Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (81), 2022
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Рагимли С. Р.
докторант Академии государственного управления
при Президенте Азербайджанской Республики (г. Баку)


Некоторые подходы к инновационному развитию и кластеризации в промышленности Азербайджана
В статье показан широкий спектр принимаемых на государственном уровне решений по формированию инновационных кластеров, отличительной особенностью которых является тенденция создания кластеров на базе действующих технопарков. В современных условиях глобализации доминирующей целью экономической политики Азербайджана является рост национальной конкурентоспособности и расширение доли национальных компаний на внутреннем, региональном и мировом рынках. Приоритетными направлениями экономической политики являются диверсификация экономики, повышение эффективности деятельности промышленных компаний. В то же время управление конкурентоспособностью становится все более затруднительным из-за исчерпания потенциала традиционной промышленной политики, что вызвало к жизни развитие технологической и производственной специализации и кооперации в рамках сетевых структур — инновационных кластеров. Отмечено, что кластерный подход в управлении промышленностью в корне меняет принципы государственной промышленной политики и требует модернизации деятельности регионального управления
Ключевые слова: Азербайджан, инновационная политика, промышленная кластеризация, технологические парки, региональные инновационные зоны, принципы государственной промышленной политики
УДК 334.7; ББК 65.2   Стр: 174 - 177

Кластеры как инструмент инновационной деятельности. В условиях активной интеграции Азербайджана в мировую экономику, повышения конкурентоспособности, необходимость перехода к модели инновационного развития требуют создания национальной инновационной системы. Для ее формирования требуется усиление связей между наукой и производством, внедрение научно-технических достижений, создание нового механизма соответствия научных исследований потребностям бизнеса и рынка. В связи с этим следует отметить Распоряжение Президента Азербайджанской Республики «Об обеспечении координации в области инновационного развития в Азербайджанской Республике» от 10 января 2019 года, в котором предусмотрена подготовка Стратегии инновационного развития Азербайджана. В инновационном развитии государства важен концептуальный подход.
Повышение инновационной активности подразумевает формирование эффективных рыночных и государственных механизмов для стимулирования производства конкурентоспособной продукции и эффективной реализации инновационного потенциала, в том числе соответствующего законодательства и нормативно-правовой базы.
Закон «О создании в Азербайджанской Республике специальных экономических зон» и соответствующий Указ Президента И. Алиева по его применению был принят в 2009 г. С его реализацией начинались расширение инновационной деятельности в экономике страны, модернизация различных отраслей экономики, увеличение экспортного потенциала ненефтяных секторов страны. На основе указанных нормативных актов предполагалось путем создания специальных экономических зон (СЭЗ) и технопарков повысить уровень активности предпринимательства, научно-технических разработок, инновационных элементов хозяйствования и других составляющих, призванных способствовать повышению эффективности экономики Азербайджана.
Создание технологических парков реализуется также в рамках проекта формирования региональной инновационной зоны (РИЗ), проект которой предусматривает стимулирование малого и среднего инновационного предпринимательства, производство и экспорт электронного оборудования и программного обеспечения, превращение страны в эффективный транзитный информационный центр, подготовку и развитие людских ресурсов для формирующегося информационного общества, внедрение информационных технологий в разных отраслях [1, c. 23]. Это требует современных исполнительских навыков и компетенций [2].
Для многих компаний это сложная задача. Во-первых, при постановке цели инновационного проекта, благодаря межфирменной интеграции, выявляется потребность в гарантированных инновациях. Во-вторых, сотрудничество между фирмами способствует мобилизации финансовых и производственных ресурсов для осуществления инновационной деятельности и распределения инвестиционных рисков, связанных с инновационными проектами. В-третьих, сотрудничество ведет к росту инвестиционной активности участников. Это связано с тем, что совокупная прибыль и инвестиционный поток становятся более стабильными и прогнозируемыми, что ведет к снижению рисков кредиторов. В-четвертых, интеграция расширяет обмен знаниями и опытом, а это, в свою очередь, стимулирует создание инновационных технологий и продуктов.
В современной научной литературе и управленческой практике пока еще доминирует технократический подход в решении вопроса внедрения инноваций в систему государственного управления социально-экономическим развитием, при этом явно недооцениваются факторы административно правового характера, умаляется значимость организационно-управленческих элементов в нововведениях, относящихся к государственному и муниципальному управлению [3, c. 76].
В результате исследования многие авторы [4] приходят к выводу, что реализация потенциала кластеризации в повышении конкурентоспособности региональной экономики может быть достигнута путем формирования комплексного механизма управления региональным социально-экономическим развитием.
Кластерный подход является новым инструментом регионального управления для экономики Азербайджана. Поэтому до сих пор не создан усовершенствованный практический механизм его разработки [5, c. 335]. Региональная кластерная политика включает в себя активные государственные меры по созданию и стимулированию регионального кластера.
Связь между инновационными системами и эволюцией кластеров сложна. Согласно Региональному инновационному системному подходу (РИС), кластеры являются его неотъемлемой частью. Эмпирические исследования РИС показывают, что формирование, рост, созревание и, возможно, обновление кластерных групп связаны только с инфраструктурой, институциональной структурой, культурными аспектами и особенностями политической деятельности определенного региона.
В настоящее время Азербайджан вступает в новую индустриальную эру. В отчете о промышленном развитии UNIDO, отмечается, что обрабатывающая промышленность консолидировалась, набрала масштабы и повысила эффективность благодаря технологическим и управленческим инновациям [6]. В Азербайджане промышленный сектор воспринимается как источник инноваций, создания рабочих мест и роста. Для стран со средним уровнем дохода, таких как Азербайджан, инвестиции в производственный и человеческий потенциал, новые инновационные отрасли промышленности и технологии являются приоритетным направлением для повышения конкурентоспособности, выхода на новые рынки и роста доходов выше среднего. Курс на развитие промышленного потенциала Азербайджана серьезно помогает добиться положительного изменения структуры как импорта, так и экспорта страны [7].
Традиционно в экономике и практике больше внимания уделялось технологическим инновациям в процессе различных инноваций. Однако растет представление о том, что их внедрение связано с соответствующим развитием организационных инноваций: технологические инновации делают научные достижения технически возможными, а организационные технологии делают их экономически целесообразными [8].
Организационно-экономические проблемы инновационного развития экономики и государственная поддержка развития кластеров. В настоящее время важной задачей, стоящей перед экономикой Азербайджана, является обеспечение инновационного развития промышленности, модернизации, повышение уровня эффективности и доведение качества продукции до уровня промышленно развитых стран. Для этого необходимо изучение технологических и продуктовых инноваций как одного из аспектов модернизации промышленности и результатов кластеризации. В принципе, государство может внести свой вклад, проводя соответствующую промышленную политику. Однако необходимо определить, как различные виды экономической политики и другие факторы влияют на инновационную активность предприятий. В этой связи нашей основной целью является анализ информации об инновационной деятельности азербайджанских предприятий и определение направления воздействия на нее различных факторов.
Данные, которые мы используем в этом исследовании, основаны на двух разных источниках: а) опросные и отчетные материалы рейтинговых агентств, которые проводятся специально для исследований в этой области и в то же время отражают бизнес-среду в Азербайджане; б) информация Госкомстата об инновационной деятельности азербайджанских предприятий отражает затраты предприятий в связи с их инвестиционной политикой и коммерческой деятельностью. Эти материалы обобщают данные и предоставляют информацию об оценках инноваций предприятиями по трем критериям: «основной или решающий», «значительный» и «незначительный» (табл. 1).

Таблица 1
Динамика и объем инновационной продукции по уровню новизны и видам экономической деятельности (тыс. манатов)
Инновационная
продукция
по видам
экономической
деятельности
Инновационная продукция
по уровню новизны
Претерпевший
значительные
изменения
или вновь
внедренный
продукт
Усовершенствованный
продукт
201020152020201020152020
Промышленность в целом4384,0929,721698,12029,0589,73905,9
Горнодобывающая индустрия2495,7
Обрабатывающая промышленность,
в том числе:
4384,0929,719202,42029,0589,73905,9
производство продуктов питания328,021,0
производство напитков758
текстильная промышленность1717,0
химическая промышленность13,4311,4127,5
металлургическая промышленность12560,03852,0
производство компьютеров и электронного оборудования6073,2
производство машин и оборудования1262,0158,3241,2430,0
монтаж и ремонт машин и оборудования1311,032,232,9
Источник: Госкомстат, составлено автором

Из таблицы видно, что за последние 10 лет можно отметить положительную тенденцию роста главных показателей инновационной деятельности в промышленности страны. Однако в настоящее время Азербайджан находится лишь на начальном этапе перехода экономики от ресурсоориентированного на инновационный тип развития.
Анализ научно-технологической и инновационной деятельности Азербайджана показал, что развитие национальной системы поддержки и внедрения инноваций в стране находится на стадии формирования. Этим и объясняется некоторое отставание от ведущих стран мира. Следует отметить, что потребность в создании методики управления развитием предприятия на основе инновационного потенциала, является актуальной задачей для промышленности Азербайджана и для выработки современной промышленной политики.
Научно-исследовательские работы в области хозяйственной деятельности в Азербайджане осуществляются государственными учреждениями, т.е. научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями. Высокий интеллектуальный потенциал экономически активной квалифицированной рабочей силы Азербайджана и геополитическое положение страны являются уникальными условиями для успешной региональной политики, направленной на использование инновационных технологий. Стратегическим направлением быстрого внедрения инноваций, как видно из данного исследования, является кластерная политика. Эта политика представляет собой меры, принимаемые для развития кластеров на всех уровнях. Основными задачами кластерной политики являются повышение конкурентоспособности и инновационного потенциала промышленного производства, развитие малого и среднего предпринимательства.
На рис. 1 сгруппированы факторы инновационной активности предприятий и выявлены причины низкой инновационной активности азербайджанских компаний, а также проблемы формирования потребности в инновациях.
Рис. 1. Основные факторы и причины, препятствующие инновациям на промышленных предприятиях
(составлено автором)

Экономические факторы:
– недостаточность собственных денежных средств;
– недостаточность финансовой помощи со стороны государства;
– низкий платежеспособный спрос на новые продукты;
– высокая ценность новшеств;
– высокий экономический риск;
– длительные сроки возмещения расходов на новые продукты.
Производственные факторы:
– низкий инновационный потенциал предприятия;
– нехватка квалифицированных работников;
– недостаток информации о новых технологиях;
– неприятие инноваций предприятиями;
– недостаток информации о рынках сбыта;
– отсутствие возможностей для кооперации с другими предприятиями и другими научными организациями.
Прочие причины:
– отсутствие потребности в новых продуктах в результате предыдущих инноваций;
– отсутствие законодательства и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность;
– неопределенность продолжительности инновационного процесса;
– неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднической, информационной, правовой, банковской и др. услуг);
– неразвитость рынка технологий.
В комплексе организационно-экономических проблем инновационного развития экономики государств — участников СНГ можно выделить три основных группы [9]: проблемы согласования интересов; технологические проблемы; системные проблемы. При рассмотрении организационно-экономических проблем инновационного развития экономики государств Содружества необходимо выделить трансформацию роли науки, бизнеса, власти и общества в их взаимоотношениях, что должно способствовать реальному включению в технологическое развитие экономики.
Причины низкой инновационной активности азербайджанских предприятий самые разные. На рисунке показаны наиболее важные из них. В повышении инновационной активности предприятий много сложных проблем: нехватка инновационных ресурсов, низкий спрос на инновации, низкий технологический уровень производства на некоторых предприятиях, тенденция экономики к монополизации и т.д.
Среди причин низкого спроса на инновационные продукты и технологии можно отметить дешевизну сырья и рабочей силы, что не стимулирует инвестиции в инновации; высокие тарифы на внутреннем рынке естественными монополиями, что приводят к низкой норме прибыли и снижению конкурентоспособности продукции; слабость мер государства по предоставлению налоговых, кредитных, амортизационных льгот; наличие в Азербайджане ряда серьезных проблем в области научно-технических исследований; недостаточная коммерциализация результатов НИОКР, что выражается в том, что незначительная часть результатов научно-технической деятельности участвует в хозяйственном обороте; несоответствие исследований и разработок, проводимых исследовательскими институтами и вузами, потребностям промышленности; слабая координация участников инновационного процесса.
Наибольшее влияние на инновационные процессы оказывает, прежде всего, экономическая политика государства в сфере инноваций. Меры государственного воздействия в сфере инноваций могут осуществляться прямо и косвенно. Их соотношение определяется экономической ситуацией в стране и отдельными вопросами государственного регулирования.
Прямые поощрения направляются на определенные исследовательские организации, особый инновационный проект промышленного значения. Прямые методы воздействия включают использование в существующих системах стимулирования традиционных госзаказов, адресных субсидий и более новой системы грантов.
Косвенные методы, используемые в государственной инновационной политике, в основном направлены на стимулирование инновационных процессов путем создания благоприятной среды для инноваций. Определяющую роль в этом отношении играют либерализация налоговых и амортизационных процессов, их законодательное регулирование и политика льготного кредитования.
Особое значение в системе косвенных мер государственной инновационной политики занимает также законодательство об интеллектуальной собственности (патентно-лицензионное законодательство, законы о промышленных образцах). Четкое правовое регулирование интеллектуальной собственности создает экономическую заинтересованность в получении платы за аренду инновационной собственности [10].
Будущее устойчивое развитие экономики Азербайджана зависит, главным образом, от экономических реформ и прогресса в промышленном секторе, мер, принимаемых правительством в области экономической, инвестиционной и инновационной политики, стабильных цен на сырую нефть в азербайджанских манатах. Как известно, в 2015 году на экономику страны негативно повлияло падение мировых цен на нефть и девальвация маната. Это привело к сокращению использования капитала, увеличению операционных расходов и неопределенности в отношении инфляции и экономического развития.
Для предотвращения этих процессов правительство Азербайджана разработало соответствующий план действий. «Стратегическая Дорожная Карта по перспективам национальной экономики» утверждена Указом Президента Азербайджанской Республики от 6 декабря 2016 года. В то же время международные рейтинговые агентства регулярно оценивают кредитный рейтинг Азербайджанской Республики. Fitch и S&P присвоили Азербайджанской Республике рейтинг «BB+». Агентство Moody’s Investors Service присвоило стране кредитный рейтинг «Ba2». Будущее экономическое развитие промышленности Азербайджана во многом зависит от эффективного регулирования правительством экономических и финансовых вопросов, а также от налоговых, правовых, и политических реформ. В связи с этим следует разработать комплексный план мер с участием научно-исследовательских институтов страны для системной разработки, изучения направлений кластеризации и обеспечения устойчивости промышленного бизнеса.
Уровень конкуренции, с которой сталкивается большинство предприятий в стране, влияет на инновационную активность. Для большинства предприятий технологические ограничения являются серьезным препятствием для инноваций. Влияние деятельности государства на инновационную среду, в которой функционируют предприятия, является значимым и необходимым.
В заключение следует отметить, что кластерный подход в управлении промышленностью в корне меняет принципы государственной промышленной политики. Особенно это относится к cтранам СНГ и требует организации стратегического взаимодействия науки и бизнеса. Как показывает мировая практика, кластеры появляются и эволюционируют естественным путем там, где есть инновационные условия и предпосылки для этого в виде межотраслевых производственных связей. Роль политики при этом заключается в создании условий для развития предпринимательства, создании новых фирм, поощрения инноваций, улучшения инвестиционного климата.
Таким образом, существующая инновационная деятельность определяется современным технологическим уровнем азербайджанской промышленности и диктует потребность в кластеризации промышленности.


Список использованных источников:
1. Инновационно-технологические кластеры стран — членов МЦНТИ (Информационный материал), Международный центр научной и технической информации Февраль 2013 г. — c. 23, http://www.icsti.su/uploaded/201304/cluster.pdf
2. Joost Korver, A Successful Approach to Corporate Innovation: ‘The 8 Ps of Innovation’, https://innovationmanagement.se/2020/05/26/a-successful-approach-to-corporate-innovation-the-8-ps-of-innovation/
3. Сульдина Г.А. Концептуальные подходы к инновационной деятельности в системе административно-государственного управления // Право и управление. XXI век. — 2012. — № 2 https://mgimo.ru/upload/iblock/4dd/4dd014eb679373a4a31460d4f2d7cb9b.pdf, c.76
4. E.V. Frank, O.V. Mashevskaya, L.V. ErmolinaInnovational mechanism of implementation of cluster initiatives in business, European Research Studies Journal, 2016, vol. XIX, issue 1, 179–188, https://econpapers.repec.org/article/ersjournl/v_3axix_3ay_3a2016_3ai_3a1_3ap_3a179–188.htm
5. Алиев Т. Кластеры: международный опыт и инновационное развитие: Монография. — Баку: Наука и знание. — 2019. — С. 335.
6. Отчет о промышленном развитии — 2018. Спрос на продукцию обрабатывающей промышленности: фактор всеохватывающего и устойчивого промышленного развития. Вена, https://www.unido.org/sites/default/files/files/2017–11/IDR2018_OVERVIEW_RUSSIAN.pdf
7. Профессор МГИМО Владимир Сухой: Азербайджан формирует конкурентоспособный промышленный комплекс, Москва-Баку.ru 18 января 2022, https://moscow-baku.ru (дата обращения 30.01.2022)
8. Кречко С.А., Организационные инновации в обеспечении технологического развития предприятий промышленных кооперационных сетей: автореф. диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — СПб. — 2019. — С. 3.
9. Бойко А.Н. Власкин Г.А. Ленчук Е.Б. Овчинников В.В. Цукерман В.А. Опыт инновационного сотрудничества стран ЕС и СНГ // https://e-cis.info/cooperation/3121/77447/ (дата обр. 30.01.22)
10. Инютина Е.Н., Вопросы формирования спроса на инновации как фактор усиления инновационной активности предприятий // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» 2012, Том 3, № 1, с. 111–121, c. 117, https://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles/2012/TGU_3_15.pdf

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия