 тыс. до 13 тыс. наименований товаров. Удобное расположение и ориентированность на потребителей с разным уровнем дохода делает его наиболее привлекательным для закрытия ежедневных потребностей в условиях развивающейся интернет-торговли.
Следует отметить, что практически все этапы развития ритейла не завершены в связи с продолжающимися структурными изменениями экономики РФ.
Таким образом, исходя из проведенного анализа, можно выделить следующие ключевые тенденции и закономерности развития индустрии ритейла в современной России:
1. Корпорации индустрии ритейла привлекают большое количество заемного финансирования для расширения деятельности и высокий уровень ключевой ставки может оказать серьезное воздействие на компании индустрии ритейла и их возможность дальнейшего развития;
2. Консолидация ритейл-компаний вокруг крупных игроков, проявляющаяся в большом количестве сделок слияний и поглощений, может оказать негативный эффект в виде снижения конкуренции в отрасли;
3. Цифровизация, рост проникновения интернета, низкая стоимость доставки, рост количества банковских карт, удобство оформления заказов с минимальными временными затратами являются основными драйверами роста интернет-торговли;
4. Развитие маркетплейсов от крупных компаний других отраслей экономики;
5. Для дальнейшего развития интернет-торговли требуется серьезное развитие логистической инфраструктуры и ИТ-систем;
6. В связи с активным ростом интернет-торговли, возвращается популярность к магазинам формата «у дома», что связано с удовлетворением ежедневных потребностей. В то же время магазины формата cash&carry и гипермаркеты теряют свою актуальность;
7. Низкий уровень доходов формирует относительно небольшой уровень спроса на непродовольственные товары, что является основной угрозой непродовольственного ритейла.
В условиях внешней экономической нестабильности, ритейл также подвергается повышенным финансовым рискам, вызванным, в основном, за счет внешнего влияния. Существенное влияние на частные финансовые риски корпораций индустрии ритейла в 2020–2022 годах оказали такие события как пандемия COVID-19 и геополитическое обострение международной обстановки в связи с событиями на Украине. В связи с проведением специальной операции, РФ оказалась под мощнейшим санкционным воздействием со стороны западных стран, в первую очередь таких крупных торговых партнеров, как США и Евросоюз, что способствовало росту внешних рисков корпораций индустрии ритейла. При этом в индустрии ритейла РФ также наблюдаются проблемы, связанные с внутренней нестабильностью в связи с развивающимся характером экономики.
Рассмотрим наиболее актуальные проблемы, оказавшие влияние на частные финансовые риски корпораций индустрии ритейла.
Высокая стоимость привлечения заемного капитала для финансирования инвестиционной деятельности корпораций. Ключевая ставка ЦБ РФ в конце февраля 2022 г. была повышена до 20%, и впоследствии была постепенно снижена до 11% годовых в апреле и мае 2022 года [9]. При необходимости привлечения заемного финансирования в период с марта по май 2022 года, стоимость кредита составляет от 16% годовых, что соответствует минимально допустимой норме прибыльности для повышения финансовой рентабельности корпорации за счет привлечения заемного капитала. По своей сути, данная ставка является запретительной, так как анализ прибыльности корпораций индустрии ритейла показывает более низкие значения прибыльности.
Другой проблемой в условиях глобального привлечения заемного финансирования представляется отсутствие доступа на зарубежные источники заемного капитала в связи с формированием risk-off стратегий вокруг российского сектора экономики, что связано с возможным наложением вторичных санкций на иностранных инвесторов.
Отсутствие возможности привлечения дешевых кредитных ресурсов и рост ставок по кредитам повышает финансовые риски корпораций индустрии ритейла и, в частности, риски снижения эффективности хозяйственной деятельности и потери финансовой устойчивости. Повышенная волатильность объемов продаж порождает повышение неопределенности предпринимательской деятельности и, как следствие, риски снижения экономической рентабельности и отрицательности эффекта финансового рычага, которые могут привести к потере финансовой устойчивости [10]. Кроме того, наблюдается удорожание инвестиционных ресурсов при реализации инвестиционных проектов развития корпораций индустрии ритейла, что снижает экономическую эффективность этих проектов и повышает риски отказа от реализации проекта, включая отказ на стадии реализации. Указанные обстоятельства обуславливают необходимость профессионального учета рыночной волатильности при оценке объемов привлекаемых заемных средств, целесообразности их привлечения на существующих условиях и технологии реализации инвестиционных проектов развития.
Массовая приостановка деятельности зарубежных компаний и, как следствие, снижение предложения товаров и производственных мощностей на отечественном рынке. Приостановка деятельности части зарубежных брендов может быть расценена в качестве позитивного драйвера роста отечественного ритейла, при этом следует учитывать вклад конкуренции в развитие промышленности и, в последствии, ритейла: чем больше товаров одной категории представлено на рынке от разных производителей, тем больше конкуренция и выше необходимость формирования конкурентных преимуществ и, соответственно, появляется больше товаров с различным набором характеристик и стремлением удовлетворить спрос.
Изменение структуры потребительских расходов в 2022 году в ходе массовой приостановки деятельности зарубежных магазинов представлена на рис. 1. Как видно из графика, изменение структуры потребительских расходов на продовольственные товары сохранялась в пределах 20% год от года, при этом расходы на непродовольственные товары в отдельные периоды росли год от года — до 50%. Данный рост спровоцирован, в первую очередь, большим количеством заявлений иностранных брендов о приостановке деятельности или уходе с российского рынка товаров. В то же время, частично, рост связан с ослаблением национальной валюты в тот же период и ростом стоимости соответствующих товаров и попыткой населения предугадать дальнейшее развитие экономической ситуации в стране, сбережения накоплений и частичного переноса расходов, запланированных на будущие периоды. Поддержкой данного тезиса является отрицательный рост потребительских расходов в последующие недели на непродовольственные товары и дальнейшее замедление темпов потребления.
Рис. 1. Изменение структуры потребительских расходов по неделям за период с 03.01.2022 по 08.05.2022 в % гг. [11]

Частично, уход иностранных поставщиков с российского рынка связан с разрывом действующих цепочек поставок импортной продукции, в том числе объектов основных средств или материалов для их строительства в связи с запретом полетов российской авиации и прекращением полетов в РФ. Также в связи с формированием среды вокруг российской экономики, связанной с возможным наложением вторичных санкций со стороны европейских и американских регуляторов на торговых партнеров РФ, некоторые перевозчики прекратили обязательства по доставке грузов на территорию РФ.
Следует отметить, что один из крупнейших производителей оборудования — Китай, являющийся торговым партнером РФ. При этом китайские компании зачастую не владеют исключительными правами производства технологий, которые принадлежат европейским или американским компаниям. В то же время, китайские производители, опасаясь наложения дополнительных санкций со стороны западных коллег, сокращают поставки технологий и оборудования в РФ.
Также причиной роста расходов на непродовольственные товары является недостаточный уровень импортозамещения товаров в связи с высокой зависимостью производителей товаров от импортного оборудования, что связано с высоким уровнем интеграции экономики России в мировую экономическую систему и отсутствием производственных мощностей для производства высокотехнологичного промышленного оборудования в пределах страны. Также возникает проблема недоверия к отечественным производителям, что может быть связано с более низким качеством реализации, более высокой ценой, худшим сервисом обслуживания.
Изменения, вызванные снижением количества иностранных поставщиков на российском рынке и нарушением логистических цепочек приводит к реализации риска снижения показателей прибыльности и рентабельности и, как следствие, росту риска потери финансовой устойчивости. При снижении показателей рентабельности собственного капитала ниже безрисковой ставки, предпринимательская деятельность ведет к реализации риска упущенной выгоды и ее продолжение становится нецелесообразным.
Снижение покупательной способности и динамики оборота розничной торговли. Рост цен на товары и услуги является одной из важнейших проблем экономической нестабильности, вызванной внешним санкционным воздействием. За первый квартал 2022 года рост базового индекса потребительских цен (БИПЦ) составил 111,1% [12, с. 116]. Рост индекса потребительских цен (ИПЦ) по продовольственным товарам в 1 кв. 2022 года составил 110%, а на непродовольственные товары рост составил 112,9% относительно февраля 2022 [там же, с. 284]. При этом рост цен на услуги является более сглаженным и составляет 106% [там же, с. 284], что связано с постепенным перекладыванием дополнительных издержек на потребителя вследствие сформированных запасов основных средств и материалов.
Реальные располагаемые доходы населения в 1 кв. 2022 г. снизились на 1,2% относительно соответствующего периода 2021 года [там же, с. 171]. При этом уровень безработицы остается на значениях, ниже среднего за 2021 год и составляет 4,2% за 1 кв. 2022 г. Это связано с тем, что компании, приостановившие свою деятельность на территории РФ, продолжают платить заработную плату сотрудникам. По разным оценкам, в условиях отсутствия поступлений денежных потоков от операционной деятельности, запас прочности у компаний индустрии ритейла по обслуживанию обязательств (в основном, заработная и арендная платы) может составлять от одного до шести календарных месяцев. Таким образом, следует ожидать роста уровня безработицы в краткосрочной перспективе, связанного со структурными изменениями экономики России.
Рост потребительских расходов в совокупности с ростом ИПЦ и снижением реальных располагаемых доходов за 1 кв. 2022 года будут способствовать замедлению роста оборота розничной торговли в краткосрочной перспективе. В случае продолжения данной тенденции, замедление может также наблюдаться и в среднесрочной перспективе.
Также замедлению темпов продаж способствует усилившаяся в 1 кв. 2022 г. миграция населения. По данным Росстата, за январь-февраль 2022 года из страны уехало 135 тыс. человек, при этом прибыло 93 тыс. человек, таким образом, миграционное снижение составило 42 тыс. человек [там же, с. 203].
Снижение покупательной способности и реальных располагаемых доходов населения ведут к дополнительному росту следующих финансовых рисков: структурный риск, риск потери ликвидности и платежеспособности и, как следствие, к росту риска снижения финансовой устойчивости компании.
Выявленные проблемы представлены на рис. 2.
Рис. 2. Проблемы развития индустрии ритейла в условиях повышенных финансовых рисков

Повышенные финансовые риски, вызванные описанными выше проблемами развития индустрии ритейла в условиях современной экономической нестабильности, связаны с отрицательным воздействием на изменение финансовых показателей компании: ликвидности, платежеспособности, прибыльности, рентабельности, коэффициенты финансовой стабильности, показатели деловой активности.
Инструменты решения выделенных проблем представлены на рис. 3. Они могут быть условно разделены на краткосрочные и среднесрочные. Краткосрочные инструменты направлены на стабилизацию повышенной волатильности рыночной конъюнктуры. Среднесрочные инструменты направлены на развитие экономики РФ и, в частности, индустрии ритейла, так как являются фундаментальной базой в условиях современной экономической нестабильности.
Отсутствие должного уровня поддержки со стороны регуляторов деятельности индустрии ритейла может нанести существенный урон не только бизнесу, но и поступлениям в государственный бюджет. На данный момент, поступления от ритейла в бюджет не являются основополагающей статьей в связи с ориентированностью экономики на экспорт углеводородов. Но сложившаяся ситуация может являться стимулом к развитию новых отраслей и формированию новых статей дохода. Исторически, ритейл связывают только с операциями купли-продажи товаров, но заметны относительно новые тенденции, направленные на оптимизацию расходов и поиск новых форматов деятельности. В основе управления деятельностью компании индустрии ритейла должно лежать управление частными финансовыми рисками. Особенно актуальной данная тема становится в условиях повышенных внешних финансовых рисков, сформированных вследствие пандемии и обострения международной обстановки.
Рис. 3. Инструменты снижения финансовых рисков

Таким образом, в рамках данной статьи были выявлены основные тенденции развития индустрии ритейла на территории РФ, выделены и систематизированы основные проблемы и направления развития компаний индустрии ритейла в условиях повышенной волатильности рыночной конъюнктуры, предложены инструменты и меры государственной поддержки компаний индустрии ритейла в краткосрочной и долгосрочной перспективе.


Список использованных источников:
1. «Дикси», «Бристоль» и «Красное & Белое» завершили слияние [Электронный ресурс] // Пресс-центр «Красное и Белое» [сайт]. [2019]. URL: https://krasnoeibeloe.ru/about/press-center/media-publications/diksi-bristol-i-krasnoe-beloe-zavershili-sliyanie/ (дата обращения: 03.05.2022).
2. «Магнит» закрыл сделку по покупке «Дикси» [Электронный ресурс] // Государственное информационное агентство «Тасс» [сайт]. [2021]. URL: https://tass.ru/ekonomika/11964663 (дата обращения: 03.05.2022).
3. История [Электронный ресурс] // Официальный сайт X5 Retail Group [сайт]. [2021]. URL: https://www.x5.ru/ru/Pages/About/History.aspx (дата обращения: 03.05.2022).
4. Группа компаний «ЭРКАФАРМ» закрыла сделку по приобретению Объединенной аптечной сети «Радуга-Первая помощь-Ладушка» [Электронный ресурс] // Пресс-центр Группы компаний «Эркафарм» [сайт]. [2017]. URL: https://erkapharm.com/press-tsentr/gruppa-kompaniy-erkafarm-zakryla-sdelku-po-priobreteniyu-obedinennoy-aptechnoy-seti-raduga-pervaya-p/ (дата обращения: 03.05.2022).
5. «М.видео» купил «Эльдорадо» за 45,5 млрд руб. [Электронный ресурс] //Сетевое издание «РБК» [сайт]. [2018]. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5ae199649a79478420008110 (дата обращения: 03.05.2022).
6. «Леруа Мерлен» стала владельцем 12 магазинов «К-Раута» [Электронный ресурс] // Проект Retail.ru [сайт]. [2018]. URL: https://www.retail.ru/news/lerua-merlen-stala-vladeltsem-12-magazinov-k-rauta/ (дата обращения: 03.05.2022).
7. Валдайцев, С.В. Оценка бизнеса: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Велби; М.: Проспект, 2008. — 576 с.
8. Статистика Розничной торговли, туризма [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики [сайт]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/23457 (дата обращения: 05.05.2022)
9. Ключевая ставка Банка России [Электронный ресурс] // ЦБ РФ [сайт]. URL: https://www.cbr.ru/hd_base/keyrate/ (дата обращения: 27.05.2022)
10. Кунин В.А. Кластеризация предпринимательских решений в условиях неопределенности // Проблемы современной экономики. — 2016. — № 2(58). — С. 117–120.
11. Изменение потребительских расходов [Электронный ресурс] // Статистический сервис «СберИндекс» [сайт]. URL: https://sberindex.ru/ru/dashboards/ver-izmenenie-trat-po-kategoriyam (дата обращения 09.05.2022).
12. Социально-экономическое положение России, январь-март 2022 [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики [сайт]. [2022]. С. 319. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-03–2022.pdf (дата обращения 10.05.2022).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия