Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (82), 2022
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Медынский С.
соискатель Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Цифровые катализаторы процесса диверсификации в условиях меняющихся трендов в отраслях экономики стран ЕАЭС
В статье рассматривается проблематика формирования процесса диверсификации и коммерциализации компетенций и функций маркетинга в условиях цифровой трансформации. Приводится анализ коммерциализации компетенций маркетинговой деятельности. Выделены, непосредственно вытекающие из характера структурных преобразований основные тренды кросс-отраслевой цифровой трансформации в экономике стран ЕАЭС. Предложен алгоритм по совершенствованию процесса диверсификации в условиях меняющихся трендов в отраслях экономики государств-членов Евразийского Союза
Ключевые слова: функции маркетинга, компетенции маркетинговой деятельности, трансформация современной экономики, диверсификация, коммерциализация, цифровые катализаторы
УДК 65 + 339; ББК 65.050.2   Стр: 157 - 160

В последние десятилетия структурные изменения в условиях цифровой трансформации в экономике стран ЕАЭС непосредственно обуславливаются характером внешнеэкономических связей и являются определяющими мотиваторами для их развития.
Страны ЕАЭС сегодня сталкиваются с широким распространением цифровых технологий и активным развитием цифровой экономики. Драйвером, способствующим процессу диверсификации выступает инновационный шаг вперед в отраслевой структуре российской экономики. В настоящее время есть определённый подъем в объёме промышленного производства в целом в связи с санкциями и уходом из отраслей зарубежных производителей.
Инновации являются одним из главных факторов экономического роста и способствуют развитию внешнеторговых отношений России с другими государствами-членами ЕАЭС.
Цифровизация отраслей экономики стран-членов Евразийского экономического союза является на сегодняшний день актуальной в рамках развития интеграции. Интегрированная система предназначена для обеспечения межгосударственного обмена данными и электронными документами в рамках Евразийского экономического союза, создания общих для государств-членов информационных ресурсов, реализации общих процессов, а также обеспечения деятельности органов Союза. В условиях меняющихся трендов цифровая трансформация отраслей экономики, во-первых, реализовывается в кооперации с партнерами, участвующими в цепочке создания стоимости, основанной на использовании цифровых моделей, сквозных процессов и полезных данных. Во-вторых, осуществляется в нескольких плоскостях: вертикальной интеграции процессов внутри отрасли и внутри предприятий отрасли; горизонтальной интеграции процессов и построение кросс-отраслевых и межстрановых процессов; цифровизации продуктов, услуг, бизнес-моделей и доступа клиентов [1].
Cовременные тренды меняют ландшафт дизайна и технологий, а связанные с ними вызовы ставят перед предпринимательскими структурами в отраслях экономики стран ЕАЭС новые задачи. Цифровая трансформация будет способствовать формированию цифровой экосистемы в различных областях и развитию цифровой экономики в странах Евразийского экономического союза. С широким распространением цифровых технологий промышленная оцифровка будет способствовать дальнейшему созданию мощной торговой силы этих стран, привлечению глобальных ресурсов и станет новым преимуществом для международного сотрудничества и конкуренции. Таким образом, сложившиеся и прогнозные тренды позволяют анализировать процессы диверсификации в отраслях экономики стран ЕАЭС и изучать способы противодействия негативным тенденциям.
Наилучшим регионом для вложения инвестиций являются развивающиеся евразийские рынки инновационных товаров и услуг, т.к. они обладают высоким потенциалом роста и там менее развита деятельность по маркетинговому анализу. Инновационные технологии и разработки требуют инновационных методов продвижения, однако, как показывает практика в данной сфере, многие классические PR-инструменты также являются эффективными и могут успешно применяться. Поэтому рассматривая каналы продвижения инновационного продукта, в настоящее время многие специалисты говорят о комплексном подходе, включающем использование инструментов как «offline» (традиционный подход), так и «online» (интернет) продвижения. Диверсификационные процессы в современных условиях являются стимулом к развитию и эффективному использованию инновационного потенциала промышленных предприятий различных отраслей стран ЕАЭС, реализующих стратегии предпринимательского типа [2].
В настоящее время процесс диверсификации в условиях меняющихся трендов в отраслях экономики можно охарактеризовать как внедрение цифровых технологий, рост скорости обменных процессов, возрастание комплексности и взаимосвязанности.
Ключевая роль маркетингового подхода к управлению предпринимательскими структурами дает возможность и развитию коммерциализации функций маркетинга [1]. Функция маркетинга нацелена на организацию и осуществление процесса обмена между фирмой и ее потребителями, клиентами, соответственно несет ответственность за создание, формирование и развитие спроса в связи с постоянно меняющимися потребностями [3]. Диверсификация функций маркетинга — это стратегия, связанная с коренным изменением стратегических зон бизнеса и продуктово-товарного ассортимента бизнес-структуры. Процесс диверсификации от функций маркетинга к функциям маркетинговой деятельности в ходе эволюции концепций маркетинга предполагает изменения характера функциональных взаимосвязей в условиях становления пространственной и системной экономики. В свою очередь, компетенции являются неотъемлемой частью в создании инновационного продукта.
Компетенции следует понимать, как знание и уровень владения функциями маркетинга. Компетенции маркетологов как носителей этих ценностей, переносящих эти ценности как ресурс на новый результат труда можно рассматривать как инновации. Следовательно, коммерциализации подлежат не функции, а компетенции. Функции маркетинга превращаются в компетенции и таким образом они коммерциализируются. В этой связи возрастает роль функций маркетинга и компетенций маркетологов. Процесс реализации коммерциализации функций и компетенций маркетинга, совокупности управляемых элементов маркетинговой деятельности осуществляется посредством их продвижения на рынок, как актуальной инновации для взаимодействующих субъектов рынка.
Коммерциализация одной из основных функций маркетинга — планирования маркетинга — создает возможность эффективного обеспечения в деятельности маркетинговых подразделений предпринимательских структур стран ЕАЭС, создание информационно-аналитической базы, коммуникационное обеспечение управления маркетингом, контроллинг.
Концептуальный подход моделирования поведения потребителей и компетенций маркетологов на евразийском рынке товаров и услуг позволяет рассматривать маркетинговую систему коммерциализации инноваций как самостоятельное маркетинговое решение специфической управленческой задачи в области взаимодействия участников этого рынка.
По итогам проведенного исследования и оценки деятельности отдельных отраслей стран ЕАЭС, с учетом сформированных целей и задач развития этих отраслей в целом, путем изыскания необходимых форсайт-исследований, которые являются новой функцией маркетинга, могут быть установлены целевые финансовые и нефинансовые индикаторы деятельности отраслей или отдельных сегментов бизнес-структур.
Цифровая трансформация отраслей рассматривается во взаимосвязи с информационными ресурсами и информационными системами государств-членов ЕАЭС (рис. 1).
Рис. 1. Основные тренды кросс-отраслевой цифровой трансформации в экономике стран ЕАЭС
Основным источником капитализации в цифровой экономике являются цифровые платформы и цифровые ресурсы. Сотрудничество государств-членов ЕАЭС по развитию индустрии данных позволит не только нормализовать использование данных (от персональных до промышленных), но и создать условия для возникновения новых сегментов цифровой экономики, новых практик оборота полезных данных, с учетом требований национального законодательства в данных сферах.
Сегодня социальные сети стали неотъемлемым инструментом позиционирования бренда международных компаний, продвижения инновационных продуктов и услуг на евразийском рынке. Современные коммуникации с зарубежными партнерами невозможны без активного использования производителями и фирмами возможностей популярных социальных сетей. Они продемонстрировали свою эффективность в условиях ограничений, вызванных пандемией. С учетом последних международных событий, они не потеряют своей роли, при этом увеличится значимость работы с контентом, выбора соответствующих площадок.
В связи с этим возникают следующие вопросы (рис.2):
Рис. 2. Некоторые вопросы, возникающие в процессе цифровой трансформации отраслей экономик стран ЕАЭС
Проработка данных вопросов имеет важное значение для предпринимательских структур государств Евразийского экономического союза. Необходимо учитывать индивидуальный подход к стратегическим решениям государств-членов Союза, которые должны привести к формированию цифрового пространства ЕАЭС.
Анализ трендов и процесса диверсификации компетенций маркетинговой деятельности на развивающемся евразийском рынке инновационных товаров и услуг позволит определить основные направления коммуникации с зарубежными партнерами в условиях внедрения цифровых услуг.
Для формирования эффективного рынка инновационных технологий необходимы комбинированные ресурсы бизнес-структур, которые приводят к созданию компетенций и выступают важными определяющими факторами создания потребительской ценности и удовлетворения потребностей покупателей [1].
Таким образом, коммерциализация функций маркетинга в условиях внедрения цифровых технологий предстает самостоятельной сферой комплекса маркетинговой деятельности компании и проявляет себя как особая система функций маркетинга, направленная на разработку и продвижение востребованных рынком инноваций и означает интеграцию его базовых функций (аналитической, продуктово-производственной, сбытовой, управления, коммуникаций и контроля) [3].
Несмотря на положительные тенденции развития диверсификационных процессов в отраслях экономик стран ЕАЭС, в условиях цифровизации существует на сегодняшний день ряд проблем (рис. 3).
Рис. 3. Основные проблемы, связанные с цифровой трансформацией отраслей экономик стран ЕАЭС
На современном этапе цифровая трансформация происходит достаточно медленно. Во-первых, различный уровень развития экономик стран-членов ЕАЭС тормозит научно-техническое развитие и доступ к инновационным продуктам и услугам.
Во-вторых, отсутствие единой информационной системы. На уровне стран-членов наблюдается различный уровень доступа к цифровым услугам и технологиям. В связи с этим недостаточно развита электронная торговля.
В-третьих, процесс координации на уровне Союза заторможен из-за отсутствия подходов по целому ряду направлений развития цифровой экономики в этих государствах.
Пандемия коронавирусной инфекции внесла также свои коррективы в показатели экономического роста стран ЕАЭС.
Практически никакое отдельно взятое государство ЕАЭС не может в условиях цифровой трансформации оставаться постоянным лидером во всех сферах деятельности. Поэтому фактически единственным способом обеспечения необходимого уровня конкурентоспособности на мировом рынке становится его специализация на тех ключевых отраслях экономики, где у него уже имеется очевидное превосходство, либо страна располагает потенциалом для создания и сохранения такого превосходства.
Важным аспектом международного сотрудничества является маркетинговая система взаимодействия, которая включает в себя отрасли экономики стран ЕАЭС и все остальные заинтересованные в ее работе бизнес-структуры; всех, с кем установлены взаимовыгодные деловые отношения.
В интеграционном объединении эффективность инновационных процессов в условиях цифровизации зависит от эффективной деятельности самих экономических субъектов, от их взаимодействия, использования полученных знаний и наличия общественных институтов.
В реальной инновационной деятельности в условиях внедрения цифровых технологий у хозяйствующих субъектов промышленности стран-участниц ЕАЭС полная взаимосвязь между информационно-технологическими центрами еще не обеспечена, из-за чего реальное управление инновационной деятельностью этих стран обладает противоречивостью, не обеспечивая полное использование имеющегося научно-технического потенциала. Поэтому необходимо обеспечить равный и адекватный доступ к инновационной инфраструктуре Евразийского союза. Создание единого информационно-инновационного центра для возможности получения необходимой информации, ресурсов, обмена научными достижениями и компетенциями в условиях процесса диверсификации и цифровой трансформации позволит государствам-членам ЕАЭС использовать возможности цифрового ресурсного потенциала этих стран в полном объеме.
Принципиальная схема формирования интегративных информационно-инновационных формирований ключевой компетенции государств ЕАЭС представлена на рис 4.
Рис. 4. Элементы интегративного управления информационно-инновационными формированиями ключевых компетенций государств ЕАЭС
Только взаимодействуя в единой системе интегративного управления в условиях меняющихся трендов, цифровая трансформация отраслей экономики государств ЕАЭС, участвующих в цифровой инновационной деятельности, получают синергетический социально-экономический эффект, который значительно превышает арифметическую сумму эффектов от функционирования отдельных составляющих.
Таким образом, компетентностное инновационное управление в отраслях экономики стран ЕАЭС в условиях цифровой трансформации основывается на развитии их ключевой инновационной компетенции.
На основании всего вышеизложенного автор статьи выдвигает следующие предложения, представленные на рис.5.
Стратегические стимулы основываются на цели противоборства изменениям рыночной конъюнктуры, исследования и анализа экономически обоснованных стратегических решений. В то же самое время, диверсификация выступает в качестве одной из стратегических альтернатив.
Рис. 5. Предложения по совершенствованию процесса диверсификации в условиях меняющихся трендов в отраслях экономики стран ЕАЭС
Использование инновационно-маркетингового подхода и концепции диверсификации и коммерциализации функций маркетинга в условиях внедрения цифровых технологий, как методологического базиса управления инновациями, диктует необходимость формирования адекватных методов их реализации.
Новизной в проведенном исследовании является внутренняя и внешняя диверсификация в отраслевой структуре российской экономики и стран-участниц ЕАЭС.
Различные результаты инновационной деятельности в условиях внедрения цифровых технологий будут побуждать, чтобы экономические стратегии каждого государства-члена ЕАЭС были разными. Для этого, во-первых, потребуется ускорение потока элементов для содействия специализации различных отраслей, открытие финансовых рынков и, в то же время, укрепление сотрудничества между государствами-членами для преодоления издержек и рисков, вызванных слишком высокой промышленной концентрацией. Во-вторых, необходимо мобилизовать все имеющиеся ресурсы и добиваться от государств-членов усиления создания собственного бренда для завоевания рынка, что также будет указывать на то, что стоимость создания интегрированного инновационного продукта является более низкой.
Следующая волна цифровизации будет все чаще исходить из бизнес-сектора в более широкую интеграцию ICE с производственным процессом.
Цифровая трансформация будет способствовать тому, чтобы страны-участники Евразийского экономического союза уделяли все больше и больше внимания цифровому пространству ЕАЭС, с учетом цифрового суверенитета. Заблаговременное проведение исследований по цифровому суверенитету имеет большое значение для правильного понимания направления цифровой трансформации экономического развития государств Евразийского экономического союза и завоевания господствующих высот цифровой конкуренции в мире будущего.
Таким образом, для оценки эффективности процесса диверсификации, необходимо проводить мониторинг в условиях интеграции, который позволит своевременно реагировать на изменение окружающей информационной бизнес-среды.
Цифровые катализаторы процесса диверсификации в условиях меняющихся трендов в отраслях экономики государств Евразийского экономического союза формируют новую конфигурацию евразийской экономики, в т.ч. и дополнительные конкурентные преимущества для развития предпринимательских структур этих стран.


Список использованных источников:
Медынский С. Евразийская интеграция в условиях цифровизации: проблемы и перспективы // Проблемы современной экономики. — 2019. — № 3 (71). — С.45–51
Багиев Г.Л., Длигач А.А., Мефферт Х., Фритц В. Диверсификация функций маркетинга и восприятие потребителем товарных ценностей: форсайт-технологии маркетинга в условиях пространственной и системной экономики. // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 3 (51). — С.205–209.
Багиев Г.Л. Маркетинг взаимодействия. — СПб.: Астерион, 2011.
Максимцев И.А., Багиев Г.Л., Газизуллин Н.Ф. Маркетинговое маневрирование в системе регулирования и эффективного развития Евразийского Союза и др. коллективная монография / Под научной редакцией Г.Л. Багиева, И.А. Максимцева. — Санкт-Петербург, 2017.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия