Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (82), 2022
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Меркурьев В. В.
зав. кафедрой теории и технологий управления
Кузбасского государственного технического университета им. Т.Ф. Горбачёва (г. Кемерово),
кандидат экономических наук, доцент

Мягков Е. В.
аспирант Кузбасского государственного технического университета им. Т.Ф. Горбачёва (г. Кемерово)

Развитие агломераций муниципальных образований как фактор стратегии опережающего социально-экономического развития
В статье рассмотрено развитие агломераций в качестве основы реализации стратегии опережающего социально-экономического развития региона. Представлена принципиальная схема и модельная структура организации разработки документов социально-экономического планирования агломераций муниципальных образований. Агломерации муниципальных образований могут составить основу программ опережающего социально-экономического развития и реализации эффективной региональной политики
Ключевые слова: агломерации, муниципальные образования, агломерации муниципальных образований, региональное управление, стратегии опережающего социально-экономического развития
УДК 332.156   Стр: 134 - 139

Агломерации муниципальных образований должны стать новыми инновационными точками роста стратегий опережающего социально-экономического развития. Основные агломерационные эффекты при межмуниципальном решении вопросов местного значения будут следующими [7]:
– улучшение инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности территории агломерации муниципального образования. Этот эффект наступает за счет того, что ядро агломерации часто имеет высокую инвестиционную привлекательность, но при этом высокую стоимость объектов (зданий, сооружений, складов и др.). При совместном развитии инфраструктуры агломерации муниципальных образований (газоснабжение, строительство дорог, пассажирские перевозки) возможно комплексное освоение территории, что в результате позволяет производить строительство объектов в периферийной зоне агломерации по более низкой цене. Также часто бывает, что на территории городского округа отсутствует свободная земля под определенные виды разрешенного использования (строительство предприятий, жилья и др.), а хаотичная застройка территории пригорода приводит к возникновению большого количества проблем (например, хаотичная застройка города и пригорода Иркутска привела к тому, что в городе наблюдаются самые большие заторы дорожного движения среди муниципальных образований не миллионников);
– снижение логистических и транспортных издержек, так как агломерация позволяет сконцентрировать на относительно небольшой территории предприятия, которые входят в схожие производственные кластеры (медицинский, сельскохозяйственный и другие);
– повышение эффективности муниципальной экономики за счет создания межмуниципальных предприятий, снижение дублирования функций и вопросов местного значения;
– увеличение производительности труда, рост заработной платы и, как следствие, повышение отчисления налогов, в том числе отчислений по налогу на доходы физических лиц;
– увеличение цен на недвижимость за счет повышения привлекательности территории, что увеличить налогооблагаемую базу и доходы бюджетов;
– формирование единого рынка труда, товаров, услуг и работ;
– более рациональное территориальное планирование, в том числе по размещению производств в относительном удалении от населенных пунктов, что положительным образом должно сказаться на экологии;
– оптимизация органов регионального государственного управления и местного самоуправления за счет исключения дублирующих функций и реинжиниринга процессов и проведения цифровой трансформации;
– совершенствование логистики, в том числе за счет модернизации и расширения сети автомобильных дорог, расширения интернет-коммуникаций и создания единых цифровых сервисов;
Главным результатом развития агломераций муниципальных образований должно привести к тому, что темпы увеличения валового регионального продукта, качества жизни населения на данных территориях будут превосходить среднероссийские. В случае хаотичного развития городских агломераций существует большая вероятность возникновения негативных моментов:
– усложнение транспортных связей, ухудшения транспортной доступности за счет возникновения пробок;
– увеличение экологической нагрузки;
– сокращение рекреационных зон, снижение их доступности;
– увеличение диспропорции налоговой базы среди муниципальных образований. Например, большинство угольных предприятий расположены на территории Прокопьевского муниципального округа, налоговые отчисления соответственно производятся в муниципальный округ, а подавляющее большинство работников проживает в Прокопьевском городском округе. Городской округ при этом является глубоко дотационным и с трудом решает базовые вопросы местного значения, такие как благоустройство, ремонт дорог и др., а муниципальный округ при этом может позволить строительство, например, аквапарка или стадиона с искусственным покрытием в небольших сельских населенных пунктах.
Таким образом, с целью перехода к стратегии опережающего социально-экономического регионального развития необходимо работать над усилением положительных эффектов и снижением воздействия отрицательных. Одним из самых действенных способов апробированным во всем мире является увеличение темпов развития инфраструктуры и плотности всех видов коммуникаций с использованием следующих механизмов: [8]
– совместного участия федеральных, региональных и муниципальных органов власти в развитии общественной инфраструктуры. Инфраструктурные проекты часто затратные и имеют продолжительный срок окупаемости, что является сдерживающим фактором для частных инвесторов. Таким образом, развитие общественной инфраструктуры — это задача государства, данный вопрос особенно актуален в агломерациях муниципальных образований, так как наличие коммуникаций — это одно из важнейших требований их существования и развития.
– составление комплексных схем и детальной проработки инфраструктурных проектов, что в итоге может простимулировать потенциальных частных инвесторов и привлечь дополнительные внебюджетные средства;
– переложение части расходов на население за пользование инфраструктурой (например, платные дороги). Данный вариант должен носить альтернативный вариант, то есть иметь выбор: качественно, но за деньги, либо менее качественно, но бесплатно. Стоит также обратить внимание на то, что в нашей стране наблюдается серьезный дисбаланс финансирования социальной инфраструктуры относительно других сфер [9]. Так, например, более 30% инвестиций направлены на финансирование добычи полезных ископаемых, при этом на социальные проекты направляется всего 3%, что в 10 раз меньше. Это, в первую очередь, сказывается на качестве оказания социальных услуг. Хроническое недофинансирование социальной сферы за последние десятилетия возможно в краткосрочной перспективе решить только в рамках агломерации муниципальных образований.
– низкое внебюджетное финансирование социальной сферы;
Агломерация муниципальных образований, выступающая локализованным территориальным пространством, является благоприятной средой, в том числе для развития государственно-частного, муниципально-частного, государственно-муниципального партнерств, а также выстраивания системы оказания социальных услуг на уровне лучших мировых практик.
На протяжении длительного периода основным подходом к развитию экономических систем являлся отраслевой подход: промышленность; сельское и лесное хозяйство; строительство; транспорт; связь и др. Результатом стало однобокое отраслевое развитие муниципальных образований и нерациональное размещение производственных сил, что привело к неравномерной развитости социально-бытовой инфраструктуры и другим проблемам.
Решение данной проблематики возможно исключительно с помощью выработки системной территориально-отраслевой политики, когда территории рассматриваются как целостные многокомпонентные социально-экономические системы. На взгляд автора, такими территориальными образованиями являются агломерации муниципальных образований, которые обладают особенными свойствами, воздействуя на которые можно обеспечивать устойчивость ее развития. Необходима выработка механизмов по ускоренному устойчивому развитию регионов нашей страны.
Действующая система управления экономическим и социальным развитием не дает возможности полноценного использования всего потенциала территорий для преодоления неблагоприятных факторов в инновационной и инвестиционных сферах экономики страны. Особенную обеспокоенность вызывает снижение инвестиционной активности и отток населения с территории Сибирского федерального округа. Для нашей страны территории Сибири и Дальнего Востока являются геополитически и стратегически очень важными. Необходима разработка специализированных программ не только для Дальнего Востока, но и Сибири, направленных на увеличение качества жизни и выравнивание уровня социально-экономического развития. При этом нужно учитывать, что в силу особенных климатических довольно суровых условий качество жизни населения по другим параметрам должно значительно превосходить качество жизни населения европейской части России. Вызывает обеспокоенность отток экономически активного населения, особенно тревожным является тенденция увеличения процента абитуриентов, которые уезжают учиться в другие регионы. На территории Сибирской конурбации необходимо построить мощный научно-образовательный кластер. Для этого существуют все условия в виде исторически сложившейся мощнейшей системы высшего образования в Барнауле (АГУ, АГТУ и др.), Новосибирске (НГУ, НГТУ и др.), Томске (ТГУ, ТПУ, ТУСУР и др.), Кемерове (КузГТУ, КемГУ). В дополнение к этому в Кемеровской области создан научно образовательный центр мирового уровня «Кузбасс».
Необходимость построения особой модели управления в Сибирском федеральном округе становится очевидным. Данная модель должна быть направлена на повышение конкурентоспособности муниципальных образований и регионов, повышения качества жизни населения и решения задач национальной безопасности. Модель должна базироваться на целях и задачах, приоритетных направлениях, обозначенных в Стратегии развития Сибири. Вызывает настороженность факт отсутствия актуального соответствующего нормативно-правового акта на конец 2021 года (даже не представлен проект), а ранее действующая Стратегия социально -экономического развития Сибири до 2020 года [2] на данный момент завершила свое действие (При этом стратегии развития Арктики и Дальнего востока утверждены). Работы по ее созданию велись с 2006 года и охватили все уровни муниципального управления, начиная сельскими и городскими поселениями, заканчивая муниципальными районами и городскими округами.
При этом на территории Сибирского федерального округа все 10 субъектов Российской Федерации, в том числе: 3 республики (Алтай, Тыва, Хакасия); 2 края (Алтайский, Красноярский); 5 областей (Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская) и все муниципальные образования (всего 3217, в том числе муниципальных районов — 253, муниципальных округов — 13, городских округов — 71, городских поселений — 164, сельских поселений — 2717) разработали собственные планы социально–экономического развития до 2035 года. Таким образом, произошло нарушение логики стратегического планирования Российской Федерации, когда разрабатывается федеральная стратегия, а затем стратегии нижестоящих уровней. На взгляд авторов исследования, целесообразней разрабатывать не только стратегию Сибири в роли макрорегиона, но и разрабатывать стратегии агломераций муниципальных образований, которые можно назвать по аналогии с регионами и макрорегионами — макромуниципалитетами (муниципальные образования верхнего уровня). Макромуниципалитеты должны стать методологической базой по управлению муниципальными образованиями при условии, что они располагаются в агломерации, а также с учетом позиции бизнеса, власти, научного сообщества, общественных организаций. Модель стратегического управления Сибирским федеральным округом должна в обязательном порядке учитывать интересы в рамках национальной безопасности страны и иметь четкие индикаторы достижения представленных в ней показателей.
Одним из ключевых элементов построения системы обеспечения устойчивого развития территорий является поддержание всех видов предпринимательства и деловой активности, обеспечение трансформации машиностроения и сельского хозяйства, обеспечение мониторинга показателей и индикаторов программы (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий), выстраивания полноценной системы подготовки кадров (в том числе с перспективой перехода в Индустрию 4.0) и построения современной цифровой экономики.
Модель управления социально–экономическим развитием Сибирского федерального округа должна включать в себя единую методику по формулированию стратегических целей и задач, единые индикаторы и подходы к их достижению, а также учитывать передовой российский и зарубежный опыт, разработки научных работников и сотрудников в области управления экономическими районами. В данную модель, куда входят стратегии развития регионов и всех муниципальных образований, также необходимо включить стратегии развития агломераций муниципальных образований в качестве ключевых точек роста и территорий опережающего социально-экономического развития. Включение стратегий развития агломераций позволит создать основу для совместного комплексного развития муниципальных образований, создаст механизм коммуникации органов государственной и муниципальной власти, местных сообществ, бизнеса, согласовать отраслевые и региональные стратегии с целью повышения качества жизни населения. Создание подобной площадки для коммуникаций предполагается в виде цифровой платформы с различными цифровыми сервисами, которые будут решать определенные жизненные ситуации и проблемы.
Также важным моментом является переход от отраслевого характера планирования к программам устойчивого социально-экономического развития, в том числе за счет точек экономического роста агломераций муниципальных образований. Как показала практика, экономическая поддержка отдельных отраслей не дала запланированного результата, необходим переход на комплексные планы развития территорий агломераций муниципальных образований, но для данного перехода требуется разработка методологии управления территориями, которые входят в агломерации.
Несмотря на наличие определенных результатов в стратегировании развития муниципальных образований, переход к модели устойчивого опережающего социально-экономического развития невозможен по причине отсутствия единого, в том числе в научном сообществе, подхода к развитию агломераций. Предложенный подход в проекте федерального закона об агломерациях предлагает использовать договорную форму и заключение межмуниципальных соглашений. Но как показывает практика, муниципалитеты пока редко договариваются между собой по совместному решению вопросов местного значения. Региональные и муниципальные органы власти часто не учитывают сложившуюся маятниковую миграцию, деловые и культурные поездки и часто нерационально размещают производственные силы (например, чтобы увеличить собственную налогооблагаемую базу настаивают на размещении производственных объектов в черте города, хотя с экологической точки зрения это целесообразно делать в пригородной территории). Также, при планировании дорожно-транспортных узлов, недостаточно синхронизируют потребности соседних муниципальных образований.
Для развития территории Сибири необходим серьезный инвестиционный источник и здесь важно вспомнить о том, что на территории СФО добываются колоссальные объемы нефти и газа, доходы от которых можно перераспределить. Как показывает опыт нефтедобывающих стран, таких как Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты и в особенности Норвегии (очень схожей по суровости климата) очень эффективным вложением таких средств являются инфраструктурные проекты, научные исследования, создание инновационных технологических парков, социальные проекты, особенно образовательные. Сибирь многими воспринимается как нечто далекое, где Россия добывает ресурсы и на эти средства строит инфраструктурные проекты в Европейской части России. В реальности же Сибирь расположена в непосредственной близости от стран Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно Китая, которые сегодня сосредотачивают основные мировые производственные силы, а регион может стать одним из крупнейших в мире транспортно-логистических хабов, который соединит Европу, Азию и Америку. На протяжении тысячелетий территории, по которым проходили торговые пути, были самыми богатыми и развитыми. Позиционируя данную территорию таким образом, можно привлечь иностранные инвестиции из таких стран как Китай, Южная Корея, Япония, США. Также дополнительным фактором привлечения инвестиций, в том числе строительство предприятий, является фактор дешевой рабочей силы (не только по европейским и американским меркам, но уже и по меркам Китая), которая имеет достаточно высокую квалификацию.
При реализации модели опережающего устойчивого социально-экономического развития агломераций муниципальных образований требуется разработка комплексной схемы территориального планирования агломераций, которая будет использовать единую методику для всех регионов и муниципальных образований, в том числе с едиными временными параметрами. Построение единой схемы территориального планирования агломераций муниципальных образований целесообразней производить с использованием цифровой платформы и применения онлайн отображения актуальной картографической информации 24/7. Данное планирование должно быть гибким, иметь возможность учитывать мнение научного сообщества, жителей, предприятий и организаций. Реализация модели связана с развитием системы стратегического планирования, регламентированной Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Модель устойчивого развития агломераций должна в полной мере опираться на производственный, кадровый, экономико-географический, природно-ресурсный, промышленно-производственный, научно-образовательный потенциал муниципальных образований. Для эффективной реализации модели необходимо сформулировать государственную политику в социальной, инвестиционной, научно-образовательной сферах. Для достижения поставленной цели необходимо разработать многоуровневую программу социально–экономического развития, согласованную между региональными, муниципальными органами власти, населением, бизнесом и другими заинтересованными лицами.
Возможны различные подходы к разработке программ социально-экономического развития. Первый вариант — это формирование специализированного структурного подразделения в аппарате координационного органа развития агломерации, которое организует разработку документа и участие иных заинтересованных сторон в этой работе. Второй вариант заключается в формировании временной рабочей группы из представителей региональных органов власти и муниципальных образований для разработки документа, после завершения работы группа расформировывается. Третий вариант — это привлечение организации разработчика на условиях аутсорсинга на конкурсной основе (специализированную фирму, научно-образовательную организацию и др.). Четвертый вариант — это создание постоянно действующего специализированного органа с целью разработки и координации реализации программ развития агломерации (АНО Координационный совет развития агломераций муниципальных образований).
Учитывая инновационность разработки планов развития агломераций, наиболее предпочтительным является 4 вариант, несмотря на значительные финансовые затраты. АНО Координационный совет развития агломераций муниципальных образований должен объединить в себе представителей муниципальных образований, бизнес-сообществ, местного населения и органов государственной власти. Также предполагается, что данная организация будет производить аудит и мониторинг и координацию происходящих в агломерации процессов.
Принципиальная схема организации разработки документов социально-экономического планирования агломераций муниципальных образований представлена на рис.1.
Рис. 1. Схема принципиального взаимодействия при организации стратегического планирования агломераций муниципальных образований
Для более системной организации представлений об особенностях разработки комплексной программы устойчивого социально-экономического развития агломераций муниципальных образований представим ее модельную структуру с разбивкой по этапам:
1. Оценка экономического потенциала агломераций муниципальных образований.
1.1. Особенности экономико-географического положения, природные и климатические условия.
1.2. Административно-территориальное деление.
1.3. Минерально-сырьевая база и перспективы ее освоения.
1.4. Схема территориального планирования и ее потенциал.
1.5. Демографические показатели.
1.6. Качество жизни населения и трудовые ресурсы.
1.7. Рекреационный потенциал.
1.8. Социальная сфера (социальная защита населения, образование, здравоохранение, культура, молодежная политика, жилищное строительство, обеспечение безопасности).
1.9. Экология.
1.10. Уровень развития экономики по отраслям (добывающая и перерабатывающая промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство, инвестиции и др.).
1.11. Расчет экономического эффекта в результате функционирования агломераций муниципальных образований;
1.12. SWOT — анализ.
2. Разработка концепции развития агломераций муниципальных образований.
2.1. Определение стратегических ориентиров с целью устойчивого развития территорий, в том числе приоритетных направлений и отраслей экономики.
2.2. Разработка организационно-экономической модели управления агломерациями муниципальных образований.
2.3. Разработка демографической политики.
2.4. Разработка политики в сфере содействия трудоустройству.
2.5. Разработка политики в сфере повышения качества жизни.
2.6. Разработка инновационной и инвестиционной политики, в том числе инфраструктурных проектов.
2.7. Разработка политики в сфере строительства, в том числе и жилищного.
2.8. Разработка промышленной политики.
2.9. Разработка политики в сфере сельскохозяйственного производства.
2.10. Разработка политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства.
2.11. Разработка социальной политики, в том числе в сферах образования, здравоохранения, социального обслуживания, физкультуры и спорта.
2.12. Разработка политики в сфере развития общественного транспорта и др.
3. Разработка дорожной карты социально–экономического развития агломераций муниципальных образований.
3.1. Стратегические цели устойчивого социально-экономического развития территорий.
3.2. Раздел мероприятий цифровой трансформации экономики территорий.
3.3. Раздел мероприятий дорожной карты в части реализации управления агломерациями муниципальных образований, в том числе разработка единой схемы территориального планирования.
3.4. Раздел мероприятий дорожной карты в сфере социальной политики (уровень и качество жизни населения, демографическая политика, здравоохранение, образование, культура и досуг, физическая культура и спорт, средства массовой информации, оказание государственных и муниципальных услуг, содействие занятости и др.).
3.5. Мероприятия дорожной карты в сфере инновационной и инвестиционной политики.
3.6. Мероприятия дорожной карты в сфере развития промышленности и сельского хозяйства (в том числе вопросы продовольственной безопасности).
3.7. Мероприятия дорожной карты в сфере развития коммуникаций (транспорт и связь, телекоммуникации, дорожное строительство, развитее транспортно-логистических узлов и др.)
3.8. Мероприятия дорожной карты в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства и др.
4. Разработка комплексных проектов социально-экономического развития, обеспечивающих устойчивое развитие агломераций муниципальных образований (каждый проект включает систему целевых индикаторов).
4.1. Проекты в сфере совершенствования государственного и муниципального управления.
4.2. Проект по созданию единой схемы территориального планирования всех муниципальных образований, которые входят в агломерацию.
4.3. Социальные проекты.
4.4. Инновационные и инвестиционные проекты.
4.5. Проекты в сфере развития промышленности и сельского хозяйства, поддержки малого и среднего предпринимательства.
4.6. Коммуникационные и логистические проекты.
4.7. Проекты цифровой трансформации
4.8. Проект кадрового обеспечения развития приоритетных отраслей экономики, в том числе отраслей цифровой экономики.
Особенность данной модельной структуры заключается в том, что в ней удалось впервые представить и систематизировать весь комплекс документов стратегического, территориального планирования и планово-прогнозной деятельности агломераций муниципальных образований (оценка социально-экономического потенциала, концепция социально-экономического развития агломерации, агломерации муниципальных образований, стратегия социально-экономического развития, схема территориального планирования, дорожная карта, программы и проекты социально-экономического развития).
Разработка программ развития агломераций муниципальных образований должна основываться на:
– научно-методологических основах: системный метод, комплексный подход, репрезентативная выборка;
– выборе приоритетных направлений и отраслей развития агломерации;
– ключевых методах анализа: пространственно-территориальный, сравнительный, содержательный и временной;
– учете внешних и внутренних факторов: соответствие мировой повестке, федеральным и региональным программам развития; прогнозу научно-технического развития; стратегии пространственного развития; тенденций развития социальной сферы и др.
Для реализации мероприятий дорожной карты и комплексных проектов социально-экономического развития территории решаются определенные целевые задачи по управлению процессом устойчивого стратегического развития агломераций муниципальных образований. Эти целевые ориентиры и задачи в целом и формируют организационно-экономические основы реализации стратегии опережающего социально-экономического развития.
Система разработки всего пакета документов стратегического планирования должна основываться на цифровой платформе и иметь высокую степень автоматизации, так как агломерации представляют собой сложнейшие, высоко динамичные системы и классический статистический учет в данном случае не подходит. Для эффективного управления агломерациями муниципальных образований целесообразно задействовать ситуационный центр, который бы позволил в режиме реального времени на дашбордах отражать ключевые показатели функционирования муниципальных образований.
Разработку комплексного пакета документов необходимо производить с позиции максимального взаимовыгодного сотрудничества всех участников (представителей органов государственной и муниципальной власти, бизнеса, местных сообществ и населения), что позволит объединить финансовые, научно-образовательные, управленческие, информационные ресурсы и человеческий капитал. Однако, как показывает практика, главы муниципальных образований имеют слабый опыт взаимодействия между собой в рамках заключения межмуниципальных соглашений. Причиной выступают различные факторы: несовершенство законодательства, отсутствие традиций подобного взаимодействия и присутствие различных личных факторов. Поэтому главную роль здесь должны сыграть органы федеральной и региональной власти в качестве инициаторов процесса интеграции и координации муниципальных образований, которые входят в агломерации муниципальных образований.
С содержательной точки зрения ключевыми организационными мероприятиями по реализации стратегии должны стать следующие среднесрочные межмуниципальные программы:
1. Программа устойчивого развития промышленности, в том числе с учетом нового технологического уклада (Индустрии 4.0).
2. Программа повышения эффективности управления агломерациями муниципальных образований.
3. Программа развития агропромышленного комплекса.
4. Программа содействия развития малого и среднего бизнеса.
5. Программа развития жилищного строительства и дорожно-коммунального комплекса агломерации муниципальных образований.
6. Программа развития инфраструктуры, в том числе всех видов связи и дорожно-транспортного хозяйства.
7. Программа обеспечения продовольственной безопасности и развития сферы услуг.
8. Программа развития рекреации и туризма.
9. Программа развития социальной сферы (здравоохранение, образование, социальная защита, физкультура и спорт).
10. Формирование и развитие научно-образовательных центров.
11. Программа по экологии и защите окружающей среды.
Реализация данных программ позволит повысить эффективность экономики муниципальных образований, входящих в агломерацию, в стратегической перспективе, качество жизни населения и в целом увеличит маркетинговую привлекательность муниципальных образований, как для потенциальных инвесторов, так и для жителей.
Обозначенные стратегические направления и программы предполагают реализацию следующих наиболее предпочтительных вариантов:
– создание правовых организационно-экономических условий с целью развития агломерации муниципальных образований;
– развитие человеческого капитала;
– укрепление социально-экономического потенциала агломерации с целью обеспечения опережающего социально-экономического развития;
– увеличение качества жизни населения;
– создание благоприятного социально-политического климата на территории агломерации;
– формирование благоприятной экологической обстановки.
Ключевыми задачами опережающего социально-экономического развития агломераций являются: повышение уровня и качества жизни населения; развитие экономических систем и вовлечение населения, предприятий и организаций в решение вопросов местного значения.
Определение агломераций муниципальных образований, как зон опережающего социально-экономического развития, с разработкой полного пакета документов стратегического развития и управления позволит наиболее эффективно и системно прогнозировать, планировать и реализовывать региональную политику социально-экономического развития, рациональное размещение инфраструктуры и логистических объектов и эффективные меры регулирования (рис. 2).
Рис. 2. Формирование зоны эффективного управления опережающим развитием [1].
Авторы считают, что агломерации муниципальных образований могут составить основу программ опережающего социально-экономического развития и реализации эффективной региональной политики. Особенно важным и актуальным развитие агломераций является на геостратегических территориях России (Дальний Восток, Крым и Сибирь). Развитие Сибирской агломерации (конурбации) с центром в Новосибирске может стать новой точкой роста и развития округа. Это позволит производить не только устранение негативных факторов с использованием разрозненных и часто не связанных мероприятий, имеющих отраслевой характер, но также обеспечить системный научно обоснованный подход с учетом всех агломерационных связей и с использованием лучших российских и мировых инноваций.
С целью формирования комплексного опережающего социально-экономического развития регионов необходимо в систему стратегического планирования добавить территориальные единицы — агломерации муниципальных образований, которые будут адаптироваться к изменениям в социальной сфере и экономике в долгосрочной перспективе.


Список использованных источников:
1. Бернасовская Л.И. Системный подход к прогнозированию устойчивого развития региона: Теория. Методология. Практика: Монография / Л.И. Бернасовская, А.Д. Викторов, И.Р. Кормановская. — М.: Издательство «Спутник+», 2010. — 722 с.
2. Ковтун Б.А. Формирование территорий опережающего социально-экономического развития в сельской местности / В.Н. Папело, Б.А. Ковтун / Sciences of Europe. — 2016. — № 8–2 (8). — С. 77–83.
3. Ковтун Б.А. Организационно-экономические основы опережающего социально-экономического развития сельских территорий: специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — АПК и сельское хозяйство): диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. — Новосибирск, 2018. — 380 с.
4. Меркурьев В.В. Организационный механизм управления агломерацией муниципальных образований (на примере городского округа Кемерово и Кемеровского муниципального района) // В мире научных открытий. — 2012. — № 10–1(34). — С. 80–101.
5. Меркурьев В.В. Развитие агломераций муниципальных образований в регионе: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — Кемерово, 2014. — 177 с.
6. Меркурьев, В. В. Развитие городских агломераций в системе территориального размещения населения / В. В. Меркурьев, Е. В. Мягков // Управленческий учет. — 2021. — № 12–1. — С. 168–175. — DOI 10.25806/uu12–12021168–175.
7. Перцик Е.Н. Крупные городские агломерации: развитие, проблемы проектирования // Проблемы развития агломераций России. –Москва: Красанд, 2009. — 192 с.
8. Полян П.М. Методика выделения и анализа опорного каркаса расселения: Ч.1 / Отв. редактор Г.М. Лаппо. –Москва: Ин-т географии АН СССР, 1988. — 220 с.
9. Сазонов С.П., Мордвинцев А.И., Махонина У.С. Повышение эффективности управления рисками в государственно-частном партнерстве при реализации проектов социального инвестирования // Региональная экономика: теория и практика. — 2013. — № 38 (317). — С.11–19.
10. Kosinskiy P.D. Estimation of Gross Regional Product Losses Due to the Influence of Environmental Factors (in the Context of an Industrial Region) / P. D. Kosinskiy, V. V. Merkuryev, A. V. Medvedev // Coal in the 21st Century: Mining, Processing and Safety, Kemerovo, Russia, 10–12 октября 2016 года. — Kemerovo, Russia: ATLANTIS PRESS, 2016. — P. 366–371.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия