| | Проблемы современной экономики, N 2 (82), 2022 | | НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ | | Шамрай Ф. А. преподаватель кафедры технологий управления
Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого
| |
| | В статье показаны инновационные технические и технологические методы повышения конкурентоспособности предприятий отрасли российского судостроения. Дана характеристика уровня производительности российского судостроения при сравнении с мировыми показателями однородных производств. Определены и проанализированы основные проблемы отечественного судостроения и выявлены основные пути решения. Доказана необходимость применения технологических программ улучшения качества продукции посредством снижения общего брака в производстве, производительности труда работников судоверфи через автоматизацию и роботизацию производственных процессов, а также применения инновационного ресурсосберегающего метода технологической линии — гибридной лазерно-дуговой сварки для производства отдельных элементов гражданских судов | Ключевые слова: судостроение, жизненный цикл судостроительной ветви, конкурентоспособность судостроения, производительность труда, судостроительные верфи | УДК 338.514; ББК 65.050 Стр: 231 - 232 | Исследования показали, что жизненный цикл судостроительной ветви на практике растягивается на несколько столетий и считается одним из очень дорогих объектов. Поэтому нельзя строить новую судостроительную верфь с технологическим отставанием. Новые судостроительные верфи только тогда могут быть экономически состоятельными, когда проектируются и строятся на принципах инновационного технологического глобального лидерства [1].
В ходе исследования конкурентоспособности судостроительных верфей произведена оценка уровня производительности российского судостроения посредством сравнения его с мировыми показателями, разработаны и предложены основные технические инновации в судостроении, влияющие на уровень конкурентоспособности отдельных верфей и отрасли в целом. В процессе анализа судостроительных верфей установлено, что для большой выборки, например, для отрасли сложный показатель производительности — ~20 человеко-часов на 1 тонну компенсированного гросс-тоннажа и простой показатель производительности — ~20 человеко-часов на 1 тонну металлопереработки сходятся. Такой подход означает, что в своих оценках целесообразно пользоваться простым и очень наглядным показателем металлопереработки.
Практика показывает, что 300 чел. час/т — по оценке производительности в самой большой по численности работников и количеству верфей российской корпорации — АО «ОСК» представляет уровень производительности середины прошлого века, т.е. 70 — 80 лет назад. В судостроительной верфи можно встретить различные объяснения причин проблем, но однозначно то, что никак не конкурентоспособно с европейской производительностью — 20 чел. час/т.
В современных условиях 100 чел. час/т с оценкой текущей производительности на верфи крупнотоннажного судостроения представляет ССК «Звезда» на Дальнем Востоке. Конкурентные преимущества молодой верфи, набирающей обороты, обеспечивает свою производительность за счет современных инновационных технологий. Практика показывает, что проектная мощность верфи меньше, чем 50 чел. час/т в два с лишним раза и хуже, чем в Европе. Анализ судостроительной верфи показывает, что глобальными лидерами судостроения являются азиатские корпорации, а не европейское судостроение. Во всех рассуждениях и решениях рекомендовано руководствоваться значением 10 чел. час/т, которое обеспечивает глобальную конкурентоспособность.
В процессе исследования нами проанализированы проблемы российского судостроения. Постоянная борьба за рост культуры производства, непрерывное технологическое совершенствование верфи на имитационной модели, вычищение всех действий (MUDA), не создающих стоимость, становится необходимым перманентным условием конкурентоспособности [2]. На практике длительность строительства судов является функцией технологического решения верфи (её планировки и мощностей), цифровизации и технологического уровня верфи.
В конкурентной среде конструкция судна не только обеспечивает продуктовое качество, но и поднимает производительность за счёт устранения конструкторских и строительных ошибок. При этом главной задачей судостроительной верфи является минимизация логистики: чем больше заводской готовности на одном месте (без перемещений), тем выше производительность [3].
На практике производственные ошибки, брак (отклонения) приводят к большому объёму переделок. Не исправлять, а не допускать их в значительной степени повышает эффективность производственной деятельности. Технологическая производительность верфи и скорость строительства судна становится важнейшим направлением повышения конкурентоспособности, которое интегрирует все вышесказанные проблемы судостроения.
В процессе работы были разработаны и представлены технологические инновационные Программы и определена степень их влияния на производительность верфи, а также разработаны рекомендации по их внедрению в производство.
Программа «Точность». В судостроительной верфи необходимо качественно производить продукцию, нежели получать, в том числе, и исправимый брак. Суть Программы представляет собой возможность учитывать технологию и конструировать судно при строительстве так, чтобы в производстве нельзя было ошибиться. При этом необходимо повсеместно устранять возможность возникновения ошибок за счет человеческого фактора, влияющего на возникновение отклонений. Если уж отклонения возникли, то они не могут быть переданы далее по технологической цепочке, пока не будут устранены. Реализация на верфи Программы «Точность» повышает её производительность не менее, чем на 25%.
Интегрированные (насыщенные оборудованием, трубопроводами, кабелями и др.) блоки. Работа в цехе занимает единицу трудоёмкости. Та же самая работа на улице, на стапеле, в доке потребует в три раза большей трудоёмкости. Выполнение этой работы на воде потребует в 9 раз больше труда [4]. Проблема не в том, чтобы сварить большую и тяжёлую «железку». Вопрос в том, чтобы она была насыщена на 100%. Максимум работы рекомендовано выполнять в цехе (где тепло, светло и удобно), а не на улице, и уж тем более не на воде. Работа верфи по такому принципу повышает её производительность не менее, чем на 10%.
На конкурентоспособность судов значительное влияние оказывают роботизация резки заготовок, подготовка кромок под сварку, сборка конструкций под сварку, обварка конструкций, нанесение покрытий и многое другое, что повышает производительность верфи не менее, чем на 8%.
Гибридная лазерно-дуговая сварка (ГЛДС). В процессе судостроения данный вид сварки является следующим технологическим шагом после дуговой сварки. Применение нового подхода обеспечивает рост производительности для конструкций различной сложности, составляет от 20 до 90%, и обходится до двух раз дешевле.
Главным преимуществом данной технологии в процессе судостроения является то, что она позволяет работать с параллельной разделкой, со сварочной ванной на порядок меньше, чем у дуговой сварки. Эти особенности практически избавляют конструкции от сварочных напряжений и деформаций, что позволяет гораздо быстрее и дешевле перейти на технологическую точность 1 мм.
В ходе исследования выявлено и обосновано, что применение этой инновационной технологии увеличивает общую производительность верфи не менее, чем на 7%.
Инновационная гибка. По оценке нидерландской компании Nieland, на лист двойной кривизны при строительстве судов идёт около 5–18% от общего веса металла на судно [5]. По утверждению компании Ostseestaal GmbH, для контейнеровозов и сухогрузов примерно 12% металла на судно необходимо согнуть двойной кривизной, а для танкеров, газовозов, химовозов гибка составляет 8% металла. Трудоёмкость гибки, по данным компании Ostseestaal GmbH, составляет 1,7 н. час. /т. Практика показывает, что для производственной мощности верфи — 240 000 т переработки металла потребуется согнуть примерно 12%, что составит 28 800 т листа/год. Для гибки таких объёмов требуется порядка 30 высокопрофессиональных операторов, 15–17 прессов, большие цеховые пространства. Для одного пресса для работы с листом 4,5 х 23 м требуется подкрановое пространство шириною от 20 м и длиною не менее 100 м. Подготовка гибщиков представляет очень сложную задачу, специалист готовится в среднем 5 лет. В ходе исследования предложена фасеточная гибка листов до 40 мм, которая способна поднять производительность гибки на два порядка. Инновационное предложение повышает производительность верфи на 5%.
Таблица 1
Гибридная лазерно-дуговая сварка и её показателНаименование устройства | ПУ-250 | ПУ-100 | Насадка | БАК МВЗ |
---|
Время, н.час/ед. | ГЛДС + ДС | ДС | ГЛДС + ДС | ДС | ГЛДС + ДС | ДС | ГЛДС + ДС | ДС | Способ сварки | 8,3 | 47,5 | 48,6 | 78,2 | 40,94 | 55,14 | 643,7 | 4728 | Рост производительности, % | 183 | 100 | 138 | 100 | 126 | 100 | 186,4 | 100 | Стоимость сварки, тыс. руб./ед. | 118,4 | 251,8 | 171,9 | 309,1 | 153,7 | 259,1 | 2891 | 17861 | Расход материала, тыс. руб./ед. | 463,3 | 463,3 | 47,7 | 47,7 | 135,9 | 135,9 | 11777 | 11777 | Себестоимость, тыс. руб./ед. | 581,7 | 715,1 | 219,6 | 356,8 | 289,6 | 395 | 14668 | 29638 | Снижение себестоимости, % | 19 | 0 | 38 | 0 | 27 | 0 | 50 | 0 | Стоимость материала тыс. руб. /т | 47 | 47 | 47 | 47 | 47 | 47 | 47 | 47 | Вес детали, т | 6,9 | 6,9 | 0,710 | 0,710 | 2,024 | 2,024 | 175,4 | 175,4 | КИМ | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 |
В заключение можно отметить, что в результате исследования выявлен набор решений, интегральная реализация которых обеспечивает верфи уровень глобальной конкурентоспособности (10 ч. час/т). Соответственно верфь приобретает возможность строительства судов в кратчайшие, конкурентоспособные сроки. Верфь, построенная на предложенных нами принципах и решениях, может обеспечить владельцу чистую прибыль около 10%. |
| |
|
|