Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (82), 2022
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Степанова С. А.
заведующий кафедрой гостиничного и ресторанного бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, профессор

Иванова Э. Д.
аспирант кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Разработка системы показателей мониторинга конкурентоспособности инклюзивного гостиничного бизнеса в Российской Федерации
В статье рассмотрена авторская система показателей мониторинга уровня конкурентоспособности гостиничного предприятия в сегменте инклюзивных услуг, которая охватывает сразу несколько уровней в системе функционирования маломобильных людей. Данный подход позволит систематизировать меры обслуживания маломобильных людей, который должен отражаться комплексностью мер государственной поддержки
Ключевые слова: безбарьерная среда, конкурентоспособность, гостиничное предприятие, инвалиды, барьеры, маломобильные люди, люди с ограниченными возможностями
УДК 33; ББК У44(2)135.7я73   Стр: 177 - 179

С момента национальной ратификации [1] в 2012 г. Конвенции о правах инвалидов и внедрения международных принципов защиты прав инвалидов, в России был произведён ряд изменений в правовой системе и государственной политике, которая регулирует функциональные нормы повседневной жизни людей с ограниченными возможностями. Эти конфигурации были ориентированы на комплексную адаптацию правозащитного подхода к проблемам инвалидности в соответствии с интернациональными принципами [2].
Помимо изменений в законодательстве, регламентирующих интеграцию людей с ограниченными возможностями в жизнь общества, также приняты поправки в КоАП, что положительно сказывается на качестве исполнительной дисциплины руководителей органов власти и предприятий, которые участвуют в процессе соблюдения правил доступности среды на всех этапах — от строительства новых объектов до начала их введения в эксплуатацию. Это достигается за счет определения административной ответственности в КоАП за неисполнение законодательно принятых критериев доступности для граждан с ограниченными возможностями к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. Таким образом существенно повышается уровень исполнительной дисциплины [3].
Основополагающим документом, регламентирующим развитие безбарьерной среды в России, является госпрограмма «Доступная среда». Она разработана в 2011 году и продолжает реализовываться по настоящее время. К концу 2019 года было успешно завершено формирование системы федерального контроля за соблюдением прав граждан с ограниченными возможностями на беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры и предоставляемым услугам. По результатам, с момента начала имплементации международных принципов, количество доступных объектов, выбранных инвалидами как наиболее важные, возросло с 5,0 тысяч до более чем 24,0 тысяч, что составляет 64,1% от их общего числа [4].
Согласно ст. 9 ФЗ от 24.11.1995 года № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ» (с изменениями на 28 июня 2021 года) практическая реализация основных принципов реабилитации инвалидов подразумевает, в том числе, применение технических средств и технологий реабилитации, организацию беспрепятственного доступа к зданиям и объектам инфраструктуры, беспрепятственное использование объектов транспорта [5]. Однако, можно обратить внимание, что нормы, регулируемые данным законом, направлены исключительно на инвалидов, которые включены в федеральный реестр, при этом не учитывая нужды других категорий маломобильных граждан, имеющих ограничения, таких, как люди преклонного возраста, дети, беременные женщины и др. Органы центральной и местной исполнительной власти создают условия для беспрепятственного доступа инвалидов всех групп к объектам жилой и общественной инфраструктуры (различным зданиям, в том числе, спортивным, а также к местам рекреации, культурно-зрелищным и прочим объектам). Реализация такой возможности предусматривает также беспрепятственное пользование инвалидами всеми видами железнодорожного, авиационного, морского, речного, междугородного, внутригородского и пригородного пассажирского автомобильного транспорта [6].
Законодательно установлено, что расходы на формирование всех элементов доступной среды в России на государственном и муниципальном уровне — производство и приспособление транспортных средств, средств информации и связи для инвалидов, создание беспрепятственного доступа к зданиям, объектам инфраструктуры, — финансируются за счет бюджетов разных уровней, средств целевых фондов, а также за счет иных источников, не запрещенных законом [7].
Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что для того, чтобы обеспечить эффективную разработку, мониторинг и реализацию программ государственной поддержки развития инклюзивного гостиничного бизнеса необходимо использовать научно-обоснованные индикаторы. Данные индикаторы позволят не только эффективно отслеживать процесс развития доступной среды на гостиничных предприятиях, но и анализировать развитие каждого отдельно взятого гостиничного предприятия в секторе инклюзивных услуг, что позволит повысить конкурентоспособность гостиничных услуг среди маломобильных гостей.
С целью получения наибольшей результативности от внедрения данных индикаторов их необходимо внедрять в госпрограмму «Доступная среда», так как она занимает лидирующую позицию в формировании необходимых условий в жизни маломобильных людей.
Говоря о данных индикаторах, имеется возможность выделить:
– макроэкономический уровень — для контроля эффективности выполнения государственных программ и административных усилий по их выполнению;
– мезоэкономический уровень — для контроля конкурентоспособности сегментов отечественного гостиничного рынка, отрасли и подотраслей, региональных рынков;
– микроэкономический уровень — для определения конкурентоспособности отдельных операторов гостиничного рынка.
Данные индикаторы проиллюстрированы на рис. 1.
Рис. 1. Уровни индикаторов мониторинга конкурентоспособности инклюзивного гостиничного бизнеса в Российской Федерации
Макроуровень:
– доля инвалидов, пользовавшихся услугами внутреннего туризма с государственной поддержкой;
– доля гостиниц, которые обслуживают маломобильные категории граждан не менее, чем 5% от общего количества клиентов за год;
– количество гостиниц и других средств коллективного размещения, которые выполняют 5% норматив обслуживания маломобильных граждан, на 100 000 населения;
– средний чек расходов маломобильных клиентов гостиниц»;
– средний размер кешбека на 1 чек.
Мезоуровень:
– уровень цен на услуги, в том числе по классам маломобильных людей и классам объектов гостиничного бизнеса;
– динамика количества клиентов, в том числе в разрезе основных категорий маломобильных людей;
– уровень загрузки адаптированных для «маломобильных клиентов» номеров гостиничного предприятия;
– доля маломобильных людей в общем количестве клиентов;
– общая классность гостиницы и уровень доступности для маломобильных людей по категориям;
– общий уровень рентабельности основной деятельности, рентабельность основных продуктов в сегменте обслуживания маломобильных граждан;
– удельный вес клиентов, финансирование которых проведено за счет программы «кешбэк» и других социальных выплат, удельный вес доходов от таких клиентов в совокупном доходе гостиницы.
Микроуровень:
– доля положительных отзывов маломобильный гостей;
– доля забронированных мест на гостиничных предприятия маломобильными гостями;
– удельный вес гостиниц со статусом наличия доступной среды;
– количество услуг доступной среды.
Очень важно отметить, что целесообразно проводить регулярный квартальный и годовой мониторинг. Это поможет отслеживать динамику показателей, а также спланировать их рост и суммы, направляемые на государственную поддержку развития доступной среды. Вместе с тем соблюдение норматива доли маломобильных гостей позволит операторам привлечь грантовые средства и повысить свою финансовую устойчивость и конкурентоспособность, что в дальнейшем позволит увеличить процент соблюдаемого норматива. Кроме того, для эффективного использования средств государственной поддержки необходимо собирать статистические данные о количестве маломобильных гостей, выручку от них и т. д. [8]
Дополнительно к вышесказанному хотелось бы к отметить некоторую отличительную особенность результатов грантовой поддержки. Результаты конкурсов Ростуризма на грантовую поддержку напрямую свидетельствуют о реальной ситуации с поддержкой маломобильного сегмента на гостиничном рынке и об отношении к данной проблеме в целом. На сегодняшний день из 2,7 тыс. допущенных на конкурс проектов только 218 составили проекты, направленные на развитие доступной среды, то есть это составило всего 8% от всех заявок. По мимо этого 89% заявок были отклонены и всего лишь 23 заявки были поддержаны, что составляет лишь 5% из всех одобренных заявок по ведомству. [9]
Показатели, относящиеся к среднему чеку, позволят экономически обосновать размер кэшбека в рамках государственного поддержки, а также вклад государства в формирование реального спроса со стороны маломобильных туристов.
Показатели, которые отражают фактическую картину на мезоуровне, помогут увеличить спрос на гостиничные услуги за счет формирования необходимо уровня цен, так как маломобильный сегмент на сегодняшний день очень чувствителен к уровню расходов, а также за счет создания номеров для удовлетворения специфических потребностей маломобильных гостей. Для этого очень важен показатель, который иллюстрирует уровень освоения исследуемого сегмента. Кроме того, все это невозможно без определения уровня рентабельности проведенных манипуляций, что даст возможность оценить материальную заинтересованность операторов гостиничного бизнеса в создании безбарьерной среды.
Показатели, относящиеся к микроуровню, направлены непосредственно на маломобильных гостей. Они помогут им быстрее сориентироваться в большом пространстве гостиничного бизнеса. Для эффективного сбора данных этих показателей необходимо разработать механизм сбора данных, который своевременно будет отображать необходимую информацию. Наиболее эффективным способом решения данной задачи будет внедрение единой цифровой платформы, которая поможет отобразить гостиницы с доступной средой и предоставляемые ими услуги. Для этого необходимо авторизовать гостиницы под новым статусом, чтобы гость мог сразу знать о наличии доступной среды. Также внедрение единой системы оценки гостиничных предприятиях с доступной средой упростит анализ.
Кроме того, гость сразу сможет посмотреть все отзывы, что облегчит ему сделать выбор. Таким образом благодаря такой платформе будет легко собрать статистические данные о количестве маломобильных гостей и положительных отзывах. Также можно разделить эту статистику и узнать удельный вес иностранных гостей.
При наличии необходимой информации в полном объеме появится возможность проводить сравнительный межрегиональный анализ. Получение необходимой информации может осуществляться за счет сдачи статистической отчетности самими гостиничными операторами, ведомственной отчетности Ростуризма и Минсоцполитики, а также данных платежной системы «Мир».
Подводя итог, важно отметить, что на сегодня тема поддержки маломобильного туризма и гостиничного бизнеса распылена между несколькими ведомствами и принятыми и разрабатываемыми государственными программами. В то же время, современные подходы и тенденции развития маломобильного сегмента рынка гостиничных услуг предполагают комплексное обслуживание клиентов — от предложений специализированных маршрутов и транспортных средств, до включения в программы отдыха и лечения специализированных экскурсий, медицинских услуг и т. п. Таким образом, комплексность обслуживания клиентов должна отражаться комплексностью мер государственной поддержки. Концентрацию усилий государства по поддержке инклюзивного гостиничного бизнеса и туризма необходимо делать не в рамках федеральных целевых программ по туризму или национального проекта по туризму, а именно в рамках федеральной целевой программы «Доступная среда» — такой подход позволит избежать узко–отраслевой ориентации мер административной поддержки и мониторинга со стороны Ростуризма, и максимально учесть специфические потребности многомиллионной категории «маломобильные люди». Кроме этого, такой организационный подход позволит консолидировать весь спектр государственной поддержки маломобильных граждан — в процессе страхования, пользования услугами гостиниц, транспорта, санаторно–курортного обеспечения.


Список использованных источников:
1. Федеральный закон от 03.05.2012 (ред. от 03.05.2012) № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» URL: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-03052012-n-46-fz-o/ Дата обращения (26.03.2022)
2. Конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml Дата обращения (26.03.2022)
3. Федеральный закон от 01.12.2014 (ред. от 29.12.2015) № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». URL: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-01122014-n-419-fz-o/ Дата обращения (26.03.2022)
4. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/3/0 Дата обращения (26.03.2022)
5. Федеральный закон от 24.11.1995 (ред. от 28.07.2021) № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/8523 Дата обращения (26.03.2022)
6. Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт‑Петербурга от 04.04.2011 (ред. от 14.11.2017) № 73-р «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры» и др. URL: https://www.spbsverdlovka.ru/images/stories/doc/7_73-.pdf Дата обращения (26.03.2022)
7. Распоряжение Правительства Санкт‑Петербурга от 14.04.2021 (ред. от 29.08.2017) № 11-рп «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Санкт‑Петербурге на 2021–2025 годы» URL: https://docs.cntd.ru/document/822405600 Дата обращения (26.03.2022)
8. Дараселия Е.В. Правовые основы защиты инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: учеб. пособие / Е.В. Дараселия, М.А. Каплюк, Е.С. Луценко ; ФГБОУ ВО РГУПС. — Ростов н/Д : [б. и.], 2017. — 119 с.
9. Федеральное агентство по туризму. Грантовые проекты URL: https://grant.tourism.gov.ru/public/application/cards дата обращения (26.03.2022)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия