Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (81), 2022
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Кроливецкий Э. Н.
профессор кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии
Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения,
доктор экономических наук

Кроливецкая С. М.
доцент кафедры экономики
Северо-Западного института управления —
филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации (г. Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук


Целевое ориентирование стратегического управления социально-экономическим и инновационным развитием региона
В статье раскрываются методические подходы к раскрытию и формулированию видения и целевого ориентирования средне-, долгосрочной будущей деятельности региона, его отраслевых и локальных составляющих в условиях изменения экономических, социальных и инновационных состояний внешней и внутренней сред. Излагается потенциальная возможность достижения целевых ориентиров экономических и социальных результатов, эффективности использования располагаемых ресурсов, конкурентных преимуществ в процессе стратегического управления социально-экономическим и научно-инновационным развитием субъекта Российской Федерации
Ключевые слова: стратегическое целевое ориентирование, стратегическое управление, экспертно-сценарный прогноз, индекс роста, региональное хозяйство
УДК 338.467   Стр: 149 - 151

Соединение в системе стратегического управления социально-экономическим и научно-инновационным развитием регионального хозяйства, его предпринимательских структур процедурно-технологических элементов в единой направленности текущего функционирования и средне-, долгосрочного развития может быть представлено таким обобщающим понятием, как стратегическое целевое ориентирование объекта управления на достижение им максимально возможных экономических и социальных результатов, эффективности использования располагаемых материально-технических, трудовых и природных ресурсов.
Формирование необходимого состава технологических элементов в системе стратегического управления социально-экономическим и инновационным развитием региона связано с тем, что устранение, нейтрализация или экономически и социально приемлемый уровень противодействия влиянию негативным факторам внешней и внутренней сред требует такого сосредоточения технологических элементов, взаимодействующих между собой, которое в своём объединённом системном единстве было бы адекватно поставленным к достижению ориентирам результативности регионального хозяйства [1, 2].
Создание состава технологических элементов и последующее их синтезирование в системе стратегического управления текущим функционированием и перспективным развитием единого процедурно-технологического комплекса целевого ориентирования на достижение поставленных экономических, социальных результатов, эффективности потребляемых ресурсов, на наш взгляд, должно соответствовать как организационным, интеллектуальным, так и ресурсным возможностям субъекта управления.
В рамках единого процедурно-технологического комплекса стратегического целевого ориентирования региональной экономики основными технологическими составляющими выступают: стратегическое видение состояния экономического, социального, научно-инновационного развития объекта управления, его предназначение (миссия); стратегическая цель, обобщающая (базовая) и функциональные (частные) стратегии. При этом каждая из данных технологических составляющих системы стратегического развития регионального хозяйства, её синтезированного комплекса целевого ориентирования в условиях неустойчивого состояния внешней и внутренней сред формулируется составом квалифицированных менеджеров, приводится к необходимому уровню адекватности с реальным положением дел текущей деятельности и в соответствии со значимыми оценками средне-, долгосрочного прогноза развития региона, его основных отраслевых и локальных составляющих.
Стратегическое видение социально-экономического и научно-инновационного состояния региона за установленный средне-, долгосрочный периоды времени (от 3 до 15 лет) развития квалифицированными менеджерами должно формулироваться и обосновываться, исходя не только из экстраполяционных тенденций изменения экономических и социальных результатов, эффективности деятельности всего комплекса региональных предпринимательских структур производственной сферы и сферы услуг, в целевом отношении ориентированных на достижение экономических, социальных и технологических результатов, но и из оптимистических представлений субъекта стратегического управления о наиболее вероятных темпах экономического роста, увеличения объёмов оказания услуг, об изменяющихся условиях социально-экономического и инновационного развития, влияния факторов макро-, микросред, о ресурсных и организационных возможностях противодействия негативным и содействия положительным факторам влияния внешней и внутренней сред.
В экономической литературе видение социально-экономического и технологического состояния объекта стратегического управления (региона, предпринимательской структуры) в средне-, долгосрочном периодах рядом автором рассматривается как «... картина того, о чём можно мечтать, состояние предпринимательской деятельности, которое может быть достигнуто в отдалённом будущем при самых благоприятных условиях» [11, с. 557]. В целом данное представление авторами видения состояния субъекта стратегического управления отражает общую характеристику данного понятия, так как соединяет в себе оптимистический уровень ожидаемого состояния управляемого объекта. Но в то же время данная трактовка видения хозяйствующего субъекта, региона, на наш взгляд, требует некоторой конкретизации и уточнения.
Так, например, гипотетическое (в мечтах) представление о приемлемом для субъекта стратегического управления социально-экономическом и ином состоянии управляемого объекта (региона, предприятия) «в отдалённом будущем при самых благоприятных условиях» не подтверждается какими-либо прогнозными оценками возможного достижения экономических, социальных результатов, эффективности деятельности. Кроме того, авторами не установлена хотя бы примерная длительность периода времени, на который рассчитано ожидание желаемого видения экономического, социального и технологического состояния объекта стратегического управления.
Вместе с тем, видение социально-экономических и научно-инновационных изменений, устойчивого состояния функционирования объекта стратегического управления, наиболее приемлемого для его менеджмента уровня эффективности использования располагаемых видов ресурсов должно быть сформулировано на обобщающей основе, включающей интегральную характеристику конкурентоспособности, диверсификации производства за счёт многофункционального использования имеющихся ресурсов.
Видение квалифицированными менеджерами общего (социально-экономического, технологического) состояния региона, в наиболее полной мере отражающее реальное его состояние, соответствующее объёмам и эффективности используемых ресурсов изменяющимся условиям и силе влияния факторов внешней и внутренней сред, на наш взгляд, должно быть сформулировано на основе экспертно-сценарных оценок достижения планируемых результатов, эффективности деятельности в устанавливаемом будущем периоде времени, с учётом природно-климатических, географических, отраслевых, технологических и инфраструктурных особенностей средне-, долгосрочного развития объекта стратегического управления [3, 4].
В качестве приемлемого экономически, социально и инновационно для субъекта стратегического управления развитием регионального хозяйства в перспективном периоде времени, сформулированного на основе экспертно-сценарного прогноза, могло бы выступить такое видение состояния региона, как: «Региональное хозяйство, достигшее планируемых темпов роста экономических и социальных результатов, эффективности используемых ресурсов, обладающее адекватным ресурсным потенциалом, конкурентными преимуществами, активно применяющее в своей деятельности технические, технологические, процессные, продуктовые, управленческо-информационные новшества в целях успешного позиционирования на межрегиональных и зарубежных рынках товаров и услуг, имеющее высокий уровень инвестиционной и инновационной привлекательности, обновления и модернизации объектов производственной и социальной инфраструктуры, качества жизни населения».
Адекватность формулирования видения будущего функционирования региона, его отраслевых и локальных составляющих ресурсному и конкурентному потенциалам в стратегическом целевом ориентировании на достижение максимально возможных экономических и социальных результатов, эффективности ресурсопотребления также в существенной степени зависит от учёта в экспертно-сценарных оценках:
• состояния национальной экономики (темпов экономического роста, стабильности функционирования производственной и социальной сферы, конкурентоспособности), финансово-инвестиционного обеспечения и эффективности реализации целевых программ и проектов по обновлению и модернизации объектов инфраструктурного комплекса;
• результатов стратегического анализа социально-экономического, научно-инновационного и структурно-организационного развития региона, его ведущих отраслевых и локальных составляющих, определяющих потенциальные возможности региона достигать качественных и количественных характеристик формулируемого видения в системе стратегического управления развитием региона.
При применении методического подхода к раскрытию социально-экономического и научно-инновационного видения и формулированию в обобщающей (синтезированной) логико-вербальной форме состояния, например, такого субъекта Российской Федерации, как Ленинградская область, необходимо исходить не только из текущих и прогнозных средне-, долгосрочных оценок экономического, социального, научно-инновационного (технологического) развития данного административно-территориального образования, но и из географического положения региона, его природных ресурсов, климатических условий (атлантико-континентальных, свойственных климату умеренного пояса).
Обобщающая характеристика состояния Ленинградской области, как регионального хозяйства, может выступать основой для определения параметров-оценок состояния ресурсного потенциала составляющих, характеризующих отдельные виды конкурентных преимуществ региона. При этом географическое положение и климатические условия Ленинградской области выступают одними из основных факторов, влияющих на представление логико-вербального содержания видения социально-экономического состояния региона в будущем (в установленном квалифицированными менеджерами средне-, долгосрочном периоде времени).
Конкретизацией представления видения региона в системе стратегического управления его развитием состоит в том, что имеющийся у региона выход к Финскому заливу предоставляют ему возможность транспортировать из Усть-Луги по трубопроводам углеводородные продукты, осуществлять контейнерные перевозки в страны Европейского Союза как по Балтийскому морю, так и другими видами транспорта через Финляндию, Эстонию. Такого рода географическое положение Ленинградской области позволяет в оптимистической форме представлять социально-экономическое и технологическое состояние региона в средне-, долгосрочной перспективе. При этом необходимо в логико-вербальной характеристике видения данного регионального хозяйства учитывать растущие потребности Европейского Союза в транспортировке углеводородного сырья, промышленной продукции и услуг региона.
В Ленинградской области за период 2017–2021 гг. наблюдался рост инвестиционной активности, позволяющий считать наиболее вероятным и повышение ежегодного индекса валового регионального продукта. Так, в период 2017–2018 гг. рост объёмов инвестиций в основной капитал (в фактически действовавших ценах, млн руб.) соответственно, был равен 125,7% и 138,9%. А в первом полугодии 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года объём инвестиций в основной капитал Ленинградской области увеличился на 104,8%. При этом сохранилась тенденция корреляционного роста валового регионального продукта (2017 год — 963804 млн руб., 2018 год — 1104436 млн руб.) [6, 8]. За указанный среднесрочный период времени индекс физического объёма валового регионального продукта в процентах к предыдущему году, соответственно, был равен 101,4% и 104,2% [6, 7]. Индекс физического объёма валового регионального продукта в процентах к первому полугодию 2020 года в 2021 году составил 102,6%.
Являясь доминирующим в структуре видов деятельности региональной экономики, промышленное производство Ленинградской области в период 2017–2021 гг. имело тенденцию роста. При этом индекс промышленного роста региона в 2019 г. по сравнению с 2018 г. составил 104,9%. Индекс промышленного производства анализируемого субъекта Российской Федерации в первой половине 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года был равен 107,6% [5, 6].
Рост индекса добычи полезных ископаемых Ленинградской области в 2019 г., по сравнению с 2018 г., на 107,7% (рост индекса обрабатывающих производств — 105,4%) выступает свидетельством тенденции увеличения объёмов добываемых полезных ископаемых в регионе. Поэтому объединение географических, природных факторов, инвестиционной активности в обновление и технологическую модернизацию основного капитала Ленинградской области, может выступать важным компонентом адекватности с реальными условиями формулирования видения в системе стратегического управления средне-, долгосрочным развитием регионального хозяйства, его экономических и социальных результатов [9, 10].
Логистическая составляющая влияния на поддержание устойчивых темпов роста валового регионального продукта Ленинградской области, разработку и внедрение технологических, продуктовых, процессных и организационных новшеств, достижение поставленных целевых экономических, социальных ориентиров, эффективности региональной деятельности состоит не только в географическом факторе близости к промышленно развитым регионам Северо-Западного федерального округа, стимулирующего возможность увеличения объёмов межрегиональных торгово-закупочных и транспортных операций, но и в осуществлении транспортировки товаров через Балтийское море в страны Европы, американского и африканского континентов, а также углеводородов по построенным трубопроводам Северного потока.
Немаловажной составляющей для формулирования видения средне-, долгосрочного будущего социально-экономического и научно-инновационного состояния Ленинградской области выступают технологические проекты расширения и модернизации портов по транспортировке углеводородов, нефтеперегрузочных комплексов, создающих предпосылки для превращения транспортно-логистического узла в крупный нефте-, газоперевалочный центр страны.
В целом видение будущего социально-экономического и научно-инновационного развития субъекта Российской Федерации в системе стратегического управления не должно быть только декларацией. Оно должно быть конкретизированной, понятной и мотивированной формой восприятия экономически активным населением региона обоснованных сценарно-экспертных оценок будущего региональной экономики, вызывающей доверие к его содержанию и экономический интерес.
Формулирование видения экономического, социального и технологического состояния региона в средне-, долгосрочной перспективе в процессе синтеза конкурентных преимуществ региона, эффективной реализации ресурсных и организационных возможностей в рамках стратегического целевого ориентирования субъекта Российской Федерации на достижение максимально возможных экономических и социальных результатов, эффективности использования материально-технических, трудовых и природных ресурсов может выступать региональной идеей целенаправленного развития, соблюдения планируемых темпов экономического роста, повышения качества жизни и благосостояния населения региона.


Список использованных источников:
1. Кирильчук С.П., Романенко А.Ю. Реформирование сферы стратегического планирования развития экономических систем мезоуровня. // Проблемы современной экономики. — 2020. — № 1(73). — С. 102–105.
2. Евменова Н.И., Кроливецкий Э.Н. Обеспечение критериально-целевой ориентации на достижение планируемой эффективности развития региона. // Петербургский экономический журнал. — 2021. — № 2.- С. 6–12.
3. Региональная экономика и развитие территорий / Под ред. Л.П. Совершаевой. — СПб.: ГУАП, 2018. — №  1(12). — 250 с.
4. Голубева В.К. Особенности стратегического управления инновационным развитием организаций сферы услуг. // Журнал правовых и экономических исследований. Journal of Legal and Economic Studies, — 2016. — № 3. — С. 112–115.
5. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в I полугодии 2021 года. / Российская газета — Федеральный выпуск №  207(8558). 10 сентября 2021 г. Режим доступа — свободный. https://rg.ru/2021/09/09/rosstat-dok.html.
6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021: Стат. сб. / Росстат. — М., 2021. — 1172 с.
7. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2020: Стат. сб. / Росстат. — М., 2020. — 766 с.
8. Российский статистический ежегодник. 2020: Стат. сб. / Росстат. — М., 2020. — 700 с.
9. Evmenov A., Krolivetsky E., Krolivetskaya S., Sorvina T. Communication support as a factor in the effectiveness of the innovative subsystem and the formation of poles of sustainable development of the region. / In the collection: E3S Web of Conferences. Topical Problems of Green Architecture, Civil and Environmental Engineering, TPACEE 2019. V. 164, 2020. 10036 (2020). [Электронный ресурс] https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/pdf/2020/ 24/e3sconf_tpacee2020_10036.pdf.
10. Кроливецкий Э.Н., Мельниченко А.М. Целеполагание в системе управления формированием и развитием инновационной среды на основе институционального подхода // Журнал правовых и экономических исследований Journal of legal and economic studies. — 2018. — № 4. — C. 153–157.
11. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 576 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия