Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (82), 2022
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Насырова С. И.
проректор по научной и инновационной работе
Института развития образования Республики Башкортостан,
доцент кафедры управления проектами и маркетинга
Башкирского государственного университета (г. Уфа),
кандидат экономических наук


Человеко-ориентированная экономика:
новый взгляд на формирование и развитие
В статье представлена человеко-ориентированная экономика в виде системного объекта с определенным циклом функционирования. Построена схема, отражающая последовательность формирования и развития человеко-центричной экономики посредством идентификации ее определяющих сфер: природно-материальной, социально-сервисной, информационно-цифровой, креатосферы и когнитивной сферы. Представлен сценарий оптимального развития экономики, ориентированной на человека, с разбивкой на три этапа: зарождение, развитие и расцвет. Определены критерии формирования данного сценария: асинхронность, асимметричность
Ключевые слова: человеко-центричная экономика, потребности человека, сферы экономики, сценарий оптимального развития экономики, пентаграмма
УДК 330.341.42, 330.342.3/4; ББК 65.011   Стр: 30 - 34

Введение. В настоящее время представителями научного сообщества разрабатываются различные направления развития экономики и поддержания ее устойчивого развития. При этом таких ориентиров с каждым годом становится все больше. Среди них информация [31], знания [27], инновации [22], цифровая сфера [16], экология [18] и т.п. Однако, заметим, что в целом экономика должна быть направлена на нужды и потребности человека, на их непосредственное удовлетворение наилучшим для индивида образом. Следовательно, первопричину развития и устойчивого существования экономической системы нужно искать в человеке, в его природе.
В связи с этим, актуальным становится вопрос рассмотрения экономики, ориентированной на человека, как объекта данного исследования.
Ожидается, что концентрация внимания на человеке [1; 12], на его объективно необходимых потребностях будет стимулировать переход к активному развитию и формированию устойчивого характера экономической системы.
Однако, несмотря на очевидность поставленной проблемы, в научной литературе отсутствует полноценная теория экономики, ориентированной на человека, лишь изредка встречаются отдельные исследования, авторы которых утверждают необходимость обращения к человеческим потребностям в рамках выстраивания эффективно функционирующей экономической системы.
Так, в научной литературе встречаются лишь отдельные аспекты изучения экономики, ориентированной на человека, например, сущность человеко-центричной экономики [23; 29], ее модель через взаимосвязь человека, общества, государства, бизнеса и науки [4], природы человека [15], тематика денег и денежного обращения в человеко-ориентированной экономике [24], инвестиции в строительный комплекс человеко-центричной экономики [5], роль знаний [17], труда [13], экологии [19; 20; 25], морали [14; 28] и прочих аспектов в рамках рассматриваемой экономики. Первичный обзор библиографических источников показал, что данные исследования имеют, прежде всего, фрагментарный характер. Концептуального подхода в научной литературе относительно объекта исследования автором не выявлено.
Наряду с анализом библиографических источников, автором предпринята попытка с помощью инструмента Connected Papers сформировать базу исследований в рамках экономики, ориентированной на человека, отражающую возможность сходства работ, совместное цитирование, имеющиеся библиографические связи относительно исходной работы. Взяв за основу исследование [26], раскрывающее наиболее общие представления относительно объекта исследования, отметим, что практически все связанные работы лишь отдаленно объединены с отдельными аспектами человеко-центричной экономики, напрямую не вносящими весомый вклад в исследуемую область. Как правило, это социальное предпринимательство, социальная ответственность, возможности для человека, гендерный аспект, справедливость, благосостояние и т.п.
В свете вышесказанного отметим, что столь фрагментарные исследования экономики, ориентированной на человека, требуют более концептуального подхода к ее осмыслению. Это подтверждается также тем, что в настоящее время процесс трансформации экономики происходит под воздействием рыночных механизмов, при этом практически не принимаются во внимание истинные первопричины тех или иных процессов. Автор придерживается мнения, что предметом анализа экономического развития должны стать потребности человека и сферы, непосредственно удовлетворяющие их. В связи с этим возникает необходимость интерпретации ключевых сфер человеко-центричной экономики и оценки их сформированности.
Данная статья посвящена концептуальному пониманию человеко-ориентированной экономики и обсуждению формирования ее ключевых элементов согласно природе человека.
Материалы и методы исследования. Исходя из вышесказанного, целью данного исследования выступает формализация цикла формирования и развития системы структурно-образующих сфер человеко-ориентированной экономики.
Согласно логике и цели исследования, автором поставлены следующие задачи (блоки работы):
– идентификация основных сфер человеко-ориентированной экономики в соответствии с природой человека;
– обсуждение последовательного формирования сфер экономики, ориентированной на человека, и дальнейшего цикла функционирования рассматриваемой экономической системы;
– формулирование сценария оптимального развития сфер человеко-ориентированной экономики.
Основным методом, используемым для достижения поставленной цели, стал метод «Пентаграмма У-син» категориально-системной методологии. Целесообразность применения указанного метода связана с идей циклической смены ролей элементов изучаемой сложной системы [10]. При этом, высокая продуктивность метода «Пентаграмма У-син» подтверждена рядом отечественных [2; 7] и зарубежных [21; 30] исследований.
Данный метод основывается на китайской философии, согласно которой объект исследования можно представить в виде смешения ее элементов: вода, дерево, огонь, земля и металл.
Пентаграмма У-син представляет собой пятиконечную звезду, заключенную в круг. Данная конфигурация предполагает циклический процесс, исходным элементом которой является бесформенная субстанция в виде воды (данный метод предполагает идентификацию элементов объекта с пятью стихиями — вода, дерево, огонь, земля, металл — с целью интерпретации элементов изучаемого феномена через различные характеристики, присущие данным стихиям).
Пентаграмма У-син состоит из элементов, имеющих фиксированное расположение на концах звезды, и ресурса, который функционирует между этими элементами. Ключевыми аспектами данного метода являются распределение ресурса между элементами, активное или пассивное состояние последних.
Одно из главных понятий метода «Пентаграмма У-син» — ресурс, который представляет собой основу для расцвета каждого элемента интерпретируемого объекта, ту силу, которая дает возможность развиться каждому элементу изучаемого феномена.
Представление объекта данного исследования в категориях символьного метода основано на соотнесении элементов звезды с ключевыми сферами человеко-центричной экономики.
Построенная экономика, ориентированная на человека, в виде выделения ключевых ее сфер с помощью метода «Пентаграмма У-син», дает возможность понимания эволюционного становления объекта исследования.
Данный метод предполагает, что все пять элементов располагаются в определенной последовательности в порядке цикла их порождения и каждая последующая сфера отражает процесс эволюции экономики, ориентированной на человека, через обретение ею новых качественных характеристик. Таким образом, «Пентаграмма У-син» может рассматриваться как своеобразный цикл, состоящий из этапов, которые последовательно проходит объект. Следует отметить, что на каждом последующем цикле экономическая система проходит такие же этапы, но на качественно более высоком уровне.
Представленный метод имеет возможность выстраивания дальнейшего управляющего воздействия на объект исследования путем выявления дефицита или избытка какого-либо из пяти элементов и его коррекции посредством изменения ресурса, поступающего в данную сферу. Следует отметить, что данный метод предполагает не прямое воздействие на необходимый в коррекции элемент, а опосредованное влияние на него через другие сферы системы.
Результаты исследования и обсуждение. На предыдущих этапах исследования автором в соответствии с тройственной человеческой природой (биологической, мыслительной, социальной) с помощью метода «Конечный информационный поток» [11] (данный метод предложен профессором В.И. Разумовым, суть которого заключается в том, что объект исследования представляется в виде информационного потока, когда изучаемый феномен оценивается как постепенно усложняющийся объект) выделены потребности человека, играющие определяющую роль в человеко-центричной экономике: потребности организма как биологического существа, потребности в материальных товарах, потребности в услугах, потребности в социальном взаимодействии, потребности в информации, потребности в цифровых продуктах, потребности в идеях, потребности в новых знаниях. Соответственно, в рамках рассматриваемой экономики, основное предназначение которой заключается в удовлетворении потребностей человека, были идентифицированы ключевые сферы данной экономической системы, с помощью которых удовлетворяются указанные ранее объективно необходимые человеческие потребности: природная сфера, материальная сфера, сфера услуг, социальная сфера, инфосфера, цифровая сфера, креатосфера, когнитивная сфера [6].
В соответствии с технологией применяемого метода элементы пентаграммы были сопоставлены со сферами человеко-центричной экономики.
Выделенные ранее автором сферы были сгруппированы и представлены в виде пяти базовых элементов «Пентаграммы У-син» таким образом, чтобы первая сфера человеко-ориентированной экономики по своему генетическому принципу совпадала с первоэлементом стихий «Пентаграммы У-син» (водой), далее по ходу часовой стрелки располагаются оставшиеся сферы рассматриваемой экономической системы (рис. 1):
– природно-материальная сфера;
– социально-сервисная сфера;
– информационно-цифровая сфера;
– креатосфера;
– когнитивная сфера.
Рис. 1. Интерпретация сфер экономики, ориентированной на человека, посредством метода «Пентаграмма У-син»

Прежде чем перейти к обоснованию полученной схемы, отметим, что каждая стихия «Пентаграммы У-син» несет определенное смысловое значение: вода — начало деятельности, функционирования; дерево — расцвет объекта, выход во внешнюю среду; огонь — активное действие; земля — баланс; металл — завершение деятельности.
Вода — это начальный элемент, недифференцированное состояние; данная стихия предполагает начало функционирования, развития объекта. При формировании ключевых сфер человеко-ориентированной экономики автор исходил из типологии потребностей человека, построенных на основе человеческой природы. Вследствие этого, в рамках объекта исследования водная стихия соотносится с зарождением человеко-центричной экономики (базовым состоянием) и идентифицируется с природно-материальной сферой, отвечающей за удовлетворение первостепенных биологических и материальных потребностей индивида. Соответственно, природно-материальная сфера является исходным пунктом развития данной экономической системы, отправной точкой в силу того, что рассматриваемая экономика ориентирована на человека как на биологические существо, требующее удовлетворения своих первостепенных биологических потребностей, и представляет собой систему, в которой материальная сфера определяется как база для зарождения экономики в целом через производство материальных товаров. Данная сфера берет свое начало еще с древних времен, когда осуществлялся товарообмен материальными благами между людьми.
Следующим элементом является дерево, которое характеризует расцвет объекта исследования, начало динамического развития, а также «выход во внешнюю среду». Развитие рассматриваемой экономической системы соотносится со сферой, которая удовлетворяет потребности человека при взаимодействии с другими акторами внешней среды, то есть элемент «дерево» соотносится с социально-сервисной сферой в рамках человеко-центричной экономики, когда для удовлетворения следующего уровня потребностей требуется включенность экономических субъектов извне. Данная сфера ориентирована на удовлетворение социальных потребностей человека, функционирующего в рамках определенного общества, группы и т.п. (данные потребности актуализируются в связи с необходимостью социализации человека в определенных группах), и на удовлетворение потребностей в благах нематериального характера, а также таких потребностей, когда человека интересует не просто обладание товаром, а возможность его применения, эксплуатации. Данный элемент актуализирует направленность на человека посредством ориентации на социальную составляющую индивида и возможность удовлетворения сервисных потребностей. Возникновение данного элемента связано с формированием и развитием постиндустриального типа экономики и усилением ее социальной ориентации.
Третьим элементом является огонь, который согласно методу «Пентаграмма У-син» является наиболее ресурсозатратным и активным. В данном случае его интерпретацией в рамках данной статьи становится информационно-цифровая сфера.
Информационно-цифровая сфера ориентирована на удовлетворение информационных потребностей человека и его потребностей в цифровых продуктах. Данная сфера является наиболее активной в силу того, что она выступает основой для формирования многочисленных потребностей человека. Представленная сфера является наиболее ресурсозатратной потому, что требуются значительные ресурсы для ее полноценного формирования через насыщение необходимой информацией и дальнейшую ее оцифровку. Кроме того, данный элемент поддерживает развитие человеко-ориентированной экономики в целом и усиливает ее многоаспектность в рамках возможности удовлетворения прочих разнообразных потребностей человека. Функционирование и развитие данного элемента связано со стремительным развитием информационной и цифровой экономики на современном этапе, «пронизывающей» без исключения все сферы жизнедеятельности человека.
Следующий элемент «земля» является балансирующим элементом, который соотносится в рамках данного исследования с креатосферой. Данная сфера в пентаграмме У-син представляет собой элемент, в рамках которого происходит переоценка имеющегося состояния и формирование ответов на новые запросы путем генерирования новых идей [9], применимость которых многоаспектна. Креатосфера выступает в качестве балансирующего элемента как ответ на незакрытые потребности человека, когда происходит формирование идей с целью удовлетворения определенных потребностей индивида. Активное развитие креатосферы способствует формированию ответа не только на уже существующие запросы человека, но и на те вопросы, которые еще не сформированы. Достижение баланса обеспечивается за счет удовлетворения креативных потребностей, формируемых за счет мыслительной природы человека, когда новые идеи становятся драйвером развития всех сфер экономики, ориентированной на человека. Формирование данного элемента связано с развитием креативной экономики, хотя следует отметить неоднозначное понимание данного термина представителями научного сообщества.
Несмотря на активные дискуссии относительно данной сферы, в понимании автора, креатосфера находится в зачаточном состоянии. Этот аспект можно прокомментировать следующим образом.
Во-первых, существующая креатосфера находится на зарождающейся стадии и представляет собой, по большому счету, предкреатосферу, характеризующуюся «интуитивностью» и узкой направленностью, обеспечивающую идеями, в основном, творческие индустрии. С точки зрения автора, полноценно функционирующая креатосфера подразумевает наличие масштабного сектора креаторов в рамках каждой сферы человеко-ориентированной экономики, когда результаты их функционирования в виде идей для конкретной сферы деятельности служат не только для полноценного удовлетворения творческих потребностей конкретного человека, но и разнообразных потребностей (в том числе будущих) всего общества.
Во-вторых, формирование пула профессиональных и непрофессиональных креаторов и полноценных методологий, технологий, методик и методов генерирования идей требует продолжительного времени и, прежде всего, осознания необходимости данной сферы каждым хозяйствующим субъектом экономической системы.
Завершающий, итоговый элемент человеко-центричной экономики — «металл», отражающий завершение деятельности системы. Данный элемент соотносится с когнитивной сферой, обеспечивающей научное обоснование полезных идей, сформированных на предыдущем этапе функционирования рассматриваемой экономической системы с целью возможной дальнейшей их модификации в виде товаров и услуг. Когнитивная сфера в данном случае выступает сферой, которая обеспечивает удовлетворение завершающего уровня потребностей человека — потребностей в новых знаниях. Соответственно, когнитивная сфера посредством мыслительной природы человека обеспечивает удовлетворение указанных потребностей в рамках всей экономики. Данная сфера зависима от предыдущего элемента и выступает своеобразным итогом запуска полноценного развития и функционирования человеко-центричной экономики. Несомненно, в настоящее время наука активно развивается и становится стратегическим приоритетом страны, однако в понимании концептуальных основ человеко-ориентированной экономики когнитивная сфера должна отвечать на запросы объективно необходимых потребностей человека в виде приращения знаний.
Представленная последовательность сфер человеко-ориентированной экономики не случайна, она отражает своеобразный цикл, в котором исходной точкой является природно-материальная сфера, а завершением процесса выступает когнитивная сфера. Пройдя полный цикл, данная экономическая система постепенно эволюционирует и обретает новое качество.
Отметим, что особенностью представленной схемы человеко-ориентированной экономики является то, что она проясняет ценность каждой сферы данной экономической системы с точки зрения удовлетворения объективно необходимых потребностей человека, исходя из его природы, заботясь о потенциале каждого индивида, способствуя его результативному применению, с целью развития человека и экономики в целом.
Соответственно, расположение природно-материальной, социально-сервисной, информационно-цифровой сфер, креатосферы и когнитивной сферы определяется логикой формирования и развития человеко-ориентированной экономики и технологией применения метода «Пентаграмма У-син». При этом, по нашему мнению, важной составляющей представленной схемы является асинхронность и асимметричность формирования указанных сфер.
В данном случае асинхронность предполагает наличие временного разрыва в формировании полноценных сфер человеко-центричной экономики, асимметричность описывает неравномерность зарождения и формирования указанных элементов.
Рис.2 графически демонстрирует зарождение, развитие и расцвет пяти сфер рассматриваемой экономической системы.
Рис. 2. Сценарий оптимального развития сфер человеко-ориентированной экономики

Асинхронность проявляется в наличии трех временных периодов (t1, t2, t3); асимметричность — в месторасположении сфер человеко-центричной экономики относительно «идеального состояния» пятиконечной звезды.
Поясним каждый этап.
Период зарождения характеризуется относительно развитыми природно-материальной и социально-сервисной сферами и незначительным временным периодом ориентации на потребности человека, исходя из его природы.
Период развития отличается относительным становлением помимо природно-материальной и социально-сервисной, также информационно-цифровой сфер, и состоянием зарождения креато- и когнитивной сферы, как сфер по удовлетворению потребностей более высокого порядка — потребностей в новых идеях и новых знаниях.
Период расцвета трактуется как развитие всех сфер человеко-ориентированной экономики, направленных на полноценное удовлетворение человеческих потребностей, исходя из биологической, социальной, мыслительной природы человека.
Наши результаты показали, что в целом логика формирования и развития экономики, ориентированной на человека, определяется посредством удовлетворения объективно необходимых потребностей человека, исходя из его природы, в результате постепенного формирования и развития определяющих сфер данной экономической системы с учетом критериев асинхронности и асимметричности: природно-материальной, социально-сервисной, информационно-цифровой сферы, креато- и когнитивной сферы.
Таким образом, автором получен принципиально новый результат относительно формирования и развития экономики, ориентированной на человека.
В отличие от предшествующих исследований [3; 8], использующих, как правило, обобщенное представление применительно к объекту исследования относительно определяющей роли человека в экономике и необходимости удовлетворения его потребностей, автором проведена четкая следующая взаимосвязь: природа человека => потребности человека => сферы человеко-ориентированной экономики, удовлетворяющие объективно необходимые потребности индивида => последовательная цепочка формирования и развития сфер данной экономической системы => сценарий оптимального развития сфер человеко-ориентированной экономики.
Выстроенные на основе полученных автором результатов ориентиры будут способствовать не только наиболее полному развитию человека, раскрытию его потенциала, но и развитию экономики в целом.
Данное концептуальное положение дает основание для формирования направлений дальнейших исследований, в первую очередь связанных с идентификацией межкомпонентных отношений поддержки и ограничений в человеко-центричной экономике.
Заключение. В результате применения символьного метода «Пентаграмма У-син» категориально-системной методологии при исследовании формирования и развития экономики, ориентированной на человека, были получены следующие результаты.
Во-первых, выбор метода «Пентаграмма У-син» позволил представить человеко-центричную экономику как целостный объект с определенным механизмом функционирования.
Во-вторых, с помощью метода «Пентаграмма У-син» построена схема, отражающая осмысленную последовательность формирования и развития сфер экономики, ориентированной на человека (природно-материальной, социально-сервисной, информационно-цифровой сфер, креатосферы и когнитивной сферы).
В-третьих, получено представление о сценарии оптимального развития сфер человеко-ориентированной экономики через последовательное прохождение этапов зарождения, развития и расцвета с учетом критериев асинхронности и асимметричности.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что описанный цикл формирования и развития экономики, ориентированной на человека, как системы элементов, дает возможность определить направления управления данной экономической системой с целью перехода объекта на более высокий уровень системной и организационной сложности.


Список использованных источников:
1. Бабосов, Е. Человек в социальных системах. Litres, 2017. — 482 с.
2. Боуш, Г.Д. Механизм функционирования кластеров предприятий: теория и методология исследования // Региональная экономика: теория и практика. — 2011. — № 3. — С. 59–66.
3. Бояркин А.В., Питайкина И.А. Становление теории здоровья населения в человекоцентричной экономике // Евразийский союз ученых. — 2015. — № 4–1 (13). — С. 50–53.
4. Вознесенский И.С. От экономики ресурсо-ориентированной к человеко-ориентированной: власть времени // Власть истории и история власти. — 2018. — Т.4. № 2 (12). — С. 166–176.
5. Городнова Н.В. Модельное представление и развитие парадигмы «человеко-ориентированная экономика» // Региональная экономика: теория и практика. — 2010. — № 36 (171). — С. 31–36.
6. Насырова С.И. Эволюционные аспекты экономики, ориентированной на человека, в категориально-системной методологии // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. — 2021. — № 6. — С. 202–223.
7. Недолужко О.В. Исследование системы отношений между элементами интеллектуального капитала организации с использованием символьного метода «Пентаграмма» китайской философии У-син // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2018. — Т. 7. № 1 (22). — С. 201–205.
8. Новосадов С.А. Человекономика как новый этап развития общественно-экономических отношений: монография. — М.: Издательство НИЯУ МИФИ, 2020.
9. Павлов М.Ю. Творческий потенциал человека: вызов для современной экономической теории // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: экономика и управление. — 2019. — №1. — С. 11–16.
10. Пеньевский И.М. Применение категориально-системной методологии при определении современных проблем планирования развития городов в России // Вестник Омского университета. — 2010. — № 4 (58). — С. 272–278.
11. Разумов В.И. Категориально-системная методология в подготовке ученых. Омск: Омск. гос. ун-т, — 2004.
12. Христолюбова Н.Е. Роль человека в инновационном преобразовании российской экономики // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. — 2012. — № 4. — С. 102–105.
13. Argandoña, Antonio & Insa, Francisco Javier. Work in a Human Economy: Introduction. — 2018. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=3303878 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3303878.
14. Bonefeld W. Human economy and social policy. History of the Human Sciences. — 2013. — Vol. 26. no. 2. — P. 106–125. doi:10.1177/0952695113478243.
15. Bowler R. Sentient nature and human economy: the «human» science of early National ökonomie // History of the Human Sciences. — 2005. — Vol. 18. no. 1. — P. 23–54. doi:10.1177/0952695105051125.
16. Chen Y. Improving market performance in the digital economy. China Economic Review. — 2020. — no. 62. 101482. doi:10.1016/j.chieco.2020.101482.
17. Cheryle Tewarie, Angela Escalante Moving From the Knowledge Economy to the Human Economy. US-China Education Review B. — 2016. — Vol. 6. no.4. — P. 218–232. doi: 10.17265/2161–6248/2016.04.002.
18. D’Amato, D., Korhonen, J. Integrating the green economy, circular economy and bioeconomy in a strategic sustainability framework. Ecological Economics. 2021. — no. 188. 107143. doi:10.1016/j.ecolecon.2021.107143.
19. Diesendorf, M., Hamilton, C. Human ecology, human economy: ideas for an ecologically sustainable future. Allen and Unwin, Sidney, NSW. — 1997.
20. Ehrlich, P.R., Ehrlich, A.H. Nature’s Economy and the Human Economy. Environ Resource Econ. — 2008. — Vol. 39. no.1. — P. 9–16. https://doi.org/10.1007/s10640–007–9177–5.
21. Ghahremani, M., Karami, S., Balcaen, P. Pentagram of habits: Considering science teachers’ conceptions of «habits of mind» associated with critical thinking in several of Iran’s special gifted schools. Gifted and Talented International. — 2017. — Vol. 32. no.1. — P. 3–26. doi:10.1080/15332276.2017.1397901.
22. Kubayev, K.E. The process of fund-saving in the theory of innovative economy. The Journal of Social Sciences Research. 2018. P. 149–156.
23. Laterza, V. Some notes towards a human economy approach. Anthropology Southern Africa. — 2013. — Vol. 36. no.3–4. — P. 135–138. doi:10.1080/02580144.2013.10887038.
24. Neveling, P. Money in a Human Economy. Keith Hart, ed. New York: Berghahn, 2017. 314 pp. American Ethnologist. — 2019. — Vol. 46. no.1. — P. 111–112. doi:10.1111/amet.12741.
25. Pietilä, H. The triangle of the human economy: household — cultivation — industrial production. An attempt at making visible the human economy in toto. Ecological Economics. — 1997. — Vol. 20. no.2. — P. 113–127. doi:10.1016/s0921–8009(96)00023–7.
26. Pietilä, H. Basic elements of human economy. A sketch for a holistic picture of human economy. Communication & cognition. Monographies, 2002. — 35(1–2), 7–36.
27. Režný, L., Buchanan White, J., Maresova, P. The Knowledge Economy: Key to Sustainable Development? Structural Change and Economic Dynamics. 2019. doi:10.1016/j.strueco.2019.02.003.
28. Seidman, D. The rise of the human economy. Leader to Leader. — 2017. — no.84. — P. 30–35. doi:10.1002/ltl.20288.
29. Sharp, J., Powers, T., Laterza, V. The Human Economy Project: first steps. Anthropology Southern Africa. — 2013. — Vol. 36. no.3 4. — P. 99–101. doi:10.1080/02580144.2013.10887032.
30. Sternberg, R.J., Zhang, L. What Do We Mean by Giftedness? A Pentagonal Implicit Theory. Gifted Child Quarterly. — 1995. — Vol. 39. no.2. — P. 88–94. doi:10.1177/001698629503900205.
31. Vdovenko, N., Deriy, J., Seliverstova, L., Kurmaiev, P. Formation of the information economy: Organizational and financial aspects. International Journal of Supply Chain Management. — 2019. — Vol. 8. no. 4. — P. 956–961.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия