Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (81), 2022
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
Чернова Е. В.
профессор кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук

Кущева Н. Б.
доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса факультета сервиса, туризма и гостеприимства
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат технических наук

Цай Р. Д.
старший преподаватель кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Шабалин В. В.
старший преподаватель кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Потребители и ресторанный рынок: структурные изменения в условиях COVID-пандемии
Пандемия коронавирусной инфекции повлияла на все стороны жизни общества. Статья выполнена по результатам исследования на тему «Стратегические структурные изменения в моделях поведения потребителей туристских, гостиничных и ресторанных услуг в условиях COVID-пандемии и пост пандемический период». Исследование проводилось в Санкт-Петербурге, Ярославле, Угличе и Иваново в 2021–2022 годах. Целью исследования было сфокусироваться на поведении потребителей, а также и проанализировать ситуацию со стороны непосредственных участников рынка услуг общественного питания. Результаты исследования основаны на анализе первичных и вторичных данных для выявления изменений в поведении потребителей вследствие политических, законодательных и экономических факторов, вызванных распространением COVID-19. Определены факторы, влияющие на потребительские предпочтения гостей предприятий питания в период пандемии коронавирусной инфекции и на перспективу, а также предложены мероприятия, минимизирующие потери прибыли ресторанами и кафе
Ключевые слова: ресторанный бизнес, COVID-19, поведение потребителей, факторы потребительского предпочтения, новые тренды в общественном питании, общественное питание
УДК 338.46; ББК 65.431   Стр: 112 - 116

Ведение бизнеса с учетом потребностей и приоритетов потребителей — важный фактор успеха любой компании в настоящее время. Знание того, как ведет себя потребитель, какие факторы влияют на него, позволяет предприятиям общественного питания более эффективно управлять комплексом маркетинга, брендингом и коммуникацией с клиентами. Факторы, влияющие на потребителей, иногда очень сложно определить правильно, потому что очень часто они являются внутренними факторами. На текущую ситуацию, сложившуюся в настоящее время, в том числе на мировых рынках, в основном влияют внешние факторы — пандемия COVID-19 и последствия политических и законодательных шагов, а также экономической ситуации [19].
Потребности и предпочтения потребителей являются в настоящее время основными ориентирами при создании и развитии любого предприятия, как в сфере промышленности, сельского хозяйства, так и в индустрии гостеприимства и развлечений. «Изменение структуры предпочтений и ценностей потребителей привело к развитию новых форм торговли, индивидуализации отношений с покупателями, что, в свою очередь, потребовало от предприятий переоценки стратегий маркетинга, прежде всего в сфере сбыта, продаж, коммуникаций, товарного предложения» [8, с. 3].
Пандемия коронавирусной инфекции повлияла на все стороны жизни общества. «То, как люди проводят свое свободное время, меняется из-за введенных правил социального дистанцирования, и такое отношение, вероятно, сохранится еще долго» [5, с. 79]. Ресторанный бизнес, общественное питание — сфера предпринимательской деятельности, на которую COVID-19 оказала достаточно большое отрицательное воздействие, но и явилась катализатором для поиска рестораторами новых путей развития. «В течение многих лет бренды полагались на статические инструменты, такие как онлайн-опросы, телефонные опросы и анкеты, раздаваемые лично» [6, с. 90], поэтому представленные результаты исследования основаны на анализе литературы, а также первичных и вторичных данных для выявления изменений в поведении потребителей вследствие политических, законодательных и экономических факторов, вызванных распространением COVID-19. Ориентация на желания потребителей позволяет разрабатывать оптимальные в нынешней экономической ситуации стратегию и тактику ведения бизнеса.
Обзор литературы
COVID-пандемия ударила по экономике регионов, урон нанесен практически всем отраслям. В первую очередь, пострадали те отрасли, которые предусматривают единовременное присутствие больших скоплений людей в замкнутом пространстве [14]. Одна из них — сфера общественного питания. В 2020 г. снижение оборота произошло в 82 из 85 регионов РФ. В 2021 г. ситуация несколько улучшилась. Эксперты РИА Новости прогнозируют, что по итогам 2021 г. оборот общественного питания в России может увеличиться на 15–20% относительно показателей прошлого года. Наиболее существенный рост зафиксирован в Приморском крае (плюс 81,1%) и Республике Алтай (плюс 80,9%). В группу лидеров также входят Северная Осетия, Крым, Калининградская область, Брянская область, Москва и Санкт-Петербург, где оборот общественного питания по итогам трех кварталов 2021 г. увеличился более чем на 40% [7].
Многие европейские страны, и Россия в их числе, закрыли свои границы. Рейсы по всему миру начали отменяться, планы на отпуск рушиться, а вместе с ними и надежда на скорое восстановление зарубежного туризма. Когда предприятия общественного питания открыли свои двери после локдауна, у людей появилась возможность провести время с друзьями и родными в ресторанах и кафе. Многие россияне стали совершать поездки внутри страны. Динамика прироста внутреннего организованного турпотока относительно 2020 г., по данным АТОР, в 2021 г. увеличилась на 30%. «Доля организованного туризма в общем потоке внутренних туристов в 2021 г. выросла еще на 3% по сравнению с 2019 г. и составляет 23%» [1].
Д. Шет представил следующие основные группы факторов, которые регулируют или оказывают воздействие на потребительские привычки: социальные (изменения в личной, общественной, производственной сферах деятельности человека); влияние новых технологий (цифровизация, компьютеризация и др.); внешнее воздействие (политика, правила и нормы поведения, принятые в обществе), и, наименее предсказуемый фактор, — стихийные бедствия (катастрофы, пандемии и т.п.) [18].
Целью представленного в статье исследования стало определение факторов, влияющих на предпочтения потребителей ресторанных услуг в период COVID-пандемии и на перспективу. Полученные результаты могут стать основанием для разработки мероприятий, минимизирующих потери прибыли предприятиями питания. Это модели «Бесконтактность», «Home-ориентированность», «Безопасность». Показателем процесса купли-продажи в предприятиях питания является товарооборот, который зависит от объема товарной массы и ее потребления, а также размера предприятия [13, с. 10].
Методы исследования
Методы исследования, использованные авторами: сбор, систематизация и анализ информации; контент-анализ; анкетирование; интервьюирование. Интервью проводилось с топ-менеджерами ресторанов г. Санкт-Петербурга и ресторанных холдингов, включающих в себя разнонаправленные концепции городских ресторанов городов «Золотого кольца России»: г. Иваново — рестораны «Восток — Запад», «Чайхона», «Веранда», «In hause», г. Ярославль — рестораны «Честный стейк», «Лапша на ушах», «IZZI kitchen», г. Углич — ресторан «Гости». Данные ресторанные концепции относятся к сегменту casual (повседневные). Период проведения: декабрь 2021 г. — январь 2022 г. Количество экспертов, принявших участие в интервью — 8 человек.
Целью интервью было сфокусироваться на наблюдениях в поведении потребителей со стороны непосредственных участников рынка услуг, в том числе исследовать изменения корпоративной ситуации внутри ресторанных проектов. Мнения экспертов основывались на результатах обратной связи с гостями ресторанов, работе с социальными сетями проектов, анализе OLAP отчетов CRM систем, анализе финансовых P&L отчетов.
Анкетирование проводилось в период с сентября 2021 г. по январь 2022 г. в онлайн и офлайн форматах. Очно анкетирование прошло во время проведения Кубка Губернатора Санкт-Петербурга «Лучший шеф-повар Петербургской кухни» (21–22.09.2021) и гастрономического фестиваля MEGUSTRO (28–30.09.2021). Дистанционно — в онлайн-сервисе Google Forms, где была составлена анкета, в которую вошли вопросы с возможностью выбора как одного, так и нескольких вариантов ответов. Всего в анкетировании приняли участие 174 человека (112 женщин и 62 мужчин). 77% респондентов проживают в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках, 19% — в городах с населением до 1 млн человек и около 4% — в городах и поселках с населением менее 100 тыс. жителей.
Результаты проведенных интервью
Результаты, проведенных интервью позволяют авторам рассмотреть их с двух сторон: со стороны потребителей и со стороны предприятий. По мнению экспертов, наблюдаются следующие устойчивые тренды и структурные изменения на рынке общественного питания в условиях пандемии (2020–2021 гг.) в сравнении с до-пандемийным периодом (2018–2019 гг.) со стороны поведения потребителей:
1) эксперты отмечают снижение гостевого потока в связи с предпринимаемыми властями ограничительными мерами по предотвращению развития пандемии. В целом гостевой трафик нестабилен и в настоящее время составляет от 50–75% от до-пандемийного. Данное падение вызвано, в первую очередь, введением обязательного наличия QR-кодов для посещения ресторанов и ограничением в заполнении залов 50% посадкой. Снижение посещений можно также объяснить снижением уровня жизни населения в связи с экономическим кризисом, вызванным пандемией;
2) в связи с закрытием границ для внешнего туризма возросла доля внутренних туристов. Например, в городе Углич, где находится ресторан «Гости», туристский гостевой трафик вырос в несколько раз по отношению к до-пандемийному периоду;
3) по мнению экспертов, сезонный спрос на услуги общественного питания не изменился. По-прежнему остался повышенным спрос на услуги питания в летний и праздничный периоды. Однако стоит отметить снижение спроса в межсезонье, его спад более значительный, чем в до-панденмийный период;
4) в 2020–2021 гг. вырос спрос на услуги доставки. В период первой волны пандемии и локдауна данная услуга в некоторых предприятиях питания составляла до 70% доли товарооборота (фаст-фуд: пиццерии, гамбургерные и т.п.). Спрос на услуги доставки в классических ресторанах вырос в среднем на 10–15%. Относительно невысокая доля товарооборота, приходящаяся на доставку в классических ресторанах, объясняется их концепцией работы. Многие рестораторы не склонны гастрономический продукт переводить на удаленную по времени подачу в связи с отсутствием гарантий сохранения стандарта качества. «Средний чек на доставку еды за год, например, в городе Ярославль вырос на 12%» [3];
5) эксперты отмечают устойчивое снижение среднего чека во всех исследованных городах в среднем на 15–25%. Данный тенденция проявилась в 2021 г., когда наступил относительно стабильный период работы ресторанов. В первую очередь, гости стали отказывать себе в десертах и дополнительных напитках;
6) значительно возросли требования потребителей к обеспечению безопасности. Это отразилось на значительном увеличении в предприятиях питания расходов на средства защиты (корпоративные отчеты фиксируют повышение расходов по данной статье бюджета в среднем на 30%). Гости стали более внимательны к оценке мер, предпринимаемых по обеспечению безопасности от COVID-19. Рестораторы усилили контроль за здоровьем персонала; основания для отстранения от работы в случае неблагоприятного самочувствия персонала стали намного жестче;
7) по убеждению экспертов, вкусовые пристрастия гостей в целом не претерпели изменений, однако, наблюдается тенденция отказа от деликатесов и специалитетов, большим спросам стали пользоваться органические и региональные продукты;
8) в поведении потребителей, утверждают эксперты, произошли изменения в сторону ограничения общения с обсуживающим персоналом. Данная тенденция вызвана требованием к персоналу работать в масках. Маска снижает коммуникативные способности на уровне восприятия мимики. В то же время наблюдается повышение интереса к интерьеру, а также аудио- и визуальному контенту ресторана;
9) значительно снизился спрос на корпоративные и событийные мероприятия. Эксперты отмечают два фактора, повлиявших на эту тенденцию. Первый — это ограничительные меры властей (посадка 50%, увеличение расстояние между столами, введение QR-кодов, ограничение времени работы предприятий питания и др.), что не позволяет проводить масштабные мероприятия. Вторая причина — снижение уровня жизни за счет экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Корпоративные мероприятия от компаний практически не проводятся;
10) одним из основных направлений привлечения потребителей является работа над качеством как продукции, так и сервиса. Это подтверждают и другие рестораторы. Евгений Реймер (ассоциация вкусных ресторанов Milimon Family): «инвестировать надо именно в великолепную кухню и искренний сервис. Иными словами, вкладывать стоит в людей, в их обучение, в команду, в сплочение коллектива, а еще в поиск и взращивание талантливых шефов» [2].
Произошли значительные изменения в корпоративной деятельности ресторанов.
Усилился жесткий контроль за бюджетом: актуализировались статьи расходов, проведена повсеместная оптимизация. Это вызвано снижением денежного трафика доходов. Кроме того, возросли расходы на себестоимость продукции общественного питания, а возможность индексации цены отсутствует в силу снижения уровня жизни потребителей, поэтому во многих ресторанах стали вводить изменения в меню, пересматривать выход готовых блюд. Тенденция на снижение выхода готовых блюд вызвана двумя причинами. Во-первых, с целью экономии и попытки сохранить маржинальность. Во-вторых, для удобства гостей. Было замечено, что блюда с большим выходом гости начали заказывать на двоих, что отражалось на красоте и оригинальности подачи. Уменьшение выхода и, соответственно, стоимости были восприняты гостями позитивно.
Ярко выраженная тенденция, которая проявилась в период пандемии, — это снижение репутации отрасли питания в глазах персонала. Усиленные ограничительные меры, предпринятые в период первой волны пандемии, когда закрывались многие предприятия питания, спровоцировали отток персонала. Большая часть персонала сменила отрасль или переквалифицировалась. Многие из них не вернулись в общественное питание после снятия ограничений. Нестабильная ситуации на рынке ресторанных услуг отразилась, по утверждению экспертов, даже на том, что многие студенты, обучающиеся профессиям повара или официанта, не рассматривают для себя возможности трудоустройства по специальности. Эксперты обратили внимание также на то, что необходимо вносить изменения в процесс подготовки кадров, делая упор на многофункциональность и универсальность линейного персонала. С целью привлечения персонала рестораторами была поднята оплата труда, но даже данное действие не привело к желаемому результату. В 2021 г. гостиницы и рестораны столкнулись со значительным дефицитом кадров. По данным, подготовленным для РБК компанией по поиску работы и сотрудников HeadHunter, «с января по сентябрь 2021 г. спрос на персонал в сегменте HoReCa (отели, рестораны и кафе) вырос к аналогичному периоду прошлого года более чем в два раза, работодатели предлагали 54,5 тыс. вакансий» [9]. Т.е. кризис, вызванный пандемией COVID-19, вызвал дискредитацию отрасли как источника стабильности дохода.
Пандемия COVID-19, по мнению экспертов, изменила правила ведения бизнеса. Стратегическое планирование перестало быть приоритетным. Планы на развитие стали более пессимистичными, либо заморозились вообще. Изменились корпоративные стандарты и стандарты сервиса. Бюджетирование стало производиться по принципу пессимистичного прогноза. Оптимизировались бизнес-процессы, вводятся новые технологии, обеспечивающие уменьшение затрат.
Пандемия продолжается и, по мнению экспертов, возможно дальнейшее развитие структурных изменений в сфере общественного питания. Надо отметить, что оптимизма эксперты пока не испытывают. Однако, важно, что пандемия научила вести бизнес в новых условиях, рестораторы приобрели опыт, которого еще не было.
Результаты анкетирования
Анкетирование проводилось анонимно в целях получения наиболее достоверной информации. Исследование является описательным, т. е., предусматривает описание отдельных явлений и фактов. В опросе приняло участие 174 человека. Возрастной состав представлен на рис. 1. Минимальный возраст участников — от 18 лет (рис. 1).
Рис. 1. Возраст участников опроса, %

Среди опрошенных около 70 % работают (120 человек), 25 человек — фрилансенры, 22 — студенты и 7 человек — пенсионеры (рис. 2).
Рис. 2. Социальное положение участников опроса, чел.

38 респондентов (22,1%) имеют доход до 35 тыс. руб., 60 человек (34,3%) — 35–65 тыс. руб., 76 человек (43,6%) — свыше 65 тыс. руб. 57% опрошенных указали, что в период пандемии коронавирусной инфекции их доход остался на прежнем уровне, у 35% он сократился, и только у 8% увеличился.
Анализ, проведенный авторами год назад, показал, что меняются поведение и предпочтения потребителей. Нами были сформулированы несколько моделей, ориентируясь на которые можно минимизировать потери в ресторанном бизнесе [12]. Проведенный контент-анализ источников, интервью с экспертами и анкетирование расширили линейку моделей поведения потребителей. Например, увеличение количества доставки продукции общественного питания — это не только возможность минимизации контактов и повышения безопасности, но и показатель того, что тренд на комфорт и удобство набирает силу. Этот тренд тесно связан с другим — цифровизацией. Переход в «цифру» наблюдается во всех сферах деятельности, и, конечно, ресторанный бизнес не является исключением. В настоящее время цифровые технологии реализуются в общественном питании на всех этапах: логистика, производство, обслуживание, реклама и продвижение [4, 10, 11, 17].
До пандемии коронавирусной инфекции каждый день предприятия питания посещали (в большинстве случаев на бизнес-ланч) чуть более 5 % опрошенных. В настоящее время в 2,5 раза уменьшилось число людей, ежедневно питающихся в ресторанах, кафе, столовых. Несомненно, это связано с переводом многих работающих на дистанционный режим. Уменьшилось количество тех, кто посещает рестораны один или несколько раз в неделю или месяц. Некоторые из них стали нечастыми гостями и приходят в рестораны только несколько раз в год. И существенно увеличилось количество тех, кто перестал пользоваться услугами общественного питания (рис. 3).
Рис. 3. Периодичность посещения предприятий питания гостями, %

Проведенный опрос показал, что пандемия коронавирусной инфекции повлияла на изменение условий выбора предприятий питания потребителями. Ранее, выбирая какой ресторан посетить, потребитель ориентировался на его известность и популярность, а в настоящее время отдает предпочтение тем предприятиям, которые находятся близко к дому (рис. 4).
Рис. 4. Позиции, по которым потребители выбирают какое предприятие питания посетить, % (вопрос с возможностью выбора нескольких вариантов ответов)

Кухня, меню были и остаются важными факторами при выборе ресторана. Чуть большее число гостей ориентируются на цены. Другие варианты ответов (3,5 %): для меня важны комфорт и интерьер ресторана; опираюсь на рекомендации друзей и рейтинг в интернете; читаю отзывы блогеров; посещаю то предприятие, которое в настоящий момент ближе всего к моей локации; выбираю рестораны, где не требуют QR-код.
При ответе на вопрос о цели посещения предприятий питания до пандемии и в настоящее время по двум позициям («чтобы завтракать, обедать, ужинать вне дома» и «для проведения деловых обедов или банкетов») уменьшилось количество ответивших на несколько процентов. Кроме того, на 15 % стало меньше людей, которые приходят в рестораны и кафе с целью отдыха.
Проведенные исследования показали, что пандемия коронавирусной инфекции не повлияла на смену приоритетов потребителей относительно выбора ценовой категории ресторана (рис. 5).
Рис. 5. Посещение потребителями ресторанов различной ценовой категории до пандемии и в настоящее время, %

Эти данные коррелируют с мнением опрошенных нами экспертов. Как отмечают руководители и менеджеры ресторанов, контингент гостей не изменился. Но они начали экономить, отказываются от десертов или дополнительных напитков, а при выборе алкоголя отдают предпочтение более бюджетным позициям, что сказывается на снижении среднего чека.
В настоящее время многими региональными властями были введены жесткие правила посещения предприятий питания в зависимости от наличия QR-кодов. Он автоматически генерируется системой Госуслуги после проведения вакцинации или получения официального медицинского отвода от прививки [15, 16]. Потребителям был задан вопрос «Повлияет ли введение QR-кодов на посещение Вами предприятий питания?». На рисунке 6 представлены полученные результаты. Большинство опрошенных ответили, что как они ходили, так и будут ходить в рестораны и кафе, потому что сделали прививку. Однако, почти 20% респондентов выбрали услугу доставки блюд вместо того, чтобы свободно ходить в предприятия питания.
Рис. 6. Повлияет ли введение QR-кодов на посещение Вами предприятий питания, %

Выводы
Выводы исследования основываются на количественном и качественном анализе анкетирования и интервью, которые были проведены с владельцами и топ-менеджерами предприятий питания из нескольких городов Российской Федерации. Определено, что поведение потребителей изменилось под влиянием пандемии коронавирусной инфекции. По нашему мнению, основными трендами в изменении поведения потребителей являются:
– тренд на безопасность (отражается в снижении гостевого потока, уменьшении спроса на корпоративные и событийные мероприятия, ограничении общения с обсуживающим персоналом);
– тренд на сокращение расходов (отражается в снижении среднего чека, отказах от покупки ряда позиций меню; является ответом на рост цен и снижение уровня жизни);
– тренд на комфорт и удобство (увеличение спроса на услугу доставки; посещение предприятий питания, расположенных поблизости к дому и др.);
– тренд на повышение требований к качеству продукции и услуг (большим спросам стали пользоваться органические и региональные продукты).
Пандемия коронавирусной инфекции не повлияла на:
– сезонный спрос на услуги общественного питания в летний и праздничный периоды;
– вкусовые предпочтения гостей ресторанов и кафе;
– выбор типа и класса предприятия питания (кухня и меню остаются важными факторами при выборе ресторана; приоритеты относительно ценовой категории не изменились, но сократилось количество посещений и средний чек).
Введение QR-кодов не окажет отрицательного влияния на количество посещений предприятий питания: многие респонденты уже вакцинировались, либо планируют это сделать в ближайшее время. Противники вакцинации посещать предприятия питания не планируют или перейдут на пользование услугой доставки.
Представленные выше тренды поведения потребителей оказывают влияние на изменение корпоративной деятельности ресторанов:
– усиливается контроль за бюджетом, актуализируются статьи расходов, проводится повсеместная оптимизация процессов;
– отходят от стратегического планирования и уделяют основное внимание тактическим мероприятиям;
– вносят изменения в корпоративные стандарты и стандарты сервиса;
– вводятся новые технологии, обеспечивающие уменьшение затрат.
Таким образом, изменение привычек и потребностей потребителей являются отправными точками, ориентируясь на которые можно сделать бизнес более прибыльным. В основу бизнес-модели предприятия питания необходимо положить ценностные предложения, которые в настоящее время являются важными для потребителей ресторанных услуг: безопасность, комфорт, качество.


Список использованных источников
1. В АТОР подвели туристические итоги 2021 года. — Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/58171.html (Дата обращения 20.01.2022).
2. Есть ли жизнь после локдауна? Ресторанный прогноз на 2022 год. — Интернет-ресурс. Режим доступа: https://place.lemma.ru/article/est-li-jizn-posle-lokdaunarognoz-na-2022 (Дата обращения 02.11.2021).
3. Изменение среднего чека в доставке еды в разрезе по городам. — Интернет-ресурс. Режим доступа: https://academy.chibbis.ru/sredniy-chek-0821 (Дата обращения 30.01.2022).
4. Инновации в эпоху COVID-19. Тренды цифровой трансформации бизнеса в условиях кризиса и пандемии. — Интернет-ресурс. Режим доступа: https://rtlq.ru/static/docs/COVID-19-business-digital-innovation-transformation.pdf (Дата обращения 30.01.2022)
5. Кущева Н. Б. Индустрия гостеприимства в постковидный период: новая реальность, новые правила // Технико-технологические проблемы сервиса. — 2021. — № 2(56). — С. 79–83.
6. Кущева Н. Б., Иванова М.А. Технология вовлечения потребителей в совместное создание ценности в индустрии гостеприимства. — В сборнике: Современный гостинично-ресторанный бизнес: экономика и менеджмент. материалы VI международной научно-практической конференции преподавателей, докторантов, аспирантов и студентов. — Симферополь, 2020. — С. 88–93.
7. Названы регионы-лидеры по темпам роста оборота общепита / РИА Новости: сайт, 2021. — Интернет-ресурс. Режим доступа: https://ria.ru/20211115/obschepit-1759039253.html (Дата обращения 31.01.2022).
8. Наумов В. Н. Поведение потребителей: учебник. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 345 с.
9. Отели и рестораны заявили о катастрофической нехватке персонала. — Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/29/09/2021/6152dec19a7947918db291ff (Дата обращения 20.01.2022)
10. Соколова Е. А. Использование инструментов цифрового маркетинга на предприятиях общественного питания // Практический маркетинг. — 2019. — №5 (267). — С. 18–24. — Интернет-ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-instrumentov-tsifrovogo-marketinga-na-predpriyatiyah-obschestvennogo-pitaniya/viewer (Дата обращения 30.01.2022)
11. Тиунов В.М. FoodTech и цифровизация сферы общественного питания в России (на англ. яз.) // Современная наука и инновации. 2020. № 3 (31). С. 17–21. — Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.ncfu.ru/NCFU_PYATIGORSK/.doc/VAC/arhiv/2020/3–20201.pdf (Дата обращения 30.01.2022).
12. Чернова Е. В., Шабалин В.В. Ресторанный бизнес Санкт-Петербурга в период пандемии коронавирусной инфекции: итоги первой волны и перспективы развития // Общество: политика, экономика, право. — 2021. — №2(91). — С. 47–55. — Интернет-ресурс. Режим доступа: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/pep/2021/2/economics/chernova-shabalin.pdf (Дата обращения 30.01.2022)
13. Чернова Е. В., Шабалин В. В., Губченко О. С., Широкожухов В.В. Технология продаж продукции предприятий питания гостиничного комплекса: Учебное пособие. — Санкт-Петербург, 2020. — С.79.
14. Donthu, N., Gustafsson, A. Effects of COVID-19 on business and research. — Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0148296320303830?via%3Dihub (Дата обращения 01.02.2022).
15. How QR Codes are Used in Your Country. Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.qrcode-tiger.com/how-qr-codes-are-used-in-your-country (Дата обращения 1.02.2022).
16. QR-код: как будет работать в карантин. Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.kom-dir.ru/article/2983-qr-kod-karantin (Дата обращения 1.02.2022).
17. Pyanikova E.A., Kovaleva A.E., Galchenko S.I. et al. Digitalization of Restaurant Business as a Factor of Competitiveness Increase Advances in Economics, Business and Management Research, 2020, V. 148, Р. 546–550. — Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/343580124_Digitalization_of_Restaurant_Business_as_a_Factor_of_Competitiveness_Increase (Дата обращения 30.01.2022).
18. Sheth, J., (2020). Impact of Covid-19 on consumer behavior: will the old habits return or die? — Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0148296320303647?via%3Dihub (Дата обращения 02.02.2022).
19. WHO Coronavirus Disease (COVID-19) Dashboard. World Health Organization. Интернет-ресурс. Режим доступа: https://covid19.who.int/ (Дата обращения 02.02.2022).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия