Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (82), 2022
АГРОЭКОНОМИКА
Ермакова М. С.
доцент кафедры экономики и управления
Камышинского технологического института (филиала)
Волгоградского государственного технического университета,
кандидат экономических наук

Костина З. А.
доцент кафедры экономики и управления
Камышинского технологического института (филиала)
Волгоградского государственного технического университета,
кандидат экономических наук


Порядок отражения единого сельскохозяйственного налога в единой учетной политике агрохолдинга
В статье дано определение единого сельскохозяйственного налога и описан порядок его расчета. Рассмотрены преимущества и недостатки применения данного специального режима компаниями агрохолдинга. Дано определение единой учетной политики агрохолдинга, раскрыт порядок отражения единого сельскохозяйственного налога в единой учетной политике. Для учета расчетов по единому сельскохозяйственному налогу в рабочем плане счетов компаний агрохолдинга авторами предложено использование определенных аналитических счетов, а также субсчетов бухгалтерского учета. Кроме того, для целей налогового учета, авторами разработаны налоговые регистры учета доходов и расходов, признаваемых для целей налогообложения единым сельскохозяйственным налогом
Ключевые слова: учетная политика, агрохолдинг, единый сельскохозяйственный налог
УДК 338.012; ББК 65.261.411   Стр: 211 - 214

В настоящее время одной из современных и наиболее эффективных форм функционирования сельскохозяйственного производства является образование и развитие агрохолдингов.
Агрохолдинг — это объединение технологически и экономически взаимосвязанных организаций и предприятий различных форм собственности, основанных на слиянии их капитала, гарантирующего право одного из участников определять направления развития коллективного производства. Компании агрохолдинга, как правило, осуществляют высоко диверсифицированную деятельность, имеют сложную многоуровневую систему управления и обладают территориально распределенной структурой [1].
Производство сельскохозяйственной продукции имеет ряд отличительных особенностей (зависимость от климатических условий, биологические факторы, сезонность т.п.), которые во многом влияют на финансовые результаты деятельности агрохолдинга и, как следствие, на его систему налогообложения.
Согласно действующему налоговому законодательству, компании, входящие в агрохолдинг, в процессе своей деятельности помимо общей системы налогообложения имеют право применять специальные налоговые режимы. В настоящее время к специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей или единый сельскохозяйственный налог, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, патентная система налогообложения, а также налог на профессиональный доход.
Длительное время действующая в России система налогообложения не принимала во внимание специфику сельскохозяйственного производства, что в немалой степени, негативно повлияло на состояние экономики аграрного сектора нашей страны. Чтобы решить данную проблему, в 2001 г. в Налоговый кодекс Российской Федерации была включена глава 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог)».
Как специальный налоговый режим единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) представляет собой порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации и законодательными актами субъектов РФ. [2]
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей разрабатывалась законодательными органами для обеспечения комплексного подхода к развитию сельскохозяйственного производства в масштабах страны и с самого начала была призвана уменьшить налоговую нагрузку предприятий агропромышленного комплекса при условии реализации фискальной функции.
Сельскохозяйственные предприятия, применяющие систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от уплаты налога на прибыль и частично от налога на имущество организаций. Вместо этого они уплачивают единый налог, величина которого рассчитывается как разность между полученными в календарном году доходами и понесенными в этом же периоде расходами, умноженная на ставку налога. [3] Необходимо отметить, что согласно п. 5 ст. 346.6 НК РФ налоговую базу при расчете ЕСХН по итогам года плательщик вправе уменьшить на сумму убытка, полученного за предыдущие налоговые периоды.
В настоящее время единый сельскохозяйственный налог уплачивается по стандартной ставке, которая составляет 6%. При этом власти субъектов Российской Федерации имеют право установить дифференцированные значения ставки, которая может варьироваться в диапазоне от 0 до 6%. Размер ставки может зависеть от вида производимой предприятием сельскохозяйственной продукции, работ или услуг, размера дохода, полученного от основного вида деятельности, места, где организация осуществляет деятельность и численности ее сотрудников. Вариация ставок по ЕСХН позволяет соблюдать баланс между налоговой нагрузкой налогоплательщиков и величиной финансовых поступлений в бюджет.
О возможности применения компаниями агрохолдинга единого сельскохозяйственного налога существуют различные точки зрения. Так, например, Кипкеева А.М., Боташева Ф.Б считают, что переход на ЕСХН позволит сельскохозяйственной организации существенно сократить суммы уплачиваемых в бюджет отчислений и при этом увеличить срок налогового периода, в течение которого необходимо выплатить налог, что является особенно актуальным для сезонных видов предпринимательской деятельности. Так же авторы отмечают, что к преимуществам перехода на применение ЕСХН относится небольшой объем простых отчётных документов и возможность одновременного использования, как единого сельскохозяйственного налога, так и упрощенной системы налогообложения для определенных видов деятельности.
К основным недостаткам применения данного специального режима налогообложения можно отнести тот факт, что для перехода на ЕСХН обязательным условием является доля реализации сельскохозяйственной продукции. Кроме того, компании, применяющие единый сельскохозяйственный налог, не освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учёта в полном объеме [4].
И.В. Кузнецова, В.Г. Широбоков утверждают, что крупные агрохолдинги, совмещающие производство пищевого сырья с его глубокой подработкой, не могут осуществить переход на уплату единого сельскохозяйственного налога. Причина заключается в том, что для перехода на ЕСХН необходимо, чтобы доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, а также продукции первичной переработки из собственного сельскохозяйственного сырья в общем доходе от реализации была не ниже 70%. При этом, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2006 № 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства», под продукцией первичной переработки подразумевается очень ограниченный перечень полуфабрикатов. Например, компании агрохолдинга могут продавать свежее и замороженное мясо, а также субпродукты, но при этом не имеют право производить мясные деликатесы, иначе им придётся вернуться к общему режиму налогообложения. Но, как показывает практика, крупные агрохолдинги, в большей степени, заинтересованы именно в производстве конечной продукции и редко ограничиваются только первичной переработкой сырья [5].
По нашему мнению, для компаний агрохолдинга, занятых только производством сельскохозяйственной продукции переход на уплату единого сельскохозяйственного налога будет наиболее целесообразным за счет существенной экономии на уплате налогов в рамках общего режима налогообложения. Это подтверждается тем, что каждая компания, входящая в агрохолдинг, выступает самостоятельным налогоплательщиком.
Общий порядок формирования налогооблагаемой базы по единому сельскохозяйственному налогу должен быть обязательно отражен в учетной политике агрохолдинга. По нашему мнению, для компаний, формирующих агрохолдинг, учетная политика должна быть единой и обеспечивать тесную интеграцию бухгалтерского и налогового учета, бухгалтерского и управленческого учета, бухгалтерского и консолидированного учета и подготовки внешней и внутренней отчетности [6]. Единая учетная политика агрохолдинга представляет собой единый учетный стандарт, утверждаемый руководством управляющей компании, который отражает совокупность способов ведения бухгалтерского учета агроструктуры в целом. Этот унифицированный внутренний документ должен обязательно применяться всеми компаниями, формирующими агрохолдинг.
Единая учетная политика агрохолдинга состоит из организационно-технического и методического разделов. Организационно-технический раздел единой учетной политики агрохолдинга включает в себя приемы и методы организации технологического процесса бухгалтерской службы. К организационно-техническим элементам единой учетной политики относятся: рабочий план счетов, формы первичных учетных документов, формы используемых учетных регистров, утвержденный график документооборота компании, а также порядок проведения инвентаризации активов и обязательств. Методические аспекты учетной политики отражают избранные компанией способы ведения учета, наиболее отвечающие специфике данной организации [7].
В организационно-техническом разделе единой учетной политики агрохолдинга для целей исчисления ЕСХН обязательно должно быть отмечено, что налоговый учет расчетов по единому сельскохозяйственному налогу ведется на основании показателей бухгалтерского учета. Кроме того, в учетной политике необходимо указать, что бухгалтерский учет агрохолдинга ведется с применением рабочего плана счетов бухгалтерского учета. Для учета расчетов по единому сельскохозяйственному налогу в рабочем плане счетов компаний агрохолдинга мы предлагаем предусмотреть отдельные аналитические счета и субсчета бухгалтерского учета, представленные в табл.1.

Таблица 1
Счета бухгалтерского учета, предназначенные для отражения расчетов по ЕСХН
Номер счета/субсчетаНазвание счета/субсчета
Счета учета расходов, признаваемых для исчисления единого сельскохозяйственного налога
20–1–1«Расходы, на производство сельскохозяйственной продукции, признаваемые для исчисления ЕСХН
20–1–2Расходы, на производство сельскохозяйственной продукции, не признаваемые для исчисления ЕСХН
90–2–1Расходы, на продажу сельскохозяйственной продукции, признаваемые для исчисления ЕСХН
90–2–2Расходы, на продажу сельскохозяйственной продукции, не признаваемые для исчисления ЕСХН
90–2–1Прочие расходы, принимаемые для исчисления ЕСХН
90–2–2Прочие расходы, не принимаемые для исчисления ЕСХН
Счета учета доходов, принимаемых для исчисления единого сельскохозяйственного налога
90–1–1Выручка от продажи продукции сельского хозяйства, принимаемая для исчисления ЕСХН
90–1–2Выручка, не принимаемая для исчисления ЕСХН
Источник: составлено автором

В методическом разделе единой учетной политики компаний агрохолдинга, перешедших на уплату ЕСХН, с нашей точки зрения, должен быть предусмотрен соответствующий раздел, описывающий общие положения и порядок признания и определения доходов и расходов. Общие положения должны содержать и раскрывать требования, предъявляемые к налоговому учету, порядок организации налогового учета компании, нормативную базу, необходимую для формирования учетной политики, а также общий порядок расчета налогооблагаемой базы по единому сельскохозяйственному налогу.
В единой учетной политике агрохолдинга для целей исчисления ЕСХН, необходимо раскрыть порядок отнесения полученного сельскохозяйственной организацией дохода к облагаемому и необлагаемому ЕСХН. В состав налогооблагаемого дохода включается выручка, полученная от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, а также внереализационные доходы.
Необходимо отметить, что к доходам, признаваемым для целей налогообложения ЕСХН, относятся денежные средства, поступившие от покупателей на расчетный счет и в кассу организации, доходы, полученные в натуральной форме (товарообменные операции) или при исполнении обязательств путем зачета взаимных требований, а также доходы, полученные от оплаты покупателями продукции или услуг векселями третьего лица. При натуральной оплате труда доходом также признается стоимость готовой продукции собственного производства, выданной работникам предприятия.
К доходам, необлагаемым ЕСХН относятся доходы, облагаемые по специальным налоговым ставкам, и иные доходы, не учитываемые при определении налоговой базы в соответствии со ст.251 НК РФ.
В качестве приложения к данному разделу единой учетной политики предлагаем использовать разработанные нами формы специальных регистров налогового учета. Налоговые регистры доходов формируются в соответствии со спецификой отрасли производства в разрезе отраслей деятельности сельскохозяйственного предприятия. Кроме того, в регистрах налогового учета мы предлагаем детализировать доходы в разрезе каналов их поступления. Налоговый регистр учета доходов от реализации, признаваемых для целей налогообложения единым сельскохозяйственным налогом представлен в табл.2.

Таблица 2
Налоговый регистр учета доходов от реализации, принимаемых для целей налогообложения ЕХСН
ООО ___________________
за _____________ 20 ___ г.

п/п
Налоговый
(отчетный)
период
По видам поступлений доходовИтого
за наличный расчет, дебет 50безналичные платежи,
дебет 51
товарообменные операции,
дебет 60, 76,
кредит 62
зачет взаимных требований,
дебет 60, 76
кредит 62
натуральная оплата труда,
дебет 70,
кредит 90
векселя третьего лица, дебет 58, кредит 62Другие виды оплаты погашения задолженности 
          
Источник: составлено автором

Аналогично мы предлагаем формировать налоговый регистр внереализационных доходов, как по видам, так и в разрезе каналов их поступления. В качестве таких доходов в сельскохозяйственных организациях могут выступать:
– доходы, полученные от долевого участия в других организациях;
– доходы в виде признанных должником и подлежащих уплате штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также суммы возмещения ущерба или убытков;
– доходы в виде безвозмездно полученного имущества, работ, услуг или имущественных прав, кроме случаев, указанных в ст. 251 НК РФ;
– доходы в виде сумм кредиторской задолженности, списанной в связи с истекшим сроком давности;
– доходы в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей и прочего имущества, выявленных в результате проведения инвентаризации, а также другие виды внереализационных доходов;
– доходы в виде процентов, полученных по долговым обязательствам, а также по договорам банковского счета или вклада;
– доходы в виде стоимости полученных материалов или другого имущества при демонтаже и ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств.
В единой учетной политике агрохолдинга для целей исчисления ЕСХН, необходимо отразить общие требования к расходам, уменьшающим налоговую базу по данному налогу. Здесь нужно отметить, что расходами сельскохозяйственной организации являются документально подтвержденные и обоснованные затраты. Документально подтвержденными признаются расходы, которые подтверждаются соответствующими документами. К обоснованным расходом относятся экономически оправданные затраты, оценка которых выражается в денежной форме. Под экономически оправданными затратами понимаются расходы, размер которых соответствует нормам установленным главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ и технологическим процессам сельскохозяйственного предприятия [8]. В единой учетной политике необходимо отразить порядок признания доходов и расходов. Согласно 346.5 НК РФ доходы для целей налогообложения ЕСХН признаются по кассовому методу, а расходы — по факту их оплаты.
Для того, чтобы обеспечить формирование расходов по единому сельскохозяйственному налогу, признаваемых для целей налогообложения, по нашему мнению, в единой учетной политике агрохолдинга, необходимо предусмотреть несколько видов регистров налогового учета.
Наиболее комплексным видом расходов являются материальные затраты. В соответствии со ст. 254 «Материальные расходы», гл. 25 НК РФ в их состав входят:
– приобретённые сырье и материалы, используемые для производства готовой продукции, выполнения работ или оказания услуг (семена, корма, удобрения, биопрепараты, медикаменты, средства защиты растений, удобрения, хозяйственный инвентарь, топливо, спецодежда, спецобувь, одноразовая тара, упаковочные материалы и др.);
– работы и услуги, выполненные сторонними организациями, в том числе, стоимость приобретенных электроэнергии, воды, газа, используемых на технологические цели, отопление зданий т.п.;
– расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и другого имущества природоохранного назначения, в том числе очистка сточных вод, платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в природную среду.
По материальным расходам компаниям агрохолдинга, применяющим ЕСХН, по нашему мнению, целесообразно вести отдельные налоговые регистры в разрезе приобретенных сырья и материалов (счет 10 «Материалы») и оказанных работ и услуг (счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).
В табл.3 представлена разработанная нами форма регистра налогового учета материальных расходов для целей налогообложения ЕСХН.

Таблица 3
Налоговый регистр учета расходов (материальных расходов), принимаемых для целей налогообложения ЕХСН
ООО ___________________
за _____________ 20 ___ г.
Наименование
МПЗ
Номенклатурный
номер МПЗ
Дата
оприходования
МПЗ
Дата
оплаты
МПЗ
Стоимость МПЗ
оприходованныхоплаченных покупателемотпущенных в производство (реализацию)отпущенных в производство (реализацию) для целей налогообложенияполученных и оплаченных на конец отчетного периода
         
Источник: составлено автором

В заключение необходимо отметить, что возможность применения единого сельскохозяйственного налога является огромной льготой для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Но, несмотря на то что налоговое законодательство в отношении ЕСХН претерпело множество изменений, при применении единого сельскохозяйственного налога у сельскохозяйственных организаций по-прежнему возникает множество проблем. Но, несмотря на определенные трудности, для компаний агрохолдинга переход на уплату ЕСХН, по нашему мнению, является экономически целесообразным, так как существенно сократит сумму отчислений в бюджет. Предложенные в работе совершенствования положений единой учетной политики помогут компаниям агрохолдинга более эффективно вести налоговый учет расчетов по единому сельскохозяйственному налогу.


Список использованных источников:
1. Глущенко А.В., Ермакова М.С. Основные принципы формирования единой учетной политики в агрохолдингах // Фундаментальные исследования. — 2012. — № 11 (часть 3). — С. 755–758.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/10900200/a9a754f9362cc6d913de8ff6886b8c4c/ (дата обращения: 04.04.2022).
3. Трубицына Н.С., Воробьёв С.В. Проблемы использования в агрохолдингах единого сельскохозяйственного налога // Финансовая экономика. — 2019. — № 2. — С. 786–788.
4. Кипкеева А.М., Боташева Ф.Б. Основные проблемы применения единого сельскохозяйственного налога сельскохозяйственными товаропроизводителями в России //Фундаментальные исследования. — 2017. — № 10–2. — С. 370–374.
5. Широбоков В.Г., Кузнецова И.В., Галикова Н.Б. Обоснование перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога // Все для бухгалтера. — 2008. — № 1 — С. 17–20.
6. Ермакова М.С. Порядок отражения единого сельскохозяйственного налога в единой учетной политике агрохолдинга // Успехи современного естествознания. — 2014.- № 11. С 52–57.
7. Кулиш Н.В., Карбашова А.В. Учетная политика как эффективный инструмент управления сельскохозяйственной деятельностью при уплате единого сельскохозяйственного налога // Вестник Института дружбы народов Кавказа (Теория экономики и управления народным хозяйством). Экономические науки. — 2019. — № 2 (50). — С. 18–22.
8. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70103036 (дата обращения: 04.04.2022).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия