Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (82), 2022
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Амонов М. О.
преподаватель кафедры экономики и менеджмента
Термезского государственного университета (Узбекистан)


Предпринимательство и его роль в экономическом развитии Республики Узбекистан
В статье рассмотрены теоретические положения совершенствования предпринимательства и его роль в экономике Узбекистана. Раскрывается функция организации инфраструктуры предпринимательства, показана важность развития предпринимательства и малого бизнеса для экономики развивающихся стран
Ключевые слова: Узбекистан, предпринимательство, инфраструктура предпринимательства, малый бизнес, рыночная экономика
ББК 9(5Уз)-13   Стр: 171 - 173

Одним из важнейших стратегических факторов достижения необходимого уровня жизнеобеспечения населения и успешного экономического развития, является формирование и функционирование современного предпринимательства в экономическом пространстве. Предпринимательство — основной элемент рыночной экономики, без которого не может стабильно развиваться экономика страны. Предприниматель и предпринимательство — движущие силы рыночного процесса, выполняющие его основные конструктивные функции.
Как показал А. Смит, «предпринимательство» — это действия актора рынка, идущего на экономический риск ради реализации идеи удовлетворения актуальной потребности и получения прибыли. Предприниматель сам планирует, организует производство, распоряжается его результатами. А.Ж.Б. Сэй считал, что предприниматель занимается сбором информации и накоплением необходимого опыта, которым можно воспользоваться при принятии решения об организации производства и оказания услуг. Й. Шумпетер, отмечал, что предпринимательство выполняет двойственную функцию — это та сила, которая объединяет ресурсы в уникальные, новаторские комбинации и это движущая сила реорганизации и социальных перемен, производимых с использованием специальных знаний, интуиции, и других факторов создания предпринимательского потенциала. По мнению академика Л. Абалкина, предпринимательство — это особый вид деятельности, который имеет ряд отличительных признаков: свобода в выборе направлений и методов работы; самостоятельность в принятии решений; ответственность за принимаемые решения и их последствия, наличие связанного с этим риска; ориентация на достижение коммерческого успеха, получения прибыли. Также важна точка зрения академика С.С. Гулямова: предприниматель — это деловой человек, который вышел на рынок с новой идеей, продуктами, услугами и работами, полагаясь на определенные собственные финансовые ресурсы [1, 2, 8, 10].
Предпринимательская деятельность — это процесс организации и интеграции факторов производства (ресурсов) для создания товаров и услуг, удовлетворяющих общественные потребности и материальные интересы предпринимателя (рис.1).
Рис. 1. Инфраструктура предпринимательства

Все формы хозяйствования предприятия играют важную роль в экономике страны. Если рассматривать национальную экономику в широком смысле, то предприятие выступает значимой характеристикой экономики. Согласно И.В. Сергееву, макроэкономические позиции предприятия являются основой для [3]:
• увеличения национального дохода, валового внутренного продукта, валового национального продукта;
• возможности существования государства и выполнения им своих функций. Это связано с тем, что значительная часть государственного бюджета формируется за счет налогов и сборов с предприятий;
• обеспечения обороноспособности государства;
• простого и расширенного воспроизводства;
• развития национальной науки и ускорения НТП;
• повышения материального благосостояния всех слоев населения страны;
• развития медицины, образования и культуры;
• решения проблемы занятости;
• решения многих других социальных проблем. Эти функции предприятия выполняют только тогда, когда они эффективно работают.
История развития производственной сферы показывает, что наибольшая эффективность деятельности предприятий имеет место в условиях цивилизованного рынка, которому присущи различные формы хозяйствования, конкурентоспособность, антимонопольная политика, развитая рыночная инфраструктуры, свободное ценообразование, приоритет интересов потребителя над интересами производителей [4, 5, 6, 7, 9].
Как видно из табл.1, имеют место стабильные тенденции роста показателей, характеризующих значимость деятельности частного предпринимательства и малого бизнеса в развитии экономики Республики Узбекистан. Это — доля ВВП, развитие промышленности и строительства, стабильность занятости населения

Таблица 1
Доля малого бизнеса и частного предпринимательства (в % к общему объему*)
Показатели200020052010201520202021
ВВП31,038,260,864,655,754,9
Промышленность12,910,026,640,627,927,0
Строительство38,450,952,566,772,572,4
Занятость49,764,874,377,974,5
Экспорт10,26,013,727,020,522,3
Импорт22,833,735,844,551,748,7
* Составлено автором. Данные за 2000–2002 гг. малый и средний бизнес/ Данные за 2010–2020 гг. приведены с учетом уточненных данных/ 2021 год предварительные данные [11]

Для обеспечения рыночных отношений необходимо создание благоприятной предпринимательской инфраструктуры, которая способствует решению задач по постоянному росту экономики, промышленного производства, сельского хозяйства и оказания услуг, занятости населения, расширения и укрепления отраслей в региональной структуре, росту экспорта и т.д. (табл. 2). В настоящее время инфраструктура должна быть оптимизирована в рамках использования информационных и цифровых технологий.
Экономика США, Канады и Австралии является более либеральной. В отличие от Европы у них не было ни социальных ни экономических потерь, которые связаны с Второй мировой войной.
С точки зрения автора, для макроэкономической стабильности, обеспечения стабильного роста экономики страны нужно развивать предпринимательскую деятельность и малый бизнес в целях:
1. обеспечения равновесия валового спроса и предложения;
2. создания бесперебойности дохода и товарного процесса;
3. предотвращения обесценивания национальной валюты;
4. проведения выгодной экспортно-импортной деятельности с целью создания конкурентоспособной среды, защиты предпринимательства от внешних конкурентов и ограничения монополии в отечественной экономике;
5. осуществления политики стимулирования и оптимизации налоговой системы и создания условий для развития всех сфер материального производства;
6. проведения политики удержания стабильной экономики при смене экономических циклов.
Исследование показывает, что государственное регулирование восполняет рыночные недостатки функционирования экономики и, тем самым, способствует её быстрому развитию и социально-экономической безопасности.
Диаграмма 1. Доля малого бизнеса и частного предпринимательства Узбекистана в создании ВВП и в деятельности промышленности и строительства (в % к общему объему [11]). Показатели 2021 г.

Как видно из диаграммы, малый бизнес и частное предпринимательство за время пандемии сохранили свои доли в промышленности (27%), в строительстве (54,9%), и в ВВП страны (72,4%).
В целях дальнейшего развития малого бизнеса и предпринимательства в Узбекистане, прежде всего, необходимо обращать внимание на решение следующих задач:
1. Создание упрощенных институтов по финансированию предпринимательской деятельности;
2. Организация и совершенствование систем логистики и маркетинга;
3. Предоставление льготных налогов для малого бизнеса в приоритетных направлениях экономики;
4. Развитие образовательных учреждений для обучения и повышения квалификации начинающих предпринимателей.

Таблица 2
Количество действующих предприятий и организаций по отраслям экономики (без дехканских и фермерских хозяйств, по состоянию на 1 января 2022 г.) [11]
Отрасли2016 г.2017 г.2018 г.2019 г.2020 г.2021 г.2022 г.
Всего, единиц257758268428285531323517398133475197528929
Сельское, лесное и рыбное хозяйство17611183192101924480293794132146501
Промышленность41777435144918556850705768353991152
Строительство21173220892411829112361994095043695
Торговля59432617356319970902101081132192157129
Перевозка и хранение9892108811199613330153601730118251
Услуги по проживанию и питанию14299154541712619812256363011133104
Информация и связь63706427640369757901951710587
Здравоохранение и предоставление социальных услуг80828241584067787903914510391
Прочие виды79122817688664595278104098111121118119


Список использованных источников:
1. Гулямов С.С. Малый бизнес и частного предпринимательство: организация, планирование и управление. — Ташкент: Наука и технология, 2005. — 444 с.
2. Багиев Г.Л., Амонов М.О. Основные направления инновационного обеспечения предпринимательской деятельности // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 2 (42).
3. Сергеев И.В. Экономика организаций (предприятий): Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2005. — 560 с.
4. Амонов М.О. Совершенствование процесса государственного регулирования и поддержки предпринимательства // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 3.
5. Амонов М.О. Государственное регулирование предпринимательства в условиях рынка // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. — 2012. — № 3 (75).
6. Амонов М.О. Маркетинговая концепция улучшения системы государственного регулирования предпринимательства // Наука страны как гарант стабильного развития/ Сборник XXIII Международной научно-практической конференции. Украина, г. Горловка, 26–27 июля 2012 г.
7. Амонов М.О. Электронный маркетинг в системе поддержки предпринимательства Республики Узбекистан // Современные аспекты экономики. — 2011. — № 11.
8. Амонов М.О. Теоретические вопросы государственной поддержки развития предпринимательства на уровне региона // Проблемы современной экономики. — 2021. — № 4 (80).
9. Сиземов И.Г. Предпринимательство как фактор экономического развития страны и ее регионов http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik/99990193_West_econ_finans_ 2005_1(7)/127.pdf
10. Амонов М.О., Алияров О.А. Предприниматель — лидер: особенности черт характера и их формирование. Научно-практическая конференция по тему: «Модернизация сферы экономики и реализация структурных изменений в условиях внедрения экономической реформы»: сборник тезисов ТГЭУ. — Ташкент. 2009.
11. Государственный комитет по статистике Республики Узбекистан: https://stat.uz/ru/ofitsialnaya-statistika/small-business-and-entrepreneurship

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия