Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (82), 2022
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
(Из материалов Третьего Казанского международного конгресса евразийской интеграции — 2022)

Приветствие участникам конгресса и выступление на пленарном заседании Председателя Государственного Совета Республики Татарстан Ф.Х. Мухаметшина
Казанская Ратуша, 9 июня 2022 года

Уважаемый Александр Михайлович! [Бабаков]
Уважаемые коллеги, дамы и господа!
Разрешите мне от имени руководства республики и от себя лично сердечно приветствовать вас на гостеприимной земле Татарстана!
Сегодня в этом зале собрались политики, эксперты, представители научной общественности, чтобы обсудить актуальные вопросы интеграции на евразийском пространстве в новых геополитических реалиях.
В первой половине дня уже состоялись дискуссии по отдельным аспектам трансформации евразийского пространства, перспективным направлениям концепции устойчивого развития, трансграничного взаимодействия, проблематике социокультурного развития евразийских государств и сообществ. На завтра запланировано проведение секционных заседаний.
Отрадно, что сегодняшний конгресс по сути десятый, юбилейный. Он начинался как общественный форум о достижениях и проблемах евразийского интеграционного трека, перерастая в научно-практический форум, а затем — регулярный конгресс.
Если ранее мы анализировали вопросы культурно-гуманитарного сотрудничества, то уже третий год проведения конгресса стали предметно обсуждать конкретные политические и экономические аспекты интеграции. При активном участии Федерального Парламента, Государственного Совета Татарстана мы постепенно перешли к поиску ответов на злободневные проблемы евразийского процесса, обсуждению наиболее привлекательных моделей интеграции, поиску баланса в межцивилизационном диалоге.
Позвольте от имени руководства республики, Оргкомитета конгресса поблагодарить инициативную группу организаторов: руководство Федерального Собрания, Академии наук республики, Экономического общества Республики Татарстан, Евразийского международного научно-аналитического журнала «Проблемы современной экономики», факультета мировой политики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова — за их активную работу.
Уважаемые дамы и господа!
Конгресс 2022 года по праву можно назвать особым: он проходит в обстановке проведения специальной военной операции на Украине.
В Республике Татарстан мы поддержали курс нашего Президента, Верховного Главнокомандующего Владимира Владимировича Путина. Специальная военная операция стала «моментом истины» для россиян, соотечественников за рубежом, поддерживающих Россию — всех, кто заявил о готовности отстаивать свое право на самобытное существование перед лицом агрессивного глобализма, воплощенного в американской гегемонии и неограниченном расширении военной машины НАТО.
Против нашей страны введено рекордное число санкций. Рестрикции включают в себя масштабные ограничения финансовой системы, деятельности целого ряда компаний и отдельных отраслей экономики, а также закрытие воздушного пространства и морских портов...
Складывается понимание, что в настоящее время сама глобальная система международных отношений проходит через коренные изменения. Наблюдается стремление отдельных государств разрушить систему мироустройства, созданную по итогам Второй мировой войны; предпринимаются попытки переформатирования ключевых международных институтов.
В условиях снижения масштабов межгосударственных контактов с рядом стран Запада и повышения уровня взаимодействия Российской Федерации на площадках незападных интеграционных объединений (прежде всего СНГ, ШОС, БРИКС, группы Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) — укрепление регионального измерения приобретает особую ценность.
С этой точки зрения, актуальность нашего конгресса кратно возрастает. Он приобретает особую важность не только с точки зрения противодействия попыткам международной изоляции России и блокирования ее внешнеэкономических связей, но и ради сохранения добрососедских взаимовыгодных отношений.
Полагаем, что на современном этапе межгосударственного сотрудничества своевременным становится глубокий и скрупулезный анализ накопленного в субъектах Федерации опыта внешних связей, развития международного торгово-экономического, научно-технического, образовательного, культурного и гуманитарного взаимодействия. Дискуссия переходит на институциональные основы диалога центра и субъектов Федерации, их солидарную ответственность за состояние и перспективы взаимодействия с внешними партнерами.
Безусловно, в таких условиях необходим поиск новых партнеров, иных форм международного взаимодействия, отладки логистических связей на региональном и муниципальном уровнях. Актуализируются новые векторы сотрудничества, другие механизмы взаимовыгодного и взаимоуважительного диалога. Первые шаги в этом направлении делает республиканский бизнес, который нащупывает новые торгово-экономические цепочки.
Стратегическими векторами для наращивания ресурсов будут выступать инвестиции в новации и создание нового технологического уклада. Сбалансированная финансовая политика, эффективный менеджмент и согласование действий всех заинтересованных сторон будут способствовать улучшению бизнес-среды.
Уважаемые участники Пленарного заседания!
Как Председатель Государственного Совета — Парламента Республики Татарстан, отмечу: здесь не первый год системно подходят к такой работе.
В числе первых субъектов Федерации мы открыто и гласно установили свои цели и ориентиры, определили конкурентные преимущества, выявили драйверы роста.
С 2015 года в ранге закона действует республиканская Стратегия–2030, в основе которой — развитие человеческого капитала, комплексное пространственное планирование, опора на новые формы ведения экономической деятельности.
Полагаю, сегодня подходит время уточнить отдельные положения документа, проработать на его основе стратегию научно-технологического развития Татарстана с учетом богатого духовно-культурного наследия всех проживающих здесь народов. Культура диалога цивилизаций, понимание специфики иноязычного соседа, собеседника с другой ментальностью могли бы придать стратегии подлинные гуманистические ценности, исторически свойственные многонациональному Татарстану.
Депутаты Государственного Совета могли бы взять на парламентский контроль разработку данного документа, провести широкие дебаты, в том числе в ходе встреч с избирателями.
В целом, пришло время нешаблонных решений по широкому кругу актуальных вопросов. Думаю, что сегодняшний форум поможет нам выйти с конкретными предложениями.
Одним из возможных механизмов формирования креативного мышления могла бы стать инициатива создания на базе Республики Татарстан Евразийского научно-аналитического и информационного центра с унификацией баз данных по проблемам экономики и финансов, правовых актов, связанных с евразийской интеграцией. Такой центр, например, в масштабе Приволжского федерального округа, мог бы способствовать усилению кадрового потенциала «на местах», включению специалистов в евразийскую профессиональную сеть, оперативному реагированию на консенсусные инициативы в интеграционном треке.
Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
Обсуждение отдельных механизмов развития концепта евразийской интеграции в новых реалиях, отдельные вопросы торгово-экономического сотрудничества, культурно-гуманитарного диалога и многогранной работы с соотечественниками призвано систематизировать накопленную практическую базу внешнеэкономической деятельности российских регионов на пространстве Евразии.
Этим форумом с участием руководителей Федерального Собрания, Государственного Совета и Правительства Республики Татарстан, научной общественности мы вновь подчеркнули важность регионального измерения евразийского интеграционного процесса. Полагаю, что итоги конгресса станут предметом внимательного обсуждения в научном дискурсе и среди политиков-практиков, широкого круга экспертного сообщества.
Все это, по нашему мнению, будет способствовать дальнейшей активизации деятельности органов государственной власти субъектов Федерации в целях создания благоприятного инвестиционного климата, развития позитивного социально-экономического поля для международного и внешнеэкономического сотрудничества по многим направлениям, интенсификации межрегионального взаимодействия в рамках межгосударственного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными партнерами.
От всей души желаю всем участникам и гостям Казанского международного конгресса евразийской интеграции конструктивной и эффективной работы, укрепления деловых контактов и партнерских отношений! Успешной работы и памятного пребывания всем в Татарстане!

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия