Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (81), 2022
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Комаров И. И.
младший научный сотрудник Научно-исследовательского финансового института Минфина России (г. Москва),
аспирант экономического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова


О разработке карты стратегических ориентиров для устойчивого развития предприятий российской космической отрасли
В статье актуализирована необходимость решения ключевых проблем развития российской космической отрасли. Дана характеристика состояния и проблем стратегического развития российских предприятий космической отрасли, а также описана система стратегического управления в предметной сфере. Обоснована необходимость пересмотра интегральной стратегии развития космической отрасли. Предложена карта стратегических ориентиров экономического развития российских космических предприятий, охватывающая все уровни экономики предприятий, включая финансы, маркетинг, производство и организационную устойчивость, способная стать основой для разработки документов стратегического планирования
Ключевые слова: космическая индустрия, национальная безопасность, стратегические ориентиры, устойчивость
УДК 338.23; ББК 65.305.9   Стр: 223 - 226

Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях четвертой технологической революции развитие высокотехнологичных отраслей экономики становится ключевым фактором обеспечения интегральной конкурентоспособности национальной экономики, как на внутренней, так и на международной аренах [1, p. 50; 2, с. 28].
Российская космическая индустрия на протяжении длительного периода времени, начиная с конца 1950-х — начала 1960-х годов, выступала в числе глобальных лидеров по множеству показателей, включая научно-технические разработки и их практическую реализацию в части освоения космоса [3, p. 12; 4, с. 55]. В числе ключевых проблем развития российской космической отрасли на протяжении последних лет выступает нечеткость целеполагания в части обеспечения приоритетных интересов национальной безопасности в угоду коммерческой разработке космоса, фактически стартовавшей с «разрядки» отношений между СССР и США в 1987–1988 годах [5, с. 5]. Между тем, аспект космической безопасности, гонки вооружений и военного освоения космоса в глобальном масштабе в последние десятилетия становится все более актуальным. Данный фактор, по мнению многих специалистов, был упущен в стратегии развития российской космической индустрии в 1990-е — 2000-е годы [6, с. 45]. Кроме того, ввиду хронической нехватки финансирования в 90-е годы прошлого века и недостаточной эффективности бюджетных расходов на космос, не были своевременно осуществлены программы модернизации основных средств, техники и технологий предприятий космической индустрии Российской Федерации [7, с. 171]. В этой связи в настоящей работе предпринята попытка построения карты стратегических ориентиров, способных обеспечить устойчивое экономическое развитие компаний российской космической отрасли, включая Госкорпорацию «Роскосмос».
Состояние и долгосрочные тенденции развития российской космической отрасли вызывают нарекания, как со стороны ученых, так и специалистов практической сферы [см. напр., 8, 9].
По всей видимости, есть основания утверждать, что стратегическое управление, а также стратегическое планирование на предприятиях космической промышленности осуществляется фрагментарно, результаты стратегического развития до настоящего времени закрыты и не выносятся на публичное обсуждение.
При этом в Российской Федерации сложилась система документов стратегического планирования развития космической отрасли, включая Основы государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, Стратегию развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу, Федеральную космическую программу и долгосрочную целевую программу освоения космоса.
Данные документы в целом доведены до сведения общественности, однако статистические показатели их реализации остаются по большей части закрытыми. Кроме того, космическая отрасль, несмотря на единое управление со стороны Госкорпорации «Роскосмос», остаётся сосредоточением большого количества предприятий: свыше 100 единиц с числом занятых порядка 250 тысяч человек [10, с. 53]. Каждое из этих предприятий выполняет определенную роль на космическом рынке, ключевыми секторами которого выступают производство ракетоносителей, двигателей для космических аппаратов, спутников, а также пилотируемая космонавтика, межпланетные полеты и некоторые другие.
Практически все компании (корпорации) российской космической индустрии характеризуются разнородной имущественной базой, специфичными направлениями деятельности, разной степенью закрытости, в том числе в части инноваций и научно-технических разработок. Соответственно, на каждом из указанных предприятий необходимо разрабатывать локальную корпоративную стратегию развития, которая, при этом, должна быть подчинена общей стратегии развития космической отрасли Российской Федерации.
Среди множества показателей, характеризующих состояние российской космической отрасли, целесообразно выделить динамику числа успешных космических запусков. Данный показатель по странам приведен на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика успешных космических запусков по странам мира, ед.
Согласно данным рис.1, с абсолютных лидирующих позиций в начале девяностых годов прошлого века Россия перемещается во второй эшелон стран международного космического рынка к 2020 г.
Как видно из рис.2, в Российской Федерации вплоть до 2015 года неуклонно и значительно росла доля аварийных, неуспешных или же частично завершенных космических запусков, что также связано с проблемами в космической индустрии. Показатели числа и успешности космических запусков исключительно важны, поскольку собственно осуществление успешных запусков является интегральным результатом деятельности предприятий космической индустрии в рамках реализации соответствующих космических проектов [11, с. 18].
Рис. 2. Доля аварийных, неуспешных или частично успешных космических запусков в России, % от общего числа
Источник: составлено автором на основании данных ГК «Роскосмос»
Для обеспечения дальнейшего развития Российской космической индустрии представляется необходимым, в первую очередь, обеспечить разработку стратегических документов развития на каждом из предприятий отрасли, в соответствии со специализацией, степенью вовлеченности в инновационную деятельность, характеристиками и объемом располагаемых ресурсов.
На наш взгляд, необходимо пересмотреть интегральную стратегию развития отрасли, обеспечивая ее сбалансированность по следующим векторам:
1) между изоляцией космической деятельности и дальнейшей экспансией России в космосе;
2) между стратегическим развитием с опорой на конкурентов и развитием, исходя из собственного потенциала, целей и задач;
3) между самостоятельной космической деятельностью и активным участием в международной кооперации;
4) между развитием частного космоса и государственной деятельности под стратегическим руководством Госкорпорации «Роскосмос».
Причём ключевой вектор развития должен находиться примерно посредине между каждым из представленных балансов интересов, что обеспечит гармоничное развитие космической индустрии и синергию имеющихся возможностей и располагаемых ресурсов.
Важнейшей целью стратегического развития должно стать обеспечение устойчивости каждого предприятия космической индустрии, что внесет свой вклад в синергию устойчивого развития российской космической отрасли [12, с. 45]. Под устойчивостью в данном смысле следует понимать долгосрочную стабильность развития, не меняющуюся кардинально при негативных воздействиях со стороны внешней среды. Среди последних можно отметить не только нестабильность международной экономики, но и специфические факторы, влияющие на российскую космическую индустрию, в частности, международные санкции.
Обеспечение устойчивости, на наш взгляд, должно производиться по всем уровням экономики предприятий космической отрасли, включая финансы, маркетинг, производство и организационную устойчивость (рис. 3).
Рис. 3. Карта стратегических ориентиров устойчивого экономического развития предприятий российской космической отрасли
Источник: разработка автора
Основой устойчивости в представленной на рис.3 карте стратегических ориентиров экономического развития российских космических предприятий, должна стать организационная устойчивость, поскольку именно от организации управления предприятиями зависит их успешное экономическое функционирование. Организационная устойчивость трансформируется в производственную устойчивость, затем в маркетинговую, и, в конечном итоге, образует контуры и предпосылки для обеспечения финансовой устойчивости российских предприятий космической промышленности и космической индустрии Российской Федерации в целом.
На основании предложенной карты стратегических ориентиров могут быть разработаны корпоративные (частные), а также общеотраслевые стратегии развития космической индустрии Российской Федерации.
Отметим, что проблемы развития космической промышленности постоянно находятся в поле зрения значительного количества ученых и специалистов, активно обсуждаются [13, 14], способы повышения конкурентоспособности предприятий отрасли [15]. Особый интерес вызывают исследования, связанные с анализом мирового рынка космической продукции и услуг [16], а также международного опыта развития космического сектора [17, 18]. Отдельное внимание исследователи уделяют проблематике ресурсного и инновационного развития предприятий ракетно-космической промышленности [19, 20, 21]. Для целей настоящего исследования были особенно полезны работы под авторством Сильвестрова С.Н., Макарова Ю.Н. [22], а также Фомкиной М.В. [23].
Заключение. Ошибки в стратегическом целеполагании и стратегическом планировании должны рассматриваться как негативные факторы, влияющие на развития российской космической индустрии. На современном этапе возникает острая необходимость преодоления негативных тенденций во внутренней и внешней среде стратегического развития российской космической отрасли, для чего необходимо осуществить пересмотр стратегических документов в сторону их качественной проработки. Для этих целей в настоящей научной статье предложена разработка карты стратегических ориентиров устойчивого экономического развития российской космической индустрии, а также отдельных предприятий отрасли. Представленная карта предполагает возможность обеспечения устойчивости экономики отрасли и предприятий, включая организационную, производственную, маркетинговую и финансовую составляющие стратегического развития российской космической индустрии в целях обеспечения экономической и национальной безопасности.


Список использованных источников:
1. Raducanu F. From Flag to Hashtag: Space 2.0 // Space Infrastructures: From Risk to Resilience Governance. 2020. Vol. 57. P. 50.
2. Харламова Т.Л. Проблемы инновационного развития российской экономики в условиях «новой нормальности» // Проблемы современной экономики. — 2016. — №3(59). — С. 27–30.
3. Zak A. Russia in space. Griffin Media, 2013. 316 p.
4. Плотников В.А., Харламов А.В. Российский оборонно-промышленный комплекс как фактор обеспечения национальной безопасности и устойчивого социально-экономического развития // Экономика и управление. — 2017. — №11. — С. 53–60.
5. Научно-техническая кооперация: Россия и мир / Отв. ред. Н.И. Иванова, И.Г. Дежина. — М.: ИМЭМО РАН, 2008. — 119 с.
6. Макарова Д.Ю. Частная предпринимательская инициатива в российской космической индустрии: институциональные условия развития // Вопросы инновационной экономики. — 2017. Том 7. — № 1. — С. 41–57.
7. Макаренко Н.О. Современные проблемы предприятий ракетно-космической промышленности и пути их решения // Новая наука: опыт, традиции, инновации. — 2016. — №. 10–1. — С. 170–173.
8. Ерыгина Л.В., Макаренко Н.О. Концептуальный подход к определению стратегических альтернатив развития предприятий ракетно-космической промышленности // Сибирский журнал науки и технологий. — 2014. — №3 (55). — С. 232–238.
9. Jackson N.J. Outer space in Russia’s security strategy // Routledge Handbook of Russian Security. Routledge, 2019. P. 227–237.
10. Камолов С.Г., Миракова Д.А. Коммерциализация космической деятельности: ключевые тренды современности // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2019. — №7. — С. 52–60.
11. Иншаков С.М. Космическая безопасность: системный анализ // Вопросы безопасности. — 2019. — №6. — С. 15–28.
12. Рыкова И.Н., Шкодинский С.В., Комаров И.И. Стратегические императивы развития российской космической индустрии // Экономика. Налоги. Право. — 2021. — № 14(3). — С. 44–55.
13. Аксенов Е.Г., Снопова А.В. Стратегические проблемы и перспективы ракетно-космической отрасли: современные подходы к постановке и решению задач интенсивного развития // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. — 2016. — № 6. — С. 141–143.
14. Петров М.Н. Современное состояние, особенности и задачи развития ракетно-космической промышленности // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 3–2 (80). — С. 673–680.
15. Жамкова В.С. Анализ производственных факторов конкурентоспособности организаций ракетно-космической промышленности // Друкеровский вестник. 2019. №. 5. С. 113–122.
16. Криштофор А.П. Макроэкономические аспекты анализа мирового рынка космической продукции и услуг // Вестник университета. — 2019. — № 6. — С. 77–81.
17. Friel M. Tourism as a driver in the space economy: New products for intrepid travellers //Current Issues in Tourism. 2020. Vol. 23. N. 13. P. 1581–1586.
18. Яник А.А. Изменения в системе управления развитием космического сектора США: результаты тематического исследования (casestudy) // NB: Административное право и практика администрирования. — 2019. — №.2. — С. 5–21.
19. Беляков Г.П., Еремеева С.В. Инновационный потенциал наукоемкого предприятия ракетно-космической промышленности и его оценка // Фундаментальные исследования. 2014. — №12 (ч.11). — С. 2398–2402.
20. Надточий Ю.Б., Горелова Л.И. Проблемы ресурсного обеспечения предприятий ракетно-космической отрасли // Вопросы инновационной экономики. — 2019. — Том 9. — №2. — С. 541–558.
21. Андреева М.Ю., Созаева Д.А., Вотинцев Р.В. Мониторинг воспроизводства инновационного потенциала на предприятиях ракетно-космической промышленности // Проблемы теории и практики управления. — 2019. — № 3–4. — С.146–154.
22. Ракетно-космическая промышленность России. Институциональное и экономическое развитие: монография /С.Н. Сильвестров, Ю.Н. Макаров, А.М. Московский, В.П. Бауэр — М. ИНФРА-М, 2017. — 307 с.
23. Фомкина М.В. Особенности развития космической отрасли Российской Федерации в контексте интеграции в международный рынок товаров и услуг космического назначения. Авторе. дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.14 — Мировая экономика. — Москва, 2019. — 30 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия