Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (2), 2002
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА
Дятлов С. А.
профессор кафедры общей экономической теории Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук


К ВОПРОСУ О СОСТОЯНИИ ПЛАТЕЖНЫХ БАЛАНСОВ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
Автор на основе анализа взаимосвязанных индикаторов текущих платежных балансов дает обобщенную оценку их состояния в странах СНГ, Центральной и Восточной Европы, выявляя причины и этапы в развитии дефицита балансов в последнем десятилетии ХХ века. В статье приводятся конкретные данные о дефиците платежных балансов стран с переходной экономикой и международном движении капитала (кредитах и инвестициях).

По классификации МВФ, в группу стран с переходной экономикой в конце 90-х годов входило 28 стран: страны Центральной и Восточной Европы (включая государства Балтии), Россия, другие страны СНГ и Монголия - страны, экономика которых находится в состоянии перехода от административно-командной системы к системе, основанной на рыночных принципах.
Общий дефицит их текущих платежных балансов (в процентах от ВВП) был относительно небольшим в начале 90-х (менее -1,4% от ВВП), но резко вырос до 2,1% в 1996 г. и 3,5% в 1997 г., и в дальнейшем имел тенденцию к росту.
Платежный баланс представляет собой систематические записи всех экономических сделок между резидентами страны и остальным миром в течение определенного периода времени. Балансовый счет международных операций отражает масштабы, структуру и характер внешнеэкономических операций страны, ее положение в мировом хозяйстве.
Платежный баланс характеризуют:
а) операции с товарами, услугами и доходами, совершенные страной во внешнеэкономической сфере;
б) изменения собственности, изменения в монетарном золоте, специальных правах заимствования данной страны, а также в ее требованиях к другим странам и в обязательствах перед ними;
в) односторонние переводы и корреспондирующие статьи, необходимые для балансирования операций и изменений, которые взаимно не покрываются".
Дефицит текущего платежного баланса означает опасное для экономики состояние несбалансированности между национальными сбережениями и внутренними инвестициями, возникновение внешней задолженности, которую страна, возможно, не в состоянии обслужить в будущем.
Вместе с тем, до тех пор, пока дисконтированная стоимость внешнего долга страны не равна нулю на бесконечном временном промежутке, она считается кредитоспособной; что означает только то, что страна не может увеличивать свой внешний долг более быстрыми темпами, чем растет реальная процентная ставка по этому долгу. В соответствие с этим ограничением любое движение текущего платежного баланса, в результате которого сумма всех текущих балансов на бесконечном временном промежутке равна первоначальному внешнему долгу страны, будет отвечать требованиям кредитоспособности.
Страна может иметь дефицит по счету текущих операций в течение довольно длительного времени и оставаться кредитоспособной, если в будущем у нее будет соответственно увеличиваться сальдо счета текущих операций. Размер внешнего долга страны может расти до сколь угодно больших размеров, но темп его роста не должен превышать темпа роста реальной процентной ставки. Если реальная процентная ставка выше чем темп роста экономики, то требованиям кредитоспособности будет отвечать даже постоянно растущая сверх своей нормы доля внешнего долга страны по отношению к ВВП.
Изменение текущего платежного баланса, ведущее к неограниченному росту внешнего долга по отношению к ВВП, свидетельствует о том, что текущий платежный баланс является неустойчивым. Для устойчивости текущего платежного баланса необходимо, чтобы коэффициент, показывающий отношение внешнего долга к ВВП, был постоянным или уменьшался. Страна с большей степенью вероятности останется кредитоспособной, если данный коэффициент не растет.
Этот коэффициент связан с так называемым "разрывом или дефицитом в балансе ресурсов" ("resource balance gap"). В стране, где отношение внешнего долга к ВВП растет, разница между текущим торговым балансом и дополнительными поступлениями от внешней торговли должна быть достаточной для стабилизации коэффициента "долг к ВВП". Таких дополнительных поступлений будет требоваться тем больше, чем выше коэффициент "долг к ВВП" и больше разница между реальной процентной ставкой и темпом роста экономики.
Не существует, однако, универсального правила, при помощи которого однозначно можно было бы определить, является дефицит текущего платежного баланса устойчивым или нет. Для оценки состояния текущего платежного баланса следует использовать систему взаимосвязанных индикаторов. К ним относятся:
- источники дефицита текущего платежного баланса;
- структура текущего платежного баланса;
- структура и размеры иностранных инвестиций;
- изменения реального курса национальной валюты;
- размеры валютных резервов и внешнего долга;
- состояние финансового сектора переходной экономики;
- уровень политической нестабильности и неопределенности экономической конъюнктуры;
- степень открытости экономики страны;
- размеры странового риска;
- величина национальных сбережений и т.д.
Выравнивание платежного баланса входит в круг основных задач экономической политики государства, наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы, и достигается путем: использования государственной собственности, в том числе официальных золотовалютных резервов; увеличения доли (до 40-50%) национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет; непосредственного участия государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов, кредитора, гаранта, заемщика; регулирования внешнеэкономических операций на основе нормативных актов и государственного контроля.
Сальдо агрегированного текущего платежного баланса всех стран с переходной экономикой менялось с течением времени очень часто. В начале 90-х годов его дефицит составлял в целом от 0,1 до 6,0 млрд. долл. США (в 1992-95 гг.). Однако уже в 1996 году общий дефицит поднялся до 18,0 млрд. долл. США, а в 1997 г. достиг 25,0 млрд. долл.
Баланс инвестиционных доходов был постоянно дефицитен и являлся главным источником общего дефицита текущего платежного баланса. Все переходные экономики являются чистыми иностранными должниками и необходимость платить проценты по внешним долгам является основной причиной большого дефицита баланса инвестиционных доходов.
Торговый баланс (чистый экспорт товаров и услуг) также был почти постоянно дефицитен. Хотя дефицит торгового баланса (по отношению к ВВП) снизился с 3,5% от ВВП в 1993 г. до 0,3% в 1995 г., он вновь сильно вырос в 1996-1997 гг. и рос в последующие годы, достигая приблизительно 3,0% ВВП.
Возврат к экономическому росту был (и, по прогнозам МВФ, будет) связан с ухудшением текущего платежного баланса. поскольку ведет к росту уровня внутренних инвестиций в результате чего увеличивается дефицит текущего платежного баланса. Увеличение темпов экономического роста вероятно будет способствовать и росту уровня национальных сбережений, но в меньшей степени чем росту уровня инвестиций. Уровень национальных сбережений будет повышаться главным образом за счет государственных сбережений, так как снижение бюджетного дефицита является частью регулируемого государством процесса стабилизации экономики. Уровень частных сбережений, на наш взгляд, может вырасти лишь незначительно.
Общий дефицит текущих платежных балансов всех переходных экономик, по прогнозам МВФ, должен составить 3,9% от ВВП в период 1998-2002 гг. Уровень внутренних инвестиций может увеличится в большей степени, чем уровень национальных сбережений, и по прогнозу может возрасти. в 1999-2002 гг. на 4,5 процентных пункта по сравнению с 1996 годом.
Рассматривая все переходные экономики в целом, можно выделить несколько этапов движения капитала в эти страны. До начала процесса трансформации, в 1988-1989 гг, приток капитала состоял в основном из заимствований банковского и частного предпринимательского секторов. Однако эти источники исчезли в процессе трансформации и в начале 1990-х наблюдался чистый отток капитала - либо снижение чистых внешних заимствований, либо отток портфельных инвестиций (в числе других международных операций с активами). Эта ситуация кардинально изменилась в 1993-1995 гг., когда наблюдался огромный чистый приток прямых инвестиций и кредитов от МВФ и других официальных кредиторов.
Чистые кредиты МВФ были большими в абсолютном выражении, но их доля в общем чистом притоке капитала уменьшалась (составляла 20% от общего притока капитала). Прямые иностранные инвестиции, близкие к нулю до 1990 г., начали расти в 1991 г. (2,3 млрд. долл. США) и продолжали устойчиво нарастать, достигнув в 1995 г. 13,3 млрд. долл. США (около 36% от общего притока капитала в этом году).
Если использовать подход МВФ, согласно которому при дефиците текущего платежного баланса, превышающем 5% от ВВП, должен проводится мониторинг устойчивости текущего платежного баланса, то из числа 28 стран, шесть имели дефицит, превышающий 5% от ВВП в период 1995-96 гг.: Венгрия, Чехия, Эстония, Хорватия, Литва и Словакия; Украина была близка к этой отметке.
В результате реформ рентабельность капиталовложений увеличилась, появились новые инвестиционные возможности, уровень внутренних инвестиций повысился. В то же время уровень сбережений оказался ниже уровня инвестиций, в частности, потому что возобновление экономического роста привело к увеличению уровня потребления. Поскольку национальные сбережения включают как частные, так и государственные сбережения, снижение общего их уровня связано также с ростом бюджетного дефицита.
Уровень национальных сбережений зависит и от естественной реакции частного сектора на изменения в ожиданиях по поводу будущего экономического роста. В целом анализ структуры и динамики платежных балансов позволяет выявить реальные тенденции развития стран с переходной экономикой и разработать конкретные рекомендации по государственной политике валютного регулирования, регулирования платежного баланса и реализации стратегических приоритетов устойчивого развития национальных хозяйств.


Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект N 00-02-00118а "Регулирование платежного баланса в странах с переходной экономикой")

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия