Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (82), 2022
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Алиева Э. И.
ассистент кафедры налогов и налогообложения
Института экономики и финансов
Чеченского государственного университета (г. Грозный),


Региональная налоговая политика Чеченской республики под влиянием факторов неопределенности и риска
В статье рассматривается вопрос влияния факторов неопределенности и риска в экономике на Чеченскую республику. Устранение негативных последствий под влиянием факторов возможно за счет проведения эффективной налоговой политики в регионе, способствующей адаптации к современным условиям. Автором приводятся статистические данные, свидетельствующие о последствиях распространения пандемии COVID-19, определены эффективные меры, предпринимаемые Правительством Чеченской республики в целях негативного влияния экономического спада на экономику региона. Предложен комплекс мер по взысканию налоговой задолженности, способствующие повышению собираемости налогов и пополнения доходной части регионального бюджета
Ключевые слова: Чеченская республика, региональная налоговая политика, бюджет Чеченской республики, факторы неопределенности и риска, внешнеторговый оборот, налоговая задолженность
УДК 336.02   Стр: 139 - 142

Государственная налоговая политика является неотъемлемой частью финансовой политики государства, в общем, и региона в частности. Стоит отметить, что налоговая политика представляет собой совокупность мероприятий по совершенствованию имеющейся налоговой системы, которые реализуются при формировании налоговых доходов. Важным вопросом обеспечения стратегической концепции развития налоговой системы в стране является вопрос баланса интересов всех субъектов налоговых отношений. При этом организация и функционирование региональной налоговой политики играет важную роль в развитии каждого конкретного региона.
Так, например, в своей работе Чужмарова С.И. [1] предлагает концептуальную схему влияния налоговой политики на социально-экономическое развитие регионов России, в которой показана прямая зависимость налоговой политики и социально-экономического развития региона. Вопросам оценки эффективности региональной налоговой политики посвящены труды Агамирзоевой Н.М. [2], Самсонова Е.А. [3], Скибы В.А., Кузькина А.С. [4], Эмирова Н.Д., Сайдулаева Д.Д. [5] и др. В работах Кирьяк Р.А., Панова А.Ю. [6], Чеченова Л.С., Балкизова Ф.З. [7] и др., в которых обобщены проблемы, с которыми столкнулась экономика при распространении пандемии. Рассмотренные труды свидетельствуют о том, что вопрос влияния налоговой политики на экономическое состояние страны в целом и конкретных регионов, в частности, является актуальным. Необходимо проводить оценку ее эффективности, а также выявлять факторы неопределенности, негативно влияющие на результативность налоговой политики.
Цель данной статьи — дать оценку существующей налоговой политики Чеченской республики, определить, как факторы неопределенности, такие как COVID-19, санкционная политика Западных стран влияют на нее и выявить, какие меры предпринимаются региональными властями в целях устранения этих последствий. В исследовании использованы материалы из официальных статистических данных, опубликованных на официальных информационных порталах Чеченской республики.
В современных условиях состояние любого региона зависит от проведения грамотной экономической политики, в том числе и в системе налогообложения. В этой связи особую актуальность приобретает и налоговая политика, являющаяся частью экономической политики государства, которая, в свою очередь подвержена влиянию факторов неопределенности и риска. Рассмотрим, как же влияют факторы неопределенности и риска на проведение налоговой политики в Чеченской республике.
Чеченская республика — один из самых молодых и быстрорастущих регионов России в демографическом плане, стратегическая задача которого заключается в том, чтобы достичь устойчивого роста экономики и социальной сферы, повышения благосостояния ее жителей. Чеченская Республика входит в состав Северо-Кавказского федерального округа. Ключевым фактором, определяющим ее место в экономике страны, является природно-ресурсный комплекс, обусловленный уникальным сочетанием факторов внешней и внутренней среды: благоприятным климатом, разнообразными сельскохозяйственными угодьями, значительными запасами минерального сырья (особенно углеводородов), лесными, гидроэнергетическими, рекреационными и туристическими ресурсами. В структуре экономики Чеченской Республики доминирует оптовая и розничная торговля, строительство и сельское хозяйство, которые формируют около трети валового регионального продукта (ВРП). В республике функционируют предприятия по выпуску строительных материалов, приборостроения, металлообрабатывающие и машиностроительные заводы. Пищевая промышленность представлена крупными и средними компаниями по производству мясомолочной, хлебобулочной, плодоовощной продукции и безалкогольных напитков.
Чеченская Республика относится к субъектам Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета превышает 40% объема собственных доходов консолидированного бюджета [8].
Рассмотрим основные социально-экономические показатели, характеризующие доходную и расходную части бюджета и состояние ВРП Чеченской республики.
На основании данных, представленных в табл. 1 можно увидеть, что ВРП Чеченской республики имеет тенденцию к росту. В 2020 г., по сравнению с 2019 г., наблюдается рост на 34%. В основном рост ВРП вызван увеличением в регионе добычи полезных ископаемых (на 19,3%), увеличением производства в обрабатывающей промышленности (на 11,2%), а также резким увеличением (на 37,4%) инвестиций в основной капитал. В период распространения коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Чеченской Республики проводится комплексная работа по недопущению спада промышленного производства, в рамках которой были утверждены перечни системообразующих предприятий, имеющих приоритетное значение для предоставления государственной поддержки.
В результате принятых Правительством ЧР мер по наращиванию налогового потенциала республики, обеспечено поступление налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета ЧР в сумме 20198,2 млн руб. с показателем исполнения бюджетных назначений на 103,7% с абсолютным показателем дополнительных доходов бюджета в сумме 723,4 млн руб. Указанные меры также позволили обеспечить выполнение условия Соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Чеченской Республики в части обеспечения целевого значения показателя роста налоговых и неналоговых доходов по итогам 2020 года по сравнению с его уровнем за 2019 год (на 3,1%) с превышением на 4,1 процентных пункта [10]. Стоит отметить, что Чеченская Республика заняла одно из лидирующих мест по лучшей динамике налоговых поступлений от малого и среднего предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Чеченская Республика по ряду показателей находится в группе лидеров по качеству управления региональными финансами. В рамках проводимой работы по повышению эффективности управления финансовыми ресурсами Чеченской Республики с 2020 года применяется механизм предоставления из республиканского бюджета местным бюджетам субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются такие межбюджетные трансферты. Применение данного механизма позволяет исключить неиспользованные остатки целевых средств республиканского бюджета на счетах местных бюджетов, способствуя тем самым повышению ликвидности счета республиканского бюджета.
В условиях распространения пандемии COVID-19 в 2020 году, на территории Чеченской республики была выполнена основная задача в сфере налоговой политики, а именно — мобилизация собственных доходов за счет экономического роста и развития налогового потенциала с одновременным принятием всех возможных мер по повышению собираемости налогов и вовлечению недоимки в обороты бюджетов. Однако, предпринимаемые меры не смогли обеспечить эффективность налогового администрирования, что, в свою очередь, привело к росту задолженности по налогам и сборам в 2020 г. по сравнению с 2019 г. (см. табл. 2).

Таблица 1
Основные социально-экономические показатели, характеризующие доходную и расходную части бюджета и состояние ВРП Чеченской республики [9]
Показатели2005201520162017201820192020
ВРП, млн руб.22899,0154401,4169380,3178943,5193077,1241631,6323786,34
Доходы консолидированного бюджета16753,373682,272071,777477,480806,597634,9127102,6
Расходы консолидированного бюджета15357,274419,571247,877116,680510,897846,3128239,4
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток)1396,1-737,3823,9360,8295,7-211,4– 1136,7

Таблица 2
Структура задолженности по налоговым платежам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации по Чеченской республике [9]
 На 01.12.2019На 01.12.2020
 Совокупная задолженность по налогам и сборам, страховым взносам, пеням и налоговым санкциямИз нее недоимкаСовокупная задолженность по налогам и сборам, страховым взносам, пеням и налоговым санкциямИз нее недоимка
млн рубВ % к итогумлн рубВ % к итогу
Всего3910,83048,94923,81002684,3100
Из нее по федеральным налогам и сборам1275,8931,81437,629,2508,518,9
Налог на прибыль организаций63,540,5110,52,240,51,5
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги)1005,2754,81010,420,5312,911,7
Платежи за пользование природными ресурсами12,10,314,00,37,90,3
Остальные федеральные налоги и сборы195,1127,3302,66,1147,25,5
По региональным налогам и сборам1090,9892,81365,227,7936,534,9
По местным налогам и сборам465,4360,1569,211,6408,415,2
По налогам со специальным налоговым режимам89,152,7146,43,061,52,3
По единому социальному налогу0,70,30,10,00,00,0
По страховым взносам988,78111405,328,5769,428,7


На основании данных, представленных в табл. 2 видим, что распространение пандемии негативно повлияло на собираемость налогов в Чеченской республике. Задолженность по налоговым платежам и сборам увеличилась на 25,91%, при этом стоит выделить резкое увеличение задолженности по страховым взносам на 42,14%. Задолженность по налогам и сборам образуется под воздействием различных факторов, но основным из них является ухудшение финансового состояния налогоплательщиков на фоне общего экономического кризиса, поглотившего всю страну. Стоит отметить, что в исследовании Л.К. Чекуевой [11] было установлено, что в период с 2015 по 2018 гг. задолженность перед бюджетом по налогам и сборам в Чеченской республике имела тенденцию к увеличению. В этой связи возможным решением проблем с недоимкой может стать принятие комплекса мер по взысканию налоговой задолженности. Этого можно достичь за счет обеспечения эффективного взаимодействия налоговых органов, правоохранительных органов и Службы судебных приставов. Оптимизация взаимодействия может быть достигнута путем внедрения системы цифрового обмена данными, что позволит не только оперативно передавать информацию, но и обеспечивать профилактическую работу ведомств с целью недопущения увеличения задолженности со стороны налогоплательщиков. Также поддержка добросовестных налогоплательщиков, предоставление им льгот может стать одним из перспективных направлений, направленных на ликвидацию налоговой задолженности.
Далее рассмотрим развитие внешнеторговой деятельности Чеченской республики, поскольку от ее эффективности также зависит пополнение федерального бюджета, а это, в свою очередь, приводит к возможности перераспределения средств в регионы, которым необходима дотационная поддержка, в том числе и в Чеченскую республику. Развитие торговли на территории любого региона является средством не только обеспечения населения всем необходимым, но и инструментом, который позволяет администрировать таможенные пошлины и сборы при импорте товаров, а также обеспечивать пополнение федерального бюджета при экспорте. Также экспорт и импорт товаров создает условия для осуществления внешнеэкономической деятельности на территории Чеченкой республики, а это в свою очередь дает возможность получения доходов, как юридических, так и физических лиц. По данным таможенной статистики внешней торговли в период 2018–2021 гг. экспорт Чеченской республики увеличился в 6,22 раза, а вот импорт сократился. В табл. 3 приведены фактические данные, характеризующие внешнеторговый оборот Чеченской республики за 2018–2021 гг.

Таблица 3
Внешнеторговый оборот Чеченской республики за 2018–2021 гг. [12]
ПоказателиГодыТемпы роста
2018,
млрд долл
2019,
млрд долл
2020,
млрд долл
2021,
млрд долл
2019/
2018
2020/
2019
2021/
2020
Экспорт3,75,312,923143,24243,4178,3
Импорт53,66132,849,2113,8153,77150
Сальдо-49,8- 55,7- 19,9-26,2111,8535,73131,7


На основании данных, представленных в табл. 3 видим, что в 2020 году резко снизился (на 46,23%) импорт в Чеченскую республику, что было вызвано закрытием границ из-за пандемии и безусловно негативно повлияло на пополнение государственного бюджета. Однако, предпринимаемые в регионе меры, направленные на ликвидацию последствий, вызванных пандемией, привели к тому, что в 2021 г. объем товаров собственного производства вырос почти на 13%, объем продукции сельского хозяйства — на 34%, розничная торговля — на 18%. Завершена реализация 194 инвестиционных проектов в регионе. Все это привело к увеличению в 2021 году экспорта на 78,3% и импорта на 50%, что наглядно представлено в табл. 3.
В целях дальнейшего развития экспорта и импорта в регионе и, как следствие, увеличения поступления средств в бюджет, правительством Чеченской республики предпринимаются меры, направленные на международную кооперацию и развитие экспорта. Так, например, ежегодно растет количество компаний экспортеров, охваченных мерами поддержки со стороны Правительства Чеченской республики. В этой связи в 2020 году осуществлена функциональная и организационная интеграция центра поддержки экспорта Чеченской Республики в региональную сеть АО «РЭЦ». Для того, чтобы оптимизировать взаимодействие компаний и Центра поддержки экспорта Чеченской Республики, он был подключен к цифровой платформе АО «РЭЦ», обеспечивающей взаимодействие субъектов международной торговли с контролирующими органами в электронном виде по принципу «одного окна», а также обеспечено осуществление консультирования экспортеров, экспортно-ориентированных компаний по вопросам экспорта товаров и услуг [13]. Организован доступ, как к продуктам и услугам, предоставляемым АО «РЭЦ» (включая Территориальные управления), так и к государственным мерам поддержки, предоставляемым иными участниками инфраструктуры поддержки экспорта. Эти меры привели к положительному результату, а именно в 2020 г., по сравнению с 2019 г., экспорт вырос 2,43 раза, даже при условии негативного влияния пандемии COVID-19 на внешнеторговый оборот.
В Чеченской Республике уделяется большое внимание развитию предпринимательства. Одной из значимых форм поддержки является проведение эффективной региональной налоговой политики. Республика на сегодняшний день является одним из регионов России, где применяется ставка по упрощённой системе налогообложения для предпринимателей 1%. В ЧР в основном применяется ставка 1% — то есть необходима уплата 1% налога от совокупного дохода. Доход при этом не должен превышать 150 млн рублей в год. Благодаря такой системе, зачастую налогоплательщики переезжают в республику, покупают недвижимость, регистрируют ИП и, соответственно, увеличивают поступления в доходную часть бюджета региона. Эти меры привлекают в регион инвесторов, которые развивают бизнес.
В современных условиях против России введены беспрецедентные санкции. Это, в свою очередь, требует от государства в целом и от Чеченской республики, в частности, обеспечить за счет налоговых инструментов поддержку бизнеса и населения. Для этих целей, с учетом сложившихся обстоятельств, необходимо внести изменения в налоговую политику региона. Оперативная реакция со стороны Правительства Чеченской республики позволит избежать негативных последствий и обеспечить экономическую и социальную стабильность регионе.
Подводя итог, можно сказать, что налоговая система и политика связаны не только с управлением отдельных элементов налогообложения, управленческое воздействие распространяется также и на участников налоговых отношений. По отношению к экономической политике налоговая политика второстепенна, так как ее цели, задачи и инструменты их достижения зависят от стратегических и тактических ориентиров в сфере экономических отношений. Однако, под влиянием факторов неопределенности и риска эффективная налоговая политика позволяет региону и стране в целом обеспечивать стабильность экономической системы. Проведенное исследование показало, что проводимая в Чеченской республике налоговая политика позволяет региону достигать положительных результатов. Так, например, по итогам социально-экономического развития Чеченской Республики в 2021 году по ряду показателей достигнут серьезный рост, задачи по национальным проектам в регионе выполнены более чем на 90%.


Список использованных источников:
1. Чужмарова С.И. Методология взаимосвязей налоговой политики и региональной составляющей налоговой политики и их влияния на развитие северных регионов // Региональная экономика: теория и практика. — 2013. — № 19. — С. 27–37.
2. Агамирзоева Н.М. Критерии эффективности налоговой политики. налоговая политика РФ // Сборник статей XVII Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2018. — С. 98–100.
3. Самсонов Е.А. Сущность и оценка эффективности налоговой политики в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. — 2021. — № 3(128). — С. 552–556.
4. Скиба В.А., Кузькин А.С. Оценка эффективности региональной налоговой политики стимулирования экономической активности // Современные вызовы и реалии экономического развития России: материалы IV Международной научно-практической конференции. 2017. — С. 281–282.
5. Эмиров Н.Д., Сайдулаев Д.Д. Роль налоговой политики в развитии экономики региона // Проблемы современной экономики. — 2020. — № 1(73). — С. 117–121.
6. Кирьяк Р.А., Панова А.Ю. Налоговая политика России в условиях пандемии // Социально-экономическое развитие России: проблемы, тенденции, перспективы: Сборник научных статей 19-й Международной научно-практической конференции. — Курск, 2020. — С. 279–285.
7. Чеченова Л.С., Балкизова Ф.З. Налоговая политика России в условиях пандемии // Экономика и право в условиях глобальных вызовов: материалы Национальной научно-практической конференции с международным участием, 2020. — С. 368–376.
8. Распоряжение Правительства Чеченской республики от 15.12.2021 № 471-р «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Чеченской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».
9. Социально-экономическое положение Чеченской республики в 2020 году. https://chechenstat.gks.ru/storage/mediabank/PsKLS13U/Доклад%20за%20декабрь%202020%20(2).pdf
10. В Минфине ЧР подвели итоги консолидированного бюджета региона за 2020 год. — URL: https://chechnyatoday.com/news/342983
11. Чеккуева Л.К. Налоговая задолженность: проблемы и пути решения // Вестник Евразийской науки. — 2019. — № 5. — URL: https://esj.today/PDF/69ECVN519.pdf
12. Внешняя торговля субъектов Российской Федерации. https://customs.gov.ru/folder/527
13. Распоряжение Правительства Чеченской Республики от 13.12.2018 № 357-р «Об утверждении паспорта регионального проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта». http://chechnya.gov.ru/wp-content/uploads/documents/357-r-1.pdf

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия