Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (81), 2022
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Панфилов Г. Е.
аспирант кафедры финансов
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Привлечение инвестиций в корпорацию с помощью первичного публичного размещения акций (IPO)
В статье проведен комплексный авторский анализ привлечения инвестиций корпоративным сектором в Российской Федерации с помощью такого современного инструмента как IPO. Дана оценка результативности применения данного инструмента на отечественном финансовом рынке. Автором были использованы методы экономического анализа, сравнения и перехода от частного к общему. Показано, что, несмотря на свою популярность и широкое применение публичного первичного размещения за рубежом, в России этот процесс привлечения капитала стал применяться сравнительно недавно, хотя многие мировые компании продолжают развиваться и готовы привлекать дополнительные средства путем IPO
Ключевые слова: IPO, инвестиции, корпоративный сектор, первичное публичное размещение, рынок акций, финансовый рынок
УДК 336.763; ББК 65.263   Стр: 131 - 135

На сегодняшний день одной из ключевых проблем экономической системы является вопрос привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов. Общеизвестно, что экономический рост компании невозможен без дополнительных источников финансирования, направляемых на пополнение оборотных средств, технологическое развитие предприятия и многое другое. Так, первичное публичное размещение акций (IPO) на фондовом рынке является одним из наиболее эффективных способов привлечения инвестиций (капитала) для развития корпорации и ее экономического роста. Инструмент приобретает особое значение как на мировом, так и на отечественном финансовом рынке в условиях увеличения рыночной конкуренции и возрастающей ролью инноваций в экономике.
Любая корпоративная организация на протяжении всего своего жизненного цикла нуждается в привлечении финансовых ресурсов в целях развития предприятия. Первичное публичное размещение акций выступает одним из быстро развивающихся альтернативных источников привлечения инвестиций, способных повысить уровень акционерного капитала, увеличить ликвидность компании, а также повысить ее престиж.
В современной международной и отечественной литературе существует устоявшаяся аббревиатура данному термину — IPO.
Так, согласно наиболее распространенному взгляду на определение первичного публичного размещения акций, IPO представляет собой метод привлечения капитала путем предложения акций компании-эмитента неограниченному кругу инвесторов на рынке ценных бумаг.
Прежде чем перейти к изучению первичного публичного размещения акций и оценке результативности инструмента, необходимо рассмотреть основных участников данного процесса (рис.1).
Рис. 1. Основные участники процесса первичного публичного размещения акций Составлено автором
Как видно из рис.1, в экономической литературе в основном выделяют три основные заинтересованные стороны, каждая из которых преследует свои собственные цели, которые, безусловно, взаимосвязаны между собой.
Компания-эмитент выступает одним из самых вовлеченных в процесс участников, стремясь максимизировать свои доходы путем размещения ценных бумаг для широкой публики на приемлемых условиях. На взгляд автора, ключевыми целями, которые стоят перед компаниями-эмитентами, выступают следующие: максимизация доходов; достижение ликвидности существующего бизнеса на вторичном рынке; расширение сферы деятельности компании; повышение ее доли на рынке товаров и услуг [5, c.25], увеличение деловой репутации организации за счет успешного проведения первичного публичного размещения акций.
Организаторы размещения являются следующими заинтересованными сторонами в данном процессе. К данной группе относятся непосредственно участники и регуляторы размещения, такие как биржи, андеррайтеры, букраннеры, внешние финансовые консультанты, аудиторы и многие другие субъекты, иными словами, те лица, от которых зависит успех проведения IPO.
И, наконец, третья сторона, принимающая непосредственное участие в проведении первичного публичного размещения акций — инвесторы. Ключевыми целями со стороны инвестора можно отметить следующие: диверсификация и расширение инвестиционного портфеля; максимизация доходности акций и их цен, как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе.
Таким образом, при проведении IPO цели компании-эмитента, организаторов размещения и инвесторов могут быть как идентичными и дополнять друг друга, так и противоречить одна другой. Одно очевидно, что единая цель — максимизация своих доходов.
Процесс размещения акций содержит основные этапы, которые необходимо пройти компании-эмитенту для успешной реализации IPO и привлечения инвестиций. Рассмотрим их подробнее.
Первый этап связан с этапом подготовки компании к первичному публичному размещению акций и занимает большую часть времени. На данной стадии происходит объективное представление о компании, формируются отчеты и проводится глубокий анализ компании, устраняются все выявленные недостатки. Также происходит оценка стоимости компании, от которой зависит диапазон цены размещения акций на рынке.
Затем происходит создание некого синдиката андеррайтеров, где формируется зона ответственности. Ведущим в синдикате является лиц-менеджер размещения (инвестиционный банк), функцией которого обозначен контроль организации всего процесса IPO. Также для увеличения количества вовлеченных инвесторов андеррайтер набирает дополнительных участников (организаторов), функциями которых являются обеспечение клиентов необходимой информацией, сбор заявок на приобретение акций и другое.
Процесс выхода компании-эмитента на финансовый рынок регулируется законом и невозможен без юридического сопровождения. Поэтому компании-эмитенту необходимо выполнить определенные условия и подготовить все необходимые документы. Данный процесс трудоемкий и сложный и часто для его реализации привлекается отдельная юридическая компания.
Главной задачей лиц-менеджера является привлечение максимального количества инвесторов посредством информационного меморандума, для этого необходимым условием является предоставление наиболее полной информации о компании, чтобы инвесторы смогли спрогнозировать потенциал развития, доходы и риски своего вложения. В случае, если компания стремится привлекать зарубежных инвесторов, то в информационном меморандуме отображается информация об отечественном законодательстве. Так, на начальном этапе информационного меморандума происходит премаркетинг, то есть поиск потенциальных инвесторов, затем следует road-show (серия выездных организованных встреч с потенциальными инвесторами), где принимают участие главные лица организации. Заключительным этапом всей информационной стадии является составление книги заявок, вследствие чего анализируется точное предложение цен на акции.
Безусловно, на этом информационная деятельность не прекращается, поскольку после приобретения публичного статуса компания-эмитент обязана раскрывать информацию своим инвесторам.
И, наконец, на завершающем этапе процесса определяется точная цена и распределение акций между инвесторами. Торги акциями на финансовым рынке начинаются уже после завершения расчетов по сделке и перевода акций на счета инвесторов при официальном допуске бумаг к торгам на бирже.
Таким образом, по мнению автора, первичное публичное размещение акций представляет собой сложный комплекс организационных, финансовых и юридических процедур, где активное участие принимают не только компании-эмитенты, но и другие посредники.
Практика проведения размещения акций посредством IPO в России не так обширна, как в США, Европе, а также в развивающихся странах (таких как, Бразилия, Индия, Китай). На базе исследования Б.Б. Рубцова и А.В. Напольнова, автором выделены основные периоды развития мирового рынка IPO (табл.1).

Таблица 1
Эволюционный путь развития мирового рынка IPO [составлено автором на основе [4]]
ПериодХарактеристика
начало XVII — начало XIX векаЗарождение стихийного рынка акционерного капитала: становление акционерных обществ и первые публичные размещения акций на бирже (Голландской и Британской Ост-Индских компаний), активное принятие участия розничных инвесторов, отсутствие системы регулирования размещения акций.
1820-е гг. — начало XX векаИнституционализация рынка IPO: формирование и развитие профессиональных, квалифицированных посредников на первичных рынках, а также начало формирования процедур первичного публичного размещения акций.
середина 1910-х — 1970-е гг.Формирование развитого рынка: чередование застоев и сковывания на рынке капиталов (подрыв доверия к фондовому рынку), которые были вызваны мировыми войнами и финансовыми кризисами.
1970-е гг. — настоящее времяСовременный рынок первичного публичного размещения: активизация размещений и значительное расширение круга компаний-эмитентов на рынке капиталов, формирование современной технологии IPO. Количественное и качественное изменение глобального рынка IPO.

Схематично глобальный рынок первичного публичного размещений акций можно представить следующим образом (рис.2).
Рис. 2. Глобальный рынок первичного публичного размещения акций за последние 10 лет [составлено автором на основе [7]]
Во втором квартале 2021 года в мире было проведено 582 IPO, на общую сумму 131 млрд долл. США. Несмотря на то, что этот показатель был ниже рекордного уровня в первом квартале, он значительно опередил второй квартал 2020 года и стал одним из самых высоких показателей за второй квартал за всю историю наблюдений. Общая сумма за первые 2 квартала 2021 года составила 333,9 млрд долл. США. Рекордные показатели первичных публичных размещений во 2 квартале 2021 года во многом обусловлен растущими фондовыми рынками и активностью частных инвесторов, которые готовы приобретать акции приоритетных компаний.
Лидером среди стран в 2021 году являются США (рис.3).
Рис. 3. Лидирующие страны на мировом рынке первичного публичного размещения акций на 2021 год [составлено автором на основе [7]]
Что касается торговых платформ, то наиболее популярными по количеству сделок являются NASDAQ, SSE, SZSE, ASX (рис.4).
Рис. 4. Топ-12 крупнейших бирж по количеству сделок IPO
Согласно статистике консалтинговой компании Ernst & Young (E&Y), приведем диаграмму количества сделок на рынке первичного публичного размещения акций по секторам (рис. 5).
Как видно из рисунка 5, на 30 сентября 2021 года доминирующим сектором остается технологический сектор, на котором было зафиксировано 419 сделок на общую сумму 116,41 млрд долл. США. Так, новые технологические компании быстро заполняют рынок IPO, и многие другие компании готовятся подать заявку в данный сектор. За ними следуют сектор здравоохранения и промышленности, на которые приходится 15% и 11% мировых доходов от IPO соответственно.
Далее рассмотрим историю возрождения современного фондового рынка в Российской Федерации, которая берет свое начало после либерализации экономики в период с 1991 по 1992 гг. Условия для развития фондового рынка до этого были неблагоприятными, поскольку до 1990-х годов движение финансовых поток определялось исключительно принятыми решениями партийных и финансово-экономических органов. Отечественный рынок ценных бумаг начал свое современное формирование 25 декабря 1990 года, когда было принято Постановление Совета Министров РСФСР № 601 «Об утверждении Положения об акционерных обществах», создавшее предпосылки для развития рынка акций, а также формирования законодательной базы.
Общеизвестно, что в конце 1980-х гг. XX века началось глобальное переформатирование экономики из плановой в рыночную, что, в свою очередь, породило потребность в биржах, которые стали появляться стремительными количествами и темпами. В то время одной из значимых ценных бумаг на фондовом рынке были ваучеры, выдаваемые бесплатно всем совершеннолетним гражданам страны для обмена на акции приватизируемых государственных предприятий. Сложность заключалась в низком уровне финансово-экономической подкованности населения страны в целом.
В марте 1992 года Банк России и ряд крупнейших коммерческих банков учредили Московскую межбанковскую валютную биржу (ММВБ), являющуюся закрытым акционерным обществом. В следующие два года (период 1993–1994 гг.) фондовые биржи активно участвовали в приватизации, многие инвесторы активно скупали ценные бумаги и ваучеры, чтобы сосредотачивать в своих владениях крупные предприятия. В тот же период происходили и первые торги фьючерсами на Московской бирже, затем и торги опционами. Все это требовало систематизации и контроля. Так, в марте 1993 года была создана Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам, просуществовавшая до 2004 года, в функции которой входило регулирование рынка ценных бумаг в стране, контроль за деятельностью эмитентов и всех участников рынка, а также проведение государственной политики в области развития фондового рынка [9].
Нельзя не отметить, что в период нестабильности экономики и несовершенства нормативно-правовой системы было очень много недобросовестных участников на фондовом рынке, которые активно торговали ценными бумагами финансовых пирамид, как например акции АО «МММ», организованной Сергеем Мавроди.
В 1995 году появилась фондовая биржа Российской Федерации ОАО «Фондовая биржа РТС» (Российская торговая система), в тот же период начали проводиться торги в электронном виде, объем торгов увеличивался, росла конкурентоспособность среди брокеров, продолжавшаяся до мирового финансового кризиса 1998 года.
Если рассматривать формирование практики привлечения капитала с помощью первичного публичного размещения акций в Российской Федерации, то оно берет свое начало в 1996 году. Тогда российская компания «ВымпелКом» провела первое в нашей стране IPO в классическом понимании на Нью-Йоркской фондовой бирже NYSE, где к продаже предлагались депозитарные расписки, в результате чего компании-эмитенту удалось привлечь 110,8 млн долл. США. Второе IPO произошло спустя 3 года (в 1999 году) компанией «Голден Телеком» на американской фондовой бирже NASDAQ. Третье, реализованное IPO было у компании «МТС» на Нью-Йоркской фондовой бирже NYSE. Все три компании, использующие привлеченный капитал с помощью первичного публичного размещения акций, повысили свою капитализацию более чем в два раза. По мнению автора, российские компании в те годы выбирали зарубежные биржевые площадки ввиду присутствия на них всех групп инвесторов, в том числе и институциональных.
Первый выход компании на российский фондовый рынок произошел только в 2002 г., когда произошло публичное размещение на отечественных биржах ММВБ и РТС информагентства «РосБизнес Консалтинг (РБК)», сумевшего привлечь 13,3 млн долл. США. Компания сломила тенденцию проводить размещение акций только на заграничных площадках. Затем период 2004–2007 гг. характеризовался большим ростом количества проведенных IPO, таких компаний как «Калина», «Иркут», «Седьмой континент», «Арсагера» и другие. 2007 год оказался удачным для нашей страны, вышедшей в лидеры по объему привлеченных средств (36 млрд долл. США) с помощью данного инструмента. Лидерами были такие компании-эмитенты, как «Сбербанк» — 8,8 млрд долл. США, «Роснефть» — 10,4 млрд долл. США и «ВТБ» — 8 млрд долл. США. Общеизвестно, что 2008 год ознаменовался мировым финансовым кризисом и значительно ухудшил ситуацию на рынке IPO. Именно поэтому за 2009 год только 3 компании успешно провели IPO. В 2011 году состоялось IPO компании «Яндекс», привлекшее 1,3 млрд долл. США. После 2011 г. развитие рынка IPO осложнялось санкциями, замедлением роста ВВП и мало предсказуемыми геополитическими событиями. Ситуация стала меняться лишь в 2019 году, тогда на фондовый рынок вышла компания «HeadHunter», привлекшая 220 млн долл. США. В ноябре 2020 года на рынок вышла компания «Ozon», сумма привлеченных средств которой составила 1, 2 млрд долл. США. В 2021 году ожидалось, что на рынок могут выйти до 10 компаний и провести первичные и вторичные размещения как на отечественных, так и зарубежных площадках на сумму около 10 млрд долл. США.
Приведем статистику по деятельности российских компаний на рынке IPO (табл.2).
Одной из главных проблем развития отечественного фондового рынка и, в частности, сделок IPO, являются постоянные политические и экономические потрясения, которые имеют место в нашей стране. Следующей проблемой, по мнению автора, является низкий уровень развития отечественного фондового рынка, не позволяющий создать эффективные условия для привлечения инвестиций, вследствие чего, на сегодняшний день финансирование за счет собственного капитала проигрывает заемному банковскому или облигационному финансированию в России. Также на нашем рынке чаще присутствуют относительно небольшие компании, а, к сожалению, в Российской Федерации пока нет в достаточной степени живой площадки, которая была бы схожа с европейскими и американскими биржами для компаний малого и среднего бизнеса.
Рис. 5. Количество сделок первичного публичного размещения акций по секторам за последние 3 года
[составлено автором на основе [8]]
Таблица 2
Авторский анализ проведенных IPO крупнейшими российскими компаниями
КомпанияДата начала проведения IPOФондовая биржаОбъем привлеченных
средств,
млн долл. США
Добыча нефти и природного газа
НК «Роснефть»14.07.2006LSE, РТС, ММВБ10700
ПАО «Новатэк»27.07.2005LSE, ММВБ966
ПАО НК «РуссНефть»24.11.2016ММВБ500
Металлургия и горное дело
РУСАЛ27.01.2010Hong Kong Stock Exchange2240
Норильский никель13.03.2019ММВБ550
En + Group03.11.2017LSE1500
Торговля и потребительский рынок
Сеть магазинов «Магнит»02.04.2006ММВБ, РТС368
Сеть гипермаркетов «Лента»14.02.2014LSE, ММВБ952
X5 Retail Group
(«Пятерочка»)
11.05.2005LSE639
ДИКСИ Групп07.05.2007ММВБ, РТС360
Детский мир08.02.2017ММВБ300
Технологии, телекоммуникации и медиа
ВымпелКом13.11.1996NYSE111
Голден Телеком30.09.1999NASDAQ56
МТС30.06.2000NYSE353
Мегафон27.11.2012LSE, ММВБ1860
Mail.ru05.11.2010LSE912
Яндекс03.05.2011NASDAQ1300
OZON18.11.2020NASDAQ, ММВБ1140
HeadHunter08.05.2019NASDAQ220
Финансовые услуги
QIWI Plc03.05.2013NASDAQ213
ВТБ18.05.2007LSE, ММВБ8019
Сбербанк России24.03.2007ММВБ, РТС8800
Недвижимость и девелопмент
ЛенспецСМУ14.04.2011LSE575
Группа компаний ПИК06.06.2007LSE, ММВБ, РТС1929
Группа ЛСР16.11.2007LSE, ММВБ772
[Составлено автором на основе [10, 11]]

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать вывод, что российские компании для своего размещения предпочитают зарубежные площадки. Данное обстоятельство обусловлено такими факторами как: большая ликвидность, а главное доступность и интерес со стороны потенциальных иностранных инвесторов. Также автор приходит к выводу, что по мере роста количества частных инвесторов на российском рынке, переориентации и возобновления интереса к нему со стороны крупных фондов, которые ориентированны на развивающиеся рынки, компании снова начнут проявлять интерес к рынку первичного публичного размещения акций в России.


Список использованных источников:
1. Балакирев Н.Н., Давиденко Л.П. Информационная прозрачность на рынке ценных бумаг // Современный менеджмент и экономика: проблемы и перспективы развития. — 2017. — С. 31–36.
2. Бархатов И.В. Особенности IPO российских компаний на фондовом рынке // Вестник Челябинского государственного университета. — 2012. — № 9. — С. 98–101.
3. Решетникова Т.В., Тульский Ю.М. К вопросу о сущности публичного размещения акций российских компаний // Управленец. — 2011. — № 11 (12). — С. 4–7.
4. Рубцов Б.Б., Напольнов А.В. Мировой и российский рынки IPO: Анализ тенденций и перспектив развития // Стратегические решения и риск-менеджмент. — 2011. -№5. — С. 60–69. Режим доступа: https://doi.org/10.17747/2078–8886–2011–5–60–69 (дата обращения: 17.10.2021)
5. Русинова М.Р. IPO российских компаний: особенности и тенденции развития // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. — 2018. — № 4(35). — С.25–30.
6. Энгау В. Российское IPO в глобальном мире // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2007. — С. 212–216.
7. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.pwc.com/gx/en/audit-services/ipo-centre/assets/pwc-global-ipo-watch-q2–2021.pdf (дата обращения 17.10.2021)
8. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.ey.com/en_gl/ipo/trends (дата обращения: 17.10.2021)
9. Электронный ресурс. Режим доступа: https://fin-plan.org/blog/investitsii/istoriya-fondovogo-rynka-rossii/ (дата обращения: 17.10.2021)
10. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.finanz.ru/aktsii (дата обращения: 17.10.2021)
11. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.preqveca.ru/placements/ (дата обращения: 17.10.2021)
12. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.rosneft.ru/Investors/structure/IPO/ (дата обращения: 17.10.2021)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия