Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (82), 2022
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
(Из материалов Третьего Казанского международного конгресса евразийской интеграции — 2022)

Резолюция Третьего Казанского международного конгресса евразийской интеграции – 2022
9–10 июня 2022 г., Казань, Россия

Казанский международный конгресс евразийской интеграции, проведенный 9–10 июня 2022 года в г. Казани, включенный в План участия делегаций Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в международных, всероссийских и межрегиональных общественно-политических и экономических форумах, а также в План мероприятий по реализации предложений Президента Республики Татарстан, содержащихся в Послании Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, стал очередным крупным международным научно-практическим форумом по проблематике евразийского интеграционного процесса. В 2022 году Конгресс проводился на фоне беспрецедентного давления на Российскую Федерацию и глобального цивилизационного противостояния в целом.
Ответственными организаторами Конгресса выступили: Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, Государственный Совет Республики Татарстан, Академия наук Республики Татарстан, Экономическое общество Республики Татарстан, Евразийский международный научно-аналитический журнал «Проблемы современной экономики», факультет мировой политики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
В организации и проведении Конгресса приняли участие: Казанский (Приволжский) федеральный университет, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Вольное экономическое общество России (ВЭО), Институт ЕАЭС, Ассоциация внешнеполитических исследований им. А.А. Громыко, Академия гуманитарных наук России, Институт культуры мира (ЮНЕСКО), Международная гуманитарная академия «Европа — Азия», Петровская академия наук и искусств, Татарский центр академической науки (г. Москва).
Конгресс проводился на площадках Казанской Ратуши, Академии наук Республики Татарстан и конференц-залов «Шаляпин Палас Отеля».
В работе Конгресса приняли участие видные государственные и общественные деятели, ученые ведущих университетов и научных центров, представители бизнес-сообщества стран Союзного государства, СНГ, Евразийского экономического союза, субъектов Российской Федерации и ряда зарубежных государств: Китайской Народной Республики, Республики Индия, Республики Болгария.
Целью Казанского международного конгресса евразийской интеграции – 2022 явилось теоретическое обоснование и разработка системы экономико-правовых, культурно-гуманитарных, эколого-технологических и организационно-технических инструментов и механизмов межгосударственного и межрегионального сотрудничества на пространстве ЕАЭС, СНГ, в целом Большой Евразии в новых геополитических условиях.
Основными задачами Казанского международного конгресса евразийской интеграции – 2022 стали:
– развитие философско-мировоззренческих подходов к евразийству как геополитической и геоэкономической стратегии в условиях многополярного мира;
– политико-экономическое обоснование эффективности смешанной экономики (планово-рыночной) в процессе углубления евразийской интеграции;
– разработка организационно-экономического механизма сохранения устойчивых темпов социально-экономического развития и поддержания качественного уровня жизни населения;
– осмысление современной роли межрегиональных взаимодействий в активной адаптации к новым геополитическим и геоэкономическим условиям;
– определение направлений, критериев и показателей эффективности формирования горизонтальных связей промышленной кооперации государств и регионов ЕАЭС и СНГ с ориентацией на современные тенденции в мировой политике и экономике;
– выявление потенциала государств и регионов ЕАЭС и СНГ в реализации евразийской программы импортозамещения;
– разработка программ и многосторонних практических действий по использованию «мягкой силы» и соответствующих инструментов сотрудничества между государствами — членами ЕАЭС, СНГ, а также Китаем, Индией, Ираном, Турцией и другими государствами Азии;
– содействие в реализации сопряжения развития ЕАЭС с проектом «Один пояс — Один путь» и транспортным союзом Индии, Ирана и России;
– формирование коллективных основ (в рамках ЕАЭС и СНГ) опережающей системы противодействия распространению эпидемий, а также экономических, политических, экологических рисков и вызовов современности;
– научное сопровождение перехода государств ЕАЭС и СНГ к экономике «углеродной нейтральности» без ущерба энергетической безопасности;
– содействие в распространении в регионах ЕАЭС и СНГ развития органического сельского хозяйства и производства экологически чистой продукции как главного условия сохранения здоровья населения и продовольственной безопасности;
– обеспечение ускорения формирования общего цифрового пространства ЕАЭС;
– подготовка образовательных программ для высшей школы в государствах ЕАЭС и СНГ по основным направлениям евразийской интеграции и проблемам циркулярной экономики с единой методологической, методической и технологической основой.
В докладах и выступлениях участников Конгресса была подтверждена необходимость системного анализа проблем интеграции на евразийском пространстве, повышения эффективности деятельности и взаимодействия региональных интеграционных объединений: СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, ШОС, Союзного государства, БРИКС, являющихся основой и ключевыми факторами сохранения стабильности и развития многополярного мира. Подчеркивалась острая востребованность в научном осмыслении противоречий цивилизационного противостояния с Западом и выработке стратегических направлений и долговременных способов политико-правового и социально-экономического развития на основе суверенитета, реализации потенциала взаимовыгодной международной социально-экономической и научно-технической интеграции, сохранения и приумножения традиционных для народов государств — участников ЕАЭС и СНГ духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей и традиций.
Особое внимание было уделено рассмотрению роли России и ЕАЭС в условиях глобального политико-экономического кризиса, проанализированы современные глобальные вызовы для евразийской интеграции, актуализированы отдельные аспекты евразийского интеграционного процесса в современном мире, предложены меры по укреплению суверенитета Российской Федерации. В ходе пленарного и секционных заседаний Конгресса подробно обсуждались проблемы совершенствования структуры экономик государств — членов ЕАЭС в контексте устойчивого развития, а также ноосферной парадигмы развития Евразии. Дана конструктивная оценка значению участия Республики Татарстан, других субъектов Федерации и государств — членов ЕАЭС в процессах евразийской интеграции, выстраивании горизонтальных межрегиональных экономических связей, а также проанализированы перспективы трансформации внешних хозяйственных связей России и других государств — членов ЕАЭС с выходом на обширный рынок стран Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии.
Большое внимание было уделено характеристике общих духовных ценностей и их дальнейшему укреплению как скреп евразийской интеграции, общеисторической памяти о Великой Отечественной войне как символическому ресурсу, значению совместной борьбы с фашизмом; социокультурной роли России в контексте евразийской интеграции; этическим аспектам гуманистических ценностей на евразийском пространстве. В качестве теоретической экономической основы процессов евразийской интеграции рассматривалось формирование евразийской политической экономии как нового направления политической экономии в широком смысле. Участниками Конгресса обсуждалась проблема поиска альтернативы Болонской системе в организации университетских систем высшего образования, подготовке инновационных образовательных программ.
Особое внимание уделено формату и потенциалу взаимодействия Союзного государства и Евразийского экономического союза, а также проблемам развития экономических систем евразийской интеграции в контексте современных социокультурных тенденций. Новое звучание получило рассмотрение потенциалов субъектов Российской Федерации, государств ЕАЭС, СНГ и Союзного государства с точки зрения транспортно-логистического обеспечения складывающегося формата евразийской интеграции, актуализировались вопросы выстраивания межрегиональных производственно-экономических связей, дальнейшего развития и расширения транспортной доступности, а также особенности управления транспортными системами в рамках ЕАЭС.
Одно из центральных мест в дискуссии заняли аспекты применения концепции «мягкой силы» в евразийском интеграционном процессе и вопросы выработки адекватных ответных мер на мобилизационные вызовы для евразийской интеграции.
Значительное количество выступлений и обсуждений на «круглых столах» было посвящено обеспечению продовольственной безопасности (с выездом участников специального «круглого стола» на опытные научные сельскохозяйственные площадки Республики Татарстан), формированию общего цифрового пространства и рынка интеллектуальной собственности стран ЕАЭС, а также системам разработки и внедрения в высшую школу новых образовательных программ для подготовки высококвалифицированных специалистов в области евразийской интеграции и циркулярной экономики и логистики, направленных на инновационное развитие общества и экономики.
Участники Казанского международного конгресса евразийской интеграции – 2022 пришли к следующим выводам.
Беспрецедентный глобальный характер экономических и политических санкций западных стран в отношении Российской Федерации привел к значительной эрозии политико-правовой модели мировой экономики. В сложившейся ситуации поступательное развитие в ЕАЭС и государствах ШОС будет во многом определяться устойчивостью России к санкциям, зависящей, в свою очередь, от эффективности системы управления российской экономикой. С этой точки зрения, современной России необходимо сгенерировать национальную идею, задать стратегическое целеполагание долгосрочного экономического, научного и научно-технологического развития государств ЕАЭС.
Высшей и конечной целью развития России и стран — участниц ЕАЭС видится создание такой системы социально-экономических отношений, которые обеспечат оптимальное сочетание максимальной эффективности общественного производства и социальной справедливости. Достижение этих целей потребует:
– разработки новой методологии сбалансированного развития и координации экономического сотрудничества государств ЕАЭС;
– использования отдельных экономических и правовых механизмов и методов государственного регулирования рынка;
– реализации модели управления экономикой, ориентированной на реальные интересы России и стран — членов ЕАЭС, путем реиндустриализации, ускорения научно-технологического развития, обеспечения национальной и межгосударственной экономической безопасности, развития человеческого капитала, роста реальных доходов населения;
– проведения инновационной налоговой и денежно-кредитной политики, стимулирующей капитализацию прибыли и позволяющей кратно умножить масштабы инвестиций в реальный сектор экономики и инфраструктуру;
– гармонизации экономической, политической, социокультурной и гуманитарной составляющих евразийской интеграции;
– разработки и введения национально ориентированных прогрессивных программ в системе образования, направленных на подготовку высококвалифицированных специалистов, формирование единого евразийского образовательного пространства;
– масштабной, постоянно действующей и последовательной пропаганды евразийской концепции сотрудничества, которая опирается на многовековой опыт мирного сосуществования и дружбы народов, проживающих на евразийском пространстве.
В качестве практических мер поступательного развития евразийского интеграционного процесса, а также реализации идей, высказанных участниками Конгресса, предлагаются следующие:
1. Считать приоритетными направлениями социально-экономического развития стран Евразии и их интеграции:
– опережающее развитие сотрудничества в сфере науки и профессионального образования;
– ускоренное восстановление отраслей обрабатывающей промышленности;
– реализацию программ импортозамещения;
– расширение внутреннего рынка ЕАЭС;
– реализацию совместной протекционистской политики во внешней торговле стран ЕАЭС;
– формирование в ЕАЭС, СНГ и в государствах «Большой Евразии» новых кооперационных связей, логистических цепочек, транспортных коридоров.
2. Проработать инициативу создания Конгресса местных и региональных властей Евразийского экономического союза с научной общественностью, деловыми кругами и общественными объединениями государств — членов ЕАЭС.
3. Продолжить работу по формированию Евразийского научно-методического и научно-аналитического центра с унификацией баз данных по проблемам экономики и финансов, правовых актов, связанных с Евразийской интеграцией.
4. Обеспечить поиск и реализацию новых форм и инструментов использования «мягкой силы» в продвижении интеграционных процессов (средства массовой информации, кинематография, международные научные проекты, проекты в области искусства, фестивали, конкурсы профессионального мастерства и т.д.).
5. Внедрять новые эффективные формы коммуникации, пропагандировать евразийскую интеграцию в средствах массовой информации и социальных сетях, уделяя особое внимание последовательному формированию общей языковой и культурной среды.
6. Стимулировать привлечение высококвалифицированных специалистов IT-сферы, промышленной инженерии и других специалистов в отрасли экономики государств ЕАЭС, обеспечивающие ее ускоренное развитие.
7. Обеспечить формирование единого евразийского рынка объектов интеллектуальной собственности, реализующего потенциал научных разработок на основе единых цифровых решений и устраняющего возникшие «технологические ниши» с выходом стран-партнеров на лидирующие научно-технологические мировые позиции.
8. Шире вовлекать учащуюся молодежь и молодежные организации в процессы евразийской интеграции, исследовательские проекты и мероприятия по евразийской тематике.
9. Обеспечить внедрение балансовых методов планирования и управления на всей территории ЕАЭС на единой методологической и методической основе.
10. Масштабировать положительный опыт регионов стран ЕАЭС по развитию технологий органического сельского хозяйства, мелиорации, производству отечественной сельскохозяйственной техники, адаптированной к конкретным условиям отдельных территорий и обеспечивающей поддержание экологического баланса (в том числе с использованием научного и практического передового опыта Республики Татарстан).
11. Оказать активное содействие разработке национально ориентированных курсов и программ преподавания в вузах государств — участников ЕАЭС, отвечающих требованиям устойчивого развития и цифровизации.
12. Обеспечить разработку и использование в странах ЕАЭС единых образовательных программ по подготовке специалистов, востребованных на территориях этих стран.
13. Восстановить систему повышения квалификации преподавателей вузов в полном объеме с учетом межправительственных соглашений стран ЕАЭС (с отрывом от основной работы с сохранением заработной платы).
14. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации ввести в качестве базовой дисциплины в экономических вузах предмет «Евразийская политическая экономия» на базе одноименного учебника и рабочих программ, подготовленных кафедрой общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
15. Дать высокую оценку значению, форме и содержанию организации Казанского международного конгресса евразийской интеграции, довести его теоретические и практические рекомендации до руководителей Федерального Собрания Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.
16. Считать Евразийский международный научно-аналитический журнал «Проблемы современной экономики» основным информационным партнером и официальным изданием регулярно проводимого Казанского международного конгресса евразийской интеграции.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия