Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (83), 2022
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Федорчук К. Д.
аспирант кафедры экономики инноваций экономического факультета
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова


Особенности государственной поддержки женского предпринимательства в РФ: барьеры и возможности
В статье проанализированы существующие проблемы и барьеры, с которыми сталкиваются женщины-предприниматели на пути создания и развития бизнеса в РФ. Осознавая вклад женщин-предпринимателей в развитие бизнеса, органы государственной власти в РФ ведут активную политику в этом направлении. Но является ли она эффективной по мнению самих женщин-предпринимателей? На сегодняшний день женское предпринимательство имеет важное значение в экономике любой страны, и в России в частности, являясь одним из ресурсов развития сферы малого и среднего бизнеса. Для того, чтобы данная экономическая категория способствовала росту экономики, необходима выработка специфических форм взаимоотношения женщин-предпринимателей с государством и должная эффективная поддержка со стороны органов государственной власти
Ключевые слова: предпринимательство, женское предпринимательство, государственная поддержка бизнеса, малый и средний бизнес, мотивация в бизнесе, женская безработица, мама-предприниматель, бизнес-образование, пандемия COVID-19
ББК У9(2)-13(2Р)я43; 24(2)920.21(2Р)я43   Стр: 138 - 142

Как и во многих других государствах, в России женское предпринимательство становится современным организационным и управленческим трендом, а женская предпринимательская активность способствует росту экономики. В связи с этим, наше государство занимается разработкой политики по поддержке и стимулированию женщин в бизнесе.
Однако, развитым женское предпринимательство является по большей мере в социальной сфере: согласно исследованиям «ОПОРЫ РОССИИ» около 90% компаний этой сферы возглавляется женщинами1. А доля женщин-предпринимателей, занятых в малом и среднем бизнесе, достигает отметки только 30%. В связи с этим достаточно справедливо сделать вывод о том, что потенциал женского предпринимательства в РФ реализован не в полной мере.
В то же время, стоит отметить устойчивую тенденцию возрастания роли женщин в экономической жизни нашей страны в последнее столетие. Главным институциональным и организационным изменением в бизнес-среде явилось увеличение участия женщин в ассоциированном предпринимательстве. Почти половина акционерных компаний включали в состав правления женщин2.
Согласно исследованиям М.Н. Барышникова, сфера предпринимательства стала одной из первых в нашей стране, которая стала допускать относительное «равенство возможностей» по сравнению с мужчинами. Несмотря на эту положительную тенденцию, процесс становления института женского предпринимательства носил достаточно противоречивый характер, а трансформации в массовом сознании относительно участия женщин в бизнесе происходили достаточно медленно.
Особую активность женское предпринимательство приобрело в 90-х годах прошлого столетия вместе с переходом к рыночной системе хозяйствования. В это же время усилился интерес к данной категории предпринимательства среди научного сообщества, возникли первые труды по исследованию особенностей и проблем женского предпринимательства. Одним из таких исследований стала работа С.Ю. Барсуковой «Женское предпринимательство: специфика и перспективы», в котором впервые было проанализировано количество и отраслевая специфика предприятий, возглавляемых женщинами и оценены гендерные проблемы в развитии женского предпринимательства3.
С тех пор участие женщин в бизнесе продолжает неуклонно расти, так же, как и внимание отечественных экономистов к изучению феномена женского предпринимательства. Основной отличительной чертой распространения женской деловой активности в нашей стране является тот факт, что женщины участвуют в бизнесе не только в качестве собственников, но и в качестве руководителей предприятий, работая по найму. Уже с 2015 года Россия лидирует по показателю количества женщин на высших управленческих постах — 40%. Следует отметить, что во многих странах с развитой экономикой этот показатель значительно ниже: в Японии — 8%, в Германии — 14%4. В качестве причины, повлиявшей на такой результат, часто называют советский опыт общественного устройства, при котором женщины и мужчины имели равные права и возможности.
В последние годы в России среда для развития женской предпринимательской активности характеризуется как благоприятная. Об этом свидетельствуют результаты 6-й волны исследования «Индекса женской предпринимательской активности (WBI)»5, регулярно проводимого Комитетом по развитию женского предпринимательства «ОПОРЫ РОССИИ» и банком «Открытие». Это исследование нацелено на анализ женской деловой активности с нескольких сторон: отношение общества к женщинам в бизнесе, оценке самих женщин-предпринимателей условий ведения бизнеса и влияния предпринимательской деятельности на развитие личных качеств.
Особенности мотивации женщин к предпринимательской активности в РФ. Говоря о специфике развития женского предпринимательства в РФ, стоит отметить, что одной из отличительных особенностей является тип мотивации женщин к предпринимательской активности. Этот вопрос стал предметом исследования многих российских экономистов, ведь природа мотивации предпринимателя к началу ведения бизнеса в некотором роде предопределяет его форму реализации, эффективность, а возможно и финансовый результат.
Одна из популярных позиций среди ученых состоит в признании факта распространенности, так называемой, «вынужденной» мотивации. Например, В.В. Марченко отмечал, что модель становления женского предпринимательства отличается вынужденностью, невозможностью существовать в своей профессиональной сфере иначе, чем взяв ответственность на себя [8].
Иначе говоря, женщины идут в бизнес, когда не могут найти работу или не могут получить должного карьерного и финансового роста в найме. Особенно остро стоит вопрос женской безработицы, только по официальной статистике в нашей стране более 2 миллионов безработных женщин [2]. Женскую безработицу причисляют к скрытой безработице, которая не отражена в официальной статистике в полной мере. Это обусловлено и многими гендерными особенностями: например, работодатели очень неохотно принимают на работу женщин с маленькими детьми. В результате у женщин просто не остается другого выхода, чтобы обеспечить себя и свою семью — кроме как начать собственное дело [10].
Кроме того, множество жительниц маленьких городов и поселков сталкиваются с потерей стабильной работы, что и мотивирует женщин к предпринимательской активности. При должной поддержке таких инициатив — можно добиться значительного экономического подъема отдельных регионов, используя ресурс женского предпринимательства.
Стоит отметить такую важную особенность женского предпринимательства, как локализацию в сфере малого и среднего бизнеса. Эта черта характерна как для женского бизнеса в РФ, так и во всем мире: более трети малых и средних предприятий по всему миру на сегодняшний день возглавляются женщинами, что позволяет рассматривать женское предпринимательство как ресурс развития малого и среднего бизнеса [5]. Как мы знаем, именно представители и сотрудники малого и среднего бизнеса формируют средней класс любого государства, что наделяет женское предпринимательство огромным социально-экономическим и политическим потенциалом.
Существующие мероприятия государственной поддержки и стимулирования женского предпринимательства. Как уже говорилось ранее, государство, осознавая важную роль женского предпринимательства в развитии малого и среднего бизнеса, осуществляет некоторые шаги в рамках поддержки женской предпринимательской активности. Примером может служить создание специфических организаций, осуществляющих поддержку женского предпринимательства.
Одной из таких является общероссийская организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». В рамках этой организации 3 марта 2015 года был учрежден Комитет по развитию женского предпринимательства в целях его развития путем популяризации и внедрения эффективных механизмов поддержки, направленных на развитие уже существующих и создание новых проектов, реализуемых женщинами-предпринимателями.
Кроме того, Комитетом по развитию женского предпринимательства был создан Проект по развитию женского предпринимательства, который по решению Председателя Совета Федерации Матвиенко В.И. был включен в Национальную стратегию действий в интересах женщин на 2017–2022 гг., утвержденную 8 марта 2017 года6. Данная стратегия предполагает реализацию нескольких направлений в помощь женщинам.
Стоит отметить и существующие мероприятия по финансовой поддержке женщин-предпринимателей. В основном эта поддержка реализуется через помощь в кредитовании бизнеса, открываемого женщинами. За время существования Корпорации МСП было предоставлено 1143 гарантии и поручительства на сумму более 4 млрд рублей компаниям, созданным женщинами.
Кроме того, как было отмечено ранее, Корпорацией МСП и МСП Банком были разработаны специализированные кредитные продукты, предназначенные для женщин-предпринимателей — «Экспресс на текущие цели» и «Экспресс на инвестиции», в рамках которых может быть реализовано как финансирование текущей деятельности предприятий, так и реализация инвестиционных проектов7.
Несмотря на существование вышеупомянутых мер поддержки, существуют некие трудности в развитии женского предпринимательства в России на современном этапе. Любой начинающий предприниматель сталкивается с различными трудностями и барьерами, препятствующими созданию или расширению бизнеса. Однако, многие экономисты и социологи отмечают наличие специфических барьеров непосредственно для женской предпринимательской активности.
Проблемы и барьеры для женщин-предпринимателей: результаты исследования. В рамках данного исследования был проведен опрос. Основной целью которого являлось выявление основных проблем, с которыми сталкиваются женщины-предприниматели и уровня эффективности государственной поддержки по оценке опрошенных.
В опросе приняли участие 35 женщин-респондентов, занятых в предприятиях малого и среднего бизнеса в шести городах России (Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Владивосток, Ярославль, Сургут). Опрос был проведен в декабре 2020 года в электронной форме.
На вопрос «С какими проблемами вы столкнулись в процессе создания и развития своего бизнеса?» были получены следующие ответы:
– высокие затраты на создание и продвижение бизнеса — 15%
– поиск инвестора и финансирования бизнес-проекта — 25%
– нехватка должного бизнес-образования и финансовой грамотности — 20%
– высокие налоговые и административные барьеры — 15%
– отсутствие поддержки со стороны государства — 5%
– сложности в совмещении ведения бизнеса и заботы о семье — 20%
По результатам проведенного нами исследования можно сделать вывод, что главными барьерами для женщин в построении собственного бизнеса явились проблемы финансирования, первоначальных вложений и поиска инвесторов, проблемы слабого развития бизнес-образования и финансовой грамотности, а также высокие административные барьеры и недостаточность государственной поддержки8.
Нехватке должного образования, уровня финансовой и предпринимательской грамотности, опыта ведения бизнеса уделили внимание почти треть опрошенных. В частности, в рамках этой проблемы, хотелось бы отметить фактическое отсутствие института наставничества в сфере женского предпринимательства.
Попытки создания бизнес-школ и курсов по предпринимательству для женщин зафиксированы только в отдельных регионах. Например, с сентября начался набор на образовательную бизнес-программу «Женское наставничество» в Приморье. Мероприятие проходит в рамках национального проекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и направлено на улучшение инвестиционного климата в регионе. Однако, такие примеры единичны и не имеют федеральных масштабов реализации, опыт проведения подобных проектов невелик. Институт наставничества в рамках женского предпринимательства фактически отсутствует, что предопределяет актуальность изучения причин формирования подобной ситуации и разработки эффективных мер по ее улучшению, возможно используя положительные кейсы из зарубежного опыта.
Но тем не менее, существует огромный список проблем и барьеров, как административных, так и финансовых, с которыми ежедневно сталкиваются современные женщины-предпринимательницы, а политика государства в области поддержки женщин в их предпринимательской активности не является эффективной и не имеет необходимых масштабов реализации.
Согласно проведенному исследованию почти половина респондентов отмечают отсутствие какой-либо поддержки со стороны государства, при этом они сталкиваются с высокой налоговой нагрузкой на бизнес, множеством бюрократических барьеров и коррупцией.
Стоит отметить, что если в крупных городах и городах федерального значения еще ведется активная деятельность по поддержке женского предпринимательства, то для регионального уровня характерна их недостаточность.
Особое значение имеют гендерные особенности женщин. Несмотря на трансформации многих традиционных установок в общественном сознании, которые мы можем наблюдать сейчас в России, большинство женщин вынуждены совмещать ведение бизнеса с заботой о семье. Трудности с этим испытывают около 20% опрошенных. Что предполагает отсутствие у женщин возможностей посвящать развитию бизнеса достаточное количество времени, ведь им необходимо выполнять функцию воспитания детей и ведения домашнего хозяйства. Такая ограниченность может частично влиять на успешное функционирование предприятий, возглавляемых женщинами.
В то же время, в международной практике все большее распространение получает идея о том, что наличие маленьких детей для женщины является не препятствием, а наоборот — стимулом к развитию бизнеса. Дети выступают в роли идейных вдохновителей для открытия бизнеса, а стремление обеспечить своему ребенку все необходимое — стимулом развивать и масштабировать свое дело. Именно этой категории женщин-предпринимателей уделяется особенное внимание и оказывается максимальная поддержка со стороны как государства, так и бизнес-сообщества во многих странах с развитой экономикой.
В Великобритании даже ввели специальный термин «mumpreneur» — «женщина, которая совмещает ведение бизнеса и заботу о детях», включили в словарь Collins, издали онлайн-справочник предприятий мам и создали программу Campus for Mums в рамках организации Mumpreneurs UK9.
В нашей стране также наблюдаются попытки поддержки мам-предпринимателей со стороны государства. Примером может служить федеральный образовательный проект по развитию женского предпринимательства «Мама-предприниматель» совместно с Корпорацией МСП при поддержке Благотворительного фонда «В ответе за будущее».
Данный проект направлен на женщин, находящихся в декретном отпуске, матерей несовершеннолетних детей, а также женщин, которые находятся на учете в службе занятости, которым важно сочетать профессиональную самореализацию с заботой о семье. Миссией проекта является формирование у женщин ряда необходимых компетенций и знаний для организации собственного бизнеса, развитие социальной сферы, рост доли малого бизнеса в структуре ВВП, снижение уровня безработицы в России.
Несмотря на существующие попытки поддержать женщин-предпринимателей со стороны государства, большинство респондентов отметили, что не ощущают должной поддержки и стимулирования своей предпринимательской активности.
На вопрос: «Чувствуете ли поддержку предпринимательской активности со стороны государства?» лишь 15% респондентов ответили — да10.
Еще одним значительным барьером для женщин на пути к развитию собственного дела в РФ продолжают являться гендерные стереотипы, сложившиеся в обществе. Этот барьер зачастую препятствует восприятию женщины как полноценного бизнес-партнера и ограничивает ее возможности11.
Влияние пандемии COVID-19 на женское предпринимательство. В рамках исследования был интересен вопрос отраслевой принадлежности предприятий, возглавляемых женщинами. Среди респондентов большая часть женщин ведут бизнес в сфере услуг, треть в сфере торговли, а остальные в сфере общественного питания, развлечений, туризма и гостиничного бизнеса.
Такая отраслевая специфика распределения женского бизнеса стала решающим фактором в значительном снижении роста экономических возможностей женщин в период пандемии COVID-19.
В исследовании Международного торгового центра от июня 2020 года были выявлены причины негативных последствий от пандемии для развития бизнеса непосредственно для женщин. Высокая доли занятости женщин-предпринимателей в сфере услуг, розничной торговли, общественном питании, туризме и гостиничном бизнесе предопределила высокие потери от режима самоизоляции. Ведь эти отрасли предполагают личный контакт с клиентами и открытые границы, что было невозможно в период пандемии12. Однако, помимо потерь, пандемия COVID-19 привнесла множество новых возможностей как в предпринимательство в целом, так и в женское предпринимательство в частности.
На вопрос: «Что вы можете назвать в качестве положительных последствий пандемии COVID-19 для вашего бизнеса?» были получены следующие ответы:
– переход на цифровую бизнес-модель — 25%
– расширение онлайн направлений бизнеса — 37%
– появление альтернативных направлений для развития бизнеса — 23%
– не могу назвать никаких положительных последствий — 15%13.
По результатам исследования большая часть опрошенных женщин-предпринимателей отмечают в качестве положительных последствий от пандемии COVID-19 расширение онлайн-направлений реализации бизнеса. Более половины респондентов перешли на цифровую бизнес-модель и открыли альтернативные направления для развития своего дела, и только 15% оценили влияние пандемии на бизнес, как исключительно негативное.
Такие результаты демонстрируют высокую способность женщин в бизнесе к адаптации. Об этой характерной особенности женщин-предпринимателей свидетельствовало множество ранее проведенных исследований, но в контексте пандемии COVID-19 способности женщин-руководителей принимать верные стратегические решения и грамотно управлять в кризисных ситуациях вышли на первый план.
Вполне возможно высокую адаптивность женщин-предпринимателей к чрезвычайным ситуациям объясняет особый стиль управления. Согласно исследованию Московской школы управления «Сколково» и аналитического центра НАФИ, проведенного в июне 2020 года14, по оценкам подчиненных именно женщинам-руководителям присущ демократический стиль управления, в то время как, среди мужчин преобладает авторитарный стиль руководства. В современных реалиях развития экономической и социальной жизни общества демократический стиль управления кажется более благоприятным и эффективным для развития бизнеса.
Рис. 1. Отраслевая специфика женского предпринимательства
Составлено автором

Заключение. Учитывая выявленные барьеры и проблемы в развитии женского предпринимательства, существующая государственная поддержка в этом направлении представляется недостаточно эффективной. В рамках решения данной проблемы можно предложить следующие меры:
– Создание общероссийского образовательного центра для женщин-предпринимателей с региональными филиалами во всех крупных городах нашей страны, предполагающего и дистанционные формы обучения. Данная мера решила бы вопрос доступности женщин к бизнес-образованию и увеличила бы уровень финансовой и бизнес-грамотности женщин во всей стране.
– Введение в закон о поддержке малого и среднего предпринимательства понятия «женского предпринимательства» и создание специфического подразделения в Министерстве экономического развития, которое бы занималось вопросами регулирования женского предпринимательства15.
– Введение режима налоговых каникул для одиноких и многодетных матерей, которые ведут свой бизнес в небольших городах и сельской местности, где особенно остро стоит вопрос женской безработицы.
В заключение хотелось бы отметить, что на сегодняшний день женское предпринимательство имеет важное значение в экономике любой страны, а в частности и в экономике России, являясь одним из ресурсов развития сферы малого и среднего бизнеса. Для того, чтобы данная экономическая категория способствовала росту экономики, необходима выработка специфических форм взаимоотношения женщин-предпринимателей с государством и должная эффективная поддержка со стороны органов государственной власти.


Список использованных источников:
1. Алгада Х. Женское предпринимательство как предмет научных исследований // Вестник Волжского университета имени В.Н. Ттатищева. — 2021. — №1. Т.2. DOI: 10.51965/2076–7919_2021_2_1_5
2. Баженов А.Ю. Женское предпринимательство — перспективный потенциал развития экономики // Российский журнал по предпринимательству. — 2018. — №5. DOI: 10.18334/rp/19.5.39062.
3. Баринова В.А. Предпринимательство и институты: есть ли связь на региональном уровне в России? // Вопросы экономики. — 2018. — №6. — с.92–116.
4. Бессчетнова О.В., Крекова М.М., Арзамасова Е.Л. Женское предпринимательство в России: pro et contra? // Экономика, предпринимательство и право. — 2020. — Том 10. — № 12. — С. 3059–3074. DOI: 10.18334/epp.10.12.111499
5. Верховская О.Р., Александрова Е.А., Богатырева К.А., Джелепова М.В., Шмелева Э.В. Глобальный мониторинг предпринимательства: Россия, 2016—2017 — СПб: Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2017.
6. Ильиных С.А. Предпринимательство в России: анализ факторов влияния // Проблемы современной экономики. — 2015. — № 2 (54). — С. 153–156.
7. Клецина И.С., Иоффе Е.В. Гендерные нормы как социально-психологический феномен. — М.: Проспект, 2017. — С. 86. DOI: 10.21064/WinRS.2019.3.6
8. Марченко В.В. Социальная психология предпринимательства. — Ярославль: МАПН и ЯрГУ, 1996. — С. 25–30.
9. Пиньковецкая Ю.С. Развитие женского предпринимательства в России // Management issues. — 2019. — № 2(38). DOI: 10.22394/2304–3369–2019–2–122–131
10. Уткина Н.Ю. Объективные и субъективные факторы развития женского предпринимательства в России // Женщина в российском обществе. — 2017. — №1(82). — С. 17–27. DOI: 10.21064/WinRS.2017.1.2
11. Ahl, H. and T. Nelson. How policy positions women entrepreneurs: A comparative analysis of state discourse in sweden and the United States // Journal of Business Venturing, 30(2):273–291, 2015. DOI: 10.1016/j.jbusvent.2014.08.002
12. Coleman, S. Gender, entrepreneurship, and firm performance: Recent research and considerations of context // In Handbook on Well-Being of Working Women, pages 375–391, Netherlands: Springer, 2016.
13. Humbert, A. L. and C. Brindley. Challenging the concept of risk in relation to women’s entrepreneurship // Gender in Management, 30(1):2–25, 2015. DOI:10.1108/GM-10–2013–0120
14. Mari M., Poggesi S., De Vita L. Italian women entrepreneurs: an empirical investigation // 28 Annual Conference of the British Academy of Management, September 9—11, 2014. Belfast: BAM, 2014. 31 с.
15. Rinaldi A., Tagliazucchi G. Women entrepreneurs in Italy: a prosopographic study // Transformation in Business and Society: a Historical Approach: European Business History Association 21 Annual Congress, 24 to 26 August 2017. Vienna: Vienna University of Economics and Business, 2019. 22 p. DOI:10.1080/00076791.2019.1642325

Сноски 
1 Электронный ресурс: официальный сайт Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» https://opora.ru
2 Корсун Т.А. Развитие женского предпринимательства в России на современном этапе // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. — 2016. Т. 22. — № 9. — С. 106–114.
3 Барсукова С.Ю. Женское предпринимательство: специфика и перспективы // Социологические исследования. — 1999. — № 9. — С.75–84.
4 Women in business: the path to leadership // Grant Thornton International Business Report 2015. Available at: http://www.grantthornton.global/insights/articles/women-in-business-2015 (accessed 10.02.2021)
5 Электронный ресурс: официальный сайт аналитического центра «НАФИ» https://nafi.ru (дата обращения 12.03.2021)
6 Индекс предпринимательской активности женщин. Комитет по развития женского предпринимательства «ОПОРЫ РОССИИ» [электронный ресурс]. URL: womanopora.ru/proekty/ indeks-zhenskoj-predprinimatelskoj-aktivnosti-(wbi)/ (дата обращения: 7.03.2021).
7 Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017–2022 годы от 8 марта 2017 г. № 410-р // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2017. — № 11. — Ст. 1618.
8 Составлено автором.
9 Электронный ресурс: Толковый английский онлайн-словарь «Collins Online Dictionary» https://www.collinsdictionary.com
10 Составлено автором.
11 Официальный сайт общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». URL: http://www.opora.ru, (дата обращения 7.03.2021).
12 Симонова Е.В. Женское предпринимательство как фактор роста экономики России // Вестник ОРЕЛГИЭТ. — 2018. — № 2(44). — С. 177–183.
13 Составлено автором.
14 Электронный ресурс: официальный сайт аналитического центра «НАФИ» https://nafi.ru (дата обращения 12.03.2021)
15 Женщины и мужчины России, 2076: статистический сборник. М.: Росстат, 2016. 208 с. URL: http:www.gks.ru/free_doc_2017/women17.pdf (дата обращения: 7.03.2021).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия