Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (82), 2022
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Рамазанов А. Р.
студент факультета «Высшая школа управления»
Финансового университета при Правительстве РФ (г. Москва)


Роль инвестиционной политики для субъекта рыночной экономики
В статье определены особенности и перспективы инвестиционной политики для субъектов рыночной экономики Российской Федерации в текущих экономических условиях
Ключевые слова: инвестиционная политика, инвестиционные бюджеты
ББК У9(2)-56(2Р)   Стр: 236 - 237

Проблема привлечения инвестиционных ресурсов в национальную экономику Российской Федерации является актуальной и значимой в контексте экономического роста и повышения благосостояния населения страны. В последние годы по ряду причин, среди которых монополизированный рынок производства, финансов и недостаточное внедрение инноваций наблюдается замедление темпов роста экономики, что не соответствует ожиданиям бизнеса и общества. Для повышения инвестиционной активности и стимулирования темпов роста национальной экономики Российской Федерации необходимо вести обоснованную инвестиционную политику, направленную на удовлетворение интересов всех без исключения участников инвестиционного процесса.
Достижение целей деятельности субъекта рыночной экономики в соответствии с избранной стратегией его развития осуществляется на основе комплекса функциональных составляющих, среди которых особое место отводится инвестиционной политике. Исследователи обоснованно подчеркивают ее роль и значимость, поскольку инвестиции являются одним из ключевых факторов экономического роста и обеспечение их эффективности предусматривает применение соответствующих методов и инструментов. Именно поэтому для целей осуществления своей инвестиционной деятельности субъекты рыночной экономики разрабатывают инвестиционную политику [1].
Изучение научных толкований рассматриваемого понятия показывает, что инвестиционная политика — одна из составляющих экономической и финансовой политики субъектов рыночной экономики, однако, в ряде случаев инвестиционная политика позиционируется как обособленный элемент организационно — экономического механизма, который тесно взаимодействует с другими его элементами — экономической и финансовой политиками [3–4].
Вместе с тем, с целью формирования наиболее эффективной инвестиционной политики, обеспечивающей реализацию инвестиционной стратегии субъекта рыночной экономики, исследователи предлагают придерживаться определенных принципов (рис. 1).
Как показывает исследование теоретических положений формирования инвестиционной политики субъекта рыночной экономики, ее составляющие позволяют использовать инвестиционную политику как для привлечения средств под определенные проекты, так и с целью их вложения в основное производство. Известно, что в процессе выбора целей и обоснования направлений инвестирования капитала, отбора инвестиционных проектов для вложений и реализации инвестиций, осуществляется долгосрочное планирование денежных потоков по проектам. При этом, в ходе планирования денежных потоков предполагается, что в течение периода планирования инвестиций состояние внешней среды будет удовлетворять условиям, приемлемым для осуществления инвестиций. [2]
В то же время, как показывают тенденции последних десятилетий, макроэкономическая ситуация в России, как и в мире в целом, характеризуется нестабильностью, вероятность возникновения непредвиденных событий довольно велика и все чаще такие события оказывают влияние на субъекты рыночной экономики в разных ее секторах и отраслях. Именно поэтому инвестиционная политика требует коррекции по мере необходимости, а при более основательном подходе, регулярно, на каждом этапе анализа результатов инвестиционной деятельности субъекта хозяйствования. Так, в случае резкого или продолжительного ухудшения рыночных условий для инвестиционной деятельности хозяйствующего субъекта, реализацию некоторых проектов целесообразно приостановить до того времени, пока ситуация не стабилизируется. При этом, по одним инвестиционным проектам могут быть пересмотрены сроки реализации, а по другим — принято решение о прекращении. Нередко возникают и обратные ситуации, когда проекты, которые раньше рассматривались как неперспективные, в кризисных условиях могут стать приоритетными для субъекта хозяйствования.
Сегодня инвестиционная политика в России требует серьёзного вмешательства государства. И желательно, чтобы такое вмешательство выражалось в поддержке государством частных инвесторов, которые способны не просто осуществлять инвестиции с целью получения прибыли, но и осуществлять «умные» инвестиции для развития экономики и общества в целом.
Как упоминалось выше, необходимо привлечение и иностранных инвестиций, которые необходимы для улучшения общей макроэкономической картины в стране, хотя в текущих геополитических реалиях это становится практически рекомендацией, нежели фактически осуществимыми действиями. Только комплексный подход к инвестиционной политике в текущий момент позволит значительно улучшить факторы развития российской экономики [5].
Инвестиционная политика государства разных стран устроена совершенно по-разному. В одних странах больший упор делают на развитие национальных компаний и привлечение внутренних инвестиций за счёт национальных инвесторов, другие же страны, напротив, приоритетом определили для себя работу с иностранными инвесторами. Подходы могут быть разными, как и приоритеты, важен результат.
Оценивая текущую экономическую ситуацию в Российской Федерации, можно предположить, что в ближайшее будущее инвестиционные бюджеты будут секвестированы, рыночная стоимость капиталов будет падать, предприниматели, готовые работать с высокими рисками, будут искать точки входа в активы. В текущей ситуации есть варианты для маневров. Например, инвестиции в развитие российских продуктов. В частности, в области информационных технологий (ИТ) и цифровизации (платформенные решения) в России уже накоплена серьезная ИТ-экспертиза. И развивать этот сектор особенно перспективно. Также появляются возможности в областях, где рвутся цепочки поставок и возникает потребность в создании аналогов российского производства (при наличии технологических ресурсов). При должном стимулировании (поддержка и компенсация затрат на рост цен), в туристическом секторе также можно будет говорить об эффективных инвестициях [6].
Необходимо осознать, что в нынешней сложной геополитической и общеэкономической ситуации потенциальные частные инвесторы не будут проявлять активность — и это подтверждают многочисленные примеры из международной практики — без получения соответствующего «импульса», который может последовать только со стороны государства. Таким импульсом призваны стать декларируемые государством конкретные действия в отношении скорейшего разворачивания инвестирования в приоритетные направления экономики и социальной жизни.
Следовательно, государство выступает в роли общенационального гаранта особой значимости и важности тех или иных направлений инвестирования, причем на четко определяемую перспективу. А также, государство принимает на себя роль инвестиционного локомотива, само осуществляя финансовые вложения на приоритетных направлениях и тем самым демонстрируя надежность и выгодность инвестирования владельцам частных капиталов. Таким образом, инвестиционная политика может продолжить свою эффективную работоспособность, что необходимо для экономически стабильного развития государства.
Рис. 1. Принципы формирования инвестиционной политики субъекта рыночной экономики [3]


Исследование выполнено под руководством А.Н. Ряховской, профессора Департамента менеджмента и инноваций Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ, rectorat_ieay@mail.ru

Список использованных источников:
1. Алексеева А.Е. Инвестиционная политика предприятия как условие укрепления его экономической безопасности // Скиф. — 2019. — № 8 (36). — С. 18–24.
2. Корольков В.Е. Инвестиционные процессы в условиях международного экономического сотрудничества: монография / В.Е. Корольков, И.А. Смирнова. — М.: Прометей, 2021. — 284 с.
3. Лукасевич И.Я. Инвестиции: учебник. — Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2020. — 413 с.
4. Финансовый менеджмент: проблемы и решения в 2 ч. Часть 1: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. З. Бобылева [и др.]; ответственный редактор А. З. Бобылева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 547 с.
5. Прокофьев Д., Антикризисная стратегия власти через призму экономической теории редактор отдела экономики // Сетевое издание Новая Газета — Экономика // 2022. — № 28. — 18 марта. — URL: https://novayagazeta.ru/articles/2022/03/17/zadacha-s-neizvestnymi (Дата обращения 10.04.2022)
6. Махач О. Финансы должны работать // Сетевое издание «Дагестанская правда» — Экономика от 16.03.2022 — URL: http://dagpravda.ru/ekonomika/finansy-dolzhny-rabotat/ (Дата обращения 07.04.2022).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия