Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (82), 2022
АГРОЭКОНОМИКА
Сизова Н. П.
доцент кафедры экономики и организации АПК
Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова (г. Улан-Удэ),
кандидат экономических наук


Отечественный опыт и тенденции функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств
В статье представлен анализ истории формирования и развития крестьянских (фермерских) хозяйств в России. На основе исторического опыта проведена периодизация, выделены основные этапы эволюции крестьянских (фермерских) хозяйств, а также определены основные предпосылки и тенденции их развития
Ключевые слова: крестьянское (фермерское) хозяйство, крестьяне-переселенцы, история развития крестьянских (фермерских) хозяйств, малые формы сельскохозяйственного производства, сельскохозяйственная организация, сельское население, продовольственная зависимость, сельскохозяйственные ресурсы
УДК 631.115; ББК 65.324   Стр: 214 - 219

История развития крестьянских (фермерских) хозяйств в России сопряжена с рядом кардинально противоположных курсов аграрной политики, существенной трансформацией экономической среды для их хозяйствования, что, в конечном итоге, содействовало, либо осложняло их создание и функционирование. Изучая отечественный опыт и тенденции развития крестьянских (фермерских) хозяйств, можно провести периодизацию исторических вех в их создании и функционировании.
Первый этап связан с появлением первых российских фермеров в связи с преобразованиями, связанными со столыпинской аграрной реформой. При ее проведении, крестьянские (фермерские) хозяйства, включающие в себя свыше 80% населения страны, в то время были господствующими по отношению к другим субъектам аграрной сферы. Тем самым, они получили возможность развивать новый уклад «предпринимателей-фермеров», выделившись как наиболее активная часть сельского населения. При этом проведение реформы с 1906 по 1911 гг. имело как положительные, так и отрицательные результаты.
К основным преобразованиям сельского хозяйства России на тот период можно отнести отмену выкупа крестьянами надельных земель, получение каждым землевладельцем в собственность причитающуюся ему часть общинного надела, возможность выкупа любым крестьянином, при желании, помещичьих, казенных, удельных или иных земель по низкой цене. Так же стимулировалось переселение крестьян из западных, центральных и южных губерний в Сибирь. За период с 1906 по 1914 гг. общая численность переселенцев и ходоков составила 3 760 868 человек. Проведение реформы способствовало образованию слоя зажиточных крестьян, ведущих товарное хозяйство, которые составляли 42% хуторян, многие из которых выходили из общины и образовывали хутора и отруба. Именно благодаря этим крестьянам к началу первой мировой войны страна имела запас 900 млн пудов хлеба, что помогло пережить многие трудные периоды. Последнее позволяет автору сделать вывод об усилении роли крестьянских (фермерских) хозяйств в период сложных экономических и социальных ситуаций в стране.
К началу 1916 г. в 47 губерниях Европейской части России возникло 1 000 696 таких поселений. В пользу крестьян произошло перераспределение сельскохозяйственных земель: из общего количества 367 млн гектаров земли у крестьян сосредоточилось 215 млн (58,5%), у помещиков, царской фамилии, монастырей — 152 млн гектаров (41,4%). Произошло увеличение размеров посевных площадей и продукции животноводства, рост доходности и товарности хозяйств. Увеличение экспортных поставок зерна с 1905 по 1913 гг. на 133%, а продукции животноводства — на 124%. Обеспечение Россией 30% мирового экспорта зерна, что позволило занять ей первое место, по сравнению с США, которые были на третьем месте. При этом основной заслугой производства товарного хлеба, составляющего 71,6% от общего количества, принадлежала кулакам и новым помещикам [5].
Произошло некоторое развитие и совершенствование материально-технической базы, на что указывают появление стальных плугов, жаток, лобогреек. Потребление земледельческих орудий и машин увеличилось с 39 млн в 1906 г. до 119 млн руб. в 1912 г., то есть более чем в три раза. В два раза возросло потребление металла. Однако, существовали и определенные сложности в развитии крестьянских (фермерских) хозяйств, одним из которых считается болезненное формирование частных хозяйственных отношений, так как надельное общинное землепользование сохранило господствующее положение. Выйти из общины и закрепить землю в частную собственность по 40 губерниям Европейской России, удалось только 24% общего количества дворов, что составило 15% всех обрабатываемых крестьянских земель.
Также, несмотря на получение крестьянами при выходе из общины денежного кредита на обустройство, а переселенцами — кредита и денежную компенсацию за свой надел, их материальное положение было не самым лучшим: безденежных переселенцев было более 30%, а с деньгами от 200 руб. и более на переселенческое хозяйство — 14,8%. В связи с этим возвратившиеся в Европейскую Россию 13,5% переселенцев, пополняли ряды городского пролетариата или становились работниками у других хозяев [5].
По мнению ряда российских экономистов, фермеризация российской деревни носила политический характер и состояла в сохранении помещичье-дворянского класса и приспособлении его к буржуазному развитию. Община же, находившаяся на пути этих преобразований, подлежала разрушению. Вместо социального мира между обуржуазившейся крестьянской верхушкой (кулаками) и пролетаризирующейся крестьянской массой, кулаками и помещиками в деревне начался антагонизм. Также, отмечается, что «рвение Столыпина для осуществления своего замысла, сопровождалось массовым террором против крестьян, которые сопротивлялись выделению земельных участков из общинных фондов». Так, к началу 1916 г., несмотря на сильное административное давление, из общины окончательно вышло 2008 домохозяев, а совокупное число новых домохозяев достигало примерно 2,5 млн. Отмечается и техническая отсталость основной массы крестьянских хозяйств, использовавших деревянные орудия труда (сохи, плуги, бороны), несмотря на некоторые технологические нововведения. Однако в целом, рост экспортных потребностей способствовал развитию растениеводства.
Положение в животноводстве оставляло желать лучшего: с 1911 по 1913 гг., сократилось общее количество скота с 188,6 млн до 173,4 млн голов, что в свою очередь, сопутствовало возникновению голода, охватившего многие губернии России и 30 млн крестьян. Последующие нововведения в земельно-аграрные отношения в России произошли в связи с Октябрьской социалистической революцией. В ноябре 1917 г. Ленинским Декретом о земле право частной собственности отменялось навсегда. Использование наемного труда исключалось. Земля в государстве поступала в общенародный земельный фонд, переходила в пользование всех трудящихся. Аренда, либо продажа земли запрещались, однако предполагался периодический передел земельных участков. Желающие обрабатывать землю единолично или в товариществе могли получить участок по уравнительно-трудовому принципу в вечное пользование. В связи с этим, крестьяне бесплатно получили более 150 млн десятин помещичьих, удельных и прочих земель, что составляло 86% от общей конфискованной земли, 11% — государству, и всего 3% перешло сельхоз коллективам. В результате реализации Декрета о земле сохранялась подворная, хуторская, общинная, артельная, государственная формы, однако ликвидировались помещичьи и частнокапиталистические хозяйства.
В 1918 г. в связи с голодом и гражданской войной, были приняты такие меры, как принудительное изъятие у крестьян излишков сельскохозяйственной продукции. Обеспечение армии и гражданского населения продовольствием проводилось любыми средствами и методами, в том числе насильственными. Это и многие другое не могло не отразиться на настроении и хозяйственной деятельности крестьянства, породив злобу и уныние.
Дефицит товаров первой необходимости, сокращение посевных площадей (на 35–60% по регионам), а также недоверие к новому правительству, превратили Россию из экспортера зерна в нищую и голодную страну. По сути, такое свертывание фермерского движения означало окончание первого этапа в развитии крестьянских (фермерских) хозяйств.
Второй этап в развитии крестьянских (фермерских) хозяйств был обусловлен существовавшей острой необходимостью в развитии и стимулировании сельскохозяйственного комплекса, в установлении сочетания интересов крестьян и государства на основе рыночных отношений. В результате введения новой экономической политики (НЭПа), в 1921 г. продразверстка была заменена продовольственным налогом, допускался частный торговый капитал, который позволил сформироваться рыночному механизму в аграрной сфере. Таким образом, необходимость разрешения сложной экономической и социальной ситуации в стране предопределила возможность создания благоприятных условий для формирования и развития крестьянских (фермерских) хозяйств.
В октябре 1922 г. VI сессия ВЦИК ввела Земельный кодекс РСФСР, а в 1925 г. III съездом Советов СССР было принято постановление о земле, в котором закреплялось право крестьян сдавать и брать землю в аренду, изменять сроки арендного договора, применять в крестьянском хозяйстве наемный труд. В аграрном секторе создавались условия для развития несоциалистических форм хозяйствования, включая фермерство. Крестьянские хозяйства довольно быстрыми темпами выходили из разрухи и нищеты.
Введение НЭПа позволило увеличить в два раза сельскохозяйственное производство за 1921–1928 гг.; с 1925 по 1926 гг. прирост промышленной продукции к предыдущему году составил 39,3%, а сельскохозяйственной — 20,6%. В стране насчитывалось 25 млн единоличных крестьянских хозяйств, из них 35% бедняцких, 60% середняцких, 4–5% кулацких. Колхозы и совхозы составляли немногим более 1% хозяйств и производили около 7% товарной продукции. Основными же поставщиками товарной продукции были кулаки-единоличники, которые производили 20% товарного хлеба (табл. 1.) [5].
При этом достаточно внушительные объемы производства единоличных хозяйств достигались без использования какой-либо техники: 74,4% яровых культур было посеяно вручную, 44,4% сжато и скошено зерновых серпом и ручной косой, 40,7% урожая обмолачивались ручными способами. Все эти данные указывают на желание и стремление крестьян трудиться даже без особых технологических средств производства.

Таблица 1
Основные показатели сельскохозяйственных предприятий и хозяйств в период проведения НЭПа
ПоказательЗначение показателя по предприятиям
К (Ф)ХКолхозыСовхозы
Количество предприятий и хозяйств в %.9811
Удельный вес в посевной площади, %97,31,21,5
Средний размер посева на хозяйство, га4,542800
Объем производства продукции, тыс. т11027 (93%)548 (3,2%)552 (3,8%)
Объем поголовья скота в млн голов2140 (99%)9,8 (0,4%)11,6 (0,6%)

Процесс развития сельского хозяйства страны был прерван насильственной коллективизацией. В 1927 г. было принято решение о преобразовании мелких крестьянских хозяйств в крупные коллективные.
В результате коллективизации фермерский уклад был уничтожен, трансформируясь в государственно-кооперативный, выражавший монополию государства на производство, распределение и обмен сельскохозяйственной продукцией. Проведение НЭПа было завершено, вместе с ней был завершен и второй этап в развитии крестьянских (фермерских) хозяйств, позволивший пережить сложный период экономических и социальных преобразований.
В 1929 г. И.В. Сталин провозгласил курс на повышение темпов коллективизации и ускорение индустриализации. В результате этого сельское хозяйство было превращено в донора процесса развития промышленности страны и городского хозяйства. Низкие закупочные цены, дефицит и дороговизна промышленных товаров, высокие налоги, значительно превышающие доходность и платежеспособность крестьян, привели к лишению их заинтересованности в увеличение производства и продаже зерна государству, а, следовательно, и к сокращению посевных площадей. Также была объявлена политика ликвидации кулачества, в результате чего 12 млн крестьян было отправлено в ссылку, в том числе с женами и детьми. Причины таких жестких мер заключались в эффективной работе фермеров (кулаков) и их отказе вступать в колхоз [5].
Неудивительно, что насильственное давление применявшихся методов повышения темпов коллективизации, командно-административная система управления, полное бесправие руководства привели к тягчайшим социальным и экономическим последствиям: сокращению валового сбора основных сельскохозяйственных культур, снижению животноводческой продукции, а также оттоку 11 млн человек из деревни.
Так, инвестирование средств в индустриализацию было ограниченно, что привело к диспропорции в развитии всех отраслей народного хозяйства. В связи с этим в 1940 г. колхозы через товарные каналы реализовали всего 4,8% произведенного зерна. Оплата труда значительно отставала от промышленности, распределение по труду в виде трудодня носило остаточный характер, при этом во многих коллективных хозяйствах денег по трудодням не выдавалось вообще. Соответственно, в аграрной экономике, как и во всем народном хозяйстве, нарастала потребность в реконструкции государственного и коллективного секторов. Поставленная правительством цель, казалось, была достигнута: в динамике с 1928 по 1940 гг. наблюдается увеличение числа колхозов и совхозов, сельскохозяйственной техники и повышение объемов сельскохозяйственного производства. Природное трудолюбие и надежды на лучшую жизнь помогли крестьянству, вовлеченному в коллективизацию, постепенно перенести все трудности того периода, а самое главное, выстоять в годы Великой Отечественной Войны с 1941 по 1945 гг. Однако вследствие перечисленных преобразований развитие самих крестьянских хозяйств резко прекратилось. О становлении фермерских хозяйств не могло быть и речи, ведь основной костяк эффективно работающих крестьян — кулаков был уничтожен еще до войны [5].
В период с 1960 по 1980 гг. происходили некоторые изменения в сторону улучшения аграрной политики государства. В середине 60-х г. усилился объем инвестиций в производственный сектор экономики, внедрялись новые технологии, увеличивался рост сельскохозяйственной продукции. Однако общая эффективность деятельности аграрного производства оставалась низкой. Плановая система государства, ограничивала самостоятельность колхозов и совхозов. Существование однотипных организационно-правовых сельскохозяйственных предприятий, с государственной формой собственности, не могло развивать межотраслевой характер производства, расширять интеграцию товаропроизводителей по переработке сельскохозяйственной продукции.
В связи с этим в 80-х гг. начался переворот всей агросферы страны преимущественно за счет изменения организации и стимулирования труда, расширения самостоятельности сельскохозяйственных предприятий, поднятия закупочных цен, увеличения производственных фондов и государственных капиталовложений. Особенно можно отметить поднятие рентабельности производства основных продуктов в два-три раза и увеличение абсолютной величины сельскохозяйственных основных фондов [5].

Таблица 2
Индексы роста доходов населения, закупочных и розничных цен в СССР
ПоказателиЗначение показателя в динамике лет
198019851986198719881989
Среднемесячный денежный доход, %174212220229249281
Розничные потребительские цены, %103105102101101102
Закупочные цены, %103104107120128

Тем не менее, вся огромная кредитная задолженность сельхозпредприятий постоянно списывалась, превращая кредит в особую форму прямого бюджетного субсидирования сельского хозяйства. Также для поддержки материально-технической базы аграрной сферы не малую роль играла государственная ценовая политика. В условиях роста себестоимости, на закупаемую государством сельскохозяйственную продукцию, неуклонно росли цены. Однако для сохранения и увеличения потребительского спроса сельскохозяйственные товаропроизводители поддерживались государством на стабильном и низком уровне (табл. 2) [5].
Начало третьего этапа в развитии крестьянских (фермерских) хозяйств ознаменовалось выходом первых законодательных актов, определяющих курс российской экономики по пути преобразований отношений собственности и хозяйствования: Постановление «О программе возрождения российской деревни и развитии агропромышленного комплекса», закон РСФСР «О земельной реформе», реализация которых, означала предоставление государством земельных участков в пользование или собственность.
В результате реформы произошло появление сельскохозяйственных предприятий новых организационных форм — крестьянских (фермерских) хозяйств. По сути, этот этап можно считать этапом зарождения крестьянских (фермерских) хозяйств в постперестроечный период, после длительного перерыва. Сформированные крестьянские (фермерские) хозяйства этого периода получили существенную стартовую финансовую поддержку.
Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», принятый в начале 1990 г, был призван усилить и сделать более определенные положения о новом типе хозяйствования на земле, выделив его правовые основы организации и деятельности на территории страны [5].
В соответствии с законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Постановлением Правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» (декабрь 1991 г.) до марта 1993 г. предписывалось осуществление качественных преобразований в общественном сельскохозяйственном секторе. В результате этого в 1994 г. в Российской Федерации было перерегистрировано 24,3 тыс. колхозов (95,0%), сохранили свой прежний статус 8,4 тыс. коллективных и государственных хозяйств (34%). Основная часть прежних колхозов и совхозов (66%) была подвергнута радикальной реорганизации: организационно-хозяйственном расчленении и создании хозяйств нового социального типа. Малая часть совхозов, составляющая около 300 единиц, и другие государственные хозяйства были реорганизованы в акционерные общества открытого типа с участием государства, предприятия перерабатывающей промышленности, строительства, технического обслуживания, торговли и банков. Основная часть крупных хозяйств реорганизовалась в товарищества с ограниченной ответственностью и акционерные общества закрытого типа — 11,5 тыс. Большинство крупных, но малоэффективных колхозов было преобразовано в сельхозкооперативы, число которых составило 1,9 тыс. Однако были сохранены некоторые подсобные хозяйства промышленных предприятий, общее число которых составило 0,4 тыс. [5].
На фоне реорганизации колхозов и совхозов шло бурное создание крестьянских (фермерских) хозяйств, основную часть которых составляли люди, вышедшие из коллективных и государственных предприятий со своими земельными паями и долями производственных фондов и начавшие самостоятельную деятельность (табл. 3) [5]. С 1990 по 1995 гг. отмечен рост крестьянских (фермерских) хозяйств на 275,7 тыс. единиц и значительное увеличение площади предоставленных им земельных участков на 11830 тыс.га. Такие преобразования способствовали, с одной стороны, решению проблемы безработицы на селе, а, с другой, — росту производства отечественной сельскохозяйственной продукции, направленной на решение проблемы продовольственной независимости страны.
Основное достижение этого этапа состоит в зарождении и быстром росте числа крестьянских (фермерских) хозяйств, создававшихся на больших площадях, наделяемых необходимой техникой, кредитными средствами. Значительная часть крестьянских (фермерских) хозяйств, образованных в этот период, добилась высокой экономической эффективности производства.
Однако общие кризисные процессы в экономике страны в 1995–1999 гг., нерешенность ряда организационно-правовых, материально-технических, земельных, социальных и других вопросов в деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, способствовали сокращению их числа за счет того, что некоторая их часть либо полностью прекратила заниматься сельскохозяйственной деятельностью, либо приостановила ее на время; снижению доли производимой продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции (табл. 3, 4) [10].

Таблица 3
Число крестьянских (фермерских) хозяйств (на конец года)
ПоказательЗначение показателя в динамике лет
199019952000200220032005200620072008
Число крестьянских (фермерских) хозяйств, тыс.4,4280,1261,7264,0263,9257,4255,4263,0280,0
Площадь предоставленных им земельных участков, тыс. га1811201115292176621832619246205882271429400
Средний размер земельного участка, га.4143586769758186103

Таблица 4
Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств
(в фактически действовавших ценах; в процентах к итогу)
ПоказательЗначение показателя в динамике лет
199119921995200020022004200520072008
Хозяйства всех категорий100100100100100100100100100
В том числе:         
Сельскохозяйственные организации68,867,150,243,439,842,641,247,349,3
Хозяйства населения31,231,847,953,656,551,553,244,641,5
Крестьянские (фермерские) хозяйства1,11,93,03,75,95,68,19,2

Несмотря на небольшое сокращение числа крестьянских (фермерских) хозяйств за 2000–2006 гг., этот период можно считать четвертым этапом, направленным на укрепление рыночной позиции. Данное предположение основано на том, что в этот период были разработаны мероприятия, направленные на обеспечение устойчивого развития и повышения эффективности фермерского сектора, усиления социальной защиты крестьянства в условиях рыночных отношений.
При этом при сокращении числа крестьянских (фермерских) хозяйств на четвертом этапе отмечается поступательный рост доли продукции, создаваемой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в общем объеме ее производства в стране, а также увеличение среднего размера закрепленного за одним хозяйством земельного участка. Кроме того, следует отметить, что их естественным источником формирования являлась отмена обязательной регистрации в качестве юридического лица после принятия нового Гражданского кодекса. Тем самым трудности, связанные с формированием и развитием крупных коллективных предприятий, способствовали усилению роли личных подсобных хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств, оказавшихся быстро растущим сектором агросферы России.
Основные достижения этого этапа связаны с утверждением крестьянских (фермерских) хозяйств в качестве важных участников рынка сельскохозяйственной продукции, приемлемой формы организации сельскохозяйственной деятельности для сельских жителей.
Современный, пятый этап в развитии крестьянских (фермерских) хозяйств, по нашему мнению, реализуется с 2007 года и характеризуется как этап роста рыночной доли. Данный этап отмечен увеличением числа крестьянских (фермерских) хозяйств на фоне сокращения числа хозяйств населения и замедления роста числа сельскохозяйственных предприятий.
С 2007 года прослеживается значительное увеличение объемов продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами [10]. Важным отличительным признаком современного этапа является стабилизация размеров крестьянских (фермерских) хозяйств, при котором преобладающим остается средний и мелкий размер хозяйств. Следует подчеркнуть и четкую специализацию сельскохозяйственного производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах, ориентированную на продукцию растениеводства, где они становятся заметными товаропроизводителями зерна, так как создание единого, организованного, стабильного рынка зерна способно дать значительный мультипликативный эффект [9].
Отрасль животноводства недостаточно развита, поэтому в некоторых регионах ввиду неблагоприятных природно-климатических условий, сложным рельефом местности чаще всего является традиционным народным промыслом [8].
Увеличение объемов производства такой мелкотоварной формой хозяйствования, как крестьянские (фермерские) хозяйства в продовольственном фонде страны объясняется, в какой-то степени, кризисом коллективных предприятий, снижением заработной платы как основного источника дохода семьи, сужением сферы приложения труда на селе, снятием ограничений прав на землепользование, имущество и хозяйственную деятельность, введением налоговых льгот. Тем более при высокой трудоемкости, но незначительном использовании дорогостоящих средств производства, продукты крестьянских (фермерских) хозяйств значительно ниже по себестоимости, чем других сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Увеличение объема продукции крестьянских (фермерских) хозяйств объясняется также расширением площади земельных участков: освобожденные от ограничения размеров земли, они также изменили структуру ее использования. Так, в динамике с 1990 по 2006 гг. площадь предоставленных земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам увеличилась на 20 407 тыс. га, а средний размер земельного участка на 40 га. (табл. 3). При этом в динамике с 1999 по 2008 гг. произошло значительное увеличение посевной площади в крестьянских (фермерских) хозяйствах по всем видам культур: зерновым — на 6891 тыс. га (170%), техническим — на 1435 тыс. га (124%), кормовым — на 795 тыс. га (115%), картофельным и овощебахчевым — на 133 тыс. га (117%) [5].
При этом все периоды по созданию и функционированию крестьянских (фермерских) хозяйств можно представить в следующей таблице [6]:
Тем не менее, техническая оснащенность сельскохозяйственных товаропроизводителей остается очень низкой.
Так, в динамике с 1992 по 2008 гг. произошло заметное сокращение всех видов техники в сельскохозяйственных организациях: тракторов — с 1290,7 до 364,4 тыс. шт. (на 71,7%), плугов — с 460,3 до 106,3 тыс. шт. (на 78%), культиваторов — с 541,6 до 191,3 тыс.шт. (на 64,7%), сеялок — с 582,8 до 159,0 тыс. шт. (на 72,7%), зерноуборочных комбайнов — с 370,8 до 95,9 тыс. шт. (на 74%), свеклоуборочных машин — с 24,7 до 4,2 тыс. шт. (на 83%), косилок — с 208,2 до 49,9 тыс. шт. (на 76%), дождевальных и поливных машин и установок — с 69,5 до 6 тыс. шт. (на 91,3%), машин для внесения в почву твердых и жидких органических удобрений — с 118,6 до 11,9 тыс. шт. (на 89,9%), доильных установок и агрегатов — с 197,5 до 36,2 тыс. шт. (на 81,6%) [5, 10].
Крестьянские (фермерские) хозяйства, испытывающие острую нехватку техники и лишенные необходимого сервисного обслуживания, так как у подавляющего числа отсутствуют средства для ее покупки, вынуждены приобретать в основном далеко не новую технику: чаще всего они покупают ее в сельскохозяйственных предприятиях (55%) и коммерческих организациях (24%).
Бесспорно, в связи с сокращением в 90-е годы объема капиталовложений в сельскохозяйственный комплекс страны в 20 раз, надеяться на создания мощного производственного сельскохозяйственного потенциала и обеспечение его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках на быстрой основе самофинансирования не следует. Низкая обеспеченность основными средствами крестьянских и фермерских хозяйств негативно влияет на их кредитоспособность, что сужает финансовые возможности по привлечению капитала кредиторов и инвесторов. Названные и другие экономические факторы, объединяющие крестьянские и фермерские хозяйства, предопределяют необходимость формирования единого механизма регулирования их развития [6].
Следовательно, концептуальные основы государственного регулирования, основанного на финансовой поддержке, по нашему мнению, должны включать меры, осуществляемые на федеральном уровне, и мероприятия, проводимые на уровне региона с учетом природно-климатических, экологических, социально-экономических, социо-культурных и других факторов [7].
При этом, несмотря на невысокий уровень технического обеспечения крестьянских (фермерских) хозяйств в России, данная форма сельскохозяйственного производства является наиболее мобильной формой организации мелкотоварного производства, имеющей определенный ряд преимуществ: производство качественных наиболее доступных по цене продуктов питания, стремление к минимизации издержек на производство единицы продукции, возможность самоорганизации и реализации своих предпринимательских способностей, а также увеличение занятости на селе, в целом.
Однако основными трудностями данной формы предпринимательства являются недостаток финансовых ресурсов (в том числе кредитных), необходимых для формирования и эффективного ведения деятельности, а также отсутствие необходимых каналов реализации сельскохозяйственной продукции.

Таблица 5
Периоды развития крестьянских (фермерских) хозяйств в России
ПериодОтличительные черты этапаНедостатки и трудности этапа
1234
11906–1917 гг. Появление первых российских фермеровБыстрый рост аграрного производства и увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции. Расширение посевных площадей на 80% в связи с переселением крестьян. Содействие К(Ф)Х в приобретении дополнительных участков земли через Крестьянский поземельный банк. Ликвидация чересполосицы и создание хуторов и отрубов.Низкая техническая оснащенность. Увеличение урожайности преимущественно за счет роста посевных площадей. Болезненное формирование частных хозяйственных отношений наряду с общинным землепользованием.
21921 — начало 30-х гг. Формирование НЭПФормирование благоприятных условий для развития К(Ф)Х. Замена продразверстки продовольственным налогом. Разрешение аренды земли и наемного труда, организация частных предприятий. Возрождение ярмарок и открытие торговых бирж.Массовая коллективизация сельского хозяйства. Сокращение валового сбора основных сельскохозяйственных культур. Отток большей части сельских жителей из деревень.
31990–1995 гг. Зарождение К(Ф)Х нового типаРадикальная реорганизация крупных и средних сельскохозяйственных предприятий (колхозов и совхозов). Зарождение и быстрый рост К(Ф)Х. Некоторое решение проблем безработицы и продовольственной зависимости.Нерешенность ряда организационно-правовых, материально–технических, земельных, социальных и др. вопросов в деятельности К(Ф)Х.
42000–2006 гг. Утверждение К(Ф)Х на рынкеУкрепление рыночной позиции К(Ф)Х. Обеспечение устойчивого развития и повышения эффективности фермерского сектора, усиление мелкотоварного производства, утверждение К(Ф) Х как участников рынка.Некоторое сокращение количества К(Ф)Х, увеличение среднего размера закрепленного за одним хозяйством земельного участка.
52007 — по наст. время. Рост рыночной доли К(Ф)ХСтабилизация размеров К(Ф)Х и их четкая специализация. Высокая трудозатратность, но невысокая себестоимость продукции. Расширение площади земельных участков и структуры ее использованияНизкая материально-техническая оснащенность. Дефицит финансовых ресурсов (в т.ч. кредитных). Неразвитость инфраструктуры по реализации и переработке продукции

Таким образом, анализ тенденций развития отечественного опыта крестьянских (фермерских) хозяйств позволяет сделать следующие выводы.
В истории развития крестьянских (фермерских) хозяйств России прослеживаются периоды подъема и спада, что позволило авторам работы выделить пять этапов: 1 — появление первых российских фермеров в связи с преобразованиями, связанными со столыпинской аграрной реформой; 2 — формирование рыночных отношений в сельскохозяйственном секторе в период НЭП на основе сочетания интересов крестьян и государства; 3 — зарождения крестьянских (фермерских) хозяйств нового типа в связи с реорганизацией народного хозяйства в перестроечный период; 4 — утверждение крестьянских (фермерских) хозяйств в качестве важных участников рынка сельскохозяйственной продукции; 5 — рост рыночной доли крестьянских (фермерских) хозяйств (с 2007 года).
Основными предпосылками, содействующими развитию крестьянских (фермерских) хозяйств являются: производство качественных, доступных по цене продуктов питания, минимизация издержек на производство единицы продукции, возможность самоорганизации и реализации своих предпринимательских способностей, а также увеличение занятости на селе.
Главными факторами, сдерживающими развитие крестьянских (фермерских) хозяйств являются: недостаток финансовых ресурсов (в том числе кредитных), необходимых для формирования и эффективного ведения деятельности, а также отсутствие необходимых каналов реализации сельскохозяйственной продукции.
Учитывая высокую экономическую и социальную значимость создания и функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств в современной России, содействие их развитию должно стать приоритетной задачей аграрной политики страны, включающей ряд действенных мер по государственной поддержке данной формы хозяйствования.


Список использованных источников:
1. Баландин Ю.С. Крестьянское хозяйство. — М.: Афопромиздат, 1992. — С. 7.
2. Гордон А.В. Великий незнакомец: Крестьяне и фермеры в современном мире. Хрестоматия — М.: Професс, 1992. — С. 173.
3. Гордеев А.В., Бутковский В.А. Россия — зерновая держава: Учеб. для эконом и технолог. спец. — М.: Пищепромиздат, 2003. — 507 с.
4. Кудряшов В.И Фермерские хозяйства: принципы формирования и функционирования. — М: ВНИИЭТУСХ, 1994. — С. 5–6, 61–63.
5. Сизова Н.П. Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в регионе: направления государственной поддержки и механизм регулирования: дисс... на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления. — Улан-Удэ, 2010.
6. Сизова Н.П. Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в регионе: направления государственной поддержки и механизм регулирования: специальность 08.00.05: автореф. дисс... канд. экон. наук. — Улан-Удэ, 2010. — 21 с.
7. Сизова Н.П. Методы государственного регулирования крестьянских (фермерских) хозяйств: мировой и отечественный опыт // Проблемы современной экономики. — 2021. — № 1(77). — С. 186–190.
8. Сизова Н.П. Особенности развития крестьянских (фермерских) хозяйств в регионах Росси // Kant. — 2021. — № 1(38). — С. 58–63. — DOI 10.24923/2222–243X.2021–38.13.
9. Труфанова С.В. Рынок зерна: его формирование и развитие в регионе: специальность 08.00.05: автореф. дисс.... канд. экон. наук. — Улан-Удэ, 2010. — 22 с.
10. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] — htpp://www.gks.ru/

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия