Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (82), 2022
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Назмутдинова А. Р.
доцент кафедры экономики и информационных технологий
Университета управления «ТИСБИ» (г. Альметьевск),
кандидат экономических наук

Новикова Ж. С.
доцент кафедры экономики и информационных технологий
Университета управления «ТИСБИ» (г. Альметьевск),
кандидат экономических наук

Стеняшина Н. Л.
доцент кафедры гуманитарных дисциплин
Университет управления «ТИСБИ» (г. Альметьевск),
кандидат педагогических наук


Развитие инфраструктуры сферы услуг в Татарстане в условиях цифровой трансформации: перспективные направления
В статье дана характеристика текущего состояния инфраструктуры сферы услуг в Республике Татарстан в контексте применения инновационных цифровых технологий. Выявлены наиболее важные и перспективные тенденции развития банковского сектора услуг. Рассмотрен процесс управления медицинским обслуживанием с помощью внедрения электронного здравоохранения. Показаны основные направления цифровизации в сфере туризма. Проанализированы характерные особенности и преимущества цифрового образования
Ключевые слова: инфраструктура, сфера услуг, цифровые технологии, электронная медицина, туризм, банковский сектор услуг, цифровое образование
УДК 338; ББК У9(2)0–968–21,0   Стр: 179 - 182

Развитие цифровых технологий оказывает серьезное влияние на модернизацию традиционных направлений предоставления услуг, в которых появляются инновационные продукты и сервисы для конечных потребителей. Общая картина, представленная в данной статье, характеризует достаточность развития сферы услуг на общем рынке Республики Татарстан. Развитие электронных, цифровых услуг в регионе являются основным достижением конкурентных преимуществ, влияя на удовлетворение потребностей населения. Немаловажным аспектом является организация взаимосвязанного партнерства государства и предпринимателей в данном направлении, а также повышение финансирования развития инновационных услуг, которые напрямую влияют на сферу услуг в целом и на всю инфраструктуру в республике.
В настоящее время практически все сферы деятельности охвачены рынком услуг. Спрос на различные виды услуг огромен. Интересы населения направлены на удовлетворение своих потребностей в полном объеме [2; 180].
В широкий и разнообразный диапазон сферы услуг Татарстана входят финансовые, информационные, жилищно-коммунальные, бытовые услуги, услуги аренды, туристические, юридические, банковские, гостиничные, охранные, услуги переводчиков, торговые, транспортные услуги, медицинские, санаторно-оздоровительные, ветеринарные, образовательные, услуги физической культуры и спорта.
Сфера услуг региона развивается и модернизируется благодаря цифровым технологиям. Цифровая экономика проникает во все сферы услуг и становится новой хозяйственной системой информационного общества. Цель данного исследования заключается в характеристике текущего состояния инфраструктуры сферы услуг в Республике Татарстан в контексте применения инновационных цифровых технологий.
Развитие экономики всегда строилось на основе внедрения новых технологий. В последнее время экономическое развитие приобрело качественно новый характер. Основные его черты определяются постановкой инновационного процесса с применением компьютерных и цифровых технологий в центр качественных, количественных и структурных изменений; превращением инновационного процесса в постоянно действующий фактор; высокой скоростью изменений. Безусловно, что для успешного создания и развития инфраструктуры услуг в рамках цифровизации необходимо комплексное построение всех составляющих элементов экономики.
Особое внимание уделяется формированию среды, способствующей развитию благоприятного правового режима для внедрения современных цифровых технологий.
Внесение системных изменений в действующие нормативные правовые акты, принятие новых актов создают условия для сбора, хранения и обработки данных, тем самым обеспечивается ускоренное развитие базовых механизмов цифровой экономики. Принимаются новые правила сбора отчетности, статистической информации, исключающие ее дублирование. В сфере защиты прав потребителей также происходит регулирование действующих правовых актов и принятие новых.
Рассмотрим наиболее перспективные направления развития инфраструктуры сферы услуг в Татарстане.
Одним из важнейших элементов стабильной экономики Татарстана является финансовый сектор услуг. Финансовая отрасль лидирует во внедрении и применении цифровых сервисов, продуктов, робототехники для взаимодействия с клиентами с целью безналичных расчетов оплаты услуг и задолженностей. Выход на межрегиональные и международные рынки, электронные платежи и электронная торговля становятся неотъемлемой частью финансового сектора. Развитие e-commerce дает возможность экспорта татарстанских товаров. Компания KazanExpress пользуется большим успехом не только у жителей Татарстан, но и за его пределами.
Обратим внимание на возможности применения цифровых технологий в таком направлении как банкинг. Переход экономики на новую траекторию развития предусматривает изменение структуры и облика банков в целом, развитие банковского сектора услуг в частности. Сегодня банки предоставляют услуги посредством дистанционных каналов, оказывают услуги физическим лицам посредством интернета и мобильного банкинга [4; 47].
Для взаимодействия с клиентами используются современные платежные сервисы, биометрическая идентификация, многофункциональные мобильные приложения. Через личный кабинет оказываются электронные услуги, проводятся торговые операции на основании электронной цифровой подписи клиента, развивается система электронных денег.
Платформа цифровых сервисов Abanking Digital Office помогает продавать банковские услуги даже в городах, где нет операционного офиса. Цифровые технологии Big Data, виртуальные карты, бесконтактные платежи, искусственный интеллект используются для разработки новых продуктов и услуг, для анализа персональных расходов и доходов клиента. Робоэдвайзинг и блокчейн, позволяют совершать операции без посредников [6; 45].
Благодаря новому мобильному приложению «Забота», которое разработал банк «Ак барс» существует возможность оформить в смартфоне несколько мер поддержки для получения субсидий, пособий, компенсаций и других денежных выплат, экономя при этом личное время. Программные цифровые продукты дают возможность привлекать клиентов, расширять взаимные связи с ними, увеличивать продажи банковских продуктов и услуг, разрабатывать организационно-экономические решения по управлению инвестициями с учетом рисков.
Цифровые инновации оказывают влияние и на сектор медицинских услуг. Согласно целям Единой государственной информационной системы (ЕГИСЗ) осуществляется: централизованное хранение информации; формирование маршрута пациента; документирование учёта в электронной форме (электронная регистратура, реестр нормативно-справочной информации, система учета административно-хозяйственной деятельности, система идентификации и авторизации). Во всей амбулаторно-поликлинической сети республики реализуется проект «Дружелюбная поликлиника — Татарстанский стандарт». Для контролирования своевременных сроков обследований граждан Республики Татарстан разработаны модули — «Вакцинопрофилактика», «Диспансеризация».
Создание и развитие единой облачной системы здравоохранения является одним из главных приоритетных проектов здравоохранения, при помощи которой врачи будут иметь доступ к данным пациента, используя искусственный интеллект.
В режиме диалога с пациентом уже работают медицинские программы с искусственным интеллектом, которые способны предложить варианты предварительного диагноза. В некоторых медицинских организациях апробированы технологии интеллектуального распознавания рака легких на снимках компьютерной томографии, позволяющие выявлять онкологические заболевания на ранних стадиях их развития.
Модульные фельдшерско-акушерские пункты, оснащенные необходимым оборудованием, поэтапно вводятся в эксплуатацию в сельских районах Татарстана. Проект «Карта жителя Республики Татарстан» предусматривает использование многофункциональной карты с цифровыми сервисами и приложениями, позволяющей выполнять различные платежи с функцией бесконтактной оплаты; получать электронные госуслуги — записаться на прием к врачу, получить информацию о лечебных учреждениях, узнать адреса аптек, наличие и стоимость в них лекарств.
«Цифровое здравоохранение» Татарстана предусматривает развитие телемедицины, нейротехнологии, квантовых технологий, компонентов робототехники для лечения пациентов; повышение качества и доступности медицинской помощи средствами технологий обработки больших данных и аналитики при обработке медицинских данных.
Таким образом, при полном внедрении электронного здравоохранения на территории Татарстана значительно сократятся расходы на медицинское обслуживание, уровень доступности и оперативности медицинского обслуживания повысится, улучшится эффективность документооборота, возрастет точность планирования закупок лекарств, сократится время потери трудоспособности населения. Используя видеоконференционную связь на площадке ZOOM, медицинский персонал проходит обучение и повышение квалификации на расстоянии, обмениваются электронными версиями медицинской документации, снимками, видеоизображениями [8; 486].
Говоря о перспективных направлениях в стремительно развивающейся инфраструктуре услуг Татарстана, отметим сферу туризма и гостеприимства. Обладая богатым историческим наследием, Татарстан имеет предпосылки для формирования эффективной гостинично-туристической индустрии. Цифровые технологии, оказывая влияние на формирование комфортной городской среды для путешественников, предоставляют возможность повышать качество обслуживания клиентов посредством искусственного интеллекта и мобильных туристических гидов, упрощать стандартные операции в режиме онлайн (отслеживание багажа, планирование поездки, бронирование билетов или гостиничных услуг и т. д.) туристов через телефонное приложение.
Многие города Татарстана готовы к инновационным изменениям, для внедрения технологических решений и продуктов в сферу туризма. Сотрудники предприятий сферы туризма предвидят потребности путешественников, понимают проблемы и решают их с помощью данных и бизнес-аналитики. С целью повышения доступности, качества и привлекательности туристских услуг внедряются мультиязычные сервисы помощи туристам, информационные сервисы, сервисы навигации и самообслуживания. Ведется разработка электронной туристской карты гостя. Развиваются сервисы дополненной реальности для навигации по городам и объектам. Туристы, используя технологии визуализации, могут ознакомиться с культурными и природными достопримечательностями, экспозициями музеев, картинных галерей. Среди туристов пользуются большим успехом такие сайты, как TravellersPoint, TravBuddy.com, TripAdvisor, WAYN, PassportStamp, Woophy.
Цифровизация туристского бизнеса Татарстана идет довольно быстрыми темпами. В перспективе намечено развивать систему навигации с элементами дополненной реальности, синхронный перевод с использованием нейронных сетей; доступный мобильный интернет для туристов; усовершенствование мобильных приложений для отелей для управления бронированием номеров, мест в ресторане, для обработки запросов на конкретные услуги; повысить уровень внедрения инновационных технологий в аэропортах, выставочных залах, музеях; разработать интерактивные игры для персонала и внедрять элементы геймификации для улучшения качества сервиса. Классический пример интернета вещей — умный дом, в котором можно управлять устройствами удаленно, а сами устройства могут взаимодействовать друг с другом. Например, умная колонка по голосовой команде включает свет в номере, датчик передает данные о температуре в систему отопления или охлаждения, розетка отключается, если забыли выключить утюг, цифровой ключ в мобильном приложении поможет попасть в номер, приложив смартфон к двери [12; 33].
Таким образом, проведенное исследование показало, что в последние годы туристская индустрия в Татарстане формировалась под воздействием факторов, обусловленных развитием цифровых технологий. Разработанные специальные приложения и сервисы расширяют возможности гостей, позволяют повысить конкурентоспособность предприятий гостиничного бизнеса, а также строить систему взаимоотношений, способа общения, сотрудничества, обмена информацией на качественно новом уровне [5; 12].
Обратим внимание на возможности применения цифровых технологий в области образования Татарстана. Цифровая трансформация основных процессов в сфере образования региона связана с внедрением «digital-обучения», которое применяется в целях персонализации обучения и воспитания, а также введения индивидуальных образовательных траекторий в учебный процесс [11; 229].
Необходимым условием качественного современного образования является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий: мобильных сетей, аналитики больших данных, компьютерных симуляций, тренажеров, искусственного интеллекта, социальных сетей.
Выделим некоторые цифровые образовательные платформы и инструменты, которые повышают учебную мотивацию, ускоряют подготовку к занятиям и расширяют потенциал для творчества, дают возможности для профессионального развития: Scratch — для создания творческих проектов, Concept Draw — для создания карт мыслей, презентаций, организации мозговых штурмов, идей и планирования работ, PowToon — для создания анимированных видео-презентаций; Библиотека видеоуроков «InternetUrok.ru»; Мобильное электронное образование; «Школьная цифровая платформа; «Учи.ру», «Яндекс.школа»; «Lecta»; «1С: Образование 5. Школа»; «Лекториум», платформы ZOOM и другие. Использование в учебном процессе презентаций в Power Point и интернет-ресурсов, работа с текстовыми редакторами и электронными таблицами, проведение онлайн тестирования требуют новых умений и компетенций педагогов, таких как организация совместной проектной работы, организация индивидуальной и групповой работы с использованием инструментов трансляции и видеосвязи, хранение и распространение материалов, и многое другое [3; 180].
В преподавании все больше делается упор на самостоятельную работу студента. Преподаватель, выполняя роль консультанта-тьютера, передает свой личный опыт и знания, учит эффективно и научно исследовать предмет, процесс или явление с использованием всех возможностей цифровой и «не цифровой» среды [9; 468].
Обучающиеся также осваивают «digital-компетенции», которые, безусловно, будут востребованы, как для улучшения качества жизни, так и в построении трудовой карьеры. Цифровая компетентность — это умение и способность человека применять информационные технологии эффективно, профессионально и безопасно. Цифровая компетентность подразделяется на соответствующие виды:
– информационная, то есть уметь анализировать информацию, интегрируя ее в определенные бизнес-объекты;
– коммуникационная, заключающаяся в умении выстраивать отношения с социумом и профессиональным сообществом;
– функциональная, дает возможность использовать цифровые образовательные средства для решения профессиональных задач;
– потребительская — использование цифровых технологий для удовлетворения личностных потребностей [1; 27].
Перспектива успешной реализации цифровизации образования видится в разработке и во внедрении в образовательный процесс образовательных учреждений электронной информационно-образовательной среды, в моделировании методики работы с цифровыми технологиями, в совершенствовании материальной базы, программного и методического обеспечения, в приобретении преподавателями соответствующего опыта, отвечающего новым требованиям и ключевым компетенциям [7; 45].
Сегодня в Татарстане на платформе Университета Иннополис стартовал проект «Цифровизация страны», обеспечивающий развитие цифровой технологии блокчейн и «интернет вещей». В стенах Университета Иннополиса работает единый учебный методологический центр, работа которого направлена на подготовку и переподготовку профессорско-преподавательского состава вузов не только Татарстана, но и страны в целом для получения ими знаний в области информационных, цифровых и сквозных технологий [10; 11].
Таким образом, в данной статье предложен обзор некоторых существующих подходов применения цифровых технологий в банковском секторе услуг, в сфере медицинского обслуживания, в сфере туризма и в сфере образования в Республике Татарстан.
С учетом вышесказанного предлагается больше внимания уделить вопросам разработки внедрения правовых положений и оптимальных методов, регулирующих сферу услуг Татарстана в условиях цифровой трансформации.
Стратегический план мероприятий цифрового банкинга может быть направлен на обеспечение условий для запуска инновационных продуктов. При этом необходимо постоянно создавать принципиально новые идеи. Решающими факторами для появления актуальных идей являются понимание потребностей клиентов, постоянное отслеживание трендов, а также скорость вывода новых продуктов на рынок.
В области образования рекомендуется сформировать электронный банк данных учебно-методических материалов; вовлекать студентов в процесс обучения на основе технологий виртуальной реальности, геймификации, искусственного интеллекта.
В области медицины совершенствовать единую базу историй болезни пациентов за счет создания вертикально-интегрированных медицинских информационных систем и активнее внедрять в клиническую практику цифровые платформы и инструменты (системы искусственного интеллекта, гаджеты для самостоятельной диагностики, цифровое оборудование для реабилитации после тяжелых болезней и т. д.).
В индустрии туризма с целью улучшения услуг следует минимизировать время обработки запросов и выполнения операций, максимально автоматизировать основные процессы, контролировать их в дистанционном режиме, а данные хранить в цифровом виде; актуализировать технологии виртуальной и дополненной реальности, обеспечивая эффект присутствия туристов в новых местах; активнее внедрять мобильные приложения, технологии искусственного интеллекта и робототехники.
В заключение можно сказать, что цифровые технологии являются основной движущей силой цифровой трансформации в регионе и способны:
– улучшить качество обслуживания клиентов и заказчиков, а также взаимоотношения с поставщиками; увеличить число клиентов; оптимизировать управление оборотными средствами в сфере банкинга;
– повысить гибкость управленческих решений; изменить содержание труда персонала предприятий в сфере туризма и гостеприимства;
– оптимизировать процесс управления медицинским обслуживанием; повысить качество диагностики и лечения пациентов.
Следует также отметить, что с целью развития цифровой экономики в регионе необходима организация обучения региональных управленцев цифровым технологиям, создание всеобщего рейтинга цифрового развития региона и обмен лучшими практиками, координация процесса цифровизации и выравнивание ситуации в регионе в сфере услуг.


Список использованных источников:
1. Акимова О.Б., Щербин М.Д. Цифровая трансформация образования: своевременность учебно-познавательной самостоятельности обучающихся // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2018. — С. 27–34.
2. Бармина К.В. Состояние и перспективы развития сферы услуг в Республике Татарстан сборник материалов научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и научных работников: Российская экономика в условиях современного кризиса: Проблемы и пути выхода. — Казань: Издательство: ООО «Редакционно-издательский центр «Школа», 2016 — С. 13–14.
3. Бобиенко О.М., Короткова А.Л. — Актуализация образовательных программ как ответ на вызовы цифровой трансформации // Проблемы современной экономики. — 2021. — № 3(79). — С.180.
4. Венгеровский Е.Л. Инновации интернет-банкинга как фактор конкурентоспособности кредитных организаций на современном рынке банковских услуг // Банковское право. — 2018. — № 1. — С. 47–52.
5. Вишневская Е.В. Влияние цифровых технологий на развитие туристского рынка // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. — 2019. — Т.5. — № 4. — С. 12–24. DOI 10.18413/2408–9346–2019–5–4–0–2
6. Жданович В.В. Трансформация регулирования банковской деятельности в условиях развития цифровых технологий 08.00.10–Финансы, денежное обращение и кредит: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук 2021. — С.66.
7. Козлова Н.Ш. Актуальные вопросы кадрового обеспечения IT-специалистов в период цифровой трансформации // Цифровая экономика: новая реальность: сборник статей по итогам Международной научно-практической видеоконференции, посвященной 25-летию вуза. — Майкоп, 2018. — С. 45–48.
8. Мызрова К.А., Туганова Э.А. Цифровизация здравоохранения как перспективное направление развития // Вопросы инновационной экономики. — 2018. — Т8. — № 3. — С.486.
9. Мякишев А.А. Цифровая экономика — единственная экономика современности //Цифровая трансформация образования: Электронный сборник тезисов докладов 1-й научно-практической конференции, 2018. — С. 468–472.
10. Пучков М.Ю., Колышкин А.В., Тимченко В.В. Перспективные технологии цифровой трансформации образования // Менеджмент XXI века: социально-экономическая трансформация в условиях неопределенности: сборник научных статей по материалам XVIII Междунар. научно-практическая конф. — Санкт-Петербург, 25–26 ноября 2020 года. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. — С.11–29.
11. Семенова А.А., Лосева С.М. «Digital-обучение»: практики и инструменты развития профессионально-педагогического мышления современных преподавателей» // Менеджмент XXI века: социально-экономическая трансформация в условиях неопределенности: сборник научных статей по материалам XVIII Междунар. научно-практическая конф. — Санкт-Петербург, 25–26 ноября 2020 года. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. — С. 299–303.
12. Сибгатулин Р.Р. Анализ современного состояния гостиничного бизнеса в Республике Татарстан /Р.Р. Сибгатулин, Д.Д. Макарова. // Инновационная экономика: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 33–35. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/335/15168/ (дата обращения: 17.11.2021).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия