Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (82), 2022
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Войтоловский Н. В.
профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук

Уваров С. А.
профессор кафедры торгового дела и товароведения
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук

Альхимович И. Н.
доцент кафедры экономической теории и менеджмента
Московского педагогического государственного университета,
кандидат экономических наук


Государственное регулирование взаимодействия малых и крупных предприятий в постпандемийный период
В статье анализируется ситуация и даются предложения по развитию государственного влияния на экономику в целом и на предпринимательский сектор на основе активизации взаимодействия предпринимательских структур в регионах. Субъектом интеграционных процессов выступают органы власти и управления. Основное внимание уделяется мерам, способствующим повышению эффективности экономической деятельности. Важное место отводится государственной поддержке в различных видах при создании условий для выпуска непрофильной для специализированных предприятий продукции. Крайне важным здесь становится то обстоятельство, что основное внимание необходимо уделять мерам по обеспечению безопасности хозяйствования в постпандемийных кризисных условиях. Делается вывод о том, что именно государство в сотрудничестве с эффективным предпринимательским сектором становится эффективной движущей силой развития социально-экономической системы
Ключевые слова: государственное регулирование, взаимодействие предприятий, малые предприятия, постпандемийный период
УДК 338.27   Стр: 89 - 91

В современных условиях турбулентности экономических процессов, на фоне пандемии коронавирусной инфекции, частнособственнический индивидуализм в своей методологии и доктрина дерегулирования в практике хозяйствования потерпели довольно наглядное поражение. Не свойственные действительности и практике хозяйствования парадигмы все так же зачастую господствуют в экономическом образовании России. Это происходит, в том числе по причине административного закрепления данных материалов в различных документах, которые включают: стандарты и паспорта специальностей, учебные программы, нормативные требования к выпускным диссертационным работам. Соответственно во многих вузах не уделяется должного внимания изучению закономерностей и законов экономики и экономических основ развития современных социально-экономических систем.
На сегодняшний день в условиях наличия высококонкурентных рынков на первый план выходит становление новой наукоёмкой экономики, для которой характерны, в том числе формирование высокоинтегрированных институциональных, правовых и организационных структур. Таким образом, отечественные учебные пособия и учебники по микро- и макроэкономике, основанные, главным образом, на материалах, содержащихся в западных монографиях, пособиях и учебниках, становятся основой для экономического преподавания в российских вузах. Данные материалы в большинстве своем содержат определения и суждения, главный смысл которых сводится к снижению или полному отказу от государственного воздействия на рыночную экономику, с выдвижением основополагающего тезиса о самостоятельности и полной свободе хозяйствующих субъектов [4; 10].
Кризис, вызванный, в том числе короновирусной инфекцией, показал неспособность рынка к адекватной и активной приспособляемости к новым вызовам и изменениям, которые требуют системного воздействия стратегического характера на экономику. На первый план здесь выходит создание условий, формирующих среду, всемерно способствующую развитию предпринимательства, сотрудничества и взаимодействия участников рыночной деятельности. Это происходит посредством организации работы органов власти и управления при соответствующей реализации их функций административно-правового характера в соответствии с законодательными актами. В этой связи важно указать на меры по обеспечению безопасности хозяйствования в постпандемийных кризисных условиях, к которым относится: диверсификация производства, разукрупнение соответствующих структурных подразделений крупных предприятий для появления возможности эффективного сотрудничества с малым бизнесом в создании инновационных продуктов. Сюда же можно отнести слияние (присоединение) малых предприятий с крупными на основе сохранения самостоятельности последних при производстве взаимозаменяемых (взаимодополняемых) изделий с аналогичными параметрами [1; 8].
Особого рассмотрения заслуживает государственная поддержка в различных видах при создании условий для выпуска непрофильной для специализированных предприятий продукции, которая осуществлялся в цехах широкой номенклатуры изделий предприятий тяжёлой — химической, машиностроительной промышленности. Сюда же относятся оборонно-промышленный комплекс и аграрно-промышленный комплекс, где крупные предприятия во взаимодействии с малым бизнесом осваивают производства высокотехнологичных изделий. Особых условий поддержки, в том числе во взаимодействии с крупным бизнесом, требуют кустарные и ремесленнические артели, специализирующиеся на изготовлении таких изделий как самовары, ружейные патроны, охотничьи ружья. В плановой экономике при планировании объёмов производства и цен на продукцию такой разновидности задача заключалась в выполнении спущенного «сверху» плана.
Слияние, присоединение, поглощение происходило в сельском хозяйстве. Например, к сильному хозяйству присоединяли несколько убыточных волевым решением партийных органов. По данным некоторых исследователей, уровень производительности труда в среднем по народному хозяйству был занижен в 2,7 раза. Было выгоднее нанять большее количество работников, а низкая заработная плата останавливала производительность труда на достигнутом уровне. Труд низкоквалифицированных сотрудников малопродуктивен. В настоящих условиях примерно такая же ситуация сложилась в некоторых отраслях региональной экономики. Выход — повышение минимальной оплаты труда. Другое средство заключается в использовании информационно-коммуникативных технологий, в том числе при организации взаимодействия малых и крупных предприятий. Следующий фактор заключается в использовании труда эффективными способами, связанными с передовыми достижениями в области менеджмента и других наук [7; 9].
Другим наиболее действенным направлением повышения темпов экономического развития является формирование производственных кластеров и создание государственно-корпоративного сектора. В этом случае именно государству принадлежит формирование вертикально-интегрированных структур. Основными практическими мерами для реализации направления становятся: научно-методическое обеспечение, информационная поддержка всех мероприятий при соблюдении требований передовых стандартов. Ресурсы при агрегированном подходе делятся на следующие основные группы: трудовые, природные, инвестиционные. Ресурсы различаются в зависимости от способов использования и объекта применения в соответствии с целями государственного воздействия на интеграционные процессы [6].
В современных условиях хозяйствования во многих регионах сложилась ситуация, о чем убедительно свидетельствуют статистические данные, с наличием ассиметричной структуры экономики, когда существует смещение направлений активности в сторону добычи природных ресурсов и сферу торговли. Данная ситуация не позволяет региону развиваться в инновационных приоритетных отраслях с созданием наукоемких высокотехнологичных производств, отличающихся высоким уровнем прибавочной стоимости как источника наполнения бюджета. Как следствие, в регионе существенно повышается роль организации взаимодействия малого бизнеса с крупными предприятиями. Это происходит, исходя из ситуации с имеющимися необходимыми ресурсами, количество которых существенно ограничено. Соответственно, необходимо проводить работу по созданию перспективных направлений взаимодействия органов государственной власти с малыми и крупными предприятиями в развитии экономики ресурсно-ориентированного региона. Данное взаимодействие дает возможность использовать ресурсный потенциал крупных предприятий для создания и развития производственных малых предприятий, что позволит эффективно использовать факторы производства региона в повышении уровня жизни населения [5].
Предоставляя социальные и экономические возможности значительным слоям населения, предприятия малого бизнеса позволяют специалистам, представителям молодежи, пенсионерам и другим представителям населения реализовать имеющиеся способности. Это, в свою очередь, способствует повышению уровня жизни населения и получению действенных результатов в развитии и становлении успешных и конкурентоспособных членов общества. Основой для роста благосостояния граждан развитых стран становится повышенное внимание со стороны государства к проблемам малого бизнеса, поскольку благодаря этому человек становится востребованным и значимым элементом в системе социально-экономических отношений. Именно малые предприятия создают новые рабочие места в отличие от крупных партнеров, где в результате развития научно-технического прогресса и с появлением новых технологий рабочие места планомерно сокращаются. Особенно актуальным направлением деятельности по развитию малого предпринимательства, именно в плане создания новых рабочих мест, становится государственная поддержка малых предприятий при создании соответствующих благоприятных условий.
Поскольку в ситуации, характеризующейся кризисными явлениями, связанными с пандемией, возможности для эффективной государственной поддержки объективно ограничены, основным источником ресурсного обеспечения деятельности и развития малых предприятий становятся крупные предпринимательские структуры. Особенно это актуально в регионах, в небольших населенных пунктах. Именно здесь создание предпосылок для появления новых, перспективных в стратегическом значении направлений развития становится необходимым условием диверсификации экономики. В этом отношении оказываемая со стороны государства на системной основе поддержка малых предприятий с непосредственным участием крупных бизнес-партнеров является основополагающим фактором выживаемости и развития предприятия. Главная задача заключается в том, чтобы такие крупные предприятия, наряду с другими малыми предприятиями, развивались и эффективно работали, в том числе при реализации муниципальных и госзаказов, а также в контексте развития системы образования и подготовки предпринимателей в регионах. При анализе сложившейся ситуации в сфере малого российского предпринимательства основной вывод можно сделать о том, что положение и условия хозяйствования большинства малых предприятий зависят зачастую от неблагоприятных условий, с которыми сталкиваются субъекты российской экономики [3].
В связи с происходящими в российской экономике постпандемийными процессами, связанными с преодолением кризисных явлений, наблюдается реформирование отношений собственности при организации взаимодействия малых и крупных предприятий в контексте модернизации механизмов управления экономикой и развитием федерализма. При этом важно не только увеличение и поддержание доли государственных интересов в приоритетных направлениях экономической активности, необходима также структурная политика для модернизации российской экономики. Формулу развития советской России составила доктрина электрификации всей страны в сочетании с идеей новой экономической политики. В современных рыночных условиях роль государства как субъекта, стабилизирующего деятельность бизнеса и среду функционирования, также значительно увеличивается. При усиливающихся тенденциях турбулентности экономической среды только государство в союзе с эффективным предпринимательским сектором может быть действенной движущей силой социально-экономического прогресса.


Список использованных источников:
1. Альхимович И.Н. Анализ сбытовой деятельности крупного предприятия в контексте организации взаимодействия с малыми бизнес-структурами на примере ОАО «Группа «Илим», колл. монография / под ред. д-ра экон. наук, проф. М.А. Осипова. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2020. — 213 с.
2. Альхимович И.Н. Предпринимательство как фактор становления социально-экономических условий рыночной модели развития: Монография / Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. — Архангельск: ИД САФУ, 2014. — 114 с.
3. Буров М.П. Государственное регулирование национальной экономики. Современные парадигмы и механизмы развития российских регионов: Монография. 4-е изд. — М.: Дашков и К, 2020. — 343 c.
4. Васильев В.П. Государственное регулирование экономики. — М.: Юрайт, 2020. — 179 c.
5. Войтоловский Н.В., Альхимович И. Н. Погодина В.В. Организация взаимодействия предпринимательских структур в развитии инновационно-инвестиционной деятельности региона // Проблемы современной экономики. — 2020. — № 3. — С. 137–148.
6. Генри Хазлитт. Основы государственного регулирования экономики. — М.: Вильямс, 2020. — 256 c.
7. Государственное регулирование экономики и социальные проблемы модернизации (комплект из 2 книг); УРСС. — М., 2018. — 356 c.
8. Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства. Правовые проблемы; ЮРИСТЪ. — М., 2018. — 320 c.
9. Доценко И.Д. Основные направления государственного регулирования международных экономических отношений // Предпринимательское право. Приложение «Право и Бизнес». — 2018. — № 4. — С. 21–26.
10. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики; КноРус. — М., 2018. — 528 c.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия