Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (82), 2022
АГРОЭКОНОМИКА
Разуваев Р. А.
аспирант факультета экономики и финансов
Северо-Западного института управления —
филиала РАНХиГС при Президенте РФ (г. Санкт-Петербург)


Инновационное развитие предприятий АПК России в условиях необходимости импортозамещения
В статье представлены результаты исследования основных тенденций инновационного развития предприятий агропромышленного комплекса России в условиях необходимости импортозамещения. Актуальность выбранной проблематики обусловлена событиями 2022 года, в рамках которых происходит принятие новых санкционных ограничений, формирующих необходимость проведения активной политики по импортозамещению с целью обеспечения национальной продовольственной безопасности
Ключевые слова: инновационное развитие, агропромышленный комплекс, политика импортозамещения, сельскохозяйственная продукция, инновационная экономика, антикризисное управление
УДК 330; ББК 65   Стр: 208 - 211

2021 год — период макроэкономической нестабильности российской экономики, связанный с распространением пандемии коронавирусной инфекции. Несмотря на такую угрозу, агропромышленное производство, его организация и стратегическое развитие связано с влиянием и других актуальных проблем обеспечения экономической безопасности данного сектора национальной экономики.
Одной из таких проблем является кризис продовольственной безопасности, а также режим экономических санкций, которые вынудили Правительство РФ прибегнуть к мероприятиям политики импортозамещения для антикризисного государственного управления агропромышленным комплексом страны.
Как правило, механизмы и инструменты антикризисного управления АПК используют общие подходы, из-за чего недостатком выступает отсутствие учета специфики сельскохозяйственной деятельности. Из-за этого, экономическая эффективность разработанных антикризисных управленческих решений недостаточная, чтобы решить экономические проблемы аграрных предприятий.
Отечественная практика демонстрирует низкий уровень адаптации предприятий агропромышленного комплекса к изменениям, которые являются неотъемлемой составляющей антикризисного управления. Многие организации и их управляющие игнорируют инструменты, используемые для реализации антикризисных мер. Это отражается не только на результате их коммерческой деятельности, но и в целом на экономической безопасности целой отрасли, а также обеспечения населения регионов России необходимым объемом продовольствия.
Отдельным направлением проблематики антикризисного управления агропромышленным комплексом выступает не только игнорирование данных мероприятий сельскохозяйственными производителями, но и медленные темпы системы государственного управления в решении кризисных вопросов. Причиной их возникновения выступает не только период импортозамещения и кризис пандемии, но и недостаточные темпы цифровой трансформация внешней среды.
Для органов государственной власти важной задачей является необходимость определения прибыльных и перспективных направлений развития агропромышленного комплекса экономики Российской Федерации, что способно обеспечить эффективность, безопасность и устойчивость коммерческой деятельности аграрных предприятий. Среди таких направлений — обеспечение инновационного развития предприятий и реализация политики импортозамещения, в том числе ресурсного обеспечения.
Одной из главных проблем российской экономики с 2014 года является режим экономических и торговых санкций, введенный странами Европы и США, что привело к спаду внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности с зарубежными партнерами. По этой причине на потребительском рынке России возник дефицит ряда категорий товаров продуктов питания, потребление которых обеспечивает национальную потребительскую безопасность государства.
В 2022 году данные проблемы санкционного противостояния становятся более актуальными, поскольку странами Запада приняты новые ограничения, изолирующие внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность российских производителей сельскохозяйственной продукции.
Аналогичные проблемы с импортом продукции наблюдались и в категории непотребительских товаров. К примеру, большую роль импортные составляющие значат для агропромышленного сектора при обновлении и ремонте производственного оборудования, сельскохозяйственных транспортных средств и машин. Многие агропромышленные предприятия России столкнулись с трудностями импортных поставок важных комплектующих, которые необходимы для проведения модернизации и ремонтных работ производственного оборудования.
По нашему мнению, санкционный режим является не только проблемой для национальной экономической системы России, но и качественным стимулом к стремительному развитию ряда отраслей экономики, среди которых наиболее существенное воздействие ощутил на себе агропромышленный комплекс (АПК). Именно стремительный рост производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания является первым достоинством политики импортозамещения, проводимой Правительством РФ, которым, в свою очередь, было принято ряд мер, направленных на антикризисную поддержку отрасли.
Инновационная деятельность компаний агропромышленного комплекса Российской Федерации — ключевой шаг к повышению конкурентоспособности отечественного бизнеса. В период кризиса пандемии Covid-19 цифровая трансформация национальной экономической системы ускорилась. Вслед за нею происходит цифровизация бизнес-процессов и предпринимательской деятельности аграрных предприятий.
Многие организации находятся в активном поиске возможностей увеличить экономическую эффективность не только производственной деятельности, но и реализации продукции конечному потребителю. Тем самым, формируются стимулирующие факторы развития инновационной активности, которая требует разработки и реализации различных проектов аграрными предприятиями.
Аграрная промышленность России включает в себя трудоемкие процессы по производству сельскохозяйственной продукции, где основным инструментом выступают технологии и материальные ресурсы. Таким образом, актуальность повышения эффективности инновационных проектов в АПК обусловлена тем, что их успешная реализация способствует качественной организации материально-технического обеспечения производственной деятельности аграрных предприятий, от чего зависит динамика интенсивного развития производства сельскохозяйственной продукции [2].
Актуальность проблематики стимулирования инновационной деятельности в развитии предприятий агропромышленного комплекса Российской Федерации существует не только для научного сообщества и аграрных предприятий, но и для государства, которое заинтересовано в интенсивном развитии данной отрасли, занимающей важную практическую роль и место в формировании национальной экономической и продовольственной безопасности.
Одним из основных показателей динамики развития АПК Российской Федерации является объем сельскохозяйственной продукции, производимый отечественными организациям (см. рис. 1).
Рис. 1. Объем производства продукции сельского хозяйства России, в трлн рублей [1]
С 2011 по 2020 гг. объем производства сельскохозяйственной продукции предприятиями аграрного бизнеса увеличился с 3,098 трлн руб. до 6,11 трлн руб. Данный рост обеспечивался увеличением растениеводства с 1,566 трлн руб. до 3,276 трлн руб., а также животноводства с 1,532 трлн руб. до 2,833 трлн руб. При этом увеличение производства продукции сельского хозяйства наблюдалось как в секторе крупных агрохолдингов, так и в секторе мелкого фермерства.
Одним из главных факторов интенсивного развития АПК России является увеличение инновационной активности аграрных предприятий, которые реализуют новые инновационные проекты и внедряют инновации в обновление материально-технической базы производственной деятельности.
Динамика увеличения объема производства продукции в сельском хозяйстве нашей страны демонстрирует повышение практической роли данной отрасли в системе народного хозяйства. Соответственно, важно соблюдать условие интенсивного развития, характеристикой которого выступает следование современным тенденциям внедрения инноваций.
Актуальными проблемами устойчивого развития агропромышленного сектора российской экономики выступают [3; 4]:
– упадок сектора машиностроения сельскохозяйственной техники;
– зависимость от импорта семян;
– деградация селекционной школы;
– неразвитость инфраструктуры продовольственного рынка;
– зависимость агропродовольственного рынка от цен на энергоносители;
– переход крупных землевладений под контроль иностранных инвесторов.
Причинами формирования данных проблем в сельскохозяйственном секторе экономики Российской Федерации, в первую очередь, выступает слабая развитость национальной инновационной системы, которая способна была бы разработать достаточный объем инноваций и технологий, позволяющих совершенствовать процессы развития агропродовольственного рынка [5].
Также к негативным факторам развития агропромышленного сектора российской экономики стоит относить высокий уровень износа основных фондов сельскохозяйственных предприятий — 47,3% [6].
Например, в среднем по отраслям российской экономики данный показатель составляет 38,2%. То есть агропромышленный комплекс находится в кризисной ситуации по уровню технологической оснащенности [6].
Задачей импортозамещения отечественного АПК является обеспечение национальной продовольственной безопасности. Без решения проблемы продовольственной безопасности в России представляется затруднительным решение других острых экономических и социальных проблем современного общества.
Большую положительную роль политика импортозамещения в России с 2014 года сыграла в рамках стимулирования развития технологий, инноваций и цифровой трансформации агропромышленного комплекса страны. Из-за отсутствия возможности импорта зарубежных технологий создаются собственные инновации, которые повышают устойчивость и привлекательность отечественного сельского хозяйства [7].
С 2014 по 2020 гг. объем экспорта сельскохозяйственного сырья и продуктов питания увеличился с 19 млрд долл. США до 30,7 млрд долл. США. Тогда как объем импорта, наоборот, уменьшился с 39,9 млрд долл. США до 29,7 млрд долл. США. Данная статистика отражает то, что отечественный АПК становится более конкурентоспособным в виду инновационного развития предприятий [8; 9].
Однако, несмотря на ряд проанализированных достоинств для агропромышленного комплекса экономики России от политики импортозамещения, есть отдельные недостатки, которые негативно сказываются на экономической и рыночной конъюнктуре.
1. Политика импортозамещения является искусственной деятельностью государства, направленной на управление уровнем рыночной конкуренции. Путем запрета импорта и деятельности иностранных компаний, внутренние производители остаются без достойной конкуренции со стороны зарубежных производителей.
Для внутреннего рынка потребителей такой недостаток означает, в первую очередь, снижение уровня качества производимой сельскохозяйственной продукции. Россияне остаются без права выбора импортного продукта, из-за чего приходится довольствоваться местными производителями.
Для внутреннего рынка производства такой недостаток означает вероятность снижения реальных конкурентных преимуществ в сравнении с зарубежными производителями. На международном рынке сельскохозяйственной продукции отечественные компании становятся неконкурентоспособными.
Соответственно, вместе с падением импорта продукции происходит и снижение экспорта, а вместе с ним и уменьшение притока иностранной валютной выручки, что негативно сказывается на состоянии российского рубля на внутреннем валютном рынке. Более того, бюджет Российской Федерации недосчитывается денежных средств, уплаченных на фоне разницы валютного курса рублевых доходов на внутреннем рынке с валютными доходами на зарубежных рынках.
2. Политика импортозамещения означает повышение уровня влияния государственной власти на регулирование рынков и их свободы действий. Таким образом, нарушаются принципы рыночной экономической системы и конкурентной политики.
Более того, политика импортозамещения может приводить к значительному росту цен на ряд категорий товаров, что обусловлено неконкурентоспособностью внутренних производителей. Им приходится проводить замещение импортных составляющих более дорогими аналогами меньшего уровня качества, что делает производственные процессы менее эффективными, производительными и рентабельными.
Таким образом, политика импортозамещения на примере агропромышленного сектора экономики России имеет как достоинства, так и недостатки. В любом случае такие действия государства приводят к повышенному уровню волатильности и динамики условий внешней среды, к которым необходимо привыкнуть, как производителям, так и потребителям.
Оценивая преимущества и недостатки политики импортозамещения, по нашему мнению, все проблемы имеют краткосрочный характер, тогда как достоинства формируют фундамент устойчивого социально-экономического развития государства на долгий период времени.
Среди положительных изменений в экономике Российской Федерации после начала принятия политики импортозамещения — рост производительности агропромышленного комплекса, решение актуальных проблем потребительской безопасности, запуск программы цифровой трансформации и увеличение ее роли при формировании ВВП.
Однако, важно учесть то, что главным барьером дальнейшей цифровизации АПК российской экономики является все еще высокая зависимость от импорта информационных технологий. Так, в 2019 году экспорт товаров и услуг в секторе ИКТ составили 2,452 млрд долларов США и 5,489 млрд долларов США соответственно, а объем импорта — 21,505 млрд долларов и 5,244 млрд долларов США [4].
Таким образом, программа импортозамещения и модернизации отраслей национальной экономики через цифровизацию все еще сильно зависима от импорта инноваций и технологий. Решение проблемы возможно при помощи увеличения бюджетного финансирования сферы научно-образовательной деятельности и поддержки субъектов малого инновационного бизнеса (стартап проектов).
Одним из направлений стимулирования инновационной деятельности агропромышленных предприятий являются капитальные вложения или инвестиции в основной капитал. В рамках финансового обеспечения инвестиций инновационной деятельности агропромышленных предприятий основным источником выступают собственные средства. Из привлеченных источников финансирования наиболее важными являются коммерческое кредитование банков и бюджетные средства федерального бюджета Российской Федерации.
Объективными результатами инновационного развития предприятий АПК России в условиях политики импортозамещения выступает динамика объема производства инновационных товаров, а также расходов на ведение инновационной деятельности (см. рис.2).
Рис. 2. Динамика объема производства инновационных товаров и расходов на инновационную деятельность, в млрд рублей [10]
Таким образом, динамика объема производства инновационных товаров за период с 2010 по 2020 гг. продемонстрировала увеличение с 1,243 трлн рублей до 5,189 трлн рублей.
Динамика размера расходов предприятий на инновационную деятельность за аналогичный период продемонстрировала также рост с 0,4 трлн руб. до 2,134 трлн руб. И там, и там, наблюдался постепенный рост из года в год.
Таким образом, подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Практическое применение инноваций и технологий российскими предприятиями АПК увеличивается. Соответственно происходят кардинальные изменения и улучшения на базе производственной деятельности организаций. Для государства и национальной экономики — это положительный триггер в стимулировании роста валового внутреннего продукта и повышения конкурентоспособности сельскохозяйственного сектора.
2. Главной задачей реализации политики импортозамещения агропромышленного комплекса России является обеспечение национальной продовольственной безопасности страны. Необходимо стимулировать развитие собственного производства сельскохозяйственной продукции и сокращение зависимости отечественных производителей от импортных комплектующих и сырья.
3. Политика импортозамещения АПК России ведет к увеличению уровня влияния государства на регулирование рынка сельскохозяйственной продукции и нарушению принципов свободной рыночной конкуренции. Однако, это необходимые меры по изменению национальной стратегии развития аграрного сектора, основными целями которой являются обеспечение продовольственной безопасности России и стимулирование инновационного производства.


Список использованных источников:
1. Продукция сельского хозяйства. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/sx/tab-sel1.htm (дата обращения: 18.03.2022).
2. Богачев А.И. Инновационная деятельность в сельском хозяйстве России: современные тенденции и вызовы // Вестник НГИЭИ. — 2019. — №5 (96).
3. Сидоренко В., Инюкин А., Гаспарян Б. Государственное регулирование аграрного сектора экономики // МСХ. — 2016. — №1.
4. Угрозы продовольственной безопасности России: внешний фактор. URL: https://narzur.ru/ugrozy-prodovolstvennojj-bezopasnosti-rossii-vneshnijj-faktor/ (дата обращения: 18.03.2022).
5. Уланова О.И. Риски и угрозы продовольственной безопасности России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 31. — С. 131–135.
6. Попова О.В., Долгова С.А. Тенденции развития агропромышленного комплекса России в контексте импортозамещения //Среднерусский вестник общественных наук. — 2016. — № 2.
7. Малышев Д.П., Бакуменко О.А., Троян В.В. Промышленная политика импортозамещения экспорта в субъекты Российской Федерации // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. — 2020. — № 6. — С. 55–70.
8. Ушачев И.Г., Маслова В.В., Чекалин В.С. Импортозамещение и обеспечение продовольственной безопасности России // Овощи России. — 2019. — № 2(46). — С. 3–8.
9. Россия в 2020 году показала рекорд по поставкам продовольствия за рубеж. URL: https://www.rbc.ru/business/09/03/2021/604217269a79471196c1131b (дата обращения: 18.03.2022).
10. Российский статистический ежегодник. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994 (дата обращения: 18.03.2022).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия