Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (82), 2022
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Мясникович М. В.
доктор экономических наук, профессор, член-корр. НАН Республики Беларусь (г. Минск)

Развал СССР: события и факты
Статья написана в рамках дискуссии по статье М.И. Кротова «Распад СССР и Беловежское соглашение в исторической памяти», опубликованной в № 4(2021)
Ключевые слова: СССР, СНГ, Беларусь, Беловежское соглашение
УДК 330; ББК 65.050   Стр: 55 - 56

О распаде Советского Союза — супердержавы, которой не стало, как геополитической реальности, написано много: от эмоционально-конъюнктурного до глубоких научных и политических исследований. Статья профессора Кротова М.И. «Распад СССР и Беловежское соглашение в исторической памяти» в журнале «Проблемы современной экономики» №  4 (80) 2021, явилась побудительным мотивом предложить читателю мои личные выводы и соображения по данному вопросу.
В СССР парад республиканских суверенитетов состоялся в середине 1991 года, руководители новых независимых государств испытывали эйфорию власти и собственного величия. Увеличивался разрыв республик с центром. Были попытки успокоить некоторых региональных лидеров. Но они были столь неэффективными, что только добавляли авторитета тем, кто критиковал работу центра. Например, в сентябре 1987 года Ельцин, будучи первым секретарем Московского горкома партии, направил письмо Генеральному секретарю ЦК КПСС Горбачёву с просьбой освободить его от должности кандидата в члены Политбюро. Ельцин критиковал, на мой взгляд, не столько Горбачёва, он говорил о негодном стиле и методах работы партийных ортодоксов, которые, как считал Ельцин, тормозят перестройку, начатую Горбачёвым. Несмотря на авторитет Ельцина, Горбачёв, как говорится, довел дело до конца: Ельцин был выведен из состава кандидатов в члены Политбюро и назначен первым заместителем Председателя Госстроя СССР.
Ставшая крылатой, фраза Горбачёва: «В политику я тебя больше не пущу» успехом не увенчалась. Опальный Ельцин стал популярен в стране. 12 июня 1990 года именно он поставил на поименное голосование I съезда народных депутатов РСФСР Декларацию о государственном суверенитете России, которая была принята подавляющим большинством голосов («за» — 907, «против» — 13, воздержавшихся — 9). 12 июня 1991 года Ельцин избран первым Президентом РСФСР, набрав 57 % голосов. (Рыжков — 17 %, Жириновский — 8 %). Что такое СССР без РСФСР? Это понимали в стране и за ее пределами.
Сложно найти объективную оценку тех происходящих процессов и роль ведущих политиков в них.
Горбачёв простыми людьми, как коммунистами, так и беспартийными отождествлялся со старой системой. Его постоянные уступки, длинные речи, уговоры расценивались как его слабость. Если бы дела в экономике в то время шли успешно, то это было бы еще полбеды, но жизненный уровень падал, люди были злые и считали, что нужна «железная рука». А Горбачёв такой рукой не был. Разговор о демократии на пустой желудок — дело гиблое.
Руководство СССР, на мой взгляд, не понимало, что демократический союз республик СССР невозможен по причине внутренней неготовности общества к таким переменам и не учитывало стремлений региональных лидеров стать полновластными хозяевами положения в своих республиках. Вот эти две развилки, усиленные сопротивлением партийного аппарата, не позволили совершить демократические преобразования в стране.
В декабре 1990 года, за год до событий в Беловежской пуще, Горбачёв предложил проект нового союзного договора. Его поддержал IV съезд народных депутатов СССР. 17 марта 1991 года состоялся Всесоюзный референдум, на котором за сохранение и обновление СССР проголосовало большинство граждан, исключая население Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии, Молдавии и Армении, в которых высшие органы власти отказались проводить референдумы. Союзный центр пошел на уступку этим шести республикам. Несмотря на итоги референдума и решения Съезда советов, в течение лета — осени 1991 года республиканские суверенитеты были не только продекларированы, но и получили закрепление в многочисленных республиканских законах и других нормативных правовых актах, определяющих вопросы государственного устройства и самостоятельного социально-экономического развития.
Пробуждение национального самосознания, выражаемого в протестных выступлениях различного рода в ряде городов Советского Союза, было связано с экономическими проблемами: ростом цен, дефицитом товаров, сокращением рабочих мест и иными трудностями перехода к рынку. А рынок, как говорится, не проявлялся, не шел, зато возникали спекулятивные структуры, которые еще в большей степени усугубляли ситуацию.
20 ноября 1990 года был заключен двусторонний договор России с Украиной, признавший суверенитет этой республики и необходимость экономического сотрудничества без участия Центра на основе равенства и совместной выгоды. Через два дня подобный договор был заключен с Казахстаном. Заявилось, что создается модель нового союза.
4 августа Горбачёв улетел из Москвы в Крым на отдых. На 20 августа было назначено подписание нового Союзного договора. Текст договора был распространен среди узкого круга членов Совета безопасности, причем обсуждения не предполагалось. Однако, якобы с ведома Премьер-министра СССР Павлова B.C. этот секретный документ стал достоянием общественности.
В первом разделе проекта договора говорилось: «Государства, образующие Союз, сохраняют за собой право на самостоятельное решение всех вопросов своего развития». Предполагалось установить одноканальную систему налогов и сборов, долю отчислений республик в союзный бюджет устанавливать по согласованию с республиками. Земля, недра и другие природные ресурсы объявлялись собственностью исключительно республик; военная политика относилась к сфере совместного ведения Союза и республик. Сложно предположить дееспособность этого Союза.
19 августа Горбачёв был изолирован (по другой версии, самоизолировался) в Крыму, а в Москве было объявлено о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП).
Налицо был не только политический, но и экономический кризис: очереди, дефицит самого простого, обыденного. Бездействие московских властей мотивировало местные власти на принятие самостоятельных решений, причем без участия центра.
Наряду с политическим, зачастую непонятным, либерализмом крайне негативную для СССР роль сыграло падение цен на нефть в 80-е годы прошлого столетия и даже начале 90-х годов. Об этом говорят и пишут мало, а зря. В 1980 году цена барреля нефти стоила около 40 долларов. Спокойствие и относительный достаток в СССР обеспечивался за счет нефтедолларов. На них импортировалось продовольствие, потребительские и инвестиционные товары. Вероятные в связи с этим риски не просчитывали, а если о них и знали, то серьезных решений не принималось. В 1986 году Саудовская Аравия резко нарастила добычу нефти. Аналогично поступили США.
К середине 1986 года баррель нефти стоил около 12 долларов. Экономика СССР стала разваливаться. Некоторое удорожание нефти — основного экспортного продукта СССР — до 15–23 долларов в 1987–1991 годах не спасло. Мне приходилось участвовать в 1990–1991 годах в переговорах по закупке нефти для нужд Беларуси. Предлагаемые объемы нефти для Беларуси СССР и Российская Федерация ограничивали, все гнали на экспорт, стоимость тонны нефти для внутренних нужд поднялась до 60–80 долларов за тонну. Для внутренней экономики это был шок. Горюче-смазочные материалы во времена СССР стоили как газировка, а тут такой рост и еще нехватка. Особенно страдало сельское хозяйство Беларуси. Оптово-закупочные цены сдерживались, чтобы не было роста розничных, а себестоимость сельхозтоваров выросла в десятки раз. Эти объективные трудности усугублялись финансовым кризисом: банки были никакие, кредиты не выдавали селу и торговле, бюджеты всех уровней были дефицитными. Росла коррупция, бартерные сделки, что как ржавчина разъедало и без того слабую экономику.
В этих условиях следовало бы сконцентрировать все усилия для мобилизации имеющихся ресурсов, организованно проводить экономические реформы и ужесточить управление. Но этого не произошло.
Предприятия останавливались или работали в полсилы, продукцию продавать не умели, инвестиционная деятельность свернулась.
Получился действительно системный кризис: смена общественно-политической формации, государственного устройства и экономического уклада.
Запад видел развал сверхдержавы. Вместо СССР возникало четыре ядерных державы: Россия, Украина, Казахстан и Беларусь, где были размещены стратегические ракеты с ядерными боеголовками.
США активизировали контакты с республиками. Кроме регулярных контактов США с руководством России, велась целенаправленная работа с Казахстаном.
Назарбаев в своей книге «На пороге XXI века» вспоминает, что в марте 1991 года Госсекретарь США Бейкер пригласил его в Посольство США в Москве, а спустя несколько месяцев прилетел к нему в Алма-Ату. В декабре 1991 года Назарбаев получил приглашение Президента США Буша посетить США с официальным визитом.
Масштабно шла работа с Украиной. Бжезинский в своей книге «Великая шахматная доска» подчеркивает, что после развала СССР в мире осталась одна супердержава — США и задача в том, чтобы не допустить объединения России с Украиной, иначе это будет новая империя и США в этом крайне не заинтересованы.
Активно работали посольства стран Запада в республиканских столицах. Региональным лидерам было приятно чувствовать себя уважаемыми людьми на столь высоком уровне в странах дальнего зарубежья.
Полагаю, что самонадеянность лидеров республик и слабый центр бывшего СССР, а также падение цен на углеводороды явились главными причинами трудностей, которые пришлось испытать советскому народу.
Всем руководителям союзных республик хотелось быть полноценными главами государств. Чтобы был соответствующий уровень взаимоотношений с мировыми державами. Чтобы для Украины, Казахстана, Беларуси и др. при рассмотрении государственных вопросов были досягаемы Белый дом, Рейхстаг, Елисейский дворец, а не только Кремль.
13 декабря 1991 года в Ашхабаде состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. Итогом стало заявление, в котором страны выразили согласие войти в Содружество Независимых Государств в качестве учредителей. 21 декабря 1991 года Президент Казахстана Назарбаев собрал всех в Алма-Ате, где была подписана Алма-Атинская декларация, в которой излагались цели и принципы СНГ.
После отставки Хрущёва происходило медленное встраивание СССР в мировую экономику западного типа, к рыночному ведению хозяйства. Началась «Косыгинская реформа» и закончилось приватизацией колоссальной государственной собственности. А.Б. Чубайс признал: «А представление о справедливости у народа мы сломали еще ваучерной приватизацией» [1].
25 декабря 1991 года Горбачёв объявил о своем уходе с поста Президента Советского Союза. В Кремле был спущен советский красный государственный флаг и поднят бело-сине-красный российский.
«Созданная на обломках Российской империи Советская держава прошла великий и трагический путь и стала историей. Ее исчезновение было так стремительно и неожиданно, что до сих пор далеко не все знают ответ на вопрос: «Был ли ее распад неизбежен?» ... На протяжении XX века в России было несколько реформ — политическая Николая II, экономико-политическая Столыпина, сотрясающие государство преобразования Февральской и Октябрьской революций, НЭП, коллективизация и индустриализация Сталина, реформы Хрущёва, начинания Андропова, «перестройка» Горбачёва. Абсолютная власть постепенно делилась правами с растущим обществом, содействовала росту общества и одновременно соперничала с ним. Успехи реформы Столыпина, НЭПа, сталинской модернизации и были обусловлены соблюдением незыблимого правила: кардинальные экономические преобразования проводились в условиях стабильной политической системы. ... Крушение политики Николая II и Горбачёва связано с ее нарушением: разбалансированный политический режим потянул экономику ко дну» [2].


* Кротов М.И. Распад СССР и Беловежское соглашение в исторической памяти // Проблемы современной экономики. — 2021. — № 4.

Список использованных источников:
1. Авен П., Кох А. Интервью с Анатолием Чубайсом // Forbes. 2010. № 8.
2. Рыбас С.Ю. Громыко. Война, мир и дипломатия. — М., 2011. с. 530.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия